Цитаты достаточно обширны, что позволяет не только составить по ним представление о чине литургии в целом, но и восстановить текст значительной части анафоры ( Brightman. 1896. P. 464-470). Исследователи высказывали ряд предположений о происхождении этой анафоры, о ее богословских особенностях, о наличии или об отсутствии в ее гипотетическом оригинальном тексте тех или иных частей (см.: Kretschmar. 1956; Shepherd. 1963; Cuming. 1974; Cutrone. 1978; Spinks. 1989; Fenwick. 1992. P. 36-43; Burreson. 1997). С V в. в распоряжении ученых имеются уже самые непосредственные источники по истории богослужения в Св. граде и шире в Палестине: тексты литургических книг Иерусалимской Церкви. В основном они сохранились в арм. и груз. переводах: таковы арм. перевод иерусалимского Лекционария (указателя библейских чтений и сопровождавших их песнопений на весь год), отражающий традицию V в., грузинские перевод того же Лекционария, отражающий традицию VI-VII вв., перевод древнего Тропология (сборник песнопений на весь год, дополняющий указания Лекционария), перевод иерусалимской Л. а. И., выполненный предположительно до VI Вселенского Собора. Собственно оригинальный греч. текст греч. Л. а. И. также хорошо известен начиная с рубежа VIII и IX вв., причем число его рукописей достаточно велико. Впрочем, многие из них относятся к поствизант. времени и не предназначались для богослужебного употребления. Тексту этих рукописей соответствуют правосл. сирийский (возможно, существовал и арабский) - «мелькитский» - перевод Л. а. И., ее поздний груз. перевод в рукописи Vat. Borg. Iber. 7 и слав. переводы XVI-XVII вв. (а по новейшим данным, мог существовать и ранний, X или XI в.). Последним греч. памятником, где Л. а. И. еще представлена как обычная литургия Иерусалима, является Святогробский Типикон 1122 г., сохранившийся в рукописи Hieros. S. Crucis. 43 (впрочем, и он, вероятно, отражает более раннюю практику; изд. текста: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 1-254). Он содержит ряд ценных сведений о порядке совершения Л.

http://pravenc.ru/text/2110596.html

300 чел. В нач. 90-х гг. XX в. Армия спасения возобновила свою деятельность. Московское отд-ние было зарегистрировано в 1992 г. В марте того же года в М. в присутствии генерала Армии спасения Е. Барроуз и представителей городских властей состоялось торжественное собрание, провозгласившее офиц. возвращение орг-ции в Россию. В наст. время в М. зарегистрирована местная религ. орг-ция Армии спасения, действует ее корпус «Таганка». Орг-ция проводит библейские занятия для взрослых, работает воскресная школа для детей. Имеется рекрутский класс, где будущие солдаты изучают Библию, историю Армии спасения и ее доктрину. В воскресных служениях еженедельно принимают участие более 100 чел. Действует «Лига милосердия», члены которой посещают больных, стариков и детей в больницах, госпиталях либо на дому. С 1991 г. в сотрудничестве с различными некоммерческими организациями, социальными службами города, а также с представителями др. конфессий, включая правосл. службу «Милосердие», реализуется проект помощи бездомным (работает на Курском вокзале). Имеется центр дневного пребывания для бездомных, открытый 5 дней в неделю. В Таганском р-не Армия спасения сотрудничает с социальным центром для пожилых людей и с центром по работе с молодежью. Квакеры Летом 1918 г. в М. приехали квакеры, они недолго работали в Пироговском об-ве, опекавшем 4 детские колонии в Тамбовской и Воронежской губерниях. В 1921-1931 гг. в М. существовал международный офис квакеров, к-рый координировал их работу на территории СССР. Во время голода 1921-1922 гг. квакеры открыли ок. 900 пунктов питания. С кон. 80-х гг. XX в. квакеры бесплатно распространяли в М. свои издания, переведенные на рус. язык; тогда же возникла местная группа. В авг. 1995 г. было зарегистрировано московское «Общество друзей». Весной 1996 г. оно было признано Европейской и Ближневосточной секцией «Всемирного консультационного комитета друзей» и получило статус ежемесячного собрания с правом самостоятельно принимать новых членов. 1 янв. 1996 г. в М.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

