44          А. П. Лебедев , Духовенство древней вселенской Церкви (до IX в.), М, 1905. 45          Борис, архим, История христ. просвещения, период II, Казань, 1890, 334 – 368. 46          E. Loening, Das Kirchenrecht in Gallien von Konstantin bis Chlodovech, 1878. 47          Голубинский, Е. Е., Об образе действия православных государей греко-римских в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников, М , 1859. 48          Вертеловский, О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви, Киев, 1853. 49          Кипарисов В.Ф. , О свободе совести, М , 1883. 50          Кипарисов В.Ф. , О Церковной дисциплине , С. Посад, 1897. 51          Михаил, иеромонах (Семенов), Законодательство римских византийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 – 565), Казань, 1901. 52          Суворов, Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период вселенских соборов, Ярославль, 1884. 53 . Заозерский, Н., О Церковной власти, СПБ. 1894. 54 .         Виллемс, Римское государственное право, вып. II, СПБ, 1890. 55 .         Riffel, Geschichte Darstellung des Verhältnisses zwischen Kirche un Staat (bis auf Justiniani I), Mainz, 1836 57 .         Marquardt, Romische Staatsvervaltung;, В IV, 1873, s. 283 ss. 58 .         Предтеченский, Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до конца IX в., Казань, 1891. 59 .         Правда вселенской Церкви о римской и прочих патриарших кафедрах, СПБ., 1841. 60 .         Goldwitzer, Patrologie verbunden mit Patristik, В. II, 1834, ss. 185 – 198. 61 .         Alzog, Handbuch Patrologie oder der ältern christ. Literargeschichte Aufl III 876. 62 .         Schwane, Domengeschichte, В. II, 1895. 63 .         Смирнов С. , прот., Терминология отцов Церкви в учении о Боге, М., 1885. 64 .         Спасский А., История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. I, Серг. Посад, 1906. 65 .         Его-же, Исторические судьбы сочинений Аполлинария Лаодикийского, Серг. Посад. 1895. 66 .         Rehrmann, Die Christologie des hl.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

С благодарностью общество вспоминает также: умершего в начале 1883 года протоиерея М. Я. Предтеченского, который с самого возникновения общества принимал в его делах живое участие, говорил проповеди о благотворении, писал для общества воззвание к благотворителям, составлял ежегодные отчеты общества; Г. И. Варичева, долго, до самой кончины в 1893 году, несшего труд в должности эконома общества; известную благотворительницу М. А. Михайлову , большей частью, впрочем, лично раздававшую деньги бедным. Первым председателем совета общества был настоятель Вознесенской церкви, протоиерей А. Н. Максимов, а после его кончины, после короткого промежутка, когда председательствовали светские лица, с 1883 года до последнего времени председательствовал снова настоятель, протоиереи И. А. Соболев. Когда в октябре 1897 года он был перемещен настоятелем же к Исаакиевскому собору, общество избрало его навсегда почетным своим председателем, предоставило ему право замещать в богадельне одну кровать своей кандидаткой и постановило поместить в приюте-школе его портрет, писанный масляными красками и, сверх того, составить и отпечатать брошюру о жизни и деятельности отца протоиерея, с портретом, для бесплатной раздачи. Новый настоятель, протоиерей И. Я. Образцов, известный своей деятельностью по благоустройству приходского благотворительного общества при Спасо-Сенновской церкви, в своей вступительной речи к новым прихожанам высказал: «Того я считаю действительным, истинным прихожанином, кто принимает то или другое участие в местном приходском благотворительном обществе и не отказывает в помощи приходским бедным». Члены совета составляли тесно сплоченный кружок благотворителей, несли сами прежде всех обществу и денежные пожертвования, и вещевые, и свой труд, посещали людей достаточных и располагали их к благотворительности, печалились печалями своих благотворительных учреждений и радовались их радостями. В числе щедрых жертвователей было немало лиц и не принадлежащих к приходу Вознесенской церкви, бывали даже и иноверцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

