201 Покаянный смысл притчи о блудном сыне подтверждает богослужебное использование: неделя о блудном сыне – одна из подготовительных недель к Великому посту. 202 «Почему же радость [на небесах] бывает больше о грешниках, приносящих покаяние, чем о праведниках, которые не согрешили? Потому, что радость обыкновенно бывает после печали. Итак, поскольку печаль бывает у тех, которые согрешили, то пусть будет и радость [им], когда они раскаиваются… Но как радость, так и печаль суть чувствования души; как же [могут] печалиться и радоваться на небесах? А [именно], «печалью на небесах» называется то, что [грешники] осуждены за грехи, дабы и мы поражались скорбью. Ибо если наши грехи печалят Ангелов, то насколько более нам самим надлежит раскаиваться в них?» ( Ефрем Сирин , прп. Толкование на Четвероевангелие. 14. С. 205). 203 В этой части притча близка другой истории – о работниках одиннадцатого часа, которых «несправедливый» хозяин виноградника вознаградил так же, как и работавших целый день. 205 Иоанн Кронштадский, прав. Беседа в неделю о блудном сыне [Электр. документ]: http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=14. 207 У ап. Павла в том же Послании к римлянам выражена надежда на обращение иудеев ко Христу, хотя бы и в конце земной истории: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени,] пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется» ( Рим. 11: 25–26 ). 211 О том же говорит ап. Иаков в соборном послании: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас… Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» ( Иак. 5: 1, 5 ). 222 Феофан Затворник , свт. Письмо 967: О попечительстве в богадельне. Об упорядочении мыслей, вставании утром, чувстве негодности и употреблении кратких молитв. Разрешение недоумений (25 апр. 1890 г.)//Собр. писем. Вып. 6: 942–1049. [Электр. ресурс]:(15.11.11). 224

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

253 Понятие , переводимое περ μαρτας (LXX), pro peccato (Вулгата), обозначает «жертву умилостивление», «жертву за грех». Подробно и определенно о жертве закон говорит в книге Левит ( Лев. 5:14–19; 7:1–9 ) (ср. жертву о грехе Лев. 5:1–14 ). Отсюда видим, что жертва , по точному выражению книги Левит, сходна с жертвою за грех . Сравнительно с последней отличается особенным значением личности священника, совершающего жертвоприношение повинности. «Если кто сделает преступление, читаем здесь, и по ошибке согрешит против посвященного Господу: пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному в жертву повинности… и загладит священник проступок его, в чем он преступил по неведению, и прощено будет ему» ( Лев. 5:15–18 ). В то время, следовательно, когда в жертвоприношении о грехе священник является по преимуществу представителем приносящего, здесь, напротив, он служит представителем Бога; равным образом, как означает первоначально грех, затем наказание за грех и жертву, очищающую грех, так означает прежде преступление, затем наказание преступления и, наконец, жертвоприношение, заглаживающее преступление и делающее свободным преступника. Каждый вид ветхозаветных жертвоприношений имеет собственную, индивидуальную особенность не только ритуального, но и внутреннего, идейного характера. Основная идея жертвоприношения («жертвы повинности») есть satisfactio или удовлетворение нарушенных прав (в широком значении понятия). Идея удовлетворения здесь создается требованием божественной справедливости, а идея искупления вытекает из факта наказания, неразлучною с преступлением. Исследование об в иностранной литературе можно находить у Ewald’a «Antiquities ot Israel» p. 55–56; y Riehm’a «Geber Scbuldopler» в Theolog. Studien u. Kritiken, 1854 r. p. 93; –Wellhausen’a в Geschichte Israels, 75–76. 254 в конце стиха, кажется, имеет несколько иное значение в сравнении с , стоящим в начале. Некоторые понимают в смысле, «промысла», «дела божественного», но, по нашему мнению, лучше переводить понятием «намерение», «цель», так как с таким значением это слово употребляется у Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

