Василия, принадлежавшей монастырю пантократорскому, а после в обители преподобного Дионисия. За святую жизнь свою он удостоился дара прозорливости. Умирая, препод. Феофил приказал ученику своему не хоронить своего тела, а, оцепив ноги веревкой, стащить его и бросить в лес, что и было исполнено в точности послушным учеником. По откровению свыше, тело св. подвижника было найдено впоследствии одним из рыбаков. Св. мощи его источали миро. 14. Св. мученик Петр, которому отсечены были ноги. Август 11. Св. Нифонт, патриарх костантинопольский. После вторичного управления константинопольской церковью, быв низведен с престола, он удалился на св. гору, и тайно, скрывши свое имя и свой сан, пришел в монастырь дионисиевский. Здесь он сначала служил вместо рабочего, возил дрова и занимался другими черными работами. Предтеча Господень открыл игумену, кто такой работник их, и все с благоговением пали к священным стопам старца. Он скончался 11 августа. 16. Преподобно-мученик Никодим, из монастыря Метеоры, за веру Христову замучен в 1551 году. 19. Преподобный Феофан, новый чудотворец наусский. Начало иноческой жизни он положил в обители Дохиар на горе Афонской. Ревнуя о высшем совершенстве нравственном, о больших духовных подвигах, он удалился в Македонию, и здесь подвизался на одной горе, близ города Наусы. После блаженной кончины препод. Феофана, Бог прославил его нетлением мощей и различными чудесами, от них совершавшимися. 27. Память св. мученика Фанурия, новоявленного в 1500 году. Сентябрь 14. Преподобно-мученик Макарий, ученик св. Нифонта патриарха, пострадавший в 1527 году в Фессалониках; он усечен мечем. Октябрь 4. Преподобно-мученик Макарий, происходивший из Кия, что в Вифании, пострадал в Прузе в 1550 году; он сперва брошен со скалы, а потом усечен мечем. 25. Память новоявленных мучеников Гавриила и Кирмидола, пострадавших в Египте в 1523 году. Ноябрь 1. Память св. нового преподобно-мученика Иакова и двух учеников его: Иакова диакона и Дионисия монаха, пострадавших в 1520 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ответы свт. Нифонта Кирику (из " Вопрошания Кирикова " 12 в.) еще ближе к нам по духу времени. Воцерковляющаяся Русь. Масса языческих пережитков. Засилие прелюбодеяний и блуда. все как у нас сейчас, увы: " Спрашивал я (Кирик), стоит ли давать причастие тому, кто в Великий Пост соединяется со своей женой. Разгневался Нифонт: «Неужели вы учите, — сказал,— воздерживаться во время Поста от женщин? Грех ваш в этом!». Я сказал: «Написано, владыко, в уставе белого духовенства, что хорошо бы [правило] соблюдать, ведь это Христов Пост. Если же не могут, то в первую неделю или в последнюю [надо воздерживаться]. И Феодос, сказано, от митрополита услышав, так написал». — Так не написал,— сказал [Нифонт], — ни митрополит, ни Феодос. Только лишь [в] воскресенье Светлой Седмицы — праздник, а на Светлой неделе все дни как воскресенье. Если кто-то так сделает, запрети это делать снова. А если кто-то захочет причаститься в воскресенье, пусть омоется с утра в субботу и снова вечером в понедельник к жене. Вот насколько ценит святитель супружескую верность! Лишь бы не прелюбодействовали и не разжигались! А в жизни бывает вот как: супруга (или супруг) хочет причаститься на Светлой, а другая половина к концу поста изнемогает. И начинаются ссоры и взаимные обвинения: Я из-за тебя причаститься не могу, похотливый (похотливая!)! Меня батюшка не допустит! - А я из-за тебя начинаю волком выть, на других женщин заглядываться! И т.п., и т.д. Особенно так бывает по молодости. Но часто потом местами меняются: мужья успокаиваются, зато просыпается чувственность у женщин. И все по новой! И в заключение. Все эти " послабушки " - для слабых и молодых. Даже если они и нарушат пост, им обязательно нужно сказать это на исповеди. Так же, к слову, должны поступать и несовершенные в посте христиане, которые не могут понести всю меру уставного поста (единократное вкушение пищи, сухоядение и т.п.) и разрешают себя на рыбу и т.п. Те же, которые " могут вместить " и выдержать весь пост, получат такие радости и блага от Господа, что в другой раз у них даже и не встанет вопроса: " А можно ли вступать в супружеские отношения в пост? " Но, к сожалению, до этого надо дорасти. Говорю это из опыта нашей семьи. 15 лет супружества. 5 детей. Простите, если что не так, и благословите, о. Иов!

