В то время лютый мучитель так разъярился на христиан, что убивал, как второй Ирод, и малых христианских детей. Желая осквернить детей идоложертвенными снедями, он повелел насильно класть эти яства в рот им; они же, вразумленные Святым Духом, не хотели брать их, и за то были убиваемы. Случилось тут же быть двум благородным отрокам – родным братьям; они, будучи научены родителями, а более Богом, сильно гнушались идолопоклонством. Мучитель, призвав юношей к себе, стал прельщать их ласковыми словами и соблазнять сладкими снедями идольских жертв, желая чрез сие сделать их участниками бесовских скверн. Юноши же, отталкивая снеди, говорили: – Родители завещали нам не вкушать сих снедей, ибо если кто вкусит их, тот прогневает Христа. За сие мучитель повелел бить их без пощады розгами; юноши же, подобно зрелым мужам, с великим терпением переносили истязания. Тогда один из приближенных к царю сказал: – Большой стыд, если малые дети, недавно вышедшие из пелен, победят своим терпением римского царя. Дай, великий царь, мне этих детей, и я их научу почитать богов. Царь отдал ему сих детей. Он тотчас же обрил головы им и, намазав крепкою горчицей, запер их в горячую баню; от этого головы детей разгорелись подобно пламени, как будто пораженные молнией; оба брата в этом мучении и скончались. Сначала упал мертвым младший, а старший, увидав своего умершего брата, воскликнул: – Победил ты, брат мой, победил; Бог тебе помощник! После сего, целуя тело умершего брата, и он предал дух свой. – Сие было в Никомидии, куда вели на мучение святого Лукиана. В Каппадокии, которая находилась на пути в Никомидию, Лукиан увидал воинов, из страха мучений отвергшихся Христа. Лукиан стал наставлять их к терпеливому перенесению мучений и сказал: – О, какой стыд вам и срам! Вы, как воины, всегда жертвуете на войне здоровьем своим за царя земного и временного, и полагаете души свои за него, а между тем не хотите мужественно восстать за Небесного Вечного Царя-Христа, и не только щадите себя, но и отвергаетесь Его! Рассудите: какая вам польза слушаться царя земного? И размыслите в то же время от чего отказываетесь вы, преслушав повеление Царя Небесного? Ради суетной чести и славы вы предаете себя в такую погибель; ради же Господа своего, пролиявшего за нас кровь Свою и уготовившего рабам Своим неизреченные блага, вы не хотите терпеть временных мук, чтобы на веки воцариться с Ним. Постыдитесь малых детей и немощных женщин, оказавшихся мужественнее вас: ибо они доблестно став за своего Господа, оказались как бы крепкими мужами, а вы, убоявшись мук, сделались – как женщины и малые дети. Что будет с вами, когда Христос призовет вас на суд Свой?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

6704 За свою благочестивую жизнь Лукиан, как повествует его житие, был удостоен особенного дара Божественной благодати, так что когда ходил по городу, то некоторые видели его, а другим он был невидим (Пролог 15 октября). 6705 Здесь он занимался также перепискою книг Священного Писания, в чем достиг большого искусства; этим трудом Лукиан питал и себя, и нищих. 6706 Самым знаменитым ученым трудом Лукиана был пересмотр и исправление греческого текста Библии. Блаженный Иероним пресвитер церкви Антиохийской, столько трудился над Св. Писанием, что доселе некоторые экземпляры называются «Лукиановыми». Св. Лукиан нашел в священном тексте ошибки, внесенные не только временем, но и людьми злонамеренными, и потому решился употребить труды и сведения свои на то, чтобы передать Церкви текст исправнейший. Св. Афанасий говорит так о трудах св. Лукиана: «Лукиан рассмотрел прежние переводы и еврейские книги и обращал тщательное внимание на то, чего недоставало, или что было лишним, и все исправил в своем месте». Труд св. Лукиана, в предохранение от врагов веры, во время исповеднического подвига его, сохранен был в стене, где ящик с рукописью залит был известью и здесь найден был при императоре Константине Великом пересмотренный св. Лукианом, начал входить во всеобщее употребление. 6708 В 308 году, при императоре Диоклетиане, Лукиан был в числе исповедников веры в Никомидии, где тогда было сильное гонение на христиан; оттуда он извещал Антиохийскую Церковь о мученической кончине св. Анфима Никомидийского; но в этот раз он был, сверх чаяния, освобожден и возвратился в Антиохию, где и продолжал свою прежнюю христианскую деятельность. 