Из этого, без всяких новых доказательств, видно, что право заседать на соборах, как поместных. так и вселенских, и право решать на них церковные дела принадлежит исключительно одним епископам, как главам частных церквей; а пресвитеры. во всем зависящие от своих местных архипастырей, могут, только с их согласия, быть допускаемы на соборы, и то лишь как советники, или помощники, или поверенные от них, и могут занимать только вторые места. Точно также могут быть допускаемы даже диаконы, которые пред лицом епископов должны стоять. Посему-то у св. Отцов соборы обыкновенно назывались собраниями епископов. Второй вселенский Собор, называет символ веры, составленный на первом, верою 318 св. Отцов (столько именно и было на Соборе епископов); трулльский Собор вероопределения всех прежних вселенских Соборов называет исповеданием или верою св. Отец-епископов, по числу их, на тех соборах заседавших (прав. 1). § 176. Глава Церкви — Господь Иисус    Но вверив видимое управление своею Церковию епископам, которые дарованною им властию связуют всех верующих во единый союз внешний, Господь Иисус невидимо сам держит кормило правления Церкви, как истинная ее Глава, и оживляя ее единою и тою же спасительною благодатию Св. Духа, соединяет всех членов Церкви союзом внутренним (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 85; посл. восточн. патр. о Прав. вере чл. 10).    Первая мысль, утверждающая, что Господь сам невидимо управляет Церковию и есть ее Глава, — открывается:    1) Из того, что Он, передавая пред вознесением своим божественную свою власть в Церкви св. апостолам, а в лице их и всем будущим их преемникам, обещался пребывать с ними во вся дни до скончания века (Матф. 28), — пребывать, без сомнения, для того, чтобы руководить их на их высоком поприще, содействовать им, управлять ими. И след. избрал их только видимыми орудиями своего благодатного действия на верующих.    2) Из того, в частности, что хотя власть учительства Он поручил апостолам и их преемникам; но верховным учителем, невидимо чрез них поучающим верующих, повелел называть одного Себя (Матф. 23:28), и потому сказал: слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается (Лук. 10:16). Равным образом, хотя власть совершать священнодействия для освящения верующих поручил церковным пастырям; но верховным первосвященником, который всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас, может спасти до конца приходящих чрез него к Богу (Евр. 7:24. 25), остается сам, и сам невидимо совершает чрез пастырей св. таинства: сам невидимо предстоит и приемлет покаяние грешника, исповедующего грехи свои пред священником; сам есть приносяй и приносимый в таинстве евхаристии. Тоже должно сказать относительно церковного управления, которое хотя видимо поручено пастырям, но сосредоточивается невидимо в Господе, как цареблагодатного царства (Иоан. 18:36) и пастыреначальнике (1 Петр. 5:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Теперь удобно можно вывести те положения и мысли, которыми, с одной стороны, утверждается истинное учение Церкви, с другой – ниспровергается ложное и еретическое умствование о начале мира. Утверждается: 1) что Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего Он произвел мыслью своею все небесные силы, как отличных песнопевцев славы своей, и создал оный умный мир, который по данной ему благодати знает Бога. Потом сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной разумной души и вещественного тела. По сей-то причине человек называется малым миром. Ибо он носит на себе образ великого мира (Прав. испов. час. 1, отв. на вопр. 18). 2) что Бог сотворил мир из ничего, а не из готовой материи. Ибо, что было бы великого, если бы Бог создал мир из материи готовой? И человек, искусный в каком-либо ремесле, из готового вещества делает хорошие вещи. Но всемогущество Бога в том усматривается, что Он произвел из ничего всё, что восхотел. 3) что Бог сотворил мир не от вечности, а во времени, или вместе со временем. Ибо если мир создан и создан из ничего, то он некогда не существовал, а, следовательно, он имел начало, и создан не от вечности, но во времени, или точнее вместе с временем. Прежде даже горам не быти и создалась земля и вселенная, от века и до века Ты еси, взывает Псалмопевец к Господу Богу ( Пс.89:3 ). И ныне прослави мя ты, Отче, у тебя самого славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть, вещает Христос к Отцу Своему ( Ин.17:5 ). А что и время, подобно миру, некогда не существовало и сотворено Богом, это утверждает Св. Павел, в послании к Евреям: многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне... Им же и веки сотвори ( Евр.1:1 ). Вот какие мысли утверждаются повсеместно в Св. Писании. Напротив, Св. Писание и здравый разум отвергают: 1) что мир создан от вечности, ибо един Бог вечен; 2) что мир сотворен ангелами, или другою какою-либо низшею силою,

