К 20-летию возрождения обители росписи были полностью восстановлены. Перед фреской «Страшный суд» ежедневно совершается Таинство исповеди Когда-то в Преображенском соборе находился архив НКВД, именно это и спасло храм от полного разорения и уничтожения От пола до купола храма высота составляет 36 метров Икона Божией Матери Смоленская – вклад инокини Марфы, матери первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Ранее считалось, что эта древняя икона была написана в XVI веке, однако произведенная расчистка нескольких слоев поздних росписей открыла письмо второй половины XV века. Можно предположить, что Богоматерь Смоленская происходит из иконостаса древнего собора 1491-1496 годов и принадлежит иконописцу круга Дионисия Двое первых Романовых – Михаил Федорович и Алексей Михайлович, отец и сын, изображены с нимбами как помазанники Божии на царствование. Фреска возвращена из фондов Государственного исторического музея Рядом с первыми Романовыми – последние. На иконе – страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и их дети В середине XVII века по благословению наместника Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Никона, на Афоне была написана и доставлена в Россию копия Иверской чудотворной иконы Божией Матери, ставшая одной из самых почитаемых московских святынь Будущий Патриарх Никон в этот период был «собинным другом» Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражения в архитектуре и внутреннем убранстве собора Фрагмент росписи – четыре всадника Апокалипсиса: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» Более года в Новоспасском монастыре осуществлялся сбор пожертвований для отливки тысячепудового колокола. Этот колокол именуется Романовский в честь четырехсотлетия восшествия на престол дома Романовых В тишине большого собора хорошо остаться одному и помолиться.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

Кроме того, имеются еще – по одному – краткие чтения (capitula) из одного-двух библейских стихов. В рассматриваемом случае они таковы: на вечерне, в конце утрени и на третьем часе – Сир. 24: 10; на шестом часе – Сир. 24: 11–13 («Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки», «Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе, Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме – власть Моя. И укоренилась Я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа»). Иконография праздника Рождество Пресвятой Богородицы Середина XVII в. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ростове Великом Обстоятельства Рождества Богородицы самым существенным образом сказались на иконографии праздника. При сравнении с изображениями других двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий их строй. Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые. Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X–XI столетиям. Однако устойчивая имеющая широко распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен. Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.). На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.

http://pravoslavie.ru/31991.html

Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам, ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:10,14 ). Какая чудная вода! Женщина: не понимает хорошо, о чем говорил незнакомец. Но она просит этой необыкновенной воды. Когда же говоривший с нею человек показал ей, что он знает всю ее жизнь, женщина воскликнула: Господи, вижу, яко пророк еси ты ( Ин.4:19 ). Нашла неожиданно женщина сокровище – пророка. Но не пророк только был пред нею и говорил с нею, а Господь Бог в образе человека. Это ей и было открыто. Вем, говорила самарянка, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егда той приидет, возвестит нам вся, что касается боговедения и богопочтения. На это ответил ей Господь Иисус Христос: Аз есмь, глаголяй с тобою ( Ин.4:25,26 ). Когда женщина возвестила в городе о своем обретении, то «многие самаряне из города того уверовали в Него, т.е. Господа Иисуса Христа, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Ин.4:39–42 ). Вот самаряне не искали, а неожиданно нашли сокровище, веру в Господа Иисуса Христа. С великою радостью они скрыли до времени это сокровище в сердце своем. А когда раздалось у них благовестие святых Апостолов о царстве Христовом, то самаряне с радостью покупали поле, в котором обреталось сокровище, т.е. вступали в Церковь чрез двери крещения ( Деян.8:5–25 ). Но вот приспела пора благовестия о Божием царстве и язычникам. Уже при Апостолах слово о Христе Спасителе разнеслось по разным местам языческого мира. Многие из обитателей их оставляли свои религиозные суеверия и принимали веру во Христа, крестились и становились членами духовного тела Христова, Церкви. Положим, что исполнялось с точностью провещание пророка Божия Исаии: «Я открылся, говорил Господь Бог, не вопрошавшим о Мне; Меня нашли не искавшее Меня: вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» ( Ис.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Мария, Серафима, Наталья Бондарева, С.П.Б., Васильевский остров, 18 линия, дом 7, кв. 20. Игуменья Вировская Сусанна. Посылать. Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил, и меня закрепило, и железа моя чрезвычайно меня мучила весь вечер и всю ночь. И октября 1908. Господи! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моем. – Спав после обедни дома, я видел крайне неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной, будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Господи, помилуй мать мою, Феодору. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел ее. На некоторые слова Спасителя надо обращать особенное внимание, например на слова: если с зеленеющим деревом [...] так поступают, то что будет с сухим? [ Лк.23:31 ]. А эти сухие дерева – мы грешные. Или: когда Я вознесен буду от земли (на Крест), всех привлеку к Себе... если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (колос) [ Ин.12:32,24 ]. Оправдися премудрость от чад своих всех (праведных людей) [ Лк.7:35 ]. 12 октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к падшему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной, а мы все склонны к лицеприятию, особенно я, многострастный. На небе – место только святости, любви, единомыслию, единой воле, святой и непорочной. Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Рим.14:17 ]. Господи! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсутствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, недоброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. Ветхий человек живет и царствует еще во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мария Серафима. Наталья Бондарева. С.П.Б., Васильевский Остров, 18 линия, дом N 7/кв. 20. Игуменья Вировская Сусанна. Посылать. Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил, — и меня закрепило, и железа моя чрезвычайно меня мучала весь вечер и всю ночь. 11 Октября 1908. Гди! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моем. — Спавши после обедни дома, я видел крайне неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной, — будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Гди, помилуй мать мою, Феодору. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел ее. – На некоторые слова Спасителя надо обращать особое внимание: напр., на слова: если с зеленеющим деревом (Христом) так поступают, то что будет с сухим? А эти сухие дерева мы — грешные. Или: если Я буду вознесен от земли (на Крест), то всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Если зерно Пшеничное, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24) (колос). Оправдися премудрость от чад своих всех (праведных людей). 12 Октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к падшему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной, а мы все склонны к лицеприятию, особенно я многострастный. На небе — место только святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной. Царство Божие не есть пища и питие, но правда и мир, и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17). Гди! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсутствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, недоброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. Ветхий человек живет и царствует еще во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2341...

Многие из язычников вступили в Церковь . Иудеи из числа уверовавших поднимают ропот. Они смущают совесть христиан из язычников, уверяя их, что и крещение, и принадлежность к Церкви Святой не спасет их, если они наперед не выполнят требований ветхозаветного Закона. Христиане из иудеев готовы были препятствовать благовестию у язычников. А неверующие во Христа поднимали руки на апостолов, когда они благовествовали язычникам веру Христову. Книга «Деяний святых Апостолов» представляет множество примеров иудейской нетерпимости. Спаситель предвидел эти недобрые отношения иудеев к христианам из язычников и желал дать предостережение. Но ближайший повод к притче подал вопрос апостола Петра: «что же будет нам»? Спаситель сказал, что не только им, апостолам, но и всякому верующему, потрудившемуся ради Господа с самоотвержением обещана стократная награда и жизнь вечная. Обещания Господа непреложны. Однако верующий сам может погубить свою награду. Каким образом? Самомнением, гордостью, завистью и ропотом. Представьте великого подвижника веры и праведной жизни. Если бы он возмечтал о себе, как великом подвижнике, и стал бы превозноситься пред прочими христианами, то по истине он потерял бы всю мзду своей веры и трудов. А чувство самообольщения не так уже редко, чтобы о нем не нужно было и делать предостережения. Ведь и работники, трудившиеся с раннего утра, работали хорошо. Домовладыка не обвиняет их в праздности, лености и нерадении. Он вот что говорит работникам, – в лице одного, вероятно кричавшего громче других: Он же отвещав рече единому их: друже, не обижу тебе: не по пенязю ли совещал ecu со мною; возьми твое и иди: хощу же и сему последнему дати, якоже и тебе: или несть ми лет сотворити, еже хощу, во своих ми, аще око твое лукаво есть, яко аз благ есмь (—13—15). «Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое, и пойди; я же хочу дать этому последнему тоже, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр»? Выговор работнику дан был строгий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

