Чтобы рассеять такие мысли в народе и показать, что св. Иоанн не такой человек, который говорит сегодня одно, а завтра другое, Господь обратился к ним с вопросом: «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка... Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя...». Такими словами Господь свидетельствовал о Своем Предтече незадолго до его смерти. «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него». Иисус Христос в доме Симона-фарисея. Лк. 7:36–50 Если простой народ признавал Христа за одного из великих ветхозаветных пророков, то духовно ослепленные фарисеи не могли видеть даже и этого. Они считали Его нарушителем закона, другом мытарей и грешников. Фарисеи неотступно ходили за Христом, следили за каждым Его шагом и старались обличить Его в чем-нибудь. Однажды фарисей по имени Симон пригласил Иисуса в свой дом, чтобы поближе познакомиться с галилейским Учителем. Во время обеда в дом вошла женщина, известная во всем городе своим грешным поведением. Евангелист Лука не называет ее по имени, но предание гласит, что это была Мария Магдалина. Что происходило накануне в сердце этой женщины? Мы не знаем. Евангелист нам только сообщает, что Мария пришла к Господу с глубоким покаянием. Молча она вошла в комнату, держа в руках алавастровый сосуд с драгоценным миром. Увидев Христа, возлежащего за трапезой, она с глубоким сокрушением и со слезами припала к Его ногам. Грешница омывала покаянными слезами ноги Иисуса, отирала их волосами головы своей, целовала их и мазала драгоценным миром. Она чувствовала всем сердцем, сознавала без всяких вопросов, что это – Сама Святыня, Сама Чистота, перед Которой прилично и можно только плакать о своей низости и греховности и Которая сама без лишних с ее стороны слов очистит, облагородит ее, даст мир и святыню ее измученной душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове./Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 179– 184. 3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) Кондак, глас 5 Предтечи славное усекновение/произошло по некоему Божественному замыслу,/чтобы он и пребывавшим во аде/возвестил о пришествии Спасителя./Да восплачет же Иродиада,/беззаконное убийство испросившая:/ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь,/но обманчивую и временную. Икос : День рождения Ирода всем явил дела неправедные,/когда среди роскошно пировавших/глава постившегося как яство была предложена./С радостью соединилась скорбь,/и со смехом смешалось горькое рыдание,/ибо блюдо с главой Крестителя неся,/пред всеми вошла, как сказала, отроковица./И как от уязвления плач напал/на всех, с царем тогда вкушавших:/ведь ни их не обрадовало это,/ни даже самого Ирода./Ибо сказано: опечалился он,/впрочем печалью не истинною,/но притворною и временною. 4. Русский перевод сайта Pravoslavie.ru (только кондак-проимий) Славное усекновение Предтечи совершилось по некоему усмотрению Божию, да проповедает он и в аде находящимся пришествие на землю Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство; ибо не закон Божий, не истинную жизнь будущего века возлюбила, но жизнь временную и скоропреходящую. Источник : Объяснения церковных и домашних молитв 1 Переведено с греч. языка из Anal. sacra К. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца . Из начальных букв каждаго икоса акростих: το ταπεινο Ρωμανο. В Anal. sacra помещен еще следующий кондак: Тебе подобает, Предтече, достойная похвала; ибо ты умер за вечную жизнь, как возненавидевший временную. 2 Перевод сего и следующаго (3-го) икоса заимствован из кондакария архимандрита Амфилохия (стр. 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

