Но Он сам есть совет и воля: мыслил, желал, возлюбил мир, пришел и освободил его от зла. Чудный, Советник. Это выражение не находится в пере­воде 70-ти (в ват. код. т. LXX эти слова не читаются, но в алекс. читаются), но находится у других переводчиков и в еврей­ском тексте, вместе с другими последующими словами. Потому заслуживает удивления мученик Лукиан, который хорошо извлек и сопоставил остальное, чтобы сделать для нас ясным равенство по существу Сына с Отцом, и не­справедливо обвиняют его, как еретика. Но как же говорится: Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? (Ис.40:13)? Не видишь ли ты, что выражением " кто " показывается не разделение между Отцом и Сыном, а отличие от идолов, которые называются богами? Чудно, говорит, будет имя Мое и величественно. Весьма хо­рошо Он говорит и в другом месте: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно (Суд.13:18); а также: Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! (Пс.8:2). И в са­мом деле, как не чудно то имя, которое прогнало ложь, про­светило круг земной и привлекло к Себе и к Отцу. Бог крепкий. Различие между теми, которые не были бо­гами, и Богом истинным состоит в главенстве. Как же вы говорите, что Он находится под властью, когда пророк назы­вает его главным? Известно, что главный не находится под чьей-либо властью. Князь мира, Отец вечности. Как же Он не знал дня, когда называется: вот Сын, и вот Отец (ср. Мф.25:36)? Хотя в этом мире Он не был признан неверующими, но в конце (века) все признают Его. Хорошо сказано: Отец вечности, потому что Он сотворил не только настоящее, но и будущее. Назвав Его сперва Советником великого совета, пророк по­том свободно говорит о Нем все более важное. Но чтобы ты не считал Его грозным, он говорит: 7. Приведу мир на князи, и здравие Ему (в русском переводе этих слов нет), т.е., во дни вопло­щения Его, чрез Него исцелю сочленов Его, всех верующих. Умножению владычества Его и мира нет предела: бесконечен мир Его, и нет ничего, что бы отняло его; почему (Христос) и говорит: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Постройка стены остановилась на время. Но зато враги иудеев, увидев, что их замысел неожиданного нападения открыт, оставили его, и дело постройки могло продолжаться. Однако для предупреждения неожиданного нападения Неемия все-таки счел нужным принять ряд мер, о которых идет речь в ст. 16. Неем.4:16 .  С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а другая половина их держала копья, щиты и луки и латы; и начальствующие находились позади всего дома Иудина. «С того дня половина молодых людей» (nearim) у меня " , т.е. половина свиты Неемии, того отряда, который находился в распоряжении его для полицейских обязанностей (ср. Неем. 5:10, 16, 13:19 ). Неем.4:21 .  Так производили мы работу; и половина держала копья от восхода зари до появления звезд. «Так производили мы работу», т.е. Неемия и его свита, несшие особенные труды. Неем.4:22 .  Сверх сего, в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими, – и будут они у нас ночью на страже, а днем на работе. В дополнение к прочим мерам предосторожности Неемия сделал распоряжение, чтобы народ не расходился по окончании дневных работ, а оставался на ночлег в Иерусалиме, выставляя стражу. Этим распоряжением имелось в виду не только охранить город, но и дать отдых людям, несшим наибольшие труды, т.е. Неемии и его свите. Неем.4:23 .  И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукою меч и вода. «Не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукою меч и вода». Последнее предложение опущено у LXX и неодинаково передается в других переводах. В сирском тексте выражение передается в том смысле, что защитники Иерусалима не снимали с себя одежды в течение месяца. У Лукиан. κα νδρα, ον πστελον π τ δωρ ανρ κα πλον ες τ δωρ. В Вульг.: unusquisque tantum nudabatur ad baptismum, каждый снимал одежду только для омовения. Экзегеты также толкуют приведенное выражение различно: «каждый имел свое оружие и воду при себе, чтобы не покидать поста» (Клерик); «каждый имел свой лук в правой руке» и каждый обнажал тело только для ночных потребностей (maim – вода).