Как видно из названия тем, собственно богословская проблематика рассматривалась в последний раз на собеседованиях в 1992 г. Затем центр изучений и дискуссий переместился в сферу религ. образования и общественно-политических вопросов. Это произошло в связи с разочарованием, наступившим в межхрист. диалоге, когда все более явной становилась бесперспективность надежд на реальное сближение протестант. и правосл. Церквей. В 2005-2007 гг. тематика богословских диалогов с протестантами сместилась в область нравственных ценностей и этических проблем. В 1995 г. группой участников собеседований был разработан «Совместный отчет руководству Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии о состоянии двустороннего богословского диалога». В этом документе была сделана попытка отразить церковную и политическую атмосферу прошедших собеседований и проанализировать результаты дискуссий по основным богословским и др. проблемам, к-рые обсуждались на протяжении 35 лет. Одним из важнейших достижений было названо то, что участники собеседований убедились в осмысленности и твердости веры во Христа и Его св. благовестие, присутствующих в обеих традициях и являющихся основанием их богословия. Определенного согласия удалось достичь в вопросах признания в качестве незыблемого фундамента веры и жизни обеих Церквей Апостольского предания, основанием к-рого является Сам Господь Иисус Христос и Его учение, переданное нам апостолами, и все Свящ. Писание, а также признания авторитета Вселенских Соборов, в частности, в понимании того, что в догматических решениях Соборов воистину слышен голос Духа Святого («Aphoльдcxaйh-II», 1963). Относительного согласия удалось достичь в вопросе о значении дел в свете спасения. Православные не разделяли лютеран. учение о вере, оправдывающей (спасающей) независимо от совершения тех или иных дел, протестантам нелегко было понять, чем отличается (если отличается) правосл. т. зр. от католической, поскольку православные, принимая, как кажется, полностью слова апостола, что мы спасаемся «только верою» (Гал 2.

http://pravenc.ru/text/171923.html

2000; Willing. 2002; L ö hr. 2012. 169-173). Др. последователи М. стремились сохранить его изначальное дуалистическое учение, однако для объяснения природы тварного мира и происхождения зла вводили разного рода дополнительные начала. Все маркиониты признавали существование благого трансцендентного Бога в качестве одного из первоначал, однако расходились в представлениях о противоположных Ему др. началах. Бог ВЗ, Которого М. считал вторым первоначалом, разделялся у нек-рых маркионитов на злого бога и справедливого бога; справедливый бог иногда объявлялся посредником между трансцендентным благим богом и богом-демиургом; в др. системах таким посредником считался Христос или диавол; творение могло признаваться как делом справедливого бога, так и делом злого бога или диавола; иногда в качестве самостоятельного принципа выделялась вечная материя, и т. п. (см., напр.: Hipp. Refut. VII 31. 5; VII 38. 1; X 20. 1; Epiph. Adv. haer. 42. 14. 1 - 15. 3; Adamant. De recta in Deum fide. 1. 3; 2. 1). В позднем маркионитстве теология подверглась довольно сильной мифологизации; для объяснения представлений о божественных началах, творении мира и спасении нередко вводились понятия и образы, заимствованные не из ВЗ и НЗ, а из вост. религий или гностических систем (см.: Aland. 1992. S. 99; L ö hr. 2012. Sp. 166-168). Религиозное значение учения М. С т. зр. идейного и церковно-исторического влияния маркионитство относится к наиболее значительным явлениям религ. жизни Римской империи II в. Деятельность М. ставила под сомнение существование исторического христианства и была направлена на дискредитацию традиц. христ. Церквей, к-рые М. объявлял отпавшими от учения Иисуса Христа и апостолов. Необходимость противостоять ереси М. стала одним из наиболее важных факторов, повлиявших на появление правосл. канона НЗ. При составлении НЗ правосл. Церковью была отвергнута позиция М., к-рый по собственному усмотрению включал в канон одни апостольские книги и исключал из него другие, одновременно редактируя принятые им тексты для согласования их содержания с собственными религ.

