Сей есть истинный Бог и живот вечный ( 1Ин.5:20 ). «Знаем мы, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Откуда же мы это узнали? От Матери нашей – Церкви Святой. Она научила нас веровать так. Иисус Христос, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, явившись на землю во плоти, ради нашего спасения, благоволил принять на Себя вместе с царским и первосвященническим служением и пророческое, учительское. И был Он и есть единственный Учитель, Просветитель мира. Сам Он сказал о Себе: един есть учитель ваш Христос ( Мф.23:20 ). Это и значит, что Он есть единственный и всемирный Учитель, Пророк. Как Бог , Он Учитель всеведущий. Как Господь всех, Он учит от Себя. Тако глаголет Господь, сия глаголет Господь, обыкновенно начинали свое учение от имени Бога ветхозаветные пророки. Аз же глаголю вам, говорил Господь Иисус Христос. Он учил не как уполномоченный только передать не Свое учение, а яко власть имея ( Мф.8:29 ), и со властью бе слово Его ( Лк.4:32 ). Чему же учил Господь наш Иисус Христос? Почитай святое Евангелие, послания святых апостолов, т.е. все книги Священные нового Завета, почитай творения св. отцов Церкви, определения соборов святых и правила церковные, и ты сполна узнаешь, чему Он учил. Все, что нужно нам знать для того, чтобы Богу угодить и душу спасти, обо всем этом благовествовал Господь Иисус. Святая Церковь кратко изложила учение Его в Никео-Царьградском символе веры , который мы читаем и поем ныне. В нем указаны все главнейшие предметы учения Спасителя о том, как всякому члену Церкви Христовой должно веровать. Но Спаситель ясно указал, что веры одной, хотя бы и правой недостаточно для спасения человека. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). Воля Божия выражена была и в заповедях закона Моисеева. И Спаситель повелел исполнять их. Но Он сделал к ним дополнения и новые откровения воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Слово Божие ясно возвещает, что епископы Духом Святым поставлены «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею»  (Деян. 20:28), что они несут ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякой властью (см. Тит. 2:15). Но в наше время голос святителей приглушается пропагандой цивилизации потребления цивилизации, столь чуждой высоким христианским идеалам и традиционным нравственным ценностям. Современный дух, враждебный Церкви, настолько силен, что епископы вынуждены непрестанно вести многостороннюю духовную борьбу и претерпевать глубокую душевную скорбь. Поэтому и тебе необходимо быть мужественным и осторожным, по слову Псалмопевца Давида, удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных слов, уклоняться от зла и делать добро  (см. Пс. 33:14-15). Взыщи мира и обрети его . Пекись о стяжании Царства Небесного и помни, что архиерей призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения (2 Тим. 1:13). Однако всякое церковное делание в обществе может быть успешным только в том случае, если на приходах есть сплоченные в любви братья и сестры во Христе, подтверждающие свою веру делами милосердия. Твои заботы должны простираться на страждущих и немощных, ибо без служения нуждающимся и скорбящим не может быть христианского благочестия. Прежде всего, этот «труд любви» (Евр. 6:10) должен касаться членов православных общин. Святой Апостол учит: «если кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»  (1 Тим. 5: 8). Вот почему служение милосердия должно простираться в первую очередь к членам наших приходов, среди которых много немощных, одиноких, людей преклонного возраста, прошедших трудный жизненный путь и к концу дней своих мало что имеющих. Особое внимание ты должен уделять подготовке достойных кандидатов в клир и духовному совершенствованию молодых священнослужителей, ибо, по слову пророка Малахии, «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он вестник Господа Вседержителя есть» (Мал. 2:7).

http://patriarchia.ru/db/text/1610558.ht...