397 . Иларион (Огиэнко, Иван), митроп. Старець Naicuй Величковський. Його життя, праця та паука. Icmopuчha лimepamypho-бorocлobcьka монография. (Институт дocлibib Boлuhi). Winnipeg 1975. 398 . Илия (Читтерио), иером. Учение преподобного Паисия Величковского по письменным свидетельствам//Правосл. община. М. 1997. 42. 61–82. 399 . Иннокентий (Просвирнин) , архим. Школа преподобного схиархимандрита Паисия Величковского и издательская деятельность Введенской Оптиной Пустыни//ОПРК 9 .987). 93–99. 400 . Иннокентий (Просвирнин) , архим. Школа схиархимандрита Паисия Величковского //Книга в России. СПб. 1993. 85–87. 401 . Казанакли В. Паисий Величковский и его значение в истории православного монашества//Кишиневские епарх. ведомости. 1898. 18, 19, 20, 21, 22. 402 . Кенанов Д. Преводаческа школа на Паисий Величковский : тьрсене на истинните славянски книги//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1989. 1. 96–109. 403 . Кенанов Д. Стихова прослава на схиархимандрит Паисий Величковски: (Към 270-годишнината от рождението на преп. Старец Паисий)//Духовна култура. 1991. 9. 16–21. 404 . Кенанов Д. Личността на схиархимандрит Паисий Величковски и неговата книжовна школа//Духовна култура. 1993. 1. 20–27. же://ПВНШ 9 .413). 52–66. 405 . Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский (к 160-летию со дня смерти)//ЖМП 1954. 10. 53–59. 406 . Леонид (Поляков), иером. Старец Паисий Величковский как учитель аскетики (1722–1794 гг.)//ЖМП 1956. 10. 44–55. 407 . Леонид (Поляков), иером. Литературное наследие Паисия Величковского //ЖМП 1957. 4. 57–61. 408 . Леонид, архиеп. Литературная деятельность схиархимандрита Паисия Величковского //ВРЗПЭ 1973. 81–82. 69–105; 83–84. 203–237. 409 . Линца Е. Паисий Величковски – един измежду последните големи церковнославянски книжовници//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1983. 7(3). 14–42. 410 . Маринов Д. Богословската школа на схиархимандрит Паисий Величковски//Духовна култура. 1992. 12. 12–19. 411 . Павел (Стефанов), иером. Неизвестен ръкопис от школата на преп. Паисий Величковски//ПВНШ 9 .413). 121–130.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. М. Кандинский. Фотография. 1969 г. Алексей Иванович (24.02.1918, Москва - 4.10.2000, там же), музыковед-историк, исследователь рус. муз. культуры. Он вырос в семье, в которой соблюдались православные традиции (К. вспоминал о частых посещениях церковных служб вместе с родственниками, об их прекрасном знании богослужения и участии в клиросном пении). В 1935-1939 гг. обучался в муз. училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс фортепиано проф. В. Н. Аргамакова). В 1948 г. окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории (специальный класс проф. Г. В. Келдыша ), в 1956 г. защитил канд. дис. «Проблема народности в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова 60-70-х годов» (научный руководитель Келдыш), в 1984 г.- докт. дис. «Н. А. Римский-Корсаков». В 1948-2000 гг. преподавал историю рус. музыки в Московской консерватории; в 1959-1992 гг.- зав. кафедрой истории рус. музыки. Круг научных интересов К. составляли общие вопросы развития рус. муз. искусства, творчество отдельных рус. композиторов (Н. А. Римского-Корсакова , М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова , а также М. И. Глинки , А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева , А. К. Лядова , А. К. Глазунова , Н. И. Пейко), проблемы сценической интерпретации рус. оперной классики. Интерес ученого к истории взаимодействия рус. муз. классики с правосл. культурой нашел отражение в работах о творчестве Римского-Корсакова (прежде всего об опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Рахманинова («Колокола» и «Симфонические танцы»), в главе о Балакиреве для нового учебника по истории русской музыки (кон. 90-х гг. XX в., изд. в 2009) и особенно в последних статьях об операх «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Хованщина» Мусоргского (опубл. в 2000 и 2002). К. одним из первых музыковедов советского периода обратился к изучению духовной музыки Рахманинова. В ст. «Памятники русской культуры» (1968) наряду с историко-стилистическими обобщениями он указал на древнерусские истоки мелоса в творчестве композитора в целом и в литургических циклах в частности (особое внимание уделено «Всенощному бдению»). Впосл. К. осуществил развернутое исследование духовно-муз. наследия Рахманинова, опубликовав монографические очерки о «Всенощном бдении» (1991, на основе статьи-послесловия в издании произведения (1989)) и о «Литургии» (1993). В этих работах помимо подробного технического анализа содержится история создания и исполнения этой музыки. Изучая в ГЦММК им. М. И. Глинки автограф «Литургии» Рахманинова, К. обратил внимание на первоначальный вариант хора «Благослови, душе моя, Господа» (изд. в 1994).