http://pravoslavie.ru/29586.html

При последнем прощании вы два раза оградили себя крестным знамением, в первый раз — со словами: «Богомудро, целомудро, преподобно и праведно»; а во-второй раз — со словами: «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». По краткости времени, и по чувствуемой тогда мной слабости телесной, я не мог ничего сказать вам вопреки. Теперь же объясняю, что крестное знамение должно на себе полагать или с именем Святыя Троицы, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»; или с именем Единого от Троицы, нас ради вочеловечшагося и волею распеншагося, произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вышесказанные же слова, по значению своему, вовсе не идут к крестному знамению. Хотя при словах: «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», произносимых иереем при совершении Евхаристии, диакон творит звездицею крестное знамение, но там это имеет свое особенное значение. Слова же «Богомудро, целомудро, преподобно и праведно», имея значение только духовно-нравственное, никак не могут заменять ни имени Святой Троицы, ни имени Господа Иисуса. «Именем Иисуса поражай мысленные ратники, — говорит святой Лествичник, — ибо нет крепчайшего против них оружия, ни на небеси, ни на земли». Лучше советую вам слова: «Богомудро, целомудро, преподобно и праведно», — приложить к четырем главным духовно-нравственным добродетелям, к совершению которых, по слову смиренного Никиты Стифата (сотница первая, гл. 12, в славянском «Добротолюбии»), должны быть направлены четыре начальнейшие силы ума человеческого, — разум, остроумие, постизание и твердомыслие. Добродетели эти: мудрость, целомудрие, мужество и правда, которыми человек должен ограждаться, чтобы отразить и победить три главные страсти: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. При отражении каждой из сих трех страстей потребно иметь и богомудрый разум, и великое твердомыслие. То и другое требовалось, да еще в какой степени, целомудренному Иосифу, чтобы избежать сетей прелестницы, непрестанных и опасных! И опять, сколько потребно было мудрости духовной и вместе великого твердомыслия трем преподобным Вавилонским отрокам, чтобы, презрев славу человеческую и гордость житейскую, сохранить свое преподобие, живя при дворе языческого царя, не употреблять, во-первых, мясной пищи, а питаться семенами, вопреки строжайшему приказанию царя, и, во-вторых, не поклониться златому идолу при народном собрании всего царства, хотя и предлежало им быть ввергнутыми в огненную печь, седмократно разжженную. Наконец, праведному Иову сколько потребно было постизания, твердомыслия и вместе богомудрого разума, чтобы среди великого счастья и славы не пристраститься ни к чему земному, и опять, среди великих бедствий, в крайней нищете и несказанной болезни, не только не пороптать, но даже нисколько не погрешить ни словом, ни мыслью, а всегда быть способным благословлять Господа, даже и тогда, когда лицемерные друзья его и огорченная жена его, самое сильное и самое искусительное оружие диавола, побуждали к противному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

юрий 6 апреля 2021, 07:59 Господи приими молитвы святых твоих о нас грешных.Святый отче Сергий моли Бога о нас. Тамара 5 апреля 2020, 23:21 Отче Сергей, моли Бога о мне грешной.. Была в Марфо-Мариинской обители на Ордынке, молилась в храме, где служил отче, и где подвезалась во труды Великая княгиня Елисавета 11 декабря 2018, 18:34 Преподобно-исповедниче Сергие, святая преподобно-мученице княгиня Елизавета, молите Бога о нас !...рабы Божии Александр, Наталия и Светлана. Александр и Георгий, Владимир. Наталья 11 декабря 2017, 12:07 Преподобный отче Сергий! Сегодня прочитала о Вашем житейском подвиге и плакала. Теперь буду ежедневно молиться тебе, отче Сергий. А вас, святые преподобный Сергий и мученица княгиня Елисавета С Пресвятой Богородицей и Ангелом Хранителем прошу помолитесь о детях моих дочери Анастасии и заблудшем сыне Платоне, а также о внуках отроковице Аполлинарии и младенцах Иоанне и Андрее, о зяте заблудшем Илие, об отце детей моих Владимире обо мне грешной рабе Божьей Наталье! Светлана 9 декабря 2017, 19:46 Первый раз узнала об отце Митрофане из книги Наталии Соколовой " Под кровом Всевышнего " . Очень рада, что он канонизирован и теперь знаю дни памяти его, и где можно поклониться Святым его мощам! Щедр и милостив ГОСПОДЬ!!! lyudmila Toll 12 декабря 2016, 09:13 Дивен БОГ во Святых Своих Святые Митрофан и Елизавета молите Господа Бога о нас, простите нас за нашу нерадивость... помолитесь о рабе Божием Моисее андрей 11 декабря 2016, 15:19 Священноархимадрид Сергий.