1212 По действующей ныне системе часто проходят целые месяцы до назначения лиц состава епископского викариата и вступления их в исполнение своих обязанностей. Примечание автора. 1213 При этом о епископских дикастериях, о проповедниках, о духовных лицах, о достоинствах и других свойствах, требуемых для управления церковью преосв. Герман обещает поговорить в другой раз. Примеч. переводчика. 1215 Установившиеся тогда добрые отношения между учеником и наставником продлились и на последующее время, когда К.П. Дубронравин пришел из Москвы в Петербург, а П.А. Преображенский туда же отправился учиться в Академию. 1216 Об этом с удовольствием вспоминал сам М. Н. Катков на юбилее редакции «Православного Обозрения» в 1895 году. 1219 Эти слова Писания послужили девизом журнала „Православное Обозрение“ с самого начала его издания. 1220 См. Правосл. Обозр. 1885:1, 401–439. Самое юбилейное торжество имело тогда Петра Алексеевича Преображенского своим средоточием. 1224 См. Собрание мнений и отзыв. м. Филар. V, 34 и дал. 43 и дал. Москва, 1887–1888; – Письм м. Филар. к Высоч. Особ. и др. лиц. 199, Тверь, 1888 и др. Главный обвинения сыпались со стороны желчного редактора „Домашней Беседы“ В. И. Аскоченского (†1879). 1225 Письма м. Филар. к архиеписк. Алексию, стр. 212. Москва, 1883; срав. Душеп. Чтен. 1885:1, 122, и др. 1227 Достаточно сказать, что после того, как П. А. Преображенский остался единственным редактором-издателем журнала, он лишился супруги, при целой куче малолетних детей, и несмотря на это тяжкое лишение, и не смотря на заботы о детях, без всякой субсидии, он продолжал издание даже и при неблагоприятных в материальном отношении условиях, не жалея свои средств на это издание. 1229 В этом труде только «Пастырь» Ерма переводил (с латинского) о. К. С. Озеров; предисловие же к «Пастырю», равно как перевод введения и примечания ко всем остальным писаниям мужей Апостольских принадлежат исключительно П. А. Преображенскому. 1231 Перевод сочинения св. Ипполита остался неоконченным и потому не вошел в это издание. Важность этого издания и духовная потребность так велика, что большей части томов его, особенно начальных, уже трудно найти в продаже, а сочинения св. Иустина философа П. П. Преображенский , уже пред кончиною своей, должен был выпустить вторым изданием, хотя его денежные средства были таковы, что после его кончины едва ли что остается его детям в наследство. Между прочим эти труды были приложением к делу его семинарских занятий по философии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Левитин А., Щавров В. Очерки по истории русской церковной смуты- Т. 1. С. 82 Письмо Святейшего Патриарха Тихона Председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калинину 1 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, по главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского], или Петроградского Вениамина [Казанского] 2 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 29 апреля (12 мая) 1922 г. 3 вариант: Ввиду затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным, для блага Церкви, поставить временно, до созыва Собора, во главе Церковного Управления митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 4 вариант: Ввиду крайней затруднительности церковного управления, приведшей меня к гражданскому суду [? – Сост.], считаю полезным для блага Церкви поставить временно впредь до собрания Собора во главе Церковного Управления одного из митрополитов. 1. Догматико-каноническая оценка тихоновщины: Рукопись 2. Архив составителя 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 4. Рождественский А. , протоиерей. Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России: Воспоминания. София: Российско-болгарское книгоиздательство Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] о временной передаче ему высшей церковной власти 92 93 1 вариант: Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Отмеченное явление объясняется тем, что для еп. Феофана г. Преображенский воспользовался готовым печатным биографическим очерком, между тем таковых же очерков о двух последующих архипастырях не оказалось. Биография Пр. Феофана почти целиком взята им из статей Душеполезного Чтения за 1894 и 1895 гг. На сей раз этот источник автор называет в выноске, но всё-таки без малейшего указания на характер своего пользования им; этого мало, наряду с статьями Душеполезного Чтения в той же выноске он для чего-то перечисляет целый ряд работ и заметок Церковного Вестника и Церковных Ведомостей, хотя отсюда не черпал уже никаких сведений о преосв. Феофане. А между тем г. Преображенский позабыл отметить в этой же выноске статью Душеполезного Чтения – „Из кельи затворника“, буквальные заимствования из коей составили целую страницу его книги (см. Душеп. Чт. 1894 г. I, 697, 698, 700; ср. „История“ 50. 