6710 Церковный историк Евсевий писал, что св. Лукиан, представленный к императору Максимиану за веру, возвестил Небесное Царствие Христово сначала словом чрез Апологию, потом и делами. Говоря в своей Апологии о Воскресении Христовом, Лукиан пишет: «Воспользуюсь свидетельством самого места, где сие случилось: само место соглашается со мною. Голгофская гора, рассевшаяся под славою Креста, та пещера, которая по отверстии входов преисподней, снова возвратила одушевленное Тело, чтобы более светлым вознеслось Оно на небо... Привожу вам во свидетели самое небо, которое, узрев, что делают нечестивые на земле, в полдень сокрыло свет свой. Поищите в ваших летописях и вы найдете, что при Пилате, когда страдал Христос, день прерывался солнечным затмением». – Кроме этих трудов, св. Лукиан оставил после себя Символ веры во Св. Троицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие и страдание преподобномученика Лукиана, пресвитера антиохийского Память 15 октября Святой Лукиан происходил от благочестивых родителей из города Самосат 6703 , в Сирии. На двенадцатом году своего возраста Лукиан осиротел и все, оставшееся ему после родителей, имущество раздал бедным; сам же отправился в город Эдессу к исповеднику Макарию и, под руководством его, с ревностью принялся за изучение Священного Писания. При этом Лукиан проводил строго подвижническую жизнь. Он никогда не пил вина, а только воду, пища же его состояла из сухого хлеба с водой, но и ту он принимал один раз в день, а иногда и целую неделю ничего не вкушал 6704 . За свою строго благочестивую жизнь, а также и за ревностное распространение слова Божия между иудеями и язычниками, Лукиан был посвящен в сан пресвитера Антиохийского. Здесь Лукиан устроил училище, собрал множество учеников и стал наставником премудрости книжной и духовной: он научил разумению Божественного Писания и наставлял вместе с тем к добродетельной жизни 6705 . В это время Лукиан присоединил к своим занятиям исправления текста Священного Писания, сильно попорченного еретиками с злою целью. Ради этого полезного труда Лукиан предварительно изучил еврейский язык 6706 . Когда же слава о добродетелях Лукиана распространилась повсюду, то о нем узнал злочестивый царь Максимиан Галерий. Желая искоренить и уничтожить в восточных странах святую веру, Максимиан мучил и убивал множество христиан, в особенности же премудрых и знаменитых учителей христианских. Беззаконник думал, что если он низвергнет сии столпы церковные, тогда скорее разрушится и сама Христова Церковь . В то время он уже убил святого Анфима Никомидийского и святого Петра Александрийского 6707 . Услышав же о святом Лукиане, он повелел отыскать его и привести на мучение. Тогда один священник, живший в Антиохии, по имени Панкратий – последователь ереси Савеллия, – сказал посланным от царя, где пребывает Лукиан. Панкратий уже давно завидовал доброй славе Лукиана и, как Иуда, предал на смерть невинного. После сего святой Лукиан был взят нечестивыми и отведен на мучение в Никомидию 6708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

15-е Святого преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского Родом из города Самосаты, в Сирии, сын благородных родителей, Лукиан получил хорошее образование, открывавшее ему путь к светским должностям. Однако же, с молодых лет полюбивший высшие духовные предметы, он, по смерти своих родителей, раздав всё своё имущество бедным, посвятил себя любимым занятиям и, придя к исповеднику Макарию в Одессу, пользовался наставлениями его в изучении священного Писания; при этом проводил строгую жизнь, за которую, равно как и за ревностное распространение слова Божия между Иудеями и язычниками, был посвящён в сан пресвитера Антиохийского. Здесь Лукиан устроил училище, сам же предавался изучению Писания и деятельному проповедованию веры во Христа. В 303 году, во время гонения при Диоклитиане, он, в числе других исповедников веры, потерпел в Никомидии от преследования гонителей, но в этот раз, сверх ожидания, был освобождён и возвратился в Антиохию, где и продолжал свою прежнюю христианскую деятельность. В это время он присоединил к своим занятиям исправление Греческого текста Библии , что признаётся великой заслугой, так как в то время текст Писания был во многом искажён – частью ошибками, вкравшимися в него от переписчиков, частью и умышленными изменениями со стороны злонамеренных людей. Ради этого полезного труда Лукиан предварительно изучил Еврейский язык. В 311 году, когда ярость гонителей христианства, как бы сознавая приближение его торжества, доходила до крайних пределов, Лукиан был