Сергей Григоровский О разводе по материалам Высочайше учрежденного при Святейшем Синоде Особого Присутствия 1906 года ВЫСОЧАЙШЕ учрежденное при Святейшем Синоде Особое Присутствие для разработки и подготовки вопросов, предложенных к рассмотрению на Поместном Всероссийском Церковном Соборе Вот краткая история учреждения Особого (Предсоборного) Присутствия, о котором в настоящей книге мы упоминаем лишь потому, что и в нем среди других более важных предметов было уделено некоторое внимание и вопросам брака и бракоразвода. Предложением от 13-го Марта 1905 года Обер-Прокурор Святейшего Синода Победоносцев объявил Святейшему Синоду, что «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, известясь о назначенном к обсуждению в Особом Совещании Комитета Министров и Представителей Департаментов Государственного Совета предположений о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви, для поставления ея в соответственное достоинству положение, изволит находить, что вопрос сей не относится к числу дел, подлежащих обсуждению в Особом Совещании, а относится исключительно до ведения Святейшего Синода, и потому в Собственноручной резолюции начертать изволил: «Изъять вопрос из Совещания и передать на разсмотрение Святейшаго Синода». По выслушанию объявленной воли ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Синод обратился к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ с всеподданнейшим докладом, в коем, признавая с своей стороны существенно необходимым пересмотреть нынешнее Государственное Положение Православной Церкви в России, ввиду изменившегося положения иносословных исповеданий, глаголемых старообрядцев и сектантов, и преобразовать управление церковное, руководствуясь церковными канонами и историей церковного управления, как в Российской, так и в других поместных церквах, и полагая для сего: 1) в состав Синода ввести наряду с »членами постоянными» членов, вызываемых поочередно из архиереев Российской Церкви, и возглавить оные, чести ради Российского Государства, патриархом, со всеми каноническими полномочиями областного митрополита;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Первый том научного издания трудов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. вышел в свет 2 июля, 2013. Новостная служба В его состав вошли документы о подготовке Собора и работе Предсоборного совета в 1917 году. Большая часть материалов издана впервые. 2 июля. ПРАВМИР. В издательстве Новоспасского монастыря вышел первый том научного издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг, сообщает сайт проекта. Он выпущен в двух книгах с единой пагинацией. В его состав вошли документы о подготовке Собора и работе Предсоборного совета в 1917 году. Большая часть материалов издана впервые. Выпущенный том состоит из нескольких разделов, первый из которых включает определения Синода по вопросам формирования Предсоборного совета и созыва самого Собора. Значительная часть этих определений вошла в первое официальное издание соборных материалов (и, соответственно, в репринтное издание Новоспасского монастыря). Однако в ходе подготовки настоящего издания были обнаружены определения, которые ранее не публиковались, в частности по финансовому и организационному обеспечению подготовки Собора. Второй раздел тома составила официальная переписка о формировании состава Предсоборного совета. Большая часть этой переписки — отзывы епархиальных и викарных преосвященных о желательных кандидатурах от епископата в состав Совета. Читателям представлены 116 избирательных отзывов архиереев. Письма дают большой материалы для изучения симпатий епископата в 1917 году. Хотя работа Предсоборного совета началась с общих заседаний, но первичные дискуссии над выработанными документами проходили в отделах, поэтому журналы отделов и связанные с ними материалы — наиболее объемные из публикуемых текстов — размещены в третьем и последующих разделах тома и, таким образом, предшествуют журналам Общего собрания Совета. Всего в Предсоборном совете осуществляли свою работу десять отделов. Следующий раздел включает все журналы Общего собрания Предсоборного совета. Публикуются переданные Синодом Собору выработанные в предсоборный период проекты положений. Завершает основную документальную часть тома раздел, включающий акты, на основании которых созывался, открывался и работал Собор.

http://pravmir.ru/pervyj-tom-nauchnogo-i...

