Как создавался Воинский мемориал на Преображенском кладбище Участник Великой Отечественной войны Марк Павлович Иванихин, председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Восточного административного округа, рассказывает о том, как создавался самый большой в Москве Воинский мемориал — на Преображенском кладбище. 23 июня, 2011 Участник Великой Отечественной войны Марк Павлович Иванихин, председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Восточного административного округа, рассказывает о том, как создавался самый большой в Москве Воинский мемориал — на Преображенском кладбище. Участник Великой Отечественной войны Марк Павлович Иванихин, председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Восточного административного округа, рассказывает о том, как создавался самый большой в Москве Воинский мемориал — на Преображенском кладбище. 22 июня 2011 года, в 70-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Кирилл совершил там заупокойную литию . Марк Иванихин, председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Восточного административного округа. Кавалер орденов: Орден Александра Невского, который получил за Берлин; орден Отечественной войны I-oй степени, два ордена Отечественной войны II степени. Также имеет медаль за боевые заслуги, медаль за победу над Германией, за оборону Москвы, за оборону Сталинграда, за освобождение Варшавы и за взятие Берлина. Это основные медали, а всего их порядка пятидесяти. Сегодня я присутствовал на возложении венков к могилам солдат на Преображенском кладбище. Очень большая честь для нас, что на нашем Преображенском кладбище Патриарх Всея Руси Кирилл отслужил молебен! Марк Павлович со своей супругой затепляет свечи у канона На кладбище стоят более двухсот одинаковых обелисков – это захоронения тех, кто умер в период с 1941 по 1945 годы. Недалеко в те времена находились госпиталя, и людей, умерших от ран, хоронили на этом кладбище.

http://pravmir.ru/kak-sozdavalsya-voinsk...

Фот. 1. Общий вид на книгу захоронений Преображенского кладбища в Москве от 31 VII и 1 VIII 1936 г. Под номером 2750 данные о захоронении Гаяны Кузьминой-Караваевой. На этой странице только раз находится информация о брюшном тифе как причине смерти, в большинстве случаев причиной смерти была дизентерия. Автор: Гжегож Ойцевич. Источник: Книга захоронений Преображенского кладбища в Москве за 1936 г. Фот. 2. Под номером 2750 записано первично: Кузьмина-Кораваева Галина. Потом имя Галина исправлено на очень редкое Гаяна. Видим возраст покойной (23 г.) и причину смерти в последней рубрике на этой странице: брюшной тиф. Автор: Гжегож Ойцевич. Источник: Книга захоронений Преображенского кладбища в Москве за 1936 г. Фот. 3 а и 3 b. В последней рубрике на левой странице хорошо видна причина смерти Гаяны Кузьминой-Караваевой: брюшной тиф. В первой рубрике на правой странице видим дату её смерти — 30 VII, после даты — номер выписки из ЗАГСа: 2937. Автор: Гжегож Ойцевич. Источник: Книга захоронений Преображенского кладбища в Москве за 1936 г. Фот. 4. Название ЗАГСа, в котором выдали выписку о смерти Гаяны Кузьминой-Караваевой, после него — локализация могилы: 10-20 и подпись заявителя: Мелия. Автор: Гжегож Ойцевич. Источник: Книга захоронений Преображенского кладбища в Москве за 1936 г. Фот. 5. Выписка из архивных документов ГУЛ «Ритуал» г. Москвы Видны ошибки в правильном написании фамилии: Короваева Источник: http://www.mere-marie.com/110.htm Д-р гум. н. Гжегож Ойцевич, проф. ВМУ Варминско-Мазурский университет в Ольштыне (Польша) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021

http://pravmir.ru/o-sledstvennoj-filolog...

