Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 18



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Умение умирать или Искусство житьИскать в Источникеpravmir.ru
... причем «бессмертная душа драгоценнее тела настолько, насколько небо выше земли и вечность больше земной жизни» ( см. выше, с. 189 ) . Поэтому естественно, что у человека, не знающего различия между тем, что есть дух и что душа, может возникнуть определенное недоумение. Тем более что у разных авторов эти понятия (дух и душа) иногда дифференцируются, иногда же сливаются, выступают в качестве синонимов. Прежде всего необходимо сказать, что, как пишет митрополит Макарий (Булгаков) , «по учению Православной Церкви, человек “состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела” ( Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 18 ) , след. состоит из двух частей. И это учение есть учение как Ветхого, так и Нового Завета» (Митрополит Макарий) Булгаков (.) Православно-догматическое богословие: В 2 Т. Репр. М., 1999. С 444 (. Вместе с тем, однако, в Писании иногда можно видеть упоминание как о те-ле и душе, так о теле и духе. И более того: у апостола Павла встречаются два изречения, в которых душа ясно различается от духа и говорится особо о духе, душе и теле) см. : Евр. 5, 23 (. Митрополит Макарий комментирует это так: «Если слово Божие само себе противоречить не может, если оно ... текст полностью ...
Православно-догматическое Богословие. Том 1, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... все небесные Силы, как отличных песнопевцев славы Своей, и создал оный умный мир, который, по данной ему благодати, знает Бога и всегда во всем предан воле Его. После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека, ко­торый составлен из невещественной разумной души и вещественного тела, дабы из одного, сим образом составленного человека, видно уже было, что Он же есть Творец и обоих миров, и невещественного, и вещественного. По сей-то причине человек называется малым миром: ибо он носит на себе образ всего великого мира” ( Прав. Исповед. ч. 1, отв. на вопр. 18 ) . Это учение, очевидно, слагается из двух частей: I (из общей мысли о творении Божием и II) из мыслей частных – о главных видах творений Божиих: мире невидимом или духовном, мире видимом или вещественном, и мире малом, человеке. 4 (Наконец из прямых свидетельств св. апостола Павла, что мы Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое) Евр. 11: 3 (, что Бог называет несуществующее, как существующее) - τά μή όντα, ώς όντα Рим. 4: 17 (. Святые Отцы и писатели Церкви – 1) Постоянно исповедовали и проповедовали сотворение мира ... текст полностью ...
Путеводитель по православной вере - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... – Ред. ]. 129 См. : Наставление перед елеосвящением в Требнике ( изд. 1984 г., с. 114 ) [В Требнике, издававшемся Русской Православной Церковью на протяжении XIХ-ХХ вв., этот текст отсутствует. – Ред. ]. См. : Симеон Фессалоникийский, блж. Разговор... Гл. 247 и 252 Сочинения. С. 363, 368. 130 Подробнее узнать о канонах и церковных заповедях можно из «Пидалиона» (Кормчей) , изданного Нямецким монастырем в 1844 г., а также из книги: Учение о православной вере (invăţătura de credinţă Ortodoxă) . Бухарест, 1952, вопросы 29–31 и далее. [О церковных заповедях см. также: Петр Могила, свт. Православное исповедание... Ч. 1. Ответы на вопросы 87–95 Догматические послания... С. 61–65]. 131 См. : Иустин, Философ и Мученик, св. Апология I. Гл. 67 Творения. С. 99. 139 См. правило 29 Лаодикийского собора (364 r.) . А св. Никифор Исповедник в своем 2-м правиле из тех 17, что содержатся во 2-м томе «Сборника Соборов» (лист 981) , говорит, что христианам не подобает даже путешествовать в воскресенье. (См. : Правила Православной Церкви с толкованиями Николая, епископа Далматинско-Истрийского... Т. 2. С. 592]. 140 Миллер, Уильям) 1782–1849 (– родоначальник адвентизма и особого в нем ... текст полностью ...
