Так как путь Креста есть путь отвержения мира и земли, то, конечно, мир не выносит отрицания его и, конечно, он обрушивается на подвижника. И так как стихия зла – ложь, то мир сначала яростно атакует подвижника своим главным оружием – ложью. Ложь делается главным орудием борьбы с подвижничеством. Около каждого крестного пути разливается море клеветы. И чем выше путь, тем гуще и злобнее клевета. Это совсем понятно, потому что ложь есть природа зла, и зло не может сказать истины, так как само оно есть отрицание истины, да и что может зло сказать против пути правды, кроме неправды? Так зло клеветало даже на Божия Сына, Чистейшего Чистых, в Котором не было и тени греха. Он (Христос) молчал и не отвечал ничего ( Мк.14:61 ). Чем отвечать подвижнику добра на ухищрения зла? Молчаньем, терпеньем. Его опора – Бог, и в Божие Царство он идет. Если мир ненавидит его, то это знак, что он на верном пути. Если бы он был от мира, то мир любил бы свое ( Ин.15:19 ). Мир, клевеща на правду, сам свидетельствует о себе, что дела его злы. Что отвечать Ему? Оправдываться и говорить о правде? Но открывать миру правду – не значит ли показывать миру, что его истина есть ложь? И не вызовет ли разоблачение зла еще большее озлобление мира-зла? Потому и Христос молчал и не отвечал ничего. Они же (члены синедриона) все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам ( Мк.14:64–65 ). Вслед за идейным оружием – клеветою мир направит на подвижника и свое внешнее оружие – физическое насилие в разных его формах. Действовать им проще, чем защищать мнимую истину: «закрыли лицо». Ударами бича покажи ему, что ты прав, потому что у тебя сила. И слуги мира-зла, т.е. рабы его, усердствуют во внешнем торжестве над правдой. Так начинается путь физических страданий первого Крестоносца – Господа. Глава 15 «Заушенный за род человеческий и не прогневавыйся, свобода от истления живот наш, Господи, и спаси нас» (Великий Четверг, тропарь пророчества на 1-м часе).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Такие изображения Пророки нередко употребляют для описания разрушения какого-нибудь царства ( Ис.24:23; 34:4 ; Иер.23:19; 20; 30:23, 24 . Иез.32:7 . Иоил. 2:31 ; Мф.24:29, 30 ; Апок.6:12 ). В ст. 11-м показывается причина гнева Божия и наказания Вавилонян – грехи их 4-х родов: 1) гордость, роскошь, сладострастие, которые почти неразлучны бывают с состоянием богатства, достоинства и благополучия; 2) бесчеловечие, жестокость в обращении с другими народами, угнетение покоренных народов (см. 14:12, 17; Иер.50:23; 51:7 ); 3) закоренелое суеверие, идолопоклонство ( Иер.50:38 ). Бог для того, между прочим, попустил и Иудеям подвергнуться плену Вавилонскому, чтобы чрез них познакомить Вавилонян с законом Божиим, истребить суеверие и водворить истинную религию. Пророк Иеремия говорит, что сколько мы пи старались уврачевать Вавилона, – от идолопоклонства привести к почитанию истинного Бога, но оп не хотел исцелиться (51:9). 4) А самый главный грех Вавилонян – слишком жестокое обращение их с Иудеями, разрушение Иерусалима, храма, осквернение святилища и священных сосудов. Это уже некоторым образом есть грех и против Бога ( Иер.50:7, 11; 51:24, 34, 35 ; Ис.47: 6, 10; 6 ). Из этого видно, что хотя Бог и наказывает грешников чрез людей; однако ж не хочет, чтобы орудия гнева Его со всею жестокостью терзали жертвы мщения Божия. Люди в наказании других должны соблюдать умеренность, милость, человеколюбие, или, по крайней мере, справедливость, уважение прав человечества (См. под. Ис.10:7 ). Вавилонская империя называется здесь вселенною в том же смысле, в каком после Римская монархия называлась вселенною (orbis terrarum Лк.2:1 ), – по обширности владений. Более подробное изложение, или изъяснения вышесказанного Ст. 13. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающаго гнгва Его. Ст. 14. Тогда каждый, как преследуемая серна, и как покинутыя овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. Ст. 15. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча. Ст. 16. И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обезчещены. Здесь Пророк, описание разрушения Вавилона поясняя и увеличивая, представляет его под образом страшного землетрясения, во время которого людям, приведенным в ужас, кажется, что небо колеблется и хочет разрушиться. Изображение это вообще означает сильные волнения в мире, страшные перевороты в гражданском управлении, соединенные с ясным проявлением строгости правосудия Божия, так что как будто небо обрушилось и земля сдвинулась с своего места; в частности – в отношении к Вавилонской империи означает, что вся эта империя поколеблется бурею бедствий, возбужденною гневом Божиим, и разрушится; царь, правители, вельможи (которые здесь разумеются под именем неба) и весь народ, подчиненный им, придут в смятение; все разбегутся в разные стороны, но никто не избежит погибели. Вторая часть первого отделения