схвачен и представлен в Никомидию, где находился тогда император Максимилиан; но, не страшась опасности, он смело представил префекту-мучителю апологию, составленную им в защиту христианских истин сильнейшими и красноречивейшими доводами. В ней, между прочим, упоминая о воскресении Христовом, Лукиан говорит: «воспользуюсь свидетельством самого места, где это случилось; само место соглашается со мною: Голгофская гора, рассевшаяся под славой Креста, та пещера, которая, по отверзтии входов преисподней, снова возвратила одушевлённое тело, чтобы более светлым вознеслось оно на небо... Привожу вам во свидетели само небо, которое, узрев, что делают нечестивые на земле, в полдень сокрыло свет свой. Поищите в ваших летописях и вы найдёте, что при Пилате, когда страдал Христос, день прерывался солнечным затмением».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь вспоминает преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского 28 октября, 2015. Новостная служба За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером 28 октября. ПРАВМИР. Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский, родился в сирийском городе Самосате. В 12-летнем возрасте он остался сиротой. Лукиан роздал имущество нищим, а сам пошел в город Одессу к исповеднику Макарию, под руководством которого прилежно читал Священное Писание и учился подвижнической жизни. За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером. В Антиохии святой Лукиан открыл школу, где собрал множество учеников и наставлял их книжной премудрости. Святой Лукиан занимался учеными трудами, исправлял текст Священного Писания, испорченный переписчиками и еретиками. (Исправленный им полный греческий текст Библии во время его исповеднического подвига был спрятан в стене и найден при святом Константине Великом.) В гонение Диоклитиана святой Лукиан был схвачен по доносу еретиков и отправлен в никомидийскую темницу, где в течение 9 лет укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти. От многих страшных пыток и голода святой Лукиан скончался в темнице. Перед смертью, желая причаститься Христовых Таин на праздник Богоявления, прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Тело святого мученика было брошено в море, но через 30 дней дельфины вынесли его на берег. Верующие с честью похоронили многострадальное тело святого Лукиана. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 октября, 2023 19 августа, 2023

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

4. Богословскую позицию священномуч. Мефодия можно назвать умеренно-эллинистической. Мысли, высказанные в его сочинениях, повторяют многие святые отцы Церкви IV века. Глава седьмая. Преподобномученик Лукиан § 1. Жизнеописание Преподобномуч. Лукиан, пресвитер Антиохийский, родился в Самосатах в 220 году от богатых родителей. Благодаря родителям он получил хорошее светское образование. По смерти родителей преподобномуч. Лукиан прибыл в Эдессу, где занимался изучением Священного Писания под руководством исповедника Макария в Эдесской школе. Переселившись из Эдессы в Антиохию, преподобномуч. Лукиан был сделан пресвитером. Со временем, будучи уже многоопытным старцем, преподобномуч. Лукиан, по примеру Эдесской школы, основал в Антиохии христианское училище, которое постепенно стало знаменитой Антиохийской богословской школой. В 311 году, во время гонений императора Максимиана, преподобномуч. Лукиан был схвачен и отвезен в Никомидию на суд императора. В свою защиту преподобномуч. Лукиан представил письменную апологию Христианства, отрывки из коей сохранились в «Церковной истории» Руфина. После сего преподобномуч. Лукиан был в оковах брошен в тюрьму. Свят. Иоанн Златоуст основываясь на предании Антиохийской Церкви сообщает, что преподобномуч. Лукиан был мучим голодом с целью склонить его к вкушению идоложертвенной пищи, которую он отвергал. На все вопросы на суде преподобномуч. Лукиан отвечал: «Я – христианин». 