Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИНЕКОВ Динеков Петр (17.10.1910, с. Смолско, совр. Софийской обл.- 22.02.1992, София), болг. литературовед, фольклорист, лит. критик, действительный член Болгарской АН (1966). Род. в семье служителя гимназии. В 1924 г. поступил в 3-ю муж. гимназию Софии. В 1929 г. по представлению учительского совета гимназии получил стипендию фонда «Одаренные дети», учрежденного Мин-вом народного просвещения Болгарии, для получения высшего образования. В 1929-1933 гг. учился в Софийском ун-те по специальности «славянская филология», дипломную работу писал под рук. Й. Иванова . В 1934-1935 гг. прослушал курс лекций по польск. лит-ре и культуре в Варшавском и Краковском ун-тах. В 1936-1938 гг. преподавал болг. язык во франц. колледже св. Августина в Пловдиве, в 1938 г. назначен ассистентом кафедры слав. языков Софийского ун-та. В 1941 г. там же избран штатным доцентом кафедры болг. лит-ры (за исследование «Софийские книжники XVI в.»), в 1945 г.- профессором; в 1960-1979 гг. заведовал этой кафедрой. С 1948 г. зав. Секцией болг. лит-ры доосвободительного периода Ин-та лит-ры Болгарской АН; член Международного комитета славистов (1955), создатель и директор Ин-та фольклора (с 1973); директор Кирилло-Мефодиевского научного центра (1980); член редколлегии журналов «Литературна мисъл», «Български фолклор», «Списание на БАН», периодических изданий «Староболгарска литература» и «Кирилло-Методиевски студии»; главный редактор «Кирилло-Методиевской енциклопедии» (Т. 1-2. 1985, 1995); народный деятель культуры Болгарии (1972), Герой Социалистического Труда (1980); чл.-кор. Болгарской АН (1947); почетный д-р Варшавского ун-та (1973); лауреат Кирилло-Мефодиевской премии Болгарской АН 1980 г. (за кн. «Похвала на старата бълг. лит-ра». София, 1979). Круг научных интересов Д. отличался широтой и охватывал историю болг. лит-ры с момента возникновения до XX в., болг. фольклор и историю фольклористики, польск.

http://pravenc.ru/text/178265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ [болг. Кирило-Методиевска енциклопедия] (КМЕ), специализированное справочное издание Болгарской АН, посвященное жизни и миссии святых равноапостольных просветителей славян Кирилла (Константина) Философа и Мефодия и исследованию различных аспектов их наследия (София, 1985. Т. 1: А-З; 1995. Т. 2: И-О; 2003. Т. 3: П-С; 2003. Т. 4: Т-Я). Главные редакторы: П. Динеков и Л. Грашева; в редколлегию входили болг. исследователи Б. Ангелов , Д. Ангелов , В. Велчев, Э. Георгиев, Е. Дограмаджиева, И. Дуйчев , К. Иванова , Х. Кодов , С. Кожухаров , К. Куев , И. Леков, К. Мирчев, С. Николова и др. Идея издания К.-М. э. возникла в сер. 70-х гг. ХХ в. в Ин-те литературы Болгарской АН. Экономические проблемы Болгарии в 90-х гг. ХХ в. замедлили осуществление проекта, но за это время была доработана концепция и расширен словник издания, дана характеристика совр. состоянию кирилло-мефодиевской проблематики. В 4 томах К.-М. э. опубликованы 903 статьи обзорно-информативного характера, обобщающие достижения научных исследований по кирилло-мефодиевской проблематике, изданные в разных странах мира до кон. ХХ в. Биографические статьи посвящены как самим братьям-просветителям, так и современным им историческим деятелям, ученикам, последователям, видным представителям визант. культуры, оказавшим на них прямое или косвенное влияние, а также исследователям, в т. ч. современным, как болгарским, так и из др. стран, научные интересы к-рых связаны с кирилло-мефодиевской проблематикой. Статьи об исторических событиях освещают еще не получившие научного объяснения моменты жизни и деятельности св. братьев (напр.: «Сан Кирилла», «Происхождение Кирилла и Мефодия», «Крещение болгар», «Посольства болгар в Рим», «Сарацинская миссия», «Хазарская миссия», «Брегальницкая миссия»). Статьи о географических понятиях и археологических памятниках посвящены местам и объектам, связанным с миссией и почитанием Кирилла и Мефодия и с распространением их наследия, в т. ч. монастырским центрам, книжным хранилищам и скрипториям (напр.: «Синайский монастырь св. Екатерины», «Равненский монастырь», «Райхенау»).

http://pravenc.ru/text/1840471.html

у 1995 на комп " ютерну обробку дозволив значно прискорити роботу над багатотомником, а використання програм сприяло виявленню прогалин. У п " ятого  тому вони в «Додатки та виправлення». Нову на Старий Новий повнота й подавання Видання не лише повний корпус цитат до але й елементи енциклопедичного словника стислими пояснювальними статтями до особових та назв, богословських  та понять а також до сучасному та словосполучень. До кожного слова, що подано його та церковнослов " з Святого Письма. того, до кожного особового додано стислу Нове видання дозволить священику швидко знаходити посилання час складання  допоможе у  Святого Письма, а редактору — в пошуку та цитат. За Журналу 7, 2010 р . Видавництво /Патриархия.ru за темою голови на пленарному (25 вересня 2023 року) [Документи] Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева) [Стаття] Вийшла у Матфея: та богословський контекст» У видано сучасний коментар до книги «Вышеестественный и равноангельский отец отцов». К 1375-летию со дня преставления преподобного Иоанна Лествичника (†30.03.649) [Стаття] «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] Евангельские группы сегодня: опыт епархий [Стаття] Молодий настоятель [Стаття] Вийшла друком книга Кирила «Щоб був на На допомогу тим, хто Вийшов у черговий том праць Кирила У в рамках виставки-форуму Слова» нових книг Кирила та з питань книгорозповсюдження У вийшло окреме видання служби преподобному з ключовими словами – Журнал – Видавництво   новини У пройде виставка-форум Слова» робоча голови Ради з керуючим Бердянською чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. У Баку пройшла двомовного молитвослова азербайджанською та мовами У пройде виставка-форум Слова» На «Спас» пройшов телемарафон, присвячений Дню книги Видано повний переклад Великого покаянного канону Критського тайською мовою На перекладу книги Царств табасаранською мовою У книги «Благочиння як церковного та   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил звершив освячення Володимирського храму в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1220711...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [болг. Бельова църква «Рождество Пресвятие Богородици»], расположена в 3 км к югу от г. Самоков; объявлена памятником культуры и музейным объектом. Богослужение в ней не совершается. По мнению местного краеведа С. Пешова, построена в 1388 г. болярином Белю (болг. Бельо) вне городской черты, дабы не раздражать уже укрепившихся в городе турок-мусульман. Однако научная т. зр., основывающаяся на архитектурных особенностях памятника, отодвигает дату постройки храма к XV-XVI вв. Первоначально Б. ц. была однонефной, одноапсидной и без окон. В 1657 г., чтобы скрыть церковь от турок, ее засыпали землей, и в таких условиях в ней совершались богослужения до 1712 г. В 1856 г. возобновились службы, в 1867-1869 гг. Б. ц. была очищена от земли, полностью отреставрирована и перестроена: наос и притвор храма объединили в одно помещение, в зап. части построили арочную паперть. От древних росписей сохранились лишь отдельные фрагменты. Новые фрески были созданы Н. Образописовым, его помощниками Х. