Озаренные Св. Духом галилейские рыбари неустрашимо проповедали всему миру о Распятом Царе славы ( Деян.1:8 ), и еще из апостольского века мы имеем очень важное свидетельство проконсула Плиния о том, что современные ему христиане имели обыкновение на своих богослужебных собраниях петь гимн Христу, как Богу: carmenque Christo, quasi Deo dicere 3 . Больший из рожденных женами ( Мф.11:11 ), Св. Иоанн Предтеча, свидетельствует об Иисусе словами: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня ( Ин.1:15 ). Видя грядущего к нему Иисуса, Предтеча говорит: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю ( Ин.1:31 ). Сей есть Сын Божий ( Ин.1:34 ). – Требовать более решительного и более ясного свидетельства о Божестве Спасителя, по сравнению с приведенным, невозможно. Заподозрить его подлинность нет никаких достаточных оснований, напротив, в виду других указаний из Евангелия ( Мф.3, 11:1–20, 21:32 ; Мк.1:1–11 ; Лк. 3:1–18, 20:1–8 ) и мн. др., необходимо принять его в качестве драгоценнейшего документа, имеющего очень важное значение для нашей цели. Важный по существу дела, он важен еще и по своему происхождению. Чтобы взвесить ценность последнего обстоятельства, следует помнить, что Иоанн, по свидетельству Иосифа Флавия 4 , был такой знаменитый проповедник, к которому «многие стекались отовсюду и в очень сильной степени – π πλεστου – были возбуждены его проповедью; они не задумались бы все исполнить по его совету». Пред нравственным величием Крестителя бледнело политическое могущество тетрарха. Ирод боялся Иоанна, по словам евангелиста, зная, что он муж праведный и святой ( Мк.6:20 ). Незадолго до Своих крестных страданий Спаситель отражает лукавое совопросничество Своих врагов кратким вопросом о происхождении Иоаннова крещения, – и у них мгновенно пропадает прежняя решимость схватить Господа ( Мф.21:26 ). «γαξν νδρα» называет Предтечу иудейский историк 5 , и, как бы ни желая отстать от последнего, позднейшие писатели титулуют пророка именем «великого священника» 6 . Пусть теперь каждый беспристрастный читатель судит, основываясь на приведенных данных, о важности Иоаннова свидетельства в пользу Богочеловечества Христа-Спасителя, а также подумает и о выборе между двумя свидетелями: Крестителем и Толстым. Довольно неожиданная и вместе происходящая из существа дела дилемма, выход из которой становится легким и далее понятным, благодаря, именно, сопоставлению светильника Света с Его гасителем, чтобы не выразиться сильнее в виду апостольского увещания: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста ( 1Ин.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям ( Мф. 23:35 ). Рождество Иоанна Крестителя празднуется у нас 24 июня. 7. РОДОСЛОВИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ПО ПЛОТИ ( Матф. 1:1–17 и Лук. 3:23–38 ) В двух Евангелиях от Матфея и от Луки мы находим родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном и другом не всегда совпадают. Так как св. Матфей писал свое Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Господь Иисус Христос происходит, как это надлежало Мессии, согласно ветхозаветным пророчествам, от Авраама и Давида. Он и начинает свое Евангелие прямо с родословия Господа, причем ведет его только от Авраама и доводит до «Иосифа, мужа Мариина, из неяже родися Иисус, глаголемый Христос». Возникает вопрос, почему Евангелист дает родословие Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии? Это потому, что у евреев не было принято производить чей-либо род от предков матери, а так как Пресвятая Дева несомненно была единственным детищем у своих родителей Иоакима и Анны, то, согласно требованию закона Моисея, она должна была быть выдана замуж только за родича из того же колена, племени и рода, и, след., раз старец Иосиф был из рода царя Давида, то и она должна была быть из того же рода. Св. Лука, как поставивший себе задачей показать, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и есть Спаситель всех людей, возводит родословие Господа до Адама и до самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Такое понимание рассматриваемых слов Христа Спасителя особенно ясно и определенно выражено у св. Ефрема Сирина : «некоторые глупцы, – читаем у него, – говорят, что каждый наименьший из верующих больше Иоанна в царстве небесном. Но мы никогда не осмелимся говорить так об Иоанне, святом муже Божием...» Велик Иоанн, ибо по