Святой Ефрем Сирин : “вижу здания, и заключаю о зиждителе, вижу мир, и познаю Промысл; вижу, что корабль без кормчего тонет: видел, что дела человеческие ничем не оканчиваются, если Бог не управляет ими. Вижу город, и различное устрой­ство гражданских обществ, и познаю, что все держится Божиим распоряжением. От пастыря зависит стадо, а от Бога все, что возрастает на земле. В воле земледельца отделение пшеницы от терний; в воле Божией благоразумие живущих на земле во взаимном их единении и единомыслии. В воле царя расположить полки воинов; в воле Божией – определенный устав для всего. На земле ничего нет невозглавленного, потому что на­чало всему Бог. Реки от источников, а законы от Божией премудрости. Земля приносит плоды, но, если нет дождя с неба, ничего не может произвести сама от себя. День заключает в себе существенность света, но к совершению своему имеет нужду в солнце. Так и добрые дела производятся людьми, но в совершение приводятся Богом”. 1546 Блаж. Феодорит: “творением управляет Творец, и не оставил Он без управления корабля, Им построенного; но сам и корабле­строитель и садовник, возрастивший вещество. Он и вещество сотворил, и корабль построил, и постоянно управляет его кормилом”. 1547 § 99. Действительность обоих видов Промысла Божия. Промысл Божий, со всеми своими действиями, простирается не только на мир вообще, на роды и виды существ, но и на каждое сотворенное существо в особенности, – т.е., есть Промысл не только общий, но и частный. Так учит Священное Писание, например: а) в словах Псалмо­певца: очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению ( Пс. 144:15–16 ); или: Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях. Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву [и злак на пользу человеку]; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему ( Пс. 146:7–9 ); б) в словах Премудрого: любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи ( Прем. 11:25–27 );

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Для апостолов Павла и Иоанна отождествить Христа с Премудростью - это, в иудейских категориях, дать Христу наивысшее возможное место. Это означало, что Иисус Христос превосходит Тору, являясь источником праведности, освящения и искупления: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор 1. 30). Но, как говорит ап. Иоанн, Христос, а не Тора является полнотой всяческой благодати: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1. 16-18). Полнота благодати и истины не есть Закон Моисеев, как учили раввины, но Христос! Поэтому ранняя Церковь использовала концепцию Софии-Логоса как высшей категории интерпретации Личности Христа. Первохристиане взяли это понятие не из эллинистических кругов, но из Писания, причем в контексте, близком к пониманию раввинистическому. Но раввинистический иудаизм сам находился под определяющим влиянием эллинизации, и поэтому концепция Софии-Логоса находится вполне в русле общей тенденции развития иудейского мышления. Наиболее ранняя персонификация Премудрости появляется в Иов 28. 12-27. Уже в Книге Притчей Соломоновых (гл. 8) Премудрость - персонифицированная реальность, инструмент творения, архитектор в творении. В Книге Иисуса, сына Сирахова (гл. 24), эта концепция развивается: в 26-м стихе Премудрость отождествлена с Законом. Стало общим местом для раввинистического иудаизма, что Премудрость и Тора - одно и то же и Закон - предсуществующий инструмент творения, без к-рого ничего не было сотворено, что было сотворено, и все было сотворено во имя Закона. В Прем 7-8 Премудрость именуется художницей всего (πντων τεχντις). К I в. по Р. Х., т. о., иудаизм располагал богословским инструментарием, имевшим много общего со стоической концепцией логоса, или имманентного смысла всего сущего. В христианстве происходит трансформация концепции Софии: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Не мне ли говорил апостол: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые? " ( Рим.6:19 ). Как далеко через времена пророчествовал о мне великий Иезекииль, говоря: придет срок, когда «вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши!» ( Иез.36:31 ). Отвращением наполнен я к грехам моим, но – и грехами этими я наполнен... Как я – обитель греха – предстану пред Тобой, Судия