Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 18



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Умение умирать или Искусство житьИскать в Источникеpravmir.ru
... причем «бессмертная душа драгоценнее тела настолько, насколько небо выше земли и вечность больше земной жизни» ( см. выше, с. 189 ) . Поэтому естественно, что у человека, не знающего различия между тем, что есть дух и что душа, может возникнуть определенное недоумение. Тем более что у разных авторов эти понятия (дух и душа) иногда дифференцируются, иногда же сливаются, выступают в качестве синонимов. Прежде всего необходимо сказать, что, как пишет митрополит Макарий (Булгаков) , «по учению Православной Церкви, человек “состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела” ( Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 18 ) , след. состоит из двух частей. И это учение есть учение как Ветхого, так и Нового Завета» (Митрополит Макарий) Булгаков (.) Православно-догматическое богословие: В 2 Т. Репр. М., 1999. С 444 (. Вместе с тем, однако, в Писании иногда можно видеть упоминание как о те-ле и душе, так о теле и духе. И более того: у апостола Павла встречаются два изречения, в которых душа ясно различается от духа и говорится особо о духе, душе и теле) см. : Евр. 5, 23 (. Митрополит Макарий комментирует это так: «Если слово Божие само себе противоречить не может, если оно ... далее ...
Православно-догматическое Богословие. Том 1, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... мыслью своей все небесные Силы, как отличных песнопевцев славы Своей, и создал оный умный мир, который, по данной ему благодати, знает Бога и всегда во всем предан воле Его. После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека, ко­торый составлен из невещественной разумной души и вещественного тела, дабы из одного, сим образом составленного человека, видно уже было, что Он же есть Творец и обоих миров, и невещественного, и вещественного. По сей-то причине человек называется малым миром: ибо он носит на себе образ всего великого мира” ( Прав. Исповед. ч. 1, отв. на вопр. 18 ) . Это учение, очевидно, слагается из двух частей: I (из общей мысли о творении Божием и II) из мыслей частных – о главных видах творений Божиих: мире невидимом или духовном, мире видимом или вещественном, и мире малом, человеке. 4 (Наконец из прямых свидетельств св. апостола Павла, что мы Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое) Евр. 11: 3 (, что Бог называет несуществующее, как существующее) - τά μή όντα, ώς όντα Рим. 4: 17 (. Святые Отцы и писатели Церкви – 1) Постоянно исповедовали и проповедовали ... далее ...
Православно-догматическое Богословие. Том 1, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... имеет душу. ” 1284 С другой стороны, можно указать и на другие места Священного Писания, из которых видно, что младенцы еще в утробе матери, до своего рождения имеют души. Например, о Ревекке замечено: сыновья в утробе ее стали биться) Быт.? 25: 22 (; святая Елизавета говорит о самой себе перед Пресвятой Девой Марией: когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем) Лук.? 1: 44 (; срав. Иер) 1: 5 (. § 80. Состав человека.) По учению Православной Церкви, человек “Состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела” ( Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 18 ) ; следовательно, состоит из двух частей. И это учение есть учение как Ветхого так и Нового Завета. а (Бог, по природе своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Итак, образ Божий надобно полагать не в теле человека, а в его невещественной душе: мысль, которую старались раскрывать Климент Александрийский, Ориген, 1340 и потом против анфропоморфитов Епифаний, Евсевий, Григорий Нисский, 1341 Амвросий, Августин, 1342 Феодорит и другие. 1343 б) Бог, как Дух, имеет и существенные свойства духа, – ум, свободу, ... далее ...
