Великий Устюг. Иоанно-Предтеченский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1262. Ссылки:   Адрес: Великий Устюг, Красноармейская ул. 40 Координаты: 60.7672, 46.3121 Проезд:Занимает южную часть Красной Горы, между домами по ул.Луначарского и ул.Красноармейская. Ныне территория щетинно-кисточной фабрики, вход строго по пропускам и с разрешения дирекции. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Иоанно-Предтеченский монастырь был заложен в 1262 году. История возникновения и строительства монастыря связана с именем татарского баскака (сборщика податей в пользу хана) Багуя (Буга). Во времена татарского ига положение всего русского народа было самое бедственное. Вся русская земля была обложена данью. В Устюге проживал татарский баскак Багуй, который за неплатеж дани забрал в невольницы дочь одного почтенного жителя города Марию. Народ заволновался и стал говорить, о том, что в Ростове, Суздале и Владимире баскаков уже убили и сам великий князь Александр Невский велел изгонять и уничтожать их. Испугавшись народного гнева, Багуй пришел к своей наложнице Марии с просьбой спасти его. По совету Марии Багуй приял крещение и вступил в христианский брак с ней. После крещения Багуй был назван Иоанном. Следуя советам жены, друзей и знакомых Иоанн построил на Ивановской горе церковь во имя рождества Иоанна Предтечи, а потом и Иоанно – Предтеченский монастырь. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские были похоронены у Вознесенской церкви. При постройке новой Вознесенской церкви место их погребения вошло внутрь храма. По сведению вологодской епархии гробница Иоанна и Марии Устюжских до 1917 года находилась в приделе Воздвижения Креста с северной стороны Вознесенской церкви. В 1764 году Иоанно-Предтеченский мужской монастырь обращен в женский, с переводом в него инокинь из Спасо-Преображенского монастыря. Лицом к городу, над святыми воротами, находилась трехъярусная колокольня со шпилем увенчанным яблоком и крестом (в настоящее время не существует).

http://sobory.ru/article/?object=12554

Соликамск. Соликамский Иоанно-Предтеченский Красносельский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Рождества Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты На заседании 27 июля 2009г. Священный Синод Русской Православной Церкви, заслушав прошение епископа Пермского и Соликамского Иринарха, постановил преобразовать Иоанно-Предтеченский приход в бывшем Красном селе, ныне входящем в черту города Соликамска, в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (журнал 77). Настоятельницей Соликамского Красносельского Иоанно-Предтеченского женского монастыря назначена монахиня Варвара (Сухинина), с освобождением ее от должности настоятельницы Обвинского Свято-Успенского женского монастыря. Обвинский Свято-Успенский женский монастырь Пермской епархии преобразован в монастырское подворье со статусом приписного к Соликамскому Красносельскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. Решением Священного Синода Пророко-Ильинская женская пустынь Пермской епархии преобразована в монастырское подворье со статусом приписного к Кунгурскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. Официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/db/text/705480.html Протоиерей А. Луканин в своей книге «Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска» (1882 г.) приводит следующие сведения об Иоанно-Предтеченском храме: «В селе Красном, отстоящем от Соликамска в 1 версте, находится каменная церковь во имя Иоанна Предтечи и св. мученика Иоанна Воина, приписанная в 1845 г. к Соликамскому Собору по указу Св. Синода по малочисленности прихожан. Грамота на основание этой церкви дана 22 декабря 1715 года, но заложение церкви последовало в 1721 г. Основание ея положил сам преосвященнейший Алексий, епископ Вятский и Великопермский… Строена она была первоначально на иждивение солепромышленника посадского человека Иоанна Суровцова, а кончена купцом Алексием Феодоровичем Турчаниновым, к которому перешло от Суровцова и после него от Демидова село Красное. Церковь эта двухэтажная.