Так, братие мои о Господе! Будем твердо помнить, что Без Господа Иисуса Христа мы все слуги и рабы диавола. Сей исконный враг рода человеческого, как злой разбойник, обнажает и раны наносит нам. Кто избавит нас от разбойников, кто излечит раны души? Единый истинный Милосердый Самарянин, Господь Иисус Христос. «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом (кроме имени Господа Иисуса Христа), данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:11–12 ). Он, Господь наш, есть упование наше, наша надежда. Молись и проси Его: Господи! Какими знаешь Сам судьбами спаси меня. И верь, надежда не посрамит. Верующим в Господа, любящим Его и творящим волю Его обещана вечная блаженная жизнь. Это слово Господа Иисуса. Слово Его непреложно. Если же мы станем прилепляться к иным учителям от мира сего, или всею душою привязываться к обольщениям житейским, то тем самым можем лишиться и надежды на спасение. Что же может быть печальнее сего? Воистину сами мы сделаемся виновниками своего несчастия. Господь избавил нас от лукавых разбойников, врачует раны души, привел нас в лечебницу, Церковь Свою, даровал все средства к совершенному исцелению и спасению. Неужели же мы будем столь безумными, что отвергнем любовь Господа и опять возвратимся на тот путь, который весьма опасен для нашего душевного благополучия. Скажем лучше, как говорили святые апостолы Господу Иисусу: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Ин.6:68–69 ), пришедший в мир грешников спасти, исцелить их и даровать им жизнь вечную. Слава, Господи, Твоему человеколюбию. Пою и славлю Твое милосердие. Я Твой раб, и Ты мой Господь. А что в мире сем имею я, то мне дано по Твоему милосердию, чтобы я пользовался благоразумно и прославлял бы Твои щедроты. Но горе мне, если что- либо от мира сего будет обладать мною Тогда достоин буду я назваться безумным, как назван человек в притче о безрассудном богаче. Изъяснение этой притчи и будет предметом следующей беседы. Беседа четвертая Притча о безрассудном богаче (Лк.12:13–21)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Так предстает перед нами вся важность евангельского предписания «любить врагов наших». «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благослов ляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас... Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд...» ( Лк 6: 27–28, 35–36 ). Речь идет о том, чтобы разорвать адский круг насилия и мести, который, в свою очередь, порождает новое насилие, еще более жесткое, и так до бесконечности. Иисус не остановился на этом пути, Он сделал нас способными идти по нему, опираясь на Его Крест, Его Воскресение и дар Духа. И действительно, благодатью Креста даже поражение, даже смерть могут стать зарождением Царства. III. Осуществлять ли власть веры? Сегодня христиане повсюду в меньшинстве и не могут претендовать на управление обществом. Идеал, редко бывший осуществленным в истории, «святого князя», «христианского монарха», который монополизировал бы царское священство народа Божьего, принимал бы Церковь как внутреннее ограничение и вдохновение своей власти и, наконец, что самое главное, при необходимости «отдавал бы жизнь за друзей своих», – этот идеал принадлежит к отжившей символике. Или, лучше сказать, он должен быть внутренне углублен, осуществлен каждым христианином, предназначение которого быть «царем, священником и пророком». Я намечу здесь три пути служения и добровольного обязательства. Самобытный образ жизни в евхаристических общинах Причащаясь «дарованного» Тела Христова, Его «пролитой» Крови, христиане должны причащаться Его требованиям и Его пророческому примеру. С этого момента отказ от господства становится отличительным знаком их принадлежности ко Христу. Лука помещает в самый центр евхаристической трапезы спор между учениками о том, «кто самый больший». Ибо целью евхаристической трапезы было как раз внедрить среди учеников новую практику, противостоящую этой игре самолюбий. Иисус вовсе не отвергает величия, всякий мазохизм был бы излишним. Но «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» ( Мф 20: 26 ). Настоящее величие не в том, чтобы властвовать, а в том, чтобы служить.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Третья заповедь блаженства читается так: Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Кротостию именуется такое состояние духа, которое соединено с осторожностию никого не раздражать и ничем не раздражаться, не роптать не только на Господа Бога, но и на людей и, если происходит что-либо противное нашим желаниям, не предаваться гневу и не превозноситься. Кротким Господь дает такое утешительное обетование, что они наследят землю. Если вспомнить из церковной истории о распространении веры Христовой, то это обетование уже исполнилось буквально. Кроткие христиане первых трех веков не истреблены были гонителями язычниками, но наследовали вселенную, которою обладали прежде почитатели ложных богов. Дальнейшее же значение этого обетования относительно христиан вообще и каждого из нас порознь состоит в том, что мы все, если пребудем кроткими, получим наследие, как выражается св. царь и пророк Давид, на земли живых,где нет смерти, т.