Будьте как дети, – призывал Господь, – чисты, честны, непосредственны. Старец Нектарий не похоронил своего детства – оно жило в нем рядом с его великой духовной мудростью. Он мог и пошутить, и посмеяться даже в глубокой старости. А когда его келлию в Скиту Оптиной Пустыни обшаривали чекисты, они нашли там много игрушек «Ты что, ребенок?» – спросили они старца. «Да, – ответил он, – я ребенок». Он знал, конечно, что чекисты не поймут сказанного им, но не нашли они здесь и ничего из того, что хотели найти – ни золота, ни бриллиантов… Они искали драгоценностей вещественных, а о духовных-то, укрытых в сокровищнице сердца, которым цены нет, они и понятия никакого не имели. Но был старец Нектарий арестован именно как «укрыватель ценностей» – не мирских, а Христовых. На святом порожке Спирит В. П. Быков у старца Нектария в Иоанно-Предтеченском Скиту В 1913 году в Москве появилась на прилавках книжных магазинов книга Владимира Павловича Быкова «Тихие приюты для отдыха страдающей души. Лекции-беседы». Надо знать духовно-нравственную атмосферу того времени, кануна Первой мировой войны и революции, чтобы оценить необычность вышедшего издания, – оно резко выделилось из плотного теософски-спиритического строя тогдашней культуры и открыло ясный горизонт Православия. Быков публично говорил о русских монастырях, более – об обителях Калужской губернии, среди которых самым ярким было сияние Оптиной Пустыни с ее духоносными старцами. На лекциях автор проектировал на экран виды монастырей, которые ему для этого любезно предоставил собравший коллекцию замечательных снимков епископ Трифон (Туркестанов) . Лекции имели огромный успех. То, что говорил Быков, для многих было откровением, освобождением от обмана, радостью. Никого не смущало, что эти лекции-беседы ведет человек, совсем недавно имевший громкую славу великого спирита, издателя газет и журналов, распространявших дух противления Христу среди русской интеллигенции. Магия, оккультизм, теософия… В книге своей Быков очень откровенен, – с сильнейшим покаянным чувством рассказывает он подробности своей спиритической деятельности и постепенного пробуждения. «Я делал это по слепому неведению, – писал он, – по искреннему увлечению в глубокой уверенности, что это и есть тот истинный путь, которого так бесконечно-настойчиво, так жадно ищут многие в наш век; обманывал, быв обманут, но это меня не оправдывает, так как те, которые шли по моему указанию в тенеты лжи, в тенеты спиритизма, оккультизма, теософии, – тонули и гибли там так же, как и те, которые самостоятельно падали в эту мертвой хваткой поглощающую бездну… Но… я верю, неистощимое милосердие искупившего нас Своею кровью Господа – безгранично, и молитвы Церкви – чудодейственно плодотворны, и им, и только лишь им теперь я вверяю и себя, и тех, которые, благодаря моим заблуждениям, стали на скользкий путь пагубного увлечения. Господь выправит и их, и мои пути!»

