Чтобы могли вы удобнее размышлять о промысле Божием, и размышляя, питать ваше благочестие, раскрою вам действия промысла Божия: это сохранение мира в бытии и управление миром. 2) Бог сохраняет бытие мира Бог сохраняет бытие мира, то есть сохраняет бытие всех тварей, какие только существуют в мире видимом и невидимом, с их силами и законами. Как мир сам не мог дать себе бытия, так он сам собою не может и продолжать или сохранять свое бытие. Сохранять свое бытие или иметь причину своего бытия в самом себе свойственно одному Богу, как Существу всесовершенному, самобытному и независимому. Поэтому и сохранять бытие какой бы то ни было вещи, хотя самой малой, есть великое Божеское дело. Представь пылинку земли: как это, по-видимому, мало и ничтожно! Но ни человек, ни ангел не может ни сотворить её, ни сохранять её в бытии: творению не дано творить, или из небытия приводить в бытие; так равно творению не дано и продолжать или сохранять собственное или чужое бытие; ибо сохранение бытия есть столь же великое дело, как и самое творение, есть как бы продолжение творения. Эту истину Священное Писание ясно раскрывает нам во многих местах. Праведный Иов говорит: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морския. Ито во всем этом неузнает, что рука Господня сотворила сие? В Его руке душа всего живущаго и дух всякой человеческой плоти ( Иов. 12:7–10 ). В Псалме 103-м ясными чертами изображается, как все зависит от Бога и все Им сохраняется в бытии, и как все творения близки к разрушению и уничтожению, если не будет сохранять их бытия вседержащая сила Божия. Отвращшу Тебе лице, возсмятутся, говорит псалмопевец; отъимеши дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего и созиждутся и обновиши лице земли ( Пс. 103:29, 30 ). «Сокроешь лицо Твое, мятутся; отнимешь дух их, умирают, и в персть своего возвращаются. Пошлешь дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лицо земли». Премудрый, прославляя Бога, говорит: любиши сущая вся, ничесого же гнушаешися, яже сотворил еси; ниже бо ненавидя что устроил еси. Како же пребыло бы что, аще бо Ты неизволил еси? Или еже ненаречено от Тебе, сохранилося бы? Щадиши же вся, яко Твоя суть, Владыко Душелюбче ( Прем. 11:25–27 ). «Ты любишь все существующее, и ни чем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Глава XXVII    Поэтому, когда мы читаем слова Писания: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17), то останавливаясь на вопросе о том, каким образом Бог говорил приведенные слова, мы хотя и не можем постигнуть самого этого способа, однако должны признать за несомненнейшую истину, что Бог говорит или через Свою субстанцию, или через подчиненную Себе тварь. Но через Свою субстанцию Он говорит либо для творения всех природ, либо же, обращаясь к духовным и разумным природам — еще и для их просвещения, когда они могут понимать Его речь, какова она в том Его Слове, которое «в начале... было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). С теми же, которые не могут понимать этой речи, Он говорит не иначе, как через тварь или только духовную, в сновидениях ли, или при экстазе — в подобиях телесным предметам, или же и через телесную, когда нашим телесным чувствам представляется какой-нибудь образ или слышатся звуки.    Поэтому, если Адам был таким, что был в состоянии понять ту речь Бога, которую Он сообщает ангельским умам Своею субстанцией, то не следует сомневаться, что Бог удивительным и неизреченным образом привел в движение его ум и начертал в нем полезную и спасительную заповедь истины, показав неизреченно этою истиной, какое должно быть наказание преступнику, подобно тому, как слышны и видимы бывают все благие заповеди в самой непреложной Премудрости, которая в известное время переходит в святые души (Прем. 7:27), хотя в Ней самой нет никакого движения во времени. Если же он не был достаточно праведным и ему был необходим еще и авторитет другой, более святой и мудрой твари, с помощью которой он мог бы познавать волю и повеление Божие, как нам необходим авторитет пророков, а пророкам — авторитет ангелов, то что нам мешает признать, что Бог говорил с ним при посредстве какой-либо подобной твари такими образом, что он (Адам) мог все понять? Ибо кто разумеет католическую веру, тот ни в каком случае не должен сомневаться, что написанное дальше, а именно, что согрешив (прародители) услышали голос Господа Бога, ходящего в раю (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Я буду показывать тебе... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез 40:4 ). «Как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения: сделаны были херувимы..; у каждого херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма... На дверях храма херувимы... такие же, какие сделаны по стенам» ( Иез.41:17–25 ). Святые иконы будут у христиан до конца мира В виду того, что христиане православные чествуют святые иконы, лжепророк антихриста для обольщения живущих на земле велит сделать, как свидетельствует слово Божие, «образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ говорил и действовал» ( Откр.13:11, 14–15 ). Если бы ко времени явления антихриста у христиан не было иконопочитания, то образ, лжепророком устроенный, и требование поклонения образу («убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя»), как нововведение, не могли быть средствами обольщения. г) по нравственному влиянию Святые иконы служат для нас средством к воспоминанию о Боге и святых Его, являются словом Божиим в образах: изображаемые события и лица учат святой и праведной жизни, возбуждают благоговейное чувство и молитвенное настроение. 334 (ср. Гал.3:1 ) «Служение идолам... есть начало и причина и конец всякого зла... Надеясь на бездушных идолов, они (идолопоклонники) не думают быть наказанными» ( Прем.14:27, 29 ). Идолослужение сопровождалось человеческими жертвами и соединено было с развратом ( Пс.105:36–39 ; 4Цар.17:16–18, 23:6–7 ), вело к забвению о Боге и полному извращению истинных религиозных понятий. Свидетельства древних отцов Святого Мефодия, епископа Патарского († 310–312 г.): «устрояемые из золота изображения ангелов, Его (Бога) начал и властей мы устрояем в Его честь и славу». 335 Святого Василия Великого : «восстаньте теперь предо мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг! Добавьте своим искусством это неполное изображение военачальника!... Посмотрю на эту точнее изображенную вами борьбу руки с огнем. Посмотрю на этого борца, живее изображенного на вашей картине. Да плачут демоны, и ныне поражаемые у вас доблестями мученика! Опять да будет показана им палимая и побеждающая рука! Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах, Христос, Которому слава вовеки веков. 336 Царем именуется и образ царев, и не два царя: ибо ни держава не рассекается, ни слава не разделяется. Как однодержавствуюшее над нами начало и одна власть, так и наше славословие одно, а не многие; потому что чествование образа переходит к первообразу». 337

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Можно, пожалуй, говорить о том, что практическая задача православного богословия – различение духов. Оно должно быть направлено на то, чтобы помочь положительному содержанию современной науки, техники и прочего преодолеть беззаконие автономии, которая есть порабощение тлением, диаволом и есть всецелый грех; помочь найти свое место внутри соборной истины православия, потому что ей принадлежит оно по своей природе: «Ибо то, что благо для всех, принадлежит нам» 247 . Так, «пленяя всякое помышление в послушание Христу» (ср.: 2Кор.10:5 ), нам следует наполнять славою Образа всякое доброе начинание, освящая и освобождая всякую тварь. «Где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:17–18 ). Было бы весьма полезно, к примеру, если бы православное богословие высказалось о том, какие принципы современной философии – в ее отношении к материальному и идеальному, к сущности и существованию, к жизни и бытию – могли бы быть приняты богословием воплощенного Слова; о том, какие из выводов научной психологии могли бы приобщением к опыту аскетической и сакраментальной церковной жизни стать частью церковной антропологии; и какие из нынешних социальных движений могли бы быть использованы экклесиологическим срезом православной антропологии 248 . Однако все это уводит далеко за рамки настоящего исследования. Я хотел лишь, с одной стороны, обозначить возможные направления такой работы, а с другой, определить то единственное основание, без которого она невыполнима. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). 2 См.: H.Willms, Eikon; G. Kittel, 386–7; P.Aubin, L’image dans l’oueuvre de Plotin; H. Merki, Ebenbildlichkeit [Полные выходные данные библиографических ссылок приведены в разделе Библиография. – Науч. ред.]. 3 См.: Быт.1:26–27 ; Прем.7:24–28 . А также: K.L. Schmidt, Homo Imago Dei; L. Kohler, Die Grundstelle der Imago-Dei-Lehre Gn 1, 26; H.H. Rowley, The Faith of Israel (London 1956), 74–98; J.J. Stamm, Die Gottebenbildlichkeit des Menschen; J. Jervell, Imago Dei; V Vellas, O anthropos kata tin P. Diathikin; N.Bratsiotis, Anthropologia tis P. Diathikis.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