е. в царстве славы, вечном и блаженном. Четвертая заповедь блаженства: Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Под именем правды должно разуметь всякое богоугодное дело, всякую добродетель, желательные христианину как пища и питие, но по преимуществу, должно разуметь оправдание человека, повинного пред Богом, посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа. Об этой правде св. ап. Павел говорит так: Правда Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия, вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию его, избавлением, еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов. " Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением, во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, содеянных прежде». ( Рим. 3:22–25 ). Алчущими и жаждущими правды называются те последователи Господа Иисуса Христа, которые любят делать добро, а не почитают себя праведными. Считая же себя за грешников, во всем повинных пред Господом Богом, они алчут и жаждут оправдания через веру в Господа Иисуса Христа как духовной пищи и пития и желают насытиться молитвою и подвигами веры. Обетование же насыщения нужно понимать так: как насыщение телесное приносит а) прекращение голода и жажды, б) подкрепление тела пищей, так и духовное насыщение означает: а) внутреннее успокоение помилованного грешника и б) приобретение силы к деланию добра благодатью оправдывающей. Совершенное насыщение души, сотворенной Господом Богом для наслаждения бесконечным благом, последует в жизни вечной, как говорит св. псалмопевец: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Пс. 16:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Что Мя зовете Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? ( Лк.6:46 ). Всякого слушающего слова Его и исполняющего Его заповеди, Он уподобляет «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» ( Мф.7:24–25 ). Слушающих слово Божие, учение и заповеди Господа Иисуса, и исполняющих их Он называет блаженными ( Лк.2:28 ). Мати Моя и братия Моя, говорил Спаситель, сии суть слышащие слово Божие и творящии ( Лк.8:21 ). Ясно, Господь требует от нас веры и послушания. Веруй и почитай Его, как исповедует святая Церковь и сохраняй заповеди Его. Это последнее значит, расположи волю свою так, чтобы она ни в чем не противоречила воле Господа. Вот тебе образец. Апостол Павел говорит о себе: «я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:19–20 ). Апостол так навык исполнять волю Господа Иисуса, что как бы лишился своей воли. Он чувствовал, мыслил и действовал по Христу. Посему он и сказал, что в нем живет Христос. О, какое великое это счастье и блаженство христианина в том, что ему дарована возможность жить во Христе! Не говори, что это трудно. Испытай и узнаешь, что жить во Христе душеспасительно, не только не тяжко, но и радостно. Человеку дарована свободная воля и непринужденный выбор деятельности. У падшего свобода повреждена и решительно склоняется ко злу. Предположи, что человек желает руководиться в жизни только своею волею, не сообразуясь с волею Божией. При ограниченности и слабости человека, воля не всегда следует и соглашается с доводами разума. Да и сей последний часто погрешает. Предпишет он правила жизни воле, а она заявит, что не в силах или не желает исполнять их. Вот и выйдет у человека тяжелый разлад между умом и волею. Если же разум падшего человека представит правила жизни, не согласные с достоинством человека, то воля, решившаяся исполнить их, приводит ко греху. Кто наблюдал за собою, тот легко приметил, что воля, склонная ко злу, побуждает и разум одобрять греховные деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Это же самое Господь Иисус Христос изъяснил нам и в притче о немилосердном рабе. Беседа вторая Притча о немилосердном рабе (Мф.18:23–35) Прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго ( Мф.18:11 ), так говорил Господь наш Иисус Христос не за долгое время пред произнесением Им притчи о злом рабе. Погибающим был человек, все человечество. С неба сошел в образе раба Сын Божий, чтобы найти и спасти его. Для сего и основана на земле Церковь , Божие царство. Только пребывающие в ней имеют упование спасения. Но, конечно, и члены Церкви Святой, к несчастию, совершают грехопадения против Бога и против ближних. Спаситель указал средства к исправлению согрешающих чрез обличение их. Три ступени этого святого дела отмечены Спасителем: обличение наедине, при одном или двух свидетелях и, наконец, пред всею Церковью , в которой учреждено священноначалие с высокими правами вязать и разрешать согрешения членов ее. Но великие блага мира, взаимной любви и незлобия Спаситель так выразил: «истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного – ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (—19—20). Внимательно, в глубоком молчании, слушали ученики Спасителя Божественное Его учение. Но вот у Петра явилась в голове мысль о том, сколько раз нужно прощать согрешающему брату, если он не упорен в своем грехе и просит прощения, у того, кого он обидел? Спаситель для нераскаянных указал три степени. После последнего обличения Церковью они подлежат отлучению. Но в случае раскаяния их сколько раз нужно прощать? Подошел к Иисусу Христу, Петр стал спрашивать Его: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи-ли раз?» (–21). Нераскаянному делать должно три предостережения. Соответственно этому могло казаться, что и раскаивающемуся должно прощать только три раза. Но Петр является особенно великодушным. Он соглашается прощать до семи раз, вопреки учению книжников, которые учили, что прощать должно только три.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

