Эрлангена, где занималась изучением и преподаванием патристики, литургики, религ. философии, постоянно давала научные и церковные консультации. Созданная ею концепция кафедры предполагала изучение языков Восточных Церквей, а также проведение лекций и семинаров по визант., балканской и рус. церковной истории и богословию. С кафедрой сотрудничали преподаватели и студенты исторического фак-та, славистики, востоковедения и др., а также церковные, научные и учебные заведения Римско-католической Церкви: визант. декания бенедиктинского мон-ря Нидеральтайх, Ин-т Восточных Церквей в Регенсбурге (под патронатом Немецкой католической епископской конференции), Ин-т Восточных Церквей августинцев в Вюрцбурге. Л. была убежденной противницей чисто научного подхода к изучению правосл. Церквей и считала обязательными посещения богослужений в православных приходах и мон-рях, а также личные контакты с представителями Православия. Как специалист по христ. Востоку, Л. была членом Совещательного комитета КЕЦ (1967-1986); членом комиссии Евангелической Церкви Германии по диалогу с РПЦ; членом комиссии Лютеранского всемирного союза по диалогу с вселенским Православием (1979-1992); членом учебного комитета Объединенной Евангелическо-лютеранской Церкви Германии по связям с правосл. Церквами; членом Восточноевропейского совета специалистов по вопросам Вост. Европы при Евангелическо-лютеранской Церкви Баварии. Л. активно содействовала процессу политического примирения и нормализации отношений между СССР и ФРГ, выступая за ратификацию Восточных договоров (1-й договор подписан в авг. 1970), за что неоднократно подвергалась критике со стороны противников мирного урегулирования отношений 2 стран. Л. занималась систематизацией хранящейся при ее кафедре части Московской Синодальной б-ки, ок. 6000 томов которой были проданы в Баварию советским акционерным обществом «Международная книга» и выкуплены ун-том Эрлангена в 1934 г. с целью создания ин-та по исследованию правосл. Церквей. В преддверии 1988 г. именно Л.

http://pravenc.ru/text/2110503.html

Документально проживание евреев на территории Молдавского княжества засвидетельствовано с рубежа XIV и XV вв. К кон. 20-х гг. XX в. еврейское население Бессарабии насчитывало 352 523 чел., действовали 366 синагог и молельных домов. В наст. время иудеи (ок. 900 чел.) организованы в 7 общин, открыты 4 синагоги. Также в М. действует одна община Союза мессианских еврейских общин. Ислам В 1994 г. была образована 1-я культурная ислам. ассоциация в РМ «Ас-селам». 14 марта 2011 г. зарегистрирована «Исламская лига Республики Молдова», объединившая мусульм. общины на территории РМ. По данным переписи 2004 г., на территории М. проживали 1667 мусульман. Индуизм Представители Международного об-ва сознания Кришны начали свою деятельность в М. с 1992 г., орг-ция была зарегистрирована в 1994 г. и в наст. время состоит из 2 общин. Новые религиозные течения Представлены общиной Бахаи религии , зарегистрированной в 2007 г. и насчитывающей ок. 350 адептов. Два крупных центра расположены в Кишинёве, более мелкие - в Тирасполе, Бендерах, Бельцах, Комрате и Единце. Религиозное законодательство РМ - светское гос-во. В то же время оно признает первенство правосл. Церкви, имеющей длительные исторические традиции в стране и вносящей большой вклад в повседневную жизнь и культуру ее жителей. Гос-во поддерживает социальную, культурную и благотворительную деятельность правосл. Церкви. После провозглашения независимости РМ присоединилась к ряду международных договоров, к-рые были учтены при принятии религ. законодательства. Законом 979-XII от 24 марта 1992 г. определен статус религ. организаций и их составных частей. Закон провозгласил право граждан на свободу совести, выбора религ. культа, его отправления в индивидуальной или ассоциированной форме, право на распространение своей веры, исполнение церковных обрядов. Тем из граждан, которым религ. убеждения не позволяют идти на военную службу, предлагается альтернативная деятельность. Права граждан на свободу совести и вероисповедания были зафиксированы в Конституции РМ, принятой 29 июля 1994 г. (ст. 31). Согласно конституции, религ. орг-ции свободно действуют в соответствии со своими уставами и с законодательством страны, отделены от гос-ва и пользуются его поддержкой. Запрещаются любые преследования по религ. убеждениям, призывы к нетерпимости и ненависти по религ. мотивам. Конституционные положения о религ. культах были конкретизированы в Законе 125 от 11 мая 2007 г., где был определен юридический статус религ. орг-ций и их составных частей согласно с действующими международными договорами о правах человека, к к-рым присоединилась РМ. По закону, ограничения в отношении религ. организаций применяются лишь тогда, когда они нарушают общественный порядок, посягают на здоровье граждан, общественную мораль, права и свободы граждан. Закон устанавливает невмешательство государства в деятельность религиозных организаций, поддерживает их автономность, отделение от гос-ва и равенство в правах перед законом. История

