Другой образец отшельнической жизни представляет народный образ Алексея, человека Божия. С внешней стороны жизнь свят. Алексея мало имеет общего с пустыннической жизнию Иосафа, но со своей внутренней стороны их подвиги одинаковы. Тот и другой проводят всё время в молитве, тот и другой ставит для себя долгом хранить телесную и духовную чистоту. Как народный стих об Иосафе составился под влиянием истории об индийском царевиче Иосафе, как он был обращён в христианскую веру 781 , так и духовные стихи об Алексее, человеке Божием, были составлены под влиянием жития св. Алексея. Житие св. Алексея, человека Божия, было известно на Руси очень рано: в списках оно встречается в XII-XV веках и в подновлённой форме в позднейшее время. Личность Алексея, человека Божия, действительно в высшей степени замечательная, обратила на себя внимание русского народа и произвела на него глубокое впечатление. В общих чертах жизнь святого Алексея, человека Божия, народ рисует в духовном стихе так же, как она изображается и в житии угодника. Алексей, человек Божий, родился в Риме при Гонории. Родители его долгое время не имели детей. По их усердной молитве Бог даровал им наконец сына Алексея. Алексей, человек Божий, с малых лет, говорит стих, стал обнаруживать хорошие способности и добрые наклонности. Как в житии говорится: «Егда бысть время отрочати учитися, и вдаша его на первое учение, и навыче всю грамоту церковную и риторикию и от философия мало, и бысть отроча премудро зело», так и в духовном стихе рассказывается: Отдали его грамоте учити, Скоро ему грамота далася 782 . Никто Лексеюшки не научает, Сам Лексеюшка больше знает 783 . Ен скоро читать-писать научилси, Ен святую книгу Евангельскую разумеет 784 . Он и старые книги прочитает, И пером-рукой-чернилом часто пишет 785 . Что касается «великих Господних молитв», то также святой Алексей старается изучить их как можно более. Но время идёт, Алексей, человек Божий, уже на возрасте. Отец хочет женить Алексея. Хотя самому Алексею, человеку Божию, не хочется жениться, однако, не противясь воле родительской, Алексей согласился на брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молитва , псалмопение и богомыслие были главным его занятием. Его пустынные подвиги, посты и бдения кажутся превышающими силы человека. Молчание и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали дух великого «отца пустыни». На 40 году от роду Макарий получил сан пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотворений, что на голос его ответствовали и мертвые, если требовала сего польза веры или счастье невинно страждущих. Между прочим, в житии его повествуется, что он, найдя в пустыне череп, спросил его, кто он; череп ответил: «аз начальник бех жрецов идольских, на сем месте обитавших; ты же – авва Макарий, Духа Божьего исполненный; в который бы час, милосердовав о сущих в муце , ты молишься, отраду некую ощущают». Многие приходили к преподобному из дальних стран за советами, и наставления его, отличаясь кротостью и сердечной теплотой, были полны глубокой опытной мудрости. В царствование Валента, покровителя ариан, пр. Макарий потерпел заточение на одном острове в Египте, но вскоре возвращен был за чудеса и обращение всего острова в христианскую веру. Извещенный Богом за 9 дней о своей кончине, пр. Макарий мирно почил в назначенный день, имея 90 лет от роду, в 390 или 391 году. Мощи его покоятся в Италии, в г. Амальфи. За свою святость и мудрость он назван «Великим». Кроме нескольких возвышенных молитв (1 и 4 на сон грядущий и 1–4, а по греческ. рукописям и 9-я, утренняя), пр. Макарий оставил нам 50 бесед, 7 наставлений и 2 послания, исполненные высокой мудрости и простоты. Главный предмет его бесед составляет учение о благодати БожьеЙ. Кондак, гл. 1. Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, и пустыню, якоже град населив, благодать приял еси от Бога чудес: темже тя почитаем. Ап. и Ев. см. 15 янв. Обретение честных мощей пр. Саввы Сторожевского. Св. мощи пр. Саввы, обретенные нетленными в 1652 г., 34 ныне почивают открыто в его обители (см. Моск. еп.). От них совершались многочисленные чудеса и исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но паки на предреченная возвратимся: не может бо град укрытися на верху горы стоящ, уведаше бо о сем монахе Досифее мнози о богоугодном и уединенном и пустынном житии его и сея общежительныя пустыни Саровския настоятель то уведа что его из пустыни уединенной изгоняют и о честном житии его слыша, с радостию бо и веселием/л. 11 об./взя его указом из