7 января 312 года преподобномуч. Лукиан принял мученический венец. В 326 году св. царица Елена воздвигла над его мощами великолепный храм. Память преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского, церковно празднуется 15/28 октября. § 2. Сочинения Догматические сочинения преподобномуч. Лукиана не сохранились до нашего времени, а те, что существуют под его именем – подложны или настолько искажены, что по ним невозможно судить о его церковно-литературном творчестве. Главный церковно-литературный труд жизни преподобномуч. Лукиана – это пересмотр и исправление греческого перевода Ветхого Завета (70-ти толковников), а также всего текста Нового Завета. В его редакции Ветхий Завет был представлен в трех параллельных столбцах, вмещавших в себе тексты: еврейский, сирийский и греческий перевода 70-ти, последний с устранением излишних вставок и с внесением пропущенного. В этом виде греческий текст Лукиановой редакции был близок к тому тексту Библии, который Ориген и еп. Евсевий Кесарийский называли κοιν («кини», т. е. общеупотребительный в Церкви); в нем не было тех дополнений, которые внес в свою редакцию Ориген . Свят. Иоанн Златоуст считал, что перевод Священного Писания сделанный преподобномуч. Лукианом важнее и правильнее, чем текст палестинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский , родился в сирийском городе Самосате. В 12-летнем возрасте он остался сиротой. Лукиан роздал имущество нищим, а сам пошел в город Эдессу к исповеднику Макарию, под руководством которого прилежно читал Священное Писание и учился подвижнической жизни. За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером. В Антиохии святой Лукиан открыл школу, где собрал множество учеников и наставлял их книжной премудрости. Святой Лукиан занимался учеными трудами, исправлял текст Священного Писания , испорченный переписчиками и еретиками (Исправленный им полный греческий текст Библии во время его исповеднического подвига был спрятан в стене и найден при святом Константине Великом .) В гонение Диоклитиана (284–305) святой был схвачен по доносу еретиков и отправлен в никомидийскую темницу, где находился в течение 9 лет. Он укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти, и сам мужественно претерпевал страдания. От многих страшных пыток и голода святой Лукиан скончался в темнице. Перед смертью , желая причаститься Христовых Таин на праздник Богоявления, прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Тело святого мученика было брошено в море, но через 30 дней дельфины вынесли его на берег. Верующие с честью похоронили многострадальное тело святого Лукиана. Святитель Иоанн, епископ Суздальский Святитель Иоанн, епископ Суздальский , с юности возлюбил иноческую жизнь и поступил в один из монастырей города Суздаля. Смиренный и добродетельный монах, он Промыслом Божиим в 1350 году был поставлен первым епископом Суздаля и Нижнего Новгорода. Высокий сан не стал помехой святителю Иоанну в любви и сострадании к бедным и больным людям. Для недужных он строил богадельни, за бедняков заступался пред князьями. Известен святитель и как проповедник Евангелия среди языческой мордвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский . Родился в благородной семье в сирийском городе Самосаты. В молодости приобрел весьма широкое образование, светское и духовное. Муж, знаменитый как по учености, так и по подвижнической строгости жизни. Раздав свое имение нищим, он содержал себя написанием поучительных сочинений, питаясь от этого как от некоего рукоделья. Оказал Церкви весьма большую услугу тем, что, опираясь на древнееврейский текст, исправил в Священном Писании многие места, которые еретики исказили в угоду своему превратному учению. За свою образованность и духовность был рукоположен во пресвитера в Антиохии. В Максимианово гонение, когда подверглись истязаниям святой Анфим Никомидийский и святой Петр Александрийский , святой Лукиан тоже находился в списке тех, кого царь хотел погубить. Лукиан удалился из города и укрылся [в тайных местах], однако на него донес снедаемый завистью некий еретический священник Панкратий. В ту пору гонения были ужасными – не щадили даже малых детей. Два мальчика, не захотевшие вкушать от идольских жертв, были брошены в купальню с кипящей водой, где в мучениях предали свои души Богу. Некая ученица пресвитера Лукиана по имени Пелагия [см. о ней под 8 октября. – Пер.], дабы соблюсти свою девственную чистоту от развратных насильников, бросилась с крыши своего дома на землю и разбилась. Лукиана привели в Никомидию пред царя. По дороге туда он своими наставлениями сумел обратить в Христову веру 40 воинов; все они скончались мученически. После допроса и бичевания святой Лукиан был ввержен в темницу, где был мучим голодом. «Презрел он голод, – пишет о преподобномученике Лукиане святитель Иоанн Златоуст , – презрим и мы роскошь и уничтожим власть чрева, дабы, когда наступит пора, требующая от нас такого мужества, мы, будучи загодя подготовленными с помощью малых подвигов, явились славными во время борения». В праздник Богоявления преподобномученик Лукиан причастился в темнице Святых Христовых Таин, а наутро предал свой дух Богу. Пострадал он 7 января 311 года [по другим источникам – в 312 году. – Пер.