В виду: этого он и предлагал в одно время (в 1835 году) отобрать у раскольнических общественных заведений недвижимую собственность, которою они незаконно владели 1147 . Теперь, в 1838 году, эту меру правительство и решило осуществить по отношению к преображенскому кладбищу. Тем же самым Высочайшим распоряжением, в котором высказана была мысль о необходимости ограничить раскольнический характер Московского беспоповщинского кладбища, повелевалось: продать в известный срок все недвижимые имения, во владении преображенского богаделенного дома находящиеся и на пользу его пожертвованные. Вместе с тем в это же самое время последовала смена смотрителя преображенского кладбища: на эту должность назначен был князь Урусов – человек, по словам автора истории означенного кладбища, «проникнутый истинно-религиозными идеями, обогащенный сведениями о сущности раскола из уст самого митрополита Филарета, благословенный им на предстоявший подвиг» 1148 . В виду таких обстоятельств можно было надеяться, и Московский святитель, вероятно, надеялся, что с этого времени начнется новый период в истории преображенского кладбища. Не то однако же случилось на деле. Высочайшее повеление о продаже недвижимых имений кладбища хотя и было приведено в исполнение; но не повело ни к каким результатам: посредством ловкой комбинации, подстроенной на торгах преображенскими раскольниками, имения фактически опять остались в руках преображенского богаделенного дома 1149 . Не пришлось совершить никакого подвига и новому смотрителю кладбища, так как он всего через два года после назначения был уволен от означенной должности 1150 . Так неудачно закончилась эта первая попытка к осуществлению Высочайшей мысли о необходимости ослабить преображенское кладбище. Эта мысль, скажем словами Московского святителя, «ни на шаг не подвинулась к исполнению» 1151 в течении и последующего за сим десятилетия, хотя, по мнению Филарета, события 1844 года давали полнейшую возможность к ее осуществлению. В этом году открыты были на преображенском кладбище составленные здесь, известные уже нам, раскольнические рукописи с крайне возмутительным беспоповщинским учением о браке и о царской власти; тогда же открыта была «подлинная от старшин того же кладбища, за подписом и печатью, грамота, данная наставнику, определенному ими в иной город иной губернии» 1152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Это как нельзя более подтверждает высказанную нами прежде мысль, что Ковылин был страшен только московским федосеевцам и – даже поморцам, и что иногородние последователи Преображенского кладбища не особенно подчинялись его распоряжениям. В 1805 г. прибыл в Москву «духовных ради дел Казанских низовских стран житель Иван Алексеев». В числе недоумений, за разрешением которых он обращался «к московскому купцу Ивану Петровичу Дуниловцу», бывшему, по выражению Любопытного, «особенным председателем на федосеевских соборах», пользовавшемся уважением всего московского федосеевского общества, – было между прочим и следующее: «старопоженившиися некоторые христиане без востягновения с женами совокупление имеют, не блазненно-ль таковым в братстве сообщатися» 454 . Значит, и в Казанских странах были федосеевцы, которые в своей жизни не следовали предписаниям Преображенского кладбища касательно «сохранения чистоты и целомудрия» 455 . Наконец, даже Петербургская федосеевская община, устроенная при посредстве Ковылина, часто видавшая у себя Илью Алексеича, во время поездок его в Петербург, и находившаяся до самой смерти Ковылина в постоянных сношениях с Преображенским кладбищем 456 , даже и эта община, имевшая у себя таких наставников – фанатиков, каковы были Герасим Никитин Ошара и Яков Васильев Холин 457 , – к концу жизни Ковылина стала изменять учению, какое успел внушить ей строитель Преображенского кладбища. На бывшем 4-го января 1791 г. соборе петербургских федосеевцев, по делу о примирении их с старо поморцами, т. е. с теми из последователей выговской пустыни, которые не принимали учения Емельянова, было, между прочим, положено: «от староженова, при приеме их в общество федосеевцев, требовать обещания – «провождать свое житие со всяким целомудрием и в чистоте телесной с прилежным от всего воздержанием» (нарушившему обещание грозило отлучение), – а «вновь поженившихся христиана принимать не иначе, как с разводом 458 . – Эти определения петербургских федесеевцев были так согласны с правилами Преображенского кладбища, что, когда они были посланы в Москву на рассмотрение, наставники кладбища беспрекословно утвердили их (21-го апреля того же года) собственноручным подписом, а Ковылин против статьи о новоженах написал только: «неизменно по всему тако тех приемлем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