услыши меня раба Божия Андрея,и рабу Божию Наталию со чадом.И будь ходотай со Святой Девою Марией,ко Господу нашему Иисусу Христуза нас грешных,да по вашим святым молитвам,да простит нам Господь,все прегришения наши и защитит нас от всякого зла,и дарует нам,здравие,крепость,благомощие и помощь в делах наших. Светлана-Фотиния 6 апреля 2016, 18:13 Как же согревается душа, когда читаешь о жизни таких прекрасных, чистых, скромных, сильных духом людях, как отец Сергий и Великая княгиня Елисавета. Случайно посмотрела, кто же такой Сергий СРЕБРЯНСКИЙ и когда стала читать, то поняла, что уже знаю о нём, так как читала книгу " Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия " и поняла, что Господь указывает мне на него повторно и не случайно я заинтересовалась этим именем. Господь нас постоянно направляет и дает необходимую пищу для нашей души. Теперь отец Сергий стал мне намного ближе и я смею надеяться, что он молится за нас с Великой княгиней преподобномученицей Елисаветою и сподобит побывать на его могилке! Слава Тебе Господи! Пресвятая Богородица со всеми святыми спаси и сохрани нас!!!

http://pravoslavie.ru/60634.html

Святитель – это епископ, угодивший Богу и прославленный. Иной раз так называют и живых архиереев, заслуживших уважение. Мученик – всякий христианин, страдавший за веру и до смерти замученный. Замученные архиереи и священники называются священномучениками; монахи и монахини – преподобно-мучениками и преподобно-мученицами. Кто страдал за веру, но не до смерти замучен называется исповедником. Мученики, чрезмерно много страдавшие, с проявлением над ними и особенного покрова Божия – суть великомученики и великомученицы. Преподобный-ная – святые из монахов и монахинь. Безсребренники – христианские врачи, безмездно врачевавшие с проповеданием веры. Христа ради юродивые – принимавшие на себя вид несмысленных, и все терпеливо переносившие, что доставалось за несмыслие. Архистратиг – Михаил Архангел, первый Ангел по падении сатаны. Бесплотные силы – все Ангелы, но святые так не называются: ибо имеют восприять плоть, а Ангелы – нет. Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 22 апр. 85 г. Письмо 946. Об Апостольском предании Милость Божия буди с вами! С.В.! Благослови Господи доброе начало! В тексте из Апокалипсиса, не прилагать и не убавлять слова: в книзе сей, вы, кажется, разумеете в Новом Завете, а это не так. В книзе сей, т.е. в Апокалипсисе. Вообще прибавлять и убавлять запрещение уместно только к Божественному Откровению, к Слову Божию. Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. (Это к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют.) Но Слово Божие не все содержится в книгах писанных. Это сами же новозаветные книги подтверждают. Следовательно, этого места нельзя относить ко всем книгам новозаветным и вообще, т.е. если обобщить слово: в книзе. Под словом: предание не разумеется неопределенная молва, не знать как начавшаяся и распространившаяся; а разумеется Апостольское учение, устно преподанное; или правила и законоположения, в церкви введенные делом. Апостолы вполне организовали церковь Христову, по всем сторонам духовной и церковной спасительной жизни. Но как организовали, этого вполне не изложено в писаниях их, а самым делом сделано и введено в жизнь христианскую лично Апостолами, введено и укоренено, чрез многократные посещения основанных ими христианских обществ, и неоднократные исправления неисправного – все личным своим действованием и словом. И образ христианского ведения, и правила жизни, и взаимные отношения христиан, и освятительные таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний, все лично словом установлено и закреплено личным наблюдением.