Обетования о рождении Имеющей родить бессеменно Рождаемого от Бога Отца предвечно. И в этом – чудное прославление и пречистая слава Сей Приснодевы, Которой покоряются всякий ум и слово, даже ангельские. Но и по восшествии на небо Воплотившегося из Нее Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому. Посему, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание Ее есть радостный праздник и всемирное торжество. Руками Сына Ее был принят богоносный дух Приснодевы; Им же, немного спустя, и родственное оное тело было переселено в вечную небесную обитель. Все это справедливо и вполне приличествовало. Она Единая, ставшая между Богом и родом человеческим, сотворила Бога сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю небом и обоготворила род человеческий; Она Единая из всех превыше всякого естества явилась Материю Бога по естеству, а через несказанное рождение стала Царицей всякой сущей в мире и премирной твари. И подлинно, если душа, имевшая обитающую (в ней) Благодать Божию, оставляя земное, возносится к небу, как это стало ясным из многих примеров, и мы верим сему, то как могло быть не вознесено от земли на небо тело, не только принявшее в себя Сего Единородного и Превечного Сына Божия, неиссякаемый Источник Благодати, но и родившее и явившее Его. Посему Она спрославляется богоприличной славой (вместе) с Рожденным и совоскрешается. Было и доказательство воскресения Ее из мертвых для апостолов – плащаница и погребальные одежды, одни лишь и оставленные во гробе и одни только найденные в нем пришедшими для осмотра, точно так же, как было и ранее относительно Сына Ее и Господа. Но не было нужды, чтобы Она еще некое время пребывала на земле, как Сын Ее и Бог; и потому Она прямо из гроба была вознесена в пренебесное жилище, откуда сияет светозарным и Божественнейшим блеском, освещая оттуда всякое земное достояние, и за это всеми верными поклоняемая, восхваляемая и воспеваемая. Она в Себе, и одна лишь преизбыточествует всем несказанно: приобретением бессмертия по смерти, и обитанием на небе во плоти вместе с Сыном и Богом, и с того времени обильным излиянием оттуда преизбыточествующей благодати всем почитающим Ее. Она даже дарует дерзновением прибегать к Ней, Сущей сосудом толиких благодеяний: щедро раздает блага и никогда не прекращает для нас сего полезной) подаяния и щедрой помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Церковнослав. стихотворения. 1902. С. 34, 36); в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «О трисианна Троице Светаа. проявльши на водах ныня» ( 1981. С. 111). В древней кириллице, как и в греч. уставном письме X в.,   пишется с высокой серединой, равной по высоте левой и правой дуге; основания обеих петель, правой и левой, могут быть как округлыми, так и угловатыми (Саввина книга, Супрасльский сборник, Энинский Апостол, Листки Ундольского, Остромирово Евангелие, Изборник 1076 г., Минея 1096 г.). Буква достигает верхней линии строки, за одним исключением: в надписи царя Самуила 993 г.   занимает половину высоты строки. Начертание с заниженной серединой в этот период представлено единичными примерами: в составе лигатуры в надписи на Тмутараканском камне 1068 г. и в Изборнике 1073 г., где оно фигурирует наряду с начертанием с высокой серединой. В южнослав. уставе древнее начертание с высокой серединой продолжает господствовать и после вхождения в употребление в XII в. начертания с низкой серединой. В рус. уставе начертание с высокой серединой встречается в памятниках 1-й пол. XII в. (в Мстиславовом Евангелии, Юрьевском Евангелии, Галицком Евангелии), однако основным становится вариант с низкой серединой, в котором обе петли разведены, в результате чего середина буквы представляет собой не короткую черту, а пониженный угол . Под влиянием восточнослав. почерков «омега» с пониженной серединой получает распространение с кон. XII в. в памятниках болгарской и серб. письменности. Для полуустава тырновской школы XIV в. характерен начерк с высокой серединой, в серб. почерках представлены оба варианта оформления середины - высокий и низкий. Помимо этих начертаний, продолжающих соответствующие уставные, у юж. славян в XIV-XV вв. в особом, «греческом», почерке используется «омега» без середины, т. е. с почти плоской серединой . Под южнослав. влиянием в рус. полууставе в кон. XIV-XV в. вновь появилась «омега» с высокой серединой , а в «греческом» почерке - «омега» без середины. В XV в. прибавилась W-oбpaзhaя модификация с острыми углами, состоящая из прямых или изогнутых линий . В литургическом полууставе славяно-молдавских рукописей «омега» представлена несколькими вариантами, среди которых преобладает начертание с плоской или с почти плоской серединой. Наряду с ним распространено не вполне симметричное начертание, в котором правое полукружие представляет почти овал, не замкнутый примерно на четверть в левой верхней части, а низ пишется с характерным изломом и может завершаться ограничителем-«засечкой». Начертание с высокой серединой обычно встречается только в лигатуре  . Теми же особенностями отличается шрифт краковской типографии Швайпольта Фиоля 90-х гг. XV в.