под. воспретить; в) заведывание домом и всеми приходами и расходами поручить эконому и другим управителям – со строгим наблюдением, чтобы не было безгласных ни расходов, ни приходов; выбор их из числа призреваемых поручить смотрителю с утверждения Совета императорского человеколюбивого общества; 8) определение смотрителя и преподание ему инструкции предоставить министру внутренних дел; смотритель постоянно должен жить в каком-либо помещении богаделенного дома и получать содержание из сумм министерства; 9) для введения всех сих правил в действие и для приведения в точную известность современного положения раскольников беспоповщинской секты в Москве и ея окрестностях командировать чиновника министерства внутренних дел в распоряжение тамошнего военного генерал-губернатора; 10) бывших старшин Преображенского богаделенного дома по существу проступков каждого из них и по вредному влиянию ими производимому удалить главных из Москвы a менее вредных оставить в Москве под присмотром местного начальства» 217 . Все эти сильные и вместе справедливые удары власти постигли Преображенское кладбище за то, что оно, как дознано было правительством «под личиною благотворительности распространяло раскол и своим возмутительным учением способствовало разврату молодежи, привлекая тысячи бездомных людей в Москву» 218 . И хотя много было употреблено богатыми федосеевцами усилий к тому, чтобы если не совсем остановить, так по крайней мере отсрочить на неопределенное время исполнение указанных Высочайших повелений тем не менее ничто не помогло, – ни интриги, ни подкупы, ни вопли о гонениях, достигавшие самых высших сфер общества 219 ; отзыв о покойном Государе императоре Николае Павловиче: «царь-то этот сильной натуры» 220 , данный Петербургским купцом Яковлевым агенту Преображенского кладбища еще в 1826 году, оправдывался теперь во очию Преображенцев. Не видя возможности избавиться от заслуженной кары закона многие из самых видных членов Преображенского кладбища решились принять единоверие 221 ; другие, более упорные и особенно противодействовавшие устройству единоверия, и в том числе Семен Кузьмин, – самый верный ученик Гнусина и горячий защитник безбрачия, удалены были из Москвы 222 ; наконец в 1854 году две моленных Преображенского кладбища обращаются в единоверческие церкви 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Теперь самым очевидным образом была доказана ложность и той их мысли, будто в царство антихриста браки – невозможны. Что оставалось после этого делать бракоборцам? Глава пятая Продолжение споров Ковылина с поморцами Покровской часовни из-за вопроса о браке; Ковылин, не надеясь одолеть своих противников путем литературной полемики, начинает разными способами преследовать покровцев – с целью заставить их, но крайней вере силою, склониться на сторону федосеевского безбрачия; поморцы не изменяют своему учению о необходимости брака, но смиряются пред грозным строителем Преображенского кладбища и просят его о мире; собрания федосеевцев и поморцев на Преображенском кладбище для рассуждений о браке; поведение Ковылина на этих собраниях; результат их; получение поморцами от Ковыляла «экстракта», содержавшего в себе свод мнений о браке федосеевцев Преображенского кладбища; ответ на «экстракт» поморцев и уклонение Ковылина от принятия его; дерзкий поступок Ковылина с одним из поморцев, заставивший последних прервать с Преображенским кладбищем всякие сношения и объявить об этом всем своим единоверцам; собор федосеевцев на Преображенском кладбище, – бывший 25 февраля 1809 года; постановления этого собора; снисходительность Ковылина к так называемым староженам; причина этого: отступления многих иногородних федосеевских общин от устава Преображенского кладбища о всеобщем безбрачии; недоумения, возникшие в разных федосеевских общинах из-за определений московского собора 25 февраля 1809 года; неловкое до этому поводу положение Ковылина и смерть ого; формы брачных сопряжений федосеевских, существовавших при Ковылине, независимо от браков, заключавшихся по обрядам Покровской часовни; причины, по которым одни из федосеевцев венчались в православных и единоверческих церквах, другие вступали в сожития с избранными ими женщинами без всякого молитвословия, по одному взаимному согласию между собою; те же виды новоженства в поморском расколе; причины этого: новость учения Покровской часовни