http://sobory.ru/article/?object=16250

Чита. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский храм в Чите находится на территории Забайкальского края в Железнодорожном районе города. Воздвижение церкви связано со строительством Транссибирской железной дороги в рамках государственной программы России. По указу императора Николая II возводились так называемые «железнодорожные» храмы по всей железнодорожной ветке Забайкальского края. Иоанно-Предтеченский храм в Чите был заложен 16 сентября 1898 года на железнодорожной станции «Чита-поселок». Средства на строительство храма выделило железнодорожное ведомство, часть денег была пожертвована баронессой Елизаветой Ивановной Кукель. В 1900 году обитель была построена и освящена во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Чин освящения совершил епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий. В 1906 году в результате пожара Иоанно-Предтеченский храм в Чите сгорел. Службы стали проводить в помещении бывшего Красного Креста на станции «Чита воинская». С разрешения Правящего архиерея решено было строить новую церковь рядом со сгоревшим храмом, но так как средств на закупку материалов не было, решено было построить ее из материала барака Красного Креста. Барак разобрали и перенесли на место нового храма. Отстроенное церковное здание освятили 28 ноября 1910 года. Во время реконструкции была увеличена высота, внутри здания выполнены арки, добавлены фронтоны. Наверху подставлены два венца бревен, купол над алтарной частью и колокольня. Арки сохранились и до нашего времени, благодаря им в церкви великолепная акустика. В 1927 году храм был закрыт, на Соловки был сослан настоятель - протоиерей Алексий Соболев. В 1993 году распоряжением администрации Читинской области храм возвращен Православной общине. Начались регулярные богослужения. В октябре 1997 года в храме чудесным образом обновилась Казанская икона Божией Матери. В 2002 году храм был освящен епископом Читинскими и Забайкальскими Евстафием. Храм был заложен 16 сентября 1898 года. Строительство храма было связано с государственной программой по строительству Транссибирской магистрали. Государство было заинтересовано не только в строительстве железной дороги, попутно решались и социальные вопросы и просветительские: переселенцев, рабочих, каторжных, связавших свои судьбы с железной дорогой, нужно было не только устраивать на новом месте, но и духовно окормлять этих уже очерствевших людей. С этой целью на каждой крупной станции железнодорожным ведомством строились храмы, которые в народе так и назывались «железнодорожные». На забайкальском участке Транссиба указом императора Николая II были возведены следующие храмы, входившие в 25 благочиннический округ Забайкальской епархии: ст. Чита —  Иоанно-Предтеченский храм; ст. Хилок — Николо-Александровский храм; ст. Магзон — Петро-Павловский храм; ст. Адриановка — Константино-Елененский храм; ст. Оловянная —  Сергиево-Елизаветинский храм.

http://sobory.ru/article/?object=37119

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Предтеченский скит. Карта и ближайшие объекты Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Сортавальского муниципального района (по состоянию на 15.04.2013 г.). Предтеченский скит: 1) Деревянный дом с мезонином. 2) Келейный корпус (1858 г.). 3) Колодец с надколодезной часовней (1858 г.). 4) Пихтовая аллея (сухостой, подлежит восстановлению) - сер. 19 века. 5) Поклонный крест (1854 г.). 6) Ягодный питомник; посадки клена, пихты; фруктовый сад и огород (сер. 19 века). Информация с сайта «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия» Скит св. Иоанна Предтечи на острове Предтеченском, по-фински называвшемся Сирничан, т. е. монашеский, в 4 верстах от Валаама. Вероятно, здесь и в древности существовал скит, и думают, что после разорения обители шведами некоторые из рассеявшейся братии возвратились опять сюда и поселились вблизи святого места, занятого иноверцами. Несколько существовавших здесь еще в недавнее время полуразрушавшихся хижин указывали на следы скитских келий. В 1855 г. устроена была небольшая деревянная часовня во имя св. Иоанна Предтечи, с небольшою пустынькою, состоявшею из деревянного одноэтажного домика, существующая и доныне. В 1858 г. часовню заменила церковь, перевезенная из Васильевского погоста и некогда устроенная там иноками, выходцами Валаама, в честь Преображения Господня. Перевозку и устройство, по разрешению на то Святейшего синода, принял на себя один благотворитель, пожертвовавший еще 1000 руб. серебром на ремонт ее и 500 руб. возмездия за нее и за утварь Васильевскому причту. Иконостас в этой церкви еще проще святоостровского: он сосновый, не крашенный. В фундаменте церкви, в скале, иссечено помещение для теплой Трехсвятительской церкви. К зданию церкви пристроена высокая деревянная колокольня, на которой повешен колокол – дар обители валаамской царя Бориса Годунова, возвращенный из Новоладожского собора в 1858 г., с возмездием в 300 руб. серебром. Храм и дом обнесены деревянною досчатою оградою, вмещающею в себе пространство в 250 кв. саж., кругом которой насажены хвойные деревья, а внутри разведен фруктовый сад.

http://sobory.ru/article/?object=24394

В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за великопостным богослужением в Иоанно-Предтеченском монастыре Москвы Москва, 5 марта 2009 г. 5 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за богослужением в Иоанно-Предтеченском монастыре Москвы. По завершении утрени, часов и вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молившимся за богослужением с Первосвятительским словом, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . «Для того, чтобы идти по пути духовного совершенствования, а именно к этому призывает нас Господь, необходимо воспитывать свой ум, свою волю, свои чувства, – напомнил Святейший Патриарх Кирилл. – Воспитание ума имеет очень большое значение в наше время, когда человек подвергается огромному воздействию извне. Это воздействие несет в себе информацию как полезную, так и вредную. Способность отличать одно от другого свидетельствует о мудрости человека. Противостоять же злой и разрушительной информации мы можем, воспитывая свой ум и, в первую очередь, проникая в смысл Священного Писания, святоотеческих творений, житий святых, другой литературы, которая призвана воспитывать ум по закону Божию». Святейший Владыка подчеркнул, что очень важно также и воспитание воли. Святые отцы-аскеты и подвижники, среди которых – святители Тихон Задонский и Феофан, Затворник Вышенский – размышляя на эту тему, учат, что воспитать волю означает запечатлеть в ней добродетель. «Если у человека есть какая-либо добродетель, ее надо взращивать. Например, если имеется навык помогать другим людям, нужно поддерживать этот навык, даже когда прийти на помощь другому трудно в силу различных жизненных обстоятельств или когда для этого не хватает сил и средств. Нужно стремиться к тому, чтобы добродетели, которые присутствуют в нашей душе, нисколько не умалялись, а, наоборот, взращивались», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. Его Святейшество подчеркнул важность утверждения вместо искореняемого порока противоположной ему добродетели: «Когда мы говорим о том, что воспитать волю означает запечатлеть добродетель, то в первую очередь имеем в виду изгнание пороков из своей души, потому что противоположное пороку и будет добродетель. Если человек лжеречив, то борьба с лжеречием будет означать стяжание добродетели молчания и мудрости. Если человек осуждает другого, то борьба с этим пороком должна быть в стяжании очень важной добродетели смиренномудрия, то есть способности словом своим не ранить другого человека, а лечить, использовать слова не для разрушения своего внутреннего мира, а для созидания».

http://pravoslavie.ru/29529.html

Зарайск. Кремль. Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский собор - памятник архитектуры XIX в. Первый храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи сооружен в XIII в. на могиле зарайского князя Феодора, его супруги Евпраксии и сына их Ивана. В середине XVI в. при царе Иване Грозном возвели новый Иоанно-Предтеченский храм, «что под колоколами», который находился несколько восточнее нынешнего храма. В 1740-х гг. ветхую церковь разобрали, и воздвигли новый храм, сень-шатер над погребением князей оказались вне храма. Существующий Иоанно-Предтеченский собор выстроен из кирпича на территории Зарайского кремля в 1901-1904 гг. по проекту К. М. Быковского на средства братьев Бахрушиных, на месте разобранной ампирной церкви 1819-1821 гг. Ряд архитектурных приемов и силуэт собора близки московской церкви Троицы на Грязах, видимо, послужившей образцом. Четырехстолпный трехапсидный храм в нарядной, торжественной архитектуре которого сочетаются приемы классицизма с ренессансными мотивами убранства. Массивный световой барабан, значительно сдвинутый к востоку, покоится на квадратном постаменте с балюстрадой. Внутри собор был богато украшен и имел два придела: во имя свв. апп. Петра и Павла и равноап. кн. Владимира. Иконостас, клиросы и киоты, исполненные мастером И. М. Фроловым, на основе рисунков арх. С. У. Соловьева «в древнем стиле», до настоящего времени не сохранились. В советские годы в храме располагался кинотеатр. Колокольню взорвали, гробницу зарайских князей уничтожили. В 1992 г. храм передали верующим. В 1994 г. возведена деревянная колокольня с десятью колоколами. В 1997 г. изготовлен точный список чудотворной иконы Николы Заразского. В августе 2002 г. освящен восстановленный памятник-надгробие князьям Феодору, Евпраксии и Иоанну. Не в дальнем расстоянии от собора Никольского находится другой соборный храм Предтечинский, именуемый в летописных памятниках церковью Иоанна Предтечи, «что под колоколами», основанный первоначально на гробах князя Федора, княгини Евпраксии и сына их Иоанна, почивших в XIII ст.