http://pravenc.ru/text/2562364.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР (V в.), еп. г. Вита в рим. провинции Бизацена (Сев. Африка), церковный историк. Ок. 484 г. написал «Историю гонений в Африканской провинции во времена Гейзериха и Гунериха, королей вандалов», опубликованную в 489/90 г. Сочинение, состоящее из 3 книг, охватывает период со времени перехода вандалами Гибралтара (429) до смерти кор. Гунериха (окт. 484). Как современник описываемых событий, автор главное внимание уделяет арианскому преследованию правосл. Церкви в Африке при Гунерихе (477-484). Используя «Страдания семи блаженнейших мучеников» (Passio septem beatissimorum martyrum), к-рое ранее приписывалось самому В., историк дает подробное описание мученичества и преследований правосл. епископов и священников, среди к-рых был и св. Вигилий Тапский. Достоинством труда является широкое включение документального материала: эдикты Гунериха от 20 мая 483 г. и 25 февр. 484 г. (II 39; II 3-14), письмо митр. Карфагена Евгения (II 41-42), текст «Книги кафолической bepы»(Liber Fidei catholicae), предназначавшейся для диспута с арианами, к-рый имел место 1 февр. 484 г. и др. «История» В.- ценный исторический источник и для анализа общественно-политической истории гос-ва вандалов. Соч.: Historia persecutionis Africanae provinciae/Ed. M. Petschenig. Vindobonae, 1881, 1967. (CSEL; 7); History of the Vandal Persecution/Ed. J. Moorhead. Liverpool, 1992. Лит.: Ferr é re F. La langue et le style de Victor de Vita//Revue de Philologie. 1901. Vol. 25. 110-123, 320-336; Capello G. Il latino di Vittore di Vita//Atti d. Società italiana per il progresso d. scienze. 1937. Vol. 25. 74-102; Courtois C. Victor de Vita et son œuvre: Étude crit. Alger, 1954; Diesner H. J. Sklaven und Verbannte, Märtyrer und Confessoren bei Victor Vitensis//Philologus. 1962. Bd. 106. S. 101-120. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство)

http://pravenc.ru/text/158536.html

Д. работал над муз. гармонизациями для различных видов хоров, записывал варианты напевов, писал об истории церковного пения, его характере и роли в богослужении, об актуальных проблемах певч. практики и о мерах, направленных на повышение исполнительского уровня певцов. Статьи о характере церковного пения Д. основывал на святоотеческом предании и традиц. правилах исполнения. Подчеркивал, что пение должно отвечать художественно-эстетическим запросам, церковная музыка - это серьезное искусство, поэтому необходимо исправлять недостатки певч. практики. Основной причиной плохого состояния серб. клиросного пения считал слабую подготовку певчих, к-рые произвольно меняли традиц. мелодии, в результате чего возникали многочисленные варианты. Д. выступал за создание певч. школ и введение курсов по сольфеджио и теории музыки в семинариях, за предоставление певчим достойного материального обеспечения, призывал к уважительному отношению к ним. Д. был сторонником использования серб. языка в богослужении, занимался переводами, опубликовал сборник песнопений литургии, вечерни и утрени с параллельными текстами на церковнослав. (в сербской транскрипции) и серб. языках (Српско црквено 1972). В церковных журналах опубликовал ряд статей по истории Церкви, издал неск. монографий. Похоронен во Введенском мон-ре в Белграде. Арх.: Белград. Архив Сербской Патриархии. Црквени хорови - празнични тропари, три kamabacuje и друге цркве песме за мешовити хор. Ркп.; Белград. Арх. прот. Миливоя Црвчанина. [О сходстве совр. греч. и серб. церк. пения] (см. изд.: Jeдah рукопис). Муз. соч.: Св. Лumyprujя за трогласни хор. Београд, 1960; Српско црквено на црквенослов. и српском jeзuky. Београд, 1972; Духовне песме: Збирка от 100 духовних песама на српском jeзuky у jeдah глас. Београд, 1992. Соч.: О у npabocлabhoj Цркви//ГлСПЦ. 1923. 18. С. 278-279; 19. С. 295-296; О болесника: Црквена пракса и одредбе. Београд, 1927; Добротворна улога Београд, 1928. Т. 3. Св. 1. С. 34-41; Мисли о. Jobaha Кронштадског о свештенству: Поводом од смрти//Там же. 1929. Т. 4. Св. 3. С. 212-225; вера и живот: Правосл. катихизис. Београд, 1954; Дан Цркве Бoжje//ГлСПЦ. 1956. С. 49-50; Горазд правосл. епископ чешки и моравскошлески: Поводом мученичке смрти//Там же. 1957. С. 175-176; Наше црквено данас//Там же. 1957. С. 85-86; О употреби српског jeзuka у нашем же. 1963. Бр. 7. С. 259-264; Jeдah рукопис митр. Дамаскина Грданичког о српском црквеном же. 1984. Бр. 6. С. 108-123.

