Но пусть будет слово «Отец», в угоду вам, означать и некоторую сущность, тогда, по общим понятиям и по силе этих наименований, Он введет с Собой и Сына, а не отчуждит Его. А если угодно, пусть будет именем по действию, и в этом случае не переспорите нас. Мы утверждаем, что это самое, то есть единосущие, и было действием Отца, или иначе понятие о таковом действии заключало бы в себе нелепость. Видишь ли, что мы избегаем ваших ухищрений, как ни хотелось вам одолеть нас? Но поскольку мы узнали уже, сколь непреоборимы твои умозаключения и ухищренные доводы, то посмотрим, какова крепость твоих доказательств из слова Божия, если станешь убеждать нас ими. Ибо мы и познали, и проповедуем Божество Сына, руководствуясь великими и высокими словами. Какими же? Следующими: Бог, Слово, в начале, с началом начало (В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; Ин.1:1 . И: с Тобой начало, Пс.103:4 . И еще: Кто от начала вызывает роды 14 , Ис.41:4 ). А также наименования: Сын Единородный (Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил, Ин.1:18 ); Путь, Истина, Жизнь, Свет (Я есмь путь, истина и жизнь, Ин.14:6 ; и еще: Я свет миру, Ин.8:12 ); Премудрость, Сила (Христос Божия сила и Божия премудрость, 1Кор.1:24 ); Сияние, Образ, Печать (Сей будучи сияние славы, и образ ипостаси Его, Евр.1,3 ; и еще: Образ благости; Прем.7:26 ; и еще: Отец на нем положил печать Свою, Бог, Ин.6:27 ); Господь, Царь, Сущий, Вседержитель (и Господь полил дождем огонь от Господа, Быт.19:24 ; и еще: жезл правоты, жезл царства Твоего, Пс.44:7 ; и еще: Который есть и был и грядет, Вседержитель, Откр.1:8 ) ясно приписываются Сыну, равно как и другие имеющие с этими одинаковую силу и принадлежащие к числу тех, из которых ни одно не есть приобретенное и впоследствии присвоенное Сыну или Духу, так же как и Самому Отцу, потому что Он совершен не через приращение и не было, когда бы Он был без Слова, не было, когда бы Он был не Отец, не было, когда бы Он был не истинен, или не премудр, или не всемогущ, или лишен жизни, или светлости, или благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Два слепца, сидящие возле пути, означают, что в том и другом народе (т. е. среди иудеев и язычников) есть некоторые уже прилепляющиеся верою к тому домостроительству во времени (dispensationi temporali), по которому (т. е. домостроительству) Христос есть путь (жизни), и уже желающие прозреть, т. е. уразуметь нечто о вечности Слова; так что, когда Иисус прошел мимо, они начинают сильно взывать, т. е. взывать о вменении веры, которою веруется (qua creditur) в Сына Божия, воплотившегося и страдавшего за нас. По этому домостроительству (во времени) Иисус идет как бы мимо, – это действие во времени. Надлежало, чтобы они до тех пор взывали, пока не превозмогли шум препятствующей им толпы народа, т. е. настойчиво напрягали дух свой молитвою и постоянным прошением до тех пор, пока, при величайшем напряжении, одолели привычные плотские пожелания, которые, подобно толпе, стоят на пути мышлению, стремящемуся узреть свет вечной истины, или пока одолели самую толпу плотских людей, препятствующую духовным занятиям (studia). И Иисус, сказавший: просящему будет дано, и ищущий находит, и толкущему отверзется ( Мф.7:8 ), слыша, что идут к Нему и при сильнейшем желании достигают того, чего желают, – Иисус ставши касается их и просвещает. Домостроительство во времени приходит, но не приходит вечность Слова, которая, в себе пребывая, все обновляет ( Прем.7:27 ). поскольку вера в воплощение во времени приготовляет нас к уразумению вечного, то мимохождением Иисуса слепцы побуждаются (просить) о прозрении, и остановившимся (Господом) просвещаются. Временное приходит, вечное остается. Вопрос XXIX. (Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет Мф.21:21 ). Что Господь говорит ученикам Своим: скажете горе сей: поднимись и ввергнись в море, – это говорит о гордости, которая свойственна веку сему: раб Бога должен сказать себе это, чтобы отогнать ее от себя, ибо она ему не приличествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

О почитании святых мощей и других останков угодников Божиих «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:20–21 ). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор.6:19–20 ). Святыми мощами называются нетленные тела св. угодников Божиих, части их тел или же их кости и частицы костей, чрез которые Господь проявлял и проявляет Свою могущественную силу совершением явных чудес для прославления Себя и Своих угодников, для помощи христианам в их душевных и телесных недугах и бедствиях, для укрепления и убеждения их в истинности и спасительности Православной веры. Наравне со святыми мощами, как святыни, почитаются христианами и другие останки святых, напр., риза и пояс Богоматери, одежды святых и другие оставшиеся от них предметы, чрез которые Господь проявляет в чудесах Свою всемогущую силу. Человек создан совсем не так, как все прочие твари: тогда как последние, по повелению Господню, произвели земля и вода ( Быт. 1:20 и 24), тело человека сотворил из праха земного Сам Бог и Сам же «вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт. 1:26–27. 2:7 ). Вот почему тело человека не то, что тело животного, ибо в человеческом теле, созданном непосредственно Самим Богом, а не произшедшем из земли или воды, обитает «душа живая», разумная, созданная по образу и по подобию Божию, в нем находится «дыхание Божества»почему тело человека должно было быть бессмертно, нетленно: «Бог создал человека для нетления, говорит премудрый Соломон, и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем. 2:23–24 . Быт. 3 , Рим. 5:15,17 ). С пришествием в мир Христа Спасителя благодать Божия, подаваемая в святых таинствах Церкви, освящает тела людей, делает их членами Христа, храмами Св. Духа: «Разве не знаете,. говорит христианам Апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16–17 ). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»(6:15). «Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (6:19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