http://pravenc.ru/text/1470207.html

Правосл. богословие признает тот факт, что знание о Творце вложено в природу человека при его создании, и потому потенциально каждый человек естественным образом способен к истинному богопознанию и богопочитанию. Однако, принимая во внимание поврежденность человеческой природы в результате грехопадения, христианство учит о недостаточности доступного всякому человеку естественного знания о Боге для праведной жизни в соответствии с божественными заповедями и спасения в буд. жизни. В силу этого Е. р., понимаемая как природное чувство божественного, с необходимостью должна дополняться и исправляться богооткровенной религией, лишь внутри к-рой может быть исцелено повреждение человеческой природы, в результате чего теоретическое знание человека о Боге будет соединено с практическим следованием Его воле. Лит.: Tillich P. Natural and Revealed Religion//Christendom. 1935. Vol. 1. P. 159-170; Smith J. E. The Permanent Truth in the Idea of Natural Religion//HarvTR. 1961. Vol. 54. N 1. P. 1-19; O " Higgins J. Hume and the Deists: A Contrast in Religious Approaches//JThSt. 1971. Vol. 22. P. 479-501; idem. Archbishop Tillotson and the Religion of Nature//Ibid. 1973. Vol. 24. P. 123-142; Kant I. Vorlesungen über Metaphysik und Rationaltheologie//GS. B., 1972. Bd. 28. Hälfte 2. Tl. 2; Betts S. J. Early Deism in France. Hague, 1984; Russell P. Skepticism and Natural Religion in Hume " s Treatise//J. of the History of Ideas. 1988. Vol. 49. P. 247-265; Byrne P. Natural Religion and the Nature of Religion. L.; N. Y., 1989; Lagr é e J. La raison ardente: religion naturelle et raison au XVIIe siècle. P., 1991; Schr ö der W. Religion bzw. Theologie, natürliche bzw. vernünftige//Historisches Wörterbuch der Philosophie/Hrsg.: J. Ritter, K. Gründer. Basel, 1992. Bd. 8. S. 714-727; Pailin D. A. Natürliche Religion: Theologie und Religionsphilosophie vom 17. Jh. bis zur Gegenwart//TRE. 1994. Bd. 24. S. 80-85; Wi ß mann H. Natürliche Religion: Theologie und Religionsphilosophie der Antike//Ibid. S. 78-80; Юм Д. Диалоги о естественной религии/Пер. с англ.: С. И. Церетели//Соч. М., 1996. Т. 2. С. 379-482; Bad í a Cabrera M. A. Hume " s Reflection on Religion. Dordrecht, 2001; Бюркле Х. Человек в поисках Бога: Проблема нехрист. религий: Пер. с нем. М., 2001; Marrone S. P. The Light of Thy Countenance: Science and Knowledge of God in the 13th Century. Leiden, 2001; Bradley M. C. Hume " s Chief Objection to Natural Theology//Religious Studies. 2007. Vol. 43. P. 249-270.

