Судя по нравственно-религиозному настроению его духа и созерцательно-поэтическому складу ума, можно бы, кажется, не опасаясь больших погрешностей, полагать, что из всех систем греческой философии особенное сочувствие его должна была привлекать к себе преимущественно та философская теория, в которой нравственно-религиозные элементы, лежащие в глубине человеческого сознания, получили наибольшее развитие, и которая поэтическим образом выражения своих идей, яркостью картин и фигуральным языком наиболее должна была нравиться и приходиться по духу гению восточных народов вообще, мы разумеем философию Платона. И действительно, некоторые представления, излагающиеся в книге Премудрости Соломоновой, по крайней мере, по образу выражения своего, по замечанию новейших критиков, носят на себе несомненные следы идей Платонических. Так напр., писатель этой книги, изображая природу и свойства Премудрости, как силы Божественной, посредствующей между Богом и миром, говорит, что она есть дыхание силы Божественной, светоносное излияние Всемогущества Божия ( Прем.7:24–25 ), вечный, духовный свет, исходящий из первосущего ( Прем.7:26 ), который, будучи по существу своему единичен и прост ( Прем.7:22, 27 ), в то же время, как полнота всех идей есть свет многообразный и многочастный ( Прем.7:22 ), – что пребывая постоянно в самом себе ( Прем.7:27 ), он в то же время светоносными лучами своих идей проникает всюду ( Прем.7:24 ) и всему дает новый вид, сообразный с своими идеями ( Прем.7:27 ); но сам ничем не проникается и не изменяется, ( Прем.7:25 ) и наконец, как всеобщий чистейший свет ведения, проходит сквозь все духовные существа ( Прем.7:23 ), и, отражаясь в их сознании, сообщает им высшее, чисто мысленное и созерцательное ведение вечных истин мира духовного – Божественного. В этом изображении его, не без основания указывают следы влияния на него Платоновских идей о логосе и душе мира. Таким же образом, когда писатель рассматриваемой нами книги, говоря о немощи ума человеческого в познании истин божественных, главную причину ее поставляет в том, что дух человеческий, в настоящем его состоянии на земле, отягощен тленным телом, вследствие чего умная сила его постоянно обременена и развлечена несвойственными ей заботами и попечениями об удовлетворении потребностей телесной жизни ( Прем.9:13–19 ); то и в этом взгляде его на тело человеческое, как главное препятствие к развитию умственных и нравственных сил духа человеческого и к познанию истин духовных в особенности, не неосновательно видят наклонность его к идеалистическим воззрениям Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Блж. Иероним Стридонский в своём латинском переводе озаглавил её просто – «книга мудрости» (Liber Sapientiae), так как уже он был убеждён, что Соломон не мог быть сочинителем. 1.4.1. Содержание и богословие . В книге можно выделить три части 50 : В первой части (глл. 1–5) рекомендуется жить благочестиво, потому что это приносит пользу человеку. Награда за добродетель – мудрость (гл. 1). Она помогает праведникам во время гонений, но её не имеют безбожники, которые видят только обстоящую их земную реальность (гл. 2). Несмотря на земные страдания, праведники счастливее грешников, потому что грешников ждёт смерть и вечный суд (глл. 3–4). Слишком поздно безбожники увидят своё заблуждение (гл. 5). Во второй части автор обращается к властям. Из-за большой ответственности они будут более строго судимы ( Прем.6:1–10 ). Поэтому, они должны стремиться к мудрости ( Прем.6:11–27 ). Примером такого стремления является Соломон ( Прем.7:1–12 ), которому открылась мудрость ( Прем.7:13–21 ). С её помощью он лучше всех описал устройство мира ( Прем.7:22–8:20 ). В ( Прем.8:21–9:19 ) говорится о молитве, как способе получения мудрости. В третьей части описывается история спасения, начиная от Адама (гл. 9). Далее, автор говорит о Ное, Аврааме, Лоте, Иакове, Иосифе, Моисее (гл. 10). Затем вспоминается исход из Египта (гл. 11) и наказание Хананеев (гл. 12), причиной которого было их идолопоклонство (глл. 13–15). Идолопоклонство возникает из недостатка разумения: «из видимых совершенств не могли познать Сущего» ( Прем.13:1 ). Только Бог существует и является источником собственного бытия. Вселенная и её чудеса существуют лишь в связи и отношении с «тем, кто есть». Красота ( Прем.13:3 ) и сила ( Прем.13:4 ) природных стихий приоткрывают тайну их Создателя. Но через них постичь Его можно только сравнительно ( Прем.13:5 ), поскольку Сам Бог недоступен человеческому восприятию. Без особой благодати, которая возвышает его способности, человек способен увидеть лишь дела, но не природу своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Существует согласное мнение относительно времени (I век до Р. X.) и места (Александрия) составления книги Премудрости Соломона (хотя о времени и месте имеются и другие точки зрения). Ставится также вопрос о различении авторов 1–9 и 10–19 глав книги. Однако недавний анализ стиля книги показал, что скорее всего она принадлежит одному автору, который использовал ряд различных источников и который является важнейшим богословом позднеиудаи-стического периода 68 . Самое важное богословское достижение этой книги – идентификация Премудрости ( σοφα) со Святым Духом ( πνεμα γιον). Поднимая тему вечного исхождения Премудрости от Бога, автор ассоциирует Ее со Святым Духом, полагает их идентичными и использует параллельно (например, Прем. 1:4, 5 ). Хотя, по мнению Брека, идентичность не является полной, но можно полагать, что Дух постоянно пребывает с Премудростью, наделяя Ее совершенными атрибутами (числом 21, равным произведению двух особых чисел 3 и 7, Прем. 7:22–23 ). Согласно Прем. 7:25–26 , Премудрость – «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя и образ благости Его», Она – активная сила Божия в мироздании и в жизни человека. Несмотря на то что здесь неоспоримо влияние стоической философии, где πνεμα является имманентным Божественным присутствием, наполняющим космос подобно огненному газу, – все же для автора Премудрости Соломона Дух – это Дар Божий, данный Премудрости и всему человечеству 69 , при этом атрибуты Премудрости происходят от Самого Духа. Важной является и другая тема, свойственная исключительно данной книге, – это переход Премудрости «из рода в род в святые души» ( Прем. 7:27 ), то есть обновление пророческого дара в Израиле. И хотя Премудрость и персонифицирована, Она настолько ассимилируется с Личностью и действием Святого Духа, что становится Духом Премудрости ( Прем. 7:7 ). В переводе LXX для именования Духа Премудрости иногда используется классический греческий термин πνεμα παιδεας ( Прем. 1:5 ), однако существенно измененный в иудейском контексте и имеющий отношение скорее к этическому аспекту учения, нежели к интеллектуальному. Дух Премудрости научает Божественным заповедям, которые являются центром его учительства. Здесь начало премудрости не исчерпывается «страхом Господним», а скорее является страстным желанием научения ( Прем. 6:17–20 ). В ответ на это желание Бог посылает Премудрость, которая «все знает и разумеет», и продолжает действовать через Соломона, а он «мудро будет руководить меня в делах моих» ( Прем. 9:11 ). Содержание учения Премудрости, однако, не исчерпывается лишь Божественными заповедями, а включает также Откровение воли Божией, синонимом которого является откровение истины ( λθεια) 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

5. – Штауденмайер хочет доказать на основании Свящ. Писания, что тварная Премудрость сама сотворена Богом. Он ссылается на следующие тексты: Притч.2:6 , Притч.8:22 , Прем.6:22 , Прем.7:7–25–26 , Прем.8:3 , Прем.9:4 , Прем.9:9–12 , Сир.1:1 , Сир.1:4–5 , Сир.1:8 , Сир.24:3 , Сир.24:8 , Прем.2:21 , Иак.1:5 9 . Божественная сущность не есть сущность мира хотя бы и взятого в его «всеобщности» (Allgemeinheit). Так же и идея Бога о Себе Самом не есть всеобщее понятие (allgemeine Begriff, т. е. высочайшее понятие, обнимающего собой понятия всего сущего). Тварность божественных идей о мире и означает, что они «не есть самоопределения