Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕАМЕРИКАНСКИЙ СОБОР [англ. All-American Council (Sobor)], высшая законодательная и исполнительная власть Православной Церкви в Америке (ПЦА; до 1971 г.- Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Сев. Америке). Периодичность созыва Собора ориентировочно 1 раз в 3 года. В работе Собора участвуют правящий митрополит и все епископы Церкви, представители от каждого прихода - священники и миряне (священник, не имеющий прихода, аккредитуется Митрополичьим советом; не имеющий священника приход выбирает 1 представителя-мирянина), члены Митрополичьего совета и Ревизионной комиссии Церкви, по 2 делегата от каждой ДС, члены Предсоборной комиссии (подготавливающей созыв Собора), по 1 представителю от каждой церковной организации. Председательствует на заседаниях Собора Предстоятель Церкви - митрополит. С 1907 по 2002 г. было проведено 25 В. С. Первые 14 Соборов, состоявшиеся до провозглашения ее автокефалии, носили в офиц. документах название All-American Sobors (14-й Собор Русской Православной Греко-Кафолической Церкви стал 1-м Собором автокефальной Церкви); все последующие Соборы (начиная с 1971) именовались All-American Councils. Основной темой заседаний 1-го В. С. под председательством бывш. архиеп. Алеутского и Североамериканского Тихона (Белавина) , состоявшегося 20-23 февр. 1907 г. в Мейфилде (шт. Пенсильвания), было обсуждение дальнейшего расширения правосл. миссии на североамериканском континенте. Принимая во внимание значительный рост Алеутской и Североамериканской епархии и ее значение в жизни правосл. Америки, Собор утвердил ее новое именование - Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Сев. Америке под юрисдикцией священноначалия Церкви Российской. В работе собора принимали участие священники священномученики Александр Хотовицкий и Иоанн Кочуров , св. прав. Алексий Товт . Созыв 2-го Собора был вызван Октябрьской революцией 1917 г. в России и последовавшими за ней трагическими событиями в жизни РПЦ. На заседаниях 25-28 февр. 1919 г. в Кливленде (шт. Огайо) было принято решение об избрании еп. Канадского Александра (Немоловского) правящим архиереем. Еп. Евдоким (Мещерский), возглавлявший в то время Североамериканскую епархию, не вернулся из России после окончания Поместного Собора 1917-1918 гг. РПЦ. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 7 сент. 1920 г. Особое значение 2-го В. С. состояло в том, что выборы правящего архиерея заложили основу для буд. выборов Предстоятеля Православной Церкви в Америке. Решением 3-го Собора, состоявшегося 7-9 нояб. 1922 г. в Питтсбурге (шт. Пенсильвания), митр. Херсонский и Одесский Платон (Рождественский) сменил еп. Александра на архиерейской кафедре. Его избрание также было утверждено Патриархом Тихоном 29 сент. 1923 г.

http://pravenc.ru/text/155458.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Неофит (Коробов). Фотография. 30-е гг. ХХ в. (Коробов Николай Алексеевич; 15.01.1878, с. Новосёлка-Зюзина Ростовского у. Ярославской губ.- нояб. 1937, Горький (ныне Н. Новгород)), еп. Ветлужский. Род. в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Позднее с семьей переехал в С.-Петербург, где его отец занялся торговлей мясом и зеленью. Работал в лавке отца продавцом. 29 дек. 1902 г. поступил трудником в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . После посещения мон-ря Финляндским и Выборгским архиеп. Николаем (Налимовым) Николай Коробов был определен в штат Финляндского Архиерейского дома. 23 февр. 1906 г. был принят в послушники Валаамского мон-ря. 11 марта 1906 г. игум. Пафнутий (Андреев) постриг Николая Коробова в монашество с именем Неофит. 3 апр. того же года в крестовой Михаило-Архангельской ц. в Выборге Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский ; впоследствии патриарх Московский и всея Руси) рукоположил его во диакона. В мон-ре Н. находился на клиросном послушании. 20 февр. 1908 г. он приступил к исполнению обязанностей эконома в Финляндском Архиерейском доме, 1 апр. 1909 г. был утвержден в этой должности. 24 июня 1910 г. Н. рукоположен во иерея. 4 окт. 1911 г. освобожден от должности эконома по собственному прошению и возвращен в Валаамский мон-рь. В 1912 г. Н. стал 1-м священнослужителем, официально назначенным Палестинским православным обществом для сопровождения паломников на Св. землю. В поездках он вел дневник, к-рый впосл. был опубликован. За поездку, состоявшуюся в марте-мае 1912 г., он был особо отмечен Советом Палестинского об-ва. 29 апр. 1914 г. Н. назначен настоятелем Николо-Александровского Барградского храма в С.-Петербурге. 8 мая 1917 г. по рекомендации архиеп. Сергия (Страгородского) был включен в состав Комиссии при Синоде по делам мон-рей и монашества. В июне-июле 1917 г. принял участие в работе Предсоборного совета на заседаниях IX отдела «О монастырях и монашестве». В 1918 г. перешел в клир Владимирской епархии, по распоряжению митр. Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского) Н. был назначен на службу в братство епархиального Архиерейского дома. 15 июля 1918 г. определен на должность эконома.

