Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Богданов Михаил Александрович. 6.11.1867, Рязанская губ.- 9.07.1925, Харбин, Китай), еп. Владивостокский и Приморский. Из семьи священника. По окончании в 1888 г. Рязанской ДС служил псаломщиком. 22 нояб. 1892 г. рукоположен во иерея. В 1895 г. назначен настоятелем Кирилло-Мефодиевской ц. в Казани. В 1896 г., овдовев, поступил в КазДА. В 1900 г. окончил академию, получив степень кандидата богословия, был назначен преподавателем Закона Божия в учительскую семинарию в с. Порецкое Алатырского у. Симбирской губ. В 1902 г. принял монашеский постриг с сохранением мирского имени, в этом же году переведен инспектором в Харьковскую ДС. С 1905 г. ректор Казанской ДС, возведен в сан архимандрита. В 1906 г. удостоен ученого звания магистра богословия за соч. «Преображение Господа Иисуса Христа: Опыт экзегетического исследования XVII и XVIII глав Евангелия от Матфея». 30 авг. 1907 г. Казанский архиеп. Димитрий (Самбикин) возглавил хиротонию М. во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 11 июля 1914 г. назначен епископом Самарским и Ставропольским. Во время первой мировой войны занимался организацией на епархиальные средства лазаретов для раненых воинов, обустройством беженцев из оккупированных врагом территорий. 15 апр. 1917 г., после увольнения Временным правительством прежнего состава Синода, вызван на летнюю сессию Синода. Как представитель Синода выступал в защиту смещенного с Тверской кафедры епархиальным съездом архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова ; впосл. митрополит). Был членом Предсоборного совета, где возглавлял отдел духовных учебных заведений. Участвовал в 1-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После прихода к власти большевиков вернулся в Самару. В связи с изданием декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» М. выступил с воззванием к пастве и организовал 28 янв. (10 февр.) 1918 г. в Самаре общегородской крестный ход в защиту Церкви.

http://pravenc.ru/text/2563624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРАБИНОВ Иван Алексеевич (15.10.1878, с. Фёдоровское Юрьевского у. Владимирской губ.- 30.08. 1937, Тобольск), рус. литургист. Род. в семье священника. Среднее образование получил в Суздальском ДУ и во Владимирской ДС. С 1899 г. учился в СПбДА и одновременно в С.-Петербургском археологическом ин-те, к-рые окончил в 1903 г. В том же году был командирован в Русский археологический ин-т в К-поле для научных занятий. В 1904 г. посетил св. места (Иерусалим, Голгофа, Синай, Вифлеем), был в Афинах и на Афоне, где изучал архивные документы. В 1905 г. вернулся из командировки и возобновил работу в СПбДА на кафедре церковной археологии и литургики; с авг. 1910 г. доцент; с февр. 1911 г. экстраординарный профессор. В академии К. работал до ее закрытия в 1918 г. С 1907 г. являлся членом Комиссии по исправлению богослужебных книг. Член (эксперт) Предсоборного совета, участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. С сент. 1919 г. работал в Главном управлении архивных дел и в Академии истории материальной культуры. Член правления Об-ва православных приходов Петрограда. 29 мая 1922 г. арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей . Проходил в числе главных обвиняемых на Петроградском процессе вместе с митр. сщмч. Вениамином (Казанским) . На процессе категорически отрицал виновность обвиняемых. 5 июля 1922 г. был оправдан за «недоказанностью преступления» и освобожден. Служил псаломщиком в Александро-Невской лавре, а после ее захвата обновленцами, с 1923 по 1925 г.- в храме бывшего Стрелкового полка. Подвергался кратковременным арестам в 1930 г. и, возможно, в 1931 г. Во время одного из арестов у К. пропали уникальная б-ка и научный архив. С 1931 г. служил зав. архивом Балтийского судостроительного завода. Вновь арестован в Ленинграде 22 дек. 1933 г. Проходил по делу «евлогиевцев» вместе с епископами Рыбинским Сергием (Зенкевичем) и Кирилловским Валерианом (Рудичем) и большой группой клириков и мирян (в т.