Абсолютного, но только мысли Божии об относительном, как таковом». Идея мира не заключает в себе идеи Абсолюта. Таким образом, Штауденмайер хочет избежать всякой возможности пантеизма (25–26). С той же целью, он решительно отвергает отождествление мира идей с самим миром товарных вещей. Первый, хотя и сотворен, и имеет начало в Боге, но вечен, поскольку Бог всегда мыслил мир и всегда хотел, чтобы он был 10 . Второй же возникает в соответствии с первым во времени по особому определению Божию (27–28). Тварная Премудрость есть дух жизни, энергия и цель жизни, «хотя Сама положена (gesetzt) и обоснована (vermittelt), однако, с другой стороны и Сама обосновательница (Vermittlerin), конечной жизни; Она имеет «формирующую силу» (plastische Kraft, 75) и потому именуется Подобием (Ebenbild) абсолютной Премудрости, Дыханием и Силой Божией, и прочими именами, перечисленными в Прем.7:25–30 . «Идея, мыслимая в ее, хотя бы уже относительной, самостоятельности, по сущности своей, все же действенна изнутри, сильна, мощна, светла, духовна, чиста, блага и славна. Полагание тварной Премудрости есть идеальное творение» (76). Ту же мысль об идеальном творении Штауденмайер повторяет и в другом месте (833). Различие между тварью и Творцом, он описывает соответственно общепринятым взглядам (832), но не объясняет в чем же различие между обыкновенным творением и идеальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Определение духа Премудрости, как единородного и многочастного 19 , Штауденмайер понимает в смысле указания на многоединство божественной идеи и самого мира, в меру его соответствия идее. Единство есть неотъемлемое начале всего сущего – отвлеченной и конкретной мысли, и всей твари. Но реальное единство заключает в себе свое раскрытие во множестве, которое, однако, остается в единстве. Отсюда и идеальный, и реальный мир одинаково суть системы многоединства, и таковыми являются уже в уме Самого Бога, откуда происходят (55–58). Определение Премудрости, как тонкой, подвижной, ясной и острой, Штауденмайер относит и к объективной, и к субъективной Премудрости, т. е. и к миру идей, и к человеческому уму, ибо «последний есть лишь умаленное отражение и выражение первого. И «мировой и человеческий дух тонок, потому что невидим и не имеет образа; он подвижен, потому что все проникает, всюду действует и творит, – находится в постоянном диалектическом развитии, как развивается понятие; поэтому, он и ясен, и прозрачен; он остр, потому что идея полна определений, разграничивающих сущее и все уясняющих; поэтому, он называется и всевидящим (πανεπσκοπον), ибо всюду проникает, все различает и усматривает – и мировое целое, и части в их гармоническом единстве… Штауденмайер обращает внимание на то, что Премудрость и тварные духи характеризуются одинаково, как умные, чистые и тонкие, и что сказано прямо, что Премудрость проникает все духи ( Прем.7:22–23 ) (58–60). Премудрость описывается с нравственной стороны в качестве святого, благого, незапятнанного, невредимого, светлого, твердого, непоколебимого. Основные его свойства – святость и благость: идея святости и благости имеет очевидное божественное происхождение, и в них укоренена вся духовно-нравственная природа и жизнь духа; они должны быть объектом свободного осуществления; в них основа религии; они открывают нам Бога и являются жизненной с Ним связью (61–62). В Прем.7:24–26 Штауденмайер находит учение о бесконечной подвижности и силе жизнедеятельности идей; эта жизнедеятельность есть продолжение миротворческого акта Божия. И жизнь всего взаимосвязана в единую систему: осуществляя себя, все осуществляет целое… Однако, в Прем.7:21–27 , Прем.8:1–4 , Прем.9:1–9 , Прем.12:1 , Штауденмайер видит уже указание на абсолютную Премудрость, хотя бы она и проявлялась в творении (63–65).