http://pravenc.ru/text/2564992.html

протоиерей Петр Перекрестов Член Межсоборного присутствия Русской Правосланой Церкви. Секретарь Духовного суда Западно-Американской епархии. Протоиерей Русской православной церкви заграницей, ключарь кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в Сан-Франциско. Автор множества публикаций по актуальным проблемам церковной жизни. Родился 14 августа 1956 года в Монреале (Канада). В 1978 году окончил Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, в магистратуре занимался русским языком и литературой, служил диаконом в Торонто. В 1980 году рукоположён во священники и переехал в Сан-Франциско. Клирик кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в Сан-Франциско (штат Калифорния, США).   В 1989 году впервые посетил Советский Союз. В 1988—2003 годы — главный редактор журнала воспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии " Русский пастырь " . В 1990-х годах — секретарь Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Является секретарём епархиального совета Сан-Франциской и Западно-Американской Епархии. В 2004 году — член делегации РПЦЗ во время первого официального визита Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Митрополита Лавра, в Россию. В 2005 году — член Предсоборной комиссии и председатель Сан-Францисского Оргкомитета по проведению IV Всезарубежного Собора РПЦЗ. В мае 2006 года — делегат IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Старший секретарь Собора. В мае 2007 года — член официальной делегации РПЦЗ на Русской Православной Церкви Заграницей. Старший секретарь Собора. С 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Правосланой Церкви. Секретарь Духовного суда Западно-Американской епархии. 2 октября в столице Калифорнии, городе Сакраменто, после продолжительной болезни отошел ко Господу клирик кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей) в Сан-Франциско протодиакон Николай Триантафиллидис (1970–2015).

http://e-vestnik.ru/persons/protoierey_p...

Русская Православная Церковь ХХ век 3 мая Протопресвитер военного и морского духовенства Георгий ШАВЕЛЬСКИЙ 1919 год – В Екатеринодаре под председательством протопресвитера Георгия Шавельского начались заседания Предсоборной комиссии, подготовившей, по выражению ее председателя, «весь материал для соборной работы». 1920 год – Высшее церковное управление (ВЦУ) приняло решение о финансировании Казанской Духовной академии. Своим постановлением ВЦУ разрешило «получить назначенную академии сумму из денег Казанского епархиального совета, подлежащих высылке в Москву на нужды Высшего церковного управления». Аналогичные решения ВЦУ принимало в ряде таких же прошений с мест. 1922 год – Состоялось секретное совещание президиума ГПУ. На совещании было принято решение о нецелесообразности вызова патриарха в Московский ревтрибунал в качестве свидетеля по делу московского духовенства, обвиняемого в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Кроме того, было принято решение: «Тихона вызвать и затребовать от него в 24 часа публикации отлучения от церкви, лишения сана, отречения от должности вышеуказанного (заграничного – Ред.) духовенства, а также потребовать от него издания специального послания заграничному православному духовенству и выдачи представителям Соввласти ценностей, находящихся в заграничных церквах. В случае если Тихон откажется от исполнения вышеуказанных требований, такового немедленно арестовать, предъявив ему все обвинения совершенного им против советской власти по совокупности». В следующем пункте протокола говорилось: «Ввиду предстоящего процесса Тихона развить против него самую бешеную агитацию, как устную, так и в печати, в республиканском масштабе». Несмотря на мнение ГПУ, Политбюро 4 мая приняло иное решение: «немедленно привлечь Тихона к суду», причем приговор священникам был вынесен еще до суда на том же заседании Политбюро таким образом: «применить к попам высшую меру наказания». 1923 год – Обновленческий лжесобор объявил о лишении Святейшего Патриарха Тихона священного сана и монашества.

