9. ...He следует принимать от еретиков благословений, так как благословения их скорее суесловия, чем благословения. Лаод. соб. 32. В Божественной литургии диакон пред временем целования возглашает: не приемлемые ко общению, изыдите. Посему таковые не должны присутствовати, аще не обещаются покаятися и оставите ересь. – Тимоф. Александр. пр. 9. ...He дозволять еретикам, коснеющим в ереси, входить в храм Божий. Лаод. соб. прав. 6. (Шестая заповедь Церковная предписывает) молиться... также за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере православной прежде конца своей жизни. Испов I, отв. на вопр. 92; срав. II, отв. на вопр. 33. Во свидетельство против епископа не приимати еретика; но и верного единого не довольно... прав. Св. Апост. 75. Не дозволяется православному мужчине сочетаться с еретической женщиной, ни православной женщине сопрягаться с мужчиной еретиком; а если бы и оказалось, что кто-либо сделал что-нибудь подобное, то брак считать недействительным и незаконное сожитие расторгать. Ибо не должно смешивать то, что не способно к смешению, ни сочетавать волка с овцею или с частию Христовою жребий грешников. Если кто преступит определенное вами, да будет отлучен. Если же кто-нибудь, еще находясь в неверии, и не будучи причислены к стаду православных, сочетались между собою законным браком, потом один из них, избравши доброе, приступил к свету истины. а другой, не желая воззреть на божественные лучи, остался в узах заблуждения, а неверующей жене угодно продолжать сожитие с верующим мужем или, наоборот, неверующему мужу с верующею женой, то пусть они не разлучаются, согласно с божественным апостолом: ибо неверующий муж освящен женою и неверующая жена освящена мужем ( 1Кор.7:14 ). VI Всел. соб. прав. 72., срав. Лаод. соб. прав. 31. Когда с помощию Господнею предстанут они пред благочестивейшими царями, то объяснят им, как во время собора прошедшего года старейшины донатистов приглашаемы были собраться и, если имеют дерзновение отстаивать свое учение, избрать из своей среды несколько лиц, которые были бы способны мирно состязаться с нами и, если бы какая-либо доля истины на их стороне, то явили бы ее не колеблясь и с христианскою кротостию, дабы таким образом, по невежеству и односторонности противоборников, можно было познать, где находится ныне издревле сиявшая кафолическая чистота.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Прибавл. о прав. прич. цер., 14 п.): «в древнем обычае бывшую епитимию, еже на долгое время лишати причастия Таин святых, понеже она древле была во врачевство, яко показующая грехов мерзость, и востягающая злые похоти, ныне же не токмо не страшна многим, но и желаемая ленивым стала, тайным же раскольникам и весьма любимая, и притворных грехов Исповеданием нарочно поискуема, – отселе отставити, и оной к тому не употребляти помянутых ради вин, и по силе… учительских наставлений, подобает» (Служ. священ., 113–114 стр.; Паст. Богосл., 146 §; Ц.В. 1894, 9; Ц.Вед. 1896, 16). Вследствие этого, даже и в том случае, когда сам кающийся признаёт себя недостойным причащения св. Таин и добровольно соглашается отложить на время оное причащение, священник должен наблюдать, чтобы удаление кающегося от трапезы Господней не было продолжительным, – напр., на год и более (см. Вопр. на испов. детей, свящ. о. Г.Дьяченко , 93 стр.; сн. 2 прим. к 1107 стр.). Что же касается возбуждаемого некоторыми (см. Ц.В. 1897, 15) вопроса о том, могут ли в настоящее время исповедники вообще быть отлучаемы от св. причастия на несколько лет, то вопрос этот разрешается: для священников тем руководственным указанием Архиерея, за которым в этих случаях они должны обращаться. 671 Корыстолюбцу с несомненной пользой можно предписать, помимо возвращения по принадлежности несправедливо отнятого от других, раздачу милостыни нищим (см. Кн. о должн., 106 §; Прав. исп., отв. на вопр. 26); для него и то уже важная победа над собой и своей страстью, если хотя с усилием, хотя не охотно на первый раз, будет он принуждать себя к подаянию хотя не богатой милостыни; с течением же времени, при помощи часто повторяемых дел милосердия, он может узнать на опыте, что «блаженнее есть паче даяти, нежели приимати» ( Деян.20:35 ), и исцелится от своего несмысленного пристрастия к тленным сокровищам. Страдающему гордостью весьма уместно предписать каждый день непременно уделять известное время чтению слова Божия (см. подр. Паст. Богосл., 115–150 §).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