—37— Принадлежащие Академии неприкосновенные капиталы, заключавшиеся к началу отчетного года в сумме 444315 рублей (по номинальной стоимости процентных бумаг), получили в течение года следующее приращение: а) Почетным членом Академии (†) Владимиром Александровичем Кожевниковым внесено 5000 рублей (облигациями внутреннего 5%-ного займа 1914 года) на учреждение при Академии стипендии для одного из беднейших и благонадежнейших студентов. б) Юбилейной Комиссией бывших воспитанников Московской Духовной Академии (организованной в г. Москве по случаю 100-летнего юбилея Академии) внесено 2650 рублей (в облигациях 5 ½ %-ных военных займов 1916 года) для употребления процентов с оных: 1) частью (134 р.75 к.) – на содержание одного своекоштного студента (в дополнение к процентам с бывшего стипендиального капитала имени Митрополита Московского Платона), частью (11р.) – на нужды академического храма, для поминовения усопших бывших воспитанников Академии. в) Бывшими воспитанниками XL-ro курса Московской Духовной Академии (выпуска 1885 года), по случаю исполнившегося в 1915 году XXV-лemhero юбилея курса, внесен (разными государственными процентными бумагами) капитал в З550 рублей, – на учреждение при Академии «стипендии XL курса» для одного из беднейших студентов, преимущественно поступившего в Академии непосредственно по окончании семинарского курса. г) Неизвестным лицом (чрез о. протоиерея Московской Спасо-Песковской, на Арбате, церкви Сергия Васильевича Успенского) пожертвован капитал (по обращении его в облигации 5 ½ %-ного военного займа 2-го выпуска 1916 года) в 10450 рублей, для выдачи процентов с оного г. г. преподавателям и профессорам Московской Духовной Академии на издание их магистерских и докторских диссертаций. д) Псаломщиком Иоанно-Предтеченского собора г. Николаевска, Самарской губернии, Серафимом Постниковым внесена в неприкосновенный капитал академической церкви одна облигация 5 ½ %-ного военного займа 2-го выпуска 1916 года во 100 рублей. За означенным приращением, неприкосновенный капитал Академии к концу отчетного года достиг суммы – 466015 рублей (по номинальной стоимости процентных бумаг).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Распадение франкской монархии и торжество феодалов IX века тоже способствовали возвышению пап, так как никто из феодалов не мог противостоять папе. Какие папы боролись за свое самовластие, и кто им противодействовал, в каком виде, и в какой форме осуществлялись их победы, все это можно подробно прочесть в истории пап, а также в общей истории церкви и гражданской истории. Но мы рекомендуем интересующимся прочесть вышеуказанное специальное исследование о сем С. Предтеченского. Здесь собраны все относящиеся сюда важнейшие факты, которым дано должное освещение, и сделана надлежащая оценка источников, из коих они почерпались, а главное, как они располагались, постепенно возводя пап от силы в силу, хотя до абсолютизма постановки своей власти не дошли еще они тогда. Для этого потребовалось еще столько же веков новой борьбы пап с новыми препятствиями, более сильными, нежели какие могли дать средние века народной темноты. По-видимому, наибольшую внешнюю услугу папству оказывали инквизиционные пытки и костры, а внутреннюю услугу – иезуиты. Но думается, что то, и другое, по преимуществу разлагающим образом действовало как на папистов, так и на всю вселенную, многоразлично протестовавшую против этих жестоких и хитрых насилий во всех частях света. В первых девяти веках папство осуществлялось, а в последующих девяти веках оно определялось канонически и догматически. " Но чем более выдвигался догматизм власти, тем она становилась слабее, как лишенная внутренней силы. Догматизм довел ее до величайшего ослабления, именно чрез отпадение от католической церкви миллионов ее верных сынов, образовавших новые вероисповедания (лютеранство, кальвинизм). Кульминационною точкою в развитии папских притязаний было провозглашение непогрешимости пап. Оно еще более уронило папство, отторгнув старокатоликов. Возвышаясь до неба, папство дошло до таких крайних пределов своей жизни и развития, что ему уже не могут помочь и члены ордена Лойолы, ибо внешние принуждения и насилия, практиковавшиеся католичеством прежде, все более и более стали уступать внутренней силе сознания совести и свободе духа, которые так долго были всячески попираемы папами, и всеми усердными его приверженцами. Последний протест папскому насилию выразили мариавиты, отпавшие от католичества в числе многих тысяч, постепенно увлекая за собою людей. Родина мариавитов (Привислинский край) в течение девяти сот лет вспоена и вскормлена пролитием крови среди всякого рода насилия папистов. Поэтому неудивительно, что наконец кровь мучеников вопиет от земли к небу, в лице тех, предки коих огнем, мечом и кровью были покорены под иго папской власти. И те кровавые насилия, которые тайно и явно совершаются здесь современными папистами в мнимую славу Богу ( Ин. 16:2 ), тоже не могут не возбуждать протеста в чистых душах, жаждущих христианского мира и евангельской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Первосвятитель напомнил о необходимости правильного подхода к воспитанию добродетели. «Есть люди, особенно из тех, кто недавно обратился к вере и Церкви, которые желают в мгновение совершить все необходимое и достичь духовной высоты. Но в большинстве случаев такая ревность заканчивается печально: человек надрывается в своем духовном делании». Предстоятель Русской Православной Церкви проиллюстрировал эту мысль примером из жизни: «Спортсмен, поднимающий тяжести, чтобы победить на соревнованиях, должен начинать с небольшого веса, систематически работать с ним и лишь только потом нагружать свои мышцы, постепенно увеличивая поднимаемый вес. Но если сразу предложить начинающему спортсмену взять большой вес, все кончится тем, что человек надорвется и никогда значительных успехов в этом деле не достигнет». Вот так и в духовной жизни: для того, чтобы запечатлевать в себе добродетель, нужно в первую очередь определить порок, который особенно нас угнетает, и начать с простого, а не сложного, продолжил Святейший Владыка. «Приведу пример таких " простых " пороков, которые на самом деле простыми не являются, — сказал Его Святейшество. — Так, очень распространено среди нас осуждение ближнего; мы часто говорим по делу и без дела. Когда люди обсуждают кандидатуру человека, чтобы выдвинуть его на какую-то должность, когда тщательно и объективно оцениваются возможности человеческой личности и человек подвергается здоровой критике не для того, чтобы его обидеть, а чтобы помочь ему стать лучше, — это не осуждение, но необходимое в человеческом общежитии действие. Осуждением же мы занимаемся тогда, когда получаем радость, удовольствие от того, что мы говорим худо о других, утешаем себя таким образом, а иногда даже развлекаем друг друга, собираясь для времяпрепровождения со своими друзьями и знакомыми». Первосвятитель напомнил, что для многих " почесать языком " становится делом почти что обыденным, часто никому и в голову не приходит, что такое времяпрепровождение греховно и разрушительно для человеческой личности: «Но ведь когда мы кого-то осуждаем, то мысленно превозносим себя. Мы этого не говорим, но даем понять, что тот-то плохой, а мы, поелику его осуждаем, непременно хорошие. У того человека такие-то плохие мысли и поступки, а мы, если его осуждаем, конечно, таких поступков не совершаем. Иногда на осуждении строится дипломатия, осуждение других становится способом и средством убедить людей в своем превосходстве и собственной значимости. Мы подвергаем осуждению других, чтобы возвеличить себя».