http://pravenc.ru/text/2578023.html

Вот так и Лазарево воскресение… А завтра, на «Вход» зазвонят долго и торжественно… И тоже будет сначала вечерня, но уже великая… Это закат «Человека Христа». К нему Он идет. К сему и мы перейдем сейчас… Но в заключение этой главы у меня ставится вопрос. Ад и смерть будут уничтожены Крестом Христовым. Как же ад раньше этого выпустил Лазаря? Пусть хоть и одного, но, значит, «ранее» Искупления? «Без» Искупления еще? Как же это примирить? В ответ на это я встретил в песнопениях следующие мысли: – Страсти знамения и креста Твоего, уверяти хотя (желая), Блаже, адово несытное чрево растерзав, восставил еси яко Бог четверодневнаго (5-й тропарь 4-й песни канона повечерия в пятн. Ваий). И в икосе на Лазарево восстание поется: идем… говорит Господь ученикам, – и Лазарев гроб узрим; тамо бо хощу чудодействовати, совершая креста предначинание и всем подая Божественное оставление… Итак, Господь это сделал в виде чрезвычайного исключения, дабы показать «знамение» (явление) силы грядущего Креста Своего; это есть «предназначена» действия Его смерти… Как бы «предпразднство» Великой субботы, когда Он поразит ад… И здесь суббота… Потом вход – Царское шествие – «воскресение». И чрез неделю, в другое воскресение, – восстание… Но и при всем том нужно принять во внимание, что Лазарь лишь временно избавлен от смерти, для чего и был вызван из ада, временно еще оставлен жить… И живет еще 30 лет, «умирает паки» «и погребается» на Кипре. И следовательно, и он подвергся закону смерти. И он воспользуется Искупительною жертвою Спасителя в свое время, вместе со всеми. …Однако время приступить уже и к сей Всеспасительной жертве. Итак, мы теперь знаем, что нынешнее шествие есть ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПОБЕДОНОСНУЮ ВОЙНУ с «горьким царством смерти». И эта война окончится победоносно – преславным низвержением ада и всеобщим воскресением. И в жизни мы знаем, что народ устраивает торжественные манифестации не только тогда, когда празднует достигнутую победу, но уже и при самом вступлении в войну, при выступлении войск, а особенно при виде вождя выступающего воинства приходит в приподнятое настроение и провожает «грядущих» на войну торжественными кликами. А когда война кончится победоносно, то народ обычно празднует не только день окончательной победы и разгрома врагов, но и начало, день объявления войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Богатна струя, в себе бо приемше крещаема Содетеля,/показася источник животныя воды на спасение нас, песнопоющих:/Избавителю Боже, благословен еси. Богата струя!/Ведь приняв в себя крещаемого Создателя,/она явлена живоносной воды источником/ко спасению нас, поющих:/“Боже, Искупитель, благословен Ты!” Мертвость Божественную знаменительне образующе,/погружением в воде трикратным в Крещении Христу совостаем,/тридневному востанию приобщающеся, и вопиюще Христу:/благословен еси во веки. Мертвость Божественную символически изображая/троекратным в воду погружением,/мы погребаемся со Христом в Крещении,/приобщаясь к воскресению на третий день/и Христу взывая: “Благословен Ты!” Едина благодать Отца, Сына же и Духа совершающая/даром желающия верно Божественнаго Крещения,/сыноположения восприемшия власть, еже вопити:/Боже, благословен еси. Едина благодать Отца и Сына с Духом,/делающая совершенными с верою желающих/дара Божественного Крещения,/право усыновления принявших, с тем чтобы взывать:/“Боже, благословен Ты!” Песнь 8. Ирмос: Ужаснися, бояйся, Небо,/и да подвижатся основания земли:/се бо водою