По заверению инока Кирилла, жившего в лавре Евфимия во дни сего угодника Божия и написавшего житие его, сей великий подвижник во всю свою долголетнюю жизнь был здоров и в глубокой старости вид имел свежий, даже зубы у него все были целы. Роста был он среднего, лицо имел круглое, цвет лица белый, взор светлый и спокойный, борода спускалась до пояса, движения его были благопристойные. ΝΒ. В моем собрании древних икон образ св.Евфимия весьма сходен с этим описанием наружного вида его. Спрашивается: точно ли лавра Евфимия находилась на той особняковой выси, на которой ныне стоит мечеть Неби Муса? На этот вопрос отвечаю утвердительно, зная несомненные признаки существования этой обители на оной выси; признаки, указанные в житии св.Евфимия и оправдываемые доныне уцелевшими в пустынной Палестине теми же названиями местностей, какие упоминаются в этом житии. Тут сказано: Евфимий пришел в лавру, нарицаемую Фаре, отстоящую на шесть поприщ от Иерусалима. Не далее от сего города находится юдоль, ныне называемая Фаре. В утесах ее находятся пещеры, а на средине уцелели каменные стены, удерживавшие зимние воды. «Из Фарейской лавры Евфимий с Феоктистом ушел в непроходимые места пустыни Кутилийской и там поселился в пещере над потоком, на северной стороне его». И ныне к западному берегу Мертвого моря прилегает пустынный околоток ел-Кулил, и тут, ниже библейского места Энгадди, находится колодезь Кулил, у самого берега реченного моря. «По довольном времени пастухи от Лазарии пригнали стада свои к тому потоку, над которым жили Евфимий и Феоктист, и испугались их». Выше, севернее Кутилийского или Кулилийского потока, у берега Мертвого моря, поныне находится долина с родником воды Арэйэх. От сей-то долины, к названию которой греки почему-то прибавили лаз (статься может, потому, что во дни Евфимия местные аравитяне называли эту долину Лез-арейэ), пастухи с стадами своими спустились южнее, в юдоль Кулил, и тут увидели отшельников. «Евфимий, явившись к недужному малолетнему Теревону во сне его, говорил ему о себе: я есмь Евфимий, живу же на восточной стороне в пустыне, в расстоянии десяти поприщ от Иерусалима, недалеко от пути, ведущего к Иерихону».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Порицание вызвано главною частью в содержании жития, рассказом о споре между Евфросином и представителями псковского духовенства по вопросу об аллилуии. Более или менее остроумно и решительно доказывают, что все, рассказываемое в житии о борьбе Евфросина за сугубую аллилуию и о видениях первого «списателя», создано фантазией «жалкого клирика», отделенного почти 70 годами от Евфросина, чтобы авторитетом святого пустынника и близкого к нему по времени биографа освятить собственное мнение 361 . Такие выводы облегчались тем, что труд первого биографа оставался неизвестным. Уцелел список повести, носящей на себе признаки того источника, из которого черпал Василий: ослабляя ответственность этого биографа перед критикой, она значительно изменяет отношение последней к самым фактам, сообщаемым в житии. Василий замечает в своем труде, что прежний биограф, у которого он выписал рассказ о его сонных видениях, писал о Евфросине «некако и смутно, ово зде, ово инде». Совершенно такова по составу указанная повесть. Она носит заглавие «Жития и жизни преп. Евфросина»; но это собственно повесть о споре по поводу аллилуии; другие известия о Евфросине и его монастыре рассеяны в ней без порядка; автор излагает их в виде отступлений от основного рассказа, по мере того как их касался последний 362 . Здесь есть и рассказ автора о видениях без Василиевых поправок. Такой состав повести объясняется тем, что витиевато рассказывает сам автор о ее происхождении. Сперва