той пустыни в сию Саровскую общежительную пустыню ту живущим монахом на подкрепление и для пользы душевныя немощнейшия братии и в сей пустыни седмьнадесять лет неизходен пребысть до кончины жизни своея жив честно и непорочно и ни в чем Настоятелю и братии не показал соблазну кроме богоугодного жития и душеполезныя беседы, якоже всей братии видимо бысть честное и непорочное житие его. И где в коих обителях жив нигде никакого соблазну не показал, но везде во обителях вси его любляху и почитаху яко ангела божия за честное и смиренное и послушливое и трудолюбивое житие его. И не точию бо в нынешняя последняя времена, но аще бы и в первейшия времена таковаго не погрешить назвать совершенным монахом и нам о сем благодарить Бога и Его Богоматерь, что в нынешняя последняя времена таковый подвижник показася, и якоже начаша богоугодно жити тако и скончаша до конца жизни своея, такожде и сей преставившийся схимонах Досифей./л. 12/ Блажен бо той и треблажен аще кто начнет сначала подвига своего богоугодно жити, тако и говорил неизменно до кончины жизни своея, сей велик наречется в царствии Небесном. И егда конец жития его богоугоднаго приспе не в роскошах и пианствах, не в гресех и в лености пребывающа и не на одре почивающа и спяща, но во святом храме на вечернем пении на молитве предстояща и после вечерняго пения правила уже не мог совершити, ибо Господь наш яко отец чадолюбивый, хотя его вскоре увенчати любя его, посети болезнию жестокою сердечною и едва с нуждою из святой церкви до своея келлии дойде другим братом поддержим быв; и сбытся на нем святое писание глаголющее: блажен раб его же обрящет Господь бдяща, недостин же иной раб, его же обрящет Господь в роскошах и в унынии и в безмерном сонном спании, лености же и во гресех пребывающа.

http://pravoslavie.ru/3378.html

Разделы портала «Азбука веры» Акафист святому преподобному Александру, игумену Куштскому, Вологодскому чудотворцу В Избранное Кондак 1 Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, всем с верою прибегающым источая многоцелебныя дары, похвальная восписуем ти, творящии всечестную память твою, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли спастися душам нашым, да зовем ти: Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Икос 1 Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности избра тя в жилище Себе, Егоже тя обиталище быти уведевше, похвальная восписуем ти: Радуйся, благочестивую родителю благоприятное испрошение. Радуйся, благочестиваго корене отрасле святейшая. Радуйся, от юности твоея Богу послуживый. Радуйся, воздержанием ангелов удививый. Радуйся, в молитвах теплый предстателю. Радуйся, скорбящых скорое утешение. Радуйся, просящым скорое поможение. Радуйся, болящым скорый и безмездный врачу. Радуйся, земный ангеле. Радуйся, небесный человече. Радуйся, сосуде избранный Духа Святаго. Радуйся, телес наших здравие и душ спасение. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 2 Видя тщету мирских попечений, Александре, жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси, сего ради оставил дом родителю своею и водворился еси с работающими в иночестем житии, во еже непрестанно и благоприятно вопити Ему: Аллилуиа. Икос 2 Плотский разум отринув и к небесным всю душу вперив, от юности твоея, преподобне отче Александре, горняя мудрствовал еси, а не земная, темже взываем ти: Радуйся, мудрости небесное жилище. Радуйся, братолюбия зерцало. Радуйся, иноков правило. Радуйся, на скрижали сердца твоего закон Божий написавый. Радуйся, сам себе и весь живот твой Христу Богу предавый. Радуйся, ум твой к небеси вперивый. Радуйся, страх Божий в сердце твоем до конца сохранивый. Радуйся, вместо тленных нетленная стяжавый. Радуйся, гордость мирскую поправый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 3 Сила Вышняго осени твое сердце, преподобне отче Александре, егда на острове посреде Кубесскаго езера, братии ради неусыпно труждаяся и различная искушения и скорби мужественне претерпевая, родил еси дух спасения, поя Всесильному Богу: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Далее следует еще один вопрос. Предположение, что женщина той эпохи могла жить независимо, звучит довольно странно. Сложно представить, чтобы в Египте VI века Мария могла не просто обеспечивать себя, но иметь достаточно свободного времени, чтобы предаваться свободной любви – а Мария, по ее собственному признанию, делала это регулярно. При этом женщина в беседе с Зосимой подчеркивала, что она никогда не спала с мужчинами ради денег – только ради