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Мы отнюдь не намерены оспаривать исторических достоверностей этих примеров (потому что они основываются не на одном предположении, а и на положительных свидетельствах, напр. Иеронима, видевшего еврейский текст Юдифи). Но вероятность заключения об исторической судьбе книги Премудрости Соломоновой, на них основанного, все таки от этого не становится в глазах наших очевиднее, потому что как бы ясно не показана была историческая возможность какого-либо факта на других, подобных ему, фактах, все же это будет одна только возможность его, а не действительность; а posse ad esse non valet consequentia. Из числа таких, чисто греческих выражений, нередко встречающихся в тексте рассматриваемой нами книги, достаточно указать для примера на следующие греческие слова, которым нет ничего соответствующего на еврейском языке, и которых по этому самому мы не находим во всем переводе Св. Писания Ветхого Завета на греческий язык: а) μβρσια, – слово, которое греки употребляли для означения божественной пищи мифических богов своих, и которое в книге Премудрости Соломоновой неоднократно употребляется для означения той особенного рода пищи, которая ниспосылаема была Богом древним израильтянам, во время странствования их по пустыне, т.е. манны ( Прем.19:20 ); б) σωφροσνη ( Прем.8:7 ), коим греки выражали только им одним свойственное понятие о некоей непосредственной целости и гармонии психических сил человека, которая, по учению греческой философии, должна быть одним из существенных свойств или добродетелей истинного мудреца; и в) наконец на множество таких сложных слов, как напр. φιλνϑρωπος ( Прем.12:19 ), φλοψυχος ( Прем.11:27 ), γενεσιουργος ( Прем.13:5 ) и пр., которые опять уже самым составом своим указывают на чисто эллинское происхождение свое. Что же касается до чисто греческих оборотов речи, встречающихся в этой книге, то они так многочисленны, что приводить отдельные примеры их считаем совершенно излишним; потому что, как мы сказали уже, почти все обороты речи чистогреческие. Наконец не неосновательно замечают новейшие филологи, что в греческом тексте этой книги встречаются многие предложения, заключающие в себе игру слов, которую переводчику не было бы никакой нужды сохранять в греческом переводе, и которая по тому самому служит одним из неопровержимых доказательств, что писатель этой книги писал ее первоначально на греческом языке, на котором одном эта игра имеет смысл и значение. Правда некоторые защитники существования еврейского оригинала этой книги, (напр. Фабер) пытались было доказать, что эта игра слов могла иметь место и на еврейском, или халдейском языке, но этимология их, как это неопровержимо доказали более точные и основательные филологические исследования знатоков еврейского и халдейского языков, оказалась совершенно произвольной и неосновательной. (См. Iahn. Einleitung. §253; Eichorn. Einleitung in die Apokrif. Bucher Seit. 197–199; Hasse.. Uebersetzung dev. Weisscheit. Seit. 238–244).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Потому что матерь вышесказанного есть мудрость мipckaя, знание существующего, как оно существует по сказанному уже нами. О ней именно и сам сей мудрый опять возвещая сказал в другой книге: предал я сердце мое, чтобы познать мудрость и знание, и сердце мое познало многое, мудрость и ведение, притчи и замысловатую речь уразумел я; но и это – томление духа ( Еккл. 1:17 ). И эта премудрость, о которой здесь говорит Соломон, и ему дана в изобилии ( Прем. 7:7 ), как я сказал. Но есть мудрость иная некая от сей (мipckoй), гораздо превосходнейшая и по источнику, и по объему, и по происхождению, и по деятельности, и по следствиям. Ибо говорит: «начало мудрости – страх Господень ( Притч. 1:7 ) и: порождение мудрости – страх Господень, богатство, слава и жизнь ( Притч. 22:4 ). И еще: страх Господень есть обучение и мудрость, и начало славы Его последует за нею ( Притч. 15:33 ). И: блажен человек, который снискал мудрость и разум; потому что долгоденствие и лета жизни в правой руке её ( Притч. 3:2, 13, 16 ). Из уст её исходит правда, и она – древо жизни для тех, кои придерживаются её ( Притч. 