он принялся за правильное житие, начал по порядку рассказывать о рождении и жизни святого до зрелых лет. Но когда дошел он до рассказа о путешествии Евфросина в Царьград для отыскания истины об аллилуии, биографом овладело недоверие к своему разуму и способности изложить эту великую тайну Смущенный чувством бессилия, в тревожном недоумении напрасно брался он среди тишины глубокой ночи за «писало и хартию»; утомленный «маянием печали», он закрыл глаза, и в полусне явились ему Евфросин с Серапионом, ободряя его на дело. Но автор принял видение за действие нечистого духа, хотя оно повторилось и на другую ночь; зная мало о Серапионе, первом старце, пришедшем к Евфросину в пустыню, он пошел и подробно расспросил о нем своего игумена Памфила 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Особый интерес представляет 81-ая глава, где речь идет о переписке преп. Антония с императорами Константином (Κωνσταντνος), Констанцием (Κωνστντιος) и Константом (Κνστας). Не все исследователи склонны полагать, что этому сообщению мы можем доверять 448 . Некоторые ученые, допуская сам факт такой переписки, связывают ее не с благочестием императоров, а с конкретными церковно-политическими событиями 449 . Тем не менее, факт почтительного отношения к отцам-пустынникам со стороны христолюбивых императоров – это распространенный агиографический мотив [ср. Bartelink, 1994. Р. 340]. В Apophthegmata Patrum упоминается, что император Констанций послал преп. Антонию письменное приглашение (γρμματα Κωνσταντνου το βασιλως) приехать в Константинополь 450 . В такой возможности нет ничего удивительного – в «Житии Шенуте», например, упоминается об апе Мартирии, путешествующем к императору Феодосию в Константинополь (Vita Sinuthii, 74=Leipoldt, 1906. Р. 37), да и сам Шенуте приходит к императорскому двору просить за бедных (Vita Sinuthii, 76=Leipoldt, 1906. Р. 38). Следует сказать, что св. Антония, помимо «сильных мира сего», посещают и самые бедные жители Египта, о чем риторически восклицает свт. Афанасий 451 . Навещают его и священнослужители (от дьякона до епископа – сар. 67; 82; 90; 91) 452 . Есть в «Житии» также интересная этническая подробность; во время своего переселения на внутреннюю гору преп. Антоний путешествовал вместе с «сарацинами» (Σαρακηνο) 453 , впоследствии приносившими ему хлеб (cap. 49; 50). Таким образом, картина, которую рисует свт. Афанасий, довольно ясно показывает, что социальные контакты «отца монашества» простирались за пределы египетской хоры. Фактически, он встречался с представителями всей социальной вертикали тогдашнего Египта: от крестьян и горожан до представителей высшего чиновничества, включая, вероятно, и самого наместника, от нищих до людей с солидным достатком, от военных до языческих жрецов и «философов». Он даже вступил в переписку с самим императором, чем поднял уровень своего общения, пусть и заочного, до самого высокого «страта» ранневизантийского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Павлин пишет об этом: «... обращенный в бегство внезапной бурей, хотя его вера не исчезла, он устремился в пустынные места этого края» (XV. с. 471, 124–125). Для англосаксов бегство от опасности должно было считаться позором. Беда сам с большим презрением писал в «Церковной истории англов» о трусливых бриттах, которые боялись опасности 261 . Это место в житии нельзя было оставлять без авторского комментария. У Беды Максим покинул свою паству не потому, что поддался страху смерти, а потому, что «помнил предписание Господне, в котором сказано: “Когда же будут искать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф 10:23 )”». Гибель епископа означала невозможность рукополагать новых пресвитеров и епископа, то