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

И нашей Академии не миновали беспокойства. Дело началось с пустяков. Бакалавр А.И. Предтеченский пожаловался о. Ректору, 2339 что к нему мало ходит студентов на греческий класс. О. Ректор подтвердил, чтобы ходили; но в следующий класс их явилось человека два. О. Ректор донес Митрополиту; 2340 а Митрополит приказал объявить: «кто не явится в след. Греческий класс, может подавать прошение об увольнении». Настал и этот класс, и студентов не явилось более половины, и притом все лучшие. Слух об этом разнесся по городу, и дело наших студентов связывается с делом студентов Университета». 2341 В такую пору трудно было вести дело руководства учащеюся молодежью; но А.М. Иванцов-Платонов, хотя и только что вступивший на кафедру и не долго служивший при Академии, с честью вы- —526— шел из затруднений своего времени, и Академия Петербургская с сожалением отпускала его из среды личного своего состава. 2342 В начале 1862 года А. М-ч вступил в брак с Раисою Михайловною Воздвиженскою, 2343 устроенный покойным протопресвитером Московского Успенского Собора, профессором Университета Н. А. Сергиевским . 2344 Тогдашнее материальное положение бакалавра (при 429 р. с копейками в год жалования) было слишком мало обеспеченным, особенно для семейного человека, и так как супруга А. М-ча была родом Москвичка и имела родных в Москве, а между тем и у самого А. М-ча еще со студенчества завязались с Москвой тесные литературные и иные отношения, 2345 то естественно, что его более всего тянуло в Москву. 1862–1863 учебный год был последним годом его непродолжительной академической службы. Августа 24 дня 1863 г. А. М-ч митрополитом Московским Филаретом был рукоположен во священника, с назначением в законоучители 3-го Московского Александровского Военного училища; 6 сентября того же года совершил первое священнослужение в церкви этого училища, вступив таким образом в общение с новою своею паствою и новыми своими слушателями, 2346 затем начал и уроки закона Божия в сем училище, пробыв в нём непрерывно до конца 1889–1890 учебного года, и только уже в 1890 году, за расстройством здоровья, передав свою должность в этом училище зятю своему, также питомцу Московской Духовной Академии, магистру священнику Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто первый осел среди существовавшего тогда здешнего приволья, о том ничего не говорит местное предание. Известно только, что существовавшая в конце XVIII столетия на месте нынешнего села деревенька называлась Осиновкой. К востоку от неё в 4 верстах лежала другая, называвшаяся Комогоровой. Потом между этими деревеньками образовалась третья – Пределина, ныне почти слившаяся с селом. Впоследствии, к юго–западу, в версте от села, образовался выселок, носящий в настоящее время название деревни Позориной. Первоначально деревня Осиновка, с примыкающими к ней с двух противоположных сторон деревнями Пределиной и Позориной, принадлежала к приходу Соровской Предтеченской церкви, деревня же Комогорова была Усть-Миасского прихода. В самостоятельный приход выделились эти деревни в 1853 году, 19 ноября. Прихожане Осиновского прихода все русского племени, по сословию – крестьяне, а по вероисповеданию – православные. Только в деревне Комогоровой есть раскольники в количестве 76 душ обоего пола. Общее число прихожан в настоящее время достигает цифры 3 063 душ, из которых 1 503 м. п. и 1 560 ж. п. Главным, и почти исключительным занятием прихожан является хлебопашество, чему способствуют здесь и климат, и почва. Сеют не только рожь, ячмень и овёс, но и пшеницу, дававшую ещё не так давно баснословные урожаи. Из других занятий можно упомянуть ещё птицеводство и огородничество, но первое ограничивается выводкою только гусей и уток, пух и мясо которых охотно скупается разными комиссионерами на местных осенних ярмарках, а второе – посадкою картофеля и огурцов. Картофель идёт на винокуренный завод Поклёвского, а огурцы – в Екатеринбург и разные заводы, где они известны вообще под названием «Шадринских». Осенью и зимою, в свободное от полевых работ время, многие из прихожан ходят на золотые прииски, для женского же населения находится работа и дома – это тканьё половиков и скатертей, имеющих громадный сбыт в Сибири. Этот кустарный промысел сильно развивается не смотря на то, что находится в руках немногих богачей-кулаков, беспощадно эксплуатирующих несчастных тружениц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но продолжим речь о внешнем устройстве скита. Трудами старца Макария, бывшего в Площанской пустыни ризничим, приведена была в отличное состояние скитская ризница. Он передал искусство хранения и обращения со священными одеждами и облачениями одному из близких