XIV. О почитании нетленных мощей святых Угодников Божиих Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало ещё в ветхозав. Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа ( Исх.13:19 ). Благочестивый царь Иудейский Осия сжёг множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать: 4Цар.23:18 . В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея: 4Цар.13:21 . А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего»: Прем.2:23 . Священное Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа – силою чудотворения, напр. милоть Илии пророка: 4Цар.2:14 . Кровоточивая женщина с верой прикоснулась к одежде Иисуса Христа и получила исцеление, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею: Мк.5:28–29 . Платки и полотенца апостола Павла, полагавшиеся в его отсутствие на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов: Деян.19:12 . Даже тень апостола Петра имела чудодейственную силу: Деян.5:15 . Итак, если платки и опоясанья и даже тень апостолов имели чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы сами тела святых апостолов? Псалмопевец Давид говорит о праведниках, что Бог хранит все кости их ( Пс.33:21 ), или «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ). А так как Иисус Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова может относиться и к телам Его последователей, по словам апостола Павла: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:4:9 ). Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о двенадцати пророках, уже давно почивших: «Процветут кости их от места своего» ( Сир.49:12 ). По успении прор. Елисея, пророчествовало тело Его: Сир.48:14 , Наконец, если сила Христова нетленна, то нет ничего удивительного, что она, вселяясь в человека, делает и тело его нетленным. Это подтверждается и Священным Писанием: 2Тим.1:10 ; Мф.27:52 ; Притч.10:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 22 Речь Елифаза в третьем разговоре. 1–5. Правосудие Божие, как основание для заключения о греховности Иова. 6–20. Двоякого рода грехи Иова. 21–30. Совет сблизиться с Богом и последствия этого. Иов.22:1 .  И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: Иов.22:2 .  разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Иов.22:3 .  Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Иов.22:4 .  Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел «разумного», – «ищущего Бога» (евр. «маскил»; ср. Пс 13.2 ), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. Прем. 6.7 ) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду. Иов.22:5 .  Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности. Иов.22:6 .  Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Предполагаемые («верно») грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. Исх 22.26–27 ; Втор 24.10–13 ) с «братьев своих», т. е. лиц одного с ним племени, и притом «ни за что», т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. Иов 20.19–21 ), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, – ничего не имеющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христу Богу, рожденному от Пречистой и Пренепорочной Девы и являющемуся источником всякой чистоты, мерзостен всякий блудник, и потому Он вооружается на него, как на Своего врага. «Плотские помышления, – по апостолу, – суть вражда против Бога» ( Рим. 8:7 ). Это значит, что человек, погрузивший свой ум в плотские сквернодействия и уже ни о чем ином не думающий, то есть мечтающий и желающий только плотской, греховной сласти, является великим врагом Богу. Поэтому Господь и вооружается на него, как на Своего врага: Ему необходимо отомстить за вражду такового. Вот мы слышим в Писании премудрого Соломона, как Премудрость хочет приготовиться на брань: «Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит – святость; строгий гнев Он изострит, как меч, то есть гнев Свой изострит, как меч» ( Прем. 5:17–20 ) (1). Кто-либо, быть может, скажет: какая Христу Богу обида от того, что кто-либо оскверняет свое тело блудным грехом? Поистине, великая обида, ибо тело христианина – это не его тело, но Христово, согласно написанному: «Вы – тело Христово, а порознь – члены». И еще: «И вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Не тленным серебром или золотом искуплены вы... но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Кор. 12:27, 6:9–20 ; 1Пет. 1:18–19 ). О христианин! Голова, которой ты помышляешь о плотском, не твоя, но Христова, и не подобает тебе Христовой головой помышлять о мерзком. Ноги, которыми ты спешишь к беззаконию, не твои, но Христовы, и не подобает тебе идти на беззаконие. Руки, которыми ты творишь скверное, не твои, но Христовы, и не подобает