предведению оказал: «вот Агнец Божий». Но это величие, будучи сравниваемо с славой, которая откроется тем, кои окажутся достойными (ея), есть только небольшой отблеск. Не потому, чтобы каждый меньший в царстве (небесном) был больше Иоанна, отшедшаго из жизни (сей), но поскольку все великое и дивное, что есть здесь (на земле), по сравнению с тем блаженством, является малым и оказывается как бы ничто, посему и сказал: «меньший в царстве небесном больше его». Другие говорят: если из рожденных женами не было никого, (столь великого), как Иоанн, то вот рожден также и Господь, Который, без сомнения, больше Иоанна. Но не о Самом Себе сказал, и не Себя сравнил с теми, о которых говорил, потому что Он есть Сын Девы, а не от брака рожден. Итак, – заключает св. отец, – меньший в царстве – не Иисус и не другой, кто-либо лично и особливо обозначенный, но общее выражение, которое распространяется на всех». Из слов св. Ефрема Сирина становится особенно ясным, что называя „меньшего» в царстве небесном „большим» Иоанна Крестителя, Христос Спаситель отнюдь не думал определять чрез это положение последнего в том же царстве Христовом, – царстве Славы, причастником которого, – и при том одним из первых, – сделался также, без сомнения, и он – Предтеча Христов, подобно другим уверовавшим, но имеет в виду исключительно положение и значение его в царстве ветхозаветном, подзаконном, в котором и величайшие из праведников только приуготовлялись лишь к царству Христову, но не вступали и не могли еще вступить в полноту благодати его до времени голгофской крестной жертвы Христовой. Сущность мысли Христовой в данном случае кратко и , выразительно, и вместе – вполне верно, формулирует один из католических толкователей (Мальдонат) в следующей логической аксиоме: „Minimum maximi majus est maximo minimi» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Возьмем Крещение самарян. Их крестил ап. Филипп, и они с радостью приняли научение о Спасителе. Когда в Иерусалиме узнали о том, что самаряне с радостью приняли Крещение, к ним посылают Петра и Иоанна, чтобы они их миропомазали. Ин. 8:14–17 – “Слышавше же иже во Иерусалиме апостоли, яко прият Самария слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна, иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго, аще бо ни на единаго их бе пришел, точию крещени бяху (Филиппом) во имя Господа Иисуса (они уже крещены). Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго”. Крещение Иоанново отличается от Крещения учениками и тем более от Крещения после того, как сошел Дух Святый на апостолов. Будучи в Ефесе, ап. Павел встретился с некоторыми из учеников Иоанна Предтечи, которые были окрещены самим Иоанном. Деян 19:1–6 – “Рече к ним, аще убо Дух Свят прияли есте веровавше. Они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся. Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во Грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавша же крестишася во имя Господа Иисуса, и возложиши Павел на ны руце, прииде Дух Святый на ня, гааголаху же языки и пророчествовах”. Как видим, здесь тоже разделяются два Крещения: Крещение Иоанна Крестителя и Крещение во имя Господа Иисуса Христа. Ап. Павел крестит их во имя Господа Иисуса Христа, с одной стороны, а с другой стороны, он возлагает на них руки и они принимают Духа Святого (и принимают чрезвычайные дары). Деян. 2:38 – в день Пятидесятницы ап. Петр говорит народу: “Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов и приимете дар Святаго Духа”. Здесь тоже, хотя и не так явно, говорится о различных сторонах духовной жизни: о Крещении во имя Господа Иисуса Христа и о приятии дара Духа Святаго. У ап. Павла идет и различение действия таинств. Если следствие Крещения – это просвещение человека, то следствие возложения рук – вкушение от дара небесного, пришествия Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Многозвездный Архетип поглотил историческую длительность времени, он показал в сжатом виде единый смысл многократных мессианических приготовлений и он выражает себя через свидетельство. Его весть есть истинное «евангелие»; она являет в лице Иоанна Крестителя Ангела Агнца, но также Ангела Троицы, единственного свидетеля Богоявления. И он не только – глас вопиющий ( Мк.1:3 ), свидетель Царствия; он уже есть это Царствие, живое место его присутствия и его «горящий светильник». «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). Степень этого величия уточняется в литургической молитве: «Самый великий родившийся от жены после Пресвятой Богородицы». Это величие уничтожает границу между двумя Заветами. Однако в словах Господа содержится антитеза. Слову «больший» соответствует странное высказывание: «...