(От объедения рождаются грехи): беспечность, нерадение о благочестии, вожделение плоти, шутки и смехи непристойные, самоугождение, неуважение ближнего, оскорбления, раздоры, грубые нравы, тяжкие болезни, распутная жизнь и подобные. Сему греху противополагается воздержание и умеренность, как сказано: все должно быть благопристойно и чинно ( 1Кор.14:40 ). Испов., III, отв. на вопр. 32 и 33. Срав. (пол. I, стр. 23) Испов., III, ответ 23. Почему чревоугодие относится к идолопоклонству? Потому, что чревоугодники выше всего поставляют чувственное удовольствие и потому говорит Апостол, что у них Бог чрево или, иначе сказать, чрево есть их идол ( Флп.3:19 ). Если вторая заповедь запрещает чревоугодие, то чему она тем научает? Воздержанию и посту, – Катих. стр. 101 Срав. (выше IV, о смирении). Катих. стр. 100 – 101. Божественное Писание заповедало нам воздерживаться от крови, удавленины и блуда ( Деян.15:29 ). Сообразно с этим мы подвергаем епитимии тех, которые, в угоду сластолюбивому желудку, как-нибудь искусственно приготовляют в снедь кровь какого бы то ни было животного и в таком виде едят ее. Итак, если кто отныне будет есть кровь животного в каком бы то ни было виде, то если он клирик, да будет извержен, а если мирянин, да будет отлучен. VI Всел. соб. пр. 67. ...Всякому человеку необходимо есть, чтобы жить, а тем, которые ведут брачную жизнь, имеют детей и живут в мире, не предосудительно есть вместе мужчинам и женщинам, только бы они благодарили подателя пищи и ели без всяких театральных безобразий или сатанинских песней, без гитар и блуднических гласований, на которые падает укоризна пророка, гласящая так: горе тем, на пиршествах которых и цитро и гусли, тимпан и свирель и вино; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют ( Ис.5:12 ). И если бы где-либо были таковые среди христиан, то пусть исправятся. Если же не исправятся, то да будет соблюдаемо в отношении к ним то, что прежде нас изложено канонически. А те, которые ведут жизнь тихую и однообразную, как давшие обет Господу Богу взять на себя иго монашества, пусть сядут наедине и умолкнут (Плач Иер. III, 28). Но и избравшим жизнь священническую также совершенно не позволительно есть с женщинами в частных домах, разве только вместе с некоторыми богобоязненными и досточтимыми мужчинами и женщинами, чтобы и это общение трапезы вело к духовному назиданию. То же пусть соблюдается и относительно родственников... VII Всел. соб. прав. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

II. О СОСТАВЕ И УСТРОЙСТВЕ ЦЕРКВИ § 171. Общий взгляд на это устройство Определив объем Церкви своей, указав ей цель и дав необходимые средства для цели, Господь Иисус дал ей вместе определенное устройство, которым вполне обеспечивается и облегчается достижение этой цели. Устройство Церкви состоит в том, что – а) она разделяется, по составу своему, на две существенные части: паству и Богоучрежденную иерархию, поставленные в известном отношении между собою; б) иерархия подразделяется на свои три существенные, отличные одна от другой, и связанные между собою, степени; в) паства и иерархия подчинены верховному судилищу Соборов, и – г) наконец, все стройное тело Церкви, образующееся из столь разных и премудро расположенных между собою членов, имеет единую главу в самом Господе Иисусе Христе, оживляющем ее пресв. Духом своим. § 172. Паства и Богоучрежденная иерархия с их взаимным отношением I. Не трудно показать, вопреки мнению некоторых неправомыслящих 522 , что разделение членов Церкви на два упомянутые класса ведет свое начало от самого Спасителя. Неоспоримо, что сам Господь учредил в Церкви своей особое сословие людей, составляющее собою иерархию, и что этих-то собственно людей, и только их одних, Он уполномочил распоряжаться теми средствами, какие даровал Он Церкви для ее цели: т. е. уполномочил быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями, а отнюдь не предоставил сего безразлично всем верующим, повелевши им, напротив, только повиноваться пастырям (Правосл. испов. ч. 1, отв. на вопр. 109; посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 10; простр. Хр. Катих. о чл. IX). 1. Читая св. Евангелие, содержащее в себе историю жизни и действий нашего Спасителя, мы видим: а) Что Он сам непосредственно и из всех своих учеников набрал именно двенадцать, которых назвал своими апостолами. Егда бысть день, повествует св. Лука, призва (Иисус) ученики своя: и избра от них дванадесяте, ихже и апостолы нарече ( Лук. 6, 13 ), и потому говорил к ним: не вы мене избрасте, но аз избрах вас ( Иоан. 15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