о правильности бессвященнословных браков и – особенно – непризнание законными вне-церковных раскольничьих браков властью, как церковною, такт, и светскою. Видя, что литературная борьба с покровцами, имевшими на своей стороне преимущество знания и ума, уменья вести полемику, и честности, и искренности убеждений, не может вести ни к чему другому, кроме окончательного поражения федосеевцев, Ковылин оставил теорию и обратился к практике, надеясь одолеть поморцев на этом пути. На мысль о подобной тактике указывало Ковылину и то обстоятельство, что в это время Василья Емельянова, – главы покровской общины, – пользовавшегося за свою строгую жизнь общим уважением не только поморцев, но и федосеевцев, уже не было в живых (ум. 1797 г.). Значит, думал гордый строитель Преображенского кладбища, теперь «ндраву моему» никто не осмелится препятствовать, – можно и «побезобразничать» 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Само собою разумеется, что все указанные отступления иногородних федосеевцев от правил Преображенского кладбища 475 были известны Ковылину и ясно показывали ему, как при таком порядке вещей может быть опасна пропаганда поморцев в пользу брака. Что же, однако, оставалось делать строителю Преображенского кладбища в виду такой повсеместной склонности федосеевцев к брачной жизни? Требовать по-прежнему от всех строгого девства значило давать повод тем, кои уже не исполняли этого требования, окончательно разорвать свои связи с кладбищем, о подчинении которому иногородних общин так много и настойчиво хлопотал Ковылин 476 . Изменить прежнее учение о всеобщем, безусловном безбрачии значило... признать над собою победу покровцев, давно уже доказывавших Илье Алексеичу несостоятельность и незаконность такого учения. Положение – затруднительное, но хитрый Ковылин нашел, по-видимому, средство выйти из него. На соборе 25-го февраля 1809 года он, как мы уже видели выше, запрещая новоженство, отнесся весьма снисходительно к староженам, определив подвергать их, в случае нарушена ими целомудрия, только сорокодневному посту. Таким определением Ковылин хотел достигнуть двух целей: строгостью в отношении к новоженам показать «лютым бракоборцам», что он по-прежнему – строгий защитник девства; – тем же из федосеевцев, кои чувствовали нужду в брачной жизни, снисходительностью соборного определения касательно староженов – дать понять, что и Илья Алексеич не отвергает вполне брачные сопряжения. Уловка, достойная Ковылина, целую жизнь действовавшего двулично; только, к огорчению Ильи Алексеича, она решительно не достигла той цели, с которою была придумана. Когда соборные определения были разосланы по иногородним общинам, федосеевцы по своей простоте не догадались вникнуть в тайный смысл несогласных между собою предписаний кладбища, а взглянули на дело, как оно представлялось пм с первого взгляда, и нашли, что соборные определения Преображенского кладбища 1809 года «сомнительны, к заблуждениям подходят, не спасительны, душепагубны» и главное – противоречивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

По свидетельству Зенькова, преображенцы, признавая «одно точию девство» и в тоже время не в силах будучи жить целомудренно, «девиц и вдовиц в стряпухи поимали и тайное сквернодеяние творили, а ребят всюду подкидывали» 393 . Так делали прихожане Преображенского кладбища, жившие в своих домах. Что же касается обитателей и обитательниц самого кладбища, живших на отдельных его половинах, то они поступали следующим образом: выбирали себе по вкусу друзей и подруг и – умножали число воспитанников Ильи Алексеича, считаясь в тоже время девственниками и девственницами. Само собою разумеется, что подобная безнравственная жизнь последователей Ковылина не могла укрыться от внимания поморцев. И вот некоторые из них, желая доказать федосеевцам неприложимость к жизни их учения о всеобщем девстве, указывали в подтверждение своих слов на те пагубные следствия, к каким вело последователей Преображенского кладбища проповедуемое ими безбрачие. Это были доказательства, так сказать, ad hominem. Но Ковылин не такой был человек, чтобы мог сознаться в слабостях своих и своего общества. Будучи «потатчиком блудной свободы» тайно, он пред поморцами старался доказывать, что помещенные им на Преображенском кладбище молодцы и девицы живут хотя и вместе, но не вопреки божественным правилам, так как и «древле бывали девицы и вдовицы», которые хотя жили в мире и – нередко в одних домах с мужчинами, однако проводили жизнь чистую, девственную, – и притом федосеевские молодцы и девицы живут