мой? Как – если только Ты не освободишь меня от него Своей Божественной силой по неизреченному человеколюбию Своему? «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» ( Пс.56:8, 107:2 ). Я иду к Тебе очищающей дорогой поста. Не постави мне в вину грехов моих – вольных и невольных, ведомых и неведомых, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, яже в разуме и в неразумии, яже в совершении Великого канона сего... грехов всех дней живота моего... Вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец! Чти в четверток пятыя седмицы на утрени. Иный канон преподобныя матере нашея Марии Египетския, в тойже глас, и ирмос. егоже краестрочие 216 : Ты преподобная Марие помогай 217 . Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно твоего, Марие, жития красная исправления. Как повествует Синаксарь 218 , житие преподобной Марии Египетской было изложено иерусалимским патриархом Софронием 219 тогда же, когда преподобный Андрей Критский написал свой Великий канон. Это житие, по словам составителя Синаксария, «умиление предлагает бесчисленно, и многое прегрешившим, и согрешающим утешение дает, аще точию злых отступити хотят». Присноблаженный Софроний обращается практически к современникам описываемых им событий: он пишет о том, «что случилось во времена наши и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, «приготовляет», по слову Соломона ( Прем.7:27 ), друзей Господа и пророков» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Адам захотел знать больше, послушавшись диавола, и за излишнее желание лишился и того, что имел. Тоже бывает с людьми, которые руководятся человеческим разумом и не слушают, что « Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум » (Притч. 2:6). Разве не слышат они Павла, который говорит: « нам Бог открыл это Духом Своим », и отвергает человеческие умствования (1 Кор. 2:10)? « Всякое превозношение », говорит он, « восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу » (2 Кор. 10:5). И другой премудрый говорит: « вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец » (Прем. 14:14). « Что такое человек, что Ты открылся ему »? Представь беспредельное Его величие. Впрочем, когда я говорю это, я еще не говорю достойно Бога и не знаю, как сказать. Приписывая Богу величие, мы употребляем не собственное выражение, но так как нет другого выражения, то и употребляем слова, какие можем. Так, называя Бога высочайшим, я не определяю Его места, но выражаю высоту и величие существа Его, которое превышает, и превосходить все. Поэтому и говорить пророк: « что такое человек, что Ты открылся ему »? Бог для того и сотворил человека уничиженным, и вместе даровал ему великие свойства, чтобы он не превозносился, чувствуя величайшую нужду в смирении по немощи своей природы. « Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем ?» Видишь ли, каково величие существа Божия? « Человек подобен суете: дни его, как тень, проходят » (ст. 4). Другой переводчик (Симмах), вместо: « суете », говорит: дуновению (ατμω). Слово: суета означает не что иное, как тленность, смертность, кратковременность. Здесь пророк говорит о теле. Потому и Авраам говорить: « я, прах и пепел » (Быт. 18:27); и Исаия: « Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет » (Ис. 40:6, 7). Что же значит: « подобен суете »? т. е. ничтожеству; все человеческое непрочно и непостоянно, все проходит и исчезает. « Дни его, как тень, проходят », т. е. и тогда, когда являются, не имеют никакой силы, и скоро пролетают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

34. И наоборот, мы читаем, что Дух – это перст Божий 26 , и заключаем, что перстом 27 назван как Сын, так и Дух. И святой, напоминая, что он был освящен и Сыном и Духом, говорит: Руки Твои сотворили меня и создали меня ( Пс. 118:73 ) 28 . 35. Почему мы не хотим принять единообразие в словах там, где провозглашаем единство власти, коль скоро это единство власти таково, что Дух обличает так же, как обличает Отец и обличает Сын? Об этом так написано: Господи, не в ярости Твоей обличи меня и не в гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 6:2 ). И в сорок девятом псалме Господь говорит: Изобличу тебя и представлю пред глазами твоими грехи твои ( Пс. 49:21 ). Так же о Святом Духе сказал Сын: Если Я пойду, то пошлю Утешителя к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде ( Ин. 16:7–8 ). 