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому критический вопрос о подлинности пастырских посланий остается здесь нерешенным. Необходимо только подчеркнуть, что положение получателей посланий безусловно соответствует первохристианским воззрениям. Другие доводы, запрещающие отодвинуть происхождение пастырских посланий во II в., выяснятся из дальнейшего. 90 Учение 12-и апостолов, XI, 5 требует, чтобы странствующий «апостол» останавливался в общине не дольше, как на два дня, иначе он – «ложный пророк». Пастырские послания ничего не знают о таком ограничении и в этом отношении отвечают первоначальному обычаю. Тимофей не должен надолго оставаться в Ефесе, но тем не менее проходит там свое учительское служение до прихода апостола Павла, 1Тим. 4:13 . Ср.: Рим. 16:7 : Павел приветствует как «апостолов» Андроника и Юнию и этим ясно предполагает, что они не мимоходом только пребывают в том месте, куда адресовано послание (в уже вполне сложившейся общине). 91 Потому что они обладают даром пророчества. Поэтому ложный апостол зовется в Учении 12-и апостолов, XI, 5–6, «лжепророком». 92 В этом смысле говорит Учение 12-и апостолов, XI, 7 сл., о «пророках», после того как раньше, XI, 5–6, была речь об «апостолах», странствующих миссионерах. О пророке говорится в XIII, 1, что он «оседает» в общине. Ср.: Harnack. Proleg. S. 119. 93 Это совершенно ясно из Учения 12-и апостолов, XI, 7 сл., в особенности из слов: «Не всякий говорящий в духе пророк, но если он имеет нравы Господа». Ср.: Harnack, в примечании к XI, 7. 94 Ср. доводы, собранные выше, в § 4, и ниже, § 7–8. –Лукиан. Перегрин, гл. 11: Перегрин Протей оседает в общине в качестве пророка (в 40-х гг. II в., ср.: Harnack в Herzog " s RE. Bd. 8. S. 776): «Пророк и фиасарх. и начальник собраний, и все это он один... Они избрали его себе в предстоятели... почитали его как Бога и имели своим законодателем». – Пророк Монтан издавал «законы» относительно поста (Евсев. V, 18, 2). «Издание законов» пророком входит в состав его «учительства», ср. прим. 95. 95 Ср.: Откр. 2:20 : «Попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов моих, любодействовать и есть идоложертвенное». – Учение 12-и апостолов, XI, 10: «Всякий пророк, научающий правде, если не творит сам, чему учит, – лжепророк» (ср. 11: «Если не учит делать все то, что делает сам»), – Пророк Монтан также называется «учителем»: так называет его у Евсевия (V, 18, 2) противник монтанизма Аполлоний : «новый учитель, его дела и учение... научивший расторгать браки, установивший посты». – Муч. акты Поликарпа (Евсев. IV, 15, 39): «учитель апостольский и пророческий».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. ( Мк.2:17 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Господь наш Иисус Христос в слышанном нами сегодня Евангельском чтении (см. Мк.2:14–17 ) открывает главную цель Своего прихода на землю – призвать не праведников, но грешников к покаянию. Левий Алфеев, или Матфей, о котором сегодня повествует Святое Евангелие, был мытарем, то есть сборщиком налогов. Профессия эта была особо презираемой. Например, греческий писатель Лукиан ставил сборщиков налогов в один ряд с блудниками, сводниками, льстецами и подхалимами. Считалось, что мытари способны были обобрать любого, никого не щадя. Сумма налога устанавливалась произвольно, и сборщики намеренно во много раз увеличивали ее, чтобы положить разницу себе в карман. Палестина в те времена служила как бы мостом, соединявшим Европу и Африку, и здесь сходились многие торговые пути. Страна в то время была разделена: Иудеей, являвшейся римской провинцией, управлял римский наместник – прокуратор, а Галилеей правил царь Ирод Антипа, сын Ирода Великого. На востоке же главенствовал другой сын Ирода Великого – Филипп. И Капернаум – город, во многом связанный с именем Господа, являлся как бы пограничным постом между владениями Филиппа и Ирода Антипы. Здесь была таможня, проезжающие купцы платили вывозную и ввозную пошлины. На таможне, по всей видимости, и работал мытарь Левий Алфеев, или Матфей. И люди гнушались им и презирали его… Но вот мы слышали, как Господь отнесся к ненавистному и всеми презираемому мытарю: Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Святой Дионисий от всего сердца согласился на это, и тогда блаженный Климент начал ему искать и собирать друзей, помощников и сослужителей, благочестивых и премудрых, сияющих святой жизнью. Между ними избрал он и святого Лукиана, поставил