б) Несправедлива и другая мысль, будто грешники очищаются в чистилище и удовлетворяют правде Божьей через самые свои мучения. Как–бы ни понимали огонь чистилищных мучений – в смысле ли буквальном или метафорическом, – ни в том, ни в другом случае нельзя приписывать ему таких действий. Если это огнь вещественный, то он, по самой природе своей, не способен очищать душу, существо простое, от скверн духовных. Если – огнь метафорический, то есть внутренния терзания самой души, при постоянном сознании своих прежних грехов и глубокое сокрушение об них, – и это все не может очищать душу в жизни загробной, потому что там нет уже места ни для покаяния, ни для заслуг, ни для какого–либо личного самоисправления, как веруют и римские католики. А пока человек остается во грехах, не очищенным и не обновленным до тех пор, сколько бы ни терпел мучений, он не может удовлетворить правде Божьей одними страданиями своими и избавиться от этих неизбежных следствий греха (Прав. Испов. ч. I, отв. на вопр. 66). в) Если души некоторых умерших терпят в чистилище мучения потому собственно, что необходимо самим грешникам покаявшимся понести некоторое временное наказание за грехи для удовлетворения правде Божьей, и если эти души через самые свои мучения в чистилище действительно очищаются и удовлетворяют за себя Богу: то спрашивается, к чему служат им молитвы и вообще всякое предстательство церкви? Находящиеся, в чистилище, очевидно, должны мучиться дотоле, пока сами собою не принесут требуемого от них удовлетворения и не очистятся чрез свои мучения; если же молитвы церкви только ослабляют и облегчают эти мучения, то они (молитвы) не только не сокращают, напротив еще продолжают период пребывания душ в чистилище и следовательно не столько полезны, сколько вредны. Не явно ли ниспровергается этим основная мысль догмата о молитве за умерших 236 . Указав на самые существенные разницы учения римской церкви о чистилище с православным учением о молитве за умерших, обратим теперь внимание на разницы менее существенные, составляющие предмет богословских мнений. Из многих разностей последнего рода приведем две, более замечательные.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Бог присутствует во всем мире; нет места, в котором бы Его не было. Если же указываются места особенного присутствия Божия, то это говорится или применительно к нашей ограниченности, или потому, что в некоторых местах бывает особенное проявление присутствия Божия, сообразное с приемлемостью тварей. „Бог везде, – учит „Катихизис“, – но на небесах есть особенное присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам, а во храмах есть особенное присутствие Его благодатное и таинственное ( Мф. 8, 20 ), благоговейно познаваемое, и ощущаемое верующими, и являемое иногда в особенных знамениях“ (1 чл.; ср. Прав. испов. отв. на вопр. 15). В души верующих Он снисходит и вселяется Своею благодатью – чрез слово евангельское и таинства. Особенные же чудесные богоявления человеку в разных образах – все имели целью приблизить человека к Богу, напомнить ему о Нем и руководить его в восстановлении от греха к святости. В этих случаях Бог „для конечного и плотоносного духа сокращает, так сказать, Свое духовное вездесущие в чувственные знамения и явления преходящие“, „применяет Себя к мере человека ограниченного, снисходит (не существом, а действием) от вечности во время, от вездесущия в место“ (м. Филарет). Присутствует ли Бог в том, что противно в мире Его совершенствам, напр., там, где совершаются мрачные злодейские замыслы, действуют страсти и пороки и т. п.? Нельзя думать, чтобы злая воля как бы строила тайные углы, которые исключали бы присутствие Божие. И при самых злодейских замыслах Бог присутствует как Сохранитель, Судия и Воздаятель. Та самая сила свободы, которою совершаются злодейские замыслы, сама собою не могла бы существовать ни одно мгновение. Если бы Бог отвлек Свою всесохраняющую, вседержащую силу от какого-либо существа и его силы, то они тотчас бы разрушились и обратились в ничто. У Псалмопевца читаем: аще сниду во ад, Ты тамо ecu ( Пс. 138, 8 ); ад – место, в котором сильнейшим образом раскрывается зло и где, однако, Бог присутствует. Следовательно, нельзя представить ни одного места, действия или состояния в физическом или нравственном мире, где бы Бог не присутствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

