«…Всю тварь хотя обновити», или О богослужении и смысле На вечерне хор начал петь тропарь предпразднства Богоявления. И тут мы с диаконом обнаружили, что на слух нельзя разобрать почти ни одного слова из этого пения. Кто такие Завулон и Неффалим? Почему Иордан должен остановиться? Когда это Христос видел Адама и праматерь нагими? Что значит одеть в первую одежду и обновить творение? 17 января, 2012 На вечерне хор начал петь тропарь предпразднства Богоявления. И тут мы с диаконом обнаружили, что на слух нельзя разобрать почти ни одного слова из этого пения. Кто такие Завулон и Неффалим? Почему Иордан должен остановиться? Когда это Христос видел Адама и праматерь нагими? Что значит одеть в первую одежду и обновить творение? На вечерне хор начал петь тропарь предпразднства Богоявления . И тут мы с диаконом обнаружили, что на слух нельзя разобрать почти ни одного слова из этого пения. Дело не только в акустике храма, но и в трудности восприятия на слух такого насыщенного образами и богословскими идеями текста. Прочтите его и попробуйте разобраться: Готовися, Завулоне,/красуйся, Неффалиме,/Иордане реко, стани,/подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку./Веселися, Адаме с праматерию,/не крыйта себе, якоже в раи прежде,/ибо, наги видев вы, явися,/да облечет в первую одежду:/Христос явися, всю тварь хотя обновити. А теперь представьте, каково воспринимать это на слух. Тут и читая, не всякий поймет, что к чему относится. Ключевые мысли этого тропаря таковы: Христос, Сын Божий в древности видел в райском саду Адама и Еву, скрывавшихся от Него после грехопадения, поскольку они обнаружили свою наготу. И вот теперь Он явился и принимает крещение в водах Иордана, чтобы вернуть прародителям их «первую одежду», то есть состояние святости и непорочности, так что им впредь не нужно уже будет скрываться от Бога: Христос пришел, чтобы «обновить» все творение. Как и многие богослужебные тексты, этот тропарь настолько насыщен образами и смыслами, что даже при переводе на современный язык остается непонятным для тех, кто недостаточно знаком со Священным Писанием и православным богословием. Кто такие Завулон и Неффалим? Почему Иордан должен остановиться? Когда это Христос видел Адама и праматерь нагими? Что значит одеть в первую одежду и обновить творение? Даже самый лучший перевод на самый современный язык не приблизит к пониманию этого текста, если читающий/слушающий не будет знать Ветхого Завета и некоторых богословских идей.

http://pravmir.ru/vsyu-tvar-xotya-obnovi...

По славяно-русскому Студийскому уставу редакции патриарха Константинопольского Алексия (рукоп. XI – XIII в.в.) предпразднство начиналось с 22 дек.; трипеснцы не указаны; стихиры в большинстве случаев не такие, как ныне. 24 дек. на вечерни на Господи воззвах стихиры только предпразднства: тропарь «Готовися Вифлееме» каноны предпразднства «Христос раждается», другой «Поим Господеви» и мц. Евгении; катавасия – ирмосы Богоявления; по 3 песни ипакои гл. 3 «Сопль (свирелей) пастырских»; на хвалитех стихиры мученицы; часы не поются и поклонов не бывает в этот день. В сочельник праздничная вечерня начинается в 9 ч.; на Господи воззвах стихиры на 6, Слава «Что ти принесем» и все прочее как ныне; если в сочельник поста нет, то на трапезе после литургии сочиво, хлеб и вино по 1 чаше, а после вечерни рыба, по 3 чаши вина; на вечерне тропарь праздника не поется; повечерия вместе не поют, но каждый в своей келье. На праздничной утрене по 1 каф. ипакои гл. 8 «Неизреченными твоим рождеством», Слава и ныне «О тебе радуется»; по 2 каф. ипакои гл. 5 «Свидетельством твари», Слава и ныне богород. «Страшное Девы таинство»; если воскресение, степенны и Всякое дыхание приключившагося гласа; на