http://sobory.ru/article/?object=00377

Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683-1696 гг.) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, коегда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители - старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, старанием которых он и был освящён 19 октября 1697 г. Иоанно-Предтечевский монастырь, заштатный, в Астрахани. Основан в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием; в 1723 году упразднен; в 1727 году восстановлен. В монастыре находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья. В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

http://sobory.ru/article/?object=01043

Местоположение монастыря Астраханский мужской заштатный Иоанно-Предтеченский монастырь находится на восточной стороне Астрахани, вне белого города, за рекою Кутумом. Он расположен на ровной долине, отделенной от города речкою; огражден со всех сторон каменными стенами и образует квадрат, каждая сторона которого имеет по 4б сажень. Основание монастыря и последующая судьба его Основание сей обители положено было при четвертом Астраханском Митрополите Савватии, главным образом на иждивение сего истинно благочестивого Иерарха и при помощи доброхотных дателей 1 . Первый храм в обители был, вероятно, деревянный. В 1688 году в октябре месяце строитель новой обители старец с братиею просили Митрополита Савватия о дозволении выстроить каменную церковь во имя Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, по имени Коего и монастырь наименован Иоанно-Предтеченским. Восемь лет продолжалось строение каменной церкви, которая освящена была уже при Митрополите Сампсоне в 1697 г. октября 19 числа 2 .  Едва основанная обитель Предтеченская вскоре получила историческое значение. Здесь в 1705 году некоторое время скрывался от взбунтовавшихся стрельцов Преосвященный Митрополит Сампсон. Около сей обители, по совету и благословению сего доблестного Архипастыря, собралось и утвердилось верное Царю войско, оттеснило мятежников в белый город и тем положило прочное начало к усмирению мятежа 3 . В 1723 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был обращен в лазарет. В нем не осталось ни одного монаха, так что и требы в лазарете совершал белый священник, к которому присылали на помощь двух иеромонахов из Спасского монастыря. Потом, в замене иеромонахов, придан был другой 6е-лый священник. Но в 1727 г. Апреля 13-го, вследствие представления Преосвященного Варлаама, опять была восстановлена Иоанно-Предтеченская обитель. При своем основании обитель Иоанно-Предтеченская не имела никакой недвижимой собственности, а содержалась единственно временными доходами от доброхотных дателей. Посему первый же строитель обители сей старец Александр с 6ратиею били челом Великим Государями Царям и Великим Князьям Иоанну и Петру Алексеевичам и Великой Государыне Софии Алексеевне о назначении им жалованья для пропитания и поддержания монастырских зданий, «кормятся де они» (писали о себе строитель с братией) «Христовым именем, а Великих Государей жалованьем, противу иных Астраханских монастырей, ничем не пожалованы, нуждны и бедны» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Кострома. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Предтеченская г. Костромы каменная, с такою же колокольнею, построена в 1762 г. тщанием прихожан и на пожертвования благотворителй. Ограждена с восточной стороны каменною с жел. решеткою оградою, а с прочих сторон деревянным палисадом. Престолов 3: 1) главный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2) в правом приделе во имя седми отроков Ефесских, 3) в левом во имя св. вмч. Параскевы. Средства церкви постоянныя: капитал в количестве 558 руб. 48 к.; 2 каменныя лавки, приносящия дохода 180 р. Ближайшие церкви: Спасская в Рядах, Петропавловская и Архангельская, около 100 сажен. Причт: священник и псаломщик. Постоянныя средства причта: причт пользуется процентами с капитала 6472 руб. 81 к., арендой с лавок 180 р., а с земли, находящейся по Старо-Троицкой улице, 60 руб. Дохода от требоисполнений и при богослужении 844 руб. в год, из коих приходится на долю священника 633 р., псаломщика – 211 руб. Для помещения причта есть деревянный дом, но по неудобству его причт в нем не живет, а помещается на частных квартирах и квартирных денег не получает, а пользуется деньгами, получаемыми от постояльцев церк. дома. Земли при церкви 1060 ½ кв. саж., но причт всей землей не пользуется, кроме 300 кв. саж., с которой получается аренды 60 р. в год. Планы на землю есть. Прихожан при церкви состоит 479 д., в том числе 221 д. м.п. и 258 ж.п. Приход состоит из чиновников и мелких торговцев. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. - С. 14. Св. Иоанна Предтечи. Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена в 1762 году. Престолы в честь: св. Иоанна Предтечи, празднования усекновения его главы, св. седьми Отроков, иже во Ефесе, и мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы. Причта состоит: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви 760 ½ кв. саж., на которую имеется и план. Земли, пожертвованной в церковь купцом Петром Колодезниковым, по лицу улицы 4 саж. и во внутрь квартала 23 саж., и градским обществом отведено из земель общественных 31 кв. саж., в замен земли, отошедшей под здания гостинаго двора. На последния две земли законные акты имеются. Прихожан муж. пола 117, жен. 202, дворов 36. Проценты с капитала 745 рубл. поступают в пользу причта. При церкви устроены каменная келья и каменная кладовая.