облачится/Опаливый водою прежде праведнаго жертву преславно./Егоже, отроцы, благословите,/священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки. Песнь 8 Ирмос: Изумись в трепете, небо,/и да потрясутся основания земли;/ибо вот, водою облекается/воспламенивший прежде водами жертву праведного предивно;/Его отроки благословляйте,/священники воспевайте,/люди превозносите во все века. Избавление грядет Христос Крещением подати всем верным:/сим бо Адама очищает, падшаго возвышает,/низложшаго мучителя посрамляет, Небеса отверзает,/Духа Божественнаго низводит/и нетления причастие дарует. Избавление идет Христос подать/через Крещение всем верным:/ибо им Он Адама очищает,/падшего возвышает,/низвергшего нас тирана посрамляет,/Небеса отверзает, Духа Божественного низводит/и приобщение к нетлению дарует. Преста лесть вражия, глас бо вопиющаго в пустыни:/путь Господень, – зовет, – уготовайте/и вся стези Его правы творите, – повелевает,/дебрь бо смиряется, естество земных возвышается,/гора и холм же врагов понижается.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Написался, но не поработился еси, кесаревым повелением повинуяся: аще бо и от работы утешение нам подая,/вольно повинуешися и даньствуеши дидрахму,/но законом греха первее проданныя ны свободил еси ныне/и сыноположения удостоил еси. Был Ты, постановлениям Кесаря покоряясь,/внесен в перепись, но не порабощен/– ибо Сам подаешь нам в рабстве облегчение;/Ты добровольно подчиняешься и дидрахму вносишь,/но нас, прежде по закону греха проданных/ныне освободил и усыновления удостоил. Царствуеши, но не мирски, естеством сый Царь,/аще бо и по плоти от племене Давидова родився,/престол царствия, Спасе, сего приял еси, но свойственну имаши державу Царствуя со Отцем прежде веков, присно/и во веки с Духом. Ты царствуешь, но не по-мирски,/Царем по естеству являясь:/ведь хотя и был от племени Давидова рожден по плоти/и престол царства его, Спаситель, получил,/но вечную имеешь власть, соцарствуя Отцу прежде веков,/всегда и вовеки вместе с Духом. Царь убо, мира Начальник и сущих в водах древле пронаречеся,/но удавляется Твоим очищением/и низлагается яко езерский первее легеон./Рук же Твоих, Спасе, создание, порабощенное от него,/державною Твоею рукою свобождения сподобил еси. Князь мipa и живущих в водах/был царем наименован издревле;/но очищением Твоим он подавляется/и истребляется, как в озере легион./Создание же рук Твоих, Спаситель, им порабощенное,/Ты мощною Своей рукой свободы удостоил. Песнь 7. Ирмос: Неизреченное чудо:/в пещи Избавивый преподобныя отроки из пламене преклоняет верх/и просит Крещения от раба,/очищая вопиющия:/Избавителю, Боже, благословен еси. Песнь 7 Ирмос: Неизреченное чудо!/Избавивший благочестивых отроков в печи от пламени/склоняет голову и просит от раба крещения,/очищая взывающих:/“Боже, Искупитель, благословен Ты!” Сечется струя первее милотию Иорданская, прообразующи Крещение Твое,/имже и страстей растерзается хитон,/и нетления одежда самотворится вопиющим Богу:/благословен еси. Рассекается прежде милотию струя Иорданская,/прообразуя Крещение Твое,/которым разрывается хитон страстей,/и одежда нетления сама готовится взывающим:/[“Христе] Боже благословен Ты!