3. И Соломон в «Притчах» говорит: Есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада (Притч. 14:12). Он говорит это о тех, которые не внимают воле Божией, но следуют собственным хотениям. Ведь они, не понимая воли Божией, получают сначала от диавола теплоту, подобную дости, но не являющуюся радостью; затем они ввергаются в печаль и наказываются. Наоборот, следующий юле Божией в начале претерпевает многую муку, а затем обретает отдохновение и радость. Не делайте ничего до того, как я встречусь с вами. 4. Есть три воли, непрерывно сопутствующие человеку; многие из монахов не ведают о них, за исключением тех, которые стали совершенными и о которых Апостол говорит: Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:14). Каковы же эти три [воли]? Первая та, которая внушается врагом [рода человеческого]; вторая — та, которая рождается из сердца [человека], а третья — та, которая сеется в человека Богом. Но из них Богом принимается только та воля, которая принадлежит Ему Самому. 5. Поэтому испытайте самих себя [чтобы знать], какая из трех [воль] побуждает вас оставить место ваше. И не уходите, пока я не встречусь с вами, как говорится в Евангелии: Вы же оставайтесь в [городе] Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24:49). Ибо я знаю волю Божию лучше вас. Человеку трудно постичь волю Божию на всякий час. Ведь он " не сможет этого сделать, если не отречется от всех хотений своих и не будет в [полном] послушании у духовных родителей своих. А когда он постигает эту волю, тогда взыскует и Силу от Бога, чтобы Она укрепила его в исполнении воли Божией. 6. Так что великое дело постигнуть волю Божию, но еще более великое исполнить ее. Этими [обеими] силами обладал Иаков, поскольку был послушен родителям. Ведь когда ему сказали, чтобы он пошел в Месопотамию к Лавану, то он охотно послушался, хотя и не желал расставаться с родителями [своими]; послушавшись же, унаследовал благословение. И я, отец ваш, если бы прежде не слушался родителей своих по Богу, то Бог не открыл бы мне волю Свою. Поэтому и вы ныне внимайте [словам] отца вашего, говорящего это, чтобы достичь вам отдохновения и преуспеяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

  34. Библейские тексты о непогрешаемости церкви    И Я говорю (говорит И. Христос) тебе: (ап. Петру) ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф. XVI:18).    Сие пищу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принять верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. III:14 – 16).    Ибо Ему (И. Христу) надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. XV:25).    И Я (И. Христос) умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлеть Отец во имя Мое, научить вас всему, и напомнить вам все, что Я говорил вам (Иоан. XIV:16 – 26).   35. Изречение св. отцов церкви о непогрешимости церкви 1. Св. Феофил Антиохийский: „для мореходцев Бог назначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал Святые церкви, в которых соблюдается учение истины“ („Ad Aumol». lib. XI, сар. 14).2. Св. Киприан, еп. карфагенский: „истинная, спасительная и святая вода церкви (так называет св. отец ее учение) не может измениться и повредиться, как и сама церковь неповрежденна, чиста и целомудренна“; и в другом месте: „те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но церковь, которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадает от Него“ („Cyprian. Epism. LXXIII ad Jubaianum ет Epism. LV“).3. Св. Кирилл Иерусалимский: („церковь) без всякого повреждения преподает все догматы, которые нужно знать людям» („Сатнесн.» XVIII, n. 23).4. Блаж. Августин: „церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утвержение истины‘‘ („In verba 1 ad Timomh. III, 14“).5. Св. Кирилл Александрийский: „церковь непреоборима совершенно, имея Христа основанием и непоколебимою опорою“ („In lib. IV, Ог. 2, Conf. in Sophon n, ХХ“).6. Посему-то и „мы (скажем словами святейших патриархов восточных) не только убеждены, но и несомненно исповедует, как твердую истину, что кафолическая (а не частная какая-либо) церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» („Посл. о прав. вере“, чл. 12; сн. „Введение в православное Богословие“ – Макария, 1847 г., стр. 530, 531, 532, 535 и 543).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