http://sobory.ru/article/?object=35325

поиск:   разделы   рассылка Антон Поспелов Архимандрит Тихон (Шевкунов): " И всё-таки самым главным было богослужение " Источник:  Православие.ру В октябре 2012 года хор московского Сретенского монастыря и священнослужители этой обители по приглашению митрополита Илариона (Капрала) побывали на приходах РПЦЗ в Северной Америке. Поездка была приурочена к пятилетию воссоединения Русской Церкви. Мы попросили отца Тихона поделиться своими впечатлениями об этой поездке. " После воссоединения Русской Церкви всё встало на свои места " – Отец Тихон, недавно вы вместе с монастырским хором вернулись из поездки по Америке. Пять лет назад, вскоре после подписания Акта о каноническом общении, также вместе с хором, вы объехали земной шар, побывав в епархиях РПЦЗ по всему свету. Что изменилось за эти годы? – За минувшие пять лет как-то совершенно само собой разумеющимся и привычным стало наше братское общение и совместное служение, – вот что меня поразило больше всего. Еще в России я заметил, что клирики и миряне РПЦЗ приезжают к нам запросто, как к себе домой, – как, скажем, батюшки или паломники откуда-нибудь из Омска или Тулы. И мы, когда были в Америке, с трудом вспоминали, что в течение долгих десятилетий не причащались из одной чаши. Всё встало на свои места. Иногда весьма неожиданно. Об этом говорили, например, расположенные в приходских домах на стенах по соседству портреты А.И. Деникина, митрополита Анастасия (Грибановского) и патриарха Кирилла – друг подле друга. Иоанно-Предтеченский собор Русской Православной Церкви Заграницей. Фото: М. Родионов/Православие.Ru Иоанно-Предтеченский собор Русской Православной Церкви Заграницей. Фото: М. Родионов/Православие.Ru – Что же, исполнилась воля Божия. Но вот что становится заметно, когда смотришь на фотографии богослужений, сделанные во время поездки: отчетливая разница между приходами РПЦЗ и Православной Церкви в Америке. В первом случае – кипящая жизнь, а в другом – какая-то замороженность. – Православная Церковь Америки сейчас переживает не самые лучшие времена, и мы от всего сердца молимся о наших собратьях и желаем им скорее преодолеть этот кризис. И слово " кризис " здесь – не преувеличение. Именно так они и сами осознают свое нынешнее положение.

http://religare.ru/2_98769.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010