http://pravenc.ru/text/190257.html

200 правосл. и католич. монахов и паломников. 7 апр. И. П. объявил День молитвы за мир на Св. земле, а 1 мая направил кард. Р. Эчегарая для переговоров об освобождении заложников, по итогам к-рых базилика была освобождена без жертв. После иракской оккупации Кувейта (нач. авг. 1990) папа, опасаясь войны в Персидском зал., неоднократно выступал с призывом к миру. 15 янв. 1991 г. в специальных посланиях Президенту США Дж. Бушу - старшему и Президенту Ирака С. Хусейну он призвал решить конфликт без применения военной силы. Выразив в письме Президенту США Дж. Бушу - младшему глубокую скорбь в связи с террористическими актами в Нью-Йорке 11 сент. 2001 г., папа впосл. осудил начавшуюся войну в Афганистане, призвал католиков участвовать в Дне поста за мир (14 дек. 2001) и организовал Всемирный день молитвы о мире в Ассизи (24 янв. 2002). Ввиду готовившегося вторжения коалиционных сил США и стран-союзников в Ирак И. П. предпринял ряд дипломатических шагов, в т. ч. направил в февр.-марте 2003 г. кард. Р. Эчегарая к С. Хусейну и кард. Пио Лаги к Дж. Бушу - младшему для переговоров о предотвращении войны. 5 марта того же года папа объявил для католиков День поста за дело мира на Ближ. Востоке. Жесткой критике И. П. подверг начавшуюся 20 марта войну в Ираке, назвав ее «моральным поражением всего человечества» и подчеркнув, что она нарушает не только католич. принцип «справедливой войны» (см. Bellum justum ), допустимой для законной обороны, но и принципы международного права. Папское миротворчество в вооруженных конфликтах на территории бывш. Югославии в большинстве случаев также не было успешным. Переговоры, проведенные в 1991 г. руководителем отдела по отношению с гос-вами госсекретариата Папского престола архиеп. Жаном Луи Тораном, и первое в мире признание Папским престолом независимости Хорватии и Словении (янв. 1992) не способствовали, как ожидалось, мирному разделению СФРЮ. Во время войны в Хорватии и Боснии И. П. неоднократно выступал с призывами к миру, в т. ч. организовал в Ассизи День молитвы о мире в Европе (9-10 янв. 1993), но в то же время утверждал право данных гос-в отстаивать независимость с помощью военной силы (это воспринималось как поддержка антисерб. военных действий) и одобрял т. н. гуманитарную интервенцию на территориях бывш. СФРЮ для защиты прав человека. И. П. осудил военные действия НАТО против Югославии в 1999 г. и 18 апр. отправил собиравшемуся посетить Белград Патриарху Алексию II послание, в к-ром просил передать Предстоятелю Сербской Православной Церкви Патриарху Павлу слова христ. солидарности и надежды на скорейшее восстановление мира и стабильности в регионе. 9 мая папа и Румынский Патриарх Феоктист в совместном заявлении по поводу войны в Югославии призвали урегулировать конфликт путем переговоров. Дипломатические контакты с Президентом Югославии С. Милошевичем, проводимые по поручению папы архиеп. Ж. Л. Тораном, и личная встреча И. П. с лидером косовских албанцев И. Руговой (10 мая 1999) не остановили войну.

