В первом грехе есть своя ирония: люди хотели знать все, а познали лишь свою наготу. Бог уходит, люди остаются один на один друг с другом, и – стыдятся. Это не та нагота, что прежде. В Быт. 2:25 люди аруммим. В Быт. 3:7 – эруммим. Прежде они были наги, теперь – обнажены. Вторая форма более активна. Первая фиксирует данность; вторая – результат происшедшего действия. Они именно оголены. Они более чем наги: обнаженны. В православной традиции считается, что люди лишились благодатной, светотканой одежды. Из естественного состояния (а для человека естественно находиться в состоянии причастия Богу) люди впали в состояние нижеестественное. Они лишились «одежды славы». Поэтому, как поется в тропаре предпразднства Богоявления – «Веселися, Адаме с праматерию, не крыйта себе, якоже в раи прежде, ибо наги видев вы, явися, да облечет в первую одежду: Христос явися, всю тварь хотя обновити» («Не скрывайтесь, как раньше в раю, ибо Тот, кто видел вас нагих, явился облечь вас в первую одежду; Христос явился, желая обновить всю тварь»). Перекличка различных библейских образов одежды может быть и более сложной: Бог одел первых людей в одежду света, они ее совлеклись, и Бог дал им одежду кожаных риз. Позднее, чтобы вернуть людям первую одежду, Бог сам облекается в завесу плоти, а затем и в багряницу поругания. Его, обнаженного, распинают на Голгофе, чтобы он Своим воскресением и даром Духа мог согреть некогда обнажившихся людей. Одежды и стыд появляются после того, как муж принял участие в грехе жены. Почему жена стремилась разделить свой опыт с мужем? Раввинистическая и православная традиции дают два вполне противоположных ответа. Согласно раввинистическому толкованию (Ра-ши), жена почувствовала, что она умирает, и потому идет передать свою смерть мужу – «Чтобы мне не умереть одной и чтобы муж, оставшись в живых, не женился на другой женщине». Преп. Ефрем Сирин исходит из противоположного представления: не смерть почувствовала жена сразу после греха, а эйфорию. Грех действительно может нести с собою холодную радость – радость просто от чувства нарушения запрета. Испытав прилив этого восторга, жена могла подумать, что это и значит – «быть как боги». Ева ощущает себя богиней и идет показать свое новое достоинство мужу, «надеясь, что уже божеством вернется к тому, от кого произошла человеком». Не только отношения отчуждения, но и похоть господства вошли в жизнь людей.

http://azbyka.ru/muzhchina-i-zhenshhina-...

Какое слово может описать боголепную красоту Твою, Богоматерь Дево? Ведь невозможно все Твое изложить рассуждениями и словами, поскольку все оно превосходит ум и слово. Однако же воспевать необходимо, если Ты человеколюбиво дозволяешь. Ты стала сожительницей Сыну на вечное время, и там не оставляя попечения о Своем достоянии и непрестанными мольбами к Нему умилостивляя Его ко всем. Отсюда можно уразуметь, что и Она не престанет в продолжение всего века благотворить всей твари; говорю не о нашей только твари, а и о самых бестелесных и сверхъестественных чиноначалиях, ибо они вместе с нами через Нее Единую приобщаются и прикасаются Богу, Существу неприкосновенному. Она Единая только есть посредница между сотворенной и несотворенной природой, и никто не придет к Богу, если только не озарится через Нее, как через истинно благолепный светильник. Она есть виновница всего бывшего до Нее, и предстательница всех бывших после Нее, и посредница вечных благ. Она – предмет предречений пророческих, начальница апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она – земнородных слава, небесных радование и всей твари похвала. Она – начало, источник и корень неизреченных благ, Она – глава и совершение всякой святыни. О, Дево Божественная и ныне небесная! Как поведаю все о Тебе? Как прославлю Тебя, Сокровищница славы? Через Тебя просвещается зрение разума, через Тебя просвещается дух наитием Святаго Духа: о Госпоже, подай обильно всему народу Твоему и сему достоянию Твоему от милости Твоей и даров Твоих. Даруй избавление от обдержащих нас бедствий: виждь, сколь многими и великими, внешними и внутренними мы угнетаемся. Твоим могуществом преобразуй все к лучшему; воздай страданиям нашим Твою помощь и врачевство, уделяя душам нашим и телесам щедрую благодать, для всего потребную, чтобы мы, благодатию Твоею спасаемые и укрепляемые, прославили воплотившееся от Тебя нас ради превечное Слово, со безначальный Его Отцом и Животворящим Духом ныне и присно, и в бесконечные веки. Аминь. Во Успении Твоем мира не оставила еси…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

поминать, сверх этого, все эти имена, если о том не было нарочитой просьбы подавших поминание, на самой литургии, за ектинией не следует, ибо от этого внимание молящихся утомляется и отвлекается от сосредоточенного молитвенного участия в главной евхаристической части Божественной литургии. Совершенным произволом, противным самому духу нашего церковного устава, является вставка за воскресной и вообще праздничной литургией заупокойной ектении и пение каких бы то ни было заупокойных песнопений, как, напр., «Со святыми упокой» или «Вечная память». Для этого существуют специальные заупокойные литургии в дни так называемых «родительских суббот». «Заупокойной» может быть литургия и в любой будничный день, когда нет никакого праздника, предпразднства или попразднства, и когда по уставу в конце всех положенных тропарей и кондаков, после малого входа, поётся на «Славу» «Со святыми упокой». Почему в праздничные дни неуместно гласное поминовение усопших за Богослужением, прекрасно объясняет наш выдающийся и высокоавторитетный канонист Матфей Властарь , автор известной «Синтагмы», который говорит так: «в Господские праздники не благочестиво поминать умерших и не благолепно совершать память мучеников. Ибо когда торжествуется царская победа, тогда нет обычая плакать о падших на брани». Ввиду этого 169-ое правило Номоканона при Большом Требнике гласит: «В дванадесятодневном (то есть в период времени между Рождеством Христовым и Богоявлением), в первую седмицу Четыредесятницы, и в Великую Седмицу (то есть Страстную), и в Светлую Неделю, в недельные (то есть воскресные) дни, и в великие праздники, помины не бывают: прочее же всё лето поминаются православные христиане». Этим сила и значение моления за усопших нисколько не умаляются, ибо за проскомидией усопшие поминаются ежедневно в течение целого года, а поминовение за проскомидией и есть как мы уже сказали самое важное и существенное. Соединять же торжественные, ликующие воскресные и праздничные песнопения с заупокойными в одном Богослужении само по себе звучит каким-то диссонансом, не говоря уже о прямом запрещении Церкви это делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Прекратилось обольщение вражеское:/ибо голос вопиющего в пустыне/восклицает: “Путь Господу приготовьте!”/– и все стези Его прямыми соделать повелевает:/ибо низина – смертных естество униженное – возвышается,/а гора и холм неприятелей понижается. О, преславных даров!/О, Божественныя благодати и несказанныя любве!/Се бо водою очищает мя, огнем просвещает мя/и Духом Божественным совершает мя Содетель и Владыка,/ныне во Иордане в мое облекся естество, Безгрешный. О необычайные дары!/О Божественная благодать/и неизреченное терпение!/Ибо вот, водою очищает меня,/огнем просвещает меня,/и Духом Божественным совершенство мне дает/Создатель и Владыка, ныне во Иордане/облекшись в мое естество, Безгрешный. Песнь 9. Ирмос: Не рыдайте всуе,/отчаяния тенетами удавляеми, человецы, повиннии злых,/но во умилении души приступим Очищающему вся,/яко Единому Чистому/и Дающему прощение Крещением. Песнь 9 Ирмос: Не рыдайте тщетно,/в тенетах отчаяния задыхаясь,/люди, виновные в злых делах;/но в сокрушении души приступим/к Очищающему всех,/как к Единому чистому/и дающему прощение Крещением. Во страннем Твоем Рождестве первее из Девы преестественно удивил еси, Слове Божий./Ныне же величаем, велие таинство совершая преславно причастием честным,/купель многочадну Божественным Духом. Сперва в необычайном/рождении Твоем от Девы/Ты сверхъестественно явил Себя дивным, Слово Божие./Ныне же возвышаешь великое таинство/чудно делая в священном приобщении к нему купель/многодетной Божественным Духом. Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове,/поведающим Небесем звездою славу Твою./Ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся,/и род земнородных к первому взыде паки благородию. Земля освятилась/Рождеством святым Твоим, Слово,/когда Небеса со звездами/возвещали славу Твою./Ныне же водное естество стяжало благословение/при Твоем крещении во плоти,/и род земных снова взошел/к прежнему благородству. Да радуется земля вся, Небо да веселится,/мир да играет, реки да плещут рукою,/источницы и езера, бездны, моря да срадуются:/приходит бо Христос Адама очистити и спасти Божественным Крещением.