но меньший в Царстве Небесном больше его» ( Мф.11:11 ). Св. Иоанн Златоуст дает аллегорическое объяснение, ставшее классическим: «Меньший здесь Христос, Раб на земле». Все, что относится к Иоанну Предтече, настолько прикровенно и таинственно, он так мало принадлежит самому себе, что здесь требуется толкование, более сообразное живому парадоксу его личности. Иоанн Предтеча – одновременно и меньший, и больший; и он больший потому, что он – меньший: «Ему [Христу] должно расти, а мне умаляться»; «слыша голос жениха: сия-то моя радость» (ср. Ин.3:29–30 ). Чистая радость о Другом, самоустранение ради того, чтобы возрастал Другой, так глубоки, что о нем можно сказать: «меньший среди детей неба», – и это означает: самый истинный, более всего отвечающий Правде. Его истинное величие принадлежит невыразимому зону Царства, и поэтому загадочные слова об Иоанне Предтече заканчиваются призывом: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф.11:15 ). «Иоанн не сотворил никакого чуда; но все, что сказал Иоанн о Нем [о Христе], было истинно» ( Ин.10:41 ). Все в нем направлено – и с такой силой, что «был страх на всех» ( Лк.1:65 ), – к единому свидетельству, увенчанному неизбежным мученичеством, что он сам есть живое чудо, человек-Ангел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Здесь особенно достопримечателен тот способ, каким Божественный Наставник располагает душу к принятию утраченной ею благодатной жизни: сей способ состоит в удалении от души всякого шума и смятения, чрез это поставляется она в возможность слушать глас Его. Усекновение главы Иоанна Крестителя ( Матф. 14 ; Марк 6 ) Ирод, четвертовластник, управлявший Галилеею, услышал молву об Иисусе; ибо имя Его сделалось известным во всей стране. Он был извещен о всех чудесах, совершенных Иисусом, и не знал, что и подумать о сем, поскольку некоторые говорили: это Иоанн воскрес из мертвых, и потому делаются им чудеса. Другие говорили: это – Илия. Иные, наконец: это – один из древних пророков возвратился в мир. Ирод же сказал: верно это – Иоанн, которому я отсёк голову: он воскрес из мертвых. Ибо Ирод сам послал схватить Иоанна и приказал в оковах посадить его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, его брата, с которой он имел незаконную связь; так как Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь жену твоего брата. За это Ирод хотел умертвить его; но боялся народа; потому что Иоанна почитали за пророка. Угрозы, оскорбительное обращение, темница – таков бывает иногда удел тех людей, которые по своему званию должны возвещать истину сильным земли. Св. Иоанн дерзновенно увещевал Ирода и безбоязненно в лицо обличал его в кровосмешении и в соблазнительной жизни. Этот злой властитель не только не обратил в свою пользу спасительных обличений Св. Иоанна, но и приказал наложить на него оковы. Но какая великая слава для предтечи Мессии защищать дело Божие с потерею своей свободы, даже своей крови и жизни! Не огорчайтесь и вы, верные слуги Господа, если мир обременяет вас обидами; не возможно вам выполнить, как следует, обязанности своего служения без того, чтобы не быть предметом несправедливых гонений! Чего вы не вытерпите от демона, когда будете ревностно стараться о сокрушении его власти и царства греха? Чего не перенесёте от людей, раболепствующих своим страстям, когда вы будете обличать их пороки и проповедовать им тесный путь, ведущий к небу? Уверьтесь же наперёд, что если вы будете исполнять в точности свой долг, то не избегните скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Захария умирает мученически между церковию и алтарем ( Мф.23:35 ), а Елисавета – в изгнании, в пустыне. Что иное мы должны видеть в таковой кончине их, как не то, что всем верующим «даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати» ( Флп.1:29 )? К младенцу Иоанну послан от Бога ангел, который воспитывал его в пустыне. Но и к каждому из верующих при крещении посылается от Бога ангел хранитель 120 , и пока мы невинны и безгрешны, ангелы наши, «на небесех выну видящия лице Отца небеснаго» ( Мф.18:10 ) – с нами; а когда мы впадаем