б) Второй день рождения нашего есть тот, когда мы чрез св. таинство крещения родились в жизнь духовную. Господь Бог даровал нам не только телесную жизнь и заботится о ее сохранении, но Он даровал нам еще жизнь духовную и о сохранении ее заботится еще более. Посредством прародительского греха мы сделались, как всем известно, нечистыми, весьма склонными ко греху и недостойными для царствия небеснаго. Поэтому Господь благоволил послать к нам Своего Единородного Сына, Который Свою смертию, с Своей стороны, и нашею верою и святым крещением, с нашей стороны, очистил нас, освятил нас и даровал нам право на небесное царство. Этот день по справедливости может быть назван вторым днем нашего рождения. Первое рождение сделало нас человеками, второе христианами, чадами Божиими. Первое рождение дало нам жизнь телесную, земную, второе – жизнь духовную, небесную. Наше крещение Сам I. Христос называег рождением: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» ( Иоан. 3, 5 ), а св. ап. Павел – «банею пакибытия» ( Тит. 3,5 ). в) Третий день нашего рождения приходит к нам в день нашей смерти. Если истинно-духовная, получаемая нами посредством веры и св. крещения, жизнь в последствии времени, именно, в лета полного смысла и рассуждения, сохраняется, питается и укрепляется; ежели наша душа, посредством святой, постоянной и сильной любви к Богу и ближним, созревает для вечности: то, наконец, приходит к нам третий день рождения – день смерти. Потому что для истинного христианина умереть – значит то же, что родиться, родиться в вечную жизнь. И первые христиане, как сказывает история, всегда называли день смерти святых мучеников «днем рождения»; а, посему и праздновали дни их смерти, как дни торжественные, – дни, в которые они родились в жизнь вечную и истинно блаженную. Первое рождение вводит нас в настоящий мир, второе – в царство Божие на земле, третие в царство Божие на небесах – в небесное блаженство. Итак, у всякого истинного христианина – подлинно три дня рождения. Но из всех этих дней рождения самый важный третий день рождения – день смерти; потому что только день смерти решает, какова должна быть и будет наша участь в вечности, т.е. участь не на известное время, но участь всегдашняя, вечная. День телесного рождения хорош, день рождения духовного еще лучше; но они не решают нашей вечной участи: ее решает день смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Захария, еще прежде ее кончины, был убит между жертвенником и алтарем. Таким образом св. Иоанн остался один, под кровом Бога, и здесь возрастал и укреплялся, пока не раздался грозный голос его в пустыне: «покайтеся». От нас, братия, никто не требует, чтобы мы непременно прервали связь с миром. Но что нам мешает удаляться, наприм., шумных н суетных собраний, где забывают о Боге и предаются только объядению и пьянству, осуждению и злословию, чтобы невредимой сохранить душу свою от приражений греховного мира? Христианин! внимательно всматривайся в свои сношения с другими, и если заметишь, что эти сношения не что иное, как сеть паука, коварно уловляющего свою жертву, то не медли разорвать такие связи, удались от сообщества с порочными людьми, – это твоя обязанность, от исполнения которой зависит благо души твоей, истинное счастие твоей жизни и временной и вечной. «С безумным» тогда «не множи словес, и к неразумному не ходи. Уклонися от него, и обрящеши покой», скажу словами Премудрого (Иис. Сирах. 22, 12, 14 ). «Тлят бо обычаи благи беседы злы» (1 Коринф. 15, 33). Посему беги, далеко беги, от места таких собраний, где ты можешь совсем заглушить голос своей совести, по причине греховных влечений. б) Живя в пустыне, св. Иоанн вкушал только акриды и мед дикий, – хранил, следовательно, самый строгий и продолжительный пост; одежда его была из верблюжьяго волоса, и ременный пояс на чреслах. А мы, христиане, неужели не можем хранить твердо по крайней мере те посты, которые временами налагаются на нас св. церковию? От нас не станут требовать и того, чтобы, подражая св. Крестителю Господню, мы непременно употребляли тот род пищи, которым он удовлетворял свой голод. Хорошо сделаем, если будем есть и пить не для удовлетворения изнеженной плоти нашей, а для приобретения и поддержания сил, необходимых в трудовой жизни нашей. Так же и относительно одежды. Вы помните об одежде Крестителя и поучайтесь тому, чтобы чрез меру об ней не заботиться. Одежда наша назначается для прикрытия нашего стыда и безобразия, а не для того, чтобы ею обращать на себя внимание и употреблять на нее излишния попечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и живем? Что будет с нами по смерти? Как жить и действовать сообразно существу своему и цели бытия своего? Подобные вопросы, которые так неотразимо теснятся в душу в часы уединенной беседы с своею совестию, всегда оставались и всегда останутся неразрешимою загадкою для человеческого разума. Правда, Господь Бог, благоволивший искупить нас от смерти, не оставил нас в неведении и о нашей жизни. Он послал нам «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир», открыл нам цель бытия нашего на Себе, указал прямой и верный путь к ней в законе Своем. Но хитрый враг наш устроил множество распутий порока, гладких и приятных для вида. Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемою завесою смерти, а наслаждения и блага мира всегда перед глазами нашими. Праведники чаще всего проводят жизнь в лишениях, скорбях и слезах, а грешники наслаждаются и блаженствуют. Какое сердце не поколебалось бы при сем обольщении! Сколько потребно мужества, чтоб устоять против сих козней вражиих! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, всею силою духа устремиться к невидимому! И вот, милосердый Господь, для укрепления нашей немощи, для оживления нашей веры в жизнь будущую, в нетлении тел св. угодников Своих благоволит являть нам видимое и осязаемое доказательство тех наград, которые ожидают по смерти всех, творящих волю Его. Теперь мы не веруем только, а и видим, что не один конец праведному и грешному, что упование праведных бессмертия исполнено, а пути грешников зрят прямо во дно адово. Стоя при гробе праведника, нельзя поколебаться в выборе между путем добродетели и спасения и путем порока и погибели. И неразумный скажет, что лучше блаженствовать вечно, нежели вкушать временную греха сладость. III. Так много милости, любви и снисхождения являет нам Господь, прославляя в церкви Своей благоугодивших Ему праведников нетлением их св. мощей. (Сост. по проп. Дим., арх. херс, т. II). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Услышав о проповеди и чудесах Иисуса, он тревожно говорил: это воскрес из мертвых Креститель. Страстный до чудесного, он хотел видеть Иисуса и для того, чтобы быть очевидцем чудес Его ( Лк.9:7–9 ). Понятно, что с таким пустым человеком Господь Иисус не хотел иметь никакого дела. И вот Он как для того, чтобы ученики Его могли отдохнуть в уединенном месте, так и для того, чтобы не встретиться как-нибудь с бездушным Иродом и его слугами, удаляется за озеро галилейское ( Мк.6:14–16, 31 ; Мф.2:13 ). Славянский перевод: иде на он пол моря Галилеи Тивериадска, столько же неверен и темен, сколько не верен и русский: «пошел на ту сторону моря Галилейского в окрестности Тивериады». Иисус был пред тем в Назарете и его окрестностях ( Мф.13:54 ; Мк.6:5–6 ). Тивериада от Назарета в 4½ часах пути на северо-востоке и в 3 часах от Капернаума на юг. – Все эти места были на западной стороне Галилейского озера. Поскольку же Тивериада лежала на западном берегу озера Галилейского (Plinius hist. 5, 15), по переправе через озеро на восточный берег Иисус вовсе не мог быть «в окрестности» Тивериады. Славянский перевод следовал мысли Зигабена: «на ту сторону озера Галилейского или Тивериадского». Только в подлинном тексте нет: ητοι или. Держась строго текста, переводят так: «пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, насупротив Тивериады». По словам св. Луки, Иисус удаляется в пустынное место, что близ Вифсаиды ( Лк.9:10 ). Иоанн указывает в этой пустыне гору, где отдыхали ученики и Спаситель ( Ин.6:3 ). Вифсаида восточной стороны Галилейского озера иначе назывались Юлиадою. О ней знают не только Иос. Флавий (de bello iud. 3, 10. 7), но и Плиний (hist nat. 5, 15). Находясь в нижней Гавлаопитиде, она принадлежала к тетрархии Филипповой (Флавий de bello 2, 9. 1. antigv. 18, 2. 1) и след. была не во власти Ирода Агриппы, жалкого убийцы Предтечева. И по нем идяше народ мног. По словам св. Марка ( Мк.6:33 ), «пешие из всех городов бежали туда и пришли прежде их». Иисус с учениками переправился на восточный берег в лодке ( Мф.14:13 ), а народ сухим путем обошел озеро и однако прибежали на место прежде Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Итак, если прикоснешься с верою к ракам нетленно почивающих праведников Божиих, то нет сомнения, что ощутишь спасительные плоды от сего прикосновения. Есть еще и другая причина, кроме сей главной, т.