Сущность лжеучения «ругателей» ( μπακται, насмешники), имеющих явиться «в последние дни», состоит в отрицании второго пришествия Христова. Хотя о таком лжеучении мы узнаем только из рассматриваемого места, однако возможность и действительность его появления уже в апостольское время не подлежит сомнению. Лжеучители, здесь обличаемые, – натуралисты, ссылавшиеся на неизменность основных законов мировой жизни и всего вообще предшествующего мирового порядка, и отсюда делавшие заключение, что и в будущем жизнь мира останется неизменною, и никакой мировой катастрофы не предвидится. Подобное лжеучение, опирающееся на неизменность мирового порядка (ср. Еккл 1:4 ), известно было еще задолго до христианства (ср. Прем.2 ). В апостольское же время возникновение рассматриваемого лжеучения могло иметь для себя особую почву. Известно, что в Солунской церкви ожидали скорого пришествия (парусии) Господа и скорбели о тех, которые не останутся в живых до открытия дня Господня ( 1Сол.4:13 и сл.), почему Апостол Павел должен был нарочито успокаивать смущенных верующих ( 2Сол.2:1 и сл.). И вообще многим христианам апостольского века было присуще ожидание близости парусии ( Иак 5:8 ; 1Пет 4:7 ). Тогда против этого живого упования, иногда переходившего разумную меру, и выступила нравственная распущенность некоторых лжеучителей, не мирившаяся со днем суда Божия, всячески желавшая устранить мысль о нем, причем мотивом выставлялось, ст. 4, натуралистическое соображение о незыблемости мирового порядка и, кроме того, не исполнившееся будто бы обетование о парусии (быть может, указывалось на эсхатологическую беседу Господа, Мф 24 ). «Страстно живущие по своим похотям, видя, что некоторые страшатся пришествия Господня, о котором с некоторыми богоносцами предвозвестил и Сам Господь, и потому пугаются нечистою жизнью их, и особенно потому, что за предсказанием не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток, бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1898 г Величие человека 52 Светлый нынешний праздник в честь Св. Духа, сошедшего на учеников Христовых и вечно почивающего во св. Церкви, составляет достойное и радостное заключение целого ряда великих торжеств церковных в честь и славу воскресшего из мертвых и вознесшегося от земли на небо Христа Господа. Это благословенный плод страданий, смерти и воскресения воплотившегося для спасения рода человеческого Сына Божия. Это венец дела искупления человечества и соединения его с Божеством. Итак, человеческая наша природа, созданная Богом, искупленная и в искуплении воссозданная Сыном и, наконец, освященная зиждительным и животворящим Духом, как бы вновь получает бытие – лучшее и совершеннейшее – и вместе с тем возводится на всю доступную для нее высоту чести и славы. И сколько бы мы ни придумывали других оснований, чтобы на них утвердить мысль о человеческом достоинстве, мы никогда не в состоянии будем поставить ее выше того положения, в которое природа наша приведена в христианстве: здесь она воспринята Сыном Божиим в единство лица (ипостаси) Богочеловека, вознесена с Ним в Его пречистой плоти 53 на небо и спосажена ( Еф. 2:6 ) одесную Отца и, наконец, приобщена Духу Святому ( Евр. 6:4 ). Величие поистине неизмеримое! Мысль о высоком достоинстве человека есть основная мысль Откровения, основная мысль нашей святой веры. Уже первая страница Библии делает ее ясною и непререкаемою рассказом о сотворении человека по образу и подобию Бога ( Быт. 1:26–27 ) и о даровании ему власти над природою и над всем живущим. ( Быт. 2:19–20 , ср. 1:28). В этой мысли – объяснение горести и глубины падения человека; в ней – объяснение первоевангелия, о Спасителе; в ней – объяснение всей дальнейшей истории человечества. Проникнутый убеждением в высоком достоинстве человека, взывал царепророк Давид в псалме: Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земли! Когда взираю я на небеса, дело рук Твоих, на луну и звезды, которые Ты поставил, – то что такое человек, что Ты помнишь его, и Сын человеческий, что Ты посещаешь его! Немногим Ты умалил его пред ангелами, славою и честию венчал его, и поставил его владыкою над делами рук Твоих: все положил под ноги его ( Пс. 8:2, 4–7 ). Проникнутый тою же мыслью, и премудрый Соломон говорит: великая вещь человек ( Прем. 20:30 ). Если же в Ветхом Завете подавленный грехом, чувствующий отвержение от Бога, только ожидающий искупления человек так ясно сознавал свое высокое достоинство в ряду творений, то что же сказать о Завете Новом, который ныне запечатлен печатью Духа Святого, – что сказать о Завете Новом, где грех уже снят, где нас ради человек и нашего ради