Путеводитель по православной вере - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... – Ред. ]. 129 См. : Наставление перед елеосвящением в Требнике ( изд. 1984 г., с. 114 ) [В Требнике, издававшемся Русской Православной Церковью на протяжении XIХ-ХХ вв., этот текст отсутствует. – Ред. ]. См. : Симеон Фессалоникийский, блж. Разговор... Гл. 247 и 252 Сочинения. С. 363, 368. 130 Подробнее узнать о канонах и церковных заповедях можно из «Пидалиона» (Кормчей) , изданного Нямецким монастырем в 1844 г., а также из книги: Учение о православной вере (invăţătura de credinţă Ortodoxă) . Бухарест, 1952, вопросы 29–31 и далее. [О церковных заповедях см. также: Петр Могила, свт. Православное исповедание... Ч. 1. Ответы на вопросы 87–95 Догматические послания... С. 61–65]. 131 См. : Иустин, Философ и Мученик, св. Апология I. Гл. 67 Творения. С. 99. 139 См. правило 29 Лаодикийского собора (364 r.) . А св. Никифор Исповедник в своем 2-м правиле из тех 17, что содержатся во 2-м томе «Сборника Соборов» (лист 981) , говорит, что христианам не подобает даже путешествовать в воскресенье. (См. : Правила Православной Церкви с толкованиями Николая, епископа Далматинско-Истрийского... Т. 2. С. 592]. 140 Миллер, Уильям) 1782–1849 (– родоначальник адвентизма и особого в нем ... далее ...
Православно-догматическое Богословие. Том 2, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Христа в таинстве Евхаристии определяются самый образ и следствия Его присутствия. И – I (Если это присутствие, как мы видели, состоит в том, что по освящении св. даров в Евхаристии находятся и преподаются верующим уже не хлеб и вино, а истинное тело и истинная кровь Господа: то значит, Он присутствует в сам таинстве не так, будто только проницает) по лжеучению лютеран (хлеб и вино, остающиеся в целости, и только сопребывает с ними, в них, под ними) in, cum, sub pane (своим телом и кровию, но так, что хлеб и вино прелагаются, пресуществляются, претворяются в самое тело и самую кровь Его) Прав. Исп. ч. 1, отв. на вопр. 56; Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 17 (. Ибо иначе хлеб и вино не могут соделаться истинным телом и истинною кровию Христовыми, как чрез преложение или претворение самого существа хлеба и вина в существо тела и крови Христовой, т. е. чрез пресуществление.) 1. К подтверждению этой истины служат те же самые места св. Писания, которые мы только что рассмотрели. Изрекая обетование об Евхаристии, Господь между прочим сказал: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже аз дам, плоть моя есть, юже аз ... далее ...
Православно-догматическое Богословие. Том 2, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сохранять и преподавать людям свое небесное учение: наш долг принимать из уст Богопоставленной наставницы это спасительное учение и разуметь его точно так, как разумеет она, постоянно наставляемая от Духа Святого.) 3. Поручил Церкви совершать для освящения людей таинства и вообще священнодействия: наш долг с благоговением пользоваться совершаемыми ею спасительными таинствеми и всеми другими священнодействиями. 4. Поручил Церкви руководить и утверждать людей в благочестивой жизни: наш долг беспрекословно покоряться внушениям такой руководительницы и свято исполнять все церковные заповеди (Правосл. испов. ч. 1, отв. на вопр. 87–95) . 5. Сам учредил в Церкви иерархию или священноначалие, положил различие между пасомыми и пастырями и указал каждому определенное место и служение: долг всех членов Церкви, пастырей и пасомых, быть именно тем, к чему кто призван, и твердо памятовать, что мы имеем дарования по благодати данней нам различна ( Рим. 12, 6 ) , и что единому комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова (Еф, 4, 7) . 8. Церковь Христова есть соборная или кафолическая, предназначенная обнимать весь мiр, просветить и освятить все языки: сообразно с этим ... далее ...
Отдел 12. О святых Таинствах Православной Церкви ...Искать в Источникеazbyka.ru
... всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить Бога; ибо такова воля Божия о Христе Иисусе; убеждает его твердо уповать на милосердие Спасителя, что Он и его посетит, подобно как посетил Матфея мытаря; ибо Он Сам уверяет нас, что пришел на землю спасти не праведников, но грешников. В. Учение церкви о невидимых действиях таинства елеопомазания. „Пользу и плоды, которые происходят от сего таинства, показывает апостол Иаков; они суть: прощение грехов или спасение души и здравие тела. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение всегда даруется душе кающагося“. ( Прав. испов, ч. 1–я, отв. на вопр. 118 ) . Но возникает вопрос: какие грехи прощаются в таинстве елеосвящения – обыкновенные, прощаемые в таинстве покаяния, или иные какие-либо? Есть авторитетное мнение, что здесь прощаются грехи забвения. Взгляд, что в таинстве елеосвящения прощаются грехи забвения, т. е. не исповеданные в таинстве покаяния, разделяет святитель Димитрий Ростовский, который, поставив вопрос: „какова благодать Божия чрез сию тайну (тайну елеосвящения) преподается? отвечает: забвенных грехов отпущение, и исполнение неисполненного удовлетворения за болезнию от ... далее ...