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Ты избавилась от цвета жаркого ланит/изнурением и трудами воздержания/и огонь очей твоих/слез источниками угасила. Богородичен: Слово, воплощшеся из Тебе, Всечистая,/плоти скверну хотя омыти образом очищения,/течение водное дивится. Богородичен: Слово, воплотившееся из Тебя, Всенепорочная,/нашу оскверненную плоть омыть желая,/как образ очищения, Сам не имея скверны/в водах принимает крещение. Катавасия: Утверди нас в Тебе, Господи,/Древом умерщвлей грех,/и страх Твой всади/в сердца нас, поющих Тя. Катавасия: Утверди нас в Тебе, Господи,/Древом умертвивший грех,/и страх Твой вложи/в сердца нас, воспевающих Тебя. Кондак предпразднства, глас 2. Подобен: Вышних ища: Кондак, глас 2 Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/милости ради безмерныя,/Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/одеждею мя одевая,/славы древния обнаженна люте. Всех от множества согрешений освобождая,/Христе, Благосердный, по безмерной милости,/в Иорданских водах Ты идешь принять крещение, как Человек,/чтобы облечь в одежду древней славы/меня, обнаженного бедственно. Таже седален мученика, глас 1. Подобен: Гроб Твой: Седален мученику, глас 1 Феопемпт, явився святитель сущих доле,/с Феоною купно твердым и сострадальцем,/мучителем противления не терпящим, ураняется:/Тя, – радуяся, вопия, – чту Единаго,/погребшаго во Иорданских струях земных прегрешения. Феопемпт, ведомый как иерарх земной,/иерархом небесным муками явился./Ослушавшись приказания тиранов,/он истязания переносит, взывая радостно:/“Чту Единого, погребению предавшего в струях Иордана/смертных согрешения!” Ин седален преподобныя, глас 5. Подобен: Собезначальное: Иной седален преподобной, глас 5 Постных превзошла еси ты терпения болезнь,/на Небесех наслаждаешися большия обители/и лучшия зари исполнилася еси,/зане мужески жестокий шествовала еси путь, победивши настоящая,/и Ангелом уподобилася еси,/и ныне славы причащаешися тех. Ты, подвижников превзойдя в перенесении страданий,/на небесах наслаждаешься превосходнейшим жилищем/и лучшим сиянием исполнена:/ибо по-мужски суровым путем пройдя,/ты преодолела настоящее и Ангелам уподобилась,/и ныне приобщаешься к славе их.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Канон мученикам. [Ирмос: Услышал я весть Твою и убоялся,/уразумел дела Твои/и ужаснулся, Господи! ] Всю напоиша вселенную словесы Божественными/Христовы великомученицы/и лесть упраздниша. Всю вселенную оросили/словами боговдохновенными/Христовы великомученики/и заблуждение упразднили. Богатство некрадомо обретоша воистинну страстотерпцы,/богатство, славу и светлость земных оплеваша. Богатство воистину нерасхищаемое/страстотерпцы обрели,/а богатство и славы блеск/того, что на земле, презрели. Вооружившеся страстотерпцы Христовым оружием,/мучителево суровство все в сем низложиша. Защитившись Христовым оружием, страстотерпцы/всю жестокость тирана/им низвергли. Богородичен: Мати Чистая,/Благословенная Святая Дево,/поющия Тя спасай от всякаго обстояния. Богородичен: Матерь непорочная, благословенная,/чистая Дева! Воспевающих Тебя/спасай от всякой напасти. Ин. Ирмос: Пришел еси от Девы,/не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся,/и спасл еси всего мя, человека./Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи. Канон преподобной. [Ирмос: Ты пришел от Девы не посланник,/ни Ангел, но Сам Господь во плоти,/и спас всего меня, человека./Потому я к Тебе взываю:/“Слава силе Твоей, Господи!” ] Ты, телесе преизрядствующи добротами,/была еси многим отречена, не получшим рачения./Темже, изнуривши себе, причастилася еси Божественный красоты. Ты, отмеченная телесной красотой,/причастна стала многим, не доступно взору./Потому, сокрыв саму себя,/приобщилась к божественному совершенству. Претерпела еси, яко Иов, телесное озлобление,/не изрекла еси слова, кончину привлачащаго,/летом и естеством же прешедши, Божественное прияла еси жилище. Претерпела ты, как Иов, телесное страдание,/не произнесла кончину привлекающего слова,/но подчинившись времени и естеству,/отошла к божественному жилищу. Уединися от сродников, и родителей, и стяжания,/Христа единаго ишущи некрадомо богатство и неиждиваемое,/с Нимже Вышния славы явилася еси причастница. Покинула ты родственников, и родителей,/и имения, ища единаго Христа/– нерасхищаемое и неистощимое богатство;/с Ним и явилась ты вышней славы общницей.