1-й том научного издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. 1 июля 2013 г. 11:00 Издан 1-й том научного издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. В Издательстве Новоспасского монастыря вышел 1-й том научного издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Начиная работу над изданием, в интервью " Церковному вестнику "   епископ Воскресенский Савва подчеркнул:  " Особую актуальность начинаемая нами работа получает на фоне внутрицерковных преобразований, которые осуществляет Священноначалие нашей Церкви во главе со Святейшим Патриархом. Образован Высший церковный совет, разукрупняются епархии, создаются митрополии, принято положение о епархиальных викариатствах. Все эти решения имеют своим непосредственным каноническим источником в том числе и постановления Поместного Собора 1917 – 1918 гг. Реализовывая сейчас их на практике совершенно в других условиях, важно знать тот контекст, в котором эти решения не только принимались, но и вырабатывались. " Первый том документов Поместного Собора 1917-1918 гг. выпущен в двух книгах с единой пагинацией. В его состав вошли документы о подготовке Собора и работе Предсоборного совета в 1917 г. Большая часть материалов издана впервые. Выпущенный том состоит из нескольких разделов, первый из которых включает определения Св. Синода по вопросам формирования Предсоборного совета и созыва самого Собора. Значительная часть этих определений вошла в первое официальное издание соборных материалов (и, соответственно, в репринтное издание Новоспасского монастыря). Однако в ходе подготовки настоящего издания были обнаружены определения, которые ранее не публиковались, в частности по финансовому и организационному обеспечению подготовки Собора. Второй раздел тома составила официальная переписка о формировании состава Предсоборного совета. Большая часть этой переписки – отзывы епархиальных и викарных преосвященных о желательных кандидатурах от епископата в состав Совета. Читателям представлены 116 избирательных отзывов архиереев. Письма дают большой материалы для изучения симпатий епископата в 1917 году.

http://e-vestnik.ru/news/dokument_sobor_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. В. Гурьев. Тюрьма ГПУ. Фотография. 1922 г. Петр Викторович (31.08.1863, с. Фили (Покровское) Московского у. и губ.- после 1925), церковный деятель. Сын известного духовного писателя прот. Виктора Гурьева (1842-1912). Окончил Заиконоспасское ДУ (1878), Московскую ДС (1884) и МДА (1889). В 1891 г. удостоен степени магистра богословия за труд «Феодор, епископ Мопсуестийский». Монография отличается целостностным и беспристрастным подходом к изучению наследия этого богослова древней Церкви, из учения которого выросло сложившееся позднее несторианство. Анализ жизни, сочинений и учения еп. Феодора не уступает по уровню исследованиям зап. авторов XIX в. Г. не имел возможности использовать более широкий круг источников, доступных совр. исследователям, однако, располагая лишь крайне скудными и отрывочными материалами, дал ясные представления о личности и деятельности еп. Феодора, восстановил план и общий состав его утраченных сочинений. Г. рассматривает Феодора как наиболее яркого представителя Антиохийской богословской школы, на чьих трудах лучше всего можно изучать особенности метода этой школы, поскольку «никто другой из антиохийцев не был настолько верен и последователен в приложении этого метода к объяснению Священного Писания» ( Гурьев П. В. Феодор, еп. Мопсуестийский. 1890. С. 219). 19 апр. 1890 г. поступил на службу в канцелярию Святейшего Синода кандидатом на должность секретаря. Одновременно работал помощником редактора «С.-Петербургских ЕВ». Младший секретарь (1891), старший секретарь (1894) канцелярии Синода, исполняющий обязанности заведующего (1900), заведующий (1902) канцелярией Училищного совета при Синоде. С 12 нояб. 1912 г. управляющий канцелярией Синода. Действительный статский советник. Рассматривался как один из возможных кандидатов на должность обер-прокурора Синода после отставки А. Д. Самарина в сент. 1915 г. Входил в состав Предсоборного Совета 1917 г. Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , помощник секретаря Собора, член Соборного Совета и Юридического совещания при Соборном Совете. 25 апр. 1918 г. назначен управляющим канцелярией Свящ. Синода, с 1920 г. одновременно являлся управляющим канцелярией Высшего Церковного Совета . В нек-рых изданиях Г. называется секретарем Патриарха свт. Тихона , однако это не подтверждается имеющимися документами. Г. сообщал, что «личным секретарем Патриарха Тихона состоит архимандрит Неофит, а помощником секретаря Дмитр[ий] Иванов[ич] Касьянов» (Следственное дело Патр. Тихона. С. 214).