http://pravenc.ru/text/471418.html

Соч. и пер.: Муркос Г. А. О рукописном сборнике XVII в. на разных вост. языках из собр. гр. А. С. Уварова//Древности Восточные. М., 1891. Т. 1. Вып. 2. С. 212-222; Rabba   t A. At-tawa   " if aš-šarqiyya wa-bid‘at al-kalwniyyn f al-l as-sa  bi‘ ‘ašar=[Восточные общины и кальвинистская ересь в XVII в.]//Al-Mašriq. Bayru  t, 1903. P. 971-973; 1904. P. 766-773, 795-803; idem [Rabbath A.]. Documents inédits pour servir à l " histoire du christianisme en Orient (XVI-XIX siècle). P.; Lpz., 1911. T. 2; Грузия в XVII ст. по изображению патр. Макария/Пер.: П. Жузе//ПС. 1905. Ч. 1. 1. С. 111-127; 3. С. 441-458; Ч. 2. 5. С. 66-93; Codex 689 du Vatican: Histoire de la conversion des Géorgiens au Christianisme par le Patriarche Macaire d " Antioche/Trad. O. de Lébédew. R., 1905; Athar qadm li-l-batriyark Maka  riyu  s ibn az-Za‘m=[Древний [литературный] памятник патр. Макария ибн аз-За‘има]/Ed. Ilya  s Hassu  n al-Ma‘lu  f//Al-Mašriq. 1933. T. 31. P. 911-920 [перевод «Исповедания веры» Геннадия Схолария]; La Chronique de Valachie, 1292-1664/Introd., éd., trad. I. Feodorov//MUB. 1992. Vol. 52. P. 3-71; Сериков Н. И. Из «записной книжки» антиохийского патр. Макария//Филол. зап.: Вестн. литературоведения и языкознания. Воронеж, 1997. Вып. 9. С. 174-178; он же. Слова со скрытым значением: Из «записной книжки» Патр. Макария ибн аз-За‘и  ма//ХВ. 2002. Т. 3(9). С. 297-307; idem [Serikoff N.]. Understanding of the Scriptures: Patriarch Ma  ka  riyu  s b. az-Za‘m and His Arabic Speaking Flock: From the Patriarch Ma  ka  riyu  s " «Note-Book»//ARAM Periodical. Oxf., 2000. Vol. 12. P. 523-531; idem. Patriarch Macarius Ibn al-Za‘im//The Orthodox Church in the Arab World, 700-1700: An Anthology of Sources/Ed. S. Noble, A. Treiger. DeKalb (Ill.), 2014. P. 236-251; ‘Aa   " ib as-Sayyida al-‘Adhra   "=[Чудеса Пресвятой Девы]/Ed. Idwa  r al-Busta  n. u  niya, 1998; Feodorov I. The Arabic Version of the Life of St. Paraskevi the New by Makarios az-Za‘m al-Halab//Proc. of the 20th Congress of the Union Européenne des Arabisants et Islamisants. Bdpst., 2002. Pt. 1. P. 69-80; Панченко К. А. Митрополиты и епархии правосл. Антиохийской Церкви в описании Патр. Макария III аз-За " има (1665 г.)//ВЦИ. 2012. 1/2 (25/26). С. 116-157.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