51). Всё это служит для нас новым наглядным подтверждением, насколько можно доверять выноскам и цитатам книги г. Преображенского. Дальнейшее повествование книги отличается особенной многопредметностью и отсутствием должного порядка. Наряду с изображением ад- они, как открывается из дальнейшего повествования, настолько хорошо следили за жизнью училища и серьёзно вникали в её строй, что вскоре же уяснили себе неудовлетворительное состояние её и выработали целый ряд изменений и дополнений к уставу и по административной, и по учебно-воспитательной, и по хозяйственной частям (см. 76–81 стр.). Думается, что если бы только членам управления некогда было вникать и заниматься делами училища, то нельзя было бы и ожидать от них указанной в книге серьёзной переработки училищной жизни. – В изображении деятельности второго (обновлённого) училищного управления, мы встречаемся с не меньшими странностями и недосмотрами. Имея в виду представить его членов ревностными, энергичными деятелями, г. Преображенский приводит факты, не всегда, к сожалению, оправдывающие его цель. Деятельность нового управления, по свидетельству автора, началась с обнаружения некоторых погрешностей первого управления по ведению хозяйственной части.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Смоленский в его историко-археологических работах по церковному пению» (Хоровое и регентское дело, 1912, 7–8), «Культовая музыка в России» (Л., 1924), «Греко-русские певческие параллели XII–XIII веков» (De Musica, вып. 2. Л., 1926). Вместе со Смоленским он принял участие в научно-музыкальной экспедиции на Афон. Антонин Викторович был, по всей видимости, самым преданным учеником Смоленского. Именно Преображенский стал инициатором составления сборника воспоминаний о Смоленском (план не был осуществлен), опубликовал после кончины Смоленского ряд его статей. Именно Преображенскому Смоленский завещал распоряжение своим личным архивом с условием необнародования его содержания в течение десяти лет. По истечении этого срока в 1919 году, Преображенский передал огромное собрание документов и материалов в Петроградский исторический архив (РГИА, ф. 1119). Антонин Викторович пережил своего учителя на двадцать лет, и его деятельность стала связующим звеном между разными поколениями музыкантов-медиевистов: в 1920 году он был приглашен для чтения курса истории церковной музыки в Петроградскую консерваторию, и среди его учеников оказался Максим Викторович Бражников, впоследствии крупнейший исследователь древнерусского певческого искусства, основатель целой школы. 17 февраля 1929 года Преображенский скончался, не достигнув шестидесятилетнего возраста. Данная статья публикуется по тексту из журнала «Хоровое и регентское дело» (1909, 7/8). А. В. Никольский. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки Еще со времен Бортнянского русские духовные композиторы ясно сознавали то огромное значение и ту художественную ценность, какие присущи нашим древним роспевам – подлинно церковным как по своему происхождению, так и по силе веками освященной традиции, и вследствие этого добрая половина их творчества приходится на долю так называемых «переложений». При этом не только композиторы среднего таланта, обладавшие к тому же и сравнительно слабой техникой письма, но и такие величины, как Чайковский и Римский-Корсаков, сходились на основном принципе работы: их переложения не шли далее простой гармонизации, в которой древний роспев принимался как данная мелодия, а сопровождающие последнюю голоса назначались для образования аккордов в такой связи одного с другим, какая диктуется правилами и законами общеупотребительной гармонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Спокойная, чуждая преследований, жизнь раскольников в царствование Екатерины II и после была причиною того, что многие из федосеевцев, подобно раскольникам других сект и толков, стали сближаться с православным обществом, – прежний фанатизм их более и более слабел, и, наконец, дело до шло до того, что многие из последователей Преображенского кладбища, особенно сельских, стали обращаться к православным священникам даже за разного рода требами. «По многим местам сельских жительств, жаловались федосеевцы Преображенского кладбища, умздевают попов, дабы вносили их в книги с причитающимися, – детей крещают, в случае смерти относят на погребение и дают на поминовение, – дают вклады в церковное строение и на свещи, и пр., все (все) себя явно дают ведати, что