Православное догматическое богословие. Том 1, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... , внушал: „но ты прежде всего молись, чтобы открылись тебе двери света, ибо этих вещей (т. е. возвещаемого в слове Божием) никому нельзя видеть или понять, если Бог и Христос Его не дадут разумения“ 195. Так и церковь для приобретения богопознания призывает, прежде всего, к молитве Богу об отверзении очей ума и сердца к уразумению Его слова. § 16. Разделение учения о Боге в Самом Себе В вероизложениях церкви всех времен первое определение о Боге в Самом Себе есть такое: „Бог есть един в Св. Троице“; частнее то же выражается так: „Бог един по естеству и существу, а по лицам Он троичен“ (Прав. исп. ч. 1. отв. на вопр. 8 и 9) . Все учение о Боге в Самом Себе, таким образом, разделяется на два главных отдела: I отд. – учение о Боге едином в существе; II отд. – учение о Боге троичном в лицах. В таком порядке и изложим это учение. 151 Превосходное философско-богословское разъяснение и обоснование учения о происхождении и содержании идеи о Боге, её значение для веры в Бога и богопознания, дано покойным профессором В. Д. Кудрявцевым в его трудах, особенно: „Религия, её сущность и происхождение“, „Источники идеи Божества“ и „Метафизический анализ идеального познания“ (Собр. сочин. I ... далее ...
Уроки и примеры христианской веры. Опыт ...Искать в Источникеpravmir.ru
... ни служебного, ни привходящего, чего не было бы прежде и что вошло бы после: ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложная, неизменная и всегда одна и та же» (См. „Свято-отеч. христ. » Прот. Н. Благоразумова, стр. 114) . 42. Умение православной церкви о различии Божеских лиц по их личным свойствам „В одном Божестве три лица: Отец, Сын и Дух Святой: Отец, Который прежде веков рождает Сына из Своего существа и производит Духа Святого; Сын, родившийся от Отца прежде веков и единосущный Ему; Дух Святой от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну» ( Правосл. испов. ч. 1, отв. на вопр. 9 ) . „Итак, Отец, Сын и Дух Святой – нерожденное, рожденное и исходящее – различают в Божестве лица, а не существо, которое нераздельно само в себе“ (там же на вопр. 12) . И в другом месте: „различие между лицами Св. Троицы то, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица, Сын Божий предвечно раждается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца» (Простр. катих. о чл. 1) . То же и в богослужебных книгах; „три пою, херувимски, святое Тебе Божество: светы и свет, и живот и животы, Бога рождшего, Бога рожденного, Бога от Отца исходящего, ... далее ...
Православно-догматическое БогословиеТом 1Искать в Источникеpravmir.ru
... в частности видит одним разом, » так все и совершает одним простым, несложным действием. Он нераздельно и хранит все свои создания, и содействует им, и управляет ими. Промысл Божий обыкновенно разделяется на два вида: на промысл общий и промысл частный. Общий промысл — тот, который объемлет весь мир вообще, все роды и виды существ; частный — тот, который простирается на самые частные существа мира и на каждое из неделимых, как бы они малыми ни казались. И православная Церковь, веруя, что Бог «от малого до великого знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет» ( Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 29 ) , очевидно, допускает оба эти вида промысла. Изложенными понятиями о промысле Божием совершенно исключаются - а (лжеучение гностиков, манихеев и других еретиков, которые, подчиняя все судьбе, или признавая мир произведением злого начала, или признавая для мира излишним попечение Божие о нем, вовсе отвергали промысл Божий со всеми его действиями; б) лжеучение пелагиан, которые отвергали собственно содействие Божие тварям неразумным и разумным, считая это несообразным с их совершенством и свободою; в (противоположное лжеучение разных сектантов, которые, ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 18
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"