http://pravenc.ru/text/1470375.html

«Написанное 90 лет назад до боли актуально и сегодня» К 100-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов.В московском культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация двух новых книг серии «Церковные реформы». Серия издается в преддверии столетия Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 годов и, как ожидается, будет включать целый ряд научных исследований, посвященных подготовке к этому эпохальному событию русской церковной жизни XX столетия, а также анализу его деяний. В этот раз читателям были представлены две книги серии – «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова) и «Церковная миссия в эпоху перемен» старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого. В основу книги архимандрита Саввы легла его кандидатская диссертация, написанная в Московской духовной академии, – решением Ученого совета МДА эта работа была отмечена премией священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Несмотря на то, что книга о.Саввы уже достаточно хорошо знакома специалистам – она увидела свет еще весной 2011 года, – очередная встреча ее автора с читателями вызвала большой интерес: вместительный зал культурного центра был полон. Ведущий презентации, проректор по международной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории, священник Георгий Ореханов вкратце напомнил ее участникам о той исторической обстановке, которая сопутствовала подготовке к Поместному Собору. На этот короткий период времени пришлось большое количество важнейших событий в политической и церковной жизни России. В 1905 году все слои российского общества всколыхнуло известие о Ходынской трагедии, в этом же году началась, по словам о.Георгия «оживленная, можно сказать, ожесточенная дискуссия» по поводу предстоящего созыва Поместного Собора. В 1906 году начало действовать Предсоборное присутствие, ставшее заметным явлением в церковной жизни, но, увы, сегодня почти забытое. Как заметил ведущий, «фактически, в определенном смысле это была репетиция Поместного Собора 1917 года».

http://pravoslavie.ru/54296.html

Протопр. Георгий Шавельский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Инициатором и организатором создания ВВЦУ ЮВР стал протопр. Добровольческой Армии Георгий Шавельский . По его просьбе 2 марта 1919 г. ген. А. И. Деникин обратился с письмом к архиеп. Донскому и Новочеркасскому Митрофану (Симашкевичу) с предложением созвать совещание епископов и членов советов тех епархий, к-рые находились на территории, контролируемой Добровольческой Армией, Кубанским войском и Всевеликим войском Донским. Приглашение принять участие в подготовке Собора было направлено и митр. Херсонскому и Одесскому Платону (Рождественскому) . В процессе консультаций протопр. Г. Шавельского с Деникиным и архиеп. Митрофаном было определено созвать 20 марта 1919 г. в Новочеркасске совещание по подготовке Собора. Однако оно состоялось лишь 26/27 апр. в Екатеринодаре (ныне Краснодар), где находились эвакуировавшиеся митр. Платон, архиепископы Таврический и Симферопольский Димитрий (см. Антоний (Абашидзе) ), Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский) , еп. Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур) . В совещании участвовали митр. Платон, архиепископы Димитрий и Агапит, еп. Кубанский, вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий) , протопр. Г. Шавельский, проф. СПбДА прот. А. П. Рождественский , миссионер прот. Н. Розанов, священники Г. П. Ломако (председатель Кубанского епархиального совета), В. П. Свенцицкий (проповедник армии и флота), Вардья, кн. Е. Н. Трубецкой , гр. В. В. Мусин-Пушкин, гр. Д. Ф. Гейден, тайный советник В. М. Скворцов (секретарь совещания), А. И. Ивановский, полковник А. В. Бориславский, поручик М. Ю. Родионов. Было признано необходимым созвать Южно-Русский Поместный Церковный Собор с целью учреждения «органа высшего церковного управления на территории действующей Добровольческой Армии». Совещание наметило примерный состав предполагаемого Собора и Предсоборной комиссии, члены особой делегации испросили благословение архиеп. Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) на проведение Собора.

