Еще один персонаж Священного Писания, о котором упоминается в песни канона, — это Авраам, ветхозаветный праведник, который во всем слушался Бога и имел очень крепкую веру. Когда Господь повелел ему покинуть Харран, город его отца, Авраам покорно последовал воле Божией. Преподобный Андрей призывает подражать решимости праведника. «Авраама слышала еси, душе моя, древле оставльша землю отечества и бывша пришельца, сего произволению подражай» (Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил землю отеческую и сделался странником; подражай его решимости). В этой же песни Андрей Критский вспоминает явление Бога Аврааму в виде трех путников, пообещавших, что у престарелых Авраама и Сарры родится сын. Впоследствии, когда это обещание исполнилось и Сарра родила сына Исаака, Бог захотел испытать верность Авраама и повелел принести Исаака в жертву. Авраам вновь послушался Господа и уже в последнюю секунду, когда он занес над сыном нож, был остановлен ангелом. Автор призывает брать пример с Авраама в его гостеприимстве и верности Богу. Помимо Исаака у Авраама был сын Исмаил, рожденный ранее от служанки Агари. На этом в свое время настояла сама Сарра, долгое время бывшая бездетной. Однажды Исмаил стал насмехаться над Исааком, за что Авраам выгнал его вместе с Агарью из дома. Святой Андрей вспоминает этот эпизод и призывает душу не уподобляться Исмаилу. «Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши ласкосердствующи» (Ты слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как рожденный рабыней, бодрствуй, смотри, чтобы и тебе не потерпеть бы чего-либо подобного за сладострастие). Читать полностью отрывок из Библии Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт 9:26–27). И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана (Быт12:1–4).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

За дарование такой милости Давид будет восхвалять Господа во всю жизнь, при этом его радость будет настолько же глубока и высока, как ценна жертва, когда закалывают животных здоровых и откормленных ( «туком и елеем»). Пс.62:7 .  когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, Пс.62:8 .  ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; Из своей предшествующей жизни Давид знает, что Господь постоянно ему покровительствовал, и об этих случаях Его к себе помощи он постоянно вспоминает ночью ( «на постели») и во время «стражи», которая продолжалась до наступления дня, т. е. Давид вспоминает и ночью, и утром. Можно здесь допустить и то понимание, что Давид имел обыкновение как утром, так и отходя ко сну " поучаться закону» т. е. читать или вспоминать закон, заповеди Бога. Пс.62:9 .  к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня. Пс.62:10 .  А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; Пс.62:11 .  сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам. Пс.62:12 .  Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду. Так как душа Давида «прилепилась ко Господу», т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что «ищущие» душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут ( «сойдут в преисподнюю земли» – в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте «части лисовом» – добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто «клялся им», т. е. царем. Клясться царем (ср. Быт. 42:15–16 ) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут «восхвалены», отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как даже «уста говорящих неправду» заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Забвение грехов полезно, и нужно избегать воспоминания о плотских грехах . А что ты сказал, что нарочно вспоминаешь прежние твои грехи, то этого не должно быть; даже если нехотя вспомнишь о них, то немедленно старайся забыть, потому что это воспоминание, оскверняя ум нечистотами мирскими, отвлекает его от созерцания чистоты, особенно того, кто пребывает в уединении. Когда вспоминаешь прежние грехи, или неведение, или слабости, то хотя и не услаждаешься ими, впрочем, и одно прикосновение прежней скверны портит душу и заражает ее зловонием. Поэтому, когда возродится память о прежних грехах, то от нее нужно отвращаться также, как благонравный, степенный