Блажен, кто может не солгать и сказать пред Богом: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси ( Пс.50:8 ). Но так сказать может разве только тот, кто, подобно Давиду, говорит: истомилась душа моя непрестанным желанием познать суды Твои. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; в сердце своем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою ( Пс.118:20, 31, 11 ). Премудрость Свою Господь утаил даже и от мудрых и разумных в своем роде людей мира сего и открывает только тем, которые, как младенцы, принимают слова Его в простоте сердца (без всякого противоглаголания). Потому и сказано: тайна Господня боящимся Его, и завет Свой Он открывает им ( Пс.24:14 ). А как открывает? – Господь Сам возвестил первому ученику законодавца Моисея: да не отступит книга закона Моего от уст твоих, и да поучаешися в ней день и ночь. Тогда благоуспееши, и исправиши пути твоя, и тогда уразумевши ( Нав.1:8 ). Подобно сему Господь говорил и уверовавшим в Него иудеям: аще пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете, и уразумеете истину ( Ин.6:32 ). Посему и Писание учит: приступи к уразумению Божией премудрости, и жди благих плодов ее; напоследок бо обрящеши покой ее, и обратится тебе на веселие. И будеши яко сын Вышнего, и возлюбит тя паче неже мати твоя ( Сир.6:27, 29; 4:11 ). Ибо никого же любит Бог, токмо сего, иже с премудростию пребывает. Аще кто будет и совершен в сынех человеческих, отсутствующей же премудрости ни во что же вменится ( Прем.7:28; 9:6 ). Все таковые, сколь бы ни были просвещены мудростью человеческою (суетною и ложною), – но, не будучи еще озарены светом истины, не приняв в свое сердце премудрости Господней, – ходят в суете ума своего, будучи помрачены смыслом и отчуждены от жизни Божией ( Еф.4:18 ). Они еще не обратились от тьмы ко свету, не перешли из-под власти сатаны к Богу и потому именуются в Писании сынами сопротивления, также чадами гнева Божия и чадами дьявола ( Еф.2:3 ; 1Ин.3:10 ). О спасаемых же говорится: иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает ( Ин.8:47 ). Таков есть род Божий, его же породи Бог словом Своей истины ( Иак.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ученики и, вообще, все последователи Христовы должны быть в мире сем скорбны, во-первых, потому, что здесь нет истинной радости ни для кого: «весь мир лежит во зле ( 1Ин.5:19 ), сказано. А там, где зло, какая может быть радость? Потому и нам нечего ждать от зла, одержащего весь мир, как не скорби и печали. – Как же иные живут в радости, скажешь, или, по крайней мере, не печалятся, живут спокойно? – И об этом предсказал Господь: «мир возрадуется» ( Ин.16:20 ), – говорил Он ученикам Своим; но эта радость кратковременна, ей недолго будет радоваться злой мир. «Мир Мой даю вам, – говорил еще Господь ученикам своим, – не так, как мир дает, Я даю вам» ( Ин.14:27 ). Так и мир, во зле лежащий, дает свои утешения, свой мир и успокоение сынам века сего, но не такой мир, как «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Флп.4:7 ), который соблюдает сердца и помышления во Христе Иисусе. Потому и говорит нам Писание: «не любите мира, ни того, что в мире, т.е. утех и благ мирских; ибо кто будет любить мир, в том быть не может любви Божией ( 1Ин.2:15 ). Кто любит мир, во зле лежащий, тот, значит, любит зло, и он о зле радуется, злом утешается; но злые от зла и гибнут: «злых зле погубит Господь» ( Мф.21:41 ). Еще при первом появлении в мире зла Господь сказал первой виновнице его: «умножая умножу печали твои и стоны твои» ( Быт.3:16 ) 8 . Так от начала и доныне, «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим.2:9 ). «Чем кто согрешает, тем и наказывается» ( Прем.11:17 ), – сказано в Писании. Но так как от юности прилежит помышление человека на зло ( Быт.8:21 ), и потому «нет праведного ни одного» ( Рим.3:10 ), то все люди, – от сидящего на престоле и до последнего, лежащего в гное, – преданы злостраданию, скорби и томлению. Ибо «нечестивым же нет мира» ( Ис.48:22 ) 9 , – сказано еще; и вместе со злыми людьми «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:22 ). Итак, зачем же ты, брат мой, жалуешься на свои скорби на свою участь, как будто ты один в мире терпишь скорби? Почему не хочешь великодушно перенести злострадания и томления, возложенного на всех грешников? Или ты не в родне с ними, – не причастен греху? Зачем так безрассудно говоришь: почто попущено на меня такое и такое зло?