каноне «уставляют стихов 12 и поются по дважды и стихи и ирмосы их; по 3 песни седален «Приидите, видим верний»; на хвалитех Слава «Отец (благо) изволил есть», и ныне тоже; на стиховне гл. 6, «Ангельская предидите, и ина два подобна тому: Трубный глас, Родила есть, Слава и ныне глас той же, подобен: «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы» 1142 . По Рукописям XIV – XV в. ныне действующего Иерусалимского устава не указаны трипеснцы в предпразднство, тропарь на вечерне указывается только в позднейших рукописях; повечерие начинается в 1-м часу ночи (7 ч. в.); не упоминается «Ныне отпущаеши» в конце повечерия 1143 . По греческой Минее особенности Р. X. и его предпразднства, в сравнении с нашей Минеей, таковы. 20 дек., на стиховне первою поставлена нынешняя вторая: «Вифлееме земле Иудова», 3-я – «Доме Евфрафов», а нынешняя первая – на И ныне. На повечерии трипеснец только «Непроходимое». Не указано, как петь трипеснцы на повечерии. На утрени по одному седальну по каждом стихословии (что ныне – на С. и Н.) Хвалитныя стихиры преп. Романа имеют действительное алфавитное расположение (в наших современных Минеях они переставлены).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Но почему опять канон Богородице? Припоминаю такое сравнение: к царю идут иногда через мать-царицу, посредницу. И мы в молитвах (в отпустах особенно) сначала к Ней обращаемся. Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас! Лик: Честнейшую… величаем… А уж после: Слава Тебе, Христе… Слава Богу! Лик, взяв себе таковых ходатаев, славит уже Троицу: – Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И только тогда священник делает отпуст. Так и здесь: завтра будет созерцание славы; ныне же просим ходатайства у Матери. Далее излагаются мысли уже общепреображенские, но только в них говорится, что это «грядет», то есть приближается, вот-вот уже начнется: ныне уже предпразднство. И душа мало-помалу входит в чувство праздника. Ждет Царя Небесного. Восплещим песньми… И мы облистаемся… Христа узрим, странно преобразующася; гору превысокую, то есть сердце очищено от страстей имущи, Троицу прославим православно (тропари 1-й песни трипеснца предпразднства). Грядет Христос, Божества зарю паче ума показати славным учеником, якоже можаху. Илия и Моисей со страхом предстояста… Облак Света… Глас Отца… (седален предпразднства). Небесный лик с земными радуется… (тропарь 4-й песни канона). Таинство показа Христос… просияв паче зари лицем, одеждою ж риз Своих убелився светло, яко снег (тропарь 5-й песни канона). Чертог славы будущия радости другом готовя, восходит Христос, к житию Небесному от жизни, долу влекущия, возведя мир (землю). Раболепно представил «начальников закона и пророков, а через них живым и мертвым свидетельствуется Бог… Идем же к сиянию Его, прямо (против) лицу Его радующеся (лицом к лицу) (тропари 6-й песни канона). Божественным днесь преображением человеческое все естество просиявает божественно, в веселии зовущее: преобразуется Христос, спасаяй вся (кондак). Осквернившееся очистил еси естество человеческое водою же (в крещении) и огнем (в преображении) (тропарь 7-й песни канона) – вот новая связь двух «Богоявлений», двух величайших событий, между рождеством и смертью . Апостолы – этому верные свидетели: Кто не удивится, Всецарю славы, великолепию славы Твоея?.. Даруй нам высоту небеснаго жития и славы присносущныя сияние. Ты для этого свет в мире просиял еси, с плотию пришед (тропари 8-й песни канона). Страшен явился еси в славе Божественнаго зрака (тропарь 9-й песни канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Богородичен: Чтобы нам славою исполниться,/пришел к бесславному человечеству славы Господь:/ибо, как смертный омываясь,/Твой Сын нас, людей прославил. Катавасия: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи. Катавасия: В бездне греховной носимый,/непостижимую милосердия Твоего призываю бездну:/от гибели Боже меня изведи! Кондак предпразднства, глас 4: Кондак предпразднства, глас 4 Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго. Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь/Иоанну возглашает:/“Не бойся крестить Меня,/ибо Я пришел спасти Адама первозданного!” Икос: Не истязую тя, Крестителю, пределы преходити,/не глаголю тебе:/рцы Ми, яже глаголеши беззаконным и учиши грешники./Точию крести Мя молча и чая, яже от Крещения:/приимеши бо сего ради достоинство, еже не бысть Ангелом,/ибо всех пророков больша тя сотворю./От оных убо ни един яве Мя виде,/но во образех, и сенех, и гаданиих,/ты же пред тобою стояща видел еси,/спасти бо приидох Адама первозданнаго. Икос: “Не требую от тебя, Креститель, пределы преступать./Не говорю тебе: Скажи Мне то,/что беззаконным говоришь и чему учишь грешников./Только крести Меня безмолвно и ожидай того, что от Крещения;/ибо ты будешь иметь за это честь,/которую не получали и Ангелы,/ибо величайшим из всех пророков тебя соделаю./Из них ни один не увидел Меня ясно,/но во образах, и тенях, и сновидениях;/ты же Меня, пред тобою стоящего, разумно узрел:/ибо Я пришел спасти Адама первозданного!” Песнь 7. Ирмос: Проидоша, яко чертог, пещный пламень нестерпимый/иже за благочестие иногда отроцы святии, показавшеся яве,/и, согласно воспевающе, песнь пояху:/отцев Боже, благословен еси. Песнь 7 Канон предпразднству. Ирмос: Прошедшими некогда как чертог/печи пламя нестерпимое за благочестие/отроки святые оказались явственно,/и, согласно воспевая, пели песнь:/“Отцов Боже, благословен Ты!” Христос спасение явися, просвещение даруя./Да радуется Небо, облацы же да кропят истинно правду, взывающим:/отцев Боже, благословен еси.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Света истинный податель Иисус,/не нуждающийся в крещении,/во плоти приходит к струям Иордана,/тех, кто во тьме желая просветить./С верою Его усердно встретим. Стих: Видеша Тя воды, Боже,/видеша Тя воды, и убояшася. Стих: Видели Тебя воды, Боже,/видели Тебя воды и убоялись. Пс 76:17А Понес раба зрак,/предгрядеши креститися, Христе, от раба/во Иорданских струях,/избавляя от работы ветхаго греха,/и освящая и просвещая нас. Неся на Себе образ раба,/выходишь Ты, Христе, чтобы принять от раба крещение,/в струях Иордана избавляя/от рабства древнего греху,/и освящая, и просвещая нас. Слава, и ныне, глас 6: Да возрадуется пустыня Иорданова,/и да процветет яко крин,/глас бо вопиющаго услышан бысть в ней,/уготовайте путь Господень./Горы бо поставивый ставилом, и удолия мерилом,/вся исполняяй, яко Бог, крещается от раба,/обнищавати начат богатныя дары даруяй./Услыша Ева, в печалех родиши чада./Ныне же услыша Дева: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою,/имеяй велию милость. Слава, и ныне, глас 6: Да возрадуется пустыня Иорданская/и да цветет, как лилия,/ибо глас вопиющего был слышен в ней:/“Приготовьте путь Господу!”/Ибо поставивший отвесно горы и долины по мере,/все исполняющий, как Бог,/принимает от раба крещение./Положил начало обнищанию Своему/богатые дары Дарующий./Услышала Ева: “В скорбях будешь рождать детей”./Ныне же услышала Дева: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,/имеющий великую милость!” Тропарь, глас 4: Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/вознесшуся Илии,/и разделяхуся воды сюду и сюду,/и бысть ему сух путь, иже мокрый,/во образ воистинну Крещения,/имже мы текущее жития преходим шествие:/Христос явися во Иордане освятити воды. Тропарь, глас 4 Вспять обращалась некогда Иордан-река/от милоти Елисея по вознесении Илии,/и разделялись воды туда и сюда,/и стал для него сухим путь по влаге,/как прообраз истинный крещения,/которым мы переходим путь текучей жизни./Христос явился во Иордане, освящая воды. ПРЕДПРАЗДНСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ, И СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЕОПЕМПТА И ФЕОНЫ,