36. Но куда ведет нас безумие этих нечестивых людей, что мы взялись доказывать как нечто сомнительное, что Святой Дух обличает, когда и сами судьи могут судить только с помощью Духа? Лишь по дару Святого Духа воссиял знаменитый суд Соломона 29 , когда царь, пребывая в нерешительности перед спорящими женщинами, одна из которых, заспав рожденного ею младенца, хотела забрать себе сына второй, а та защищала собственного ребенка, увидел ложь в тайных помыслах одной и материнскую любовь в сердце другой. Только меч Святого Духа, о котором Господь говорит: Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф. 10:34 ), – ибо не железо, но Дух входит в глубины нашего разума – смог проникнуть в тайники совести этих двух женщин. Есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, и далее добавляет: всевидящий ( Прем. 7:22–23 ). 37. Слышишь, что говорит пророк? – Всевидящий. И потому увидел Соломон, и, приказав принести меч, сделал вид, что хочет разрубить младенца пополам, полагая, что истинная мать будет более озабочена жизнью сына, чем собственным удовлетворением и предпочтет своим правам милость по отношению к сыну, а не свои права милости, тогда как та, что лишь изображала материнские чувства, помраченная желанием победы в тяжбе, ни во что не поставит смерть ребенка, по отношению к которому она не почувствовала бы никакой утраты. Сей муж духовный, судящий обо всем, ибо духовный судит обо всем ( 1Кор. 2:15 ), искал в чувствах сокровенное, что не удавалось найти в словах, и, ища истину, обратился к материнской любви. Победила мать благодаря своей любви, которая является плодом Духа 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Подкрепите меня благовониями» ( Песн. 2:5 ). Один из переводчиков пишет «вином». Невеста отвечает: «Поддержите меня яблоками» ( Песн 2:5 ). Какими яблоками? «Что яблоня между лесными деревьями, то Брат мой между юношами». Поэтому «поддержите меня Его яблоками, ибо я ранена любовию«. Сколь это прекрасно, сколь великолепно – получить рану от любви! Иной поражен стрелой плотской любви, иной ранен земной страстью; ты же обнажи члены свои и прими «стрелу избранную», стрелу прекрасную, ибо стрелок – Сам Бог . Послушай Писание, говорящее об этой стреле, послушай (что еще удивительней) саму стрелу, говорящую: »Положил Меня как стрелу избранную, в колчане Своем со хранил Меня. И... сказал Мне: Великое дело для Тебя назы ваться отроком Моим " ( Ис 49:2, 6 ). Разумей, что говорит здесь стрела и как она избрана от Господа. Сколь блажен раненный этой стрелой! Этой стрелой были ранены те двое, что беседовали друг с другом, говоря: «Не горело ли... сердце наше на пути, когда Он... изъяснял нам Писание?» ( Лк. 24:32 ). Если кто-то ранен нашей речью и поучениями Божественного Писания, и может сказать: «Я ранен любовью», он, возможно, следует за ними. Но почему я говорю: «возможно»? Это же очевидно. 9. «Левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня» ( Песн. 2:6 ). У Слова Божия есть и правая и левая рука: мудрость, хотя для различного понимания выглядит различной, в глубине своей одна и та же (ср. Прем. 7:27 ). Сам Соломон учил о правой и левой руке мудрости, говоря: «Ибо долголетие в правой руке ее, а в левой... – богатство и слава» ( Притч. 3:16 ). Итак, «левая рука Его у меня под головою», чтобы дать мне покой, и запястье 7 Жениха станет мне изголовьем, и сердцевина души моей опочиет на Слове Божием. «Левая рука Его у меня под головою». Не подобает тебе иметь изголовья, за которыми следует плач. У Иезекииля написано: " Горе шьющим изголовья под локоть любой руки!» ( Иез. 13:18 ). Не шей себе изголовий, не ищи, где преклонить голову, в других местах; пусть левая рука Жениха будет у тебя под головою, и говори: «Левая рука Его у меня под головою». Когда это исполнишь, воздастся тебе все, что в левой руке, и ты скажешь: «А в левой... – богатство и слава». «А правая обнимает меня». Всего тебя обнимет правая рука Жениха. «Долголетие в правой руке ее», поэтому «долгую жизнь и много дней проживешь ты на доброй земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе» ( Исх. 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_...