спасения сошел на землю и воплотился Сам Бог, где человечество соделалось сыном Бога ( Ин. 1:12 , ср. Рим. 8:14 ; Гал. 3:26 ; Евр. 12:7 и др.) и в лице Искупителя само как бы обожилось, так что апостол, обращаясь к христианам, прямо говорит им, что они – причастники звания небесного ( Евр. 3:1 ; ср. Кол. 1:12 ) и даже – причастники Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 19 июля 2000 г. В заседании Священного Синода 19 июля 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся в период с 12 по 19 мая 2000 года его пастырском визите в Японскую Автономную Православную Церковь и интронизации ее нового Предстоятеля Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). Справка. С 12 по 19 мая 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий находился с пастырским визитом в Японской Автономной Православной Церкви. 14 мая 2000 года Его Святейшество совершил Божественную литургию в соборе Воскресения Христова в Токио, во время которой состоялась интронизация нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). За время визита Предстоятель Русской Православной Церкви посетил ряд городов Японии, где совершал богослужения, общался с японской православной паствой, общественностью. 17 мая 2000 года состоялась встреча Его Святейшества с императором Японии Акихито и министром иностранных дел г-ном Коно. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарив Господа, все устрояющего на пользу (Прем. 8, 1), выразить удовлетворение состоявшейся интронизацией избранного Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). 2. Свидетельствовать о неразрывности и крепости братских духовных связей Русской Православной Церкви и Японской Автономной Православной Церкви, способствующих благословенному всеправославному единству. 3. Считать полезными состоявшиеся встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с императором Японии Акихито, премьер-министром Японии Иосиро Мори и министром иностранных дел Коно, способствовавшие большему взаимопониманию между народами Японии и России.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Введение I. Общечеловеческое стремление к истинной жизни. Истинная жизнь в Церкви Христовой. Религиозные общества и Церковь 1 . Единый Источник и Податель жизни и сама высочайшая и присносущная Жизнь, преблагий Бог , воззвал из небытия к бытию все сотворенное « Себе ради» Прит. 16, 4 . Евр. 2, 10 и «во еже быти всем» Прем. 1, 13. 14 , т.е. ради причастия тварей в возможной для них степени и мере той истинной жизни , в неизмеримой полноте которой живет Сам Творец. И действительно, весь мир с неисчерпаемым разнообразием находящихся в нем существ носит на себе отпечаток всесовершенной Божественной жизни. По словам Псалмопевца, даже и безмолвные небеса в дивном великолепии лучезарных светил «проповедуют славу Божию» Пс. 18, 2 – и всемогущего Творца восхваляют не только Ангелы и силы, цари земные и все люди, но также и «огнь, град, снег, голот, дух бурен…, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри; зверие и вси скоти; гади и птицы пернаты» Пс. 148, 2–12 . 2 . Таким образом, весь видимый нами и невидимый мир, отражая в себе славу Божию, причастен в известной степени Божественной жизни, неизъяснимой красоты и совершенства. Каждое из составляющих мир творений, воспевая хвалебную песнь Создателю сообразно с богодарованными силами и способностями, чрез то самое и в той же мере является то большим, то меньшим носителем единой Божественной жизни, и эта жизнь, в свою очередь, достигает наилучшего своего выражения в мире разумно-свободных существ. «Малым чим умаленный от Ангел, славою и честию венчанный» человек Пс. 8, 6 , как венец всего сотворенного, преимущественно пред другими тварями призван к наивысшей и совершеннейшей жизни. Уже в самом сотворении своем человек из уст Самого Создателя получает «дыхание жизни» Быт. 2, 7 , и только он один в залог блаженного бессмертия пользуется райским «древом жизни» ст. 9 1 . 