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   Не мне ли говорил апостол: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые?» (Рим.6:19).    Как далеко через времена пророчествовал о мне великий Иезекииль, говоря: придет срок, когда «вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши!» (Иез.36:31).    Отвращением наполнен я к грехам моим, но — и грехами этими я наполнен...    Как я — обитель греха — предстану пред Тобой, Судия мой? Как — если только Ты не освободишь меня от него Своей Божественной силой по неизреченному человеколюбию Своему?     «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.56:8, 107:2). Я иду к Тебе очищающей дорогой поста.    Не постави мне в вину грехов моих — вольных и невольных, ведомых и неведомых, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, яже в разуме и в неразумии, яже в совершении Великого канона сего... грехов всех дней живота моего...     Вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец!    Чти в четверток пятыя седмицы на утрени.     Иный канон преподобныя матере нашея Марии Египетския, в тойже глас, и ирмос. Егоже краестрочие: Ты преподобная Марие помогай.     Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.    Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно твоего, Марие, жития красная исправления.    Как повествует Синаксарь, житие преподобной Марии Египетской было изложено иерусалимским патриархом Софронием тогда же, когда преподобный Андрей Критский написал свой Великий канон. Это житие, по словам составителя Синаксария, «умиление предлагает бесчисленно, и многое прегрешившим, и согрешающим утешение дает, аще точию злых отступити хотят».    Присноблаженный Софроний обращается практически к современникам описываемых им событий: он пишет о том, «что случилось во времена наши и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, «приготовляет», по слову Соломона (Прем.7:27), друзей Господа и пророков».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

33. Дерево узнается по плоду. Возделание древа являет плод его: тако слово помышления в сердцы человеческом. Сир.27:6 . 34. Из переполненного сосуда бежит вода, а от избытка чувствований сердца невольно говорят уста. Каково в человеке сердце, таковы у него и слова; уста получают направление от сердца. Сребро разжженное (чистое) язык праведного: сердце же нечестивого исчезнет (гнило). Устне праведных ведят высокая: безумнии же в скудости скончаваются (до самой смерти своей говорят о низостях). Устне мужей праведных каплют благодати (исполнены мудрости): уста же нечестивых развращаются (развратны). Притч.10:20, 21, 32 . 36. Никакое гнилое слово да не исходит из уст наших, а только полезное, дабы оно доставило благодать (назидание) слушающим ( Еф.4:29 ), и не служило соблазном. 37. От праведных слов оправдаешься, а от лживых слов осудишься. Хранитеся убо от роптания неполезна и от оболгания щадите язык: яко вещание тайное тще не прейдет, уста же лжущая убивают душу. Прем.1:11 . 41–42. Покаяние и вера обратившихся к Богу осуждают мир (грешников), и делают нас наследниками правды, т. е. праведными ( Евр.11:7 ). 43–45. Если кто избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя Иисуса Христа, опять запутывается в них (в пороках), и побеждается ими: то последнее бывает для такового хуже первого ( 2Пет.2:20 ). Невозможно, единожды просвещенных (верой и крещением), и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго (благодати) снова обновлять покаянием, когда они (отвержением) снова распинают у себя Сына Божия, и поносят Его ( Евр.6:4, 6 ). 49. Кто творит волю Божию, того Бог любит, как брата, как сестру, и как мать ( Ин.15:14 ). Гл. 13. Ст. 11–12. Не всякий может понимать Божественное учение о спасении чрез Иисуса Христа, а только тот, кому Бог откроет, и кто старается иметь чистое сердце ( Мф.5:8 ). Кто способен знать тайны царствия небесного, тому дастся познание, и приумножится, если пребудет верным Божию дару. Кто верен в данном для употребления малом, тому можно поверить и многое ( Лк.19:17 ); а кто неверен в малом, тот будет неверен и во многом ( Лк.