Пространно говорит о провидении Божественном Иисус сын Сирахов: " Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним. Нельзя сказать: " что это? для чего это? " , ибо все создано для своего употребления " (Сир. 39:25–27). Прошлое, настоящее и будущее видит Бог, рассматривает и предвидит в одно мгновение своего зрения. Все Его очам присуще: Адам и антихрист, весь род человеческий, все создания. Никогда провидение Божье не может измениться. Хорошо выражено это Сирахом: " все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: " что это? для чего это? " , ибо все в свое время откроется " (Сир. 39:21–22). Поэтому и говорит блаженный Августин: " Признавать бытие Божье, и не признавать, что Он предвидит все будущее — это очевидное безумие. " Воистину провидение Божье быстро распространяется от одного конца до другого, и все устраивает на пользу (Прем. Солом. 8:1). От высочайших Серафимов даже до малейшего на земле муравья низходит недремлющее Божье попечение, тем более никогда не удаляется от всего сущего. Еще в древности Моисей и Аарон провозгласили: " вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, и утром увидите славу Господню " (Исх. 16:6–7). Истинно в смертный вечер все мы узнаем дивное о нас Божье провидение; ибо от Господа направляются шаги человека — грешный же человек как узнает путь свой? (Притч. Сол. 20:24). Часто Бог, мудро промышляющий о нас, ведет нас по бедственным, едва проходимым жизненным дорогам, но Он хорошо знает, какой дорогой введет в небесные райские сады. Зачем же поднимать нам жалобные вопли против мудрейшего и весьма надежного путеводителя в нашей жизни? Зачем говорить, если мы идем по пути, определенному нам Богом — куда Ты нас ведешь? Кажется, мы давно уже совратились с правого пути? Не печалься, мой друг! Таинственно говорит нам Бог: верь только Мне. Я проведу тебя благополучно, ты ни мало не поскорбишь, когда окончишь путешествие. Так каждого из нас сопровождает Божье провидение на жизненном пути со дня рождения и до дня исхода в жизнь вечную, если только останемся верными путеводительству Божьему, указанному нашим Спасителем во Святом Его Евангелии. Довольно для нас, что это — единственный безбедный путь, и что в том, когда он покажется трудным и неудобопроходимым? Без нашего желания Бог не поможет

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

( Пс.101:26–28 ). Свидетельство о мирохранении Божием ясное: все в мире, как несамобытном, способно к разрушению, однако если мир доселе пребывает, каким создан, то потому, что сохраняется и будет сохраняться силою своего Создателя, пока будет Ему угодно, – до предназначенного дня, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ; сн. 2Пет.3:4–11 ). Сохраняя бытие вселенной вообще. Бог сохраняет в бытии и действии дарованные природе силы. Он Сам еще в начале уставы неба и земли ( Иер.33:20–25; 31:35 ; Иов.38:9–11 ; Пс.148:6; 118:89–91 ) утвердил, по которым действуют стихийные силы (сама материя, как неодушевленная и неразумная, не может ни дать себе законов, ни определить взаимное отношение сил и явлений природы), и по которым с тех пор все течет неизменно, так что впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт.8:22 ), и вообще сохраняется целость и благоустройство мира. В зависимости от Его вседержащей силы находятся все производимые ими явления, почему священные писатели, когда хотят указать, последнюю причину известных явлений в мире вещественном, выражаются: Бог возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс.134:7 ), послает источники в долины..., напояет горы с высот Своих ( Пс.103:10, 13 ), произращает траву, и зелень… Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские ( Пс.103:14, 16 ) и под. Отсюда, если бы Он (Бог), как исповедует умнейший из друзей Иова (Елиуй), обратил сердце Свое к Себе, и взял к себе дух ее и дыхание ее (вселенной), вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах ( Иов.31:14–15 ; сн. Прем.11:25–27 ). Согласно с откровением древние отцы церкви учили, что, если мир существует, то потому, что сохраняется Богом. «Всякое сотворенное естество, – говорил св. Василий Великий , – и видимое, и представляемое умом, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». 