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Гекзаплы Оригена . Этот грандиозный текстологический труд стал плодом научных работ Оригена , который в шести параллельных столбцах представил все многообразие текста Священного Писания Ветхого Завета в III веке. Еврейский (протомасо-ретский) текст Греческая транслитерация еврейского текста Перевод Акилы Перевод Симмаха Перевод LXX Перевод Феодо-тиона Гекзаплы Оригена частично сохранились в сирийском гекзаплярном переводе, составленном Павлом, епископом Теллы, в 613–618 годах. Рецензия Лукиана. Наряду с Оригеном исправлением перевода LXX занимались другие христианские ученые мужи. В конце III века пресвитер Лукиан († 312), основатель Антиохийской школы, занимался исправлением и изданием текста перевода LXX. Это издание было обнаружено в Никомидии уже после мученической смерти автора в 312 году. К сожалению, полный текст рецензии преподобномученика Лукиана не сохранился до нашего времени, потому о его методологии можно говорить предположительно. Весьма вероятно, что он, также как и Ориген , признавал единственным средством исправления греческого перевода LXX приближение его к еврейскому тексту. Хотя Лукиан специально для этой работы выучил еврейский язык, все же считается, что он чаще обращался не к самой протомасоретской версии, а сравнивал текст LXX с греческими переводами Акилы, Феодотиона и Симмаха, а также сирийским переводом Пешито, которые он, подобно Оригену , признавал копиями современного ему еврейского текста. Отсутствующие в Септуагинте фразы и отделы Лукиан вставлял в ее текст из указанных источников; при этом особенно много он заимствовал у Феодотиона. Как свидетельствует блаженный Иероним , Лукианова рецензия получила широкое распространение в Константинопольском и Антиохийском Патриархатах уже в IV веке по Р.Х. Также для христиан важно то, что текст Ветхого Завета в рецензии Лукиана использовали и цитировали такие выдающиеся толкователи, как святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит . С нее впоследствии святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием был составлен перевод богослужебных библейских текстов на славянский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Антиохии родился евангелист Лука; в Антиохии не мало времени и с великим успехом трудились для Христовой веры апостолы Павел и Варнава; в Антиохии гремел с церковной кафедры пресвитер Иоанн, впоследствии архиепископ Константинопольский, Златоустый; она представила Христу сонмы мучеников; она славилась многочисленностью и богатством храмов, усердием к святой вере и благочестием жителей. По всему этому в V-VII в.в. христиане не иначе называли Антиохию, как Феополисом, Градом Божиим. Антиохия процветала и подвижничеством. И в самом городе и в окрестностях много было высоких подвижников. Одни из них трудились для благоугождения Богу в своих жилищах, иные – в обществе братий, в иноческих обителях, а многие спасались в пустынных местах, в пещерах и ущельях окрестных гор. И приснопамятны сделались эти обители, славны стали многие пустынные места. Не сохранилось в письменных церковных памятниках сведений об иноческих обителях в самой Антиохии; в Луге Духовном 72 упоминается только монастырь Гигантов и игумен его Иоанн, рассказавший Иоанну Мосху о юноше, ограбившем погребенную уже на кладбище в драгоценных одеждах дочь одного вельможи и спасшемся в этой обители. Известны только немногие подвижники и подвижницы, жившие в самом городе и благоугождавшие Богу в своих жилищах. Что же касается до окрестных Антиохийских монастырей, то в церковно-исторических сочинениях сохранились названия знаменитейших из них, равно как и имена великих подвижников и пустынников, в них спасавшихся. Скажем сначала об антиохийских подвижниках и подвижницах; а потом об окрестных монастырях и пустынях. Антиохийские подвижники и подвижницы Из подвижников и подвижниц, живших в самой Антиохии, известны: преподобномученики Лукиан, Публия, Феофан и Паномния и архиепископы: Флавиан, Александр и Феодот. Преподобномученик Лукиан (память 15 октября) жил и процветал во второй половине III века. Он родился в Самосате от благочестивых христианских родителей и воспитан был в истинной вере и чистых правилах нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010