http://pravoslavie.ru/5437.html

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance   Александр Мраморнов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Среди членов Священного Собора 1917–1918 годов очень много выдающихся людей, выдающихся по-разному: и в духовном отношении, и в научном, и трудовом. И мне хочется сказать несколько слов об одном из канонизированных нашей Русской Православной Церковью членов Собора, который нес очень важное послушание на Великом Соборе – был его секретарем и возглавлял всю канцелярию Священного Собора. Стоит отметить, что сейчас, когда мы публикуем все документы Собора столетней давности, изучаем его архив, мы поражаемся, как много сделал Собор за суммарно неполный год своей работы: как много было написано, как много было отредактировано. И вся эта техническая работа безусловно лежала на плечах секретаря Собора. Кто же им стал? Василий Павлович Шеин оказался на Соборе совершенно неслучайно, он был членом еще Предсоборного совета, став им от тогда еще работавшей Четвертой царской Государственной думы. До этого он был депутатом Четвертой Думы среди правой фракции. Надо сказать, что если в Думе он занимался вопросами Церкви, входил в комиссию по церковным вопросам. Будущий священномученик, а до и вовремя революции депутат Государственной думы Василий Павлович Шеин родился в Новосильевском уезде Тульской губернии, в очень многодетной семье, где он был десятым ребенком. Это был достаточно известный дворянский род Шеиных, с детства он получил консервативное церковное воспитание, что, может быть, и сказалось потом на его выборе служить Церкви. Наверное, надо отметить и такой факт его биографии, что он окончил императорское училище правоведения. Во-первых, это давало ему возможность стать юристом и идти по карьерной линии государственной, государевой службы. С другой стороны, это учебное заведение славилось на всю Россию. Достаточно вспомнить, что училище правоведения окончил, например, Петр Ильич Чайковский и многие другие известные люди дореволюционной России.

http://academy.foma.ru/sobor-1917-goda-s...

Статистика Скабалланович Михаил Николаевич родился в селе Суббота Гродненской губернии в семье священника. Первоначальное образование он получил в Гродненском Духовном училище, затем в 1892 г. с отличием закончил Виленскую Духовную семинарию, а в 1896 г. в числе первых окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присужденною за сочинение «Изъяснительное изложение книги пророка Иезекииля». В 1898—1907 гг. Михаил Николаевич был помощником инспектора Каменец-Подольской Духовной семинарии, помощником смотрителя Мариупольского Духовного училища. В 1905 г. за труд «Первая глава книги пророка Иезекииля: опыт изъяснения» Совет Киевской Духовной Академии присудил М.Н. Скабаллановичу степень магистра богословия. В 1907 г. Михаил Николаевич начал свою педагогическую деятельность в Киевской Духовной Академии сначала на кафедре Ветхого Завета, затем был определен профессором кафедры догматического богословия и латинского языка. Под умелым, серьезным и доброжелательным руководством Михаила Николаевича было написано значительное число диссертаций и ученых работ. С 1918 г., после закрытия Академии, Михаил Николаевич состоял приват-доцентом Киевского университета на кафедре классической филологии, а также с 1910 по 1920 г. читал в Киеве курс истории Византии и латинского языка на историко-филологическом факультете Высших педагогических вечерних курсов Общества профессоров и преподавателей, в 1924 г. М.Н. Скабалланович состоял платным сотрудником Академии наук Украинской ССР и работал в библиотеке Михайловского монастыря, в 1928—1930 гг. — в Этнографической комиссии АН УССР. Михаил Николаевич был также членом Предсоборного Совета. Литературное наследство М.Н. Скабаллановича чрезвычайно многообразно и велико. Много небольших статей он опубликовал в журналах «Подольские епархиальные ведомости», «Русский паломник», «Сельский пастырь», он также сотрудничал в журналах «Странник», «Христианская мысль», в которых его статьи и многочисленные проповеди не всегда были подписаны, был деятельным сотрудником журнала «Труды Киевской Духовной Академии» и журнала Киевской Духовной семинарии — «Руководство для сельских пастырей». Литературный талант М.Н. Скабаллановича проявился и в издаваемых им журналах.