есть – гибель Церкви. С этой точки зрения бегство Максима оправдано: спасая свою жизнь, он не дает прерваться преемственности в церковной иерархии. Последний род добавлений, сделанных Бедой, касается поведения героя жития. Эти добавления объясняют читателю духовный смысл их поступков или необходимость их действий. Так, Беда посчитал нужным объяснить слова Павлина о том, что Феликс отказался от епископской кафедры «со спокойным сердцем» (XVI, с. 482, 234–235). Спокойствие Феликса, согласно Беде, объясняется тем, что он «стяжал в сердце своем высоту смирения». В другом месте Беда говорит, почему именно Феликс был выбран из всех христиан Нолы, для того чтобы спасти епископа Максима: он должен был «выполнить служение милосердия, предписанное ему по отношению к его духовному отцу». Работа, проделанная Бедой при создании своего первого жития, напоминает работу редактора, перекраивающего текст, убирающего все лишнее, расставляющего определенные акценты. Необходимость обращения к «обычной и всем доступной речи» привела к тому, что агиограф отказался от излишней образности, затемняющей смысл, в пользу ясности и лаконичности. Чтобы создать образец для подражания и тем самым принести читателю – англосаксу «большую пользу», из всего цикла стихотворений Павлина Беда отобрал и включил в свое житие только те, что непосредственно относились к жизни и трудам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

К области чудесного относятся взаимосвязь и взаимопонимание двух миров – видимого и невидимого. В анонимном житии несколько раз встречается упоминание о том, что ангелы служили Катберту, например, принося ему пищу (анон. житие, кн. 2, гл. 2) или утешая его беседой (анон. житие, кн. 4, гл. 11). Эта отличительная черта кельтской агиографии восходит к традиции египетских патериков, изобилующих рассказами о пустынниках, которым служили ангелы 336 . В отличие от анонима, ставящего Катберта выше ангелов и нарушающего этим иерархию всей Церкви – Земной и Небесной, Беда упоминает не о служении ангелов святому, а о «защите ангельским предстательством» (гл. 3). В одной из двух глав жития, посвященных общению Катберта с ангелами, Беда изображает своего героя принимающим помощь от всадника, «благородного видом, в белых одеждах» (гл. 2). В другой главе получение пищи от ангела – обычный мотив бриттской и ирландской агиографии 337 – трактуется не как служение святому, а как вознаграждение его за «верность принесенным обетам» (гл. 7). В этих эпизодах ангелы могущественнее человека, они выступают посредниками между Богом и святым. В этом обнаруживаются черты более развитого церковно-канонического сознания, присущие римской традиции. Из жития, написанного Бедой, следует, что, по мнению автора, роль святого в мироздании состоит в том, что он соединяет в себе мир невидимый и мир видимый. Святой стоит на границе этих двух миров. Его взору равно открыто земное и небесное. Душа его находится в постоянном соприкосновении с горним миром, созерцает небесные видения. При этом выражение лица святого изменяется, становится для окружающих знаком того, что ему открываются некие тайны. Со слов некоего пресвитера Беда описывает состояние Катберта следующим образом: «...досточтимый отец Катберт внезапно обратился умом от плотской трапезы к созерцанию духовных вещей. Члены тела его пришли в расслабление и перестали служить ему, цвет лица изменился, глаза, против своего обыкновения, остановились, как бы в изумлении, и Катберт уронил на стол нож, который держал в руке» (гл. 34). Это и подобные описания подготавливают тех, кто не имеет духовного зрения, к встрече с горним миром в земной жизни; они часто являются поворотными пунктами сюжета.