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Се Свет является,/се Очищение показуется,/се Спас предстоит просияти сущим во тьме Божественныя зари./Сего помышленьми чистыми радостно подымем. Вот, Свет является,/вот, Умилостивление показывается,/вот Спаситель предстоит,/чтобы осиять пребывающих во тьме/Божественными озарениями./Его с мыслями чистыми радостно примем. Ин канон мучеников, глас 7. Песнь 1. Канон мученикам Ирмос: Поим Господеви,/погрузившему всю силу фараонову в мори,/победную песнь,/яко прославися. [Ирмос: Поем Господеви,/погрузившему всю силу фараонову в мори,/победную песнь,/яко прославися. ] Грядите, вернии, согласно празднуим препрославленную память страдальцев,/в песнех духовных славословяще Христа. Давайте, верные, согласно/отпразднуем преславную память страстотерпцев,/в песнях духовных славословя Христа. Страстотерпцы Христовы и веры твердии поборницы,/на нечестие ополчившеся крепко, враги победиша. Страстотерпцы Христовы/и веры стойкие поборники,/против нечестия вооружившись крепко,/врагов победили. Нечестивый гонитель и веры Христовы чуждь,/на страстотерпцы разгневався, злочестивый верою упражняется. Гонитель нечестивый/и веры Христовой чуждый,/неистовствовавший против страстотерпцев,/их верою лишается силы, злочестивый. Богородичен: Паству, юже стяжала еси, Богородительнице,/сию спасай от всякия нужды, молящи Спаса и Бога нашего. Богородичен: Паству, которую Ты стяжала, Божия Родительница,/ее спасай от всякого несчастья,/моля Спасителя и Бога нашего. Ин канон преподобныя, глас 2. Ирмос: Грядите, людие,/поим песнь Христу Богу,/раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския,/яко прославися. Канон преподобной [Ирмос: Придите, люди,/воспоем песнь Христу Богу,/разделившему море и проведшему народ,/который Он вывел из рабства египетского,/ибо прославился. ] Венчати твою песньми память прихожду,/тебе надеявся, несмысленный и весь нечистый,/но даждь ми слово мудрости и разума твоими мольбами. Увенчать песнями намерен я память твою,/на тебя полагаясь, невежественный и весь нечистый;/но подавай мне слово мудрости и чистоты/твоими мольбами.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Да Твоея славы всяческая исполниши, Тебе Самаго истощил (умалил) еси… Ныне же длани раба подклоняеши главу рабски (5 янв. 1-я песнь канона повечерия). Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове… ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся (там же песнь 9-я). Ныне крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир весь (б янв. стихира на литии). Днесь тварь просвещается; днесь всяческая веселятся, Небесная вкупе и земная (там же и ныне). Адамово естество обновил еси (6 янв. седален по 2-й кафизме). В частности, Христос грядет ко крещению, безсмертие Божественною банею (то есть через наше крещение, см.: Тит. 3:5 ) всем подая (1-й тропарь 3-й песни канона предпразднства 5 янв.). Какое непостижимое «державное дело»! И действительно, можно и должно сказать, что происходит новое творение, ибо теперь все существующее умирает. Новотвориши земнородныя, нов Адам был Содетель, огнем, и Духом, и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… крещением богодетельным (боготворческим) новотворя (5 янв. 5-я песнь канона утрени). Духом души новотвориши; водою же освящаеши тело (там же). Следовательно, и человечество, и весь мир обновляются крещением Христовым. Как же это происходит? – Двояким путем. Прежде всего, тем, что Сам Бог, воплотившись, причастился твари Своей, или миру, – и тем освятил его, обновил, очистил. Истинный Свет явися и всем просвещение дарует, крещается Христос с нами… влагает священие воде (6 янв. стихира на хвалитех). Струи освятил еси Иорданския (6 янв. седален по 1-й кафизме). Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове… ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся (5 янв. 9-я песнь канона повечерия). Но этих мыслей очень мало. Несравненно больше, вообще больше всего прочего, говорится о другом пути обновления: о благодати Божией. И прежде всего вспомним причастен в самый праздник Крещения (но не накануне в сочельник): Явися благодать Божия, спасительная всем человеком. Эти слова взяты из литургийного Апостола ( Тит. 2:11 ). Но мысль о благодати постоянно звучит на богослужении как основной мотив. Нет возможности, да и необходимости, переписать все выдержки об этом; укажем хоть на некоторые.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