http://pravenc.ru/text/168706.html

и завещал ему обратить Реккареда в кафолическую веру ( Greg. Magn. Dial. III 31. 6). Менее чем через год после вступления на престол Реккаред принял правосл. крещение и на собрании арианских церковных иерархов заявил о намерении «вернуть весь народ готов и свевов к миру и единению с христианской Церковью» ( Ioannes Biclarensis. Chronicon. 587. 5). Вскоре он передал православным церквам и мон-рям ранее конфискованное у них имущество. На III Толетском Соборе (май 589) арианство было запрещено, а правосл. вера стала офиц. религией Вестготского королевства. Согласно Иоанну Бикларскому, в Соборе приняли участие 72 епископа. Л. руководил заседаниями Собора вместе с Евтропием, аббатом Сервитанского мон-ря (summa tamen synodalis negotii penes sanctum Leandrum Hispalensis ecclesiae episcopum et beatissimum Eutropium monasterii Servitani abbatem fuit - Ioannes Biclarensis. Chronicon. 590. 1). Епископ произнес заключительную речь, посвященную обращению вестготов в кафолическую веру. Возможно, он составил также вступительную речь кор. Реккареда, являвшуюся фактически пространным исповеданием веры (La Colección. 1992. P. 50-64). Среди постановлений Собора - 23 анафематизма, направленные против арианства, и 23 дисциплинарных канона. Испан. епископы впервые вынесли решения, связанные с гражданским управлением (в определенных случаях они могли контролировать чиновников; женщин, виновных в сожительстве с клириками, карала светская власть). Утверждение королем постановлений III Толетского Собора, получивших силу закона, стало важным прецедентом; каноны последующих Соборов также становились частью вестгот. законодательства. Решения III Толетского Собора во многом способствовали утрате вестгот. идентичности, смешению готов с «римским» населением Испании. Вскоре после 589 г. на провинциальных Соборах были вынесены постановления, уточнявшие и дополнявшие отдельные каноны III Толетского Собора. В ц. Св. Иерусалим в Гиспалисе собрались 7 епископов Бетики под рук. Л. (4 нояб. 590). Они рассмотрели темы отчуждения церковного имущества епископами и сожительства клириков с женщинами.