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Григория о безмолвии и исихии, для многих непонятное и даже нежелательное и неприятное. Прибытие св. Григория Синаита в Парорию состоялось в последние годы царствования Андроника II Старшего, т. е. до 1328г. 552 35 Имеется в виду творение св. Григория с таким заглавием: «Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, ещё же – о помыслах, страстях и добродетелях и ещё – о безмолвии и молитве» (Migne. PG. Т. CI. Col. 1239–1300 ; Добротолюбие в русском переводе. М., 1889. Т. V. С. 197–234). Всех глав 137. В греческом тексте они расположены акростихами. 36 Для интересующихся византийской паремиографией приводим эту пословицу в греческом тексте: « λκος μτην χανν» (Житие в издании И. В. Помяловского, 36, 27). 37 Гора Κατακεκρυωμνη или Κατακεκρυωμνον ρος (Обледенелая) находилась близ Месомилиона, центральной и пустынной части Парории. В некоторых русских изданиях название этой горы неправильно передаётся словом «Скрытная», 553 вероятно, по созвучию глаголов κρυω (­ κρυνω) и κρπτω, от которого это название ошибочно и производят. Происходя от первого глагола, название горы может быть передано как у нас. Г-н Сырку в одном из своих изданий сообщает, что в рукописном Панегирике Владислава Грамматика 1479г., хранящемся в Рильском монастыре в Болгарии, на листе 278 пишется: криомени, а против этого слова, на поле листа, Неофитом Рильским отмечено: Κατακρυομνη (гора), сице именуема, еже значить зeлw» студена. 554 Это вполне согласно и с тем, что монах Григорий сообщает о Парории в житии преподобного Ромила. По его словам, воздух Парории был весьма холодный, реки и озера часто замерзали, причём вода обращалась в лёд, твёрдый как камень, а снег оставался до апреля месяца. Вследствие сильного холода льдом покрывались и соседние озера («виры»), так что для обитателей местности встречались нелегко устранимые затруднения для пользования в зимнее время водой. Иногда снег был так обилен, что сугробы стояли выше человеческого роста. 555 В том же житии рассказывается, что парорийские отшельники переносили много бедствий от разбойников, которых местные жители называли «хусарами». Они немилосердно грабили и опустошали местность, не давая пощады и монахам, которых прикладыванием раскалённого железа к телу заставляли отдавать и самые необходимые предметы. 556

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

В то время хорошо ему известный юродивый Александр Васильевич спасался в пустынном хуторе близ г. Козлова Тамбовской губернии и пригласил его к себе. Иван Матвеевич на него перевел весь свой капитал более 25-ти тысяч рублей и просил израсходовать на добрые дела. Поэтому Александр Васильевич, оставив двенадцатилетнее свое уединение, стал ездить узнавать: где и кому необходима помощь. Он давал деньги на исправление сельских церквей, покупал облачения и священные сосуды, помогал обедневшим поправиться, справлял приданое бедным девицам и проч. .    Прожив в пустынном уединении 6 лет, Иван Матвеевич пошел странствовать по святым местам и присматриваться к монашеской жизни, ибо у него уже созрело желание посвятить себя Богу в иноческом житии. Более всего ему понравилось в Глинской пустыни, куда он и поступил в 1866 году.    Первое его послушание было на экономии. Здесь, ни во что не ставя свое дворянское происхождение, он усердно принялся за исполнение всякой черной и трудной работы. Собирал сено, возил его на волах, корчевал корни, копал канавы наравне с чернорабочими и т.д. Этим он подавал пример молодым послушникам. И не только у людей, но и у волов — как говорят — заслужил особенную любовь.    На третий год по поступлении в обитель, игумен Иннокентий взял его в свои личные письмоводители по частной переписке и назначил читать проскомидийный синодик. В этих послушаниях он пробыл до смерти и заслужил всеобщее уважение. Но, как только случалось общее послушание, он шел на него с радостью.    Особенно любил сенокос: летом вилы всегда висели у Ивана Матвеевича над дверями келлии. Монашество с именем Игнатий он принял в 1874 году, отличался благоговением и благоразумием. В келлии отец Игнатий читал святоотеческие книги, искал познания истины спасения и чтением, и опытом жизни приобрел духовную мудрость, которая дается после многих молитв и скорбей . Один брат, видя о. Игнатия до поту трудящегося на полевых работах, сказал ему: «Поберегите свое здоровье. Вам бы можно и не ходить на эти работы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Кондак преп. Савве (5 декабря). В уставе 1695 г.: Савва блаженне садоделатель быв благочестия, тем же был еси преподобных удобрение гражданин же пустынный достохваленъ; темже зовем ти: радуйся Савво пребогате; 1682 – Савво блаженне, тя прежде бытия твоего ведущему был еси… житель же пустынный достохваленъ; темже зову ти: радуйся отче приснопамятне. По греч. Σββα μαριε τ δ πρν γεννηϑναι επισταμνο εχρημτισας σων εγαλλπισμα, πολιτς τε τς ρημου ξιπαινος, δι ρζω σοι. χιροις πτερ αοδιμε (Оролог. 1676). Σββα μαριε υτουργς εχρηματισας εσεβιας, ϑεν πυας σων γαλλπισμα χιρε Σββα πανλβιε (Анфол. 1672). Кондак св. Патапию (8 декабря). В уставе 1695: цельбу недугов просят прияти решение же в житии прегрешенных: ты бо всех сущих в нуждах предстатель; в уставе 1682 – цельбу недугов просяще прияти и разрешение прегрешенных ими: ты бо всем иже в нуждах заступникъ; По греч. ασιν τν νοοηματον λαβεν ιτβντα·. λυσιν τε των ν τω βω πλημμελματα)ν. συ γαρ πντων των εν αναγκαις προσττης. (Ibid. μην. δεκεμβρ) Так и в синод. кондакаре. Кондак муч. Марине (17 июля). В уставе 1695: чудесы просветившися исцелений, благочестно мученице прияла еси почесть победы; 1682 г. – чудесы просветилася еси исцелений и почесть победы прияла мученице благодать создателя твоего. Греч. α τς νις τ βραβεα δξω μρτυς χειρ το τστου σο. (Оролог.) υσεβς μρτυς εδξω βραβεα τς σς ϑλσεως (Анфолог.). Кондак муч. Дометию (7 августа). В уставе 1695: не хотяща чтити Христа истиннаго Бога; 1682 – не хотяща чтити Христов образ. Кондак Максиму Исповеднику (12 августа). В уставе 1695 г: свет трисиянный всельшийся в душу твою, сосуд избран показа тя всеблаженне, являюща божественная концем неудобопостижных разумений ты сказуяй блаженне и Троицу всем Максиме воспроповедуяй ясно пресущную безначальну; 1682 – свет трисиянный вселися в душу твою, сосуд избран показа тя всеблаженне, сказуя божественная концем неудобь разумная; ты бо Троицу всем проповедал еси ясно преблаженне Максиме пресущну и безначальну. По греч. ς τ τριλαμπς οσαν ν τ ψυχ σο σεος λετς νεδει ξε σε παμμαρ σαηνζης τ ϑεα τος πρασι δυσειτων τε νοημτων την δλωσιν μαριε τριδα πσι μαξμε, αναηρττων τρανς περοσιον ναρχον (ibid).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Но юноша так полюбил старца, что неотступно и убедительно умолял его, пока тот не согласился наконец принять его к себе, но сначала посоветовал ему пожить в каком-нибудь общежительном монастыре. Захария начал свой монашеский путь в Коневской обители, где настоятелем тогда был отец Адриан, бывший до того наставником пустынников в Брянских лесах и старцем отца Василиска. Здесь Захария и был пострижен в иночество. В то время в этой обители жил уединенно иеромонах Сильвестр, пребывая в молчании и упражняясь в чтении Священного Писания . Отец Зосима стал ходить к нему для духовной беседы, и тот раскрыл перед ним учение о внимании сердечной молитвы. Зосима с усердием занялся этим деланием, стал читать