его епископом и подружил с святым Дионисием, чтобы ему он был спутником и сподвижником в проповедании слова Божия, прочим же — отцом в Духе Святом, учителем и наставником. Устроив так, блаженный Климент приветливыми словами утверждал избранных, говоря: — Идите, прелюбезные братия, идите, непобедимые воины Христовы, и как Господь пребывал со святыми отцами нашими апостолами и с их сподвижниками, так да пребудет и с вами, проповедниками Его святого имени: ибо (многое и) неисчетное число народа из язычников будет вами приобретено для Господа и введено в ограду Его. После долгой беседы святой Климент сердечно простился с ними, благословил и отпустил их с миром; они же пошли все вместе, и проповедывали Христа сначала по всей Италии. Когда они приближались к городу Тицину блаженный Лукиан на одном месте, называемом Парма, благовествовал слово Божие народу и отвращал его от суетного идолослужения. Местные жители, неверные и чрезмерно усердные идолослужители, не вынося обиды, причиняемой богам их, и не внимая благовестию слова Божия, не замедлили схватить святого Лукиана и, причинив ему много оскорблений, ввергли его одного в народную темницу. Входя в нее, блаженный с великим веселием воспевал: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей» (Пс.85:11), и еще: «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» (Пс.16:5). Так радуясь о Господе, святой муж пребывал в темнице как под кровом крыл Божиих и, в полной надежде на защиту Христа, молился Ему так: «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Пс. 141:6) ибо меня ждут имеющие быть праведниками, — да чрез меня к Тебе, Христе, Спаситель мира, обратятся те из язычников, которые предопределены к вечной жизни (Рим.8:28). Такие и подобные моление возносил святой от всего сердца, и молитва его, пройдя небо, была услышана Господом: ибо он просил, чтобы не остаться ему на пути, лишенным сподвижников своих, с которыми он желал идти на страдание и достигнуть туда, куда был послан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Скачать epub pdf Св. апостол Анания Св. апостол Анания принадлежит к числу 70-ти апостолов, избранных Господом для благовествования Христова. Из книги Деяний свв. апостолов он известен крещением Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Когда Савл, потерявший зрение и чудесно обращенный ко Христу на пути в Дамаск, пришедши в этот город, проживал у некоего человека, именем Иуда, в строгом посте и непрестанной молитве, Господь явился во сне Анании, бывшему в то время епископом Дамаска, и повелел ему отыскать Савла, исцелить его слепоту и совершить над ним таинство св. Крещения. Анания сказал на это: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме, и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами израилевыми». Тогда св. Анания немедленно пошел к Савлу и сказал ему: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа». Савл тотчас же получил исцеление, после чего Анания крестил его (См.: Деян.9:10–18 ). С этого времени Савл, названный Павлом, сделался ревностным проповедником Евангелия. Из Дамаска св. апостол Анания отправился впоследствии в Елевферополь. Никакие угрозы не страшили ревностного проповедника имени Христова. Смело и открыто возвещал он Христа иудеям и язычникам, врачуя различные болезни. Видя, что дерзновенная проповедь апостола Анании все более и более народа увлекает ко Христу, язычники озлобились против апостола, схватили его и привели к правителю Лукиану, который жестоко преследовал христиан. Правитель потребовал, чтобы Анания принес жертвы языческим богам, угрожая ему в противном случае страшными мучениями. В ответ на эти угрозы святой торжественно исповедывал Христа, распятого на Кресте за грехи людские. Тогда Лукиан велел строгать тело святого острым железом и жечь его раны. После этого он отдал приказание вынести апостола за город и побить камнями. Под ударами камней скончался св. мученик, предав душу свою в руки Господа. Святое тело его было с честью погребено христианами. Память его совершается 1 октября. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Страдание святого Апостола Анании Память 1 октября Святой Апостол Анания, один из семидесяти, был епископом в городе Дамаске 6198 . Он известен тем, что совершил крещение над Апостолом Павлом. Однажды ему явился в видении Господь и сказал ему: – Встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме тарсянина 6199 , по имени Савла; он теперь молится. Анания отказывался от сего, зная, сколько зла причинил Савл Иерусалимским христианам, и что он пришел в Дамаск с намерением заключить в узы всех, исповедующих имя Господа Иисуса Христа. Господь же увещевал Ананию, говоря: – Иди, ибо Савл избран Мною, чтобы возвещать Имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми, и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за Имя Мое. Следуя Божественному повелению, Анания пошел к Савлу и, возложив на него руки, сказал: – Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа! Савл тотчас прозрел, и Анания крестил его. Спустя некоторое время, когда иудеи согласились между собою умертвить Павла за то, что он из гонителя стал проповедником Имени Христова, Анания, вместе с прочими учениками Христовыми, спустил его по городской стене 6200 ( Деян.9:10–25 ) в корзине. Сам же Анания, входя в иудейские сонмища 6201 , смело проповедовал имя Господне. И не только иудеям, но даже и язычникам благовествовал он веру Христову. Из Дамаска он пошел в Елевферополь 6202 и там, указывая народу путь ко спасению и исцеляя больных, обратил многих к вере во Христа. В те дни в Елевферополе был правителем Лукиан, поклонявшийся твари, а не Творцу. Диавол возбудил его против христиан и внушил ему разослать по всей своей области такой указ: – Если кто-нибудь окажется почитающим Христа и поклоняющимся Распятому, того повелеваем предать смертным мучениям; кто же, отрекшись от Христа, принесет жертву бессмертным богам, тот будет удостоен нами даров и почестей. Когда было издано такое злое и коварное повеление, святой Анания просвещал в той области людей проповедью Евангелия и врачевал в людях всякие болезни; с ним пребывал Господь, творя чрез него многие чудеса. Идолопоклонники схватили Ананию и привели к правителю Лукиану, который различными средствами стал принуждать его к принесению жертвы идолам. Но Анания не послушал его и отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Соборная значить: собирающая всех, правильно верующих. 197. Необходимо ли христианину для его спасения быть членом Единой Святой Церкви? Христос создал Свою Единую Церковь , Он есть ея Глава, а Церковь – Его тело; верующие суть члены сего тела. Участникам Церкви подается Святым Духом через учение и Таинства – благодатное освящение. Всего этого лишаются отпавшие от Церкви. Ко спасению же возможно придти, только будучи членами Католической Церкви ( 1Kop. XII, 12 ; Eф. 1, 22, 23; IV, 4–16 ). Древние учители первых веков единодушно признавали эти свойства Церкви; приведем некоторыя их изречения: Св. Игнатий Богоносец : «где Христос Иисус, там и Кафолическая Церковь ». Св. Кирилл Иерусалимский : «Не спрашивай просто, где Церковь ? но – где Вселенская. Церковь? Ибо сие собственно имя сей святой и всеобщей матери Церкви нашей» . . «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей вселенной от концов земли и до концов ея». Св. Иоанн Златоуст : «не оставляй Церкви, ибо ничего нет могущественнее Церкви»... Св. муч. Лукиан, в темнице, прикованный к полу: «Встаньте вокруг меня и будете церковью, ибо я верую, что церковь живая лучше и благоприятнее для Бога, чем построенная из дерева и камня». 198. Почему Православная Церковь есть Церковь Апостольская? 1) По своему началу. Господь Иисус Христос Сам избрал двенадцать апостолов и повелел им говорить и действовать Его именем . «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых наименовал Апостолами:» ( Mk. VI, 13 ); »а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною« ( Uoah. XV, 27 ). 2) Потому, что Церковь слушает Апостолов как Самого Христа . Тем областям, которыя не приняли Его Апостолов, Господь даже обещал грозныя кары. " Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшого Меня» ( Мф. Х, 40; Х, 15 ; Ак. X, 16). 3) Церковь апостольская и потому, что дух, учение и обычаи Христовых Апостолов, полностью и со тщанием наша Церковь сохраняет . Все, что не утверждено на учении Апостолов, Церковь от себя отметает.