http://pravenc.ru/text/155428.html

Среди научных проектов Свято-Тихоновского университета особое место занимает публикация дневника одного из наиболее выдающихся иерархов Русской Церкви ХХ века – митрополита Арсения (Стадницкого) . В 2006 г. вышел первый том Дневника 2 , охватывающий период с 1880 по 1901 г. Всего предполагается издать не менее восьми томов, что займет, очевидно, еще несколько лет. Ввиду особого значения в истории Русской Церкви Поместного Собора 1917–1918 гг., 90-летний юбилей которого мы недавно отметили, было принято решение издать, не откладывая наконец, ту часть дневника, которая посвящена Великому Поместному Московскому Собору 1917–1918 гг. Естественно, каждому, кому небезразлична история Русской Церкви, будет интересно узнать, что писал о Соборе, о восстановлении Патриаршества и о самом Патриархе Тихоне, человек, принимавший самое активной участие в работе Собора, второй кандидат на Патриарший Престол, фактически Председатель Собора в 140 его заседаниях. Выдающийся церковный и государственный деятель митрополит Арсений родился в 1862 г. в молдавском селе. В 1885 г. окончил Киевскую духовную академию и в том же году был пострижен в монашество. В 1897–1903 гг. сначала инспектор, а затем и ректор Московской духовной академии (в дневнике за 1917 г. академии посвящены самые светлые страницы его воспоминаний). В 1898 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. С 1903 г. епископ Псковский и Порховский. В 1904 г. удостоен степени доктора церковной истории. Член Предсоборного Присутствия. С 1907 г. член Государственного совета. С 1910 г. архиепископ Новгородский и Старорусский. Неоднократно в годы лихолетья подвергался репрессиям. Проходил по одному делу в 1922 г. с Патриархом Тихоном. С 1924 г. фактически находился в ссылке в Средней Азии, где ему было разрешено свободно проживать до конца жизни. С 1933 г. митрополит Ташкентский. Скончался митрополит Арсений 10 февраля 1936 г. в Ташкенте. Подробно о всем Дневнике митрополита Арсения можно узнать из «Предисловия» к первому тому 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Ф.Н. Покровский Содержание Пролог Поместный Собор РПЦ Гражданская война Красный террор Епархиальный дом Приложение 1. Биография Приложение 2. Тематика выступлений прот. Константина Аггеева на Поместном соборе 1918 гг.     В этой небольшой книжке автор, рассказывая о судьбе своего деда – священника Константина Агеева, чье служение пришлось на конец XIX – начало XX в., поведал о страшных событиях, произошедших в России в этот период. Автор использует публикации средств массовой информации той поры, материалы исследователей, воспоминания очевидцев, письма героя повествования. Трагические судьбы позволяют почувствовать противоречивость различных течений православной мысли, интенсивный поиск в нелегких условиях правильного направления деятельности Церкви ее лучшими представителями. Брошюра написана по инициативе и при поддержке светлой памяти Николая Евгеньевича Емельянова, создателя Базы Новомученики и Исповедники РУсской Православной Церкви XX века. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей Православия в Отечестве.     Совсем недавно, восстанавливая родословную своей семьи, я узнал, что по материнской линии мой двоюродный дедушка – протоиерей Константин Маркович Аггеев, погибший во время Гражданской войны. С первых лет Советская власть осуществляла жестокие гонения на Церковь и священнослужителей – разорялись и разрушались храмы, были арестованы, сосланы и расстреляны священники и монахи. Даже упоминание в анкетах граждан о наличии среди родственников служителей Православной Церкви приводило в советское время к возникновению осложнений в приеме на работу, учебу, в предоставлении жилой площади, в медицинском обслуживании… Поэтому очень часто священники, во избежание неприятностей своим родным, уходили из семьи и просили о них не упоминать, а дети, внуки, племянники, невестки и зятья становились «отказниками» – устно или письменно отказывались от своей родни в священном сане. Константин Маркович Аггеев родился в семье Марка Пименовича Аггеева, предположительно сельского священника Тульской губернии. Окончил Тульскую семинарию, Киевскую Духовную академию со степенью магистра богословия, служил иереем сначала в Сувалке (Литва), потом в Санкт-Петербурге, Москве. Был председателем Учебного комитета Священного Синода РПЦ, членом Предсоборного Совета, членом Поместного Собора 1917–1918 гг., активным деятелем движения за введение Патриаршества в Русской Православной Церкви 1 . Примкнул к Белому движению. Расстрелян как контрреволюционер.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Целью участия Русской Православной Церкви в межхристианском диалоге является свидетельство о Православии перед лицом инославного мира. Об этом говорится в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года: «Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании». Документ цитирует решение Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания (1986): «Православная Церковь в глубоком убеждении и церковном самосознании, что она является носительницей и свидетельницей веры и Предания Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, твердо верит, что она занимает центральное место в деле продвижения к единству христиан в современном мире... Миссией и долгом Православной Церкви является преподание во всей полноте истины, содержащейся в Священном Писании и Священном Предании, которая и сообщает Церкви ее универсальный характер... Эта ответственность Православной Церкви, равно как и ее экуменическая миссия относительно единства Церкви, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали неразрывную связь правой веры с общением в Таинствах. Православная Церковь всегда стремилась привлечь различные христианские Церкви и конфессии к совместному поиску утраченного единства христиан, дабы все пришли к соединению веры...». Документ Архиерейского собора подчеркивает, что «задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Православные христиане должны ясно осознавать, что сохраняемая и исповедуемая ими вера имеет вселенский, универсальный характер. Церковь не только призвана учить своих чад, но и свидетельствовать тем, кто покинул ее, об истине». В контексте этих основополагающих принципов следует рассматривать участие Русской Православной Церви в IX Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Порту-Алегри.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202791...

