Благодарю Бога за то, что Он внушил нашему нынешнему Ректору Московских Духовных Школ Епископу Евгению дать мне послушание на лето – благословение писать воспоминания. Я почувствовал ответственность: отодвинуть всё суетное, повседневное и сделать всё возможное на сегодняшний день. Правда, как оказалось, воспоминания писать нелегко – оживают светлые картины прошлого, умчавшегося в вечность, вспоминаются дорогие любимые лица, с которыми связано много хорошего и которых здесь уже давно нет – всё это навевает грусть, нагоняет тоску, что-то тяжёлое начинает подступать к груди, и перо как-то замедляет свой бег, а затем и останавливается... Да хранит Вас Господь, дорогой Владыка, и помогает Вам быть всегда не только мудрым, но и добрым, какими были мои наставники ! На смену всем нам придут другие люди – пусть же и они будут только достойными! Божия Матерь! Простри Свой Вечный Покров над Альма Матер! 29 июля 1998 года Из времен Великой Отечественной войны 12 И увидел я, и вот, рука простёрта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нём: «плач, и стон, и горе» ( Иез. 2:9–10 ). – Подобный «свиток» прочитал и я на заре своей жизни, так как родная моя Белоруссия была оккупирована немцами (1941–1944 гг.) Вспоминать прошлое нелегко: встают один за другим образы, одно за другим события, улетевшие в вечность; именно «улетевшие», так как всё представляется сейчас одним мгновением, хотя тогда годы войны казались бесконечными. Вспоминать о них особенно тяжело, потому что за всё время войны, можно сказать, не было ни одного светлого дня. Мне могут возразить и сказать: а ведь был день, когда Белоруссию освободили наши войска! Да, был, но тревога продолжала угнетать сердце: немцами был увезён на работу средний брат Иван и судьба его оставалась нам неизвестной, а старший брат Феодор был сразу же взят в Красную армию и направлен на фронт. Остались втроём: мама, жена Феодора и я – без своего крова и насущного хлеба...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Бог же мира и любви, дающий хлеб в пищу и семя сеющему, да возрастит посеянное вами и умножит плоды правды во всех вас, подавая Свою благодать, и да удостоит царствия небесного, которое да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, честь, держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   ПЯТЬ СЛОВ ОБ АННЕ Слово 1.   О том, что и во время Пятидесятницы и всегда нужно помнить о посте, и что не только он сам, но и память о нем приносит пользу; далее о промысле Божьем и о том, что не маловажным проявлением его служит, между прочим, естественная любовь родителей к детям; затем о том, что не только отцы, но и матери обязаны воспитывать детей, и, наконец, об Анне.   Польза воспоминания о посте и блага, доставляемые им. Напоминание слушателям о предметах предшествовавших бесед. Содержание беседы к обратившимся в христианство из язычества о двух способах Богопознания чрез созерцание природы и чрез совесть. Третий Богом данный наставник - родители. Любовь их к детям зависит не только от природы, но и от нравов детей. Обязанность родителей и особенно матери относительно воспитания детей, примером чего служит Анна, мать Самуила. Долговременное ее неплодство, молитва и высокий обет Богу. Увещание - подражать Анне в воспитании детей, в попечении особенно о целомудрии сыновей.   1. Когда мы расстаемся с гостем, который провел с нами несколько дней и с которым мы радушно делили беседу и стол, то на другой день, после его ухода, при виде накрытого стола, тотчас вспоминаем о нем и о взаимной беседе, и обращаемся к нему с горячей любовью. Так же точно поступим и по отношению к посту. Он пробыл с нами сорок дней; мы приняли его радушно, и затем проводили. Намереваясь теперь предложить духовную трапезу, вспомним о нем и обо всех благах, принесенных им нам. Ведь не только самый пост, но и воспоминание о нем может принести нам весьма большую пользу. Как те, кого мы любим, доставляют нам большое удовольствие, не только тогда, когда бывают у нас, но и тогда, когда мы вспоминаем о них, так и дни поста с их собраниями, общими собеседованиями и другими добрыми плодами, какие мы получали от него, радуют нас и при воспоминании; если мы вспомним обо всем этом, то получим и в настоящее время большую пользу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Бог являет Себя людям. Как? Открывая Своё имя. Что Моисей говорит Богу у купины? Люди не поверят мне, спросят, как Твоё имя. И тогда Бог открывает Моисею Своё имя: Яхве — Сущий, Тот, Который есть и будет. Значит, через имя Бог являет и открывает Себя людям. Имя Божие — это, в сущности, Сам Бог. Во Второзаконии есть замечательный текст, который поможет нам до конца понять прошение «Да святится имя Твоё» «И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнём рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того. Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего; но к месту, какое изберёт Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь, и туда приходите» (Втор 12:3-5). Обычно мы говорим о пребывании Бога среди нас, а здесь речь идёт о пребывании имени — значит, Бог пребывает среди нас в виде Своего имени. Когда мы восклицаем: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (Пс 8:2), — то мы говорим тем самым: как чуден Ты Сам! «Да хвалят имя Господа… Хвалите Господа… старцы и отроки да хвалят имя Господа» (Пс 148). Одно и то же повторено в этом псалме несколько раз, но разными словами. Значит, имя Божие — то же, что Сам Бог. «Ночью вспоминал я имя Твоё, Господи» (Пс 118:55), т. е. вспоминал о Тебе. Иными словами: не просто — открой имя Твоё, но открой Себя, Господи, войди во всём Твоём сиянии, во всей Твоей святости в нашу жизнь. Яви Себя в Своей славе. Вот что значат слова «Да святится имя Твоё», Почему об этом сказано здесь так сложно — настолько, что девяносто девять процентов из нас не понимают, что значат эти слова? Вероятно, по той причине, что слово Евангелия, действительно, подобно семени. Оно, как семя в землю, падает в сердце человека, чтобы там постепенно согреться, напитаться, разбухнуть, затем дать росток, а через какое-то время принести плод. Слова «Яви Себя нам» мы бы усвоили сразу, быстро поняли и не осознали, что они значат. Но сложное и непонятное «Да святится имя Твоё» падает в сердце и постепенно там прорастает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Бог являет Себя людям. Как? Открывая Своё имя. Что Моисей говорит Богу у купины? Люди не поверят мне, спросят, как Твоё имя. И тогда Бог открывает Моисею Своё имя: Яхве – Сущий, Тот, Который есть и будет. Значит, через имя Бог являет и открывает Себя людям. Имя Божие – это, в сущности, Сам Бог. Во Второзаконии есть замечательный текст, который поможет нам до конца понять прошение «Да святится имя Твоё» «И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнём рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того. Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего; но к месту, какое изберёт Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь, и туда приходите» (Втор.12:3–5). Обычно мы говорим о пребывании Бога среди нас, а здесь речь идёт о пребывании имени – значит, Бог пребывает среди нас в виде Своего имени. Когда мы восклицаем: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (Пс.8:2), – то мы говорим тем самым: как чуден Ты Сам! «Да хвалят имя Господа… Хвалите Господа… старцы и отроки да хвалят имя Господа» (Пс.148). Одно и то же повторено в этом псалме несколько раз, но разными словами. Значит, имя Божие – то же, что Сам Бог. «Ночью вспоминал я имя Твоё, Господи» (Пс.118:55), т. е. вспоминал о Тебе. Иными словами: не просто – открой имя Твоё, но открой Себя, Господи, войди во всём Твоём сиянии, во всей Твоей святости в нашу жизнь. Яви Себя в Своей славе. Вот что значат слова «Да святится имя Твоё», Почему об этом сказано здесь так сложно – настолько, что девяносто девять процентов из нас не понимают, что значат эти слова? Вероятно, по той причине, что слово Евангелия, действительно, подобно семени. Оно, как семя в землю, падает в сердце человека, чтобы там постепенно согреться, напитаться, разбухнуть, затем дать росток, а через какое-то время принести плод. Слова «Яви Себя нам» мы бы усвоили сразу, быстро поняли и не осознали, что они значат. Но сложное и непонятное «Да святится имя Твоё» падает в сердце и постепенно там прорастает.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

В западной церкви существует предание об образе св. Вероники, которая подала Спасителю, идущему на Голгофу, полотенце, чтобы Он вытер Свое лицо. На полотенце остался отпечаток Его лика, который позже попал на запад. В Православной Церкви принято изображать Спасителя на иконах и фресках. Эти изображения не стремятся передать в точности Его внешний вид. Они скорее являются напоминаниями, символами, возводящими нашу мысль к Тому, Кто на них изображен. Глядя на изображения Спасителя, мы вспоминаем Его жизнь, Его любовь и сострадание, Его чудеса и учение; вспоминаем, что Он, как вездесущий, пребывает с нами, видит наши трудности и помогает нам. Это настраивает нас молиться Ему: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!» Лик Спасителя и все Его тело запечатлелось также на так называемой Туринской плащанице – длинном полотне, в котором, по преданию, было завернуто снятое с Креста тело Спасителя. Изображение на плащанице удалось увидеть только сравнительно недавно с помощью фотографии, специальных фильтров и компьютера. Воспроизведения лика Спасителя, сделанные по Туринской плащанице, имеют поразительное сходство с некоторыми древними византийскими иконами (совпадая иногда в 45-ти или 60-ти точках, что, по мнению специалистов, не может быть случайно). Изучая Туринскую плащаницу, специалисты пришли к выводу, что на ней отпечатлелся человек лет 30-ти, ростом 5 футов, 11 дюймов (181 см. – значительно выше своих современников), стройного и крепкого сложения. Учение Господа Иисуса Христа О своем учении Иисус Христос говорил так: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины, слушает гласа Моего ( Ин.18:37 ). Поэтому мы должны с благоговением принимать каждое слово Христа как абсолютную и непреложную истину и на нем строить свое мировоззрение и жизнь. О Себе Самом Иисус Христос учил, как о Спасителе человечества: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее... пришел для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (искупления – выкупа, спасения; Мф.18:11,20:28 ). Сын Божий взял на Себя миссию спасения людей, исполняя волю Своего Отца, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион от имени Святейшего Патриарха Кирилла и от себя лично поздравил всех присутствовавших с престольным праздником: «В этот день мы вспоминаем тех, с кого начиналась история Церкви после Воскресения Христова. Господь избрал Петра как главу апостольской общины. Мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении о том, как Петр исповедал Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, и это исповедание он произнес, как говорят одни толкователи, от лица всех апостолов, как говорят другие — от собственного лица, потому что он первым уверовал в то, что Иисус Христос есть Божий посланник, Божий Сын. И за произнесенное Петром исповедание Господь сказал ему:  Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах  (Мф. 16:19). Этого первоверховного апостола, о котором много говорится в Евангелии, мы сегодня прославляем. В Евангелиях рассказывается, в том числе, о том, как он проявил человеческую слабость и малодушие, и когда Иисус Христос был предан на страдания, отрекся от Господа, что Спаситель предсказал незадолго до этого. Но мы знаем и о том, как Господь по Воскресении Своем восстановил его в апостольском достоинстве, о чем повествует святой евангелист Иоанн, когда рассказывает, как трижды Господь обратился к Петру со словами:  любишь ли Меня? , и Петр ответил:  Ты знаешь, что я люблю Тебя  (Ин. 21:17). Через это, говорят нам святые отцы, Господь восстановил Петра в его апостольском достоинстве и служении. И Петр не посрамил доверия, которое изначально было оказано ему Господом Иисусом Христом: всю свою оставшуюся жизнь он посвятил проповеди Христа и умер в Риме, куда Господь привел его для мученического подвига. В этот день мы также вспоминаем святого апостола Павла, о котором знаем не из Евангелий, а из Деяний апостольских и из его собственных посланий. Известно, что этот человек в юности был гонителем Церкви: являясь ревнителем отеческих преданий, ревнителем неумеренным, он последовал за фарисеями в их отвержении Господа Иисуса Христа. Когда этот человек приближался к Дамаску, к тем местам, которые и ныне благоговейно почитаются в Антиохийской Православной Церкви , внезапно осиял того Божественный свет, которым он был ослеплен. Ему явился Господь и сказал:  Савл! что ты гонишь Меня?  (Деян. 9:4). С этого началось его апостольское служение, потому что он уверовал во Христа, принял святое крещение и, как сам Павел говорит в своих посланиях, больше других апостолов потрудился в проповеди Евангелия Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/5662819.ht...

В первой главе первой книги Бытия сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над всею землею» (Быт. 1, 26). А дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1, 27). Про подобие уже ни слова. – И как это можно объяснить? – Объясню на примере. Есть, скажем, военный университет, который регулярно выпускает из своих стен офицеров. Курсантов там учат военным дисциплинам, воспитывают их в традициях офицерской чести... Но ни одно военное учебное заведение не может сделать из человека героя. В этом и есть разница между образом и подобием. Образ – это некая потенциальная возможность, а подобие представляет собой плод, результат, возникший в ходе реализации собственной личной истории. Образ – это потенция, подобие – результат реализованной силы. Мы все, начиная от святых и заканчивая пьяницами и бомжами, созданы по образу Божию, но подобие Божие есть, пожалуй, только у преподобных. Начинающий художник, поэт, музыкант стремится что-то сотворить, сочинить, реализовать себя. Для неверующего человека это зачастую не нужно: он живет, как живется, обустраивая свою жизнь в соответствии со своим идеалом комфорта. А для верующего человека такое отношение к жизни просто невозможно. Если я создан по образу Божию, то я самим фактом творения человека поставлен перед вызовом – стать подобием Божием, реализовать себя в качестве творца. В этом смысле самый яркий пример человека, созданного по образу Божию и реализовавшего себя по подобию Божию, это Пушкин . Двести лет прошло с момента его гибели, но он по-прежнему продолжает людей вдохновлять, просвещать и дарить им утешение. В конце концов, мы все живем в мире русского языка, созданного Пушкиным-творцом. Когда я вспоминаю слова Спасителя о том, что надо собирать сокровища на небесах, я сразу вспоминаю Пушкина: используя талант, полученный в дар от Бога, он собрал себе великие сокровища на небесах. И с этой точки зрения все ресурсы, которыми мы обладаем, нам не принадлежат. Мы получили их в дар от Бога и должны ими правильно распорядиться. Апостол Павел говорил: «Чего ты хвалишься? Чего ты имеешь, чего у тебя есть такого, чего бы ты не получил? Ничего. Что ты создал своими трудами? Ничего. Не может человек, заботясь, прибавить себе росту даже на один локоть» (См.: Мф. 6, 27). Всё, что у нас есть, получено нами от Бога как подарок на наш первый день рождения.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/06/poiski...

В понедельник и вторник Страстной недели вспоминаются разные сюжеты, связанные с событиями, произошедшими после того, как Господь вошел в Иерусалим на путь своих страданий. К этим событиям относится проклятие смоковницы, когда Господь, взалкав и увидев смоковницу, для которой не наступило время плодоношения, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла ( Мф.21:19 ). Эти слова Господа находятся в параллели с некоторыми другими мотивами Святого Евангелия. В частности, на вечерне Великого Вторника вспоминаются притчи о талантах и о мудрых и юродивых девах. В первой из них человек данный ему талант не отдал в рост, а закопал в землю и обосновал это, обращаясь к хозяину, таким образом: Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, собираешь, где не рассыпал ( Мф.25:24 ); поэтому я счел более надежным, дабы не было претензий, деньги твои большие сохранить, чтобы их тебе в целости возвратить. И он подвергся от хозяина страшному гневу, который кажется нам наказанием, не соответствующим преступлению. И это не единственный момент, когда Господь как бы требует от людей неосновательно, – или не от человека, а от смоковницы – требует того, что она не может дать по естеству. И это очень жестко, это действительно жестко, но это те реальные отношения абсолютной свободы, которыми являются отношения между Богом и человеком. Человек и безответен, и дерзновенен, и очень часто находится в такой ситуации, когда ему кажется совершенно нормальным, что он чего-то не может делать, потому что это ему не дано, и вместе с тем Господь ждет, что он это сделает. То же самое относится к Притче о мудрых и юродивых девах. В общем, нормально, когда у человека, который читает это повествование, возникает некоторая жалость к юродивым девам, некоторое раздражение против мудрых дев, которые заранее чем-то запаслись. Я думаю, что это нормальная человеческая реакция. И вместе с тем, при более духовном рассмотрении, это и есть та вышеестественная планка отношений между Богом и человеком, желающим во Христе идти за Богом, которую Бог во Христе предполагает. По толкованию святоотеческому, которое идет от прп. Макария Великого и повторяется потом у прп. Серафима Саровского, тот елей, которого недоставало у юродивых дев, это благодать. И если мы приобретем любым образом – а как, пусть каждый сам решает – благодать Святого Духа, то не будем судимы и сожжены, как бесплодная смоковница. А если не приобретем, то… Об этом особенно явно и без всякой двусмысленности пишет прп. Симеон Новый Богослов: человек, который в течение своей земной жизни (жестко это слово, но он так пишет, это правда) не приобретет ощутительно для самого себя благодати Святого Духа, не будет ее иметь и в вечной жизни, и таким образом не будет находиться в числе спасенных.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