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Начавшаяся в СССР политика перестройки и широкое празднование 1000-летия Крещения Киевской Руси способствовали возрождению униат. общин на Зап. Украине, к-рые стали требовать легализации УГКЦ в СССР. С окт. 1989 г. начались захваты правосл. храмов униатами, в результате чего к нач. 1991 г. УГКЦ насчитывала свыше 1 тыс. приходов. Стихийный характер возрождения УГКЦ во многом не позволял Л. контролировать ситуацию. Так, им осуждались многочисленные случаи перерукоположения священников, переходивших из РПЦ в УГКЦ, однако призывы Л. уважать чувства правосл. верующих греко-католиками нередко игнорировались. После офиц. легализации УГКЦ 31 марта 1991 г. Л. торжественно прибыл во Львов, куда перенес из Рима резиденцию верховного архиепископа УГКЦ. В мае 1992 г. он возглавил работу синода епископов УГКЦ, на к-ром были приняты решения по возрождению структур УГКЦ, в т. ч. об учреждении Самборско-Дрогобычской, Коломыйско-Черновицкой, Тернопольской и Зборовской епархий, а также о необходимости ходатайствовать перед Папским престолом о предоставлении УГКЦ статуса греко-католического патриархата. В 1992 г. Л. организовал комиссию по восстановлению Львовской богословской академии; в сент. 1994 г. академия была торжественно им открыта. В том же году Л. обратился с пастырским посланием «О единении святых Церквей», в котором призывал к взаимному уважению православных и греко-католиков, однако это обращение не сыграло существенной роли в действиях УГКЦ по отношению к православным на Зап. Украине. В нояб. 1995 г. синод епископов УГКЦ под председательством Л. продолжил расширение границ греко-католич. епархий, учредив Киево-Вышгородский экзархат, к-рый объединил греко-католиков за пределами Галиции. В том же году Л. заболел воспалением легких, что существенно сказалось на его общем состоянии здоровья. В июле 1996 г. он принимал участие в торжествах в Риме по случаю 400-летия Брестской унии и 350-летия Ужгородской унии, в рамках к-рых 7 июля сослужил папе Римскому Иоанну Павлу II на литургии по визант. обряду на укр. языке.