http://pravenc.ru/text/2463203.html

Систематическая, нюансированная и предметная критика концепций Б. с правосл. т. зр. остается задачей будущего. При всей неприемлемости экзистенциалистской картины как бы беспредметного поля, лежащего, по Б., в самой сердцевине акта выбора, составляющего должный христ. ответ на керигму, в различных, не всегда согласующихся между собой описаниях этой сердцевины Б. порой приближается к правосл. понятию апофатики (см. Апофатическое богословие ). При многосторонней профессиональной квалификации Б. хотел обращаться к религиозно заинтересованной широкой образованной публике, к совр. верующему человеку как таковому, он предлагал своему читателю не серию академических тезисов и гипотез, но опыт ответа на вопросы, касающиеся мировоззрения. Этим объясняется широкий резонанс идей Б. в 50-60-х гг. (напротив, именно при такой позиции опасностью было фактическое приспособление теологической мысли к преходящим чертам историко-культурного момента). Соч.: Neues Testament und Mythologie: Das Problem der Entmythologisierung der neutestamentlichen Verkündigung. Münch., 1941, 19883; Offenbarung und Heilsgeschehen. Münch., 1941; Theologie des NT. Tüb., 1948, 19849; Das Urchristentum im Rahmen der antiken Religionen. Zürich, 1949, 19633; Glauben und Verstehen. Tüb., 1933-1965, 1984. 4 Bde, Reg.; Kerygma und Mythos/Hrsg. W. Bartsch. Hamburg, 1948-1979. 7 Bde; Jesus Christus und die Mythologie. Hamburg, 196411; Die Bedeutung der neuerschlossenen mandäischen und manichäischen Quellen für das Verständnis des Johannesevangeliums. Darmstadt, 1982; Theologische Enzyklopädie. Tüb., 1984; Das Evangelium des Johannes. Gött., 1941, 198612. (Krit.-exeget. Kommentar über das NT; 2); Die Geschichte der synoptischen Tradition. Gött., 1921, 199510 (FRLANT; 29); Briefwechsel, 1921-1967. Tüb., 2002; Neues Testament und christliche Existenz: Theol. Aufsätze. Tüb., 2002. Рус. пер.: Новый Завет и мифология: Проблема демифологизации новозаветного провозвестия//ВФ. 1992. Т. 11. С. 86-114; Иисус Христос и мифология//Октябрь. 1995. 12. С. 153-173; Рудольф Бультман: Вера и понимание. М., 2003 [в печати].

http://pravenc.ru/text/153643.html

Церкви свободу во внутренних делах, оказывал покровительство епископам, заботился о поддержании церковных структур и защищал собственность Церкви. В 500 г. Теодорих прибыл в Рим для празднования 30-летия правления (tricennalia), посетил базилику св. Петра и поклонился гробнице апостола вопреки соблюдавшемуся арианами запрету на посещение православных храмов. Он устроил в Риме цирковые игры и установил ежегодную раздачу хлеба. В период лаврентиевской схизмы (498-506/7), когда сторонники антипапы Лаврентия пытались сместить папу Симмаха , Теодорих сохранял нейтралитет, поддержав Симмаха лишь в 506 или 507 г., после длительной борьбы и уличных беспорядков в Риме. Арианский баптистерий в Равенне. 1-я четв. VI в. Арианский баптистерий в Равенне. 1-я четв. VI в. Теодорих стремился к мирному сосуществованию римлян и готов, которые составляли лишь незначительную часть населения И.- ок. 100 тыс. чел., тогда как рим. население достигало 4 млн ( Moorhead. 1992. P. 67-68). Римляне оказывали значительное культурное влияние на варваров: известно о готах, принимавших латинские имена и владевших латынью. По словам Кассиодора, готы и римляне подчинялись единым законам. Сохранился основанный на рим. праве законодательный сб. «Эдикт Теодориха» (его принадлежность Теодориху Великому вызывает сомнения), который был адресован всем группам населения И. На привилегированное положение варваров указывает наличие в отдельных городах должности комита готов, который кроме исполнения военных функций участвовал в судопроизводстве по делам варваров. Религиозная терпимость в Остготском королевстве способствовала мирному сосуществованию правосл. и арианской церковной иерархии. При этом король, по-видимому, не препятствовал обращению готов-ариан в правосл. веру. Терпимость короля распространялась и на иудеев, к-рые сохраняли собственные законы и могли занимать гос. должности; после того как жители Равенны устроили евр. погром, король приказал восстановить разрушенные синагоги за счет горожан. Среди населения И.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

