Спекулятивная тотальность отличается от простого «эмпирического целого» не только своим исчерпывающим объемом, но и внутреннею связью частей её между собою и частей с целым. Эта внутренняя связь определяет собою самую глубокую природу спекулятивной конкретности и заставляет признать её органический характер. Итак, природа конкретного единства, или, что то же, природа органической тотальности, определяется, во-первых, слиянием частей её между собою, и во-вторых, слиянием частей её с самою тотальностью. Это может считаться уже установленным сущностью спекулятивного «умозаключения», ибо органическая тотальность есть не что иное, как результат спекулятивного, триединого слияния. 1125 Связь конкретных частей друг с другом есть связь творческого взаимопитания. Именно эта связь превращает «моменты тождества», или, что то же, «части целого», или, что то же, «термины умозаключения», в «члены органического единства» или в «органы единой тотальности». Диалектика уступает свое место спекулятивной конкретности с того момента, как обнаруживается мнимость взаимоисключения врагов и утверждается их коррелятивность, их взаимопринадлежность. Оказывается, что «противоречивые» определения не только возможны друг при друге, но невозможны друг без друга и, далее, что эта невозможность получает на пути взаимных переходов и ассимиляции значение положительной, творческой связи. Стороны получают значение «моментов», или, что то же, несамостоятельных видоизменений единой Всеобщности; эти модификации врабатываются одна в другую, уподобляются и, наконец, сливаются друг с другом благодаря непрерывной сплошности взаимодействия. В этом слиянии каждый из «моментов» сохраняет свой облик, свое наименование и даже самобытность своего внутреннего строя: между ними остается различие, которое не может быть уничтожено никакою содержательною ассимиляцией. Каждая из «частей» вынашивает то содержание, которое присуще и другой; но, раз начав с особого, «противоположного» определения, каждая неизбежно сохраняет оригинальность внутреннего строя и особливость своего облика и объема. Каждая сторона вынашивает то же самое, но по-своему, и оказывается незаменимой как для другой части, так и для всего целого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Сам Святой Престол никогда не исключал в такой возможности в принципе. В прошлом, когда к нему обратились по этому вопросу, он ограничился следующим заявлением: «В изложенных обстоятельствах пользоваться привилегией Апостола Павла не разрешается» 273 , то есть не входит в практику из-за тех затруднений, которые могли бы возникнуть в конкретных обстоятельствах. Новое каноническое законодательство ещё более открыто навстречу некой положительной возможности. В то время как кан. 1125, § 1 предыдущего Кодекса требовал, чтобы один из супругов «обратился и принял крещение», соответствующий кан. 1143, § 1 нового Кодекса гласит: «Брак, заключённый между двумя некрещёными, расторгается по привилегии Апостола Павла в пользу веры стороны, принявшей крещение», не определяя при этом, обязательно ли эта сторона должна быть «обращённой», то есть католической. Дух и цели привилегии Св. Павла – не в том, чтобы способствовать крещению, но чтобы «благоприятствовать вере», которая из него произрастает, ставя «верного» или «христианина» в такие условия, в которых он мог бы жить этой верой. Во всяком случае, здесь в каноническом законодательстве привилегия Св. Павла рассматривается в силу того, что сторона, принимающая крещение, подчиняется каноническим нормам и, следовательно, потому, что она является «обратившейся» (кан. 1145), то есть католической. Чтобы супруги смогли во всей полноте реализовать тесную общность всей жизни, к которой Бог призвал их через призвание к браку, необходимо, чтобы они были близки физически и морально. Физическая близость осуществляется в совместном проживании в одном и том же доме, когда он становится средоточием семейной и личной жизни. Моральная близость осуществляется в гармонии чувств, которые должны существовать между супругами. В силу этих замечаний в качестве второй предпосылки для использования привилегии Св. Павла требуется, чтобы сторона, не принявшая крещения, разрушила этот союз, «отдалилась», физически разлучилась с супругом, принявшим крещение. Кан. 1143, § 2 поясняет, что этот акт должен считаться имеющим место, когда «некрещёная сторона не желает сожительствовать с крещёной стороной либо не желает сожительствовать мирно, не нанося оскорблений Творцу».