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Таково было управление евреев, которое Моисей нашел уже готовым и только дал ему более широкое развитие. Благодаря такому управлению, часто одно слово пророка, для распространения которого в тο время еще не представлялось таких средств, как ныне, проникало в отдаленнейшие уголки государства. Что решили и приняли старейшины, представители народа, то становилось священным долгом для всего народа. Закон, благодаря разумным установлениям законодателя, имел широкое распространение в народе, и при посредстве целесообразной организации управления всякое новое постановление быстро могло применяться к делу“. Целесообразность такого порядка вещей еще яснее выступает от того, что самый закон не навязывался народу, как нечто чуждое ему, но вполне приспособлен к духу и истории народа, был “не недоступен и не далек “ для народа, но “весьма близок к нему, в устах и в сердце народа“ ( Втор.30:11–14 ). 3.8. Образование царской власти и ее отношение к общему государственному принципу законодательства. Избрание царя и ограничение царской власти. Книга «прав царства» и ее значение. Господство теократических и демократических начал в государстве “Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог , твой, дает тебе, и овладеешь ею и поселишься на ней, и скажешь: поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня; то, говорит законодатель, поставь над собою царя, которого изберет Господь Бог твой“ ( Втор.22:14–15 ). Определив общую возможность учреждения царского достоинства, законодатель далее определяет условия поставления царя. Сообразно с укоренившимся в народе началом самоуправления, по которому все органы власти избирались народом, законодатель и в данном случае предоставляет полную свободу выбора царя народу, что хотя не определяется прямо, но с ясностью вытекает из ограничений выбора. Ограничения эти состоят прежде всего в том, что народ не должен был поставлять царем иноземца, а непременно природного израильтянина. “Из среды братьев твоих поставь над собою даря; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе“ ( Втор.17:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление ...чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнию на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих…» ( Иов. 33:14–19 ). В этих словах Елиуя – истина. Господь отвечает человеку не только прямо и непосредственно в чистом духе, но также незаметно, сказать по-современному – в подсознании. Чтобы человек отошел от какого-либо предприятия и удалилась от него гордость, он «вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих». В словах духа Господь открывается человеку в мудрости Своей, в голосе Священного Писания и в голосе совести человеческой являет Свой голос; но также и в напастях, и в болезнях открывается Бог. Прав этот четвертый друг: болезнь и земная смерть – величайший стимул метафизического смирения для человека. Но слова его звучат для Иова «внешним» доказательством, от них не замечает Иов веяния духа в своей душе. Также вполне правильно говорит Елиуй, что у человека есть ангел-наставник, чтобы показать человеку прямой путь его. «Но неправда, – говорит с жаром Елиуй, – что Бог не слышит и Вседержитель не взирает… Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и – жди его» ( Иов. 35:13–14 ). Как ни были справедливы слова этого четвертого друга, они опять выражали для Иова лишь одну теоретическую истину, и эта истина слишком недостаточна, чтобы напоить страждущую душу Иова. Не так ли и ныне страдает человек пред книгою Божественной мудрости, лежащей перед ним, сознавая ее правду, но не убеждаясь ею в последних глубинах своего человеческого духа? Истинно, без пришествия Утешителя Духа, без таинственного своего рождения, воскресения в духе душа человеческая не видит в мире последней правды. Чаша страданий Иова исполняется до краев. Должны сейчас умолкнуть все человеческие слова. Иов, как сын Божий, сделался достойным откровения. И Господь Сам отвечает Иову из бури. Это не простая подробность: из бури. Господь у горы Хорив открылся пророку Илье в тонком дыхании ветра, в углубленном молитвенном состоянии пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