они во всем внешних церквей сообщники и послушники, даже и в домы своя впущают с их святынею, и работою помогают для церквей. И сие все, замечали фанатики, великому рыданию достойно и весьма близко совершенного отступства и отречения православные веры» 490 . На то же общение федосеевцев с православною святынею жаловался в свое время и Евфимий, основатель секты странников: «мнози людие, в познании древнего благочестия суще, зде в ярославской стране и в самом граде, еже мню и по прочим странам быти, обаче зде множае видится, таков разум имуще: кому уже близ дверей смертных быти то первее он, или она, потребует к себе духовника от никонианския церкви, той же пришед, исповедав ее, или его., причастит и маслом пособорует... сие творимо видится в федосеевых». Затем, если случалось умирать больному, федосеевцы снова обращались к «попу» с просьбою о погребении умершего, «вручающе ему за труд ов пять рублев, ин десять» 491 . По словам Е Евфимия, многие из «прилагавшихся великороссийской церкви» федосеевцев принимали к себе в домы православных священников даже во время праздников, при чем угощали их трапезой и давали им «за святость, или за праздничный молебен», кто что мог, «хлеб, пироги, каравай, ов жито, а ин деньги» 492 . Само собою разумеется, что все это делалось федосеевцами неискренно, притворно, с заднею мыслью – скрыть от глаз власти и православного общества свое отступничество 493 ; тем не менее очевидно, что подобные последователи Преображенского кладбища уже не могли особенно стесняться венчанием в православных храмах, если кому-либо из них приходила мысль завестись женой; a, между тем, вступая в брачную жизнь с благословения церкви, федосеевцы тем самым не только избавлялись от всех тяжелых последствий, каким неизбежно подвергаются люди вступающие в непризнанные законом сожительства, но даже приобретали известного рода выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

На Преображенском кладбище В Москве, вообще, богатой всякой стариною, есть много разных уголков, заслуживающих серьезного и внимательного изучения. Одним из таких уголков является Рогожское кладбище на одном конце Москвы, с его особенным миром, обычаями и своеобразными людом; другим – Преображенское кладбище, на другом конце Москвы, рядом с единоверческою обителью, богатой драгоценнейшими памятниками нашей древней иконописи и заключающей в себе знаменитую Хлудовскую библиотеку старопечатных книг и рукописей. Еще подъезжая от Москвы к Преображенскому, уже начинаешь замечать какие-то особые, не встречающиеся в городе, типы и личности. Вы видите на улице много мужчин и женщин в черном, полуиноческом одеянии, с каким-то особым, сухим и строгим выражением лица, с лестовками (кожаными четками) в руках. Подъезжая к Преображенскому кладбищу, вы уже начинаете встречать и похоронные процессии, по обычаям и приемам не похожие на те процессы, какие встречаются в центре города. Покойников не везут, а несут какие-то дюжие ребята, на особых носилках. Тела положены не в гробы, а в открытые колоды, прикрытые богатыми покровами. Крышу колоды отдельно несут перед гробом на головах. Перед процессией шествует не духовенство, а простой «начетчик» со старою книгою в руке, а около него или позади идут, так-называемые «читалки» – женщины в черных рясках и с черными платками на голове. Они то читают по книжкам, то распевают uni-sono погребальные песни. Вступив в аллеи Преображенского кладбища, вы почти на каждом шагу натыкаетесь на сцены, подобные той, которую мы помещаем в нынешнем Нивы. Это родственники покойного идут служить панихиду на его могилу. По обычаю старообрядческому, женский персонал идет не в современных модных платьях, а прикрыв их черными рясами и платками. За родственниками следуют «читалки», распевающие на всем пути к могиле свои песни; между ними есть и молодые, и старые, и отмеченные каким-нибудь внешним убожеством... Впереди идет начетчик и на ходу помахивает своей кацеей (т. е. курильницей), заменяющей здесь церковное кадило. Да, многое в этих встречах и отдельных сценах Преображенского кладбища напоминает нам древнюю, допетровскую Русь, которая, по странной игре случая, пережила своего грозного Преобразователя именно здесь, в Преображенском. Где некогда стояли страшные застенки Преображенского Приказа, где, заседал приснопамятный князь-кесарь со своими дьяками и подьячими, и где вершился суд и расправа над стрельцами в последние годы XVII века. Читалки и уставщик Федосеевского толка, служащие панихиду на Преображенском кладбище в Москве. Ориг. рис. К. Лебедева, грав. Хелмицкий. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/na-preob...