3:16, 18 ). И: она таинница ума Божья, и плоды её суть добродетели ( Прем. 8:4, 7 ). В родстве с премудростию – бессмертие, и в дружестве с нею – благое наслаждение ( Прем. 8:17–18 ). Ибо она есть дух разумный, святый, невредительный, благодетельный, человеколюбивый, и проникающий все умные, чистые духи. Потому что, говорит, по чистоте своей проходит и проникает сквозь все. И будучи одна, все может, и пребывая в самой себе, все обновляет ( Прем. 7:22–27 ). Распространяется ж быстро от одного конца до другого, и все устрояет на пользу ( Прем. 8:1 ). Что же тут общего с мудростию внешнею, которой пределы – другие, другие начала и распределения, и конец, тому соответственный? 6. Итак, поскольку показано, что целию речи у мудрого не внешняя мудрость, ни частная, ни вообще, по необходимости выходит, что это именно та Божественная мудрость, истинная и первая очевидно, которую в тайне сокровенную мы проповедуем между совершенными, говорит великий Павел, которой не познали мудрые века сего ( 1Кор. 2:6–8 ), которой подлинный признак, по мудрому богослову, «жизнь похвальная и очищенная или очищаемая для Бога, пречистого и пресветлого, Который требует от нас одной жертвы – очищения, обыкновенно называемой в Писании сердцем сокрушенным ( Пс. 5:19 ), жертвою хвалы ( Пс. 49:14, 23 ), новою во Христе тварию ( Гал. 6:15 ), новым человеком ( Еф. 4:24 ), и тому подобно».

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Так напр., изъясняя библейское учение о Боге Творце и Промыслителе мира по понятиям Платоновой философии, Филон, согласно с учением Платона, полагает, что творческая сила ума божественного, как в деле первоначального образования мира из безобразного вещества, так и в деле управления устроенным порядком мира, необходимо посредствуется другими, низшими, духовными силами, истекшими из ума творческого, каковы: общий мировой дух или душа мира и многие другие частные духи, как добрые, так и злые, живущие в различных частях мира, которые по этому самому и должны быть почитаемы непосредственными, ближайшими образователями и правителями мира 100 . Но писатель книги Премудрости Соломоновой, согласно с учением Св. Писания, учит, что Бог сотворил мир и управляет им единым всемогущим Словом Своим и единой всесильной Премудростью Своей ( Прем.9:1–2 ), которая, будучи сама в себе едина, всяческая может и пребывающи в себе вся обновляет ( Прем.7:27 ), досязает же от конца даже до конца крепко и управляет вся во благо ( Прем.8:1 .) 101 . Таким же образом, рассуждая о начале зла и нестроения в мире, Филон, согласно с дуалистическим учением Платона, первоначальный источник его полагает в свойствах первобытного вещества, из коего образован мир силой ума божественного 102 . И на этом основании, изъясняя аллегорически падение первого человека, искусительное начало зла, введшее его в грех , он видит в чувственной природе человека. Но писатель книги Премудрости Соломоновой, согласно со Словом Божиим, начало всякого зла полагает единственно в развращенном произволении сотворенных Богом духов и человека и искушение на зло первого человека, согласно со Св. Преданием, приписывает зависти диавола ( Прем.2:24, 1:13–16 ). Наконец писатель книги Премудрости Соломоновой, согласно со Словом Божиим, говорит, что Бог создал человека, по образу своему, невинным и бессмертным, как по душе, так и по телу ( Прем.2:23 ). Но Филон, согласно с дуалистическим взглядом Платона, думал, что одно только духовное начало в человеке происходит от Бога и предназначено к бессмертной жизни, а тело его образовано злыми духами, которые, быв помощниками Богу при образовании человека, вложили в него все злые наклонности, замечаемые в нем от природы 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