муж удаляется от объятий или разговоров с блудницею. Ибо как он не избежит бесславия и осуждения проходящих, если даст ей обнять себя или вступить в бесчестный разговор, хотя бы и не имел согласия на срамное удовольствие; так и мы, вспомнив прежние грехи, должны немедленно отвращать ум от размышления о них и исполнять заповедь Соломона, который говорит: уйди, не оставайся на месте ее и глаз твоих не обращай на нее (блудницу) ( Притч 5:8 ), чтобы ангелам, когда увидят нас занимающимися нечистыми помыслами, не воспрепятствовать сказать нам: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!» ( Пс.128:8 ). Ибо когда ум обращен к предметам гнусным, земным, то душа не может заниматься добрыми помыслами. Соломон верно говорит: «глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал» ( Притч.23:33–35 ). Оставляя не только гнусные, но и все земные помыслы, мы должны устремлять ум к небесным предметам и, как слуги, быть там, где Господь наш ( Ин.12:26 ). Часто случается, что неопытный, скорбя о своих или чужих грехах, неприметным образом поражается стрелою сладострастия, – таким образом начатое для пользы оканчивается срамом и вредом. Ибо «есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти» ( Притч.16:25 ). Поэтому мы должны стараться возбуждать в себе сокрушение скорее размышлением о добродетелях, о Царстве Небесном, нежели вредным воспоминанием о своих грехах; ибо до тех пор не перестанешь обонять вредное зловоние из нечистой ямы, пока будешь стоять возле нее или ворочать грязь в ней. Глава 10. О знаке удовлетворения и о забвении прежних грехов

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Зачем же мне бояться всего того, что есть, кроме Бога? А что Бог повелит, то не миновать мне. Зачем же и того бояться, что неминуемо? Убоимся же, возлюбленный, единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится (читай псалмы 25, 32, 33, 35, 36). Кто Бога единого боится, тот все в Боге находит; ему Бог – честь, слава, богатство, утешение, жизнь и все блаженство, хотя люди его чести, славы, богатства, утешения и жизни лишают. Кто Бога боится, тот в милости у Бога находится, так как боится Его прогневать и оскорбить. А кто в милости у Бога находится, тому зачем бояться немилости и свирепства врагов? Бог – все, и кроме Бога все – ничто, и злоба всех, диаволов и злых людей – ничто. Пусть скрежещут зубами на него, но ничто не смогут. Блажен муж, боящийся Господа ( Пс. 111, 1 ). Окаянен и беден тот, кто не боится Господа Бога, ибо тот всего боится; там трепещет от страха, где нет страха. Страх Божий всегда старайся иметь и молись Богу о том, чтобы Сам вселил в тебя Свой страх. Рождается страх с помощью Божией от внимания... Вспоминай смерть, суд Христов, Небесное Царствие и муку вечную, вспоминай всегда. Страшный суд Евангелие святое проповедует, что придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним. Придет Тот Судья Страшный, Который сердца и утробы испытует ( Пс. 7, 10 ; Иер. 11, 20 ), от гнева и ярости Которого вся тварь вострепещет, небо потрясется, солнце во тьму перейдет, и луна не даст света своего, звезды небесные спадут, горы растают, и самый ад поколеблется. Тогда скажут горам: падите на нас! и холмам: сокройте нас от лица Сидящего на престоле, и от гнева Агнца ( Лк. 23, 30 ; Откр. 6, 16 ). Возвещается, что тогда, перед этим Страшным Судьей соберутся все народы и отделятся друг от друга, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф. 25, 32 ). Представляется, что тогда овцы, то есть праведники, по правую сторону от Страшного того Судии, а козлы, то есть грешники, по левую сторону будут поставлены. Тогда слышится находящимся по правую сторону голос вожделенный Судии Праведного: приидите, благо словенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25, 34 ). Тогда, как гром, возгремит и всех в трепет приведет страшное прогневанного Судии изречение к сущим по левую сторону от Него: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25, 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими (Иов 1:6–22 — 2:1–10). Свернуть Песнь 5 Пятая песнь посвящена пророку Моисею. Его имя переводится как «взятый из воды». Когда египетский фараон повелел истреблять всех