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Мудрии страдальцы, веры оружницы,/муки доблественне врагов пребеззаконных победивше, купно венцы прияша. Мудрые страстотерпцы, веры воины,/доблестно муки врагов беззаконных победив,/вы вместе и венцы получили. Ни ласкание, ни лесть,/ни слава земных возможе отсещи веры вашея течение, страдальцы,/темже и радуетеся. Ни лесть, ни обман, ни земная слава/не смогли пресечь стремление веры вашей, страдальцы;/потому вы и радуетесь. Предстояще престолу славы Господни,/со Ангелы непрестанно молитеся/дати прегрешений очищение верою поющим вас. Предстоя престолу славы Господней,/с Ангелами непрестанно ходатайствуйте/о даровании милости прощения согрешений/с верою воспевающим вас. Богородичен: Всесвятая Дево Обрадованная,/рождшая в лете Слово паче слова,/моли Его спасти души наша. Богородичен: Всесвятая Дева, Благодатная,/Слово во времени родившая превыше слова!/Умоли Его спасти души наши. Ин. Ирмос: Света Подателю/и веков Творче, Господи,/во свете Твоих повелений настави нас:/разве бо Тебе, иного бога не знаем. Канон преподобной. [Ирмос: Света Податель и веков Творец, Господи,/во свете Твоих повелений наставь нас,/ибо мы иного бога, кроме Тебя, не знаем. ] Храм была еси обитающаго в чистых дусех Слова, мудрая,/осияла бо еси ты воздержания многими болезньми души твоея доброту, преславная. Храмом сделалась ты, мудрая,/обитающаго в чистых духах Слова,/ибо прояснила ты подвижничества многими трудами/души твоей красоту, всеславная. Плоть умертвила еси, обагренную естественною благодатию болезньми многими,/уясняющи паче светом добродетелей душевный образ,/светло сияющий. Плоть, рдеющую прелестью естественной,/умертвила ты многими трудами,/проясняя все больше светом добродетелей/душевный образ, сияющий светло. Вещь телесе души твоея ко Христу желанием распаливши,/ты ныне с невещественными невещественно воистинну Ангелы срадуешися,/Бога смотряющи. Вещество тела попалив/ко Христу души твоей любовью,/ты ныне вместе с невещественными Ангелами/поистине невещественно радуешься,/Бога созерцая.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Что недоумеваешь ты, Креститель, об определении,/которое Я совершаю для спасения всех?/Древнее ныне оставь, и помышляй о новом./Веруй Богу сошедшему/и, приступив, Мне послужи:/ибо Я, Бог, пришел по милосердию/Адама очистить от падения! Вземляй наша грехи на рамена,/пришел еси, Иисусе, к струям Иорданским,/аз же ужасохся Твоего страшнаго пришествия./Како убо ми велиши крестити Тя?/Сам мя очистити пришел еси./И како Крещения от мене просиши,/всех Очищение? Подъемля грехи наши на плечи,/пришел Ты, Иисусе, к струям Иордана,/я же устрашился повергающего в трепет Твоего пришествия./Как же Ты мне повелеваешь Тебя крестить?/Ты Сам пришел меня очистить,/и как ищешь крещения от меня,/всех Очищение? Естества Моего непостижное Слово,/в рабий же зрак одеявся,/приидох на Иордан,/никакоже Мене отрецыся./Гряди, не бойся, приближися ко Мне,/десницу на верх Мой положив, возопий:/благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе. Естеством Я – непостижимое Слово,/но во образ раба облекшись, пришел на Иордан,/никак во Мне не сомневайся!/Приди, не бойся, приблизься ко Мне,/десницу на главу Мою возложи и возгласи:/“Благословен явившийся, Боже наш, слава Тебе!” О, паче ума, безмерныя Твоея нищеты, Слове Божий!/Мене ради, падшаго,/познах Тя, за милосердие во Адама облекшася/и сущия от Адама обновляюща,/и повинуяйся Твоему велению, верно зову Тебе:/благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе. О, превышающая ум/и безмерная Твоя нищета, Слово Божие!