http://pravenc.ru/text/168402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. И. Буткевич. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Тимофей Иванович (21.02.1854, с. Рогозянка Харьковского у. Харьковской губ.- 31.12. 1925, Харьков), прот., богослов, историк Церкви. Род. в семье священника. В 1863-1869 гг. учился в Харьковском ДУ, в 1869-1875 гг.- в Харьковской ДС, в 1875-1879 гг.- в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 19 нояб. 1878 г. рукоположен во священника к Троицкой ц. слободы Беловодск Старобельского у. В 1880 г. зачислен в клир Покровского собора в Старобельске, преподавал Закон Божий в городском детском приюте. С 1882 г. священник кладбищенской ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Харькове, в 1884 г. переведен в харьковский кафедральный Успенский собор, в 1891-1894 гг. ключарь собора. Одновременно являлся председателем совета Харьковского епархиального жен. уч-ща, преподавал Закон Божий в Мариинской жен. гимназии. С 1893 г. протоиерей. В сент. 1894-1906 гг. профессор богословия имп. Харьковского ун-та, преподавал (с 1901) Закон Божий, затем педагогику в харьковской жен. гимназии Д. Д. Оболенской. В 1903 г. удостоен степени д-ра богословия за соч. «Религия, ее сущность и происхождение» (ч. 1). В 1904 г. принят в Палестинское православное об-во . В 1906 г. участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия, с 1908 г. член Особого совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам, с 1910 г. состоял в комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам при Синоде, до апр. 1917 г. входил в Учебный комитет Синода. В 1906-1909 и в 1909-1917 гг. являлся членом Гос. совета от духовенства. После 1917 г. вернулся в Харьков, служил в кафедральном соборе. Б. отличался многосторонними научными интересами, его исследовательский талант раскрылся как в больших аналитических работах, так и в публицистических статьях на актуальные темы богословия, церковной истории. В магист. дис. «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1883), направленной в первую очередь против рационалистического толкования НЗ (Ж. Э. Ренан , Д. Ф. Штраус , Г. Э. Г. Паулус , К. Б. Хазе и др.), Б. попытался дать обоснование святоотеческой т. зр. на происхождение Евангелий и события земной жизни Спасителя. Одним из главных научных трудов Б. является трактат «Религия, ее сущность и происхождение» (2 кн.). Алексей Иванович Введенский считал, что в работе Б. «собрано все значительное по вопросу о сущности и происхождении религии и критическое обозрение неправильных мнений доведено до самых последних веяний - до Ницше включительно» (Журналы собраний Совета МДА за 1903 г.//БВ. 1904. 3 (2-я паг.). С. 24). По мнению Б., монотеизм является основой религ. сознания, все др. формы религиозности есть искажение или отступление от него в силу исторических и национальных особенностей.