http://pravenc.ru/text/2561028.html

1992. Vol. 11. N 2. P. 295-356; idem. Sul «programma» di Constantino per lasoluzione di un enigma salomonico: In risposta a R. Picchio//Ibid. 1996. Vol. 15. N 1. P. 237-260; Чешмеджиев Д., Кръпова И. Бандуриевата легенда и нейната историческа стойност//Palaeobulgarica. 1991. 1. С. 86-95; Leben und Werk der byzant. Slavenapostel Methodios und Kyrillos: Beiträge eines Symposions der Griechisch-deutschen Initiative, Würzburg im Wasserschloß Mitwitz vom 25.-27. Juli 1985, zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Methodios. Münsterschwarzach, 1991; Picchio R. Letteratura della Slavia ortodossa (IX-XVIII sec.). Bari, 1991; idem. (Пикио Р.). Правосл. славянство и старобълг. културна традиция. София, 1993; Miljkovi -Pepek P. Quatre saints non identifiés de Kurbinovo (1191) et hypothèses sur quelques exemples antérieurs et analoques en Macédoine//Byz. 1992. Vol. 62. P. 389-401; Скоморохова-Вентурини Л. Слав. месяцесловы как памятник междуслав. связей и отношений слав. и неслав. народов//Ricerche Slavistiche. R., 1992/1993. Vol. 39/40. N 1. P. 49-261; Бакалова Е. Живописна интерпретация на сакрализирания образ в средновек. изкуство//Palaeobulgarica. 1994. 1. С. 96-107; Дзиффер Дж. Новые данные о традиции и тексте пространного жития Константина//Славяноведение. 1994. 1. С. 60-66; он же (Ziffer G.). Un nuovo gruppo di testimoni (frammentari) della Vita Constantini: Il «Gruppo della paleja»//Slovo. Zagreb, 1994/1996. Sv. 44/46. S. 7-25; Grozdanov C., D. Sur les portraits des personages historiques à Kurbinovo//ЗРВИ. 1994. T. 33. С. 61-84; Димитров С. Формирането на средновек. бълг. народност в светлината на някои наши апокрифи//ИП. 1994/1995. Т. 50/51. 5. С. 134-165; Динеков П. Константин-Кирил//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 388-421; Верещагин Е. М. Кирилл и Мефодий как создатели первого лит. языка славян//Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 306-319; он же. История возникновения древнего общеслав. лит. языка: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. М., 1997; он же.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Б.м. [М.: Междунар. изд. центр правосл. лит-ры], 1994. Чурсанов С.А. Лицо (ипостась)//Богословская антропология . Русско-православный/римско-католический словарь. М.: Паломник; Никея, 2013. С. 283–285. Чурсанов С.А. Личность//Богословская антропология. Русско-православный/римско-католический словарь. М.: Паломник; Никея, 2013. С. 63–71. Чурсанов С.А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии XX века. М.: Изд. ПСТГУ, 2014. Яннарас Х. Личность и эрос// Он же . Избранное: личность и эрос. М., 2005. Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. Balthasar H. Urs von. Theo-Drama IV: The Action. San Francisco, 1994. Cantalamessa R. The Power of the Cross. L., 1966. Doctrine Commission of the General Synod of the Church of England, We Believe in God. L.: Church Publishing House, 1987. Galot J. Dieu souffre-t-il? Paris: P. Lethielleux, 1976. Küng H. The Incarnation of God. N. Y., 1987. Sobrino J. Christology at the Cross Roads. L., 1978. Sarot M. God, Passibility and Corporeality. Kampen: Kok Pharos, 1992.   Например, англиканский священник, богослов и ученый Артур Пикок (Оксфорд) пишет, что Бог являет Свою любовь к миру только в том случае, если мы признаем, что «Божественная природа может страдать точно также, как и человеческая природа Иисуса…» ( Пикок А. Богословие в век науки: Модели бытия и становления в богословии и науке. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2004. С. 389. Например, см.: Sarot M. God, Passibility and Corporeality. Kampen: Kok Pharos, 1992. Ch. 4–7. Doctrine Commission of the General Synod of the Church of England, We Believe in God. L.: Church Publishing House, 1987. Chap. 9. P. 159–160. См.: Бергман С. Дух, освобождающий природу: Тринитарная космология Григория Назианзина в свете экологической теологии освобождения/Пер. с нем. Архангельск, 1999. С. 284. Cantalamessa R. The Power of the Cross. L., 1966; Balthasar H. Urs von. Theo-Drama IV: The Action. San Francisco, 1994; Küng H. The Incarnation of God. N. Y., 1987; Sobrino J. Christology at the Cross Roads. L., 1978; Galot J. Dieu souffre-t-il? Paris: P. Lethielleux, 1976.