удовольствия. Это просто невероятно. Я уверен, что 99,9% женщин за всю историю, исключая последние несколько десятков лет, если и имели нескольких половых партнеров, то исключительно по экономической необходимости. Практически невозможно представить, чтобы в эпоху Марии Египетской женщина действительно жила бы той жизнью, какая описана в «Житии», даже если бы ее и правда влекло к такому. Но давайте на минуту допустим, что Мария и вправду была предшественницей женской сексуальной свободы конца ХХ века. Даже в этом случае лично мне сложно поверить, что можно, как в том признается Мария, семнадцать лет подряд спать с кем попало, да еще и получать от этого удовольствие. Сегодня секс без обязательств не влечет ни проблем, ни осуждения. Тем не менее люди, избравшие подобный образ жизни, однажды выгорают и начинают искать избавления в религии или в чём-то еще, по мере того, как всё это осознается как зависимость или возраст начинает брать свое. Марии на момент ее внезапного раскаяния должно могло быть немногим за тридцать – средний возраст для тех мест и той эпохи. Учитывая, что до последнего времени заболевания, передающиеся половым путем, обычно означали смертный приговор, рассказ о греховной жизни Марии предстает в высшей степени невероятным. Так можно ли утверждать, что «Житие» – это просто благочестивая сказка и изрядным градусом женоненавистничества? В принципе, такая оценка не помешала бы извлечь из этой истории нужные уроки. И всё-таки я верю, что за образом Марии из «Жития» стоит подлинная, живая женщина. Может, я выдаю желаемое за действительное, как бы в благодарность за то, что «Житие» каждый год помогает мне очистить сердце от всего наносного. Но возможно и иначе. Тот век знал немало суровых пустынножителей, и полная нагота в холод и зной укладывалась в их представления об аскезе. Но есть в «Житии» и еще нечто, ради чего можно потерпеть сентиментальность и другие непростые стороны текста. Речь о том, как Мария описывает, как ее коснулось покаяние в момент, когда она осознала, что не может переступить порог храма. Как говорится в том переводе «Жития», который есть у меня, «кротко коснулось сердечных очей моих слово спасения, показавшее мне, что нечистота дел моих заграждает мне вход» 1 .

http://blog.predanie.ru/article/zagadka-...

Имея велию ревность о подвизе иноческаго жития и славы человеческия избегая, потщался еси, преподобне, в пустыню отъити, и в пещеру, в нейже волсви с дарами в Вифлеем к рождшемуся Богомладенцу Христу шествовавшии укрывахуся, вселился еси. Мы же, дивящеся пустыннолюбному житию твоему, усердно вопием: Радуйся, всего себе воли Божией предавый. Радуйся, житию безплотных поревновавый. Радуйся, пустыни благодатное украшение. Радуйся, монашествующих славо и утешение. Радуйся, иноческаго жития рачителю. Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю. Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю. Кондак 4 Бурю помыслов и страстей мужественно претерпев, преподобне отче, обрел еси тихое пристанище – Христа, Егоже ради во мнозе долготерпении неленостно в житии твоем потрудился еси, ныне же на небесех во славе со Ангелы воспеваеши Ему: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше о подвижничестем житии твоем, преславне Феодосие, прихождаху к пещере твоей ищущии спасения, ихже ты любомудренно наставлял еси, да о суетности земнаго жития сего и о смертном часе непрестанно помышляют. Мы же, видяще таковое попечение твое о спасении братии твоея, дерзаем воспевати сице: Радуйся, пустыннолюбцев усердный сподвижниче. Радуйся, братолюбия прилежный строителю и теплый о всех молитвенниче. Радуйся, на высоту добродетелей возшедый. Радуйся, на земли ангельски поживый. Радуйся, работающих Господеви наставниче премудрый. Радуйся, помощниче немощным предобрый. Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю. Кондак 5 Боготечней звезде уподобился еси, преподобне отче Феодосие, светом богоугоднаго жития твоего всех освещая и приходящих к тебе любити Господа и Спасителя нашего и Ему единому неленостно служити научая, вопиюще со умилением: Аллилуиа. Икос 5 Видим тя, преподобне отче Феодосие, достигшаго в мужа совершенна о Христе и преисполненнаго дарований Божественных, во Евангелии Христовом верным обетованных. Темже, воспевающе подвиги и труды твоя, взываем ти сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйтеся, дерзновение молитвенное о нас к Нему имущия; Радуйтеся, потемненныя грехми очеса душ наших светом евангельским просвещающия. Радуйтеся, грехов оставление и в добродетельном