У каждого из нас есть ангел-хранитель. (Евр. 1:14; Деян. 12:14–15; Мат. 18:10). 1. В борьбе со грехом. « Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя … блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем » (Исход. 23:20–21). В каком положении грешника ангел оказывает свое влияние? а) Если наступает искушение. «Не следуй, не делай этого, беги и т. д.», внушает ангел-хранитель. Ангел говорил Аврааму: « не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего » (Быт. 22:12). Примеры из жизни. Ангел вещает нам через совесть или в совести. б) Если совершен грех. Тогда ангел, то убеждая, то утешая, то угрожая, говорит: «возвратись на правый путь! Покайся, пока есть время» и т. п. в) Если попытки к исправлению оказываются тщетными. Тогда ангел поражает грешника болезнью, несчастьем, нуждой, презрением. Ангел говорил Валааму: « Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною » (Числ. 22:32). 2. В борьбе с несчастьями. В горе и нужде помогают иногда нам люди, но не многие и недолго. Несравненно большую помощь оказывают ангелы. а) В затруднительных обстоятельствах, в нужде и несчастьи. Ангел, спутник Товии (Товит. 5:4–8 ). Агарь с сыном своим Измаилом были изгнаны в пустыню. Мех с водой опустел. Оба погибали от жажды. Тогда явился ей Ангел и сказал: « Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится » (Быт. 21:14–19). Агарь нашла воду. б) В гонениях и притеснениях от людей. Апостол. Петр был изведен ангелом из темницы. Если ангел не всегда творит с нами чудо, то всегда утешает и ободряет нас. в) На смертном одре. Ангелы охраняют душу от влияния злых духов, сопровождают ее к престолу Судьи. Какие наши обязанности по отношению к ангелам-хранителям? « Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. »

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Увы, исторически этого чуда с Израилем, с северным десятиколенным царством не произойдет. Неверная жена (Израиль) не воротится к своему мужу (YHWH). Но пройдут поколения, и о необходимости обновления завета, восстановления отношений с Богом начнут твердить пророки южного, Иудейского царства. Заключение нового союза, Нового Завета будет уже не метафорически, как у Осии, а прямо предсказано через полторы сотни лет после него иудейским пророком Иеремией: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской: тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер 31:31-32).  А еще через несколько веков этот завет будет заключен, причем уже не только с израильским народом, но со всем человечеством, когда на Тайной вечере Посланник Завета (ср. Мал 3:1) и Мессия произнесет: «Сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14:24.Ср. параллельные места у Мф и Лк); «Сия чаша есть новый завет в Моей крови» (1Кор 11:25). Новый завет – новая кровь, ибо нет завета без пролития крови. …Я увлеку ее… Неверная жена должна быть выгнана навсегда, с полным лишением всех прав. Но муж по-прежнему любит ее сильной, безрассудной, первой любовью, и посему у него возникает план, как вернуть себе возлюбленную. Русский Синодальный перевод здесь смягчает: увлеку ее, хотя в еврейском тексте говорится: соблазняю ее. Именно это означает глагол в биньяне piel (впрочем, как и в других биньянах): «Если соблазнит () кто девицу необрученную и переспит с нею…» (Исх 22:16); «Сын мой! если будут склонять тебя () грешники, не соглашайся» (Притч 1:10); «Если сердце мое прельщалось () женщиною…» (Иов 31:9) и др. Ср. также Суд 14:15; 16:5 и Иер 20:7. LXX: πλαν, заставлю блуждать, или собью с пути. Vulgata: lactabo,  приманю. Церковнославянский перевод: соблажню. Архимандрит Макарий (Глухарев): убежду; Андрей Десницкий: очарую; перевод РБО: выманю.