После этого диакон увидел некоего эфиопа, который бросил больному в уста удицу и с насилием исторг душу из тела. Увидев все это, диакон в трепете упал на землю как мертвый. Тогда ему предстала Пресвятая и сказала: – Не бойся, любезный слуга Мой: тебе уготовано Царство Небесное, и бесовская хитрость ничего не может причинить тебе. Только храни заповеди Сына Моего во все дни жизни твоей, пока не водворишься в Небесных жилищах, и тогда возрадуешься со святыми бесконечно. Диакон, встав, вышел и, раздав последнее, что имел, обнищал Бога ради». Один великий подвижник видел в исступлении «Господа нашего Иисуса Христа, одесную же Его была Пресвятая Богородица». Спаситель повелел одному ангелу вострубить такою страшною трубою, что затрепетал весь мир, как лист на дереве. Затем Господь дал знак другому ангелу вострубить второй раз. И он исполнил. Тогда «Пренепорочная Матерь Иисусова, уразумев, что по третьей тру бе насту пит конец вселенной, встала с престола Своего. Ангелы же в великом благоговении пребывали в молчании. А Она припала к пречистым ногам Судии Господа и умильно стала просить Его неизреченное благоутробие и благость – принять Ее ходатайство, чтобы Он даровал еще время грешникам, дабы они оплакали беззакония свои». Но Господь ответил: – Ты знаешь, Мати Моя, какое нечестие творит неблагодарный мир… И не подобает и неправедно было бы помиловать его. И уже не только мирские, но и духовные, и монахи уязвляют утробу Мою и вторично распинают Меня, и совершенно осквернили своим любострастием и роскошью святой образ и ангельское житие. Но Владычица снова стала молить Его: – Чадо Мое Сладчайшее! услыши Меня по милости Твоей и за пречистыя страсти Твои, которые подьял Ты за грешников. Господь ответил Ей: – Ты знаешь, Мати Моя, что уже много раз умолила Меня и останавливала совершить подобающий суд. Но вот люди не улучшаются, а еще хуже становятся, презирая и Крест, и страсти Мои. Владыки и начальники бесчеловечно угнетают подчиненных и сквернят священные Законы Мои своим невоздержанием. Но и простой народ тоже отметает Заповеди Мои, творя плотоугодие, любодеяния, убийства, неправды и иные скаредные беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Или предпразднства, глас 4 Готовися, Вифлееме:/отверзися всем, Едеме,/красуйся, Евфрафо,/яко древо живота в вертепе процвете от Девы:/рай бо Оноя чрево явися мысленный,/в немже Божественный сад,/от негоже ядше, живи будем,/не якоже Адам умрем./Христос раждается прежде падший возставити образ. И обычныя кафизмы, и седальны воскресны, и Богородичны их, и чтение во Евангелии толковом. Аще же в 24-й день, поем настоящия седальны. По 1-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Во отцех, Боже, предвозгласил еси таинственно/хотящее быти на земли Богоявление таинственне/превечнаго Сына Твоего от Девы/во Аврааме, Исааке и Иакове, Иуде и прочих,/Иессеи, и Давиде, и пророцех всех,/Духом предвозвещая в Вифлееме Христа явльшася,/сущия в мире вся взывающа. Слава, и ныне, тойже. По 2-м стихологии седален, глас 8. Подобен: Премудрости: Праздник празднуим, вернии, отцев Божественных радостно:/Адама, Авеля чтуще, Сифа, Еноса блажаще,/Еноха, Ноя, Сима же, Иафета воспоим,/Авраама, прежде закона верою просиявша,/и Божественнаго Исаака, Иакова и Иуду,/Левию и целомудреннаго Иосифа восхвалим и верно возопиим:/Богоноснии праотцы, молите Христа Бога, грехов оставление даровати/празднующим любовию святую память вашу. Слава, и ныне, тойже. По непорочных тропари их. И седальны отцев, глас 8. Подобен: Премудрости: Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно,/Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи/вкупе с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною:/радуйтеся, – вопиюще к ним, –/прелесть доблественне обличивше царя безумнаго,/и Христу молитеся согрешений оставление даровати/празднующим любовию святую память вашу. Слава, и ныне, другий, глас и подобен тойже Из недр Отеческих низшел еси/и несказанным истощанием юже по нам нищету восприял еси,/паче естества, Человеколюбче,/в вертеп вселитися благоволил еси, Господи,/и яко Младенец сосцы питаешися, Зиждитель и Господь./Темже, звездою наставляеми, волсви дары Тебе приносят, яко Владыце твари,/пастырие и Ангели дивляхуся, зовуще:/слава в Вышних Богу, на землю грядущему родитися яко Человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010