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

II. Богоучрежденность в Церкви власти пресвитерской видна из того, что Апостолы сами рукополагали пресвитеры на вся церкви ( Деян. 14:23 ), и повелевали епископам устроять по всем градом пресвитеры ( Тит. 1:5 ). Отличие же пресвитерского сана от епископского мы уже видели из свидетельств, показывающих превосходство последнего пред первым. К ним можно присовокупить еще: а) правило апостольское 39: «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают; ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их»; б) также правило собора лаодикийского 57: «пресвитерам ничего творити без воли епископа» (снес. двукр. прав. 13 и 14). III. Богоучрежденность в Церкви чина дьяконского ясно предполагается в посланиях св. Апостола Павла. Приветствуя Церковь Филиппийскую, вместе со служителями ее, он пишет: всем святым о Христе Иисусе сущим в Филиппех, с епископы и диаконы: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( 1:1, 2 ), и след. к служителям Церкви относит епископов и диаконов. Также в первом послании к Тимофею, изображая качества лиц, вступающих на церковные степени, говорит о епископе и диаконах ( 3:2, 8 ). Равным образом и мысль, что степень диаконская отлична от епископской и пресвитерской, и есть низшая между ними, видна, во-первых, из слов св. Апостола Павла, который ясно отличает в своих посланиях диаконов от епископов, и именует диаконов уже после епископов ( 1Тим. 3:2, 8 ; Фил. 1:1, 2 ). Во-вторых, подтверждается свидетельством мужей апостольских и всей древней Церкви. Например, св. Игнатий говорит, что «диакон подчинен епископу и пресвитерам по благодати и закону Иисуса Христа». В правиле 18-м первого вселенского Собора ясно говорится, что «диаконы суть служители епископа и низшие пресвитеров» и что «ниже сидети посреде пресвитеров позволено диаконам». § 129. Отношение степеней церковной иерархии между собою и к пастве Отношение этих чинов иерархии между собой и к пастве состоит в том, что епископ в своей частной церкви или епархии есть местоблюститель Христов (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 85), и след. главный начальник как над всею подведомственною ему иерархию, так и над паствою (Посл. восточн. патриарх. о правосл. вере чл. 10). В частности:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

И ввергнут их в пещь огненну ( Мф. 13:41, 42 ). И учителя Церкви так же говорили: а) св. Иустин – «души благочестивых находятся в лучшем месте, а нечестивых и злых в худшем, ожидая дня суднаго»; б) св. Амвросий – «пока ожидается исполнение времени, души (умерших) ожидают себе должного воздаяния. Одних ждет наказание, других награда, – и, однако же ни те не остаются без страдания, ни эти без наслаждения». § 182. б) Возможность для некоторых грешников получать облегчение и даже освобождение от наказаний адских, по молитвам Церкви Впрочем, преподавая учение, что все грешники, после смерти своей и частного суда над ними, равно отходят во ад – место печали и скорби, православная Церковь в то же время исповедует, что для тех из них, которые до разлучения с настоящей жизнью покаялись, только не успели принести плодов, достойных покаяния, (каковы: молитва , сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним) остается еще возможность получать облегчение в страданиях и даже вовсе освобождение от уз ада. Такое облегчение и освобождение могут получать грешники не по собственным каким-либо заслугам или через раскаяние (ибо после смерти и частного суда нет места ни для покаяния, ни для заслуг), но только, по бесконечной благости Божией, через молитвы Церкви и благотворения, совершаемые живыми за умерших, а особенно силой бескровной Жертвы, которую в частности может приносить священнослужитель по просьбе каждого христианина о его присных, вообще же за всех, повседневно, приносит кафолическая и апостольская Церковь (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 64. 65; Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 18). I. Это учение Церкви имеет основание в Св. Писании. Там – 1. Заповедуется нам вообще молиться друг за друга ( Иак. 5:16 ), молиться за вся человеки ( 1Тим. 2:1 ; снес. Еф. 6:18, 19 ), без означения места, времени и других обстоятельств. След. мы должны молиться за ближних наших и тогда, когда они находятся вместе с нами, и тогда, когда бывают в отсутствии; и тогда, когда они живут еще на земле, и тогда, когда через смерть переселяются в мир другой: ибо аще живем, аще умираем, Господни есмы ( Рим. 14:8 ), и умершие, как и живущие, равно для Бога живи суть ( Лк. 20:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Мнение о некотором различии между раем, лоном Авраама и самым небом было мнением немногих. Место, куда отходят души грешников после частного суда, в Свящ. Писании и в писаниях древних учителей церкви называется: адом ( Лyk. XVI, 23 ; Дeяh. II, 51 ), тьмою кромешною ( Mф. XXII, 13; XXV, 30, 46 ), темницею духов ( 1Nemp. III, 18 ), бездною ( Лyk. VIII, 31 ), преисподнею ( Фuлun. II, 11 ), геенною ( Mф. V, 22; X, 28 ); печью огненною ( Mф. XIII, 50 ; Лyk. XII, 2 ) и другими именами, которые, впрочем, все выражают одну мысль, что место для отшедших отсюда во грехах, есть место осуждения и гнева Божья (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 68). Где именно находится место мучения грешников – ад, об этом были только мнения. Само Слово Божье оставляет этот вопрос нерешенным. Этот вопрос, наравне с другими вопросами: где престол Божий? когда и как совершится кончина мира? и проч. – принадлежит к числу тех вековечных вопросов, которые искони занимали и занимают пытливый ум человеческий и для решения которых он употребляет все свои усилия... Но теперь, когда мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и когда знаем все только отчасти ( 1Kop. XIII, 12 ), многое и на небе, и на земле, должно навсегда оставаться для нас неразгаданным и неразрешимым. Одни, на основании слов Писания (Числ. XVI, 30 – ,34; Иезек. XXVI, 20; XXXI, 18 и др.), представляли себе ад во внутренности или чрезвычайной глубине земли, в преисподней (самое слово ад – греческое – означает низменное, весьма глубокое место). Другие, как напр., св. Иоанн Златоуст , полагали, что геенна находится вне мира. «Ты спрашиваешь: в каком месте будет геенна? По моему мнению, где–нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопни бывают вдали, так и геенна будет где–нибудь вне этой вселенной» 244 . – Но всего лучше помнить здесь слова того же Златоуста: «Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается... И так будем доискиваться не о том, где она, но как избежать ее» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Но если рассматривать те же слова в связи речи и с параллельными местами нового завета, то нельзя не видеть в них указания на троичность Бога. Исаия говорит, что он видел Господа, седяща на престоле высоце и превознесенне (6, 1), и слышал глас Господа глаголюща: кого пошлю и кто пойдет к людем сим – с евр. подлин.: и кто пойдет Нам или для Нас (Mi eschlah umi jelech lanu). Таким образом, Исаия видел и слышал глас от единого Бога, между тем идти надлежит ему от имени многих. А что эти многие были лица божественные, об этом свидетельствует ап. Иоанн, когда говорит, что Исаия вместе с Господом видел и Сына Его ( Иоан. 12, 41 ), и ап. Павел, указывающий, что Исаия слышал глас Духа Св., Который посылал его к народу израильскому ( Деян. 28, 25. 26 ). Ясно отсюда, что троекратное „свят“ имеет внутреннее соотношение с тремя лицами Божества. Так понимали ангельское славословие и отцы церкви 340 , а церковью такое понимание внесено в символические книги (Прав. Испов. отв. на вопр. 10) и засвидетельствовано в многочисленных песнопениях 341 . а) Моисей, описывая богоявления, бывшие во времена патриархов: Агари сперва у источника на пути к Суру ( Быт. 16, 7–14 ), потом у клятвенного колодезя ( Быт. 21, 17–19 ), Аврааму, когда он решил принести своего сына в жертву Богу ( Быт. 22, 10–18 ), Иакову во сне пред возвращением его из дома Лаванова в родную землю ( Быт. 31, 11–13 ) и когда он боролся с Богом ( Быт. 32, 24–30 ; ср. Ос. 4, 4–6 ), Валааму, когда он шел проклинать народ израильский ( Числ. 22–23 гл.), а также бывшее ему самому в огненной купине ( Исх. 3, 2–15 ), являющегося именует часто Ангелом–Иеговою и Ангелом–Иеговы (евр. Maleach–Iehovah и Maleach haelohim) и изображает как лицо божественное, приписывает Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. Подобные этим свойства и божеское достоинство усвояются являющемуся лицу и в описании богоявлений: И. Навину пред стенами Иерихона в образе вооруженного воина ( Нав. 5, 13–15; 6, 1 ), Гедеону ( Суд. 6, 11–27 ), Маною ( Суд. 13 гл.), причем оно также называется Ангелом Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