е. нашего освящения, для чего Бог дарует нам нетленные останки святых. Он хочет привлечь нас к Себе чрез святых, чтобы мы, т.е. взирая на великие подвиги добродетели, совершенные святыми, старались подражать им, и чтобы находили при раках их, некоторым образом, безопасное пристанище во время житейских треволнений, и утешение во время бедствий, которыя безпрерывно поражают нас здесь. Посему, пусть все обремененные скорбями ли, болезнями ли, или другим каким либо несчастием, притекают с верою к святым останкам праведников Божиих. Освобожденные от бедствий своих, они с довольством и радостию на лицах, и с чистою и спокойною совестию возвратятся в домы свои. Впрочем, не должно думать, что в одних только скорбях и болезнях и ощутительны спасительныя действия сего врачевства. Нет! Если ты наслаждаешься и спокойствием душевным, если окружен и славою и могуществом, если имеешь и веру и полное упование на Бога: тο, повторяю, и тогда притекай к святым останкам рабов Божиих: они упрочат и обезопасят для тебя все те блага, которыми наслаждаешься. Воспоминание о великих подвигах и добродетели святых настроит и самого тебя к подвигам добродетели и воспрепятствует тебе превозноситься добрыми делами своими. Итак, святыя мощи составляют драгоценное сокровище для всех нас. Они суть спасительное прибежище как для тех, которые живут в чистоте или счастии на земле, так и для тех, которые испытывают бедствии, и подвержены нападениям страстей и искушений всякаго рода. Больные найдут при них врачевство против своих болезней, а здоровые – верное предохранение от недугов» 261 . Вот с каким расположением учит св. отец прибегать к свят. мощам! И какой обильнейший источник благодатных даров источают нам святые мощи! «Одной веры от тебя требуют, – говорит о них св. Ефрем Сирин , – и дают тебе все, чего ни просишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Замечательное выражение из канона св. Иоанну Предтече: " " В реце бездну некогда, всемудре Крестителю, погрузил еси, содевающего благодатию потоп всего преступления» (рода человеческого), «но молюся, иссуши потоки моих прегрешений божественным ходатайством твоим»«. Бездна правды и святости, и милосердия Божия, Христос Бог, пострадав и умерев за нас и воскреснув, — потопил благодатью Своею все преступление верующего в Него рода человеческого. Какая отрадная для нас, грешных, мысль, какое упование на заслуги Христа! Он может словом потопить все грехи наши и бросить их в глубину морскую. Сатана был и есть причина всяких грехов человеческих, хотя люди и сами виноваты в них по нераскаянности своей (покайтесь!), а Господь всю скверну грехов истребляет. Слава Его правде и милости!    Ева, прельстилась плодом запрещенным, — и вот все человечество впало в прелесть житейскую и всем стало прельщаться, и женщина сама сделалась предметом прелести чрез свою красоту телесную, — и все, все стало для человека предметом прелести: и пища, и питье или напитки всякие, и одежда, и деньги, и всякие игры и забавы, и животные: собаки, кошки, птицы — ко всему пристрастился человек, — и Бога не стало у него в сердце... О, неблагодарное животное — человек! О, глупое животное, хотя почтен разумом! Каких ты казней заслуживаешь, злонравный!    Человек чрез падение свое «полевел» — крайне далеко зашел влево, удаляясь от Бога Жизнодавца, потеряв правоту и жизнь и наследовав лукавство вражие, его суету, злобу, гордость, зависть и смерть. Нужно было сделать обратный ход, а этого-то он и не мог сделать без особенной, всесильной воли Божией, без искупления Агнца Божия, правого, безгрешного Богочеловека. Надо было возвратить утраченную правоту, святыню и правду, но диавол так овладел своею жертвою, что без выкупа соответственного вечною и бесконечною правдою не хотел возвращать жертву Богу-Создателю, и человек вынужден был страдать века и тысячелетия, пока не пришел на землю Избавитель рода человеческого: исполнить всю правду, пострадать за неправедных и умереть за них, попрать смерть и воскреснуть из мертвых, даровав всем Воскресение. Вот какой сильный враг держал нас в узах смерти!