/Я познал Тебя, ради меня, падшего,/по милосердию облекшегося во Адама/и тех, кто от Адама, обновляющего;/и, повинуясь Твоему велению, с верою восклицаю Тебе:/“Благословен явившийся, Боже наш, слава Тебе!” Слава, глас и подобен тойже: С трепетом служа Иоанн Владыце,/радуется душею и вопиет с веселием:/срадуйтеся мне, вси роди праотца,/прииде бо чаяние наше,/прииде на Иордан Христос,/вся от греха Адамова очистити, яко Благоутробен. Слава, глас тот же: С трепетом служа Владыке, Иоанн/радуется душою и взывает с веселием:/“Радуйтесь со мною, все потомки праотца,/ибо пришло ожидание наше,/пршел на Иордан Христос,/чтобы всех от греха Адамова очистить, как Милосердный!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Богородичен: Рождество Твое Адама от тли избави, кроме тления человекодельнаго,/ибо паче человека бысть зачатие./Темже тления и зол мя, Отроковице, избави. Богородичен: Рожденный от Тебя/Адама от тления избавил:/ведь без растления, смертных порождающего/и выше человеческого зачатие Твое произошло./Потому от тления и зол/избавь меня, Отроковица. Песнь 5. Ирмос: Свет Твой незаходимый возсияй, Христе,/в сердца верно поющих Тя,/мир подаваяй нам паче ума./Тем от нощи неведения ко дню светом Твоим текуще,/славословим Тя, Человеколюбче. Песнь 5 Канон предпразднству. Ирмос: Свет Твой незаходящий зажги, Христе,/в сердцах с верою воспевающих Тебя,/подавая нам мир, высший ума./Потому от ночи неведения ко дню/во свете Твоем стремясь,/мы славословим Тебя, Человеколюбец. Мира, Христе, сый Царь,/вражды средостение разорил еси,/плоти подобием явився сущим на земли./Темже пришествие Твое видев, Иоанн дивляшеся со страхом,/рукоположити Тя повелеваемь. Будучи Царем Мира, Ты, Христе,/средостение вражды разрушил,/в подобии плоти явившись на земле./Потому Твое пришествие увидев, Иоанн/поражался в страхе,/принимая повеление возложить руку на Тебя. Змиев главы сокрушити Христос спеша,/ныне грядет водами и трепещущему вопиет Крестителю:/простри твою руку, и прикоснися верху Моему,/и ужас отряси, совершая повеленное. Головы драконов сокрушить спеша,/Христос ныне приходит к водам/и взывает к трепещущему Крестителю:/“Простри твою руку, и коснись главы Моей,/и подави в себе боязнь,/совершая приказание. Сказаше пророк благодать иногда Крещения Божественным Духом,/поразив Иорданския струи милотию, яже разделишася,/нам путетворящия возрождение Божественное в них явльшагося Христа. Показал некогда пророк/благодать Крещения в Божественном Духе,/ударив милотью Иорданские струи,/которые разделились, открывая нам/путь к возрождению Божественному/– в них явившегося Христа. Ин. Ирмос: Утренююще, Слове, в славу Твою и хвалу,/восхваляем непрестанно образ Креста Твоего,/Егоже дал еси нам оружие в помощь. Канон мученикам. [Ирмос: Стремясь с рассвета, Слово,/к славе Твоей и хвале,/восхваляем непрестанно образ Креста Твоего,/который Ты дал нам как оружие в помощь. ]

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Церковнославянский язык Понимаете ли вы трудные слова богослужения — 1. ВИКТОРИНА Паронимы — похожие слова, различающиеся по смыслу. Иногда разница в одну букву изменяет значение слова на противоположное. Предлагаем нашим читателям проверить знание некоторых церковнославянских слов, имеющих «пару» в русском языке. Трудные места богослужения: Не вразумляй меня в гневе… В первых строчках 37-ой псалма Давида появляется пара существительных гнев – ярость, сопоставленных и противопоставленных друг другу. Почему автор использовал два, в общем-то, похожих слова? Вечерние молитвы: в чем мы каемся? Ночь. Улица. Фонарь. Ап... смс-ка. Нет, конечно, все было не так драматично. Утро, рабочий день, кофе, компьютер. Бессмысленный и желтый свет... Настойчивая смс-ка: «Я не понимаю, что такое это прекословие?! почему я не могу сказать что-то против? Скажи мне как лингвист?? Или