житии укрепление нам подающия; Радуйтеся, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, молитвеницы наши и заступницы от Бога прославленныя. Кондак 5 Боготечныя звезды явилися ясте в христоподражательном житии вашем, блаженнии, лучами добродетелей души верных озаряющея и путь к достижению Царства Небеснаго ищущим спасения указующе, поучая тех благодарне пети Богу: Аллилуия. Икос 5 Видяще православнии людие града Вернаго премногую любовь вашу к Богу и ревностное благочестивое иноческое житие, усердно искаху назидания и молитвеннаго предстательства вашего, преподобнии. Егда же о невинном убиении вашем узнаша, едиными усты и единым сердцем ко Христу Подвигоположнику нашему о упокоении вашем в селениях праведных на лоне Авраама моляхуся, надгробное рыдание, творяще победной песнью: Аллилуия. Темже и до днесь, святый гроб ваш обстояще, вернии взывают: Радуйтеся, житием и кончиною вашею Агнца Божия проповедавщия; Радуйтеся, заклани бывше, якоже агнцы. Радуйтеся, первее слез ваших теченми фараона мысленнаго потопившия; Радуйтеся, последи во успении вашем пролиянием мученическия крови того сокрушившия. Радуйтеся, к жизни нестареемой и присносущной преставльшиися; Радуйтеся, преподобных похвало и мучеников украшение. Радуйтеся, постников сликовницы и девственников радование; Радуйтеся, иноков и инокинь путеводящия в селения небесная. Радуйтеся, богобоязненных мирян скоропослушливыя попечителие; Радуйтеся, стада своего иночествующех наставницы и хранитилие. Радуйтеся, пустынныя обители вашея похвало и утверждение; Радуйтеся, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, молитвенницы наши и заступницы, от Бога прославленныя. Кондак 6 Проповедуют Семиречия концы Казахстанской стране величие монашеских подвигов и невинную страдальческую за Христа кончину вашу, преподобномученицы, ихже ради дарова вам Господь благодати чудес струю непрестанно текущую. От неяже благоговейно миро теплаго ходатайства вашего черплюще, благодарне Богу вопием: Аллилуия. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Помогая лишь установить в самом общем виде основной факт, неизвестный из других источников, повесть сообщает несколько известий об остатках языческих обрядов на Руси и намеков на ее отношение к восточным инородцам в XVI в. К описываемому времени относятся два одиночные жития, из которых одно составлено в Колязинском монастыре, а о другом даже трудно сказать, где оно написано: это житие новгородского архиепископа Серапиона. Автор жития Макария Колязинского говорит, что оно составлено в 64-й год по смерти преподобного, следовательно в 1546–47 г. перед самым собором о новых чудотворцах или тотчас после него. Можно поверить его известию, что рассказы о Макарие, идущие от его первых сподвижников, дошли до биографа от людей, из которых «инии и самого святого своима очима видения·». Из сказания преп. Иосифа о русских пустынниках выписано известие об учениках Макария. Биограф замечает, что до него никто не писал жития Макария; но вероятно он пользовался краткой запиской о нем, составленной по рассказам монахини родственницы святого и любопытной как по своему простому изложению, так и по биографическим чертам, не воспроизведенным в пространном житии 427 . Точно также не вошло в последнее много любопытных черт, записанных Досифеем Топорковым в волоколамском патерике. Этот третий очерк жизни Макария составлен по рассказам Иосифа Санина; Досифей писал свои воспоминания, по-видимому не раньше 1547 года, ибо говоря о чудесах по обретении мощей Макария, он замечает: «якоже о них в писании свидетельствует» 428 . Это писание есть сухой и длинный перечень чудес приложенный автором жития к рассказу об открытии мощей в 1521 году. Краткость этого рассказа, которая, как и неполнота самого жизнеописания, объясняется, может быть, спешностью работы, вызванной собором, заставила по-видимому вновь и подробнее описать обретение мощей вскоре после соборной канонизации Макария 429 . Наконец в перечень чудес подвергся переделке: новый редактор распространил их прежнее сухое изложение, приделал к ним витиеватое предисловие, и в таком виде они встречаются в некоторых списках жития. Но напрасно считают этого позднейшего редактора чудес какого-то Макария, как видно из приложенной к статье анаграммы, автором рассмотренного жития: прибавленное им к прежним одно новое чудо относится уже к 1584 году и в послесловии ясно указано, что он описал только чудеса по «прежним тетрадям» 430 . – В житии Серапиона легко заметить цель биографа оправдать архиепископа от