своих учеников, пономарю монаху о. Флавиану 51 , который всегда был точным и усердным исполнителем его воли, а потому и пользовался особенным расположением старца. Известно, что золотошвейное искусство всегда процветало и процветает в наших женских обителях. И вот инокини, относившиеся к старцу Макарию, зная его любовь к церковному благолепию и желая чем-либо выразить свое усердие к нему за получавшуюся от его советов духовную пользу, просили у него, как особой милости, позволения участвовать своими трудами в украшении любимой им скитской церкви. Одни – имущие – жертвовали своей работы разные вещи: воздухи, оплечья на ризы и стихари, подольники на подризники, орари, поручи, пелены, другие трудолюбивые сестры, но неимущие, просили дать им работу. Мирские особы, относившиеся к старцу со своими духовными нуждами, также желая изъявить свое усердие, жертвовали кто материал для вышивания, а кто и материи для облачений, платки для покрова престола и т. п. вещи, служащие к церковному украшению или пригодные для обращения на оные. Число усердных приношений далеко превышало потребности скитской церкви. Вследствие чего, по распоряжению старца Макария, приумножена и монастырская ризница 52 . А это давало монастырю возможность в разное время поделяться облачениями с церквами страждущего Востока и нашего Западного края. Родившись в деревне и проведя детство среди отрадных видов сельской природы, старец Макарий и всегда обнаруживал к природе глубокое сочувствие. Между прочим, любил он цветы. Но когда сделался начальником скита, отсекая эту невинную склонность, он не стал было заниматься цветниками, даже и прежде него заведенными в скиту его предместником, иеромонахом (впоследствии игуменом) Антонием. Обратил же он на них внимание лишь тогда, когда услышал, что посетители скита упрекают его в упущении того, что не считал недостойным своего внимания бывший пред ним начальник скита. Сначала старец увеличил небольшой цветник пред окнами своей келлии. А затем по времени появились цветы уже вокруг всего Предтеченского храма, пред окнами некоторых келлий и по главным скитским дорожкам. Тут можно было видеть и высокорастущие, но без запаха, разных колеров георгины; также пионы, пахучие воздушные кусты жасминов, лупины, резеду и другие мелкие цветы. Любителям цветоводства было чем полюбоваться, подойдя, например, к келлии старца, так сказать, осыпанной цветами. И трудно было поверить, узнав, что все это было делом усердия одного человека, старцева келейника, монаха Илариона, неувядаемый плод послушания и особенно искренней любви его к своему старцу-наставнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Синода 6 октября 1886 г. за 6279-м, из приписного сделался самостоятельным, со своим штатным причтом. Возобновив и благолепно украсив этот храм и обезпечив содержание причта при нем, А. В. возымел новую благую мысль – учредить при этом храме женскую общину. Но ему не суждено было исполнить это намерение при жизни. Господь воззвал его в свои небесные, вечные обители. Но его добрые и почтительные сыновья приняли на себя обязанность выполнить намерение почившего своего родителя; его желание сделалось их собственным желанием и они вскоре, после его смерти, приступили к осуществлению воли своего родителя и собственного своего желания. Заручившись согласием городского общества и постановлением Соликамской городской думы, состоявшимся еще при жизни покойного их родителя, 6 сентября 1885 г. (журнал гор. Думы 11) об отводе для предполагаемой женской общины усадьбы вблизи Красносельской церкви, в количестве 3 десят. и 1160 с., братья Рязанцевы в 1890 г. вошли к Пермскому епархиальному начальству с прошением, в котором писали, что вполне сочувствуя желанию своего покойного родителя, и в виду того, что в отдаленных от г. Перми в Соликамском и Чердынском уездах есть немало желающих посвятить себя на служение Богу в удалении от мира, под руководством лиц, опытных в духовной жизни и знакомых с правилами и порядками монастырской жизни, они, Рязанцевы, просят Пермское епархиальное начальство исходатайствовать им от Св. Синода разрешение – открыть при Красносельской Иоанно-Предтеченской пригородной церкви женскую общину для доброчестных вдов и девиц, желающих посвятить себя на служение Богу. На содержание испрашиваемой ими Общины они обязались внеси от себя капитал в 10500 рублей государственными %% бумагами; выстроить каменный корпус для помещения 20 – 25-ти сестер, со всеми необходимыми надворными строениями. А если сестры общины пожелают заниматься хлебопашеством, то они, Рязанцевы, согласны арендовать на 24 года до 15-ти десятин пахотной земли у крестьян Поповского сельского общества, смежного с Красным селом, на что крестьяне изъявляют свое согласие.

http://sobory.ru/article/?object=16250

2) Преподавание Закона Божия может быть поручено лицам и несвященного сана, но под наблюдением и ответственностью приходского священника. 3) Учащие школ среди православного населения должны быть только православными. 4) К учащим должно быть применено в полной мере выборное начало, при чём родителям учащихся должно быть предоставлено право надзора за учебно-воспитательной деятельностью учителей. 5) Настоящий протокол представить в бюро Всероссийского законоучительского Союза, а копию напечатать в достаточном количестве и распространить её в приходах» [xv] . Аналогичные постановления принимались по всему Дону. 6 августа 1917 г. прихожане Предтеченской церкви при станции Раковка Юго-Восточной железной дороги Усть-Медведицкого округа Донской епархии выразили свою позицию: «...имея сведения о решении Государственного комитета об изъятии Закона Божия из школьных предметов обучения или же допущения, но как необязательного, выражаем свой самый горячий протест против этого дикого решения». И далее писали:   «Мы, люди далеко не учёные, но отчётливо сознаём, что Закон Божий, как главенствующий предмет — есть единственно великая движущая сила в христианской жизни, целыми веками воспитывающая наших детей к вечному спасению. Это самая здоровая духовная пища, заменить которую никто никогда и ничем не сможет. Лишить знания этого предмета наших детей — это значит отнять у нас всё самое дорогое и оставить в беспросветной тьме даже более той, чем в которой мы есть и были, как незаконное постановление, просим не простирать на нас — не желающих оному подчиняться, а напротив, желаем, чтобы наши дети и детей дети не только не лишались, но более обязывались знаниям Закона Божия» [xvi] . В акте приходского собрания Успенской церкви ст. Ольгинской Донской епархии по вопросу о преподавании Закона Божия в школах от 13 августа 1917 г. отмечалось:   «... Заслушав воззвание Кирилло-Мефодиевского братства законоучителей г. Новочеркасска к пастырям и законоучителям низшей и средней школ Области войска Донского, все мы выразили печаль свою по поводу того, что Всероссийский съезд педагогов, не считаясь с народным мнением и желанием, преподавание Закона Божия в школах сочли необязательным предметом.

http://bogoslov.ru/article/690378

1 ноября 1871 года открыта богадельня для стариц. В первый год израсходовано на призрение стариц 250 рублей, во второй 700, в третий около 1,400 рублей. Числа занятых в богадельне вакансий после этого превосходило 25. С 1882 года число вакансий увеличено до 40, к которым впоследствии прибавлено еще 5 вакансий. Но в действительности эти цифры редко фигурируют в отчетах по богадельне: принимаемо было старух то более, чем сколько имелось вакансий, то менее; впрочем, колебания никогда не превышали в уклонении от нормы цифры 4. Призреваемые получают от общества полное содержание; в прежних отчетах есть указание, что они получали, в дополнение по содержанию пищей, ежемесячно по 1 / 2 фунта чаю и по 1 фунту сахару, а на большие праздники по 1 фунту кофе и фунту сахару. С 1 ноября 1872 года при богадельне учрежден дневной детский приют для 25 детей, устроенный как и в других приходских благотворительных обществах, уже описанных. Дети в приюте обучались закону Божию, грамоте, славянскому чтению, четырем действиям арифметики и счетоводству. Закон Божий преподавался безмездно: кандидатом духовной академии Н. А. Соколовым, священниками М. Я. Предтеченским, П. П. Виноградовыми псаломщиком А. И. Тихомировым, протоиереем В. Я. Михайловским. С 1880 года дети обучались и церковному пению, также бесплатно, псаломщиком Д. В. Свиноредским, до 1887 года, когда был приглашен платный учитель пения. Учительница получала по 15 рублей жалованья в месяц и пользовалась одной небольшой комнатой при приюте. С 1888 года дети стали петь в церкви акафисты пред иконою Богоматери «Утоли моя печали» по пятницам. Дети всегда собирались в приют к восьми утра. Одно время назначено было приходить к девяти, но дети все равно являлись по-прежнему к восьми. После утренней молитвы давался чай с хлебом, с девяти начинались уроки, в половине двенадцатого обед, после него недолгий отдых, и с часу до трех снова занятия, в три чай с хлебом, и дети расходились по домам. Приют обыкновенно не закрывался и в каникулярное время. К большим праздникам дети получали иногда одежду и обувь. В 1897 году приходящих детей в приюте-школе состояло 28, кроме двенадцати детей, призреваемых в постоянном приюте общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Создание школьных программ по культуре трезвости обсудили на Рождественских чтениях 1 февраля 2020 г. 16:06 29 января 2020 года в Российском государственном социальном университете в Москве в рамках Рождественских чтений состоялся круглый стол, на котором более 60 представителей Церкви и общественности из 64 епархий обсудили проблемы трезвенного просвещения, взаимодействие общественных и религиозных организаций в популяризации здорового образа жизни и социальные практики по продвижению идей трезвости. «В Российской Федерации существуют все необходимые условия для продвижения трезвости как национального отечественного " продукта " , поэтому необходима разработка нормативных актов и законов о воспитании трезвости и о трезвенном просвещении, — отметила профессор, руководитель отделения профилактики аддиктивного поведения Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения Москвы Виктория Аршинова. — Мы поддерживаем начинания по созданию школьных и университетских программ по культуре здоровья и трезвости. Созрели условия для появления специалиста в области формирования трезвого образа жизни, владеющего всеми подходами профилактики зависимого поведения». Трезвость — неотъемлемая часть здорового образа жизни, отмечали участники круглого стола. Председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» протоиерей Игорь Бачинин в докладе ознакомил слушателей с основными терминами и понятиями системы трезвенного просвещения. «Наш университет является образовательным оплотом, где руководство университета, многие сотрудники и студенты придерживаются этой важной ценности, показывая пример не на словах, а на деле», — отметила ректор РГСУ Наталья Починок. Использовать позитивный опыт Республики Якутия — Саха в области утверждения трезвости для формулирования новой антиалкогольной концепции России предложила социолог, специалист Исследовательской группы «Центр интеллектуальных ресурсов и кооперации в области общественных наук» Варвара Зотова. Она также рекомендовала законодательно закрепить право органов местного самоуправления вводить запрет на продажу алкогольной продукции. Напомним, что в Москве в Сретенской духовной семинарии 27 декабря прошло  заседание Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Его возглавил председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон , который предложил разработать проекты школьных уроков и методических рекомендаций для профилактики алкогольной зависимости среди молодежи. Предполагается, что в рабочую группу по разработке программы войдут профильные специалисты общественных организаций и Церкви. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5586064.ht...

В 1893-1898 гг. А. возглавлял образованную в связи со стремлением старокатоликов к соединению с РПЦ синодальную комиссию по старокатолич. вопросу. Деятельность комиссии отличалась открытостью к богословскому диалогу и в то же время безусловным желанием сохранить правосл. вероучение во всем, в частности в экклезиологии , по к-рой обнаружились серьезные расхождения со старокатоликами, придерживавшимися несостоятельной «ветвей теории» . В отличие от нек-рых рус. богословов (Н. А. Смирнова, А. А. Киреева и др.) А. считал канонический статус старокатолич. Церкви ущербным, устранение Filioque - обязательным условием соединения. Взгляды А. на этот вопрос наиболее полно раскрыты в «Ответах С.-Петербургской комиссии». 5-22 июня 1897 г. А. представлял РПЦ в Великобритании на торжествах по случаю 60-летнего юбилея правления королевы Виктории, где участвовал в многочисленных встречах с представителями епископата и богословами англикан. Церкви. Оксфордский и Кембриджский ун-ты удостоили его дипломами д-ра теологии и д-ра права. В Германии А. встречался с ведущими деятелями старокатолич. движения - еп. Т. Вебером , проф. И. Лангеном , И. Ф. Шульте и др. 25 дек. 1898 г. А. был переведен на С.-Петербургскую и Ладожскую кафедру, назначен постоянным членом Синода и возведен в сан митрополита. С 9 июня 1900 г. первенствующий член Святейшего Синода. 22 апр. 1906 г. А. был избран членом Гос. совета, но 27 июня освобожден от этого звания согласно собственному прошению. Управляя столичной епархией, А. проявлял, как и прежде, особую заботу о духовном просвещении и делах благотворительности. В воскресные и праздничные дни часто разделял общую трапезу с насельниками лавры, охотно беседовал с ними, заботился о бытовых условиях, в к-рых жили лаврские послушники. В праздники Пасхи и Рождества, следуя древней традиции, посещал тюрьмы, подавая щедрую милостыню заключенным, находя для них слова духовной поддержки. Основал и деятельно заботился об Александро-Невском об-ве трезвости. Инициатива А. была столь успешна, что вскоре более 3 тыс. подобных об-в возникло в России. Организовал строительство Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской лавры в Лужском у., а также здания ДУ в С.-Петербурге, названного в авг. 1910 г. в честь А. Антониевским. Жертвовал личные средства на устройство Иоанно-Предтеченского храма Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге и подворья РПЦ в г. Бари (Италия). Во время пребывания на С.-Петербургской кафедре А. впервые в России ввел электрическое освещение в храмах.