в тяжкие грехи, ангел хранитель отходит от нас 121 . III. Праздник: собор Иоанна Предтечи а) История праздника Св. Иоанн Предтеча провел тридцать лет в пустыне; «в прознаменование проповедуемаго им покаяния имел одежду из власов (верблюда) согбеннаго животнаго» 122 ; имел кожаный пояс и питался акридами 123 и диким медом, который, по мнению св. Златоуста, был пчелиный 124 , а по мнению других, сок сахарного тростника 125 . Пустынную жизнь Иоанна Предтечи св. Златоуст описывает сими словами: «Живя в удалении от мира, он (Иоанн) и не пользовался ничем мирским. Он жил не в позлащенном чертоге, а в пещере, сделанной из самороднаго камня. Пол служил для него и столом, и скамьею, и ложем. Вместо мяса животных он употреблял в пищу акриды, вместо роскошных и сладких снедей – мед дикий. Чашею служила ему длань руки, а вместо вина пил он чистую, истекавшую из камня, воду» 126 . «Пред ним в пустыне благоговели звери, трепетали львы, страшились змеи и аспиды» 127 . В пятнадцатый год царствования Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат был правителем в Иудее, Ирод четверовластником в Галилее, Филипп брат его четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захариину, в пустыне. Посему, Иоанн вышел из пустыни и начал проповедывать крещение и покаяние, в праздник сеней 128 . «Покайтеся, – говорил он всем, – ибо приблизилось царствие небесное!» Высокая его проповедь о покаянии скоро распространилась по всем окрестностям реки Иордана и по всей стране иудейской. К слушанию его проповеди и для крещения от него стекалось к нему великое множество народа из всей страны иудейской, иерусалимляне, и даже фарисеи и саддукеи. Сим последним, приходившим к нему, Иоанн говорил: «Порождения ехиднины! кто вразумил вас бежать от наступающаго гнева? Принесите плоды достойные покаяния, и не говорите в себе: мы отцем имеем Авраама: ибо сказываю вам, что может Бог из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде для покаяния: но Идущий за мною крепче меня; я не достоин Ему сапоги понести. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата в руке Его; и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу; а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:2, 7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, свидетельство Иоанна имеет предметом уже не Христа, но всю Св. Троицу. Слова эти есть вероучительное истолкование самого события Богоявления, коего он был свидетелем. О нем повествуют все евангелисты, которых Иоанн по обычаю восполняет. Это в Евангелии Богослова есть, можно сказать, богословие Богоявления. И свидетельство Иоанна заканчивается, наконец, учением о спасении. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (3, 36). Здесь Креститель в кратких словах выражает самую сущность проповеди Евангелия о жизни вечной, которую исповедует Сам Господь в самый торжественный час Своего земного проповедования, после Тайной Вечери, в торжественной «первосвященнической» молитве: «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя единаго истиннаго Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (17, 3). И Его же слова ученикам после воскресения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16, 16 ). В этих словах выражается вся полнота ведения Иоанна Предтечи о Христе. Эта речь Предтечи, в связи с его предыдущим свидетельством о Нем, не может быть определена иначе, как Евангелие Предтечи. Пред концом своего земного пути и пред своим исходом и отшествием на проповедь в мире загробном Предтече дано было изъяснить Богоявление и в сошествии Св. Духа на Христа, а вместе и на воды Иордана и на самого Предтечу, уведать всю тайну нашего спасения, разумеется, в духовном ее существе, хотя и не в ее историческом свершении (ибо не было еще самого свершения). Богоявление, бывшее Пятидесятницей для самого Христа по Его человеческому естеству, явилось и некоей предварительной Пятидесятницей для самого Предтечи, ибо не ветхозаветный пророк, но новозаветный евангелист и апостол говорит эти речи. Никакому человеческому ведению не дано знать это даже «от ангелов утаенное таинство», особливо ранее его полного свершения. Только наитие Духа Св., особая помазанность Предтечи, могла довести его сознание до такой полноты ясности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Оно не было таинством, подающим сверхприродный дар благодати Св. Духа, но оно было, если так можно