469 Петербургский митрополичий хор, состоявший из взрослых и мальчиков, находился в резиденции митрополита Петербургского, в Александро-Невской лавре. Но его необходимо отличать от хора самой лавры – хора чисто монашеского. 470 А. В. Преображенский: Очерк истории церковного пения в России. Издание второе. С.-Петербург (без указания года издания), стр. 41. (При повторном цитировании: Преображенский: История). А. В. Преображенский пишет, что в капелле Турчанинову было дано поручение положить на ноты все церковное пение, при Высочайшем Дворе употребляемое, и по исправлении – напечатать его. Кроме того, ему было поручено заниматься и «общим церковным пением», содержащимся в нотных книгах синодального издания,– как лицу, «в священном пении и круг церковный знающему, и весьма искусному, могущему и самый напев один раз навсегда положить на ноту». Турчанинов недолго удержался в капелле и был вскоре оттуда уволен. Но тем не менее он продолжал свою работу по переложению уставных роспевов для хора. 475 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Том II. С.-Петербург (Синодальная типография), 1885 192, от 6 мая 1828 года, стр. 245–246. 476 Дело шло об ассигновании денег «на напечатание древнего церковного пения, положенного на четыре голоса протоиереем Турчаниновым». 477 Прот. В. Металлов: Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем. Москва, 1911, 16 о , 149 страниц. Стр. 5–6. (При повторном цитировании: Металлов: Училище). 480 Под «хорами с музыкой» разумеются, вероятно, те хоры, которые в указанных случаях исполнялись вне храма, возможно – с оркестрами. 484 Духовные училища в России были низшими учебными заведениями, имевшими 4 класса и подготавливавшими своих питомцев к поступлению в духовную семинарию; по общеобразовательным предметам духовные училища в последнее перед революцией 1917 г. время соответствовали приблизительно первым четырем классам классических гимназий. 485 О Д.С. Бортнянском, как о светском композиторе, авторе сонат, опер и т.д., достаточно скзано Н. Финдейзеном: Очерки, m.II.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru - Ни к какой контрреволюционной группе церковников я не принадлежал и считаю, что такой группы, как мне известно, вообще не существует. - Дайте показания о вашей прошлой контрреволюционной деятельности. - Я считаю себя виновным только в том, что я религиозный человек. Политически я целиком стою на платформе сов.власти. Никакой контрреволюционной работы я никогда не проводил и меня арестовывали и ссылали только за то, что я верю в Бога. - В квартире, где Вы квартировали, имело место проведение религиозных обрядов или нет? - Нет, ничего не проводилось. - Следствие располагает данными, что с приездом Вас в пос.Орловку оживилась религиозная деятельность среди население, и это оживление связано с вашей деятельностью. Дайте правдивые показания. - Я ничем не способствовал усилению религиозной деятельности в пос.Орловка. В квартире Тетерина Василия Матвеевича после моего приезда два раза собирались старухи и пели духовные стихотворения. Но я, немного послушав их пение, ушел из квартиры. Ушел также и во второй раз. Я слыхал, что так же собирались и пели и до моего приезда в Орловку. - При обыске у Вас изъяты Вам принадлежащие стихи контрреволюционного содержания. Кем они были написаны и для какой цели? - При обыске у меня изъяты три стихотворения, два из них " Сон ссыльного иерея " и " Дума старого пастыря в ссылке " написаны лично мною, " Орленок " списан - не знаю где. Я лично не нахожу, чтобы эти стихи были контрреволюционного содержания. Я писал о своих личных думах и переживаниях. Хранил их как собственные произведения, а " Орленок " как память о своем убитом сыне. Эти стихи никому я не распространял, если не сказать, что одно из них " Дума пастыря в ссылке " я послал своему старшему брату. Больше ничего показать не могу. Из обвинительного заключения: " На основании изложенного обвиняется: Преображенский Владимир Григорьевич - в том, что являясь участником контрреволюционной группы церковников организовал нелегальный молитвенный дом, писал и распространял контрреволюционного содержания стихи, нелегально проводил религиозные обряды. Виновным себя не признал, но изобличается показаниями свидетелей " Редакция текста от: 20.11.2017 16:46:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671471.h...

Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, феодосиевцев Преображенского кладбища и Поморской Монинского согласия Источник Предисловие Прежде помещения ниже материалов мы выскажем, в общих чертах, о характере нашего издания. С 1863 года я предпринял издание Сборника для истории Старообрядчества. Цель нашего труда была выяснить, как причины отпадения от Церкви разноверующих, так и указать их заблуждения с документальной точностью, словом, их собственными сочинениями, письмами, уставами и проч. Задавая себе подобный труд, способствующий разработке Раскола, мы думали встретить внимание, сочувствие к нему, по крайней мере, тех лиц, которых прямой обязанностью было защищать интересы Православия Церкви Русской от тлетворного учения Раскола; но чем ближе мы подходили к заданному вопросу, тем более и более переносили всевозможные неудобства относительно печатания нашего Сборника; вследствие сего и, самая программа нашего издания пострадала в значительной мере. Но так ли, иначе, в течение четырех лет было издано пять книжек Сборника; следовательно, читателю есть уже возможность почерпнуть те сведения о Старообрядстве, которые проливают ясный свет на прошлый и современный Раскол. Строгий исследователь в Сборнике нашем не встретит систематической и хронологической последовательности; в Сборнике есть пробелы по истории Раскола, но повторим, что это уже произошло «от независящих от издателя причин». Кто только имел дело с печатным трудом, и притом о Расколе, тот вполне поймет эти причины, и оценит наш труд по изданию Сборника. Содержание ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ Феодосиевцы Преображенского кладбища Портрет Ильи Алексеена Ковылина и объяснение к нему. I I. Житие Феодосия Васильева, основателя Феодосиевского Согласия. 1 II. О начале раздора Феодосиевых с Выгорецким общежительством и о причине того, чего ради оный бысть, Соч. Тимофея Андреева. 21 III. Второе послание из Польши, писанное от Феодосия Васильевича в Поморье, об общем и братском совете о церковных догматах. 34 IV. От послания из Москвы в Ярославль к Балчужным в 7252 лето. (1782 г.). 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Popov/...

В Москве пройдет православный фестиваль «Преображенские встречи. Имеющие надежду» 19 августа, 2016. Новостная служба «Это конгресс тех, кто ищет веры и доверия, надежды и любви, кто готов полагаться при этом на силу Божью, готов и сам что-то делать для этого», – отмечает священник Георгий Кочетков. 19 августа. ПРАВМИР. В Москве 20-21 августа пройдет II православный фестиваль «Преображенские встречи. Имеющие надежду». Планируется, что на 13 фестивальных площадках более двух тысяч участников обсудят актуальные вопросы церковной жизни в России. «Образ церкви современному обществу представляется закрытым, непонятным, часто связанным только с ритуалами и обрядами», — с сожалением констатируют организаторы мероприятия — члены Преображенского содружества малых православных братств. По их словам, фестиваль призван стать площадкой для открытого разговора о наиболее важных сторонах жизни Церкви и общества. «Сейчас очень трудный, переходный исторический период. Уже нет советского времени, но и новое еще не определено. Можно предполагать, что оно будет, но мы должны понимать меру ответственности всех христиан, не только иерархии и священства, за настоящее и будущее церкви, страны и народа. На фестиваль собираются люди из многих стран и очень многих городов нашей страны. Это конгресс тех, кто ищет веры и доверия, надежды и любви, кто готов полагаться при этом на силу Божью, готов и сам что-то делать для этого», – отмечает попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков. Участники встречи, в частности, будут искать ответы на вопросы, как помочь современному человеку открыть для себя, чем живет настоящее христианство, что такое духовное образование (просвещение) и зачем оно мирянам, каким должно быть свидетельство о Христе сегодня, нужно ли оно в стране, где 70% населения считают себя православными, что общество может почерпнуть в христианском опыте преодоления конфликтов и кризисов, как в условиях духовных, культурных и социально-экономических проблем противостоять страхам и сохранять уверенность в завтрашнем дне, что такое христианское единство и как его достигать, какими могут быть отношения Церкви и общества и как освещать жизнь Церкви в современных СМИ, можно ли воспитать христианина и как живет христианская молодежь.

http://pravmir.ru/v-moskve-proydet-pravo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010