новорожденных евреев, мать Моисея, Иохаведа, желая спасти сына, положила его в корзину и отправила по реке Нил. Младенца случайно нашла дочь фараона и взяла его к себе. Когда Моисей вырос, он однажды увидел, как египетский надзиратель издевается над евреем. Моисей убил египтянина и убежал в пустыню. Вспоминая это событие, Андрей Критский призывает душу усмирить гордыню, чтобы она не мешала покаянию. «Яко Моисей великий египтянина, ума уязвивши, окаянная, не убила еси, душе, и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?» (Подобно великому Моисею, поразившему египтянина, ты не умертвила, несчастная душа, гордого ума; как же, скажи, вселишься ты в пустыню от страстей через покаяние?) Впоследствии Моисей вывел еврейский народ из Египта через Красное море. Уходя от погони фараона, пророк ударил жезлом по воде. Море расступилось, и евреи смогли перейти его. Затем Моисей простер свой жезл над морем, после чего его воды сомкнулись над головами преследователей. Вспоминая это чудо, преподобный Андрей сравнивает действия Моисея с жезлом с крестным знамением и замечает, что с помощью Божией человек способен совершить великие вещи. «Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити» (Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий глубину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое). У Моисея также был брат Аарон, его ближайший помощник и первый израильский первосвященник. Андрей Критский противопоставляет благочестие Аарона нечестию двух его дальних потомков, сыновей первосвященника Илии Офни и Финееса. Последние жили уже в более позднюю эпоху. Они были священниками, но вели порочный образ жизни, за что в итоге и были наказаны. С ними автор сравнивает свою душу. «Аарон приношаше огнь Богу, непорочный, нелестный, но Офни и Финеес, яко ты, душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие» (Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный, но Офни и Финеес принесли, как ты, душа, отчужденную от Бога нечистую жизнь).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

И вот, в свете всего сказанного выше об евхаристическом опыте и " знании " Тайной Вечери, на эти вопросы мы не только можем, но и должны ответить отрицательно. Подход этот неправилен, и неправилен опять-таки в ту меру, в какую определен он все тем же выделением евхаристического воспоминания, отрывом его от целостности священнодействия, о котором мы знаем уже, что оно все к воспоминанию направлено, все к нему, как к своему завершению, приводит. Ведь в том как раз и весь смысл, вся бесконечная радость этого воспоминания, что вспоминает оно Тайную Вечерь не как " средство " , а как явление, и больше чем явление, - присутствие и дар самой цели: того Царства, для которого создан был Богом мip, к которому призвал и предопределил человека и которое " в последние дни " явил в Сыне Своем Единородном, - Царства любви Отца к Сыну, любви Сына к Отцу и дара Духом Святым этой любви верующим: " Я в них, и Ты во Мне, да будут совершенны воедино... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них " (Ин. 17, 23, 26). Потому мы и назвали Тайную Вечерь событием завершительным, что, будучи явлением цели, она есть явление конца. Конец же этот - Царство Божие " не от мipa сего " , а потому heomмipho, хотя и совершившееся в " мipe сем " , явление его. " Я уже не в мipe " , - говорит Христос за Тайной Вечерью (Ин. 17, 10). И потому что Он уже не в мipe, и " не от мipa " та Слава, которую в эту ночь, за этой трапезой, являет и дает Он ученикам ( " и слава, которую Ты дал Мне, я дал им " (Ин. 17, 22). Тайной Вечерью завершается земное служение Христа, и об этом свидетельствует Сам Христос в Своей прощальной беседе и первосвященнической молитве: " Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем " (Ин. 13, 31). " Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить " (Ин. 17, 4). Но тогда все то, что совершает Христос после Тайной Вечери и что после нее вспоминает евхаристическая молитва, раскрывается и в молитве этой, и в вере и опыте Церкви как следствие этого явления Царства, как первая, решающая и спасительная победа его в мipe и над мipoм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1909...