http://patriarchia.ru/db/text/575647.htm...

Для изучавших и понимающих прошлую историю мира заносчивое и отвергающее какие-бы то ни было уступки положение новой науки не представляет ничего необычайного. Все великие движения, которые имели обширное значение для прогресса обществ, временно принимали характер религиозной порывистости и страстности. Верно человеческая природа такова уже, что известная доля фанатизма нужна для того, чтобы великие начала проникли в сердце общества. Христианское целомудрие в аскетизме делалось преобладающим, даже единственно-угодною небесам, добродетелью, но такое одностороннее-фанатическое воззрение ввело в жизнь христианского мира принцип чистоты. Рыцарство с его прекрасными идеалами, с идеалами существенно-христианскими, тоже на практике являлось фанатизмом своего рода, который, однако, дал миру целую прекраснейшую область литературы и прочно утвердил уважение к женщине. Возрождение классицизма перед реформациею явилось тоже в виде фанатической страсти: языческие божества вновь нашли в Риме искренних поклонников; гимны Морулла римским богам ценились тогдашним католическим духовенством выше псалмов Давида и, казалось, римский пантеон в столице западного христианства опять будет воздвигнут и снова побегут в него поклонники из храмов Спасителя и Его апостолов. Можно было бы привести много примеров из более позднего времени, например, указать как в церкви Богоматери в Париже восседала богиня разума. Как демократ Мадзини в задушевных песнях выражал горячую уверенность в том, что глас народа есть глас Божий, что он должен-де сменить собою голос непогрешимого главы римской церкви. Современное нам движение в пользу трезвости в Англии и, особенно, в Америке для энтузиастических его сторонников есть своего рода религия и гимны трезвости распеваются там вместе со священными песнями протестантских молитвенников. «Новая наука», точно также, в сознании своей юной крепости для ее последователей составляет своего рода религию. Она, подобно Дантовой Мудрости, требует себе всего человека без раздела.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