242 «Все оживляет Он, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ещё в Ветхом Завете отмечалось, что после грехопадения сам способ зачатия и рождения человека обуславливает его ущербность, нечистоту, греховность. Важное свидетельство об этом широко известно: В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя ( Пс. 50:7 ). Святой пророк Давид был зачат от праведных родителей и рождён в благочестивой семье, но, заглядывая в тайники своего сердца, исповедует Богу наряду со своей личной греховностью и духовную порчу, врождённую всем людям, не зависящую от личного изволения и передающуюся через акт зачатия и рождения 464 . Эта мысль встречается и в Книге Иова, где наряду с утверждением о всеобщей нечистоте (πος) говорится о рождении человека как акте приобщения к этой нечистоте: Кто родится чистым от нечистого? Ни один ( Иов. 14:4 ) 465 , и далее: Что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? ( Иов. 15:14 ). Эта мысль в Книге повторяется не раз: Как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? ( Иов. 25:4 ) 466 . Причина такого отношения к женщине как к некоему орудию греховного порабощения человека особенно ясно раскрыта в Книге Иисуса, сына Сирахова, где имеется указание на праматерь Еву как виновницу греха и родоначальницу греховных рождений: От жены начало греха, и через нее все мы умираем ( Сир. 25:27 ). Ева первая приступила к запретному древу, и потому вина её считалась сугубой не только по отношению к потомкам, но и по отношению к Адаму, который поддался на её уговоры 467 . Однако главным виновником грехопадения в Ветхозаветном Откровении признается диавол: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его ( Прем. 2:23–24 ). Смерть (как духовная, так и её последствие – физическая смерть) стала внешним знаком для тех, кто принадлежит к уделу его, то есть диавола. Особо внимательно история грехопадения рассмотрена в Третьей книге Ездры, где не только пересказываются события, но и подробно разбираются последствия прародительского преступления. Автор Книги довольно часто указывает на корень зла, или злое семя, которое сохраняется в естестве человека и в котором каждый личный грех имеет своё основание: С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое ( 3Езд. 3:21–22 ). Эта мысль в Книге повторяется: Зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия народило оно доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба ( 3Езд. 4:30 ), и в другом месте: О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим ( 3Езд. 7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

15:28); и по справедливости воспевается основание всего»… И немного спустя: «все в ней просто и неограниченно предшествовало существующему, по причине всесовершенных доброт одной ея — всевиновной Премудрости, которая от всех существующих вещей соответственным образом воспевается и именуется. Поэтому богословы чтут не одни эти божественныя наименования, заимствованныя от частных промыслительных действий ея, совершенных уже или еще предусматриваемых, но и от таких божественных явлений, просвещавших таинников и пророков, какия когда–либо были в священных храмах или где–либо в другом месте. Сообразно тем или другим причинам и силам они именуют вышеобразную и вышеимянную Благость, прилагая к ней образы и подобия человека, или огня, или янтаря, воспевая глаза ея и уши, лицо и волосы, руки и хребет, крылья и плечи, задняя и ноги, пририсовывая к ней венки и седалища, кубки и чаши и некоторыя другия таинственныя изображения». Да, этот божественный муж (Симеон), вконец очистившись душою, о чем громче сильнозвучащей трубы вопиют уже писания его, удостоился великих откровений, неизреченных созерцаний, таинственной беседы и божественных гласов, свыше чудным образом провозглашенных ему, — вкратце сказать, удостоился апостольской благодати, весь возжегшись от Божественнаго Духа, от божественнаго огня. Поэтому, и не вкусив вполне внешняго знания наук, красноречием слов, обилием (божественных) имен и разсудительностью он выше всякаго ритора и мудреца возвысился до высоты премудрости, как поистине мудрый в божественных вещах и богослов весьма сведущий в догматах. И не диво. «Ибо премудрость Божия, по словам Премудраго, по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она — одна, говорит он, но может все и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святыя души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущаго с премудростию» (Прем. Сол. 7:24–25; 27–28). По этой причине, возжелав премудрости, он возлюбил доброту ея, и возлюбив по Соломону, взыскал трудами любомудрия и подвижничества, и обрел ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010