е. ни божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в божеское, но то и другое пребывают совершенными: божество остается в обладании божественными свойствами без всякого превращения, или уменьшения, или ослабления, и человечество непреложно сохраняет истинно человеческие свойства (св. Прав. испов., отв. на вопр. 38). Божескому естеству Его принадлежат чудеса, всеведение и вообще все, что выше человеческой природы, человечеству – скорби, страдания и все прочее, что несвойственно существу Божию. Вследствие такого соединения естеств, Иисус Христос и является «единосущным Отцу по божеству и единосущным нам по человечеству». В откровении утверждается полная и совершенная целость естеств в Иисусе Христе во всех тех свидетельствах, в которых Он изображается полным и совершенным Богом, – образом Бога невидимаго ( Кол. 1:15 ), в Котором обитает вся полнота Божества телесно (2:9), в человеческом естестве ( Филип. 2:7 ), – и совершенным человеком, с принадлежащими Божеству и человечеству свойствами и действиями. Но если бы естества слились или смешались в одно (как учили монофизиты), так, что человечество было бы поглощено божеством, или божество превратилось в плоть, и из того и другого составилось некоторое новое, – третье естество, то Он не был бы ни совершенным Богом, ни совершенным человеком. В Писании соединение естеств во Христе нигде и не названо превращением или слиянием, но прямо называется принятием человечества Божеством (μορϑν δολου λαβ – Фил. 2:7 ). И по здравому мышлению, как невозможно превращение неизменяемого и беспредельного существа Божия в человечество, или какая-либо утрата Божеством Своих свойств, так и для ограниченной человеческой природы невозможно превращение в природу божественную. II. Два естества соединены в И. Христе нераздельно и неразлучно. Нераздельно (διαιρτως), – это значит, что божество и человечество не составляют двух обособленных друг от друга, подле поставленных только частей, или, что то же, не образуют двух лиц, соединенных только нравственно (как учил Несторий), а составляют единое лице, лице Бога Слова, воспринявшего в собственную ипостась человеческую природу со времени зачатия ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

б) Несправедлива и другая мысль, будто грешники очищаются в чистилище и удовлетворяют правде Божией чрез самые свои мучения. Как бы ни понимали огнь чистилищных мучений, в смысле ли буквальном, или метафорическом: ни в том, ни в другом случае нельзя приписывать ему таких действий. Если это огнь вещественный: то он, по самой природе своей, не способен очищать душу – существо простое – от скверн духовных. Если – огнь метафорический, т. е. внутренние терзания самой души при постоянном сознании своих прежних грехов и глубокое сокрушение об них: и все это не может очищать душу в жизни загробной, потому что там нет уже места ни для покаяния, ни для заслуг, ни для какого-либо личного самоисправления, – как веруют и римские католики. А пока человек остается во грехах, неочищенным и необновленным: до тех пор, сколько бы ни терпел мучений, он не может удовлетворить правде Божией одними страданиями своими, и избавиться от этих неизбежных следствий греха (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 66). в) Если души некоторых умерших терпят в чистилище мучения потому собственно, что необходимо самим грешникам покаявшимся понести некоторое временное наказание за грехи для удовлетворения правде Божией, и если эти души чрез самые свои мучения в чистилище действительно очищаются и удовлетворяют за себя Богу: то спрашивается, к чему служат им молитвы и вообще всякое предстательство Церкви? Находящиеся в чистилище, очевидно, должны мучиться дотоле, пока сами собою не принесут требуемого от них удовлетворения и не очистятся чрез свои мучения; если же молитвы Церкви только ослабляют и облегчают эти мучения, то они (молитвы) не только не сокращают, напротив еще продолжают период пребывания душ в чистилище, и след., не столько полезны, сколько вредны. Не явно ли ниспровергается этим основная мысль догмата о молитве за умерших? III. Обращая внимание на несущественную часть римского учения о чистилище, составляющую предмет богословских мнений, усматриваем в ней еще более разностей с учением православной Церкви о молитвах за умерших, хотя разностей, по внутреннему их значению, не важных. Укажем здесь на две, более замечательные.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