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Слава, и ныне, предпразднства, глас 1. Подобен: Гроб Твой: Слава, и ныне, предпразднства, глас 1: Великий Дождь к речным струям предгрядет,/плотию креститися восхотев./К Немуже Божественный Предтеча, ужасаяся, глаголаше:/како крещу Тя, скверны не имуща весьма?/Како простру мою десницу на главу, еяже трепещут всяческая? Великий Дождь к струям речным приходит,/плотию принять крещение восхотев./К Нему божественный Предтеча в изумлении возглашал:/“Как крещу Тебя, скверны не имеющего совсем?/Как простру мою десницу на главу,/Того, пред Кем трепещет все?” Песнь 4. Ирмос: Слыша древле Аввакум, Христе, чудный Твой слух/и страхом взываше:/от юга Бог приидет и Святый от горы приосененныя чащи/спасти помазанныя./Слава силе Твоей, Господи. Песнь 4 Канон предпразднству. Ирмос: Услышал в древности Аввакум/чудную весть о Тебе, Христе,/и со страхом взывал:/“От юга Бог придет,/и Святой – от горы осеняющей чащи,/чтобы спасти помазанных./Слава силе Твоей, Господи!” Воду почерпите Жизни,/се ныне прииде мира Река истинно/изсушити мутныя неверия воды и просвещение источити поющим Ему:/слава силе Твоей, Господи. Воду Жизни почерпните:/вот, ныне появилась Мира Река воистину,/чтобы иссушить мутные воды неверия/и просвещение источить поющим Ему:/“Слава силе Твоей, Господи!” Веселися, пустыня, яже прежде жаждущая,/естество все человеческое:/ныне явися Поток сладости, Иорданскими водами решая зной греха./Емуже поем верно:/слава силе Твоей, Господи. Возвеселись, пустыня, прежде жаждавшая/– все человеческое естество:/ныне явился Поток Услады,/Иорданскими водами прекращающий зной греха./Ему мы воспеваем с верою:/“Слава силе Твоей, Господи!” Вопиющаго глас пророчески пустым возшуме помышлением:/уготовайте пути правыя Христу грядущему, глаголющ,/яко да Крещением очистит обветшавшия ны,/разрешая первое осуждение. Голос взывающего пророчески прозвучал,/говоря пустым помышлениям:/“Приготовьте пути прямые Христу грядущему,/чтобы Он Крещением переплавил нас, обветшавших,/отменяя древний приговор. Ин. Ирмос: Услышах слух Твой и убояхся,/разумех дела Твоя/и ужасохся, Господи.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Указанные неудобства могут ставить неопытных уставщиков в крайнее затруднение. А потому весьма желательно усвоить из «Святаго Евангелия, в порядке церковных чтений изложеннаго», порядок счисления от Пятидесятницы лишь для евангельских седмиц Матфеевых. Для Лукиных же ввести счет отНедели по Воздвижении и называть, например, Неделю о чудесном лове – Неделей 1-й по Воздвижении, Неделю о гадаринском бесноватом (23-я) – Неделей 6-й по Воздвижении и т. д. Но и при этом необходимо иметь в виду, что указанное счисление будет относится лишь к евангельским седмицам ряда. Но ряд может прерываться и счет нарушаться зачалами, стоящими вне ряда. О них следует сказать особо. Евангельские зачала вне ряда. Это – зачала предпразднственные и попразднственные. Таковы в ряду Матфеевом Неделя пред Воздвижением с субботой, о них мы уже говорили. В период Лукиных чтений таких «изрядных» зачал больше, а именно: 1) Неделя святых праотец, 2) Неделя святых отец, или Неделя пред Рождеством Христовым, с субботой, 3) Неделя по Рождестве Христовом, 4) Неделя пред Богоявлением (Просвещением), 5) Неделя по Богоявлении (Просвещении). Из этих пяти недель, вне ряда сущих, четыре последние имеют свои