Глава 17 Третье сопоставление: 1–20. тяжелая страшная ночь над Египтом – XVIII:1–4, и свет над Израилем. XVII глава и первые четыре стиха XVIII-oй содержат третью параллель между египтянами и израильтянами. Египтяне были наказаны трехдневным мраком ( Исх. 10 с 21-го ст. ), это время было для них сплошным ужасом; напротив евреям и в это время светил величайший свет и впоследствии они никогда не страдали от мрака: им освещал и указывал путь светоносный столп. Прем.17:1 . Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение. 1 . «…суды Твои…» Божественные определения, способ и образ действования в мире человеческом. (Ср. Пс. 118:75 ст.; Рим. 11:33 ). «…ненаученные души…» Те, кто не имеет правильного познания о Боге и Его отношениях к миру; ближайшим образом здесь разумеются египтяне. Мысль стиха та, что необходимо иметь истинное откровенное богопознание, чтобы не заблуждаться относительно способов действия Божественного промысла в мире человеческом. Прем.17:2 . Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла. 2 . Определяется, в чем состояло заблуждение египтян. Прежде всего в том, что они «задумали угнетать святой народ», а потом, когда их постигла страшная «казнь», трехдневный мрак ( Исх. 10:21–23 ), и они были как бы «пленники долгой ночи», они не захотели признать в этом событии действие Божие и покориться Его воле, но пытались спастись от всемогущей десницы Божией в своих домах: «затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла». Прем.17:3 . Думая укрыться в тайных грехах, они, под темным покровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и смущаемые призраками, 3 . Этот стих заключает иронию над египтянами. Последние даже наказанием Божиим, посланным на них мраком, хотели воспользоваться для прикрытия своих тайных грехов. (См. Иов. 24:15–16 ; Ис. 29:15 ). Но эти расчеты не оправдались. Беспросветная ночь мешала даже темным делам: они «рассеялись, сильно устрашаемые… призраками».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О восьми вопросах из Ветхого Завета Вопрос 1. О том, сколько бывает видов нарушения общечеловеческой праведности Никто не нарушает общепринятую справедливость, кроме того, кто из-за страсти преступит или устои человеческого общества, то есть [совершит] кражу, грабеж, блуд, кровосмешение и прочее в том же роде; или природу, то есть [нанесет] оскорбления, побои, [совершит] убийство, мужеложство или скотоложство; или меру дозволенного, то есть будет сечь своего раба или сына более, чем положено; пить или есть более, чем следует; совокупляться со своей женой более, чем необходимо, и тому подобное. Вопрос 2. О даре знания и истолкования языков Правильно понимается, что Святой Дух потому сначала дал людям «дар языков» ( Деян.2:4 , 1Кор 12:10, 28 ), которые были установлены соглашением и предписанием людей и которым обучаются извне благодаря обычаю слушать посредством телесных чувств, чтобы показать, сколь легко Он может сделать [людей] мудрыми посредством Премудрости Божией, обитающей внутри них. Вопрос 3. О Слове, Премудрости и Замысле Божием И еще. Воля предвечного Слова всегда неизменна, поскольку она обладает сразу всем. А наша воля потому неустойчива, что не обладает всем сразу; поэтому мы желаем то одного, то другого. Равным образом, в этом Слове так заключалось «все, что начало быть» ( Ин.1:3 ), и само восприятие [Им] человека было так предузнано Им, как если художник, собираясь нарисовать весь дом и обдумывая или зная место, где следует нарисовать и себя самого, все уже имеет в замысле, в приуготовлении, в воле, хотя и изобразит все это [впоследствии] – каждое в свое определенное время. Точно так же все творение и сам тот человек, который благодаря таинственному и невыразимому восприятию должен был представлять лицо Той же Самой Премудрости, всегда был в Самой Премудрости как в предвечном Замысле Божием, хотя Она все производит в свое время, и «мощно распростирается от одного конца до другого и все устрояет приятно» ( Прем.8:1 ); «пребывая Сама в Себе, Она все обновляет» ( Прем.7:27 ). Вопрос 4. О том, может ли верующий христианин желать своей смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство В.Ю. Питанов Коновалов С.С.: от медицины к оккультизму " decoding="" title="" > ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Вопрос, на который мы попытаемся сегодня ответить, звучит просто: может ли православный христианин обращаться за помощью к оккультным докторам? В качестве примера мы рассмотрим деятельность известного в Санкт-Петербурге доктора С.С. Коновалова. В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя Сир.38:9 . Сотворив мир, Господь сказал о Своем творении, что оно «хорошо весьма», – читаем мы в Священном Писании ( Быт.1:31 ). Ни болезни, ни смерти не ведала первозданная чета в саду Эдемском, ибо «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» ( Прем.1:13 ), напротив: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23–24 ). Как тление, так болезнь и смерть становятся уделом человечества и всего мира вследствие грехопадения прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» ( Рим.5:12 ), «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее…Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим.8:18–23 ). Священное Писание говорит нам о том, что человек нарушил заповедь Бога о невкушении плодов с «древа познания добра и зла» ( Быт.2:17 ), а также о тех последствиях, к которым Адама и Еву привело это нарушение: об отпадении от Бога, изгнании из рая. Грех, поразив природу человека, стал ее разрушителем, появились болезни. Искушение, которое стало причиной грехопадения прародителей, было искушением стать богами без Бога ( Быт.3:1–7 ). Этот соблазн жив и поныне: сотни тысяч контактеров, оккультистов, эзотериков, каббалистов и многих других служителей «общего блага», непрерывно искушают окружающих тем же соблазном, против которого не устояли Адам и Ева. Многие из этих деятелей занимаются оккультной медициной и под предлогом улучшения здоровья людей губят своих пациентов духовно, а часто и физически, активно внедряя в их сознание антихристианские идеи.