на Ев. Uh. II, 222–223 стр.). Когда камень, заграждавший ход в пещеру, был отвален, Спаситель возведе очи горе, и рече: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя: Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши: но народа ради стоящаго окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси ( Ин.11:41–42 ). Приметь, как Спаситель молится: Он «возвел очи к небу, и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Так вникайте же в смысл и выражения молитвы Спасителя. Прежде всего, обратите внимание на положение, которое принимает Он. «Возвел очи к небу», говорит Евангелист, свидетель чуда. Что значит это? Внешнее выражение молитвенного настроения. Небо есть по преимуществу место обитания Божия и селение славы Его. К Богу Отцу, престол которого есть небо, возводит очи свои Единородный Сын Его, показывая тем, что Он молится. И так, Спаситель Своим примером освятил для нас обычай употребления внешних знаков для выражения молитвенного настроения. Не говорим о других примерах, данных Спасителем, как напр., о коленопреклонении, стоянии на молитве, а не сидении ( Лк.22:41 ; Мк. 11:25 ). Уже одного внешнего знака было бы достаточно для утверждения того, что Господь освятил для нас употребление при молитве и других внешних знаков. Церковь Святая, верная хранительница наставлений Спасителя и Его Апостолов, имела основание расширить количество этих знаков. Посему она и завещала чадам своим стоять на молитве, делать поклоны и коленопреклонения, осенять себя крестным знамением и многое другое, необходимое для выражения религиозных чувств. Как же сектанты упрекают православных за употребление этих внешних знаков? Упрекают потому, что прельщаются, не ведуще писания, ни силы Божия ( Мф.22:29 ). Свой малый ум хотят они поставить превыше ума Божественного. Христос употребляет знаки внешние при молитве, а они вооружаются против них. Св. Апостолы пользовались ими, а они и знать этого не хотят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Наоборот, можно поститься телесно и не иметь понятия о посте духовном. Это уже будет не пост, а только наружное подобие его. В таком роде держали пост и фарисеи. Господь Иисус Христос обличал их за лицемерное постничество. Но теперь, когда шел вопрос, почему ученики Спасителя не постятся, Он не обратился к вопрошавшим с обличением их. Ведь между вопрошавшими были и ученики Иоанна, истинного постника. Спаситель не порицает их поста. По-видимому, Он имеет в виду именно учеников Иоанновых. И рече им Иисус: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених; Приидут же дние егда отъимется от них жених, и тогда постятся ( Мф.9:15 ). «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Ученики Иоанна усилили пост потому, что учитель их взят был под стражу и томился в тюрьме. Они переживали печальное время. Естественно, что они в знак скорби усилили пост. Но везде и во всем требуется благоразумие. Не хорошо и не благовременно плакать гостям на брачном пире. Спаситель Себя называет Женихом. Так о Нем говорил и Иоанн Креститель, называя себя другом Жениха. Ученики его слушали, что говорил учитель их: «вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имевший невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась» ( Ин.3:28–30 ). Господь Иисус Христос есть Жених, а Невеста Его есть Святая Церковь . Ученики Его, находясь при Нем, суть друзья Жениха. Пока Он видимо с ними, неблаговременно предаваться печали. Настанет пора, когда Он отнимется от них и руками беззаконников будет предан на смерть. Тогда для них будет время печали и скорби. Тогда и станут они предаваться посту. Так Спаситель ученикам Иоанна напомнил о свидетельстве их учителя и защитил Своих учеников от нарекания и упреков в том, что они не содержат постов. Строго говоря, как Сам Спаситель, так и ученики Его жили просто, бедно, а притом и весьма воздержно в нище.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Нечего сказать, многие из инославных христиан и сектантов зазирали нам, указывая на порочность православных русских людей, проявляемую, так часто и открыто в делах и словах. Быть, может многие из них давно бы присоединились к Православной нашей Церкви, если бы не соблазняло их наше греховное поведение. Мы в соблазн им служим. А что Спаситель сказал о соблазн творящих? Бойтесь этого, братие. Убивать грешно, а соблазнять еще грешнее. За то и другое муки вечные ожидают людей. Только за соблазн наказание будет более тяжелое. Господь Иисус Христос Церкви Своей обещал, что она обнять должна все народы. А мы становимся на пути и преграждаем его, хотя сами принадлежим к Церкви и считаем себя чадами ее. Какие же мы нехорошие дети, когда своим поведением наносим бесчестие любящей нас Матери Церкви и оскорбляем Премилосердого Отца нашего Небесного. Покаемся и дадим обещание исправиться. Да исполним обет. Св. Павел, Апостол Христов, умоляет нас «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего, и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины... Посему, продолжает Апостол, никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас... Так подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Ефес.4:22–24, 29–5:1 ). «Не обманывайтесь, еще учит, Апостол Павел, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». ( Гал.6:7–8 ) Аминь. Этой утешительнейшей притчей о блудном сыне мы оканчиваем вторую главу наших бесед. Вы теперь понимаете, что Господь Иисус Христос поставил условием для вступления людей в число членов Церкви Его? Человек должен тщательно испытать себя самого, способен ли он вступить в общение со Христом в Церкви Святой? Ветхий человек, невозрожденный, не имеет сил совершить тех подвигов, которые требуются Церковью от чад ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но Божественная закваска начала производить свое действие и продолжает его. Когда будет конец, в какое время все человечество преобразится, то ведомо только Богу одному. Не можем мы о сем и гадать. Не открыл Господь сего времени, но повелел всем верующим в Него бодрствовать и жить так, как бы они уже на завтрашний день ожидали второго пришествия Его. То верно, что многие из людей не пожелают и слышать благовестие о Спасителе. Многие вооружались и вооружаются против благовестников Христовой веры. Да и из вступивших в число членов Христовой Церкви иные не захотят выполнить тех обетов, которые они давали при крещении. Падшие были и во дни гонений на Церковь . Будут таковые и без гонений. Ад не останется, к сожалению, без обитателей. Значит, день оный, день завершения возрождения людей, придет, когда некоторые еще останутся безучастными в дарах Святого Духа, следовательно, и не обновленными духовно, ветхими, тлеющими в похотех прелестных. Посему, говорит Спаситель верующим: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному. Итак, бодрствуйте на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк.21:34–36 ). А бедствия, о которых упоминает Спаситель, относятся к числу признаков Его второго пришествия. Они будут проявляться в междоусобных войнах, землетрясениях, голоде, моровых язвах и других бедствиях. В самих людях можно будет примечать в качестве признаков скорого пришествия Господа для суда: уменьшение веры и любви, умножение беззаконий и пороков и, наконец, появление антихриста. Однако никто не может и по этим признакам с точностью определить, когда придет Господь судить живых и мертвых. В символе веры мы ежедневно исповедуем Господа, паки грядущего со славою судить живых и мертвых. Если же мы в этом уверены, то будем бояться осуждения. Горе тем, которые услышат тогда страшный приговор: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010