(Я должен оговориться, в моем распоряжении очень мало времени, и поэтому я вынужден говорить очень кратко.) Что творил в Своей жизни Спаситель? Он явил нам Свою бесконечную Любовь . Он пришел для того, чтобы призвать к Себе обремененных и страждущих. Для чего их призвать к Себе? Для того, чтобы упокоить их, для того, чтобы они обрели силу и могли нести свой крест дальше. Вся Его жизнь есть служение человеку. Это следует нам понять. Он учил Своей жизнью. К Нему приходили немощные, нищие, слепые, хромые, душевнобольные, и все от Него чаяли спасения. И Он всегда был с народом, всегда ему служил. Иногда Он удалялся на гору для совершения молитвенной беседы со Своим Небесным Отцом. Вы все помните, как однажды Он взял с Собой апостолов Петра, Иоанна и Иакова на высокую гору и там преобразился пред ними. Апостолы испугались, когда увидели, что с Ним – пророки Моисей и Илия. Они пали ниц и услышали с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Он подошел к ним, коснулся их рукой и сказал: «Не бойтесь». И потом спустился с горы святой, с горы, которая сияла светом божественным, спустился вниз, где Его ждали люди, и сразу же пред Ним преклонил колени отец с мольбой: «Господи, помилуй сына моего; он в новолунии беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, бросается в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Помоги, Господи!» Господь призвал бесноватого к Себе и исцелил его. Вот это противопоставление – слава Преображения на горе святой и мир страданий. С этим страдающим миром и был Господь и заповедал нам идти тем же путем. Апостольское время. Вы знаете, когда Дух Святой сошел на апостолов, то все были потрясены страхом велиим, но и радостию велиею они были охвачены. И тогда сильно увеличилось число христиан. Все они были вместе, все они имущество свое объединили, были единодушны, и всем это было на удивление. Вот вам еще свидетельство того, что такое святая Церковь . Труды апостолов. И о них мы знаем многое, особенно об апостоле Павле, апостоле народов, который прошел почти всю вселенную, утверждая веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 414 Граф Александр Дмитриевич Шереметев, продолжая меценатские традиции своего рода, учредил в Петербурге церковный хор (с 1884, некоторое время под управлением А. А. Архангельского , затем под управлением упоминающегося Смоленским Н.М. Сафонова) и симфонический оркестр (с которым работал также упоминающийся далее М.В. Владимиров). С 1898 года Шереметев устраивал со своим оркестром общедоступные (или «народные») концерты, имевшие важное просветительское значение; позже было учреждено Музыкально-историческое общество имени графа А.Д. Шереметева, которое кроме устройства концертов организовывало лекции о музыке и бесплатное ее преподавание. А.Д. Шереметев был автором нескольких оркестровых и, главным образом, духовных хоровых произведений. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 4 Например: более ранний биографический очерк самого Финдейзена «Профессор С.В. Смоленский» (РМГ, 1901, 17); биографический очерк А.В. Преображенского в его «Словаре русского церковного пения» (М., 1896); статья «С.В. Смоленский» за подписью С.М.Л. [Священник Михаил Лисицын ] в журнале «Музыка и пение» (1901, 9–12) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

409 В обширном письме- " исповеди» Рачинскому от 12 октября 1883 года (см. в комментариях к Главе VIII) Смоленский подробно изложил свои взгляды на существовавшие к тому времени гармонизации обиходных церковных напевов и указал на необходимость изучения древних песнопений в первоначальной знаменной нотации как на залог верных решений. Рачинский показал это письмо Балакиреву и 21 января 1884 года сообщил Смоленскому: «Балакирев вместе с Римским-Корсаковым сами заняты гармонизацисю Обихода (известные мне образцы их труда превосходны) – и поэтому нет возможности их заинтересовать какою-либо другою гармонизациею (…) Балакирев не разделяет ваших симпатий к крюковой нотации…» (ОР РГБ, ф. 178, т. VII, 10795). 410 Николай Николаевич Черепнин возглавлял оркестровый класс Придворной певческой капеллы в течение двух лет (1899–1901), сразу по окончании Петербургской консерватории (у Н.А. Римского-Корсакова по композиция, у К. Фан-Арка по фортепиано). Впоследствии Черепнин зарекомендовал себя как великолепный оперный, балетный и симфонический дирижер; в 1905–1918 годах он вел в Петербургской консерватории основанный им (первый в России) класс дирижирования. Черепнин является автором ряда талантливых духовных композиций в стиле Нового направления. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010