миропомазания и наконец достижения в мужа совершенна. Самое помазание совершается крестообразно на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях, руках и ногах, с произношением при помазании каждой из показанных частей тела слов: «печать дара Духа Святого.» Помазание сих частей тела, по их отношению к действиям души, в духовном смысле может означать действие Св. Духа на три главные силы души человеческой и на внешние поступки человеческие. Чело обыкновенно представляется седалищем мысли, перси – хранилищем желаний, а прочие чувственные органы – проводниками ко внутреннему чувству и орудиями деятельности душевной: посему помазание чела может означать очищение мыслей, помазание персей освящение желаний, помазание прочих частей тела – освящение чувств и всего поведения Христианина. Точно таким же образом совершается миропомазание и над обращающимися к Православной Церкви. Здесь только миропомазанию предшествует отречение обращающегося к православию от прежних его заблуждений, и исповедание православный веры, согласно определениям второго 110 и шестого 111 Вселенских Соборов. Подробное изложение отрицания можно читать в Требнике, где представлены со всеми видами чины присоединения обращающихся к Православной Церкви, составленные (в 843–847 годах) Св. Мефодием, Патриархом Константинопольским, ревностным защитником иконопочитания 112 . Таким образом таинство миропомазания в Церкви Православной совершалось и совершается не одними Епископами, но по их благословению и Пресвитерами, чрез по мазание миром, освященными от Епископов, преподается только принявшим Св. крещение, и притом непосредственно в след за крещением, и совершается по древнему чину. 1 Прав. Испов. Отв. на вопр. 104. 105. Катихизис Преосв. Митроп. Филарета о миропомазании. 2 Concil Trident. Sess. 7. can. 3. Si quis dixerit, sanctae confirmation is ordinarium Ministrum non esse solum Episcopum, sed quemvis simplicem Presbyterum, anathema sit. V. id. can. 1. item sess. 23. can. 7. Catech. Rom. 2, 3. 2 . Confirmationem ab ecclesia sacramentum ideirco vocari docendum esm, quoniam, qui baptizatus est, cum ab Episcopo s. chrismate ungitur, – novae virtutis robore firmior esse incipit. 13 Корнелий о Новате: «не получивший сего (помазания) каким образом он мог получить Духа Святого?» apud. Euseb. Η.Е. 6. 43. Кирилл Александрийский , объясняя слова Исаии (25, 6): помажутся миром на горе сей, говорит: «миро означает для нас помазание Духа Святаго... ибо помазуемся миром во время Св. крещения, совершая знамение того, что получаем помазание Духа Святаго!» Lib. III. Тот. 1. р. 353. 14 Кирилл Александрийский , после того, как сказал о таинственном действии крещения, продолжает: «для оправдываемых во Христе чрез Св. крещение присовокупляется еще и действие мира, доводящее их до совершенства (συνυ λξσα προς τελωσιν). На Иоиля 2, 23. Пост. Апост. 3, 7.·Лев epist ad Nicet. cap. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ras...

Тех, которые закосневают в этом и не отстают и не отбегают этих вредных и языческих занятий, определяем совсем извергать из церкви, как повелевают и священные правила... Ибо что общего у света со тьмою? говорит Апостол. Или какая совместность храма Божия с идолами? Или какое соучастие верного с неверным? Какое согласие между Христом и велиаром? ( 2Кор.6:14–16 ). VI Всел. соб. 61 прав. Гадающие и следующие языческим привычкам или вводящие кого-либо из гадателей в свои домы для изыскания волшебных средств да подвергаются правилу пятилетнего покаяния по установленным степеням: три года в числе припадающих и два года в общении молитв без причащения. Агкирск. соб. 24. Алтари, поставленные где бы то ни было по сновидениям и пустым откровениям каких-либо людей, всячески да будут разрушаемы. Карф. соб. 94 пр. Покаявшийся в волшебстве или в отравлении да проведет в покаянии время, положенное для убийцы, с распределением сообразным тому, как сам себя обличит в каждом грехе. Вас. В. 65 пр. Предавший себя волхвователям или некиим подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца. Вас. В. 72 пр. Волхвующие и последующие обычаям языческим или вводящие некиих в домы свои ради изыскания чародейств и ради очищения да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими и едино да стоят с верными и тако да приимутся. Вас. В. 83 пр. β) О надежде Бога Что можно принять в руководство для учения о надежде? Изречения Господни о блаженстве и молитву Господню. Катих. Введение стр. 13. Поскольку, если желаем что получить от Бога, о том должны просить Его сначала с верою, потом с надеждою, что Он непременно даст нам просимое, как говорит Апостол: верен призывающий вас, который и сотворит (сие) ( 1Фес.5:24 ). Равным образом и блаженства мы усвояем себе надеждою, когда, т.е., исполняем добродетели в той надежде, что получим обетования блаженств. Испов., II, отв. на вопр. 3. а) Понятие о ней; б) основание ея. (Надежда христианская есть) успокоение сердца в Боге с уверением, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010