http://sueverie.net/konovalov-s-s-ot-med...

Глава 57. Обличение идолопоклонства иудеев. Суд Божий грешным и праведным 1–2. Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. (Видите, како праведный погибе, и никтоже не приемлет сердцем, и мужие праведнии вземлются, и никтоже разумеет: от лица бо неправды взяся праведный. Будет с миром погребение его, взяся от среды). С распространением идолопоклонства и размножением всяческих пороков, соединенных с ним, вытесняется истинная вера: праведники отовсюду терпят стеснение, их осмеивают, преследуют, и они погибают без всякого сожаления о них со стороны развращенных современников; напротив, радуются их погибели, так как образ жизни праведника обличает грешника и тревожит его спящую совесть (Прем.Сол.2:10–16). Но, оканчивая свою многострадальную жизнь, праведник будет умирать с миром, при убеждении, что за вражду людей и за страдания от них Господь даст ему вечный покой в будущей блаженной жизни (Прем.Сол.3:1–3). Глубоко грустный тон речи пророка Исаии дает видеть, что гонение со стороны развратных его современников, преданных гнуснейшим порокам и грубому, необузданному идолопоклонству, простиралось и лично на него (что, вероятно, было при нечестивом Ахазе или нечестивейшем Манассии, при котором пророк и погиб ужаснейшей смертью, быв распилен деревянной пилой). 3–5. Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? (Вы же приидите семо, сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы: в чем услаждастеся и на кого отверзосте уста ваша? и на кого изсунусте язык ваш? не вы ли есте чада пагубы, семя беззаконно, молящиися кумиром под древием частым, закалающе чада своя в дебрех посреди камения?)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Понятие о Промысле Божием Благий Бог , сотворив мир, не оставил его самому себе, но непрерывно промышляет о нём, то есть сохраняет бытие его и направляет все существа и события мира к предназначенным благим целям, без нарушения нравственной свободы существ разумных, и во всём проявляя Свои Божественные совершенства – премудрость, правду и благость. Слово Промысл, Πρνοια,(стр. 3), в Священном Писании встречается только в книге Премудрости ( Прем. 14:3 ), ( Прем. 17:2 ). Древние Отцы и учители Церкви Промысл Божий называли Божиим попечением, как Василий Великий : «нужно Божие попечение для сохранения всего». πιμελιας (δεται) κ το Θεο προς το συνχεσθαι (а) 1 . Не «Промысл есть Божие попечение о существах. Πρνοια εσιν κ Θεο ις τα ντα γινομνη πιμελια (б). Также Св. Иоан Дамаскин (в). Учение о Промысле издревле было одним из главных предметов христианских наставлений. Отцы и Учители Церкви с одной стороны обыкновенно направляли оное против заблуждений языческой философии как то: Аристотелевой (г), Епикурейской и Стоической, против Гностиков и Манихеев; а с другой – в сем учении они всегда указывали действительнейшие побуждения к благочестию и добродетели. Бытие Промысла I. Здравый разум, озарённый светом откровенного учения, не может представлять Бога Творцом мира, не представляя Его вместе промышляющим о Своём творении. Ибо: 1) Неестественно уму представлять, чтобы сие столь великое, столь многосложное и прекрасное создание, после сотворения оставлено было самому себе и лишено Творческого промышления о нём. Это со стороны творения совершенно невозможно; ибо оно, вместе с тем, как всемощным Словом Творческим было призвано из небытия к бытию, немедленно подверглось бы разрушению и уничтожению, быв оставлено тою Силою, от Которой получило бытие и устройство. Истина сия ниже полнее раскроется, когда будут излагаемы частные действия Божественного промышления. 2) Ту истину, что Бог промышляет о мире, разум познает, размышляя о свойствах Божиих: а) Бог всеведущ, следовательно пред Ним всегда открыт весь мир; все его части, великие и малые, все силы законы и действия; – Он знает всё, что есть в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