3 . Итак, мы призваны к жизни и должны всеми силами стремиться к ней. И, действительно, едва ли какое другое из человеческих стремлений так постоянно и так сильно, как именно это стремление к жизни; – не к жалкому только и подчас мучительному существованию в земной юдоли скорби и плача; – не к пагубному и пустому времяпровождению на шумном торжище жизни, но к истинной , совершенной, вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Догмат о Знамении Честного Креста Предисловие к читателю Разбойники, увидев виселицу, отводят свои глаза и не хотят смотреть на нее, ни вспоминать, ни говорить о ней. И это не удивительно, ибо виселица для разбойников есть древо погибели. Но более, чем удивительно, что животворящий Крест Господень, благодаря которому была дана жизнь всему миру, так омерзителен для наших противников, что они не только поклоняться ему, но даже и смотреть на него отказываются. Мы же, сыны Православной Церкви, не подражаем лукавым и не завидуем творящим беззаконие ( Пс. 36, 1 ), а благочестиво рассуждаем противоположным образом. Итак, намереваясь высказаться по этому Догмату о почитании Святого Креста, представляем, как обычно, две части: В первой части – камень Православной веры, на котором утверждается благочестие. Во второй части – камень претыкания, на котором противники претыкаются и падают. Часть I. Камень Православной Веры Животворящему Кресту Господню полагается почитание и поклонение не по веществу, но по образу, то есть, не веществу Креста Господня, дереву, или золоту, или серебру, или камню достойно поклоняться, но содержанию образа, то есть, поскольку святой Крест представляет нашему зрению тайну нашего спасения и Самого распятого за нас Христа, во ум и память приводит и само животворящее Крестное древо, освященное прикосновением Пречистой Плоти Христовой и обагренное Его Честной Кровью, он достоин большей чести, чем другие Кресты, созданные по подобию первого. Глава 1. Твердость камня веры. от проображения Креста Христова в Ветхом Завете 1 . Проображением святого Креста было древо жизни посреди рая ( Быт. 2 ). Об этом так говорит святой Дамаскин в четвертой книге о Православии, в главе 12: «Почитающий Крест прообразует древо жизни, посаженное Богом в раю: поскольку от древа произошли смерть и падение, подобает древом же дароваться жизни и восстанию». 2 . Проображением Креста был Ноев ковчег, из не гниющего дерева, на четыре угла ( Быт. 6 ). Об этом пишется в Соломоновых Премудростях, в главе 14: надежда мира (...) прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода. Благословенно дерево, через которое бывает правда ! ( Прем. 14, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Соблазны последних времен: обольщение погибающих 06.10.2007 996 Время на чтение 13 минут Научно-технический прогресс открыл человеку широчайшие возможности во всех областях человеческой жизни, в т. ч., в области общения. Небывалое развитие технических средств и технологий распространения и обработки информации сделали доступным всем желающим то, о чем раньше не мечтали даже и специалисты. Компьютеры вошли в наши дома, как когда-то телевизоры, и стали обыденностью. Телевидение в красочном и реалистичном виде являет нам самые мрачные фантастические картины, которые только могут придти на ум. Современные христианские публицисты так оценивает современное состояние общества: " Из двадцати прошедших от Рождества Христова веков ХХ-й дал особенно многое для осознания бессмыслицы прогресса, оторвавшегося от идеи Бога и Христа. Этот век... как никогда ранее явил человеческому взору ту пропасть, к которой ведет неуемная страсть человекобожия. Теперь обнаруживается, что все те гигантские усилия человеческой мысли и деятельности, совершенные во имя создания рая на земле без Бога, оказались не только тщетными, но и привели человечество к результатам прямо противоположными " . [ 1 ] Неверующие люди все еще обольщаются, ожидая от прогресса человеческих знаний какого-то улучшения жизни, но на самом деле " мир стоит на грани глобального кризиса, грозящего уничтожить не только все достижения научно-технического прогресса, но и саму жизнь на земле. Обычно полагают, что все эти кризисы возникли вследствие ошибок социально-политического и научно-технического характера, и с прогрессом знания они постепенно будут сведены на нет. Однако история, как видим, показывает другое - то, о чем христианство говорит вот уже две тысячи лет. Причины все более реально надвигающейся катастрофы коренятся в первую очередь в той ложной идее, которой живет человечество изначала " . [ 2 ] Главной движущей силой разрушения природы явился человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, подавление материальными интересами духовных запросов, то без сомнения и восстановление целостности творения неосуществимо без восстановления духовной целостности самого человека. В Библии об этом сказано: " В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды " (Прем. 1, 4-5). И вместе с необычайным ростом авторитета науки, вместе с колоссальным расширением материального могущества человека, все очевидной становится беспомощность науки в области сохранения нравственности, в проблеме достижения всеобщего единения людей в мире и взаимной любви. Собственно, теперь такая задача перед наукой практически и не ставится.