http://bogoslov.ru/article/6192568

15 . Argyrios A. Spirituels néo-grecs (XV-XX siècles). Namur 1967. 16 . Economos E. Some observations on the Hesychast diaspora in the fifteenth century//Studi sull’Oriente Cristiano. 1998. 2:2. 103–110. 17 . Maloney G. A history of orthodox theology since 1454. Belmont, MA 1976. 18 . Papoulidis C. Περπτωσις πνευματικς πιδρσεως το γου ρους ες τν Βαλκανικν χρον κατ τν 18 ο ανα//Maked 1969. 9. 19 . Papadopoulos Th. The Greek Church and people under Turkish domination. Bruxelles 1952. 1990. 275. 20 . Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit derTtirkenherrschaft (1453–1821). Die Orthodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Westens. München 1988. Лурье В. М.//ВВ 1992. 53. 182–185. [Готовится пересмотр. и доп. греч. изд.]. 21 . Podskalsky G. I teologi greco-catolici е greco-ortodossi della turcocrazia (XV-XVlll secoli) e l’esicasmo palamitico//AdB 7 .174). 121–134. 22 . Runciman S. The Great Church in captivity: a study of the Patriarchate of Constantinople from the eve of the Turkish conquest to the Greek War of Independence. L.; Cambridge 1968. 23 . Spiteris Y. La teologia ortodossa neo-greca. Bologna 1992. 24 . Stavrianos L. S. The Balkans since 1453. Ν. Y. 1958. 25 . Sugar P. F. Southeastern Europe under Ottoman Rule, 1354–1804. Seattle; L. 1977. (History of East Central Europe. 5). 26 . Vakalopoulos Α. στορα το Νου λληνισμο. 4. Τουρκοκρατα 1669–1812. οκονομικ νοδος κα φωτισμς το γνους. Θεσσαλονκη 1973. 27 . Ware Τ. Eustratios Argentï A study of the Greek Church under Turkish rule. Oxford 1964. 28 . Yannaras Ch. ρθοδοξα κα Δση στν νετερη λλδα#945;. θναι 1992. Движение колливадов и духовное возрождение XVIII в. После длит. упадка, вызванного турецким владычеством, в XVIII в., как ранее в XIII-XIV вв., из исихастских корней на Афоне возникает движение, давшее импульс дух. обновления всей нации, а затем, и православному миру. Зачином, обновления стало движение колливадов (от «коливо», поминальная кутья) – монахов, считавших необходимым возврат к обычаю древней церкви – не совершать заупокойные службы в воскресенье, день, посвященный, как и Пасха, победе Христа над смертью . За частным вопросом крылось истовое отношение к религ. жизни как истинной жизни во Христе; и постепенно колливадство стало движением за возрождение всех высших, благодатных форм правосл. церковности – частого причащения, строгого монашества, умной молитвы. В этом своем развитии оно подготовило Филокалич. возрождение в Православии, став прологом к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1354 . Kislas P. La question de l’union ecclésiastique entre Rome et Constantinople au milieu du XIV е siècle. La contribution de Nil Cabasilas à la discussion théologique. Mémoire dactylogr. de D.E.A. Université de Strasbourg II. 1992. 148–168. [Это соч., систематизирующее все аргументы латинян в пользу исхождепия Св. Духа и от Сына, неправильно приписывалось Мануилу Хрисолору]. Об исхождении Св. Духа Соч., опубл. после смерти Нила его племянником Николаем. Три части были опубл. разновременно: 1) Пять слов о Св. Духе. Здесь Нил излагает правосл. учение на осн. отцов Церкви и Соборов. Изд.: 1355 . Nil Cabasilas. Sur le Saint-Esprit/Introd., texte critique, trad. et notes par le HiéromoineThéophile Kislas. P. 2001. (Théologie byzantine). [Kislas 2001]. 173–436. [Парал. франц. пер.]. 2) Опровержение аргументов латинян, которыми они думают доказать, что Св. Дух исходит и от Сына. Опровержение 34 аргументов на основании Писания и отцов. Изд.://Kislas 1998 6 .1352). 521–662. 3) Что латиняне не могут, пользуясь силлогизмами, доказать, что Св. Дух исходит от Сына. Опровержение 15 логических силлогизмов. Изд.: 1356 . Nilus Cabasilas et theologia S. Thomae de processione Spiritus Sanctï novum e vaticanis codicibus subsidium ad historiam theologiae Byzantinae saeculi XIV plenius elucidandam/Scripsit Candal E. Città del Vaticano 1945. XVIII, 427. (StT 116). [С лат. пер.]. Две антологии, приложенные к трактату Об исх. Св. Духа: 1) Из св. Августина. Изд.://Kislas 1998 6 .1352). 657–660; 2) О Св. Вселенском Соборе, восстановившем Фотия на конст. кафедре... Изд.: 1357 . Beveregius G. Synodicon sive pandectae canonum SS. Apostolorum... Vol.2. Oxford 1672. 273–292. [С неправ. атрибуцией Иоанну Векку]. 1358 . Papadopoulos-Kérameus Α. Φωτου το γιωττου... Τ περ το τφου το Κυρου μν... κα λλα τιν πονημτια το ατο...//Правосл. Палестинский сборник 1892. 11/2 141–177. Исихастские соч. Краткое слово против неправильного понимания еретиками акиндинистами слов божеств. Григория Нисского , что «кроме Божественной природы нет ничего нетварного»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