I. Под именем епитимии (πιτιμα) разумеются запрещения или наказания ( 2Кор. 2:6 ), которые, по правилам церковным, священнослужитель, как духовный врач, определяет некоторым из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней (Всел. Соб. VI прав. 102). Таковы, например, известнейшие роды епитимий: пост особенный сверх положенного для всех, ежедневное хождение во храм на все службы церковные, молитва домашняя, соединенная с известным числом поклонов, раздаяние милостыни, путешествие ко св. местам, отлучение от причастия св. Таин на большее или меньшее время (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 113). II. Власть налагать епитимии на некоторых кающихся и как бы связывать их на время своими запрещениями Церковь получила от Самого Господа вместе с тем, как получила от Него власть и отпущать грехи. Ибо Господь сказал св. Апостолам, а след. и их преемникам, не только: елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех, но и: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси ( Мф. 18:18 ), не только: имже отпустите грехи, отпустятся им, но вместе: и имже держите, держатся ( Ин. 20:23 ). Св. Апостолы, действительно, и пользовались этой властью. Так, св. Павел, услышав о появившемся между коринфскими христианами кровосмеснике, и желая его уврачевать, подвергнул беззаконника самой строгой епитимии, повелел отлучить его от Церкви, предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется ( 1Кор. 5:1–5 ), – и потом, когда епитимия произвела спасительное действие и виновный покаялся, простил его и заповедал Коринфянам снова принять покаявшегося в церковное общение ( 2Кор. 2:6–8 ). III. Епитимии, хотя, по существу своему, суть наказания, но, по значению, наказания только исправительные, врачебные, отеческие (παιδεα), точно такие, о каких говорит Апостол: егоже любит Господь наказует (παιδεει) ( Евр. 12:6 ), и в другом месте: от Господа наказуемся (παιδευμεθα), да не с миром осудимся ( 1Кор. 11:32 ). А отнюдь не наказания в собственном смысле (τιμορα), как учит Римская церковь , которое будто бы должен временно понести кающийся грешник, чтобы удовлетворить за грехи свои оскорбленной правде Божией. Иначе: епитимии суть врачевства от грехов, а не вознаграждения, не удовлетворения за грехи вечной правде. Это подтверждают:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2. Учение о мытарствах согласно со Св. Писанием. В этом учении представляется: а) что к людям умирающим, при разлучении их души от тела, являются ангелы Божии и духи-истязатели. И Сам Спаситель заметил: бысть умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле ( Лк. 16:22 ); а другому человеку сказал Бог: безумне, во сию нощь душу твою истяжут от Тебе ( 12:20 ); б) что, по разлучении от тела, душа человека, совершая свой путь в мир высший через воздушные пространства, непрестанно встречает здесь падших духов и слово Божие свидетельствует, что воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной ( Еф. 6:12 ), – разумеется наполнен не телесно, а духовно, что князь их есть князь власти воздушныя ( Еф. 2:2 ); в) что Бог не непосредственно творит суд частный над душой человека, по разлучении ее с телом, а допускает истязать ее духам злобы, как бы орудиям своего грозного правосудия, и вместе с тем употребляет в орудия своей благости ангелов добрых. Но известно из Писания, что, и при кончине мира, Господь не Сам непосредственно будет совершать всё, относящееся к суду, а послет Ангелы Своя, которые соберут от царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие, отлучат злыя от среды праведных, и ввергут их в пещь огненную ( Мф. 13:41, 49 ), и что Бог попускает падшим духам вообще действовать против человека ( Иов. 1:12 ; 1Пет. 5:9 ), и иногда употребляет их еще на земле в орудия Своего праведного гнева против грешников, как ангелы люты ( Пс. 77:49 ; 1Кор. 5:5 ). II. О мздовоздаянии после частного суда § 177. Учение православной Церкви и состав этого учения О мздовоздаянии людям, которое бывает следствием частного суда над ними, православная Церковь учит: «хотя прежде последняго суда ни праведные, ни грешные не получают совершеннаго воздаяния за дела свои; но при всем том не все души находятся в одинаковом состоянии, и не в одно и то же место посылаются» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, оне тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершеннаго блаженства, ни совершеннаго мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общему воскресению, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 18). Таким образом православная Церковь различает двоякое мздовоздаяние после частного суда: одно для праведников, другое для грешников, хотя то и другое называет еще несовершенным, неокончательным. § 178. Мздовоздаяние праведникам: а) прославление их на небесах – в Церкви торжествующей