Православно-догматическое Богословие. Том 2, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Церкви 1. Под именем епитимий (????????) разумеются запрещения или наказания ( 2Кор. 2, 6 ) , которые, по правилам церковным, священнослужитель, как духовный врач, определяет некоторым из кающихся Христиан для уврачевания их нравственных болезней ( Всел. Соб. VI, прав. 102 ) . Таковы, например, известнейшие роды епитимий: пост особенный сверх положенного для всех, ежедневное хождение во храм на все службы церковные, молитва домашняя, соединенная с определенным числом поклонов, раздаяние милостыни, путешествия к св. местам, отлучение от причастия св. таин на большее или меньшее время ( Прав. исп. ч. 1, отв. на вопр. 113 ) . Епитимии назначаются не всем, а только некоторым кающимся Христианам: именно тем, которым, по тяжести ли и качеству их грехов, или по свойству покаяния, оказываются нужными эти духовные врачевства для совершенного их исцеления (св. Григ. нисск. прав. 5) . А чтобы понять, каким образом епитимии могут служить врачевствеми против духовных болезней, – для этого надобно взять во внимание следующее: а (Епитимии, как наказания церковные, естественно смиряют гордость грешника, научают его глубже сознать свою виновность пред Богом и пред Церковию, возбуждают в ... текст полностью ...
Православно-догматическое Богословие. Том 2, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... не как простой плоти, но как плоти соединенной с божеством; потому что два естества соединились в одно лицо и одну Ипостась Бога Слова. Я боюсь касаться горящего угля, потому что с деревом соединен огонь. Покланяюсь обоим естествам Христовым вкупе; потому что с плотию соединено божество» 1227. § 217. Кто может совершать таинство Евхаристии; кто – причащаться сему таинству и в чем должно состоять приготовление к нему? 1. Власть совершать таинство Евхаристии, по учению православной Церкви, принадлежит только епископам, как преемникам Апостолов, а чрез епископов сообщается и пресвитерам (Прав. исп. ч. 1, отв. на вопр 107; Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 17) . Ибо – а (только Апостолам, и следовательно, в лице их, только преемникам их Христос преподал эту власть, когда, установив святейшее таинство, заповедал им: сие творите в мое воспоминание) Лук. 22, 19; 1Кор. 11, 24. 25 (, и – б) только епископы и пресвитеры от дней самих Апостолов постоянно пользовались этою властию в Церкви. Свидетели тому не только частные учители: св. Дионисий Ареопагит 1228, св. Иустин 1229, Тертуллиан 1230, св. Василий великий, св. Златоуст, Иларий, Епифаний, Иероним и другие 1231, – но и ... текст полностью ...
Православно-догматическое Богословие. Том 2, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... одей Его силою с высоты…, посади Его на престоле правды, огради Его всеоружием Святого Твоего Духа, укрепи Его мышцу…, покажи Его известного хранителя святыя Твоея кафолическия Церкви догматов... » 1081. § 211. Кому принадлежит право совершать таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо? I. По учению православной Церкви, власть совершать таинство Миропомазания принадлежит не только епископам, но и пресвитерам, с тем только различием, что первые имеют право освящать самое миро для таинства, а последние могут миропомазывать только миром, освященным от епископа ( Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105 ) 1082. Так было издревле. 1 (Издревле право освящать миро для таинства принадлежало одним епископам. Это видно из правил Собора карфагенского) 318 г, (, где читаем: «совершения мира да не творит пресвитер») прав. 6 (, и из правил других последующих Соборов и учителей Церкви 1083. 2) Равным образом издревле власть совершать самое таинство Миропомазания была усвояема и епископам, как преемникам Апостолов, которые непосредственно совершали это таинство ( Деян. 8, 14–17; 18, 6 ) , и пресвитерам, как приемлющим ее, чрез рукоположение от епископа, вместе ... текст полностью ...
Православно-догматическое Богословие. Том 1, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... существовал; значит, он имел начало, и создан не от вечности, но во времени, или точнее, вместе со временем. Ибо время есть не что иное, как преемственность вещей, как необходимая форма бытия существ и предметов ограниченных, подлежащих переменам. Потому оно не могло иметь места прежде этих существ, а могло явиться только вместе с ними, – так что начало мира есть вместе начало времени, и когда сотворен первый, тогда же сотворено и последнее. 1056 Православная Церковь действительно и учит, что Бог есть “Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие” ( Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33 ) , что “предведение и предопределение были в Боге прежде бытия всех вещей” (там же отв. на вопр. 30) , и Он “знал все прежде сотворения мира” (там же отв. на вопр. 26) . Священное Писание также подтверждает: а (что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог) Псал.? 89: 3 (; в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира) Иоан.? 17: 5 (, и в словах ... текст полностью ...