Эффект присутствия. О «церковном парламенте» рассказал секретарь комиссии Межсоборного присутствия Аркадий Малер марта 2011 Первый год работы Межсоборного присутствия прежде всего показал, что все поставленные вопросы, а всего их 97, носят не виртуальный характер, а реально интересуют членов Церкви. 27-28 января в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве прошло первое пленарное заседание Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Что это было: обычная рабочая встреча или начало новой эпохи в жизни русского православия? Об этом мы беседуем с секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия Аркадием Малером . -Межсоборное присутствие уже получило славу " церковного парламента " или " православной общественной палаты " . Насколько это верные сравнения?   -Это сравнение не точно, потому что участниками Межсоборного присутствия являются также представители высших органов церковной власти, включая Патриарха, всех членов Священного Синода и руководителей синодальных отделов и комиссий. Таким образом, Межсоборное присутствие оказывается представительным органом церковной власти, объединяющим все слои церковного мира от мирян до архиереев. -Существовал ли институт Межсоборного присутствия ранее в истории нашей Церкви? -Историческими прототипами этого органа можно считать Предсоборное присутствие 1906-1907 годов и Высший Церковный совет, созданный на Поместном Соборе 1917-1918 годов и просуществовавший по известным причинам до 1924 года. В своей вступительной речи на пленуме Межсоборного присутствия Патриарх Кирилл специально заметил, что оно создано " во исполнение определения постановления Собора 1917-18 годов " и, следовательно, остается прямым преемником Высшего Церковного совета.И все же отличие этого нового соборного органа от предыдущего бросается в глаза. Если в Высшем Церковном совете было всего 15 членов, то в Межсоборном присутствии - 144 участника, причем это число будет увеличиваться, поскольку решением Священного Синода в состав присутствия уже вводились новые участники.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=202...