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Адам ван Ноорт. Проповедь Иоанна Крестителя. 1601 Иоанн Креститель: иконы и картины 2 мин., 20.01.2016 «Велиим гласом в пустыни вопиет Предтеча:/Христу уготовайте пути/и стези Богу нашему правы соделайте, верою взывающе:/несть свят, якоже Бог наш» (из Канона Крещению Господню, глас 2) Собор Иоанна Предтечи – так называется праздник, который Церковь отмечает 20 января на следующий день после Крещения Господня. Последний из ветхозаветных пророков, чья проповедь ознаменовала переход к Новому Завету. Тот, о котором «сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3: 3), и о котором Господь Иисус Христос сказал «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11). Образ святого Иоанна Предтечи с древних времен занимал важное место в иконографии и  творчестве художников. Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. XVI в Иоанн Креститель. Фреска. Монастырь XIV век. Иоанн Предтеча. Икона. Вторая половина VI в. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. 1620-е гг. Прокопий Чирин, Строгановская школа иконописи. 1620-е гг. Государственная Третьяковская галерея Иоанн Креститель. Византия. XIV в. Греция. Афон, монастырь Хиландар Се Агнец Божий. Иоанн Предтеча и Креститель Господень, прор. с Богомладенцем. Россия. XVIII в. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. XVII в. Церковь Воскресения на Дебре в Костроме Иоанн Креститель. Византия. XIII в. Египет. Синай, монастырь св. Екатерины Монастырь Св. Екатерины, Синай Иоанн Креститель. Византия. Афон. XIV в. Греция. Афон, монастырь Хиландар Иоанн Креститель. Византийская икона, XIV век Деисис. Триптих Арбавиля. Византия, ок. 950 г. Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490. Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490. Лукас ван Лейден. Иоанн Креститель в пустыне. 1513 Якопо дель Конте. Проповедь Иоанна Крестителя Маттиа Прети. Проповедь Иоанна Крестителя

http://foma.ru/ioann-krestitel-ikonyi-i-...

Следующий день после Богоявления (т.е. крещения Господня) Церковь установила праздновать в честь Крестителя Господня, Иоанна, и день этот наименовала собором Иоанна Предтечи от собрания христиан для славословия в похвалу Предтечи 147 . В десятом же веке собор Предтечи сделался торжественнее от соединения с ним празднования в память перенесения правой руки Крестителя из Антиохии в Константинополь. По усекновении главы Иоанна Крестителя святое тело его погребено было учениками его в городе Севастии. Св. евангелист Лука, обходя многие грады с проповедию, пришел в Севастию и, намереваясь отправиться в Антиохию, свое отечество, просил у жителей севастийских святое тело Крестителя. Когда же они на это не согласились, имея великое уважение к мощам Крестителя: то евангелист Лука, не без согласия их, отделил от мощей Крестителя правую руку и, принес ее с собою в Антиохию, где жителями города она принята была с великою радостию и честно сохраняема долгое время. От ней много совершилось чудес и исцелений. На престол Констанция вступил в 361 году император Юлиан. Он с великою хитростию восстал на Христовых последователей. «Не смело предался он в нечестие, – говорит св. Григорий Богослов , – но прикрывал гонение личиною кротости, и подобно тому пресмыкающемуся змию, который владел его душею, всякими ухищрениями завлекал несчастных в одну с собою бездну» 148 . Свое безмерное честолюбие и глубокую ненависть к Христианской Церкви он прикрывал такою благовидностию, что народ почитал его смиренным и благочестивым. Так изображают его историки Сократ и Созомен 149 . Антиохийские христиане, услыша о путешествии Юлиана в Антиохию, и предвидя злое его намерение поругаться над святынями христианскими, когда он в Дафне, предместии Антиохии, приносил жертву идолу Аполлону, скрыли святую руку Крестителя в одном городском столбе. – Юлиан, пришед в Антиохию, сколько ни искал руки Крестителя, и сколько ни выведывал у тамошних христиан, ничего не мог узнать о ней, и в злобе сожег храм, в котором она прежде сохранялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010