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Самый важный пункт в этом сюжете касается самого способа в обряде Крещения, то есть в поливании или погружении. Уже замечено выше, что восточный обряд погружения господствует и на Западе, даже до XII в. Во изображениях Крещения этот обряд выражается, во-первых, тем, что Христос стоит в воде глубоко погружен, не только по пояс, как он представлен в упомянутой стенной живописи катакомб Понтиана, но даже почти по шею, как изображается на Византийских миниатюрах, например, в Лобковской Псалтири IX в. Во-вторых, Предтеча не поливает на Христа воду, а только возлагает на Его главу свою десницу, как это определительно и сказано в Греческом подлиннике Дионисия: «его, т. е. Предтечи десница на главе Христа», и как это представлено на упомянутом изображении катакомб Понтиана. Ясно, следовательно, что изображение Христа стоящим в Иордане только по колена или даже по щиколотки – есть изображение католическое, соответствующее обряду поливания. Только при такой постановке обнаженной фигуры оказывается необходимость препоясания, которое, приличия ради, сильно распространено на новейших иконах. Впрочем, эта лишняя подробность могла быть введена и вследствие неискусности наших старинных иконников, которые наивно писали на водах Иордана обнаженную фигуру Христа не погруженной, а будто чудесно держащейся на поверхности. Эта странность произошла от неумения воспроизвести древнейшие оригиналы, в которых погруженное в Иордан тело просвечивает сквозь прозрачную воду; и таким образом, не поняв прозрачности и игры света, иконописцы обнаружили всю фигуру, поставив ее на поверхности вод. По русской иконописи, Крещение Спасителя, как великое таинство, окружено только символами и святостью. Событие совершается таинственно и уединенно, недоступно для посторонних свидетелей. Присутствуют только три Ангела; в изображении катакомб Понтиана – даже только один Ангел, а на мозаике Равеннского Баптистерия – ни одного. Впрочем, Византийское искусство в этом отношении следовало двум переводам: по одному, принятому русской иконописью, при крещении не допускаются посторонние свидетели, по-другому – допускаются, как это можно видеть в Менологии императора Василия (989–1125), под 6 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

1113 ...и у некоторых серьезных людей... – Ср. упрек Уммидии Квадратилле за увлечение пантомимами (VII.24.4). 1115 ...строюсь вместе с тобой.– Стремление строить чрезвычайно характерно для времени упадка Римского государства. Его можно наблюдать уже в конце республики, когда Варрон, большой поклонник старины, упрекал своих современников в том, что они более озабочены тем, как расположить летние и зимние спальни, чем устройством погребов для вина и масла. Роскошь загородных усадеб многие писатели того времени ставят в упрек своим современникам. 1116 Ларийское озеро протягивалось к югу от Ретийских Альп (почти по меридиану 9,5° восточной долготы). У южной оконечности озера находился город Комо. 1117 ...по байскому обычаю...– Байи – знаменитый курорт в Кампании, между Кумами и Путеолами («гостиница пороков», по образному выражению Сенеки). Возможно, думает новейший комментатор, адресат Плиния именно там строит себе виллу. 1118 Котурны, – обувь трагических актеров, которая придавала им более высокий рост. Актеры в комедии носили легкие и низкие башмаки – «сокки». Котурн символизировал трагедию, сокк – комедию. 1119 ...забрасывать удочку из спальни... как из лодочки. – О сооруженных на берегу вод виллах, где можно было закидывать удочку из спальни, см. Марциал X, 30,16–19: «Добыча в море легка здесь, не ждет долго, но, лишь закинь ее с постели иль с ложа, уж сверху видно: тащит вглубь ее рыба» (перевод Ф. А. Петровского ). 1121 Адресат письма – Колон – лицо неизвестное. Известны Луций Педуцей Колон, префект Египта при Веспасиане и, возможно, отец адресата. 1124 ...как бы вернуть ему те дни, которые были у него похищены. – Писать биографию даже умерших молодых людей не было чем-то необычным; ср. III.10.1. 1125 Минерва – богиня мудрости, Диана – богиня охоты. Тацит предлагает Плинию служить обеим богиням – и охотиться, и заниматься. Ср. упоминание о Минерве и Диане I.6.3. Об охоте и литературных занятиях см. также V.18.2 и IX.36.6. 1131 ...