http://bogoslov.ru/article/4784932

Эти подразделения духовной стороны человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные впечатления, как в собственном смысле душа – ψυχ; душа же – мыслящая, желающая, способная к богопознанию – как дух – πνεμα, ср. 1Кор 15:44 ; 1Сол.5:23 . С Евр.4:14 апостол резко переходит к раскрытию другого предмета – о превосходстве Христова первосвященства пред ветхозаветным, посвящая этому предмету почти 6 глав (до Евр.10:18 ), в коих рассматривает первосвященство Христа в отношении к Его личности, к святилищу и к жертве, Им принесенной. Евр.4:11 .  Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Евр.4:12 .  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Евр.4:13 .  И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Евр.4:14 .  Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Именем αρχιερες (первосвященник) само собою обозначается в Ветхом Завете – «великий», главный первосвященник, в полноте прав своего звания. Употребление к сему особого определения «великий» ( μγας) имеет в виду отметить особое величие Новозаветного Первосвященника с высшим Его призванием (ср. Евр.10:21, 13:20 ). – «Прошедшего небеса…» В соответствие тому, как обыкновенный первосвященник в день очищения проходил к ковчегу Завета через передние двери и святое, с жертвою за народ, о Великом Первосвященнике Иисусе Христе говорится, что Он «прошел небеса» с жертвою за нас в истинное Божие Святилище, где, совершив очищение грехов наших, и воссел одесную престола величества Божия как беспрерывный ходатай пред Богом за искупленных Его кровью. Евр.4:15 .  Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. В качестве особого побуждения твердо держаться исповедания нашего апостол указывает на особое свойство нашего Нового Первосвященника, состоящее в том, что Он, во всем подобонемощный нам, кроме греха ( Евр.7:26 ; 2Кор 5:21 ; 1Ин 3:5 ; 1Пет 2:22 ), отличается особою способностью помогать нам в наших немощах, и в то же время милостивою сострадательностью в деле помощи людям страждущим и обремененным. – «Сострадать» – не просто сочувствием, а именно участием в самых страданиях ( συμπσχειν, а не συμπαθεν, ср. Рим 8:17 ; 1Кор 12:26 ). Евр.4:16 .  Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это состояние путаницы показано в Луки 24:13–33, где Иисус говорит с двумя учениками на дороге в Эммаус уже после Своего воскресения. Они не узнали Его при встрече (стих 16). Ученики говорят Ему, что они: “… надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…” (стих 21). И они правильно надеялись, но не смогли понять первую стадию процесса Божьего спасения. Иисус помогает им разобраться в путанице; стихи 25–26: “…о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?” Вполне возможно, что подобная же путаница в мыслях побудила Иоанна задать вопрос в Матфея 11:3. Несмотря на его твердую уверенность в личности Мессии Израиля, череда дальнейших событий просто поколебала его убежденность. Ожидая, что Иисус изгонит римлян и восстановит царство Израильское таким, каким оно было в дни правления Давида, он видел, как Иисус отправился: “…учить и проповедывать в городах…” (Матфея 11:1), ни слова не говоря о военной кампании. Иоанн, наверное, ломал голову, в чем же причина: он неверно понимал роль Мессии в этом мире или ошибка была гораздо серьезнее, и Иисус не был Мессией. Ответ Иисуса в Матфея 11:4–6 разъясняет все сомнения: “…пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне”. Да, все это было прерогативой или исключительным правом Мессии, что и было предсказано в книге Исаии 29:18; 35:5–6; 61:1–3. И, хотя разочарование Иоанна было естественной реакцией человека, он был прав с самого начала. Иисус закончил Свой ответ призывом не оставлять надежду. Мессия был здесь, в этом не было никаких сомнений, и все остальное будет открыто в свое время. 44. Было ли свидетельство Иисуса о Самом Себе истинно (Иоанна 8:14) или нет (Иоанна 5:31)? (категория: непонимание исторического контекста) “Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно”. (Иоанна 5:31) сравнили с “… если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно…” (Иоанна 8:14). Да, это выглядит как противоречие, но только в том случае, если проигнорировать контекст.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