http://pravenc.ru/text/153699.html

Во внимание к многочисленным богословским трудам и в связи с широкой научно-богословской деятельностью председателю ОВЦС Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону присвоено звание почетного доктора (honoris causa) СПбПДА. Его чествование состоялось 2 ноября в актовом зале академии. 3 ноября. ПРАВМИР. Во внимание к многочисленным богословским трудам и в связи с широкой научно-богословской деятельностью председателю ОВЦС Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону присвоено звание почетного доктора (honoris causa) СПбПДА. Его чествование состоялось 2 ноября в актовом зале академии, сообщает «Вода живая» . В зале присутствовали архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, члены ученого совета, профессора, преподаватели и учащиеся Санкт-Петербургских духовных школ. Решение ученого совета огласил ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий. Он вручил митрополиту Илариону крест, диплом доктора богословия, а также книгу с дарственной надписью митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. По академической традиции новый почетный доктор прочитал лекцию, которую посвятил памяти выпускника СПбПДА, митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), возглавлявшего ОВЦС в 1960-1972 годах. Лекция получила название «Межправославное сотрудничество и подготовка к Великому Святому Всеправославному Собору». Осветив полувековую историю предсоборного процесса, митрополит остановился на предполагаемой повестке дня будущего Всеправославного Собора. Среди возможных вопросов обсуждения он назвал вопросы межхристианского диалога и экуменического движения, дисциплины постов в контексте местных традиций Поместных Церквей, христианского брака, взаимодействия православных диаспор. Глава ОВЦС выразил надежду, что сделанный им обзор «сможет внести некоторую ясность в понимание целей и задач этого Собора, а также успокоить тех, кто разделяет различные фобии, распространяемые в связи с перспективой его созыва». «Могу заверить всех сомневающихся в том, что этот Собор не будет Восьмым Вселенским, не отменит и не пересмотрит решений семи Вселенских Соборов. Этот Собор не отменит постов, не введет женатый епископат, не разрешит второбрачие духовенства, не признает власть Римского Папы над Православной Церковью, не подпишет унию с католиками. Одним словом, не сделает ничего из того, чего сегодня опасаются некоторые защитники православия, проявляющие ревность не по разуму», — подчеркнул владыка.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГГЕЕВ Константин Маркович (28.05.1868, Тульская губ.- 1921), прот. Род. в крестьянской семье. Закончил Тульскую ДС (1888) и КДА (1893). С 14 авг. 1893 г. помощник настоятеля Успенского собора в г. Сувалки (Царство Польское), 21 авг. был рукоположен во диакона, 22 авг.- во священника. С 1 сент. 1896 г. настоятель прихода в г. Мариамполь Сувалкской губ. и сверхштатный законоучитель муж. гимназии. С 16 нояб. 1900 г. законоучитель 3-й киевской гимназии и Киевского городского уч-ща им. К. Д. Ушинского. С 1903 г. жил в С.-Петербурге, преподавал в Александровском ин-те, 8-й с.-петербургской (Ларинской) гимназии, на Высших жен. (Бестужевских) курсах, Высших жен. историко-лит. и юридических курсах, Высших курсах П. Ф. Лесгафта, в Ин-те высших коммерческих знаний, Психоневрологическом ин-те. С 6 мая 1915 г. протоиерей. С апр. 1917 г. председатель Учебного комитета при Святейшем Синоде. Член Предсоборного Совета и Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. , зам. члена Высшего Церковного Совета . 29 июля 1919 г. получил увольнение из Петроградской епархии, переехал на юг России. Расстрелян после занятия Крыма Красной Армией. С нач. XX в. А.- один из активных церковно-общественных деятелей; участвовал в создании «Братства церковного обновления» и Религиозно-философского об-ва в С.-Петербурге (см. Религиозно-философские об-ва в России ); сотрудничал в «Церковном вестнике» , «Московском еженедельнике» и ж. «Век» , где писал статьи по церковно-общественным и лит. вопросам. 15 марта 1909 г. А. защитил диссертацию о К. Н. Леонтьеве , в к-рой выступил с критикой эстетизма известного рус. мыслителя. В диссертации он рассмотрел помимо общих взглядов религ. мировоззрение Леонтьева и дал ему богословскую оценку. С его т. зр., эстетизм и полное отрицание прогресса совершенно враждебны христ. миропониманию. 9 авг. 1909 г. А. присвоена степень магистра богословия. Как диссертация, так и др. работы А. носят ярко выраженную апологетическую направленность.

http://pravenc.ru/text/63280.html

Димитрий (Ковальницкий) Димитрий (Ковальницкий Михаил Георгиевич), архп. Херсонский и Одесский. Родился 26 октября 1839 года в семье священника. В 1859 году окончил Волынскую духовную семинарию и тогда же назначен преподавателем Кременецкого духовного училища. В 1867 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Киевской духовной академии по кафедре Нравственного богословия. В 1868 году получил степень магистра богословия и переименован в бакалавра академии. С 1869 года – доцент академии. С 1878 года – экстраординарный профессор по кафедре Церковной истории. 12 сентября 1895 года пострижен в монашество. 17 сент. рукоположен в иеромонаха, затем возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Киевской духовной академии. В 1898 г. – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского монастыря. 28 июня 1898 г. хиротонисан в Киеве во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. С 22 сентября 1899 года – почётный член Московской духовной академии. С 27 апреля 1902 года – епископ Тамбовский и Шацкий. В 1903 году возведён в сан архиепископа. С 8 февраля 1903 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. В этом же году награждён панагией с драгоценными украшениями. В 1904 году, будучи архиепископом Казанским, был избран в почётные члены СПб. духовной академии. С 26 марта 1905 года – архиепископ Херсонский и Одесский. В 1906 году – член Предсоборного Присутствия и председатель I отдела – О составе Поместного Собора и порядка рассмотрения и решения дел в нём. С 22 апр. 1906 года по 1907 год – член Государственного Совета. В 1908 году – Председатель Комиссии по реформе духовной академии. 06 мая 1911 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 3 февраля 1913 года в Одессе и погребён в кафедральном соборе. Духовный писатель, церковный общественный деятель. Будучи ещё профессором Киевской духовной академии, он умел находить таланты у студентов, приучать их к серьёзному научному труду и развивать в них любовь к науке и научным изысканиям; сам он, будучи предан науке, оставлял неизгладимый след в душе учащегося на всю его будущую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иаков (Пятницкий) Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич), митр. Казанский и Свияжский. Родился 22 сент. 1844 года в с. Брыни, Калужской епархии. Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1870 году со степенью кандидата богословия и оставлен при академии помощником Секретаря Совета. В 1872 году – смотритель Мещовского духовного училища Калужской епархии. С 16 окт. 1873 г. – преподаватель Вифанской духовной семинарии. 6 ноября 1878 года получил степень магистра богословия. 12 авг. 1886 года пострижен в монашество. 17 авг. рукоположен в иеромонаха. 1 окт. – возведён в сан архимандрита и назначен ректор Вифанской духовной семинарии. 28 апр. 1891 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Московском Успенском соборе. С 29 сент. 1892 г. – епископ Уманский, вик. Киевской епархии. (В БЭЛ т. Х, в стб. 622 ошибочно указаны годы пребывания на Уманской кафедре – 1890–1892, см. «Церк. Вед.» 1892, 41, стр. 413). С 16 янв. 1893 г. – епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии. С 26 янв. 1898 г. – епископ Кишинёвский и Хотинский. С 12 авг. 1904 г. – архиепископ Ярославский и Ростовский. В этом же году избран в почётные члены Киевской духовной академии. В 1906 году был членом Предсоборного Присутствия и состоял председателем третьего отдела о реформе церковного суда. С 25 янв. 1907 г. – архиепископ Симбирский и Сызранский. С 10 дек. 1910 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. С 29 сент. 1912 г. почётный член Московской и Казанской духовных академий. 5 окт. 1916 г. награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Был участником Всерос. Церк. Собора 1917 года в Москве, на котором Патриархом Тихоном возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Казанским и Свияжским. При закрытии собора покинул Казань и прибыл в Иркутск на постоянное жительство. В 1922 году в Томске скончался вскоре после перенесённой тяжёлой операции. Духовный писатель. Имел тяжёлый характер. Любил писать по церковным вопросам, но ни в чём не чувствовалось сердечности. Всегда интересовался, как выгоднее сдавать на хранение деньги. Труды

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

М.И. Одинцов ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИАРХА СЕРГИЯ (СТРАГОРОДСКОГО) 1867 , 11 января – родился в городе Арзамасе, в семье священника. 1886–1890 – учеба в Петербургской духовной академии; кандидат богословия. 1890 , 30 января – пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского. 1890–1893 – рукоположен во иеромонаха; член Православной духовной миссии в Японии. 1893–1894 – доцент Петербургской духовной академии, инспектор Московской духовной академии. 1894 , 21 сентября – возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. 1895 – магистр богословия. 1897–1898 – помощник начальника Православной духовной миссии в Японии. 1899 – ректор Петербургской духовной семинарии, инспектор Петербургской духовной академии. 1901–1905 – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 1901 , 25 февраля – хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. 1901–1903 – председатель религиозно-философских собраний представителей духовенства и общественности. 1905 , 6 октября – архиепископ Финляндский и Выборгский. 1907 – возглавил Комиссию по исправлению богослужебных книг. 1911 , 6 мая – член Святейшего синода. 1912 , 1 марта – председатель Предсоборного совещания при Святейшем синоде. 6 мая – награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 1913–1915 – председатель Учебного комитета и Миссионерского совета при Святейшем синоде. 1917 , 10 августа – избран архиепископом Владимирским и Шуйским. 1917–1918 – участник Всероссийского Поместного собора, член Священного синода. 1917 , 28 ноября – возведен в сан митрополита. 1921 , январь-апрель – заключен в тюрьму. 1922–1923 – находился в обновленческом расколе. 1923 , 27 августа – после публичного покаяния принят патриархом Тихоном в лоно Патриаршей церкви. 1924 , 18 марта – митрополит Нижегородский. 1925–1936 – заместитель патриаршего местоблюстителя. 1926 , ноябрь – арестован ОГПУ. 1927 , 29 июля – опубликовано Послание православным архипастырям, пастырям и пасомым Московского патриархата (Декларация).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010