В прошедшем мы видим милосердие Божие. Поэтому, прежде всего, возблагодарим Господа Бога за то, что Он сохранил нам жизнь на добрый подвиг самоусовершенствования, на спасение души, и воззовем из глубины души: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его! ( Пс.103:1–2 ). Затем возблагодарим Господа за все прошедшее – за каждое биение сердца, за молитвенную радость, за мысленный трепет. И не только за радости будем благодарить Господа, но и за скорби, страдания, потому что они очищают душу и ведут к Господу Богу. Затем возблагодарим Господа за ту веру, в которой мы родились и воспитались: «Видехом свет истинный... обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть» 226 . Возблагодарим Господа и за то, что Он не допустил нас до гибели. Сколько раз каждый из нас находился близ смерти, еще минута – и нас не было бы. Но Господь милосердный нас сохранял, и за это возблагодарим Господа Бога. Возблагодарим Его и за будущее. Будущее сегодня станет прошедшим завтра. Заглядывая в прошедшее и вспоминая его, человек иногда радостно вздыхает и молитвенно крестится, а иногда со стыдом закрывает лицо свое. Будем просить Господа помочь нам, чтобы, вспоминая наше прошедшее, мы не закрывали со стыдом лица своего. Будем просить Господа, чтобы Он даровал нам зреть прегрешения наши и в будущем проводить время в мире и покаянии. А затем будем благодарить Господа за Его благой Промысл. Будем стремиться одинаково принимать и радости, и скорби. Скорби необходимы нам, они разрыхляют душу и помогают, подобно тому как плуг разрыхляет землю и помогает росе или дождю оросить и освежить ее. Когда же придет радость, возблагодарим Господа Бога, ибо плоды нашей веры, веры Христовой, – не мрак, не отчаяние, а радость, мир, свет, надежда на милосердие Божие (ср.: Гал.5:22 ). Потому-то и все святые всегда радовались. Таков был и преподобный Серафим. Испросим себе милости Божией, чтобы нам жить так, как жил преподобный, чтобы всецело отдать себя Господу Богу, чтобы мы могли сказать с апостолом: Не я живу, но живет во мне Христос... Живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем... Живем ли, или умираем – всегда Господни ( Гал.2:20 ; ср.: Рим.14:8 ). Новое начало жизни; о Христовом смирении

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В самом деле, если должно наказывать порочные помыслы, чтобы они не перешли в дело, то тем более должно сокрушаться душою о таких делах и словах. Это пусть будет каждый день, и не прежде засыпай ты, человек, пока не размыслишь о грехах, совершенных тобою в продолжение дня; тогда, без сомнения, в следующий день ты будешь не так скор на подобные предприятия. Как ты поступаешь с деньгами, не пропуская и двух дней без требования отчета от слуги, чтобы не произошло замешательства от забвения, так поступай и с делами своими каждый день; вечером требуй от души отчета, осуждай грешный помысл, повесь его как бы на дереве, наказывай и повелевай, чтобы вперед не делать подобного. Видишь ли превосходное врачевание, — как он употребляет врачевство и предупредительное и исправительное? Наставление не впадать в грехи служит вместо врачевства предупредительного, именно слова: « гневаясь, не согрешайте »; а слова: « размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь » — вместо врачевства исправительного. После совершения греха он еще прилагает врачевство, зависящее от самого согрешившего. Будем же употреблять такое врачевание, не представляющее никакой трудности. Если же душа твоя не терпит воспоминания о грехах, стыдясь и смущаясь, то скажи ей: нет тебе никакой пользы от того, что ты не будешь вспоминать об них, а напротив — еще великий вред, потому что, если ты не будешь вспоминать об них сама по себе теперь, то грехи твои будут открыты пред глазами всех тогда; если же ты будешь помышлять о них теперь, то и от них скоро избавишься и в другие не легко впадешь. В самом деле, душа, боясь вечернего суда, чтобы опять не подвергнуться такому же испытанию, осуждению и наказанию, бывает медлительнее на грехи; и такова польза от этого испытания, что, если мы будем так поступать постоянно только в течение одного месяца, то приобретем себе потом навык к добродетели. Не будем же пренебрегать таким благом. Кто ставит себя пред этим судилищем здесь, тот не подвергнется тяжкой ответственности там.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010