Православно-догматическое Богословие. Том 2, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сохранять и преподавать людям свое небесное учение: наш долг принимать из уст Богопоставленной наставницы это спасительное учение и разуметь его точно так, как разумеет она, постоянно наставляемая от Духа Святого.) 3. Поручил Церкви совершать для освящения людей таинства и вообще священнодействия: наш долг с благоговением пользоваться совершаемыми ею спасительными таинствеми и всеми другими священнодействиями. 4. Поручил Церкви руководить и утверждать людей в благочестивой жизни: наш долг беспрекословно покоряться внушениям такой руководительницы и свято исполнять все церковные заповеди (Правосл. испов. ч. 1, отв. на вопр. 87–95) . 5. Сам учредил в Церкви иерархию или священноначалие, положил различие между пасомыми и пастырями и указал каждому определенное место и служение: долг всех членов Церкви, пастырей и пасомых, быть именно тем, к чему кто призван, и твердо памятовать, что мы имеем дарования по благодати данней нам различна ( Рим. 12, 6 ) , и что единому комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова (Еф, 4, 7) . 8. Церковь Христова есть соборная или кафолическая, предназначенная обнимать весь мiр, просветить и освятить все языки: сообразно с этим ... текст полностью ...
Православно-догматическое Богословие. Том 2, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... будет таинством, и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершаемо по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением: это само собою очевидно. А так как совершение каждого таинства согласно с волею Господа Иисуса возможно только под условием, если совершители таинств, существа разумные и свободные, будут иметь внимание к тому, что и как они совершают, и желание совершить священнодействие установленным образом: то естественно от пастырей Церкви, пресвитера и епископа, при совершении таинств, требуется намерение совершить то или другое таинство по Богопреданному чину ( Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 100 ) 1616. II. Но несправедливо, с другой стороны, думали и думают некоторые неправомыслящие, – а (будто для совершения и действенности таинств необходим не только законно рукоположенный священнослужитель, но священнослужитель благочестивый, так что таинства, совершенные порочными служителями олтаря, не имеют никакого значения; или б) будто действительность и действенность каждого таинства зависит от веры лиц, его приемлющих, так что оно бывает таинством и имеет свою силу только во время самого принятия его и употребления с верою, а вне употребления, или в ... текст полностью ...
Предполагаемая реформа церковного суда, Часть 8 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сполна в разных местах, как основание Прав. учения о Церкви и иерархии. 2 („Епископ есть первый священнодействователь и совершитель св. таинств в своей частной Церкви. Некоторые священнодействия, как в древности, так и ныне исключительно предоставлены ему. Так он один имеет право рукополагать во священника и в прочие чины церковные на основании слова Божия) Тит. 1: 5; 1Тим. 5: 22 (, правил св. Апостолов) Прав. 2 (и св. Соборов) Антиох. 9 (. Он один только имеет право освящать миро и жертвенник, или антиминс, чтó также видно из правил соборных) Карф. прав. 6 (и вообще учения Прав. церкви) „Прав. испов. ч. 1. отв. на вопр. 105 (.) Священник имеет власть совершать таинства и вообще священнодействия, кроме исключительно принадлежащих епископу (Иак. 5: 14; снес. Апост. правил. 31, 47, 49; соб. Никейск. 18) , но получает эту власть от своего архипастыря при своем рукоположении. Затем и в прохождении этой своей обязанности подлежит непрестанному надзору, власти и суду своего архипастыря (Апост. прав. 30 и др.) . 3 („Епископ есть главный правитель в своей частной Церкви) Деян. 20: 28; Посл. Восточ. патриарх. о пр. вере, чл. 10 (. Прежде всего он имеет власть над подчиненною ему ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 18
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"