10:3. По планам правды Божьей, человек может оправдаться пред Богом только верою во Христа, к чему вел человека и закон, указывая ему его беспомощность, и средства к спасению – веру во Христа. Но народ иудейский в массе не покорился этому, а надеялся оправдаться своими силами, поэтому и не достиг праведности. Он не уразумел, что закон вел его ко Христу. 10:4. Ибо закон всем своим устройством – духом и словами приводит ко Христу, как к своим концу и цели. Он дан был для праведности. Кто исполнит его, как должно, тот будет праведен. Но никто не имел сил исполнить его. Силу на это подает Христос тем, кто верует в Него. Только этой силой люди делаются истинно праведными во всем объеме закона, и получают оправдание в чем погрешили против закона, и облекаются силою действовать во всем сообразно с законом. В этом смысле Христос является к праведности всякого верующего, то есть в дарование праведности ради веры. Он есть и цель закона. Эту мысль Апостол доказывает далее самим законом и пророками. Б). Они пренебрегли и свидетельствам и пророков (10:5–13) 10:5. Именем Божьим Моисей заповедал народу еврейскому, дабы он не имел ничего общего с жизнью окружавших его язычников, а всецело старался только исполнять заповеди своего Господа: сотворите вся повеления Моя и вся судьбы (законы) Моя, и сотворите я сотворивый та человек жив будет в них ( Лев. 18:5 ). Язычники же за их нечестие и худую жизнь понесут наказание. Вот правда законная, кто исполнит весь закон как должно, тот и будет прав. Но Сам Господь через Моисея же сказал еще и о другом пути оправдания, тесно связанном с первым, о правде через веру. 10:6–8. О правде через веру так говорит Господь народу, через Моисея. Заповедь, которую я заповедую тебе сегодня не недоступна для тебя и не далека на не на небе, чтобы можно было говорить кто взошел бы для нас на небо и дал бы нам услышать ее, и мы бы исполнили ее. И не за морем она, чтобы можно было говорить кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам и дал услышать ее, и мы исполнили бы ее? Но весьма близко к тебе слово сие оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его ( Втор. 30:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

10. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые среди страданий терпеливо говорили именем Бога. Вот мы ублажаем терпевших (τος πομεναντας), т. е. пророков и других лиц 111 . Вы слышали о терпении (τν πομονν) Иова и видели конец этого терпения от Господа, ибо Господь многомилостив и сострадателен 112 . Увещанием к терпению апостол пользуется, чтобы ещё предостеречь христиан от утверждения своих прав клятвой, при чём возможно было увлечение земной страстью. Это было бы не христианское терпеливое поведение среди испытаний, но согрешение против заповеди Господа, за которое угрожается судом. 12. Прежде же всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землёю, и никакой другой клятвой, но да будет у вас да, да, и нет, нет; дабы вам не подпасть осуждению. Ср. Мф. 5:37 113 . 12. Увещание к молитве, к молитве за больных с таинством елеосвящения и молитве друг за друга с исповеданием грехов друг перед другом 5:13–18. В 13 ст. апостол призывает христиан к молитве, как средству и против жалоб на своё положение среди злостраданий и против забывчивости и гордости в счастливые дни. В обоих случаях христианин должен помнить Бога и обращаться к Нему с молитвой и таким образом открывать доступ к себе благодати Божией. 13. Злостраждет ли кто среди вас? пусть молится; весел ли кто? пусть поёт псалмы. В болезни апостол советует обращаться к молитве с совершением над болящим, таинства елеосвящения. 14. Болен ли кто среди вас? пусть призовёт пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15. И молитва веры исцелит болящего, и, возвратив в ему силы, воздвигнет его Господь от одра болезни; и, если он сделал грехи, простятся ему. В случаях нужды совести во всякое время апостол призывает христиан исповедовать грехи друг другу и сообразно с нуждами молиться друг за друга. 16. Исповедуйте друг пред другом проступки и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (от болезни греха и получить здоровье праведности): много может усердная 114 молитва праведного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010