тебе делать скверное руками Христовыми. Все тело твое, которое ты через блудный грех делаешь скверным и смрадным, не твое, но Христово: «Вы – тело Христово», – и не подобает тебе тело Христово осквернять и посрамлять плотскими сладострастными делами, помимо законного супружества, ибо ты – дом Христов, согласно слову апостола: «храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор. 3:17 ). Если бы кто захотел выгнать своего господина из его собственного дома, не причинил ли бы ему великой обиды? Конечно, причинил бы, и господин, изгоняемый из своего дома, непременно взял бы меч или что-либо другое и начал брань против изгоняющего. Подобно тому и Христос Господь, Которого мы сами скверными нашими плотскими делами изгоняем из Его собственного дома, выкупленного Его Кровью, возьмет меч в Свои руки, чтобы отмстить нам за Свою обиду (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   «Ты милуешь всех, ибо все можешь; и прощаешь грехи человекам ради покаяния» (Прем. 11:24).    «Как велика милость Господня и очищение обращающимся к Нему» (Сир 17:27).    «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные»; «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», — говорит Христос (Мф 9:12—13).      «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши», — говорит Христос жене, взятой в прелюбодеянии (Ин 8:11).    Мытаря, смирившегося и из глубины сердца возопившего: «Боже! Милостив буди мне, грешному!» — оправдал Христос и сказал: «Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (фарисей) (Лк 18:13—14).    Жене-блуднице плакавшей отпустил грехов много, и сказал: «Прощаются грехи ее многие» (Лк 7:47). Разбойнику, на кресте висящему и покаявшемуся, сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43).    Царя Давида, в грехах своих покаявшегося, простил, и тогда он сказал: «Согрешил я ко Господу моему, и Господь отнял согрешение его от него» (2 Цар 12:13). Манассию беззаконствовавшего, и обратившегося, помиловал (2 Пар 33:13).    К тому же читай притчу о блудном сыне и рассуждай, как отец преблагой его, обратившегося и еще издалека идущего, с радостью узрел, и рад ему был, и встретив его, бросился ему на шею, облобызал его, в лучшую одежду одел его, и перстень на руку, и сапоги на ноги его повелел дать, и сотворил в своем доме веселый обед и пение, и хор, и прочее. Так Бог, Отец Небесный, любезно примет грешника кающегося, и Ангелам велит радоваться об обращении его. «Так, говорю вам», — говорит Христос, — «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк 15:10).    Четии Минеи преисполнены примерами грешников, покаявшихся и Божие милосердие получивших. Изволь читать их. «Засвидетельствую вам ныне небом и землею: жизнь и смерть дал пред лицом вашим, благословение и клятву; избери жизнь, да живешь ты и семя твое», — говорит Моисей к людям Израилевым (Втор 30:19).      Взирая на вышеназванные Божии к грешникам угрозы и наказания за грехи, на утешение и являемое к кающимся Божие милосердие, грешник, покайся, и к тому же Божию милосердию прибегни. Что такое истинное покаяние и как скоро тебе надобно его принести, если хочешь вечную жизнь получить, в следующих пунктах тебе вкратце для всегдашней памяти предлагаю.  

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А пока вернемся к Премудрости. Возразим на только что сделанное предположение: если учительство Премудрости можно понять как дидактическую персонификацию, ее собственные слова о ее космической, роли выходят за пределы такой персонификации. Вспомним прежде всего locus classicus — Притч 8:22-31: Яхве имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я поставлена (другой перевод: «помазана»), от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не было бездны (tehumot), когда еще не было источников, обильных водою; я родилась прежде, нежели устроены были горы, прежде холмов, прежде, чем Он сотворил землю и долы, и начальные крупицы вселенной (tebel), когда Он утверждал небеса, я — там, когда Он чертил круг по лицу бездны (tehom), когда Он укреплял облака в выси, когда устанавливал источники бездны, когда давал морю предел, дабы воды не преступали уставов Его, когда полагал основания земли, — тогда я была при Нем художницею, и была веселием каждый день, непрестанно радуясь пред лицем Его, радуясь на земном кругу Его, и веселие мое — с сынами человеческими. Описание Премудрости в девтероканоническом тексте также не умещается в пределы нормального понятия о персонификации: она описывается как pneuma noeron, «умный дух», — для эллинистического греческого языка термины достаточно ответственные. «Она есть дух умный, святой, единородный, многочастный, тонкий, подвижный, проницательный, неоскверненный, ясный, нетленный, благолюбивый, быстрый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, незыблемый, неколебимый, за всем надзирающий и проходящий все умные, чистые, тончайшие сущности. Ибо Премудрость подвижнее всякого движения, и по причине чистоты своей сквозь все проходит и проникает. Ведь она есть дыхание силы Бога и чистое излияние славы Вседержителя; потому ничто оскверненное не войдет в нее. Ведь она есть отблеск вечного света и незамутненное зеркало энергии Бога, и образ благости Его. Будучи одна, она может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя сообразно поколениям в праведные души, приготовляет друзей Бога и пророков» (Прем 7:22-27).