В правосл. богословии динамика человека лежит в поле, простирающемся от образа Логоса Творца до образа Христа как цели человеческого бытия. Непрестанное восхождение к первообразу - бесконечная и абсолютная задача человека. Католич., а за ней и протестант. теология антропологическую динамику видит в процессе преодоления падшей природы человека: «Соблазненный лукавым в самом начале истории, человек злоупотребил своей свободой» (GS 13). Он поддался искушению и совершил зло. Человек сохраняет желание добра, но природа его несет на себе рану первородного греха. Он стал склонен ко злу и подвержен ошибкам: «Человек раздвоен внутри себя самого. Вся человеческая жизнь, индивидуальная и коллективная, проявляется как борьба между добром и злом, между светом и тьмою» (GS 13; ККЦ 1707). Тот, кто верует во Христа, становится сыном Божиим. Это усыновление преображает его. Оно дает ему способность действовать праведно и творить добро; «нравственная жизнь, созревшая в благодати, расцветает в жизнь вечную, во славе небесной» (ККЦ 1709). Человек-личность В истории католич. А. аспект личности отдельно не рассматривался, оставаясь под видом «состава» или «природы» человека. В «Катехизисе Католической Церкви» (1992) раздел о человеке-личности приводится впервые. Основным источником личностного анализа является документ II Ватиканского Собора «Gaudium et spes». Последний в большей степени констатирует положение человеческой личности в совр. мире, в к-ром доминируют взгляды , противоречащие достоинству человека. В «Катехизисе» достоинство человека представляется как 1) богоподобие, 2) предназначение к вечному блаженству, 3) свобода выбора «принять или не принять добро, обещанное Богом» (ККЦ 1700). Римско-католич. богословие традиционно строит свое понимание человеческой личности на противопоставлении тварной сущности человека и imago Dei (образа Божия) в нем. Это противопоставление решается как finitum capax infiniti (открытость конечного Бесконечному); «призвание человечества - являть образ Божий и преображаться по образу Единственного Сына Отца. Это призвание облекается в личностную форму» (ККЦ 1877 ) . «Состав» человека

http://pravenc.ru/text/114070.html

Лит.: шлях владики Naллaдiя//Укр. правосл. bichuk. 1971. 16; Свобода: Газ. Н.-Й., 1971. 165. С. 1-5; Kyбiйobuч В. Ykpaïhцi в Гehepaльhiй ryбephiï. 1939-1941: icmopiя Украïнського центрального koмimemy. Чикаго, 1975. Sziling J. Kocioy chrzecijaskie w polityce niemieckich wadz okupacyjnych w Generalnym gubernatorstwie, 1939-1945. Toru, 1988; Papierzy ska-Turek M. Midzy tradycj a rzeczywistoci: Pastwo wobec prawosawia, 1918-1939. Warsz., 1989; Urban K. Przeladowania duchowiestwa prawosawnego w Polsce po 1945 r.: (Przyczynek do losu uwizionych w Centralnym obozie pracy w Jaworznie)//Cerkownyj wiestnik. Warsz., 1992. N 4. S. 18-42; idem. Z dziejów Kocioa prawosawnego na emkowszczynie w latach 1945-1947//Zeszyty naukowe Akademii ekonomicznej w Krakowie. 1995. N 460. S. 92-112; idem. Kocio prawoslawny w Polsce, 1945-1970: (Rys historyczny). Kraków, 1996; Kocio prawosawny w Polsce dawniej i dzi. Warsz., 1993; Nowakowski K. Administracja apostolska emkowszczyzny w latach 1939-1947//Polska-Ukraina: 1000 lat sasiedztwa. Przemyl, 1996. T. 3. S. 231-245; Moklak J. Ksztatowanie si struktury Kocioa prawosawnego na emkowszczynie w Drugiej Rzeczypospolitej. Warsz., 1997; idem. emkowszczyzna w Drugiej Rzeczypospolitej: Zagadnienia polityczne i wyznaniowe. Kraków, 1997; Best P. Apostolska administracja emkowszczyzny, 1934-1944//Polska-Ukraina: 1000 lat ssiedztwa. Przemyl, 1998. T. 4. S. 247-250; Horkaj Š ., Pru insky Š . Pravoslávna Cirkev na Slovensku v 19. a 20. storoí: Ludia, udalosti, dokumenty. Prešov, 1998; Piech S. W cieniu Kocioów i synagog: ycie religijne midzywojennego Krakowa, 1918-1939. Kraków, 1999; Gerent P. Zarys dziejów prawosawnej diecezji Przemyskiej//Almanach diecezjalny. 2005. T. 1. S. 23-49; Ole niewicz M. Sytuacja Cerkwi prawosawnej na emkowszczynie w czasie II wojny wiatowej//Ibid. Gorlice, 2007. T. 3. S. 19-25; Senko E. Administracja apostolska emkowszczyzny (1934-1947): Nieznane losy emków w Polsce. Nowy Scz, 2007; Рекрут В. П. Biд Cmpiльчuheць до Нью-Йорка: ihcmumymu й духовне сходження владики Naллaдiя//Peлiriйhe життя Noдiлля: Минуле i сучасне: До 1020-лimmя хрещення Pyci та 250-piччя bihhuцьkoro кафедрального Спасо-Преображенського собору: Мат-ли Всеукр. науково-теорет. конф., 18 вересня 2008 р. Bihhuця, 2008. С. 217-225; Zi ba A. Biskupstwo Krakowsko-emkowskie i jego arcypasterz Palladiusz (Wydybida-Rudenko): Karta z dziejów ukrainizacji emkowszczyzny w dobie drugiej wojny wiatowej//Piчhuk руской бурсы=Rocznik ruskiej bursy, 2008. Гopлuцi, 2008. S. 93-142; Konieczny Z. Polacy i ukraicy na ziemiach obecnej Polski w latach 1918-1947. Przemyl, 2010; Прах Б. Духовенство Перемиськоï та апостольськоï aдмihicmpaцiï Лeмkibщuhu. Льbib, 2014. 2 т.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