При значительном многообразии богословских аспектов в истории развития и формирования католич. сотериологии (см. соответствующий раздел в ст. Искупление ) исходным пунктом в изложении ее доктринальной сути служит в К. тезис о том, что помимо апостольских Посланий учение об искуплении (redemptio, expiatio) имеет непосредственные евангельские основания (ср.: Lamentabili. 38// Denzinger. Enchiridion. N 3438), а пришествие Спасителя и всеобщего Искупителя (universorum Redemptor) было искони обещано праотцам и предвозвещено через пророков в ВЗ (ср.: CTrident. Decretum de iustificatione. Cap. 2//Ibid. N 1522; CVatII. DV. 3, 15). Однако основные категории учительства католич. Церкви, отображающие спасительный смысл искупительного подвига Христа, возникли в большинстве своем на базе средневек. теорий искупления. Наиболее заметное влияние при этом имело богословие Ансельма Кентерберийского, основоположника рационалистического метода в сотериологии. Так, понятия «долг» (debitum), «заместительное удовлетворение» (satisfactio vicaria), «заслуга» (meritum), «оправдание» (iustificatio), «божественная справедливость» (iustitia divina), вошедшие в доктринальный язык многих офиц. документов К. (напр., постановления Тридентского Собора , Ватиканского I Собора , «Катехизис Католической Церкви»), находятся в определенной зависимости от логических построений его «сатисфакционной теории» искупления. Догматические элементы католической сотериологии, отличающиеся чрезмерной концентрацией юридических форм представления в попытках рационального обоснования и истолкования спасительной миссии Сына Божия, подвергались критике со стороны нек-рых правосл. богословов как методологически чуждые восточнохрист. Преданию, утверждающие «между Богом и человечеством недопустимые правовые отношения» ( Лосский В. Догматическое богословие. С. 281) и породившие тем самым «неисчислимое множество искажений церковной веры» ( Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в правосл. богословие. М., 1992. С. 167; см. также: Гнедич П. В., прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944). М., 2007; Флоровский Г. О смерти крестной// Он же. Догмат и история. М., 1998. С. 181-227; Лосский В. Искупление и обожение// Он же. Богословие и боговидение. М., 2000. С. 273-288).

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Лит.: [Каминский В. К.] Неск. летописных данных из первых дней существования Рус. подворий в Иерусалиме//СИППО. 1901. Т. 12. 1. С. 64-75; Дмитриевский А. А. Имп. ППО и его деятельность за истекшую четверть века, 1882-1907. СПб., 1907; он же. Памяти Б. П. Мансурова//СИППО. 1910. Т. 21. 3. С. 446-457; он же. Деятели рус. Палестины/Сост.: Н. Н. Лисовой. СПб., 2010; он же. Палестинское об-во и рус. школы на Востоке: Статьи, очерки, отчеты//Сост.: Н. Н. Лисовой. СПб., 2014; Иловайский С. И. Ист. очерк 50-летия Рус. об-ва пароходства и торговли. Од., 1907; Аничков Н. М. Учебные и врачебные заведения ИППО в Сирии и Палестине. СПб., 1910. Ч. 2: Учеб. заведения Галилеи; Stavrou Th. G. Russian Interests in Palestine, 1882-1914. Thessal., 1963; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914. Oxf., 1969; Баталден С. К. Судьба рус. землевладения в Иерусалиме во время Палестинского мандата//ППС. 1992. Вып. 31(94). С. 25-31; Грушевой А. Г. Имп. Правосл. Палестинское об-во: (По петербургским архивам)//Архивы рус. византинистов в С.-Петербурге. СПб., 1995. С. 134-156; Юзбашян К. Н. Палестинское обво: Страницы истории//Ист. вестн. 2000. 2(6). С. 102-140; 3/4(7/8). С. 132-154; Лисовой Н. Н., Платонова З. И., Савушкин В. А. Сводный кат. рус. недвижимостей в Св. Земле//Россия в Св. земле. М., 2000. Т. 1. С. 691-719; Лисовой Н. Н. В. Н. Хитрово - основатель ИППО// Хитрово В. Н. К Животворящему Гробу Господню: Рассказ старого паломника. М., 2003. С. 5-59; он же. Рус. присутствие в Св. Земле: Учреждения, люди, наследие//ОИ. 2003. 2. С. 19-37; 3. С. 84-103; он же. Из истории руководства ИППО: 4 секретаря (М. П. Степанов - В. Н. Хитрово - А. П. Беляев - А. А. Дмитриевский)//ППС. 2005. Вып. 102. С. 6-35; он же. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006; он же. Св. Земля: История и наследие: Правосл. путев. М.; СПб., 2015. Н. Н. Лисовой Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/2578717.html