§ 337. Здесь будет представлено, как верная душа с Богом беседует, и Бог милосердно и человеколюбиво в святом Своем Слове ей отвечает, – для того, чтобы всякий, ищущий от Бога милости, утвердился в вере, которая необходимо нужна в молитве, и кающийся грешник, который духовно искушается сатаной, утешение воспринял в сердце своем, то есть увидел, что кающегося грешника Бог Своею благодатью принимает. Верная душа говорит: «Ты, Господи, прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя! Избавь меня от окруживших меня» ( Пс.31:7 ). Отвечает Бог: «Вразумлю тебя, и наставлю тебя на тот путь, по которому пойдешь, остановлю на тебе очи Мои» ( Пс.31:8 ). Верная душа говорит: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое» ( Пс.118:132 ). Бог через пророка отвечает: «На кого воззрю? Только на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). Душа верная говорит: «Господи! Кто обитает в жилище Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?» ( Пс.14:1 ) Отвечает Бог: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, кто не льстил языком своим, и не делал зла ближнему своему, и не принимал поношения на ближайших своих, тот, в глазах коего презрен лукавый, кто боящихся Господа славит, клянется своему ближнему и не нарушает клятвы, кто серебра своего не давал врост и даров против неповинных не принимал. Делающий сие не поколеблется вовек» ( Пс.14:2–5 ). Душа верная говорит: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 ). Бог отвечает через пророка: «Дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и отыму сердце каменное от плоти вашей, и дам вам сердце плотяное» ( Иез.36:26 ). Душа верная говорит: «Скорби сердца моего умножились, от нужд моих изведи меня " ( Пс.24:17 ). Отвечает Бог: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и прославишь Меня» ( Пс.49:15 ). Верная душа говорит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое» ( Лк.23:42 ). Христос отвечает: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

А это противоречит Христианству. Александр Зубакин 20 мая 2016, 14:09 Друзья православие - это религия любви, прежде всего к Богу и ближнему своему. Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня. Давайте думать о нашем с вами спасении. Текст священного писания, что бы сердцем прийти к Богу, и у каждого свой путь к Богу. Зачем нам подобные статьи, если мы сердцем (любовью) не можем показать истинность православной религии. По словам Иоанна Златоуста, потому и существуют множество религий и верований, потому как мы не являемся теми христианами, которыми должны быть. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь... Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»— Евангелие от Матфея. Гл. 7:3—5. Простите меня, если кого обидел. Как говорит мой друг мусульманин, - главное, что бы польза была. Алексей Четвергов 20 мая 2016, 14:08 Не понятно, зачем писать такие статьи? По комментариям видно к чему они приводят. И ладно если бы автор был прав, это хотя бы оправдывало его. Но ведь он просто вырвал слова из контекста и написал свою правду. Достаточно только того что всех мусульман он подвёл под одно направление ислама, а это далеко не так, как и в православии. Нет, такие статьи не нужны. Елена 20 мая 2016, 13:55 Жаль, что статью опять печатают.Мне она не понравилась.Не отраженна глубина и чистота Православия, которое чувствуют все кто хоть как то соприкасаются, а тем более принимают.Вернее о теме этой статьи скажут те , кто крестился, отказавшись от заблуждений в религиях.Они меньше всего будут говорить об атрибутике или обрядах.Они,если смогут словесно выразят свет души и тепло Духа озарившее их.Как легко станет на душе уже в этой жизни, даже если окружающии будут грозить смертью, православные не смогут предать того мира любви, добра и красоты принявшего каждого, кто открыл свое сердце Христу.Даже крещенные в детстве говорят об открытие веры в том или ином возрасте, при разных обстоятельствах.Такие чудеса происходят!!!! Лена Михайлова 20 мая 2016, 13:55 Что за споры ? Конечно Христианство - Православие сильнее всех религий потому что только там Истина и только там Спасение есть! Вера 20 мая 2016, 13:53 Провокационная статья.