http://lib.cerkov.ru/authors/439

Келейный труд и разочарование общественности. К 110-летию начала работы Предсоборного Совещания 21 ноября 2022 г. 13:07 В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912-1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарев ( 11, 2022 , PDF-bepcuя ). Учреждение Предсоборного Совещания В декабре 1906 года Предсоборное Присутствие торопливо завершило свою работу с надеждой получить соизволение императора Николая II на созыв Поместного Собора. Присутствие, учрежденное императором, работало почти год — с 3 марта по 15 декабря 1906 года. За это время была проделана важная богословская и каноническая работа по организации Собора: подготовлены проекты основных документов, регулирующие созыв и порядок деятельности Собора, функционирование высшего церковного управления. Однако шло время, и каждый следующий год не приносил ничего нового в вопросе созыва Собора: сдержанная позиция государя видимым образом не менялась. Документы и материалы Предсоборного Присутствия, как невостребованные, были сданы в архив. Пресса тех лет писала об обманутых ожиданиях, бесконечно повторяемых словах о необходимости Собора, в то время как дело не двигалось с мертвой Однако активные члены Церкви возвышали свой решительный голос в защиту назревших церковных преобразований. Так, Л.А. Тихомиров подал докладную записку на имя председателя Совета министров П.А. Столыпина, в которой доказывал вред дальнейшего затягивания созыва Всероссийского Поместного Собора в условиях изменившихся общественно-политических Вопросы, связанные с созывом Собора, обсуждались в обществах и кружках. В 1912 году такие вопросы стали предметом дискуссий в московском Братстве святителей Московских. Встречи объединили заметных в церковной академической и общественной среде того времени лиц: П.Б. Мансурова, Ф.Д. Самарина, Н.П. Розанова, профессора Д.В. Цветаева, Н.Д. Кузнецова и других, проходили на высоком дискуссионном уровне. Тема созыва Собора и восстановления Патриаршества обсуждалась в Комиссии по церковно-общественным вопросам, состоявшей при центральном комитете партии «Союз 17 октября», вдохновителем и главным действующим лицом которой был московский пастырь протоиерей Н.П. Добронравов — будущий священномученик Николай, архиепископ Владимирский и Суздальский.

http://patriarchia.ru/db/text/5978956.ht...