http://pravenc.ru/text/115944.html

В нач. ХХ в. в С.-Петербурге появился целый ряд церковнопевческих орг-ций. В 1902 г. по инициативе хорового дирижера и композитора А. А. Архангельского было создано Церковнопевческое благотворительное об-во, к-рому покровительствовал имп. Николай II. Орг-ции, подобные этому об-ву и использовавшие его устав, создавались в др. городах России ( Компанейский Н. И. По поводу 9-го пункта § 44 Устава Церковнопевческого об-ва в С.-Петербурге//РМГ. 1903. 17/18. Стб. 469-474). В 1-е десятилетия ХХ в. в С.-Петербурге возникают: Всероссийское об-во хоровых деятелей (1907), С.-Петербургская певчая артель слепых (10-е гг. XX в.), об-во регентов (апр. 1912). В 1917 г. был образован Союз петроградских хоровых тружеников ( Артемова. 2015. С. 40). Целями С.-Петербургского об-ва регентов были: улучшение общественного и материального положения регентов путем введения должности регента в штат церковного причта (на положении, приравненном к штатному диакону); право на бесплатное воспитание детей регентов в духовно-учебных заведениях; устройство кассы взаимопомощи и пенсий. Силами об-ва планировалось создание подготовительной школы для певцов и для Регентского училища, а также открытие бюро регентского и певческого труда и б-ки. Инициатором и главным организатором об-ва был регент Г. В. Романов, в его состав входили Н. А. Добровольский , А. П. Рождественский, А. М. Фёдоров, Н. В. Мельников, А. И. Ильштрем , П. А. Грищенко и И. С. Соловьёв (ХРД. 1912. 5/6. С. 117-118). С 1910 г. Об-во распространения религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге устраивало курсы пения для народа, которые «образовали особое ядро для общенародного пения в храме общества. Такие же курсы имелись ранее при Троицкой церкви общества, а ядро народного хора - при Иоанно-Предтеченской церкви» (ХРД. 1911. 6/7. С. 159). В 1913 г. Я. Ф. Кузнецов в ст. «Об организации церковно-певческих обществ в России» предлагал по примеру немцев, латышей, финнов организовывать певч. об-ва, к-рые могли бы содействовать возрождению как старинной рус. песни, так и церковного пения. Такие об-ва могли бы преследовать просветительские цели и одновременно отвращать народ от пьянства. К статье прилагался типовой проект устава, в к-ром излагались цели, задачи, определялись состав об-ва, средства его содержания, состоящие из членских взносов, доходов от капиталов об-ва, пожертвований и концертных сборов; об-ва должны были находиться в ведении Мин-ва внутренних дел (РМГ. 1913. 18/19, 22/23, 24/25, 28/29. Стб. 457-464, 521-526, 546-548, 610-614; перепечатано: ХРД. 1913. 7/8. С. 110-114).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010