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   Св. Амвросий: «пока ожидается исполнение времени, души (умерших) ожидают себе должного воздаяния. Одних ждет наказание, других награда, — и однакож ни те не остаются без страдания, ни эти без наслаждения».    Св. Иоанн Златоуст: «что и души грешников по смерти не могут здесь пребывать, послушай богача, который много о сам просил, и не получил желаемого. Если бы сие возможно было, то он сам пришел бы и возвестил о происходящем там. Из сего видно, что души по отшествии отсюда уводятся в некую страну, и уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшнаго онаго дня».    Блаж. Августин: «все души, отшедшие из мира имеют различные себе воздаяния, добрые имеют радость, злые мучения. Но когда последует воскресение: тогда и радость добрых сделается полнее, и мучения злых будут тягчае, поколику они начнут страдать вместе с телом». § 258. б) Возможность для некоторых грешников получать облегчение и даже освобождение от наказаний адских, по молитвам Церкви    Впрочем, преподавая учение, что все грешники, после смерти своей и частного суда над ними, равно отходят во ад — место печали и скорби, православная Церковь в тоже время исповедует, что для тех из них, которые до разлучения с настоящею жизнию покаялись, только не успели принести плодов, достойных покаяния (каковы; молитва, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), остается еще возможность получать облегчение в страданиях и даже вовсе освобождаться от уз ада. Такое облегчение я освобождение могут получать грешники не по собственным каким-либо заслугам или чрез раскаяние. (ибо после смерти и частного суда нет места ни для покаяния, ни для заслуг), но только, по бесконечной благости Божией, чрез молитвы Церкви и благотворения, совершаемые живыми за умерших, а особенно силою бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех, повседневно, приносит кафолическая и апостольская Церковь (Прав. испов. ч 1, отв. на вопр. 64. 65; Послан. вост. патриарх. о прав. вере чл. 18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

5. Глава церкви – Господь Иисус Христос «Вверив видимое управление Своею церковию епископам, которые дарованною им властию связуют всех верующих во единый союз внешний, Господь Иисус невидимо Сам держит кормило правления церкви, как истинная ее глава и, оживляя ее единою и тою же спасительною благодатию Св. Духа, соединяет всех членов церкви союзом внутренним» («Прав. испов.» ч. 1, отв. на вопр. 85; посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 10). Что Господь Сам невидимо управляет церковию и есть ее глава, – открывается: 1 . Из того, что Он, передавая перед вознесением своим, божественную Свою власть в церкви св. апостолам, а в лице их и всем будущим их преемникам, обещался пребывать с ними «во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ), – пребывать, без сомнения, для того, чтобы руководить их на их высоком поприще, содействовать им, управлять ими. И, следовательно, избрал их только видимыми орудиями Своего благодатного действия на верующих. 2 . Из того, в частности, что хотя власть учительства Он поручил апостолам и их преемникам, но верховным Учителем, невидимо через них поучающим верующих, повелел называть одного Себя ( Мф. 23:28 ), и потому сказал: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается» ( Лк. 10:16 ). Равным образом, хотя власть совершать священнодействия для освящения верующих поручил церковным пастырям, но верховным первосвященником, который «всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас, может спасти до конца приходящих чрез него к Богу» ( Евр. 7:24, 25 ), остается Сам и Сам невидимо совершает через пастырей св. таинства; Сам невидимо предстоит и приемлет покаяние грешника, исповедующего грехи свои перед священником; Сам есть «приносяй и приносимый» в таинстве Евхаристии. Тоже должно сказать относительно церковного управления, которое, хотя видимо поручено пастырям, но сосредоточивается невидимо в Господе; как «царь» благодатного царства ( Ин. 18:36, 37 ) и «Пастыреначальник» ( 1Пет. 5:4 ). 3 . Наконец, из ясных месть Св. Писания, где Иисус Христос прямо называется главою церкви, а церковь Его телом. Например: «И Той... глава телу церкве» ( Кол. 1:18 ); «и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его» ( Еф. 1:22, 23 ); «муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкви, и Той есть Спаситель тела» ( Еф. 5:23 ; см. также Еф. 4:11–16 ; Кол. 2:19 ; 1Кор. 10:17, 12:12 ; Рим. 12:4, 5 ). Так же учили и древние знаменитые пастыри:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010