1. Ты, священный человече Божий и общниче таин божественных, стяжавши высшее и первое начало мудрости ( Притч. 1:7 ), скажем словами мудрого Соломона, и каждодневно размышляя о священных её тайнах умом чистым и свободным от страстей, и вникая, как вряд ли кто другой, в глубину и непостижимость её, не перестаешь, как и подобает, всеми словами и делами доискиваться ея больше, чем золота и множества камней драгоценных ( Притч. 8:10, 19 ), выразимся её же словами. Так, как ты и полюбил ее и пожелал взять ее в священную и нетленную невесту себе ( Прем. 8:2 ), по примеру сего премудрого, то и высокий оный и искусный воистину образ её, какой он в Притчах начертывает, в своем очерке представляя оную мудрость созидающею себе некий дом, поддерживаемый семью столпами, закалающею жертвы свои и растворяющею вино свое и щедро затем уготовляющею свою трапезу, и проповеданием с возвышенностей созывающей гостей, и прочее продолжение этого новаго представления и символов тех, – все это наконец предложивши нам неученым и по уму неискусным, просил выяснить в книге, и сокровенную в глубине мысль вывесть по возможности наружу, и в этом хорошо поступая и вполне достойно тебя и твоего стремления к прекрасному. Я же, весьма не соответствуя такому великому делу и в тайны Божественной премудрости не только не посвященный, но и преддверий и священных порогов её нисколько не достигши (потому что, говорит, в лукавую душу не войдет премудрость, и не будете, обитать в теле, порабощенном греху – Прем. 1:4 ), надолго медлил ответом, чтобы как-нибудь не услышать укоризны той притчи, говорящей: врачу надлежит прежде других врачевать самого себя ( Лк. 4:23 ). И поэтому, за верное знай, я не стал бы отвечать, если бы не настояло твое понуждение, непрестанно трогающее нас укоризнами, как неким жалом, и упорно требующее ответа, как бы некоего важного и неотвратимого долга; и вот, полагаясь на твою веру, которая, по священным изречениям ( Мф. 17:20 ; 1Кор. 13:2 ), может и горы переставлять, приступим к изъяснению предложенных (тобою речей), и всего надежнее потому, что от себя скажем немного и скудно, а больше от мудрых тайнозрителей и отцов, любомудрствовавших о том по действию и научению от Духа Божия, как они имели нужду и воспринимать это и научать. Сказать же лучше, все – их, от которых и мы научились, если чему из потребного и научились.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Разделы портала «Азбука веры» иеродиакон Иннокентий (Глазистов) Понятия смерти и тления в традиции греческой христианской литературы (II–XV вв.) в контексте полемики с эволюционизмом В Избранное Оглавление Аннотация В настоящей работе рассматриваются понятия смерти (θνατος) и тления (φθορ) в греческой христианской литературе. Главной задачей исследования является выяснение возможности приложимости этих понятий к миру до грехопадения (в частности, в работе рассматривается святоотеческая экзегеза Рим.5:12 ). Отсутствие в святоотеческой письменности текстов, подтверждающих наличие смерти в первозданном мире, является важным аргументом против возможности совмещения православной веры с эволюционной теорией происхождения. Разбор понятия «смерть» Постановка вопроса Не так давно в нашей академии состоялся научный семинар 1 , посвященный обсуждению вопроса совместимости синтетической теории эволюции с православным богословием, на которой был поднят рад важных богословских вопросов. Обсуждение затронуло проблему смерти и тления как вещей, связанных напрямую с грехопадением человека, и которых, согласно православному вероучению, не могло быть до прегрешения Адама. Согласно Священному Писанию, «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23–24 ). «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» ( Прем.1:1214 ). «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» ( Рим.5:12 ). Согласно же эволюционной теории, именно благодаря тлению и смерти было возможно происхождение мира в таком виде, в каком мы наблюдаем его сегодня. Вот несколько вопросов, которые с необходимостью встанут перед нами, когда мы задумаемся о том, настолько возможно (и возможно ли вообще) верить в эволюцию тем, кто считают себя православными христианами: что такое смерть? Что такое тление? Является ли прекращение существования смертью? Могли ли животные в раю питаться, было ли у них пищеварение? Является ли гибель растений смертью, а их гниение, увязание – тлением? Чьё прекращение бытия может считаться тем, что именуется θνατος, а где это всего лишь путь естественного обмена веществ? И где же находится та граница, проходя за которую наши размышления уже станут опасной ересью?

http://azbyka.ru/ponjatija-smerti-i-tlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. εσβεια от ε - благо и σβομαι - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины εσεβς, εσεβς, εσβεια (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), θεοσβεια, θεοσεβς (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), δκαιος (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), σιος (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), κλλιστος (2 Макк 6. 23), ελαβς (Лк 2. 25; Деян 22. 12), λεος (Ос 6. 4), θρησκεα (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин εσβεια первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религ. плане этот термин стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. В эпосе Гомера ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» термин εσβεια не встречается. Некое предварительное понятие Б. формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести» (αδς), некого свойственного герою достоинства и благообразия. Др. понятие, соотносимое с идеей Б., обозначается словом, выражающим почтительное удивление, благоговение (σβας).

http://pravenc.ru/text/149337.html

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 26. О душевных страстях по отдельности и, прежде всего, о любви Теперь нам предстоит рассмотрение душевных страстей по отдельности: вначале страстей вожделеющей способности, затем страстей раздражительной способности. Первое из этих рассмотрений будет трояким, поскольку мы исследуем: 1) любовь и ненависть; 2) желание и отвращение; 3) удовольствие и страдание. Что касается любви, то будет проведено исследование: 1) любви как таковой; 2) причины любви; 3) следствий любви. Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) находится ли любовь в вожделеющей силе; 2) является ли любовь страстью; 3) являются ли любовь и приязнь одним и тем же; 4) правильно ли разделять любовь на любовь-дружбу и любовь-вожделение. Раздел 1. Находится ли любовь в вожделеющей силе? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что любовь находится не в вожделеющей силе. Ведь сказано же [в Писании], «Я полюбил ее – т. е. мудрость – и изыскал от юности моей» ( Прем. 8, 2 ). Но вожделеющая сила, являясь частью чувственного пожелания, не может стремиться к мудрости, которую не схватывают чувства. Следовательно, любовь находится не в вожделеющей силе. Возражение 2 . Далее, любовь, похоже, отождествляется с каждой страстью – ведь сказал же Августин, что «любовь, домогающаяся обладать предметом любви, есть желание, та же самая любовь, обладающая и пользующаяся этим своим предметом, есть радость, убегающая оттого, что ей противоречит, есть страх, а чувствующая, если ей случится противное, есть печаль» 430 . Но отнюдь не все страсти находятся в вожделеющей силе. Так, на пример, упомянутый в приведенной цитате страх находится в раздражительной силе. Следовательно, нельзя безапелляционно утверждать, что любовь находится в вожделеющей силе. Возражение 3 . Далее, Дионисий упоминает о «естественной любви» 431 . Но естественная любовь, похоже, принадлежит скорее естественным силам, которые находятся в растительной душе. Следовательно, любовь не находится просто в вожделеющей силе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 21 Ответная речь Иова на речь Софара во втором разговоре. 1–6. Требование Иовом внимательного отношения к своим речам. 7–34. Описание благоденствия грешников с опровержением возможных со стороны друзей возражений. Иов.21:2 .  выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас. Внимательное отношение друзей к речам Иова – показатель того, что они придают им известное значение, не считают пустыми, брошенными на ветер, словами. Это и доставит утешение страдальцу, скорбящему от противоречий друзей, насмешек над ним ( Иов 17.2 ). Иов.21:3 .  Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся. Может быть, даже Софар, внимательно выслушав речь Иова, прекратит свои насмешки: «после того, как поговорю, насмехайся». Иов.21:4 .  Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать? Друзья вмешиваются в речи Иова, прерывают их и возражают, между прочим, потому, что считают неуместным с его стороны переходящее в ропот малодушие и раздражительность, страстность ( Иов 4.3–5, 8.2 ). В действительности же подобное настроение вполне естественно. Страждущие обычно ищут себе сочувствия в окружающих их людях. Но речь, точнее, жалоба (евр. «сихи» ср. Иов 7.13, 9.27, 10.1 ) Иова обращена не к людям – друзьям, он не ждет помощи с их стороны ( Иов 13.2 ), а к Богу ( Иов 13.3, 16.20 ). И так как Он, от Которого страдалец ожидает разрешения вопроса о причине бедствий, не внимает его воплям ( Иов 9.32 ; Иов 19.7 ), то как же ему не впасть в уныние? Иов.21:5 .  Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста. Вместо того, чтобы упрекать Иова в малодушии, друзья обязаны «положить перст на уста», т. е. замолчать ( Иов 29.9, 39.34 ; Притч 30.32 ; Прем. 8.12 ; Сир 5.14 ). К этому должно располагать то чувство ужаса, которое вызывается самим видом страдальца. Иов.21:6–13 . И теперь, как и прежде, речь Иова будет полна нетерпения и возбуждения. И все же ее следует выслушать внимательно. Возбуждение Иова понятно: оно вызывается неразрешимым для человеческого ума и приводящим в смущение праведников фактом благоденствия грешников ( Пс 72.2–3, 12–4 ; Иер 12.1 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010