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Слова же: «Богомудро, целомудро, преподобно и праведно», имея значение только духовно-нравственное, никак не могут заменять [ни] имени Святой Троицы, ни имени Господа Иисуса. «Именем Иисуса поражай мысленные ратники, – говорит св. Лествичник, – ибо нет крепчайшего против них оружия ни на небеси, ни на земли». Лучше советую вам слова: «Богомудро, целомудро, преподобно и праведно» приложить к четырем главным духовно-нравственным добродетелям, к совершению которых, по слову смиренного Никиты Стифата («Добротолюбие», часть 4, сотница 1, глава 12) должны быть направлены четыре начальнейшие силы ума человеческого – разум, остроумие, постизание и твердомыслие. Добродетели эти: мудрость, целомудрие, мужество и правда, которыми человек должен ограждаться, чтобы отразить и победить три главные страсти: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. При отражении каждой из сих трех страстей потребно иметь и богомудрый разум, и великое твердомыслие. То и другое требовалось, да еще в какой степени, целомудренному Иосифу, чтобы избежать сетей прелестницы, непрестанных и опасных! И опять – сколько потребно было мудрости духовной и вместе великого твердомыслия трем преподобным Вавилонским отрокам, чтобы, презрев славу человеческую и гордость житейскую, сохранить свое преподобие, живя при дворе языческого царя, не употреблять, во-первых, мясной пищи, а питаться семенами, вопреки строжайшего приказанию царя, и, во-вторых, не поклониться златому идолу при народном собрании всего царства, хотя и предлежало им быть ввергнутыми в огненную пещь, седмократно разжжённую. Наконец, праведному Иову сколько потребно было постизания, твердомыслия и вместе богомудрого разума, чтобы среди великого счастья и славы не пристраститься ни к чему земному, и опять, среди великих бедствий, в крайней нищете и несказанной болезни, не только не пороптать, но даже нисколько не погрешить ни словом, ни мыслью, а всегда быть способным благословлять Господа, даже и тогда, когда лицемерные друзья его и огорчённая жена его, самое сильное и самое искусительное оружие диавола, побуждали к противному.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

VIII. Второй догмат есть учение о Святом Духе, третьем лице Святой Троицы: это учение есть одно из главнейших в Христианской Церкви необходимейших в деле спасения. «Дух освящает, разделяет, новотворит». IX. Но вообще должно заметить, что в обеих Триодях, – Постной и Цветной, начертана вся догматика Православной Церкви, раскрыты все главнейшие пункты веры, и представлены не в порядке какой либо системы учебной или школьной, а в порядке Библейско-историческом приспособленном к общенародному плану назидания, и потому выгоднейшем как для народа, так и для проповедника. «Триодь убо (Постная и Цветная) вкратце рещи, – сказано в Синаксаре на неделю Всех Святых, – обдержит внутрь с великим прилежанием, елико Бог сотвори нас ради неизреченными словесы: воспоминает падение диаволе с небесе, падение Адамово и преступление, еже нас ради Бога Слова смотрение все (всю Божественную экономию спасения нашего) и како на небеса Святым Духом паки взыдохом, и ниспадший оный чин (падших духов) исполнихом, – еже святыми всеми познавается». Ещё полнее и подробнее изложено догматическое содержание Триодей в Синаксарях на неделю Мытаря и Фарисея, сыропустную и в великом Каноне Св. Андрея Критского . X. То же надобно сказать и о практическом Богословии, содержащемся в Триодях. Конечно, оно не так подробно, не в таком систематическом порядке какой бывает в учебных Богословиях: но какая нужда в строгой системе там, где народ не может следовать за нею по причине своих житейских занятий? Не полезнее ли для него, что он, посещая храм Божий в удобное время, всегда получает достаточные теоретические сведения о самых нужных предметах Христианской деятельности, и сии теоретические познания тотчас же обращает в практику? Ибо он говеет, присутствует при богослужении, молится; очищает грехи свои в таинстве Покаяния; освящается в таинстве Евхаристии; видит плоды возрождения в праздниках Пасхи и проч.; особенно видит все добродетели