есть книгопродавцы... – Комментатор отмечает, что в эпоху поздней республики в Вероне не было книжных лавок (Катулл 68, 27 сл.). Марциал, современник Плиния, знает, что его стихи читаются в Виенне (Южная Галлия; VII. 88), а распространение латинской риторики в Северной Галлии и в Британии хорошо засвидетельствовано (Тацит. Агрикола, 21, 2; Марциал XI, 3, 5; Ювенал 15, 111). Гемин как римский сенатор не мог жить в Лугдуне. Он, видимо, писал Плинию после кратковременного пребывания в этом городе.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1116 Чтобы отнять последний повод думать о законности раскольнических обществ, запрещено было принимать от их имени пожертвования 1117 и выставлять в их заведениях доски о Высочайшем посещении. 1118 Давность существования раскольнических общественных заведений давали им право на его продолжение, но при этом правительством было принято за правило «постепенно подчинять эти заведения общим государственным постановлениям», именно – «приводить их как учрежденные под видом человеколюбия, к истинному устройству человеколюбивых заведений, а от раскольнического характера освобождать»; 1119 вследствие этого раскольнические «богадельни» и «кладбища», начиная со столичных, как известно, были подчинены ведению Приказов Общественного Призрения и других подобных начальств. 1120 Ограничение личных прав раскольников состояло в следующем. Им воспрещено было приобретать населенные имения и земли в остзейских губерниях (25 окт. 1847), 1121 а также селиться в пограничных губерниях западного края 1122 и уходить за границу. 1123 Они не имели права быть свидетелями против православных в делах тяжебных и гражданских, 1124 не могли получать «от учебных мест и начальств свидетельства на право обучения детей», 1125 записываться в иконописные цехи, 1126 содержать этапы. 1127 В гильдии раскольники были принимаемы только «на временном праве» (1853 г.); 1128 отлучаться по письменным видам могли не иначе, как только для законных надобностей 1129 (1843 г.); лицам же, возвращенным из скитов и замешанным в новых беспорядках по расколу, отлучки совсем воспрещались (1853 г.). 1130 Так как правительство различало не только между главнейшими отраслями раскола, но и между отдельными сектами последних, то кроме общих законов о расколе были частные, имевшие специальное приложение. В классификации (1842 г.) Св. Синода, 1131 преподанной на запрос министерства внутренних дел, раскольнические согласия были разделены, по степени их вреда, на три категории – на «вреднейшие», с отнесением сюда тех безпоповщинских толков, которые отвергают брак и молитву за царя, – «вредные», к которым причислены все остальные согласия безпоповщинские, – и «менее вредные», обнимающие всю поповщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

е. ученые даосы; народные исторические рассказчики, или говоруны, маги – фан-ши; роскошно одетые, быстроногие юноши ю-ши; желтые шапочки – хуан-куан, это последнее отличие дано при хуан-ди. д) Баснословные или мифические личности. Великий единый, дай-ци; хаос, хун-дун, дух воздуха, хун-мэн; учитель хуан-ди гуан-шэн-цзу. Царственный отец востока, дун-сан-гун, цар. матерь запада (олицетворение дерева и металла) си-ван-му, эти лица суть родители, фу-му, или бань-цзу, и многие другие, жившие за сто и тысячу лет, не имели реальной истории. Замечательные личности и их творения литературные известны по одиннадцати династиям в следующем порядке: до Р. X. 1) династия чэу VI ст. и III ст.; 2) дин. чин, 218 г.; по Р. X. 3) дин. хан, 164 г., 139–85 г., 165 г.; 4) дин. трех государств, 226 г.; 5) дин. цин, 370 г.; 6) дин. северная вэй, 423 г.; 7) дин. тан, 702–745 г. 837–850 г.; 8) дин. поздняя цин, 935 г.; 9) дин. сун, 989–1014 г., 1100–1125 г.; 10) дин. юань; 11) дин. мин 1401–1423 г. е) Характеристика философии даосов и система общая китайцев. В разных сочинениях философов рассмотренного времени встречается много рассуждений о бессмертии и тайне оного и подобных трудных вопросах. У Лаоцзы, Чжуан-цзы и Лецзы встречается немало рассуждений довольно темных друг друга поясняющих, особенно усложняемых привнесением разных басней и мифов, необычайных, невероятных. Китайская алхимия во многом обязана своими вкладами даосским ученым и даже смешивается с философией Лаоцзы; император Ву, Ханьской династии, был особенно ревностным поклонником этой системы, представлявшей множество аллегорий и мистификации. Под влиянием буддистов, Конфуцзы – его И-цзин, даосы создали особые церемонии, обряды, учение, историю и мифологию, о чем обстоятельно в общем очертании знакомят нас сочинения «Дао-шу ци-чжу» и «Шень-сян тхун-цянь». На основании частных воззрений и систем Конфуцзы и даосской школы, образовалась следующая общая китайская натурально-философская система, в коей сравнительно сгруппированы соответствующие силы и отправления природы в 15 столбцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Климент в своём учении об этой добродетели стоит в ближайшем отношении к Аристотелю. Φρνησις у него формальная добродетель: она рассматривает предметы, замечает сходное и несходное, сличает и различает, повелевает и запрещает, делает предположения о будущем 1124 . Она может иметь приложение не только к различным областям знания и жизни, причём получает различные названия, но и к порочным действиям 1125 . В собственно этической области она есть добродетель, приводящая в порядок, строй. Поэтому «спасительная рассудительность», как добродетель упорядочивающая, принимает участие в подавлении страстных движений души наравне с целомудрием 1126 . Она так же, как и вся нравственная жизнь, достигается на почве богопочитания, так как рождается из заповедей и следует всё приведшему в порядок Богу 1127 . Отношение её к другим добродетелям определяется так, что она в порядке нравственного совершенствования и постепенного укрепления в добродетельном настроении стоит между мудростью и целомудрием: за гносисом или мудростью следует рассудительность, а за нею целомудрие 1128 . Целомудрие есть как бы ещё несовершенная рассудительность; оно только желает, стремится к рассудительности, – будучи добродетелью практической, а не теоретической 1129 . Рассудительность бывает двоякая: одна практическая, другая теоретическая. Последняя стоит в ближайшем отношении к человеческой мудрости 1130 , первая – к целомудрию. Рассудительность – можно сказать – есть даже божественное ведение (гносис) и присуще людям, стоящим на высшей ступени нравственного развития или, по выражению Климента, становящимся богами; целомудрие же смертно и принадлежит тем людям, которые ещё не мудры, но только любят мудрость 1131 . Конечно, полного тождества между мудростью и рассудительностью нет: мудрость во всяком случае есть уже рассудительность, но не всякая рассудительность есть уже и мудрость 1132 . Рассудительность, по Клименту, тогда только бывает мудростью, когда, во-первых – она прилагается к вещам божественным 1133 и, во-вторых, утверждается на научном доказательстве 1134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Перманентная конфронтация православных и атеистов разрушает общество 01.09.2016 1125 Время на чтение 4 минуты 29 августа 2016 года в Санкт-Петербургском молодежном клубе «Форпост» состоялось заседание «круглого стола» на тему «Социальная справедливость как основа общественного согласия и развития в России (на пороге 2017 года)». В мероприятии принял участие и наш сотрудник - режиссер «Русской народной линии», независимый журналист, военный корреспондент, автор ряда документально-публицистических фильмов и статей православно-патриотического содержания, музыкальный исполнитель Иван Константинович Душенов. Предлагаем вниманию читателей текст его доклада: В современном обществе одну из наиболее опасных угроз (на мой взгляд) мирному сосуществованию наших граждан представляет перманентная конфронтация православных христиан и атеистического населения. Но если мы ведем речь о социальном равноправии, давайте разберемся, можно ли атеистов вообще определить как некую социальную группу? Согласно большинству определений, понятие «социальная группа» - это объединение людей, имеющих общий социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Чисто теоретически атеизм является формой отрицания Божественного начала, не более. Ни одно научное определение не предполагает для атеистов какой-либо деятельности или практической программы, из чего можно сделать вывод, что теоретически атеисты не являются социальной группой, и закрыть на этом вопрос о социальном неравенстве между верующими и атеистами. Однако позвольте... Реалии XXI века показывают, что современный атеизм в лице своих адептов имеет четкую программу, конкретные задачи и методы их достижения. Атеизм превращается в культ, в первую очередь молодежный, люди объединяются и фактически они уже могут называться социальной группой. Но, возвращаясь к равноправию... Именно атеисты постоянно заявляют о том, что их права ущемляются верующими. Но позвольте спросить, какими особыми правами, кроме тех, которыми наделены граждане РФ, обладают люди, формально объединенные идеей безбожия? Права атеистов на существование в светском государстве в целом не нарушаются, кроме случаев с частными конфликтами.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

1123 ВУАГШ., 1223, л. 82. Тутолмин Салтыкову 11 мая сообщает, что «польския регулярныя войска и вооружённая шляхта усиленно стремяться в Минские губернии. По всей границе Минская губерния угрожается впадением мятежников». 1125 Универсал «предводительствующего войсками ея императорского величества, в короне польской и великом княжестве литовском на прекращение мятежа действующими», генерал-адъютанта Н. Репнина, 30 мая. – См. также АМДК., 629. Универсал Тутолмина. 1132 Сколько было, точно определить невозможно. По одним известиям – 8.000 – ВУАГШ., 210, л. 78. – ВУАГШ., 209, л. 381; по другим –от 5 000 до 8 000 – ВУАГШ., 210, л. 69; далее: 3 000 – ВУАГШ., 1223, л. 602. – ВУАГШ., 1218, л. 239, от 3.000 до 4.000 – ВУАГШ., 209, л. 372 – и 6.000 – ВУАГШ., 209, л. 376. – ВУАГШ., 1218, л. 246. 1141 ВУАГШ., 209, л. 372. Донесение Минского губернатора Неплюева генералу Черемисинову. – ВУАГШ., 209, л. 376377. 379. Донесение и. д. Минского губернатора почтмейстера Петра Козачевского малороссийскому почт-директору, графу Петру Милорадовичу. – См. также ВУАГШ., 1218, л. 323. – ВУАГШ., 1223, л. 602. – ВУАГШ., 210, лл. 69. 78. 1144 Иосиф Корвин-Коссаковский, римско-католический епископ предпринятых Польшей в инфлянтский сторонник России и противник предпринятых Польшей в последние годы преобразований, был казнён во время Варшавского восстания – 9 мая 1794 года; родился в 1738 г. – «Encyk. Powsz». 1152 Т. е. в Слуцкий замок, где стоял отряд войска лагерем, а не в Бобруйск, как простодушно пишут некоторые сочинители, обманываясь современным положением вещей. 1154 ВУАГШ., 1223, л. 630. – См. также ВУАГШ., 1218, л. 247. – ВУАГШ., 1219. – ВУАГШ., 1221, л.8. – Грабовский был слсдан в Унженскую область. – СИРИО., XVI, 240. 1159 ВУАГШ., 1220, л. 490. 24 октября. Реляция Суворова. – ВУАГШ., 1221, л. 26. – А. Петрушевский «Генералисс. Кн. Суворов», II, 113118. 1160 ВУАГШ., 4958, л. 223, 29 октября. – ВУАГШ., 1220, л. 491 Реляция Суворова. ВУАГШ., 1221, л. 26. – А. Петрушевский «Генералисс. Кн. Суворов», II, 126136.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Соблазнительно для минской шляхты было то, что мятежники здесь у самой границы давно уже потрясали оружием 1122 и, кажется, были намерены после взятия Вильны сделать тотчас то же и с Минском 1123 . Соответственно большей опасности, и охрана Минской губернии была строже. В Слуцке, ещё при первых известиях о мятеже, в апреле, Тутолмин поставил две роты Ростовского полка, которые заняли замок, расположившись в нём лагерем и укрепив его четырьмя орудиями 1124 . По церквам публиковались универсалы, что с мятежниками шутить не будут и «все те, кои с оружием в руках встретятся», или «которые каким бы то ни было образом способствовать бунту или заговорам станут», – все те должны ожидать, что «оные не токмо силою воинскою поражаемы будут, но с ними и с имениями их будет поступлено, как свойственно с изменниками и сущими врагами собственнаго их отечества» 1125 . Для обеспечения внутреннего спокойствия и в предупреждение вторжения мятежников, были расставлены в более важных в стратегическом отношении пунктах военные отряды 1126 . Шли большие заботы о сосредоточении войска в Слуцке, в Несвиже, «кои, яко укрепленныя места», удержать имелось высочайшее повеление 1127 . Кроме того, по северной части Минской губернии постоянно проходили отряды русских войск, направляясь в Польшу, и это также способствовало в некоторой степени сохранению спокойствия. Тем не менее, совершенно обезопасить от мятежа Минскую губернию не удалось. Не считая курьёзного возмущения в Крупцах, не считая также бунта Пинской бригады, которая в Минске не осмелилась вступить в дело, а убежала заграницу, – около Мозыря образовалось скопище мятежников до тысячи человек; в последней половине августа мятежники напали на стоявшую при городе «воинскую команду», «выбили её» и стали угрожать Мозырю 1128 . Когда перед русскими войсками пала захваченная было поляками Вильна 1129 и польские войска стали нести неудачи, они разбились на мелкие шайки и занялись большей частью избиением встречающихся в-одиночку русских солдат, убегая при первой встрече с отрядами русских войск 1130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010