На круглом столе прозвучали доклады священнослужителей и ученых на темы профилактики и преодоления различных зависимостей, формирования и развития трезвенных убеждений в условиях современных вызовов. Заведующий кафедрой факультета политических и социальных наук Российского государственного социального университета Владимир Тактаров рассказал о влиянии алкоголя на репродуктивное здоровье семьи. Доцент кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Уральского государственного медицинского университета Екатерина Бабушкина и заведующая отделением медико-социальных проблем Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Елена Скворцова представили доклады об особенностях потребления алкоголя подростками и факторах, влияющих на этот процесс. Профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Уральского государственного медицинского университета Людмила Баранская выступила с докладом «Формирование мотивации к отказу от употребления алкоголя у подростков». В настоящее время в России действуют более 600 православных организаций и проектов, которые помогают алкоголезависимым и их родственникам преодолеть зависимость. В Синодальном отделе по благотворительности с 2011 года работает Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. Открыта бесплатная церковная служба помощи: по номеру телефона 8 (800) 775-36-26 можно получить информацию о центрах реабилитации, обществах и группах трезвости на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Алкоголезависимые и их родственники также могут получить помощь онлайн или узнать о помощи в регионах на сайте Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение».   Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-kahaлe «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко» , «Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в VK , ОК , Viber , на Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью .

http://radonezh.ru/2023/02/03/v-hode-roz...

Собранный в Америке материал позволил Л. написать книги «Жизнь за океаном: Очерки религиозной, общественно-экономической и политической жизни в США» (СПб., 1882), «Религия в Америке» (СПб., 1884) и дис. «Римский католицизм в Америке: Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста римско-католической Церкви в США», к-рую он по приезде в Россию в 1881 г. представил в Совет СПбДА на соискание степени магистра. Проф. И. Г. Троицкий в качестве существенного недостатка отмечал в отзыве, что диссертация Л. не соответствует академическим требованиям, поскольку составлена «не по архивным или библиотечным материалам, а по явлениям живой действительности» (ЖЗС СПбДА. 1882. С. 38). Тем не менее рецензент отмечал серьезное научное значение диссертации, свидетельствующей об обстоятельном знакомстве автора со специальной лит-рой. Л. сделал самостоятельные выводы о «внутренних порядках и внешних отношениях католической церкви» в США, проведя «остроумные сближения между национальным характером американцев и характерами разных христианских церквей, в том числе и Православной» (Там же. С. 39-40). Диссертация была успешно защищена, и 4 окт. 1881 г. Л. был утвержден митр. Исидором в степени магистра богословия. Диссертация и защита Л. вызвали немалый интерес среди студентов академии ( Бронзов. 1904. С. 293). Отслужив положенные 3 года в Америке, Л. окончательно вернулся в Россию и 29 окт. 1882 г. был допущен Советом академии к должности секретаря Совета и Правления (ЖЗС СПбДА. 1883. С. 22-23; Отчет о состоянии СПбДА за 1882. С. 514). 31 окт. 1883 г. он был избран и 2 нояб. утвержден в должности доцента на вакантную кафедру сравнительного богословия. По уставу духовных академий 1884 г. самостоятельная кафедра сравнительного богословия была упразднена, и Л. остался за штатом. 15 авг. 1885 г., после выхода в отставку проф. А. И. Предтеченского, Л. был избран на должность доцента кафедры древней общей гражданской истории (Отчет о состоянии СПбДА. 1886. С. 517). 19 янв. 1890 г. утвержден в звании экстраординарного профессора (ЖЗС СПбДА. 1895. С. 137-138). Указом Синода от 24 сент. 1903 г. кафедры древней и новой общей гражданской истории были объединены в одну кафедру всеобщей гражданской истории (Там же. 1904. С. 33-34), к-рую Л. занимал до своей кончины. Многократно публиковались его конспекты по истории и философии истории.