зачала евангельских чтений и нарушают таким образом рядовое течение воскресных Лукиных зачал 15 . А именно Устав (см. Типикон) прямо и решительно повелевает оставить, то есть не читать рядовые зачала в Недели святых праотец и святых отец; умалчивает о рядовом зачале в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении, а относительно Недели по Рождестве допускает возможность чтения ряда под зачало, но при условии «аще не будет отступки» 16 . Эта возможность снятия с очереди воскресных зачал Лукиных оказывается благотворной в тех случаях, когда предстоит Пасха, более или менее отодвигающая связанную с ней Триодь от Недели по Богоявлении, то есть «вне-Пасха». Связь Недели по Богоявлении с Триодью. Неделя по Богоявлении есть та точка пасхального года, с приближением которой взор церковного уставщика обращается к грядущей Пасхе, ибо здесь происходит сцепление протекшего ряда седмиц с будущей Триодью. При установлении этой связи Триоди с Неделей по Богоявлении могут иметь место шесть случаев и способов, в зависимости от понижения (приближения) и повышения (удаления) предстоящей Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

В древнейших слав. азбучных акростихах Д соотнесено преимущественно со словом «добро». Напр., в молитвах - «Аз есмь свет миру»: «Добро ес творящим волю Мою» ( Кобяк Н. А. , Поздеева И. В. Славяно-рус. рукописи XV-XVI вв. НБ МГУ. М., 1981. С. 143); «Аз есмь всему миру свет»: «Добро есть верующим во имя Мое»; «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Добро бо благодарно от Бога начинати и кончати» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 54, 56, 58) и др. Д также соотносится в азбучных акростихах со словами «добре» - «Аз есмь, Израиля, изведыи тя из дому работнаго»: «Добре шествовати, не вредно проидосте сквозе непроходимое море» ( Петров. 1894. С. 20); «добр» - «Аз есмь Бог»: «Добр бо есм» ( Демкова, Дробленкова. С. 59); «доброта» - «Азбука об Адаме»: «Доброту древа видев, Адам прельстися» (Там же. С. 60). Реже Д соотносится со словами: «десница» - в стихирах на попразднство Богоявления: «Десницею утвердив небеса, Милосерде» ( Попов. 1985. С. 49), в молитве «Аз Тебе припадаю, Милостиве, грехы многыми одержим»: «Десницю ми простри, Милостиве, якоже Петру волнами грузиму» ( Соболевский А. И. Церковнослав. стихотворения IX-X вв. и их значение//Тр. XI Археол. съезда. М., 1901. Т. 2. С. 33, 35); «десный» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Десных мя овьцахь причьти» ( Загребин В. М. Заупокойные стихиры АЗЬБОУКОВНЕ в серб. Требнике//АрхПр. 1981. 3. С. 75; Holo š njaj B. Zajkovski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek Hl. Kirill und Methodij in Sofia (Bulgaria). R., 1995. S. 231); «длань» - в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Дланию вса съдрьже и покривае же облаки небеса» ( Иванова-Константинова. 1971. С. 359; Б. Текстолошка састава и бpoja слова приема «Стихирима на и у српском препису//АрхПр. 1981. 3. С. 108); «диво» - в азбучных стихирах на Рождество Христово: «Дивомь вся тварь одержима» ( Иванова-Константинова. С. 351); «днесь» - во 2-м цикле стихир на Рождество Христово: «Днесь иди преславны Даниле» ( Попов. С. 45). В азбучной молитве свт. Константина Преславского Д соотносится со словами, обозначающими ценности в той же сфере, что и название буквы, т. е. со своими синонимами (в широком смысле): «Да выдыхнеты вы срьдьце ми слово» ( Степанов Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997. С. 423). В рус. словарях-азбуковниках с алфавитным принципом расположения статей за названием буквы «добро» следует статья «дисус» с толкованием - «Бог в члвцех» ( Ковтун Л. С. Азбуковники XVI-XVII вв.: Старшая разновидность. Л., 1989. С. 176).

http://pravenc.ru/text/168466.html

Крепостию Божества срастворився человеком единением неслитным,/плоти в подобии, Спасе, Адама обновляеши/и спасаеши восприятием. В силе Божества/смешавшись со смертными единением неслитным,/в подобии плоти, Ты, Спаситель,/Адаму даруешь нетление/и спасаешь его тем, что воспринял. Слово, плоть явився, одебелевает/и вселяется в ны неизреченным промыслом./Приидите, вернии, узрим славу Его,/славу яко Единороднаго от Бога и Отца. Слово, явившись плотью, овеществляется/и поселяется среди нас по неизреченному промыслу./Придите, верные, узрим славу Его,/славу как Единородного от Бога и Отца. Песнь 5. Ирмос: Богоявления Твоего, Христе,/еже к нам милостивно бывшаго,/Исаия, Свет видев Невечерний,/от нощи утреневав, взываше:/се Дева во чреве приимет/и породит воплощаемое Слово,/и вси земнороднии возрадуются. Песнь 5 Ирмос: Богоявления Твоего к нам, Христе,/из сострадания происшедшего,/Исаия увидев свет немеркнущий,/от ночи бодрствуя восклицал:/“Вот, Дева зачнет во чреве,/и породит Воплощающееся Слово,/и все, на земле рожденные, возрадуются!” Новотвориши земнородныя, перстен быв, Зиждителю./Ясли же, и пелены, и вертеп – Твоего смирения образы./Обручник же Твоея Матере, Твой мнимый отец по плоти,/рождшаго Тя Отца ныне воображает совет. Ты обновляешь рожденных на земле, Создатель,/Сам явившись созданным из праха:/ибо ясли, и пелены, и пещера/– Твоего смирения образы./Обручник же Твоей Матери,/а Твой мнимый отец по плоти,/представляет ныне замысел/родившего Тебя Отца. Смирною смерть, златом царскую державу,/ливаном же Божества преимущество проявляют царие языков,/начатки дароносяще Тебе, в вертепе рожденному Вифлеемстем/из Неискусомужныя Матере. Смирною – на смертное естество,/золотом – на царственную силу,/ладаном же – на превосходство Божества/указывают цари народов,/начатки в дар принося Тебе,/рождающемуся в пещере Вифлеемской/от не познавшей мужа Матери. Из безмужныя прошед, Отца соприсносущное Слово,/плотски вселился еси в вертеп, яко Престол, ясли вменив;/удивляеши же страшным строением Твоим волхвы и пастыри,/Ангелы же ужасил еси:/слава державе Твоей.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Царица же, получив просимое, положила то на весы; и тотчас чаша перевесила другую, где было положено столько книг с грехами, так что эта сделалась легче пера и соломинки. Посрамленные же бесы расточились, крича: – Всегда Владычица милостива к христианам и опять поступила с нами несправедливо! Монах, придя в себя, прославил за таковое видение Бога и Богородицу. И после этого постарался исправить жизнь свою. И уже жил богоугодно, превзойдя даже других, в славу Бога и Богоматери» . «В одном приходе жил некий священник. Однажды его одновременно позвали причастить бедную нищенку и богатого вельможу. Священник пренебрег убогую женщину и пошел к богачу. Когда он причастил его, стал утешать, надеясь, что тот что-либо ему завещает. В это время от бедной вдовицы пришел другой посланный с извещением, что она уже при издыхании. Но священник, будучи сребролюбивый и гордым, не пошел и теперь. А у него был диакон, весьма благочестивый. Видя, что священник не хочет идти, стал просить его, чтобы он дозволил ему причастить вдову. (Это прежде разрешалось; даже миряне могли хранить Святые Тайны дома.) Тот позволил. И диакон со Святыми Тайнами отправился в хижину убогой… Да и сам он был беден. Убогую он увидел лежащей на одной лишь рогоже. И никто у нее не бывал, чтобы послужить ей. Но диакон увидел у вдовы Саму Заступницу нищих; Она пришла с целым ликом дев; и они утирали пот с лица больной, охраняли от мух и прохлаждали ее ветрилом. Увидев это, диакон пришел в изумление и особенно смотрел на Владычицу, когда Она поклонилась Телу Христову. Подобно Ей и все остальные девы пали на землю и поклонились Святым Тайнам. Затем, вставши, они ободрили диакона, прося, чтобы он приступил к причащению. Как только больная причастилась, они взяли блаженную душу ее и вознеслись с нею на небо. А диакон снова направился к дому богатаго. Войдя к нему, он увидел на постели его черного пса, который извергал на него свой кал. Этого никто из посторонних не видел, но больной все время просил их отогнать его, чтобы он не чинил ему такой мерзости.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010