осуществлёнными в лике Святых, которых так много представляют Триоди. «Ce и преподобно вся пожившия, – учит Синаксарь в Субботу сырную, – болезньми многими и труды, мужи же и жены, посреде предпоставиша (Богоноснии Отцы, составители Триодей): яко да памятию тех и борении сильнейша нас сотворят к попрщу, имущих онех житие – образ некий и путь». И в другом месте: «и еже от онех пособие и помощь приемлюще, к духовным подвигом влечемся, помышляюще, яко и тии тогожде нам естества общишася». И еще в другом месте: «Богоноснии Отцы мудре содевают; мужеекиии бо пол и женский преподобно пожившими, к духовиым и подвигом укрепльше, сице к постному предводят поприщу, яко да к первообразному, незлобивому онех мы взирающс житию, многовидныя и различныя делаем добродетели, яко же комуждо сила есть». XXII. Краткие богослужебные книги служащие к домашнему и общественному употреблению Христиан

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

При пении стихир: „Глас Господень на водах глаголя“, патриарх, по облачении, из трона идет на описанный помост церковный. Ему предшествуют четыре диакона с дикириями и трикириями. Патриарх, став пред водосвятным столом, принимает кадильницу и начинает совершать каждение сосудов с водою, алтаря, иконостаса и всего храма и народа, и затем становится в троне. Старейший и доброгласный диакон берет у патриарха благословение, становится на помост перед водосвятным столом и медленно торжественно-громким голосом поет стихиру: „Днесь Христос на Иордан прииде креститися“, после которой, переменив голос, он произносит многолетствование (φημ) в такой форме: „Утверди, Господи Боже, святую и непорочную веру благочестивых и православных христиан со святою обителью сею во веки веков“. Присутствующие заканчивают: „Аминь“. Затем он читает длинное витиеватое молитвенное воззвание: „И что убо сие? Паки праздник Владычний облиставает нас. Паки зряться таинства“ и т.д., в конце которого выражаются пожелания патриарху „на лета Мафусаилова не колеблемо быть утвержденным на святейшем апостольском и патриаршем его троне“, многолетие и всем „преосвященно-словеснейшим святым архиереям патриаршего сего престола, преподобно-словеснейшим святым архимандритам и протосинкелам с преподобно-словеснейшим старцем скевофилаксом (ныне арх. Евфимием) благоговейнейшим иеромонахам, и протодиаконам, и преподобнейшим и достопочтеннейшим старцам, составляющим знаменитое братство Святогробцев, честнейшим и боголюбивейшим начальникам, старшинам и споспешникам всесвятаго и Живоноснаго Гроба“. Паремии, следующие за этим, прочитываются диаконом, а евангелие патриархом на устроенном помосте перед водосвятными чашами. Кроме обычных положенных в чине молитв, читается патриархом особая молитва Пресвятой Троице: „Троице пресущественная, преблагая, пребожественная“. При словах молитвы, произносимой патриархом: „Велий еси, Господи“, певчие поют: „Слава Тебе, Господи, слава Тебе“. Когда произносятся слова: „Ты убо человеколюбче Царю“, патриарх погружает персты во всех трех сосудах, но всегда изменяя порядок их, что делается потом и при погружении в них креста, при пении тропаря: „Во Иордане крещаю- щуся Тебе, Господи». Окропив затем, при пении стихиры: „Воспоим вернии“, св. водою алтарь, храм и народ, патриарх идет вместе с архиереями и немногими священниками в кувуклий Гроба Господня и начинает литургию, за которой апостол и евангелие, ектеньи и возгласы, а равно многие песнопения произносятся по-славянски.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

И есть след и вид достоверный, яко восприял-было намерение, чтобы, вместо Синода, паки устроить патриарха, понеже когда Феодос, бывший тогда первоначальный синодальный член, новгородский архиерей, в соборе успенском представлял его величеству, дабы место патриаршее из собору выбросить, таковое представление благочестивейший монарх с великим негодованием вменил и за то жестокий напуск Феодосу дал, что аж принужден из собора бежать, а место патриаршее, по особенному высоко-монаршему разсмотрению, осталося в целости, как прежде было, и ныне настоятеля своего ожидает. А хотя и Синод, вместо патриарха, у нас имеется, однако тебе, врагу и сопернику церкви нашея, выторжка не обретается, понеже по твоему хотению не сделалося, дабы как ваш регент, так и пасторы ваши в Синоде присутствовали. Но как прежде патриарх российский, так и ныне Синод в той же церкви благодатию Божиею состоит, в которой четверопрестольные патриархи православно-восточные начальствуют». 