И вот, в свете всего сказанного выше об евхаристическом опыте и «знании» Тайной Вечери, на эти вопросы мы не только можем, но и должны ответить отрицательно. Подход этот неправилен, и неправилен опятьтаки в ту меру, в какую определен он все тем же выделением евхаристического воспоминания, отрывом его от целостности священнодействия, о котором мы знаем уже, что оно все к воспоминанию направлено, все к нему, как к своему завершению, приводит. Ведь в том как раз и весь смысл, вся бесконечная радость этого воспоминания, что вспоминает оно Тайную Вечерь не как «средство», а как явление, и больше чем явление, — присутствие и дар самой цели: того Царства, для которого создан был Богом мip, к которому призвал и предопределил человека и которое «в последние дни» явил в Сыне Своем Единородном, — Царства любви Отца к Сыну, любви Сына к Отцу и дара Духом Святым этой любви верующим: « Я в них, и Ты во Мне, да будут совершенны воедино… да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них » (Ин. 17:23, 26). Потому мы и назвали Тайную Вечерь событием завершительным, что, будучи явлением цели, она есть явление конца. Конец же этот — Царство Божие «не от мipa сего», а потому heomмipho, хотя и совершившееся в «мipe сем», явление его. « Я уже не в мipe », — говорит Христос за Тайной Вечерью (Ин. 17:10). И потому что Он уже не в мipe, и «не от мipa» та Слава, которую в эту ночь, за этой трапезой, являет и дает Он ученикам (« и слава, которую Ты дал Мне, я дал им » (Ин. 17:22). Тайной Вечерью завершается земное служение Христа, и об этом свидетельствует Сам Христос в Своей прощальной беседе и первосвященнической молитве: « Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем » (Ин. 13:31). « Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить » (Ин. 17:4). Но тогда все то, что совершает Христос после Тайной Вечери и что после нее вспоминает евхаристическая молитва, раскрывается и в молитве этой, и в вере и опыте Церкви как следствие этого явления Царства, как первая, решающая и спасительная победа его в мipe и над мipoм. VIII

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И вот, на Масленицу зовем гостей и сами навещаем родных и близких, вспоминаем об обиженных, обездоленных, со всеми примиряемся, просим прощения ради Христа. Помня, что устав о пище в Неделю Сырную (Масленицу) уже не дозволяет мясную пищу, делаем богатый, разнообразный стол, чтобы всех утешить и порадовать. Избранные рецепты на масленицу За весельем и утехами Масленицы, к которым призывают нас многочисленные возродители народных традиций, не забудем о церковных особенностях этой недели. Прежде всего, это последняя седмица перед Великим постом, его наиболее тонкое предчувствие. Уже в среду и пятницу на этой неделе в храмах будет постовое богослужение с молитвой Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Особенно важным, знаковым настроением этой недели можно считать примирение с ближними. Матф.5:23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Какой же дар мы намереваемся принести Ему? Наши постовые молитвы, милостыню, доброделание и посильный пост телесный. И вот, на Масленицу зовем гостей и сами навещаем родных и близких, вспоминаем об обиженных, обездоленных, со всеми примиряемся, просим прощения ради Христа. Помня, что устав о пище в Неделю Сырную (Масленицу) уже не дозволяет мясную пищу, делаем богатый, разнообразный стол, чтобы всех утешить и порадовать. Сырный суп   Обжариваем немного лук и картофель, можно добавить измельченные грибы, заливаем горячей водой или молоком, солим, перчим, варим до готовности картофеля, засыпаем натертый на терке твердый плавленый сыр или добавляем мягкий пастообразный, доводим, перемешивая, суп до кондиции еще 2-4 минуты, и подаем к столу с зеленью. Яйцо фаршированное   Блюдо в нашей кухне очень привычное, традиционно праздничное. А сколько можно придумать начинок! И измельченные обжаренные грибочки (перемешать с желтками и майонезом и заполнить половины белков), и селедочка соленая, и припущенная свежая рыба, и сыр с зеленью, и обжаренный репчатый лук с зеленью. Майонез можно заменять сливочным маслом, варьировать специи, дополнения, красиво оформить. Творожные шарики