После оккупации Югославии в апр. 1941 г. в Д. пытался найти защиту еп. Рашско-Призренский Серафим (Йованович) . Но на Пасху 1941 г. мон-рь заняли нем. войска, а потом он оказался в итал. зоне оккупации. Еп. Серафим был арестован и умер в 1945 г. в заключении. Гонения и мученическую кончину претерпели мн. насельники мон-ря, в т. ч. послушник Мирко Вуисич был убит коммунистами в мае-июне 1945 г., архидиак. Гавриил (Ковачина) умер в тюрьме в 1946 г. Албанцы изгнали из окрестных сел тысячи правосл. жителей, к-рым впосл. власти не разрешили вернуться. С окончания войны и до 1957 г. настоятелем мон-ря был рус. эмигрант игум. Феодосий (Мельник), бывш. келейник митр. Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) . При проведении в 1946 г. в Югославии аграрной реформы Д. были включены в 1-ю группу наиболее крупных серб. монастырей. Обители было оставлено 20 га необработанной пашни и 30 га угодий вместо 231 га пашни и 618 га угодий, пригодных для сельского хозяйства. Были конфискованы практически все монастырские запасы. Царские палаты, «призренский» братский корпус, склады, пекарню, трапезную и большую кухню по распоряжению властей передали детскому саду, на 1-м этаже «милошева» братского корпуса разместили санаторий. В распоряжении мон-ря остались квартира настоятеля, 4 жилые комнаты, 3 магазинчика (2 из к-рых долгое время оставались опечатанными представителями комиссии), подвал, 1 комната для паломников и маленькая кухня. Попытки церковных властей опротестовать решения Комитета по Косову и Метохии результатов не дали. В нач. 90-х гг. ХХ в. в Косове и Метохии усилилось стремление албанцев к отделению края от Сербии, к-рое сопровождалось насильственным вытеснением малочисленного серб. населения, нападениями на правосл. храмы и мон-ри. 6 авг. 1992 г. из ризницы Д. в безопасное место были перенесены ценные предметы и иконы. Чтобы поддержать мон-рь, еп. Артемий (Радосавлевич) перевел в него неск. монахов из мон-ря Црна-Река. В 1998 г. братия Д. насчитывала 25 монахов и послушников. В окрестностях в тот период проживало ок. 600 сербов и 55 тыс. албанцев. Серб. семьи оставляли свои дома и селились в бунгало близ Д., а скот размещали в монастырских сараях. В 1999 г. во время бомбардировок Косова и Метохии военными силами НАТО в монастыре нашли защиту не только сербы, но и ок. 200 албанцев. После ухода югослав. армии из края в Д. скрывались сербы, ок. 50 цыган и мусульм. семья. В июне 1999 г. Д. вошли в итал. зону КФОР. В окт. 2002 г. 33 насельника обители, оставшиеся единственными сербами на территории общины Дечани, отказались голосовать на выборах в местные органы власти в знак протеста против бесправного положения серб. населения. В 2006 г. были построены стена длиной 450 м для защиты обители со стороны реки, новый келейный корпус и котельная. В нач. 2007 г. братия потребовала установить защитную зону вокруг мон-ря. Военные КФОР охраняют насельников и сопровождают их во время выходов из обители, даже к источнику воды в 100 м от мон-ря.