просто православный человек». Церковнославянский: иллюзия непонятности (ВИДЕО) Лечился я как-то в Германии, а в немецком языке знаю только лишь от силы пятьдесят, восемьдесят или сто слов. Но когда женщина-врач со мной разговаривала на немецком, мы с ней понимали друг друга. Интуитивно. Церковнославянский: исправлять то, что так и не удосужились понять? (+видео) Микеланджело сказал, что создает свои скульптуры просто: берет камень – и отсекает все лишнее. Так, мол, и нужно поступить с церковнославянским языком: отсечь все непонятное – и будет хорошо. Но ведь Микеланджело не предлагал поступать подобным образом с уже готовой скульптурой!.. Язык богослужения: правильно или понятно? (+ Видео) Считаем ли мы, что в истории богослужения был «золотой век», период, к которому мы призываем вернуться? Нужно ли менять богослужебные тексты? Какая судьба ждет церковнославянский язык в современном мире? «…Всю тварь хотя обновити», или О богослужении и смысле На вечерне хор начал петь тропарь предпразднства Богоявления. И тут мы с диаконом обнаружили, что на слух нельзя разобрать почти ни одного слова из этого пения. Кто такие Завулон и Неффалим? Почему Иордан должен остановиться? Когда это Христос видел Адама и праматерь нагими? Что значит одеть в первую одежду и обновить творение?

http://pravmir.ru/tag/cerkovnoslavyanski...

Катавасия (греч. «схождение») -ирмос, повторяемый после пения всей песни канона. По уставу для пения катавасии певцы левого и правою клиросов сходятся на середину храма. Кафедра (греч. «возвышенное место», «седалище») – кресло архиерея, стоящее в алтаре на горнем месте (возвышении в центральной части алтаря у восточной стены против престола), а также кресло (седалище), стоящее на архиерейском амвоне (возвышении в центре средней части храма), на котором при богослужении в определенное уставом время сидит архиерей. Кафизма (греч. «сидение») – чтение из Псалтири. Вся Псалтирь, содержащая 150 псалмов, разделена на 20 частей – кафизм. Каждая кафизма в свою очередь разделяется на три части («Славы»), каждая из которых оканчивается словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!» Название «кафизма» указывает на древний обычай сидеть во время чтения тропарей, положенных между кафизмами, отчего эти тропари были названы седальными. См. также Псалтирь. Кондак (греч. «домик») – краткое песнопение, в котором излагается догматическое или историческое значение празднуемого события или прославляются подвиги святого, память которого совершается в этот день. Как правило, за кондаком следует икос, который раскрывает содержание кондака. См. также Икос. Лик (греч. «хорос» – собрание поющих; торжественное собрание) – церковный хор, певчие. В древности христианское богослужение состояло из молитв и возгласов (то есть заключительных слов молитвы, произносимых возвышенным, более громким голосом) священнослужителей и из ответных пений и возглашений народа. Название «лик» – народ – сохранилось в богослужебных книгах до настоящего времени; но ныне на возгласы священника отвечает и поет песнопения не весь народ, а певцы, составляющие хор. Лития (греч. «коленопреклонение») – усиленное моление. В некоторых случаях лития совершается вне храма и соединяется с молебным пением и крестным ходом; на великой праздничной вечерне лития совершается в притворе или на середине храма; кроме того, лития совершается при поминовении усопших. На всенощном бдении, когда бывает лития, совершается благословение хлебов, пшеницы, вина и елея.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010