И, может быть, эти трудности, которые так неожиданно возникли, и явились причиной того, что я был приглашен на эту должность». К. взял время подумать - он хорошо представлял себе и ответственность перед Церковью на этом посту, и сложность исторической ситуации. По существу ему предлагалось взять на себя трудные обязательства в момент нарастания кризисных явлений и в Церкви и в стране: «Я понимал, что страна входит в эпоху радикальных перемен... И кто-то из мудрых людей мне говорил: «Ты подожди год, два и посмотри, что будет, и тогда уже соглашайся». Но были и люди, некоторые из них и сегодня работают, несут свое служение, в том числе и в Синоде Русской Православной Церкви, кто сказал мне, что если Бог призывает, то я нужен в этот момент. И не следует думать ни о чем другом. Это совпадало с моими собственными убеждениями, что никогда не нужно думать о том, что ты можешь сделать в будущем. Нужно делать сейчас. Это принцип моей жизни. И я до сих пор стараюсь придерживаться именно этого принципа, и потому я принял тогда приглашение Святейшего патриарха Пимена и занял этот пост» (L " Évangile et la liberté. 2006. P. 32-33). 13 нояб. 1989 г. К. был назначен председателем ОВЦС и постоянным членом Свящ. Синода по должности. Служение на Смоленской и Калининградской кафедре в 1989-2009 гг. К нач. 1990 г. в епархии действовало ок. 80 приходов, в основном в Смоленской обл., ежегодно появлялись новые общины: в 1992 г.- 11 в Смоленской обл. и 7 в Калининградской обл., в 1993 г.- соответственно 6 и 5 новых приходов, в 1994 г.- 4 и 1 новая община и т. д., так что к 1 янв. 2009 г. общее количество приходов достигло 218: 140 - в Смоленской обл. (1 приход на менее чем 7 тыс. жителей) и 78 приходов в Калининградской обл. (1 приход на менее чем 12 тыс. жителей) (Отчет по Смоленско-Калининградской епархии Московского Патриархата за 2008 г.- Архив Смоленско-Калининградского епархиального управления). Росло число социально ориентированных храмов: к 2009 г. в епархии имелось 11 храмов в больницах, 12 - в домах престарелых, 27 храмов в тюремных учреждениях, приходы и монастыри окормляли 10 воинских частей, действовали 4 храма в правосл.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010