выразиться, природным тайнодействием: все лучшие силы человеческой души, вложенные в нее при творении, напрягались, пробуждались, сосредоточивались в молитве, покаянии, вере. Естественная сторона крещения, то именно, что требуется от человека для принятия благодати крещения, здесь было налицо, а это не ничего и даже не мало. Разумеется после пришествия Христова и сошествия Св. Духа крещение Иоанново является пережившим себя и некоторым недоразумением, как в этом можно убедиться из случаев, рассказанных в Д. Ап.: 18, 24–28; 19, 1–17. Здесь рассказывается, что в Ефесе некто Аполлос насаждал начатки веры, зная только крещение Иоанново и ученики его не знали о Духе Св. Тогда же прибывший в Ефес ап. Павел сказал им: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем. т. е. в Христа Иисуса. Услышав это они крестились во имя Господа Иисуса». Незавершенное без всяких трудностей было завершено, и трудно понятное недоразумение устранено: было ясно, что крещение водой, лишенное даров Св. Духа, не было уже крещением, в свете христианского крещения. Но оно было крещением, обращенным к В. З., к подзаконному иудейству: глас вопиющего в пустыне звал его к новой жизни чрез покаяние. Замечательно, что это Иоанново крещение покаяния сохраняло свое значение, так сказать, огласительное, даже и после крещения Христова и явления Его народу. Согласно Евангелию от Иоанна, Иоанн оставался в своих местах у Иордана, сначала в Вифаваре при Иордане (Ио. 1,28), а затем в Еноне близ Салима (3,23), и продолжал крестить. Итак, до самого заключения в темницу он оставался Крестителем (3, 23–24). Но еще более замечательно то, что крещение – и, очевидно, также лишь крещение покаяния, – было воспринято и учениками Иисуса, когда Он пришел с ними в землю Иудейскую, «и там жил с ними и крестил» (3,22). Правда, это неожиданное сообщение пояснено в 4, 2 в том смысле, что «сам Иисус не крестил, а ученики его», тем не менее, евангелист прямо сопоставляет две группы крестящих: Иисус и ученики его и Иоанн и ученики его (3, 22, 25–6), так что возникло соперничество у учеников Иоанновых: «и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит и все идут к Нему» (3, 26), и этим вызвали приснопамятный ответ Иоанна, самосвидетельство Предтечи, «друга Жениха» (3, 27–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Тогда еретики отвечали:    – Мы от Бога, и в Господа Иисуса Христа веруем и святое Евангелие Его учим; посланы же мы от блаженнейшего папы римского, который есть глава церкви, сказать вам, безумным, непонятное для вас, чтобы вы поумнели и поняли уставы церковные и верно читали в св. Символе, т.е. в «Верую во единого Бога Отца».., что Пресвятой Дух исходит от Отца и Сына, и на св. проскомидии приносили пресный, а не квасной хлеб, чтобы священники ваши брили бороды, дабы и этим не согрешали в службе Божией, так как они - женихи Церкви. Если все это исполните, то получите от Вседержителя очищение и мы ради вашего покаяния умилосердимся, если же нет, то безпощадно погубим вас, чтобы вы не занимали напрасно места на земле.    Это и многое другое в этом роде говорили еретики. Преподобные же ответили им следующее:    – Мы хотим найти истину и не обращаем внимания на ваши соблазны и безумие, поелику не боимся и не страшимся ваших угроз, потому что написано, что бояться нужно одного Бога, а человека нечего страшиться, и смело говорим: никого нет против нас, если с нами Бог, Который праведен и правду возлюбил. Сам Господь наш Иисус Христос в св. Евангелии говорит: «когда придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, тот будет свидетельствовать о Мне»  (Ин. 15, 26); и опять: «и Я упрошу Отца и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами во веки Дух истины»; и еще: «это сказал Я вам, находясь с вами; Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всеми и напомнит вам, о чем Я говорил» (Ин. 14:25. 26).    Эти слова преподобные повторяли несколько раз для доказательства истины и чтобы заградить уста тем, которые говорят, что Дух Святой исходит и от Сына. Ко всему этому преподобные присоединили еще и следующее:    – Если же и этому не верите, духоборцы, то научитесь у Крестителя и Предтечи Иоанна, который видел Св. Духа, сходящего в виде голубя с неба и пребывающего на Сыне; видите, что от Отца только Дух исходит. Это учение содержит наша мать - св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010