Ведь Ты всех и всегда призываешь к покаянию, и не хочешь смерти грешника, но ожидаешь его раскаяния, потому и дерзнул я умолять Твою благость за него. Прошу Тебя, услыши раба Своего, буди милостив, и воззови заблудшую Твою овцу. – Если ты хочешь, чтобы Я помиловал того беззаконника и отступника, и воззвал его к покаянию, то должен будешь согласиться, чтобы Я отобрал у тебя большинство наград и воздаяний, которые ты должен был получить за свои подвиги, и воздал Своим человеколюбием тому, кто достоин тысячи наказаний, – ответил пустыннику Христос. – Да, Господи, я согласен с радостью, однако не знаю, есть ли у меня какое дело, угодное Тебе. Но, по Твоей благости, через которую и я получаю благодеяния каждый день, излей на него милость Свою, ибо я скорее предпочту быть наказанным за него, лишь бы он спасся, чем наслаждаться Твоими благодеяниями в то время, как он будет мучиться. – Досточудны доброе твое желание и любовь к ближнему, Паисий которыми ты уподобляешься Моей любви к людям, поскольку ты рассудил лишиться подобающей тебе чести и спасения грешника, то и сей чести ты не лишишься, и грешник будет спасен, согласно твоему прошению. Через некоторое время, по причине Божественного гнева, та злая жена умерла, а Исаак (так звали падшего монаха) снова вернулся в пустыню. Наставленный великим Паисием, он вновь принял христианскую веру и стал с большой ревностью подвизаться в иноческом житии, провел остаток жизни в послушании, благочестии и добродетели и с миром упокоился о Господе. Тот инок по молитвам священного Паисия сподобился спасения, а мы, слушающие об удивительных чудесах преподобного, должны прославлять и величать Бога. В монастыре блаженного жил один пресвитер, все время помышлявший о мирском. И когда другие иноки ходили к преподобному послушать полезные поучения, вместе с ними ходил и этот пресвитер. Но даже слушая из уст Паисия Божественные слова, он не получал от них никакой пользы, потому что не ставил перед собой доброй цели, сердце его было не управлено в путях Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И они находились при нем поневоле, однако хорошо вели церковное хозяйство. Когда же впоследствии они заметили, что для душ их вредно видеть в епископе человека корыстолюбивого, слишком заботящегося о приобретении денег, по пословице, двигающего камни, чтобы собрать их, то отказались далее оставаться пря нем, говоря, что они любят пустынножительство и предпочитают его жизни в городе. Епископ же пока не знал истинной причины отказа, увещевал их остаться, а когда ему сделалось известно, что они осуждают его, то воспламенился гневом и грозился причинить им зло». (См.: Сократ. Указ. соч. С. 248–249.) Четвертый брат, Аммоний, решительно уклонился от принятия священного сана. Когда на него пал выбор за его необыкновенную ученость быть посвященным во епископа, он бежал. Но, поскольку его продолжали упрашивать, он отрезал себе левое ухо и угрожал отрезать также и язык. Только после этого он был отпущен. (См.: ΠΑΛΛΑΔΙΟ ΛΑΣΑΙΚΗ ΙΣΤΟΡΙΑ. ΜΕΡΟΣ А. Σ. 74–76.) Πο словам Β. Β. Болотова, необузданный гнев Феофила, решившего выместить на них свою злобу. вызвало то, что «длинные братья» приютили у себя опального Исидора. (См.: Болотов Β. В. Указ. соч. Т. 4. С. 161–162.) 345 Соземен сообщает, что Аммоний вместе с, другими монахами дважды приходил в Александрию к Феофилу с просьбой возвратить церковное общение Исидору. В первый раз Феофил обещал исполнить их просьбу, однако не сдержал своего слова. Когда же они пришли во второй раз, он, не желая им уступать, заключил одного из них в тюрьму. Впрочем, вскоре он был освобожден, и Феофил извинялся перед ним, в глубине души, однако, желая отомстить. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 571–572.) 347 В древности епископы всегда носили свой малый, не богослужебный омофор. (См.: Карташов A. В. Вселенские соборы. С. 168.) 349 Имеется в виду изучение Священного Писания, которое играло главнейшую роль в аскетической монашеской практике. Об аскетическом значении чтения и изучения Священного Писания см.: Зарин С. Указ соч. С. 593–600. 355 6-м правилом Сардикского собора было запрещено назначать епископов в мелкие места: «...отнюдь да не будет позволено поставлять епископа в какое-либо село или малый город, для коего довлеет и единый пресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Радуйся, ключи девства невредившая в рождестве Твоем. Радуйся, Мати и Дево преблагословенная: Радуйся, Богородице препрославленная. Радуйся, дев величание: Радуйся, матерей присное радование. Радуйся, едина непорочная и добрая в женах: Радуйся, рождшая обетованнаго сокрушителя главы змия. Радуйся, падших прародителей осуждения древняго избавльшая: Радуйся, Эдем заключенный человеком отверзшая рождеством Твоим. Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая. Кондак 10 Спасение устрояя Христоименитым людем, благоволила еси Богородице, земный жребий Твой, гору Афонскую, в население иноком определити, и рекла еси в видении первому пустынножителю Афонскому, преподобному Петру, быти горе сей в жилище иноком присное, обетовании благими утешив его, яко будеши Помощница и Покровительница всем, подвизающимся в ней богоугодно, дарами потребными их снабдевающи, и от всяких бед спасающи, да невозбранно поют Богу: Аллилуиа. Стена еси заступления, Дево, иноком православным, и всем подвижником девства и чистоты: темже жребий Твой земный, гору Афонскую, невходну женам сотворила еси, да без соблазна греховнаго пребывают в ней иноцы, на Тебе едину по Бозе надежду спасения возлагающе, и Тебе зовуще сице: Радуйся, неувядаемый цвете девства: Радуйся, крине сельный чистоты. Радуйся, светоносная сене небесная, ревнителей чистоты осеняющая: Радуйся, премудрости Божия свитче, рачителей целомудрия умудряющая. Радуйся, иноком благоподвизающымся Ходатаице спасения: Радуйся, пустынножителей горы Афонския покрове и ограждение. Радуйся, радость благодатную изливающая в сердца боголюбивая: Радуйся, утешение духовное подающая душам огорченным. Радуйся, младопитательнице дев и безматерних сирот: Радуйся, любовию Жениха безсмертнаго девственная ликостояния услаждающая. Радуйся, в тяжкой борьбе с приражениями страстей плотских крепкая Помощнице: Радуйся, обителей иноческих неусыпная блюстительнице. Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая. Кондак 11 Пение наше смиренное, от полноты любве и усердия Тебе приносимое, не презри, Чистая, и не отвратися от нас, оскверненных многими грехми, но помози нам, Всеблагая, покаянием очиститися от скверны греховныя, и преуспети в чистем и богоугоднем житии, Тя подвигоположницу и Помощницу в сем имуще, да возможем достойно и праведно вопити ко Господу: Аллилуиа. Икос 11

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Возсиял еси, богомудре Александре, яко светлая звезда на небе церковнем, верным путь ко Христу озаряющи и в истинней вере утверждающи, всем же вся полезная всегда дарующи. Сего ради и мы к тебе присно прибегаем и благодарственно вопием сице: Радуйся, веры Христовы учителю; Радуйся, храмов Божиих строителю. Радуйся, слова Божия сеятелю; Радуйся, гордых и любоначальных смирителю. Радуйся, яко твоими молитвами спасаемся; Радуйся, яко твоими поученьми наставляемся. Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение. Кондак 7 Хотя поклонитися святыням Иерусалимским, смиренномудре Александре, во Граде Святем сретаем народом и пустынниками, извещенными свыше от Господа о твоем пришествии, был еси и по небесному откровению патриархом Святаго Града избран, идеже до кончины своея воспевал еси Спасителю Богу хвалу: Аллилуиа. Икос 7 Новая купель Силоамская явился еси, святый архипастырю, в нейже от всяких болезней душевных и телесных исцеляеши и, яко муж мудрый, благочестие возвещаеши всем. Мы же, труды твоя поминающе, непрестанно воспеваем ти сицевая: Радуйся, Иерусалимския паствы святителю; Радуйся, благочестия насадителю. Радуйся, Божиим определением патриархом Святаго Града поставленный; Радуйся, мученическим венцем в нем прославленный. Радуйся, в житии твоем истины поборниче; Радуйся, по кончине твоей за всех молитвенниче. Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение. Кондак 8 Странное чудо видим на тебе, священномучениче Александре, пастырю Иерусалимский, егда воздвиже гонение на тя Декий. Спасе бо тя Господь от льва, егда той испущен быв нечестивыми да растерзает тя. Но зверь лютый в кроткаго агнца превратися и у ног твоих возлеже, сим мучителей твоих обличая, не ведущих пети: Аллилуиа. Икос 8 Всем сердцем возлюбил еси Бога, святителю Александре, и мужественно Христа исповедав, множество мучений претерпел еси и в темницу заключен быв, дух свой Господу предал еси. Мы же, восхваляюще страдания твоя, за Христа претерпенная, вопием ти умиленно таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Избегай бесполезных речей, чтоб не впасть в срамные помыслы. Как добрые слова полезны душе, так недобрые речи развращают ее, по сказанному Апостолом. Ибо