Новости Материалы Предсоборного присутствия Российской Церкви переизданы через 100 лет 23.01.2015 11:53 Москва, 23 января, Благовест-инфо. Презентация редкого издания, важного для понимания истории Русской Православной Церкви, состоялась 21 января в Культурном центре «Покровские ворота». Более чем через сто лет были переизданы «Журналы и протоколы Высочайше утвержденного Предсоборного присутствия» -- важнейшего исторического памятника эпохи подготовки Поместного Собора 1917-1918 гг. Четырехтомник подготовлен совместно двумя московскими издательствами — Новоспасского монастыря и Общества любителей церковной истории при поддержке министерства культуры Российской Федерации. Презентация состоялась в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Предсоборное присутствие работало с 8 марта по 15 декабря 1906 года в Санкт-Петербурге. В результате был выработан стройный проект церковного устройства в России. Его материалы были изданы в 1906-1907 гг. и давно стали библиографической редкостью, они обладают огромной исторической ценностью. «Эти материалы открывают перед нами яркую картину подлинно творческой, очень глубокой в богословском и каноническом отношении работы, подготовившей исторический по своему значению Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. О важности такой подготовительной работы говорит ее результат: многое из того, что было сформулировано и предложено на Предсоборном присутствии, реализовалось на Поместном Соборе», -- пишет в предисловии к изданию председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион. Однако материалы Предсоборного присутствия были переизданы не только из уважения к исторической памяти, что само по себе чрезвычайно значимо. «Не только актуальным, но и злободневным» представляется это переиздание председателю Научно-редакционного совета Новоспасского ставропигиального монастыря, наместнику Новоспасской обители епископу Воскресенскому Савве. «Редко какой текст об административных реформах, составленный более ста лет назад, можно читать с таким захватывающим интересом», -- подтвердил зампред ОВЦС протоиерей Николай Балашов, который вел презентацию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Русская Православная Церковь ХХ век 14 марта Архиепископ Сергий (Страгородский) 1912 год – Святейший Синод принял определение за 1834 о персональном составе Предсоборного совещания. Его председателем было решено назначить архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). (В Книге «Русская Православная Церковь ХХ век» авторы отдельно выделяют этапы жизни и деятельности русских патриархов свт. Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II). Участниками Совещания стали Волынский и Холмский архиереи Антоний и Евлогий — на время своего присутствия в Святейшем Синоде, член Государственного совета протоиерей Т. И. Буткевич, профессор Харьковского университета (по кафедре церковного права) М. А. Остроумов (редактор «Церковных ведомостей»), профессор столичной Духовной академии И. И. Соколов. Делопроизводителем стал доктор церковной истории С. Г. Рункевич. То, что состав Предсоборного совещания ограничивался всего семью членами, свидетельствовало о его «технической», вспомогательной роли. Совещание должно было ускорить созыв Собора, «дорассмотрев» и «доработав» те материалы, которые ранее изучило Предсоборное присутствие. Заготовленный обер-прокурором проект высочайшего указа (текст которого составил д-р Рункевич) содержал упоминание о создании Предсоборного совещания «для ближайших приуготовительных к Собору действий. Призывая всесильную помощь Вседержителя мира и Царя царствующих Господа, — говорилось в проекте указа, — Мы признаем ныне благовременным определить созвание Собора на … и поручаем Святейшему Синоду сделать к сему надлежащие, в соответствии с утвержденными нами правилами и в согласии с церковными канонами, распоряжения». Обсудив эту бумагу с министрами финансов и внутренних дел, обер-прокурор предполагал представить ее на рассмотрение депутатов Государственной думы. 1918 год – Власти разогнали епархиальный съезд в Орле. Были арестованы организаторы съезда — священники и миряне. У епископа Орловского Серафима (Остроумова) учинили обыск. Патриарх Болгарский Максим 1972 год – В гостях у Русской Православной Церкви находились Патриарх Болгарский Максим и сопровождавшие его лица (14 - 25 марта).

http://pravoslavie.ru/5385.html

Вышел первый том научного издания трудов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. 1 июля 2013 г. 16:24 В издательстве Новоспасского монастыря вышел первый том научного издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Публикация соборных документов осуществляется Новоспасским ставропигиальным монастырем с 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В образованный при монастыре Научно-редакционный совет вошли ведущие церковные и светские ученые. При обители также действует рабочая группа по подготовке документов Собора к изданию. Руководит деятельностью Научно-редакционного совета и подготовкой издания наместник монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Воскресенский Савва . Исследование соборных документов проводится при содействии страховой компании СОГАЗ, руководитель которой С.С. Иванов является членом Попечительского совета Новоспасского монастыря. Для покрытия части расходов по изданию первого тома также была оказана поддержка Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Первый том документов Поместного Собора 1917-1918 гг. выпущен в двух книгах с единой пагинацией. В его состав вошли документы о подготовке Собора и работе Предсоборного совета в 1917 году. Большая часть материалов издана впервые. Ответственным редактором тома выступил кандидат исторических наук, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А. И. Мраморнов. В выработке концепции тома и написании вступительной статьи приняла участие старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра новейшей истории ПСТГУ Н.А. Кривошеева. Комментарии подготовлены ответственным редактором тома А.И. Мраморновым и историком Р.Ю. Просветовым. Том прошел экспертизу Издательского Совета Русской Православной Церкви и получил гриф «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». Выпущенный том состоит из нескольких разделов, первый из которых включает определения Синода по вопросам формирования Предсоборного совета и созыва самого Собора. Значительная часть этих определений вошла в первое официальное издание соборных материалов (и, соответственно, в репринтное издание Новоспасского монастыря). Однако в ходе подготовки настоящего издания были обнаружены определения, которые ранее не публиковались, в частности по финансовому и организационному обеспечению подготовки Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/3075558.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010