обвинений, взводимых на него сторонниками Иосифа. Эта тенденция только усиливает интерес биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Вопроси святый Лука стирийский митрополита Воренфинскаго, глаголя: владыко святый, нужду имам, яко да причащаюся божественным Тайнам по преданию святыя церкви, и разстояние путно есть от церкви много, и молю тя: прости мя, да имам святая, да ся причащаю им. И отвеща: добро есть, егда не добре завещается; испроси от первосвященника местнаго или от духовника си Святое Причащение и приими сие со страхом и трепетом и со всяцем стыдением и соблюдением. И егда хощеши причаститися, украси дщицю чисту и постави ю пред святыми иконами и верху ея простри плат даровный и тако постави святая со артофорем и славидою, понеже Святый Агнец соединен есть с животворною кровию от священника на святой трапезе. Сего ради святая глаголются. И кончавшу ти канон, поклоны, глаголя и молитву Святаго Причащения, вожзи свещу и, покадивше, лобзай святыя иконы и сотвори прощение и рцы: «Верую во единаго Бога Отца» и «Вечери Твоея тайныя днесь» и тогда преклонься, прими своею рукою и причастися Божественных Таин и глаголи: «Господи, аминь, аминь, аминь». И взем чащицю с вином или водою, вкушай... и да есть чащиця та на се в охранение. Також и дщица предреченная. И свершившу ти сию аколифию, рцы: «Достойно есть» и «Честнейшую херувим» и тако сотвори стих и прощение... Бе же се предано ко всем седящим в пустынях, но токмо к нелестным и свидетельствованным и достойным и елицы имут любовь со всеми и терпение и смирение...» Нил прекратил чтение. – Отче, таковы были правила пустынников церкви первоначальной? Они жили по одному, и им в келиях без священника разрешалось принимать Святое Причащение? – Да, сын мой. – А в древности, отче, вот, в Египте, как тут написано, все жили отдельно? – Нет, сын мой, – и Мартиниан начал рассказывать Нилу, что сам знал о жизни древних восточных подвижников, о том, как велики были их молитвенные подвиги, как они, избегая соблазна, жили иногда вместе во множестве. – А как, отче, лучше жить иноку: одному или с другими, в общем житии? – В общем житии, – убежденно ответил старый инок: – так братие помогают один другому, предостерегают один другого. А без сего, без общего жития, как не быть соблазну? И возгордится иной, и от устава уклонится, и мало ли к какому греху придет...

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

Мы видим тесную связь его с Пафнутием Боровским и его монастырем и можем думать об однородности жизни и настроения, господствовавшего в обоих монастырях. Но в житии есть указания и на иные отношения и на встречи с людьми из других мест. На этих указаниях я и остановлюсь, отлагая истолкование их до общих рассуждений о направлениях мысли, отразившихся в житиях. Первым случаем, интересующим меня, является встреча самого Даниила (еще в то время, как он мечтал о создании церкви над скудельницами) с тремя иноками, пришедшими из-за Волги (л. 16); эти иноки, „иже глаголются пустынницы» (л. 19 об.), проводят в беседе с Даниилом целую ночь и производят на него впечатление „искусных»; им открывает он свое желание и советуется с ними. Иноки преподают ему совет, как испытать свое желание: он должен поступить, как рекомендовали в таких случаях древние „рассудительные отцы», „иже искусни сущи приходящи инокомъ помыслы благоумне разсужати»; они „повелеваютъ аще на кое дело мысль влечетъ насъ аще и къ ползе намъ мнится но обаче три лета не начинати дела хотения нашего да не наше хотение деиствуетъ въ насъ ниже нашимъ волямъ повинемся ниже паки своимъ мыслемъ веруемъ и аще не отъ бога сие будетъ помышление и тако обычаемъ мыслемъ пременятися и по малу уступати начнемъ и отъ супротивныя мысли свободь будетъ искушения лукаваго не постражетъ и туне дела не начинаемъ». Даниил исполняет совет иноков и испытывает себя три года. Таким образом в житии являются иноки, которые оказываются опытными в знании душевной жизни и учат, как надо испытывать и исследовать свой помысл. Ни в Данииле, ни в окружающих его такой опытности не оказывается, и приведенный выше совет дают Даниилу пришельцы, и именно прибывшие к нему из-за Волги, т. е. из тех краев, в которых агиобиографическая литература (как я имел уже случай показать) отражала нередко внимание к душевной жизни, самонаблюдение, заботы о внутреннем совершенстве. Другое место нашего жития, которое я имею в виду, касается отношений Даниила к архимандриту Илариону, назначенному ему в преемники.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010