В сходной степени подобное созвучие простирается еще на констатирование связи язычества с нравственной порочностью 95 . Иудейский аноним видит в первом источник всех зол (Прем. Сол.14:12, 27) и подкрепляет свое убеждение длинным перечнем грехов (14:23–27), как и Апостол присовокупляет аналогичный каталог ( Рим.1:24–32 , особ. 29–31) 96 . Знаменательно, что тут греховные примеры приводятся и перебираются без определенной системы, а все-таки оба рода соприкасаются между собою по ударению на плотских аномалиях.(ср. πορνεα и γμον ταξα Прем. Сол.14:12, 26 с μοιχεα Рим.1:24 ) при рельефном оттенении разных ненатуральностей ( Рим.1:26–27 и γενσεος ναλλαγ Прем. Сол.14:26) и в указании на соизволение людей 97 к этим эксцессам ( Рим.1:32 ; Прем. Сол.14:22) 98 . Все эти параллели, конечно, не отрицаемы, но сами по себе они вовсе не говорят еще о материальном тождестве, требующем взаимной зависимости. Верно, что псевдо-Соломон находил в язычестве почитание мировых элементов и судил его не столь строго (13:2–3; 6–7), для Апостола же эта идея далеко не бесспорна. Вопрос снова сосредотачивается τ στοχεα το κσμου ( Гал.14:3,9 ), которым язычники некогда были порабощены и к которым опять возвращаются при усвоении иудейской законнической обрядности 99 . О них думают, что это натуральные силы природы, получившие религиозную важность в дохристианском человечестве. Мы не возражаем против данного понимания 100 , как несомненно для всех и существование в язычестве натуралистических культов. Однако в этом случае все согласие ограничивается солидарным засвидетельствованием объективного факта. Наоборот, в оценке его скорее преобладает диспарантность. Иудейский автор выразительно смягчает суровость порицания, благовестник умалчивает о подобных моментах 101 и категорически клеймит позором рабства. Правда, данная эпоха объявляется у него периодом младости, – только в этом нети тени извинения, ибо несовершеннолетие рисуется по контрасту с идеальною правомощностью субъекта, положение которого делается от этого безотраднее и тяжелее, потому что порабощенность связывается здесь с сознанием его нелегальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но из иудеев александрийских никто в такой степени совершенства не обладал знанием греческого языка и его философской литературы, никто так глубоко не усвоил себе лучших философских понятий, преимущественно Платоновских, как Филон. Доказательством тому служат все сочинения его, отличающиеся чистотой и изяществом слога и богатством лучших философских идей, заимствованных главным образом из философии Платона. Наконец писатель книги Премудрости Соломоновой, как это не без основания заключают из некоторых мест книги Премудрости, жил в такое время, когда египетские иудеи, находясь под властью царей языческих, подвергались великим притеснениям от своих обладателей ( Прем.15:14 и д.). И это обстоятельство из жизни писателя книги Премудрости, по-видимому, совершенно сходно со временем жизни Филона, когда александрийские иудеи, находившиеся под верховным владычеством римских императоров, вследствие различных доносов и обвинений, взведенных на них пред римским сенатом, лишены были законом всех гражданских прав, и сам Филон неоднократно (при Калигуле и Клавдии) был посылаем ими в Рим ходатайствовать пред императорами и сенатом о возвращении им отнятых у них прав. 58 Основываясь на этом обстоятельстве из жизни Филона, некоторые писатели полагают даже, что книга Премудрости Соломона написана была им в качестве увещательного и вместе обличительного послания к римским императорам, именно во время его двукратного посольства в Рим, но выдана от лица Соломона, потому что к таким тиранам, каков был Калигула, ему, конечно, небезопасно было от своего собственного лица писать на греческом языке такое послание, в котором, между прочим, так смело и сильно обличается многобожие и идолопоклонство 59 . а) В Учении о Боге – понятие о мудрости, или слове Божием. Писатель книги Премудрости Соломоновой, представляя Бога могущественным Творцем и правителем всех вещей, говорит в то же время, что он, будучи сам в себе совершенно непостижим для ума человеческого ( Прем.9:13–18 ), желающим познать его людям открывается через посредство некоей особенной божественной силы, исходящей из Его существа и вечно присущей Ему ( Прем.7:25–27, 9:9–10 ), которую Он именует Премудростью (Σοφα) ( Прем.9:13–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010