святоотеческие книги, в которых описывался этот подвиг. Прожив в Коневском монастыре почти три года и прошедши все виды послушаний, он стал проситься у настоятеля в пустыню к отцу Василиску, но отец Адриан уговорил самого старца Василиска перебраться к ним в обитель. Игумен устроил для них в пустынном месте, в трех верстах от обители, две келии, недалеко одна от другой. И старец, и ученик были счастливы, и оба положили в душе своей до конца жизни не разлучаться друг от друга. Но, как говорится в житии отца Зосимы, «смиренный Василиск, хотя любил Зосиму, как душу свою, но не принимал его в сына и ученика себе, видя его весьма преуспевшим в жизни монастырской, а понятиями и рассуждениями духовными превышающего и его самого». Зосима открывает отцу Василиску «тайное монашеское сокровище, объяснив ему учение о молитве сердечной (отцу Василиску, при всей его подвижнической и богоугодной жизни, до того времени вовсе было неизвестно священное сие делание, и, узнав об оном от Зосимы, он вполне сим был вознагражден, что оставил для него пустыню и пустынников): тогда, употребив все усердие и старание свое в оном внутреннем духовном упражнении, Василиск весьма преуспел в благодатных утешениях, за что, хотя еще более умножилась любовь его к Зосиме, но никак уже не хотел согласиться иметь его на степени сына и ученика, а имел его как друга, и сотаинника, и брата возлюбленного» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Кондак преп. Савве (5 декабря). В уставе 1695 г.: Савва блаженне садоделатель быв благочестия, тем же был еси преподобных удобрение гражданин же пустынный достохвален; темже зовем ти: радуйся Савво пребогате; 1682 – Савво блаженне, тя прежде бытия твоего ведущему был еси... житель же пустынный достохвален; темже зову ти: радуйся отче приснопамятне. По-гречески Σββα μακριε τ σ πρν γεννηθναι ρισταμν χρημτισας σων γκαλλπισμα, πολιτς τε τς ρμου ξιπαινος. δι κρζω σοι. χαροις πτερ οδιμε (Оролог. 1676). Σββα μακριε φυτοργς χρημτισας εσεβεας, θεν πφυκας σων γκαλλπισμα. χαρε Σββα πανλβιε (Анфол. 1672). Кондак св. Патапию (8 декабря). В уставе 1695: цельбу недугов просят прияти, решение же в житии прегрешенных: ты бо всех сущих в нуждах предстатель; в уставе 1682 – цельбу недугов просяще прияти и разрешение прегрешенных ими: ты бо всем иже в нуждах заступник. По-гречески: ασιν τν νοσματον λαβεν ατονται λσιν τε τν ν τ βω πλημμελημτων. σ γρ πντων τν ν νγκαις προσττης (Ibid. μην. Δεκεμβρ). Так и в синодальном кондакаре. Кондак мученице Марине (17 июля). В уставе 1695: чудесы просветившися исцелений, благочестно мученице прияла еси почесть победы; 1682 г. – чудесы просветилася еси исцелений и почесть победы прияла мученице благодать создателя твоего. По-гречески κα τς νικς τ βραβεα δξω μρτυς χειρ το κτστου σο (Оролог.). υσεβς μρτυς εδξω βραβεα τς σς θλσεως (Анфолог.). Кондак мученику Дометию (7 августа). В уставе 1695: не хотяща чтити Христа истинного Бога; 1682: – не хотяща чтити Христов образ. Кондак Максиму исповеднику (12 августа). В уставе 1695 г.: свет трисиянный всельшийся в душу твою, сосуд избран показа тя всеблаженне, являюща божественная концем неудобопостижных разумений ты сказуяй блаженне и Троицу всем Максиме воспроповедуяй ясно пресущную безначальну; 1682 – свет трисиянный вселися в душу твою, сосуд избран показа тя всеблаженне, сказуя божественная концем неудобь разумная; ты бо Троицу всем проповедал еси ясно преблаженне Максиме пресущну и безначальну. По-гречески φς τ τριλαμπς οκσαν ν τ ψυχ σο σκεος κλεκτς νεδειςε σε παμμκαρ σαφηνζης τ θεα τος πρασι δυσεφκτων τε νοημτων τν δλωσιν μακριε τριδα πσι. Μαξιμε, νακηρττων τρανς περοσιον ναρχον. (Ibid).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010