http://pravoslavie.ru/1453.html

Александр-Вячеславу 27 июля 2020, 21:12 Далее..Если вы христианин то на ваш вопрос отвечу так: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3:1). «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Еккл. 3:11). «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8,9). Промысел Божий превосходит человеческое понимание — и какую роль те или иные события должны сыграть в жизни множества людей, большинство из которых мы не знаем, для нас судить невозможно. У людей другие обязанности — в частности, хранить заповеди Божии. Александр-Вячеславу 27 июля 2020, 21:07 Наверное вам известно, что Дрезден, на то время, был один из городов фашистской Германии, но почему то мало кто напоминает этой нации Арбайтсдорф, Освенцим, Берген-Бельзен, Бухенвальд, Гросс-Розен, Дахау, Заксенхаузен, Миттельбау-Дора, Равенсбрюк и т.д. Милитаристской Японии, заключившей союзное соглашение с нацистской Германией и фашистской Италией, мало кто напоминает нападение на Перл-Харбор, зверства японских военных на оккупированных территориях Китая, в особенности потрясшая весь остальной мир «Нанкинская резня», унесшая жизни нескольких сотен тысяч мирных жителей (не меньше погибших в Хиросиме и Нагасаки). (См. далее) И. 27 июля 2020, 18:44 Екатерина М.27 июля 2020, 14:46 Вы, простите, ошиблись адресом. У меня в комментариях речь только о современной России, данных ЦБ РФ, Росстата, их оценках и оценках властей положения населения в России на 2018-2020, а не моих личных оценках - у меня вид из окна ограничен (правда, и там разнообразия хватает). Если Вы располагаете другими данными, обратитесь в ЦБ и Росстат. Екатерина М. пояснение к посту Екатерина М.27 июля 2020, 14:46 27 июля 2020, 18:32 имела ввиду уровень жизни советского начальника и сегодняшнего гражданина средней руки. И. 27 июля 2020, 18:26

http://pravoslavie.ru/132786.html

Апостол Павел, приводя в качестве примера для подражания умаление Сына Божьего, призывает верующих ничего не делать по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию и почитать один другого высшим себя ( Флп.2:5 ). Как пишет он в Послании к Галатам: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Как и Сам Господь говорит: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф.23:11–12 ), и в другом месте: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.14:11 ). Апостол Павел говорит, что мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха ( Евр.4:15 ). Сегодня много говорят о правах: право на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на справедливый суд. Нас учат защищать свои права. Но если мы посмотрим на Христа: были ли у Него права в Его земной жизни? Несомненно, были! Перед нами Творец мира, Хозяин всего. Он мог бы иметь царскую жизнь, поселиться в лучших апартаментах, где бы Его ублажали. Но что говорит Писание? Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы ( Мф.12:19–20 ). Когда прокуратор Понтий Пилат обращает внимание Господа на то, сколько обвинителей и сколько обвинений в Его адрес, то Христос просто молчит. Пилат возмущается и удивляется тому, что Он молчит, ведь прокуратор, по его мнению, может помиловать или казнить. Но Господь следует Божественной воле и говорит, что власть Пилата над Ним – это от Бога и он не имел бы её, если бы она не была дана ему Богом свыше. Когда Христа схватили, в Евангелии говорится, что если бы Он захотел, то имел бы более, нежели двенадцать легионов Ангелов в Свою защиту. Нет, Христос не требует защиты Своих прав, не выдвигает имущественных претензий, не ведёт никаких тяжб, но, наоборот, являет кротость и смирение, самоумаляется, терпя поношения и бичевание, вплоть до смерти. И на фоне этого как-то меркнут наши права на комфортную жизнь в этом мире, когда мы поворачиваемся к Нему, чтобы идти за Ним. При этом можно вспомнить удивительные слова апостола Павла, для которого жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Флп.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вооз говорит: « Итак, дочь моя, не бойся, я сделаю тебе все, что ты сказала; ибо у всех ворот народа моего знают, что ты женщина добродетельная; хотя и правда, что я родственник, но есть еще родственник ближе меня; переночуй эту ночь; завтра же, если он примет тебя, то хорошо, пусть примет; а если он не захочет принять тебя, то я приму; жив Господь! Спи до утра » ( Руф.3:11–13 ). Здесь мы представляем, как она обретает, входит во внутренний покой, сворачивается калачиком рядом с этим крупным, важным человеком, который принял решение о судьбе, как бы распростер крыло, защищая Руфь-моавитянку, прабабку царя Давида. Защищая ту, из недр которой через цепочку рождений и крови произойдут цари, пророки, произойдет сама Пресвятая Дева Мария и во плоти Господь наш Иисус Христос. « И спала она у ног его до утра и встала прежде, нежели могли они распознать друг друга » ( Руф.3:14 ). Она беспокоится о его репутации: вдруг увидят? Что всем объяснять? « И сказал Вооз: пусть не знают, что женщина приходила на гумно » ( Руф.3:14 ). Почему он так говорит? А если тот, который ближе к ней, возьмет ее к себе, а кто-то скажет: «Она на гумно бегала по ночам к Воозу». Есть обычай: когда люди вступают в брак, то священник задает вопрос: «Есть ли кто-то, кто знает препятствие к этому браку? Если знаешь, говори сейчас, если нет – молчи вовеки». Потому что человек не может знать всех обстоятельств. Святые отцы говорят: «И пролежала она у ног его до утра». Между ними не было близости. В то же время подчеркивается, что Руфь была такая красивая, что для Воза было большое искушение не завладеть ею прямо сейчас. Но он знал, что есть тот, кто имеет больше прав на нее. И ради заповеди он воздержался. Блаженный Феодорит Кирский писал в своей работе, озаглавленной «Изъяснение трудных мест Божественного писания»: «И Ноеминь, выслушав слова сии, внушает ей спать у ног Воозовых не для того, чтобы продать красоту. Противное сему показывают слова, в каких подан совет. Она сказала: «Придешь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что тебе делать» ( Руф.3:4 ). Так доверяла она целомудрию и правдивости мужа. И дела подтвердили сказанное. По внушениям свекрови, когда все объяты были сном, Руфь легла у ног Вооза. Он спросил: кто это? Руфь напомнила о родстве с умершим. Вооз похвалил ее поступок, но не изменил целомудрию, ввести же их в супружеское общение предоставил закону» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава VII Каким образом христиане освободились от подчинения закону и какие следствия этого освобождения (1–6). Находясь под законом, человек не мог быть праведным, потому что закон только еще более возбуждал силу греха (7–13). Причиною такого явления было природное бессилие человека в отношении к добру (14–25). Рим.7:1 .  Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Рим.7:2 .  Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. У Апостола осталось недостаточно разъясненным положение 14-го стиха VI-oй гл.: «вы не под законом, а под благодатью». Он и дает теперь это разъяснение, сравнивая положение читателей до принятия ими христианства с положением замужней женщин. Закон привязывает жену к мужу – она не может уйти от него, пока он жив. Только смерть разрывает брачный союз. С читателями послания случилось нечто подобное. Они умерли для закона и этим освободились от всякой зависимости от него. Теперь они с полным фактом могут принадлежать Христу. Этот новый союз или брак для них несравненно полезнее, потому что тут они не служат уже страстям своим, как прежде, а совершают добрые дела. Прежде всего Апостол устанавливает то положение, признаваемое всеми, что закон, всякий закон – и еврейский, и языческий – написан для временной жизни человека. В частности, поэтому и закон о неразрывности брака, о «привязанности» жены к мужу имеет в виду опять только временную жизнь и не простирает своих прав долее: если один супруг умирает, жена-вдова, понятно, становится существом свободным и может вступить в новый брак. «Знающим закон». Здесь разумеется вообще закон – не один Моисеев. В особенности Апостол мог назвать так римлян, которые хорошо были знакомы с законами 24 . «Пока он жив» – он, т. е. человек. Человек – мужчина и женщина – пока представляет собою члена общества, до тех пор и должен повиноваться закону, упорядочивающему отношения членов общества друг к другу. – Если умрет муж. Апостол упоминает только об одном случае, когда возможен был второй брак для женщины – это смерть мужа. О том, что жена могла выходить замуж и тогда, когда муж давал ей развод, Апостол не говорит потому, что у него действующею стороною изображается жена, а в разводе она такою не была ( Втор 24:1 ). – «Освобождается от закона замужества», т. е. перестает существовать, как жена, освобождается от власти (закона) мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010