говорит он: тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). Почему еще говорит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф.4:29,30). Берегись, чтоб не называли тебя непослушным, грубым, легкомысленным, шепотником, двоязычным, злоречивым, немилосердым, братоненавистником, врагом добродетели; а лучше старайся, чтоб именовали тебя послушным, правдивым, целомудренным, молчаливым, неленивым, милосердым, трезвенным, братолюбивым, страннолюбцем, другом добродетели, утешителем, благоговейным. Это хорошо и полезно людям. Посему не будем превозноситься, а станем лучше смирять себя. Да и что у нас за сила, чтоб превозноситься нам? Вот и малый труд не повергает ли нас на землю? Посему возлюбим смирение, чтоб Господь возвысил нас. Будь внимателен к себе, чтоб не возобладали тобою вспыльчивость, раздражительность, памятозлобие, отчего будем вести жизнь тревожную и неустроенную. Но приобрети себе великодушие, кротость, незлобие и все, что прилично христианам, чтоб вести жизнь покойную и безмолвную. Высоки горы араратские, широки равнины пустынные; жестоки - стужа на земле северной, и зной солнечный на юге; всех больше из птиц небесных орел, из зверей земных лев, из сынов же человеческих боящийся Господа. Велий и хвален зело Господь Бог наш (Пс.47:1), все сотворивший и возносящий боящихся Его. Ему подобает слава во веки! Аминь.  Глава 8 Если, когда делаешь дело Господне в смиренномудрии и благоговении, противник, с намерением препнуть тебя в правом житии, вооружит против тебя людей нерадивых: то не бойся, не приходи в робость, и не уклоняйся с прямого пути. Ибо Апостол говорит: во всем скорбяще, но не стужающе си: не чаеми, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе: всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/762/...

Вот почему невдалеке от больших городов постоянно находились рассеянные там и сям пустынницы, мало кому известные, иногда же и неизвестные никому. Этими-то рабами, всецело предавшими себя Господу, их молитвами, может быть, охранялись и миловались те люди и те города, которым они обязаны были падением, и между которыми они погибли бы навечно, если бы Дух Утешитель не воззвал их к пути покаяния и молитвы о себе и о всех. О многих не знали кто они, откуда, не видали их лица, получая их наставления, советы, исцеления, близ какого-нибудь оконца или скважины в стене; но слова их, изречения, действенные и мудрые, тщательно собирались не только благочестивыми мирянами, но глубоко опытными в деле, ревностными последователями учения Христа. Записывая, в ряду с наставлениями и изречениями известных отцов пустынников, изречения и отшельниц, они, следовательно, сравнивали их и нередко передавали и повествования об их житии в пример и поучение последователям. К числу таких прославившихся пустынниц принадлежала блаженная Сара, не уступавшая ни одному из подвижников в жестоком жительстве, в трудах поборения владычества плоти и в мужестве духовных битв с врагом нашего спасения. Она прожила шестьдесят лет в весьма тесной келье, на берегу Нила, и ни разу не взглянула даже на эту реку; так хранила она очи внешние, для нерассеянния изображавшимися в них предметами, от созерцания очами внутренними единого, к чему она стремилась. Понятно, что такую решительную, с самого начала ее поприща, воительницу, демон должен был стараться выбить из дороги ею избранной. Разъяренный смирением и мужеством женщины, он, в течение тридцати лет, не переставал нападать на нее искушениями всякого рода. Она не только всегда торжествовала, помощью Божьею, но с необоримою твердостью терпения, пребывая в этой постоянной, тяжелой борьбе, не дерзала просить Бога о прекращении испытаний, которые Его Промысл признавал для нее нужными, а молилась лишь о даровании ей силы, необходимой для противления неотступной злобе врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не так смотрят на это событие наши раскольники. Они с полным доверием читают и перечитывают сочинение одного из главных вождей своих, Симеона Денисова, под заглавием: «История о отцех и страдальцех соловецких, иже за благочестие и св. церковныя законы и предания великодушно пострадаша», хотя эта история, исполненная лжи и вообще исторических неверностей, не заслуживает никакой веры. 1. Желая, например, восхвалить ревность по вере иноков Соловецкого монастыря, Денисов говорит, что, когда новопечатные книги были рассылаемы п. Никоном по всем градам и весям, по всем монастырям и церквам, то «никтоже обретеся