Юрьев, 1904; Границы веротерпимости//ПрибЦВед. 1905. 34. С. 1429-1432; К вопросу о свободе совести и о веротерпимости. Юрьев, 1905; Любопытные вопросы древне-церковной практики: По поводу двух ученых работ… проф. А. И. Алмазова. Юрьев, 1905; Особое мнение... по некоторым вопросам, касающимся пересмотра университетского устава. Юрьев, 1905; Современные вопросы: Брак и развод. Прелюбодеяние. Свобода совести и веротерпимость. Наука и политика: (4 рецензии). Юрьев, 1905; Терния и плевелы в наших университетах: К вопр. об университетской реформе. Юрьев, 1905; Церковное право. Юрьев, 19062, 19174; Накануне церковной реформы. Юрьев, 1907; Особое мнение... по вопросу 19-му (о богословском фак-те). Юрьев, 1907; Знаменитый канонист А. С. Павлов: Биография и ученые его труды//ВВ. 1909. Т. 15. Вып. 1. С. 204-226; История образования канонического кодекса Греч. Церкви от начала его возникновения до эпохи введения на Руси христианства. Юрьев, 1909; Новейшее законодательство по делам Правосл. Рус. Церкви. Юрьев, Проф. А. С. Павлов: Его биография и учено-лит. деятельность. Юрьев, Старые и новые законы о браке: (По поводу 352, 440, 441 и 359-й ст. Проекта нового уголовного уложения). Юрьев, 1909; Университетский вопрос. Юрьев, Синопсис церковных правил и история его образования//ВВ. 1911. Т. 17. С. 225-246; Указатель лит-ры церковного права по 1910 г. Юрьев, 1911; Religions Freedom in Russia in the Light of History//The Constructive Quarterly. N. Y., 1913. Vol. 1. N 4; Судьбы Македонии. Юрьев, 25 лет в Прибалтийском крае: Из восп. старожила. Юрьев, 1916. Вып. 1; Проф. И. C. Бердников: Некролог//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 30-34; Указатель лит-ры церковного права по 1916 г. Юрьев, 1917; Основы церковного права. М., 1992. Лит.: Безобразов П. В. [Рец на кн.:] Красножен М. Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. М., 1892//ЖМНП. 1893. Ч. 288. 8. Отд. 2. С. 517-534; Биогр. словарь профессоров и преподавателей Имп. Юрьевского, бывш. Дерптского, ун-та за 100 лет его существования (1802-1902)/Под ред. Г. В. Левицкого. Юрьев, 1902. Т. 1. С. 651-653; Петухов Е. В. Юрьевский, бывш. Дерптский, ун-т в последний период своего существования (1865-1902). СПб., 1906; Юбилей проф. М. Е. Красножена (23-го ноября 1911 г.). Юрьев, Дорская А. А. Правовой статус подданного Рос. империи в нач. XX в.: Вероисповедный аспект//Изв. РГПУ. 2002. Вып. 2. С. 215-223; она же. Изучение вероисповедного вопроса в Рос. империи в кон. XIX - нач. ХХ в.: Научно-пед. деятельность М. Е. Красножена//Отечественная история и ист. мысль в России XIX-XX вв.: Сб. ст. к 75-летию А. Н. Цамутали. СПб., 2007. C. 296-304; она же. Церковное право в системе права Рос. империи кон. XVIII - нач. XX вв.: АДД. М., 2008; Шор Т. Материалы к биографии историка Латвийской Правосл. Церкви С. П. Сахарова//Православие в Латвии/Под ред. А. В. Гаврилина. Рига, 2011. Вып. 9. С. 8-35. Свящ. Александр Берташ Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458949.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010