Всероссийский выбор. Патриарх Тихон может бесспорно считаться всенародно избранным главой Церкви Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Работа по подготовке Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 годов длилась свыше 10 лет. Вопрос о его созыве был поднят еще в феврале 1905 года в связи с необходимостью проведения церковной реформы. С того времени высшее духовенство стремилось так или иначе избавиться от введенной в 1721 году императором Петром I синодальной формы управления. Для предварительного рассмотрения намеченных к обсуждению на Соборе вопросов 14 января 1906 года Святейший Правительствующий Синод с высочайшего разрешения принял решение о создании особой комиссии – Предсоборного присутствия. Оно работало с 6 марта по 15 декабря 1906 года. Им была выработана рекомендация Поместному Собору, чтобы ввести упраздненное императором Петром I патриаршество. Это историческое решение было принято 1 июня 1906 года. Подготовительные к созыву Собора работы были продолжены и в другом специально учрежденном церковном органе – Предсоборном совещании, работавшем с 28 февраля 1912 года по 3 апреля 1913 года. Оно также рассматривало патриаршество как основу церковного устройства. Однако император Николай II постоянно откладывал созыв Поместного Собора. Он стремился избежать кардинального изменения синодальной формы церковного управления, поскольку радикальные преобразования духовного «ведомства» грозили перестройкой религиозного фундамента монархии. А это, в свою очередь, грозило обрушением всего здания православной империи. В частности, вставали вопросы о месте Патриарха в структуре власти, о соотношении власти царской и патриаршей. И потому царь стремился проводить политику «подмораживания» государственно-церковных отношений. В первые дни марта 1917 года вместе со свержением монархии исчезло главное «препятствие» созыву Поместного Собора. 29 апреля 1917 года Святейший Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета, задачей которого являлась подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании». Совет начал свою работу 12 июня того же года. 5 июля по его докладу Святейшим Синодом было вынесено определение о созыве 15 августа 1917 года в Москве Собора. В тот же день было выпущено «Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви». В нем среди прочего определялся следующий порядок выборов делегатов с мест.

http://pravoslavie.ru/37244.html

Использованные источники и литература Архивные фонды и дела Государственный архив Российской Федерации Ф.Р-3696. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (Главнокомандующий Вооруженными силами на Юге России). Екатеринодар, Таганрог. Оп. 1. Дела Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России. 1919 г. Д. 1. Протоколы заседаний Предсоборной комиссии и Поместного церковного совета в Ставрополе (подлинники). Положение о Высшем церковном управлении на Юго-Востоке России. Список членов церковного Собора в Ставрополе и пр. Оп. 2. Управление военным и морским духовенством (Деникин, Врангель). 1919–1920 гг. Д. 4. Протоколы (подлинные) заседаний Предсоборной комиссии и Поместного Церковного Собора в г. Севастополе по вопросу об утверждении органа Высшего церковного управления на территории действий Добровольческой армии Юга России. Ф.Р-440. Отдел пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Екатеринодар, Ростов-на-Дону. Оп. 1. Дела Отдела пропаганды. 1918–1921 гг. Д. 55. Известия, телеграфные бюллетени и обзоры иностранной и иногородней печати Отдела пропаганды Особого совещания при ВСЮР за июнь 1918 г. – июль.1919 г. Д. 58. Известия Особого совещания при ВСЮР за май-август 1919 г. Д. 60. Ежедневные обзоры печати, составленные отделом пропаганды особого совещания при ВСЮР за май-август 1919 г. Д. 98. Сводки о положении в Советской России, о положении на фронтах. Д. 100. Сводки о положении в Советской России и о положении на фронтах. Ф.Р-446. Политическая канцелярия Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Екатеринодар. 1918–1919 гг. Оп. 2. Дела Политической канцелярии. 1918–1920 гг. Д. 2. Речи и приказы Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России генерала Деникина, сообщения и проекты деклараций о политической программе Добровольческой армии. Д. 8. Секретная сводка Отдела пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР о политических партиях и организациях Юго-Востока России с приложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010