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Советник. Вот иное значение: так как Отец пожелал сделать язычников сонаследниками, подобными и сопричастными Сыну Своему, то смотри, какой совет держал Он с Сыном и Духом Святым, именно — возвысить нашу природу и поставить ее выше ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, для того, чтобы возвысить землю и прах до неба. Но Он сам есть совет и воля: мыслил, желал, возлюбил мир, пришел и освободил его от зла. Чудный, Советник. Это выражение не находится в переводе 70-ти (в ват. код. т. LXX эти слова не читаются, но в алекс. читаются), но находится у других переводчиков и в еврейском тексте, вместе с другими последующими словами. Потому заслуживает удивления мученик Лукиан, который хорошо извлек и сопоставил остальное, чтобы сделать для нас ясным равенство по существу Сына с Отцом, и несправедливо обвиняют его, как еретика. Но как же говорится: Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? (Ис.40:13)? Не видишь ли ты, что выражением " кто " показывается не разделение между Отцом и Сыном, а отличие от идолов, которые называются богами? Чудно, говорит, будет имя Мое и величественно. Весьма хорошо Он говорит и в другом месте: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно (Суд.13:18); а также: Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! (Пс.8:2). И в самом деле, как не чудно то имя, которое прогнало ложь, просветило круг земной и привлекло к Себе и к Отцу. Бог крепкий. Различие между теми, которые не были богами, и Богом истинным состоит в главенстве. Как же вы говорите, что Он находится под властью, когда пророк называет его главным? Известно, что главный не находится под чьей-либо властью. Князь мира, Отец вечности. Как же Он не знал дня, когда называется: вот Сын, и вот Отец (ср. Мф.25:36)? Хотя в этом мире Он не был признан неверующими, но в конце (века) все признают Его. Хорошо сказано: Отец вечности, потому что Он сотворил не только настоящее, но и будущее. Назвав Его сперва Советником великого совета, пророк потом свободно говорит о Нем все более важное. Но чтобы ты не считал Его грозным, он говорит:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Лукиан пишет, что сам видел своими глазами лишь малую часть истории – хотя в его изложении именно эта часть выглядит кульминацией Александровых злодеяний. Около 165 года Лукиан побывал в Абонотихе: здесь Александр сначала гостеприимно принимал его и демонстрировал ему свои чудеса, однако затем покусился на его жизнь, так что Лукиан едва ушел от него живым. Однако из какого источника (или источников) получил Лукиан всю остальную информацию об Александре? Разумеется, многое он мог услышать от посетителей святилища, не говоря уж о том, что некоторые прорицания Александра были широко известны (как приведенное в § 36, о котором Лукиан говорит, что его «можно увидеть повсюду над дверями как заклинание от чумы»). В одном месте Лукиан рассказывает о диалоге между богом Гликоном и Сакердотом, «человеком из Тия», говоря, что видел позолоченную надпись с пересказом этого диалога в доме у самого Сакердота (§43). Однако имеется очевидный кандидат на роль основного источника Лукиана: римский аристократ Рутилиан. Публий Муммий Сисенна Рутилиан – известный исторический персонаж: в 146 году он был консулом 362 . Этот человек был усердным и очень влиятельным пропагандистом Александра (§§40–41) и в возрасте шестидесяти лет по указанию одного из Александровых оракулов (§35) женился на Александровой дочери (матерью которой якобы была богиня луны Селена). Лукиан пишет, что лично знал Рутилиана и отговаривал его от этого брака (§54), и в этом нет оснований ему не верить 363 . Он написал свою книгу вскоре после смерти Рутилиана, так что не мог бы заявлять о своем знакомстве с ним, будь это неправдой (другие члены семьи были еще живы и могли бы его опровергнуть) – однако теперь мог честно высказать свое мнение о Рутилиане, которого, очевидно, считал легковерным глупцом, попавшимся на удочку суеверия (§§30–31), а Александра откровенно назвать мошенником, не опасаясь неприятностей от Рутилиана – человека очень влиятельного 364 . Лукиан пишет, что читал письмо Александра к Рутилиану, в котором Александр сравнивает себя с Пифагором (§4; судя по другим неопифагорейским сторонам культа Александра, это вполне правдоподобно), и цитирует три ответа оракула, данные Рутилиану по его личным делам (§§33–35).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010