http://pravmir.ru/premudrost-v-vetxom-za...

21 . Приписывающего себе причину добродетелей и превозносящегося над братьями, как небрежными, Христос упрекает, возглашая чрез Павла: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор.4:7 ). «Се, оставляется дом твой пуст» ( Мф.23:38 ) Моего предстательства. 22 . Кроткий и смиренный – священное пристанище Бога. «У кого, – говорит Он, – упокоюсь,как не у кроткого, и смиренного, и молчаливого, и трепещущего словес Моих?» ( Ис.66:2 ). 23 . Когда врожденный в нас страх боится Сущего, возникает благочестие; когда же – не-сущего, обращается в трусость. Причина преуспеяния его к лучшему – познавательность и память смертная и неизбежность ожидаемого праведного суда; причина же скольжения к худшему – любовь к телу и любовь к миру и происходящее из них гневное состояние. 24 . Когда природные в нас блага, соименные страстям, движутся согласно естеству, они становятся добром; когда же они движутся против естества, то становятся злом. 25 . Если Бог является сущностной жизнью, то Он начало и конец всех разумных [существ], пришедших от жизни к бытию, [дабы] достичь жизни, когда случившаяся смерть удаляется прочь, ибо не получила бытия от Сущего, так чтобы пребывать, завися от Сущего. Ведь «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» ( Прем.1:13 ). 26 . Страх Господень – родитель разумности, а [происходящее] от разумения подлинное исполнение заповедей привлекает знание, когда премудрость, будучи ведением божественных и человеческих предметов и их причин, после [стяжания] бесстрастия помещается в душе. 27 . Благоговеющий пред Одним не убоится большинства, скорее, большинство устрашится его из-за Одного, ибо если, – говорит [Писание], – устрашитесь Господа Бога вашего и послушаете гласа Его, «никто не устоит против вас, – но Господь, Бог ваш, наведет страх и трепет пред вами на всякую землю» ( Втор.11:25 ). 28 . Принятие мудрости совершается обычно благодаря исполнению заповедей, ибо Бог не дает ее прежде принятия [наших] благодеяний, как изрек некий благочестивый мудрец: «Возжелев премудрости, соблюди заповеди, и Господь Бог подаст ю тебе» ( Сир.1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Karpafsk...

Ответ на возражение 1. Для пророчества не имеет значения, с чем сравнивается то, о чём пророчествуют, и потому в этом отношении божественная деятельность не производит в пророке никаких изменений. Однако если бы в нём наличествовало нечто несовместимое с пророчеством, оно было бы тут же устранено посредством божественной силы. Ответ на возражение 2. Научные размышления проистекают из естественной причины, а природа не может действовать без предшествующего расположения в материи. Однако ничего подобного нельзя сказать о причине пророчества, Боге. Ответ на возражение 3. Естественная нерасположенность, если её не устранить, может препятствовать пророческому откровению, например, когда человек вообще лишён каких-либо естественных чувств. И точно так же пророчеству человека может препятствовать та или иная очень сильная страсть, как-то гнев или вожделение, связанное с соитием или чем-то ещё. Но любая подобная естественная нерасположенность устраняется посредством являющейся причиной пророчества божественной силы. Раздел 4. Необходима ли для пророчества благая жизнь? С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что для пророчества необходима благая жизнь. Ведь сказано же [в Писании], что божественная Премудрость, «переходя, из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» ( Прем. 7:27 ). Но без благой жизни и освящающей благодати святости быть не может. Следовательно, для пророчества необходима благая жизнь и освящающая благодать. Возражение 2. Далее, тайны могут быть открыты только другу, согласно сказанному [в Писании]: «Я назвал вас “друзьями”, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» ( Ин. 15:15 ). Но Бог «ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам. 3:7 ). Поэтому дело представляется так, что пророки – это друзья Божии, что было бы невозможно без горней любви. Следовательно, похоже, что пророчество невозможно без горней любви, а горняя любовь невозможна без освящающей благодати. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф. 7:15 ). Но лишённые благодати могут быть уподоблены хищному волку и, следовательно, все они суть лжепророки. Поэтому нельзя быть истинным пророком, не будучи благим по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010