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/06/...

И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мф. 25, 46 " Слово Божие, - говорил св. Тихон Задонский, - объявляет нам блаженную вечность, или вечное блаженство, и неблагополучную вечность в аде и геенне огненной. В блаженной вечности будет жизнь бессмертная, в неблагополучной будет смерть бессмертная " И далее он проникновенно рисует картину нравственного состояния грешника в вечности неблагополучной: там " будет удаление от лица Божия, пребывание с диаволом и бесами его, тьма кромешная, скорбь и печаль непрестанная, глас воздыхания и плача... Грешника будет грызть совесть без конца, придавая мучение к мучению. В отчаянии осужденный сам себя будет ненавидеть, сам на себя будет гневаться, будет проклинать час своего рождения, проклинать время, в которое грешил " - " О, вечность злополучная! - восклицает св. Тихон, - там страдание без утешения, не только словом, но и умом непостижимое страдание, которое всегда будет, но никогда не кончится " А избранники Божий, по окончании праведного Суда Христова, " пойдут с торжеством и восклицанием в жизнь вечную; получат царство славы и венец красоты от руки Господа (Прем. 5, 16); вселятся в горнем Иерусалиме, который имеет славу Божию (Апок. 21, И); будут видеть Бога Отца лицем к лицу (1 Кор. 13, 12), как Он есть (1 Ин. 3, 2), будут видеть Христа Сына Божия, искупившего их кровию Своею; исполнятся всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святого; будут иметь дружбу со святыми ангелами и вместе с ними во веки веков восхвалять Господа " Много говорили об аде и рае, о вечности, сопряженной с мучением для грешников и увенчанной блаженством для праведников, вселенские учители Церкви, богомудрые руководители наши ко спасению: св. Ефрем Сирии, св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст, некоторые поучения которых мы поместили ниже. Но Милосердый Господь не словом одним, а делом убеждает нас идти по пути праведных: Он, по неизмеримому благоутробию Своему, давал некоторым людям возможность видеть ад и рай, чтобы они потом, пересказав свои видения, сильнее запечатлели в памяти людей и ужас адских мук, и блаженство райских наслаждений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1357...

Отделение первое I. О Боге едином по существу Понятие о Боге Главная, или правильнее, первая истина откровения есть та, что есть Бог , т. е. самосущий и всесовершенный Дух, – единый по существу и троичный по лицам, Творец и Промыслитель мира видимого и невидимого. Бог есть Дух, то есть простое, имеющее самобытную личность, Существо, в котором нет никакой вещественности, ни сложности, ни деления, ни перемены. Бог есть Дух ( Ин.4:24 ); Господь Дух есть ( 2Кор.3:17 ); Божество не сложно; Оно все есть жизнь (Святой Иларий Пиктавийский ). Свойства или совершенства Божии и разделение оных Что есть Бог Сам в Себе, или в чем состоит Его существо, сего объяснить никто не может. Но приспособительно к разумению человеческому указываются в откровении совершенства или свойства Божии. Свойства Божии, рассматриваемые по отношению к бытию, суть: самобытность, вечность, неизменяемость, вездеприсутствие; по отношению к жизни Божией – по уму всеведение и премудрость, по воле – свобода, всемогущество, святость, благость и правда, по ощущению – блаженство. Неизменяемость Неизменяемость Божия есть такое свойство, по которому Бог пребывает всегда один и тот же, как по существу, так и по действиям. Ни Сам Он, как самосущий, не принимает никаких изменений в Своем бытии, и никто и ничто не может иметь влияния на изменение Его существа или действий. В Священном Писании ясно сказано: Аз Господь Бог ваш, и неизменяюся ( Мал.3:6 ); у Него же несть пременения или преложения стень ( Иак.1:17 ; Евр.6:16–17 ). Вездеприсутствие Вездеприсутствие есть такое свойство Божие, по которому Бог не ограничивается и не стесняется никаким пространством и временем, но находится везде, всегда и во всем, не разделяясь и не смешиваясь с тварями, но всегда оставаясь простым существом. Священное писание говорит, что негде скрыться от Бога. Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? ( Пс.138:7,10 ; Ам.9:2,3 ). Еда небо и землю не Аз наполняю? ( Иер.23:23,24 ; слич. Прем.19:21 ). Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Надобно знать, что Бог не имеет частей; весь находится везде и всецело – не частью какой в известной части пребывает, разделяясь подобно телам, но весь во всем и весь выше всего» (Точное изложение православной веры, кн. 1, гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Псалом 89 Моисей молится, чтобы Бог вечный не отвратился от людей своих, жизнь которых столь кратковременна, – а отвратил бы свой гнев от рабов своих и послал им свою малость. 1. Молитва Моисеа человека Божия. Псалом сей, по содержанию своему молитвенный, принадлежит Моисею – вождю и законодателю Еврейского народа. Он называется человеком Божиим, как обыкновенно назывались пророки, а именно: Самуил, Илия, Елисей и др. 12 Такое название принадлежит Моисею преимущественно пред другими, ибо он был величайшим из пророков, так как Господь не только вообще открывал ему свою волю, но и беседовал с ним лицом к лицу, почему он и называется боговидцем. Священный писатель, описывая кончину Моисея, говорит: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, но всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над Фараоном, и над всеми рабами его, и над всею землею его, и но руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» ( Втор.34:10–12 ; ср. Исх.19:19 ; Прем.45:1–6 ). 2. Господи, прибежище был еси нам в род и род. Обращаясь с молитвой к Богу, как Создателю мира и человека, Моисей исповедует вечное бытие Божие и ничтожество жизни смертного человека. – «Господи, восклицает Моисей, Ты был для нас прибежищем из рода в род»! – Так, и для праотцев – патриархов народа Еврейского, странствовавших то в Месопотамию, то в Ханаан, то в Египет, и для их потомков, вышедших из Египетского рабства и сорок лет блуждавших по песчаным и каменистым степям Аравийским до пределов Обетованной земли, когда ни патриархи, ни их потомки действительно не имели для себя удобного и безопасного убежища, только Господь был их прибежищем – хранил их и при нападении врагов, и во время голода, и в тяжком гибельном рабстве, и при изнурительном скитании по бесприютной Аравийской пустыне... И так Он хранил их из рода в род – в течении жизни многих поколений. 3. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» Антропоморфизм (от греч. νθρωπος — человек и μορφ — вид, форма) – иносказательное описание свойств и деяний Бога при помощи слов и выражений, характерных для описания человека, его состояний и действий, с целью упрощения их осмысления и понимания. Для описания чувств Бога используют также термин Антропопатизм . Библия учит о Боге как совершенно духовном Существе: «Бог есть Дух» ( Ин.4:24 ); «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» ( Прем.1:7 ); «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:3-4 ). «Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его?» ( Ис.40:12-14 ). Вместе с тем Божественное Откровение передается сообразно человеческому опыту и речи. Именно поэтому в Библии присутствуют антропоморфизмы, то есть иносказательное усвоение Богу присущих тварному человеку состояний и способностей. Эти антропоморфизмы есть аллегории для лучшего понимания нами Божественных действий. Цитаты об антропоморфизме «Когда ты слышишь слова: «ярость и гнев», в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых». свт. Иоанн Златоуст . Беседа на Пс. VI .-2. Творения. Т. V. Кн.1. СПб. 1899. С. 49. «Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, – то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы. Так, в Боге под очами, веждами и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу, Его всеобъемлющее ведение; потому что и мы через чувство зрения приобретаем себе более совершенное и верное познание.

http://azbyka.ru/antropomorfizmy-v-bibli...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010