http://pravenc.ru/text/171794.html

В 1971-1994 гг. издание выходило и на англ. языке (The Journal of the Moscow Patriarchate). «Православний bichuk» (Львов, 1948-1962, 1968-1970; К., 1971-1991, 1996 - на укр. яз.) издавался Киевской митрополией и стал аналогом ЖМП для Украины. Журнал сыграл большую роль в становлении укр. языка как богословского. В Латвии была сделана попытка выпуска бюллетеня Рижской епархии «Вести» (Рига, 1948-1950. 4 номера), издание возобновилось уже в 1989 г. под названием «Вестник Рижско-Латвийской епархии». После возрождения МДА возник вопрос о возобновлении научно-богословского ж. «Богословский вестник». Однако от Совета по делам религий было получено разрешение лишь на издание ежегодного сб. «Богословские труды» , начавшего выходить с 1960 г. Задачей издания была публикация научных трудов правосл. авторов по догматическому, апологетическому, сравнительному и нравственному богословию, библеистике, литургике, патрологии, церковной истории, искусству и археологии, церковному праву, философии, много внимания уделялось переводам творений св. отцов. Сборник был единственным научным церковным изданием до 1989 г. С 1967 г. ОВЦС МП выпускал «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений МП» (до 1998 в форме машинописного пресс-релиза для служебного пользования, с 1999 - ежемесячно в полиграфическом варианте). Бюллетень не имел строгой периодичности и размещал информацию о международных церковных контактах, наиболее значимых событиях в РПЦ и др. Поместных и инославных Церквах, а также дайджесты статей, опубликованных в зарубежной церковной периодике, и др. В условиях отсутствия миссионерских, духовно-просветительных изданий некоторые верующие нелегально готовили Ж. д. в самиздате. Среди них были ж. «Надежда» (М., 1977-1985; за границей выходил до 1994), литературно-философский ж. «Выбор» (М., 1987-1992), катехизаторский и миссионерский ж. «Амвон» (М., 1988-1990), «Бюллетень христианской общественности» (М., 1988-1989), «Слово» (М., 1988-1989), правосл. жен. ж. «Мария - Марфа» (М., 1991), «Царь-колокол» (М., 1990) и др.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Э. П. М. Изд-во «Книжица» учреждено в 1992 г. в Новосибирске А. В. Ковалениным. Используя средства для электронного набора на церковнослав. языке, оно верстало книги и газеты приходам РПЦ, издавало ноты, напр. песнопения клироса Вознесенского кафедрального собора Новосибирска. С 2000 г. изд-во стало выпускать под ред. Е. Ю. Нечипоренко книги с богослужебными песнопениями знаменного распева. По благословению архиеп. Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова) изданы «Литургия» (2000, 20042), синодальный «Октоих» (2000) с дополнениями (2003, 2004), «Всенощное бдение» (2002), «Покров» (2005). Издания по крюковым рукописям даются с нотной расшифровкой, синодальные песнопения - в круглой ноте. В наст. время эта работа ведется в электронной форме в рамках интернет-проекта «Фонд знаменных песнопений», благодаря к-рому создается научная база для новых изданий. А. В. Коваленин На Украине Одними из первых нотных певч. сборников в Юго-Зап. Руси (если не считать нотных лат. католич. изданий нач. XVI в.) были Канционалы 2-й пол. XVI в., изданные в протестант. типографиях. На территории Речи Посполитой в 70-90-х гг. XVI в. благодаря финансовой поддержке богатых аристократов работало больше протестантских типографий (кальвинистских и социнианских), чем католических ( Любащенко. 1995. С. 141). В типографии Бреста (основана в 1552) был издан сб. «Pieni Chwa Boskich» (Песнопения Божественных хвалений. 1558). В Несвижской типографии (основана братьями Кавечинскими) печатником Даниелем из Ленчицы (работал также в Пиньчуве) в 1563-1564 гг. был выпущен «Katechizm(?) Psalmy i pieni» (Катехизис... Псалмы и песнопения). В Вильно (1795-1920 Вильна), где насчитывалось 8 кальвинист. типографий, было издано неск. Канционалов (1594, 1598, 1600). Книги протестантов распространялись повсеместно, хотя, согласно польск. указам, мн. тиражи подлежали изъятию и уничтожению. Пример протестантов мог стать стимулом для организации правосл. изд-в, однако в кон. XVI в. технической базы для печати текстов знаменного распева еще не существовало. Необходимость издания в Юго-Зап. Руси правосл. певч. книг могла стать одной из причин быстрого изобретения в кон. XVI в. киевской нотации - нотолинейного письма, для набора к-рого технические возможности в Зап. Европе давно существовали.

http://pravenc.ru/text/293876.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010