http://pravmir.ru/recepty-na-maslenicu/

И давайте все мы будем внутренне просить Господа, молиться преподобному Сергию о том, чтобы его подвиг, его отказ от себя стали и нашим достоянием, потому что в сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова: «если мы живём Духом, то по Духу поступать должны», то есть искать духовного, а не душевного. Здесь тонкая грань, иногда почти неразличимая. В каких-то типичных случаях мы видим, что это, да, душевное, это, может, интересное, важное, романтическое, замечательное, но это не то, что спасает, это не то, чему принадлежит будущее. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» – как это важно сейчас в нашей обстановке, когда появляется новый класс, когда начинается опять раздражение, что Ельцин не дал того, не дал этого. Типично советские вещи. Очень важно, чтобы мы гасили в себе раздражение и зависть. Я представляю, что даже у людей вполне интеллигентных появляется иногда, ну, если не желание возврата старых времён, то, во всяком случае, воспоминания: вот, дескать, при Сталине все боялись, тут же призывали к порядку, а сейчас этого нет. Почему нам важно молиться, в своём сердце, чтобы мы несли мир в любой обстановке? Потому, что от нас многое зависит, на нас многие сейчас смотрят, какие мы даём оценки, как мы себя ведём. Это мы должны знать. «Братия, если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым». Как часто приходится нам действительно быть искушаемыми где-либо – в магазине, в семье, на работе, в храме… Сказано: «вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости». Вспоминая преподобного Сергия, вспоминая его путь, каждый раз подумай, как бы он поступил. Нам, может, трудно представить, что Христос сказал бы, сделал на нашем месте, но нам легче представить, что сказал бы и сделал преподобный Сергий, и, во всяком случае, чего бы он ни в коем случае не сделал. Если мы будем к этому направлять своё сердце, то будем идти по тому пути, который для каждого из нас проложил святой преподобный Сергий Радонежский. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-bozhie-...

И как осудили Его на распятие, и как возложили на Него Крест, и как Он падал под этим Крестом, неся его на Голгофу. И как распростёрли Пречистое Тело Его на Кресте, взяли гвозди и вбили их в ноги и в руки Его. И как подняли этот Крест. И как не нашлось жалости в сердце человеческом даже тут, и как хулили, смеялись, издевались над Ним, висевшим на Кресте, Искупителем нашим, давшим нам любовь, милость, благодать, прощение. И не можем мы не вспомнить этой заботы Его о Матери Своей, когда Он со Креста сказал Иоанну: " Се, Мати твоя " , и Божией Матери: " Се, сын Твой " . И как молился Господь за распинавших Его. И вспоминается, как земля содрогнулась, как камни распались, как Силы Небесные поколебались, как солнце померкло, как ужаснулась вселенная совершённому человеком над Богом своим! Всё вспоминается ныне, и так же, как при гробе близких людей, здесь, при гробе Господа, ужасаемся и стыдимся того, что мы сделали со Христом, как мы Его обидели, как мы Его огорчили, как мы Ему сделали больно и нашей грешной жизнью. Ибо для нас Христос есть живой Христос, живущий отныне и до века. И для нас наши так незаметно проходящие житейские погрешности вырастают перед нашей совестью. Но есть у нас в сердце и то чувство, которое испытываем мы перед гробом близких людей и которое заставляет думать: " Вот если бы он встал, я ему никогда уж не сказал бы так грубо, я бы никогда уже не лгал ему, не обманул его, я бы никогда больше не был таким, как тогда, когда он был со мною и я не жалел его " . Ведь Иисус Христос с нами! Он восстал из гроба! И если мы искренне, со слезами вспомним грехи наши перед Ним, мы можем по–иному начать жить со Христом! Аминь.     14 мая 1927 г. За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В Неделю исцеления расслабленного наша мысль невольно обращается к вопросу о значении телесных немощей в деле нашего спасения. Здесь, так же как и во всех вопросах духовных, нам надлежит сделать усилие, чтобы освободиться от тех понятий мирских и безбожных, которые вплетаются незаметно в наше понимание жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010