вместе, замечал Ковылин, «кроме всякого презорства», а единственно для произведения мастерств. В опровержение таких коммерческих соображений Ковылина, поморцы говорили, что девственниц Преображенского кладбища никак нельзя сравнивать с древними девицами, девство которых было свободное и произвольное, а главным образом – чистое, святое 394 . «Рассмотри убо Илья, писал Зеньков Ковылину, здравствующим умом: оные св. девицы своим благим изволением девство сохраняли Бога ради; аще и в миру были, а фабрик коломенковых и кумашных не заводили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Так, распоряжения о детях, призреваемых в раскольнических благотворительных заведениях, получили практическое применение, кажется, только в отношении немногих питомцев Рогожского кладбища. Отсюда в 1634 г. взяты были 54 мальчика в воспитательный дом и 14 в военные кантонисты 724 . Попечители Рижского богаделенного дома заявили местной администрации, что питомцы их только называются сиротами, но что на самом деле все они имеют, если не родителей, то родственников. А так как генерал-губернатору предписывалось «не входить в разбор степеней родства между раскольниками» и «в рассмотрение о браках родителей сих сирот», то в результате последние все разобраны были своими родителями и даже те из них, которые на самом деле были «круглыми сиротами», попали не в военные кантонисты, а в богатые раскольничьи дома 725 . Указ об отобрании питомцев Преображенского кладбища «старанием» чиновника канцелярии московского генерал-губернатора «замедлил несколько быть исполненным». Тем временем попечители кладбища, уведомленные Тургеневым, успели отправить в разные места (Коломну, с. Ивановское, Судиславль, Юхотскую волость) до 200 воспитанников, так что, когда явился на кладбище чиновник для исполнения указа, то нашел здесь только 20 питомцев, «вероятно, имевших бедных родителей». Чиновника встретила толпа фабричных, «безвыходно стороживших на дворе кладбища». Взятие каждого ребенка вызывало у матери его «вопль и сопротивление». Одна из девок кричала чиновнику: «вот немилосердный царь грабит детей у матерей, а ты его приставник!». Взятые дети отправлены были в воспитательный дом, но когда «слух о происшедшем волнении фабричных людей дошел до «высшего правительства», они вскоре опять возвращены были матерям 726 . Спасая своих «подкидышей» от правительственной опеки, раскольники Преображенского кладбища не останавливались даже пред прямым изуверством. По наставлению настоятеля кладбища Семена Кузьмина, «приставницы» – няньки стали поить детей холодной водой, отчего дети умирали «в припадках жестоких колик с ужасными мучениями».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

1 ст. 5 Закона). В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение указанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (п. 3 ст. 5 Закона). Очевидно, что умерший или его родственники имеют право избрать погребение с учетом своих религиозных (или атеистических) воззрений. Несмотря на то, что государство не вторгается в сферу религиозных воззрений граждан и одинаково уважает все конфессии, для самих граждан весьма важным является соблюдение тех или иных религиозных и иных обрядов, обычаев и традиций и желание быть похороненными со своими единоверцами. Именно поэтому издревле на территории нашей страны существовал обычай создавать вероисповедальные кладбища. Ярким примером такого положения дел является Санкт-Петербург, называемый иногда столицей веротерпимости. В городе существуют кладбища различных христианских конфессий (например, Смоленское православное, Волковское лютеранское, Смоленское армянское, Выборгское римско-католическое (уничтоженное после революции), Громовское старообрядческое и др.), кладбища нехристианских конфессий Ново-Волковское (магометанское) кладбище, Преображенское еврейское кладбище и др. Так как до 1917 года объем прав и обязанностей граждан имел непосредственную связь с их отношением к религии, государство не предполагало иных видов мест массового погребения как вероисповедальные кладбища. Хотя в Санкт-Петербурге была традиция захоронений граждан разных конфессий на территории одного кладбища (например, Преображенское кладбище, на разных участках которого были захоронения православных, старообрядцев, католиков, лютеран, иудеев, предполагалось устройство мусульманского участка), все же общим правилом было выделение обособленных участков для захоронения лиц соответствующего вероисповедания.

http://patriarchia.ru/db/text/2259343.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010