8) «Егда возниче некое мнение от раскольников о пришествии антихриста неправомудрствованное, 1703 года против онаго книгу написал и самаго начальника, Григория Талицкаго, обличи и безгласна сотвори». – «Что до книги о антихристе касается, она довольно 6езсловием, баснословием, нежели письмом святым, злобою паче, нежели любовию, красноречием и софизмами, нежели истинным христианским учением, преисполнена, яко и сей Камень; не ведущим токмо писания, ни силы, может быть к суеверию во утверждение, другим же соблазн и гибель, как то сталось с бывшим капитаном, а потом чернцом Левиным, который паки ту ересь возобновил и, в Пензе городе пришествие антихристово проповедуя, из сея Яворскаго книги утверждал, яко же точно пред судом показал, еже оною в соблазн и заблуждение приведен, о которых словах сам Яворский, погрешение видя, простотою и недознанием извинялся и просил прощения, которое милостию его императорскаго величества ему отпущено. Что же до обличения Талицкаго надлежит, о том могут присутствующие тому еще свидетельствовать, что на прении Яворскому Талицкий ни мало не уступал, но ругательно пророком Вааловым и прочее называл, донележе, по прошению всех собранных, а паче слыша Яворскаго невозмогающа, пришед его императорское величество кратко явными Христовыми словами победил и в раскаяние привел, о чем точно при казни онаго еретика в обявлены, потом поучением от Яворскаго на день Петра и Павла, точно показано было».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Прихожанка. Скажите, а насколько авторитетным был этот новгородский духовник Кирик? Пресвитер. Профессор Смирнов дает ему достаточно сдержанную характеристику 60 , говоря только, что он отличался любознательностью, но не обширной начитанностью, тогда как другие позволяли себе и более резкие высказывания в его адрес. К примеру, профессор Павлов называл Кирика одним «из сонма тех малограмотных попов, в среде которых и обращались все худые номоканунцы» 61 . Во всяком случае, Кирик мог пользоваться такими книгами, которые, по мнению его епархиального архиерея, подлежали сожжению 62 . Он также пользовался сомнительного происхождения епитимейниками, апокрифическими правилами Георгия и Феодоса. Интерес к этим сомнительным источникам, по объяснению исследователей, мог быть связан с тем, что в них он находил прямые ответы на те вопросы, которые не предусматривались канонами Церкви 63 . Прихожанка. Ну и характеристика! Пресвитер. Мало того, что он не обладал обширными знаниями святоотеческой традиции, похоже, не отличался и большим умом. Иначе как объяснить эту доверчивость к разного рода поверьям, известиям из вторых рук, которые во множестве приводятся профессором Смирновым и которые так часто можно наблюдать и в наши дни среди невежд духовного звания? Весь календарь половой жизни, разработанный иеромонахом Кириком и его последователями, не только не разделялся образованными иерархами нашей Церкви, но и прямо осуждался. Прихожанка. Вы кого-то конкретно имеете в виду? Пресвитер. В первую очередь его епархиального архиерея святого Нифонта, по своему уму и начитанности выгодно отличавшегося от Кирика, задававшего ему вопросы. Он, к примеру, хорошо знал порядки Царьграда и Греческой Церкви, на которые ссылался 64 . Но самое главное его преимущество в том, что владыка умел критически отнестись к источникам 65 . Прихожанка. И что же он сказал? Пресвитер. Когда иеромонах Кирик спросил его, можно ли причащать того, кто не воздерживается от жены Великим постом, то услышал такие гневные слова владыки: «Что вы учите воздерживаться от жен в говенье? Грех вам за это». Когда же Кирик стал в свое оправдание ссылаться на мнения митрополита Георгия и Феодоса, то святой Нифонт все это отверг, сказав, что ни митрополит, ни Феодос этого не писали 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010