противу стоящ, никтоже оная новшества возражающ, ни един от великих монастырей и градов мало постоя, страху царского указа вся колеблющему..., но вси книги новопечатныя и нехотяще прияша, и службы по оным новодействующе совершаху... Одни только соловецкие отцы, вси совет сотворше, не хотеша сих отнюдь приятии (л. 19). А между тем – а) в житии старца Корнилия, которое составлено раскольником же, повествуется, что и в Ниловой пустыни долго не принимали новопечатных книг и дело доходило даже до возмущения 386 : б) из официальных актов известно, что и в некоторых селах священники долго не соглашались совершать службы по новопечатным книгам, а совершали по старым 387 ; в) сам Денисов в другом своем сочинении «Винограде Российском» говорит: «новых книг прияти всюду не хотяху, старопечатных же держати запрещахуся частыми указами и посылками: но обыкшии народи и свяшенници много исперва ревноваху стояти и мужествовати в древлецерковнем благочестии: аще и не зело постоятелно, обаче держаху древлецерковныя законы: мнози же от священного чина и явственно сопротивишася Никону в новопременах, не токмо не приемлюще, но и обличающе его законопреступление и дерзость, яко предозначеннии, архиерей Павел с прочими, яко соловецтии отци, яко велиции пустыннии старци, и инии многочисленнии, иже крепко держахуся благочестия не уступающе в неуступаемых, и в постоятелных крепко стоятелно стояху» 388 . Чему же после этого верить?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Это привелось видеть и на опыте. Упоминаемый в житии Пахомия Великого прельщенный старец, стоя по действию прелести на раскаленных углях босыми ногами, произносил молитву Господню «Отче наш». Причина прелести — не молитвословие, не псалмы, не каноны и акафисты, не молитва Иисусова, — нет! Сохрани Боже всякого от такового богохульства! Гордость и ложь — вот причины прелести! — Гордость и ложь, которых виновник — диавол. А он, чтоб свалить с себя вину, дерзостно и богохульно оклеветал Иисусову молитву, сам же встал в стороне, как ни в чем не повинный. Ныне многие хлопочут, остерегаются и других остерегают от молитвы Иисусовой, утверждая, что должно от нее удаляться, как от причиняющей прелесть; а о диаволе, настоящем виновнике прелести, ни слова — совсем забыли. Ах! какая явная хитрость диавола! как он прячется искусно! Очень огорчает меня, что ныне так утерян людьми истинный духовный разум, а разные ложные, вполне ложные мысли, получили такую силу! Книга Паисия имеет значительные недостатки в литературном отношении. Что до того? Часто смиренные пустынники, выходя из пустынь своих, лишь прикрытые рубищем, словом скудным и нескладным возвещали христианскому миру святую и спасительную Истину; напротив того, сколько видим книг, убранных звучными словами, блестящими мыслями, в стройном систематическом порядке, — а они заключают в себе яд, убивающий души! Старец Паисий не раскаивался, как разглашали некоторые, не вполне понявшие его слова и не имевшие определительного понятия о умной молитве, в напечатании книги «Добротолюбия», переведенной им с греческого на славянский язык. Он, проникая дух времени, предвидел вред многих легкомысленных и самочинных, имеющих повредиться употреблением великого блага умной молитвы во зло. Движимый духовною любовию и состраданием к человечеству, столько поврежденному грехопадением, что самые средства к своему спасению оно обращает в средства к большему осуждению, к умножению бедствий, нанесенных грехопадением, — Паисий огорчался и болезновал, подражая этим многомилостивейшему Господу Иисусу, Который проливал Свои всесвятейшие слезы о Иерусалиме, отвергшем Его, а потому не только отвергшем спасение, Им принесенное, но и навлекшем на себя и на чад своих лютейшие казни. — Такова была мысль Паисия! Такова была печаль его при напечатании Добротолюбия, о переводе и напечатании которого он положил столько трудов! Эта мысль и эти чувствования изображены им в письме его к Феодосию, Архимандриту Софрониевой Пустыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