http://pravenc.ru/text/Лопухин.html

Публичный экзамен во второй учебный, 1860/61, год мне очень памятен, на нем должны были читаться наши сочинения, в том числе, как замечено выше, и мое – по общей гражданской истории. Перед наступлением экзамена бакалавр А. И. Предтеченский счел нужным сделать со мною маленькую репетицию чтения: поставил меня в пустой зале на кафедре и заставил читать мое произведение, что было далеко не излишне, так как читать публично я вовсе не умел. Однако ни мне и никому из студентов младшего курса читать не пришлось. Читались сочинения только студентов старшего, окончившего тогда академию курса (XXIV, 1857–1861), да и из них едва ли не одно только сочинение студента П. А. Лебедева (впоследствии 2-й магистр, протоиерей Пажеского корпуса и член Учебного комитета при Св. Синоде), о блаж. Августине и борьбе его с Пелагием. Присутствовали на экзамене: митрополит Исидор, члены Св. Синода, немало духовенства и других почетных лиц. Был и тогдашний обер-прокурор Св. Синода (1856–1865) – граф Алекс. Петр. Толстой, известный своею религиозностью и благочестием. Удивил он нас знанием учения блаж. Августина и его творений. Во время чтения вышеупомянутого сочинения граф А.П. совершенно неожиданно выступил со своими возражениями лектору. Между присутствовавшими лицами из духовенства наше внимание обратила в особенности одна очень интересная личность: случайно бывший в Петербурге, приехавший из Парижа настоятель парижской посольской церкви – протоиерей И. В. Васильев. Он уже тогда пользовался громкой известностью и славой и за границей, и в России, благодаря своей в высшей степени энергической деятельности во время восточной войны, по уходу и попечению о больных, раненых и пленных русских (1854) во Франции, в особенности же – постройкой русской православной церкви в Париже 174 , основанием и изданием в Париже, на французском языке, православного журнала L " Union Chrétienne (первый номер появился 8 ноября 1859 г.) и знаменитыми, прогремевшими на всю Россию «Письмами к нантскому епископу», только что напечатанными в апреле и мае 1861 г., в том же французском журнале. О. протоиерей И. В. Васильев был тогда еще в цвете сил, сравнительно молод; ему было около сорока лет; производил впечатление своим весьма умным, выразительным, энергическим лицом. Никаким образом не могло мне тогда прийти в голову, что это мой будущий тесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В общину должны приниматься преимущественно вдовы и девицы, проживающия в Соликамском и Чердынском уездах. Относясь сочувственно к благочестивому намерению купцов Рязанцевых, Ваше Преосвященство, согласно прошению их, ходатайствовали пред Святейшим Синодом об открытии при Красносельской, близ города Соликамска, церкви женской общины, на условиях, выясненных в прошении благотворителей – братьев Рязанцевых. Разсмотрев изложенное и руководствуясь Высочайшим повелением, воспоследовавшим в 9 день мая 1881 года, Святейший Синод 17октября/7 ноября 1890 г. определил учредить женскую общину при Красносельской Иоанно-Предтеченской близ города Соликамска церкви, на средства купцов Рязанцевых, согласно предложенным ими условиям, на такое число сестер, какое община в состоянии будет содержать по своим средствам, с наименованием сей общины Иоанно-Предтеченскою. Предварительно же приведения сего во исполнение, предоставить г. Синодальному Обер-Прокурору снестись с Министерством Внутренних Дел о том, не встречается ли с его стороны препятствий к учреждению поименованной общины. Приказали: об учреждении при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви, близ города Соликамска, женской общины, с наименованием оной Иоанно-Предтеченскою, уведомить Ваше Преосвященство указом, с возвращением представленных Вами прошения купцов Рязанцевых, выписки из журнала Соликамской городской думы 6 сентября 1885 г. 11 и плана. Июня 7 дня 1891 года. Во исполнение вышеизложенного указа Св. Синода, Пермская духовная консистория 25 минувшего июля определила: с прописанием указа Св. Синода от 7 июня 1891 г. за 3375, об открытии, вследствие ходатайством пред Св. Синодом Его Преосвященства, Преосвященнейшего Владимира, епископа Пермского и Соликамского, при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви близ города Соликамска женской общины 1). Послать указ благочинному всех монастырей Пермской епархии, игумену Тихону, чтобы он объявил означенный указ Соликамским купцам Василию и Иоанну Рязанцевым, по прошению и на средства коих учреждается сказанная община, и проживающим при Красносельской церкви сестрам, по соглашению с коими назначил день открытия, в который в сказанной церкви должен быть прочитан указ Св.

http://sobory.ru/article/?object=16250

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010