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Ибо Она, «переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем., 7, 27), и также Она исполняет святых ангелов и посредством них совершает все сообразным своему устроению. Но когда пришла полнота времени, Она была послана не для того, чтобы исполнить ангелов, и не для того, чтобы быть ангелом, разве что настолько, насколько Она возвестила совет Отца, который был также и Ее; и не затем, чтобы быть с людьми или в людях, ибо и прежде Она была в отцах и пророках; но затем, чтобы Само Слово стало плотью, т.е. стало человеком. В этом предстоящем таинстве Откровения было спасение и тех мудрых и святых людей, которые прежде Его рождения от Девы рождались от женщин, и в котором по его свершении и возвещении – спасение всех, кто верит, надеется и любит. Ибо это – «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3, 16 ). 28. Итак, Слово Божие посылается от Того, Чьим Словом Оно является; [и Сын Божий] посылается от Того, от Кого рожден. Посылает же Тот, Кто рождает; и посылается же, потому что рожден. И тогда Он посылается каждому, когда Он познается и воспринимается каждым, насколько Он может быть познан и воспринят в соответствии с познавательной способностью разумной души, или еще усовершающейся к Богу, или уже усовершившейся в Нем. Следовательно, Сын называется посланным не потому, что Он рожден от Отца, но или потому, что Слово, ставшее плотью, явилось этому миру, отчего Он и говорит: «Я исшел от Отца и пришел в мир» ( Ин.16, 28 ); или потому, что сообразно времени (ex tempore) Он воспринимается умом каждого [как Премудрость] в соответствии со сказанным: «ниспошли ее, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих». То, что рождено от вечного, вечно, ибо это – «сияние вечного света». То же, что посылается сообразно времени, познается каждым. Но когда Сын Божий был явлен во плоти, Он был послан в этот мир и рожден от женщины, ибо пришла полнота времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Проходящие же, – повествуют Евангелисты, – злословили Его (Распятого Христа), кивая головами своими и говоря: если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо он сказал: Я Божий Сын» ( Мф.27:39–43 ; Мк.15:29–32 ). «Также и воины ругались над Ним, подходя и говоря: если Ты царь иудейский, спаси Себя Самого... Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк.23:36, 37, 39 ). Потому-то говорит Св. Ириней Л., и «пророки возвещали Его подвергающимся насмешкам и злословию от смотрящих на Него.» 1349 . По мнению свв. Отцов Церкви, все это неоднократно было предвозвещено Псалмопевцем, «предсказавшим, что про­изойдет с Ним» на кресте. Так о насмешках проходив­ших мимо Распятого Иудеев и окружавших Его воинов, по мнению св. Кирилла Иер. 1350 , разделяемому и св. Афанасием В. 1351 , пророк говорит: «Видеша Мя, покиваша главами своими» ( Пс.108:25 ), а о насмешках первосвященников и книжни­ков: «вси видящии Мя поругаша Ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его» ( Пс.21:8–9 ) 1352 . Имея же в виду все вообще насмешки над Распятым, Псалмопевец называет Его «поношением человеков и уничижением людей» ( Пс.21:7 ) 1353 и влагает в уста Его такие слова: «избави от оружия душу Мою, и из руки песии единородную Мою: спаси Мя от уст львовых» ( Пс.21:21, 22 ) 1354 , а самые «хулы, произносимые при кресте, разумеет», когда от лица Христа, «описы­вающего, как поступили с Ним Иудеи во время страдания», говорит: «разшириша на Мя уста своя» ( Пс.34:21 ) 1355 , а так­же – когда говорит о народе Иудейском: «глаголы уст его беззаконие» ( Пс.35:4 ) 1356 . – Издевательства первосвященников над Иисусом Христом особенно ясно предрекает, по изъяс­нению св. Ипполита, Соломон, когда как бы от лица их говорит о Христе: «увидим, аще словеса Его истинна, и искусим, яже сбудутся Ему. Аще бо есть истинный Сын Божий, защитит Его, и избавит Его от руки противящихся» ( Прем. 2:17–18 ) 1357 . Эту «злобу и жестокость Иудеев на сло­вах, – говорит св. Златоуст, – предвозвестил и прор. Исаия, так в кратких словах выражая поношение сие: «обезсла­вится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов челове­ческих» ( Ис.52:14 )» 1358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010