священноинок Дорофей Глава 54. Поучение об иноческой жизни Зло и неправда в мире с правдой борются от начала мира и доныне. Ибо Бог насеял в мир правду и истину. А дьявол осквернил мир ложью, обманом и неправдой. Говорят в мире: «Не всякая хвала – добра, не всякая же и хула – худа». Поскольку разная есть похвала, разное и порицание. Духовные люди хвалят духовное и спасительное, а греховное и плоти угодное ненавидят и порицают. А люди, любящие мир и угождающие плоти своей, хвалят угодное плоти и суетное, а духовное порицают и ненавидят. Поэтому и существуют два образа жизни. Мирской, ничтожнейший, и иноческий. Но и иноки тоже по-разному живут. Есть житие общее и уединенное, скитское и пустынническое. И поэтому я много и старательно трудился, очень заботился, переживал и удивлялся иноческому чину и жизни. Как в нынешние последние времена иссякло и оскудело отеческое благочестие, истинно праведный и спасительный образ жизни иноков. Своевольно и по своим прихотям привыкли поступать и жить иноки, а не по преданию святых отцов. А праведный спасительный путь презирают. И наставников по своим нравам, вкусам и прихотям избирают себе иноки. А отеческое предание извращают и отметают. И словно насмехаются над великим этим ангельским чином, над всем смиренным апостольским собранием и кроткой жизнью. И сами устраивают так, что миряне чаще поднимают их на смех, чем желают принять великий этот ангельский чин и образ. Поэтому и взял я на себя труд, проявил великое старание и пролил много слез, чтоб для желающих спастись и ищущих истинно спасительный путь, свести в одно место, в маленькую эту книгу, в кратком и удобовразумительном виде, все об иноческом образе жизни и указать истинно спасительный и верный путь. Сейчас же хочу, прежде всего, сказать кое-что о местах пребывания и образе жизни иноков. Новопостриженным инокам полезны общежительные монастыри, там постригаться и жить. Средним полезно раздельное житие. А некоторым – скитское или пустынническое, смотря по усердию и по разуму. А совершенным полезна пустынническая жизнь. Однако общее житие, подлинно спасительное, воистину прекращается из-за нашего нерадения и безчинства. Сейчас даже слышать не хотят иноки об общем житии и не знают подлинного общежития. Бог передал Пахомию Великому устав общего жития. И апостолы, и святые отцы заповедали нам общее житие. Но ныне заветы их отметают и вместо общего жития ведут скандальную жизнь. Всю жизнь свою из-за любой вещи ссорятся и говорят пустое. Любят потакать преокаянной своей воле и суждениям, своенравию, безчинству и лени. Любят копить имущество, золото и серебро, и иметь собственные вещи. И любят по кельям отдельно есть и пить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Радуйся, от Господа дар чудотворения получивый. Радуйся, врага злокозненнаго низложивый. Радуйся, отче Стилиане, преславный чудотворче. Кондак 3 Силою Божественныя любве, еюже исполнено бысть сердце твое, укрепляемый, святе Стилиане, вся имения твоя нищей братии раздал еси и, ко братии иночестей сопричтенный, сладце воспевал еси Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея в сердце своем желание велие к непрестанному восхождению лествицею духовною и уединение возлюбив, братию свою оставил еси, подвижниче многотрудный, и в пещеру преселився, дни и нощи в славословии Бога пребывал еси. Таковому твоему дерзновению дивящеся, восхваляем тя: Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый. Радуйся, Царствия Небеснаго взыскавый. Радуйся, мудре ко спасению стопы своя направивый. Радуйся, Бога добродетельным житием прославивый. Радуйся, великих дарований вместилище. Радуйся, трезвения и воздержания хранилище. Радуйся, яко житию безплотных поревновал еси. Радуйся, яко подвигом древних отцев пустынножителей подражал еси. Радуйся, Божественною благодатию сердца молящихся тебе напаяяй. Радуйся, благодатныя исцеления детем малым источаяй. Радуйся, отче Стилиане, преславный чудотворче. Кондак 4 Бурю помыслов и страстей безбедно претерпел еси, отче преподобне, и пристанище тихое Христа обрел еси, Емуже во мнозе долготерпении неленостно работая воспевал еси: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше о богоугоднем житии твоем, отче Стилиане, многия страждущия и немощныя к пещере твоей прихождаху и, наставлением твоим внимая, в истинней вере укрепляхуся, в печалех утешение обретаху и во гресех слезное покаяние приношаху. Сего ради ублажаем тя: Радуйся, светильниче присногорящий, путь спасения освещаяй. Радуйся, крине пустынный, святостию благоухаяй. Радуйся, рабе Господень, благий и верный. Радуйся, небесными даровании обогащенный. Радуйся, яко пред Престолом Царя Небеснаго предстоиши. Радуйся, яко Богу молитвы о нас приносиши. Радуйся, Господа кроткий и смиренный служителю. Радуйся, заповедей Божиих ревностный исполнителю. Радуйся, яко милосердие Отца Небеснаго к нам приклоняеши.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010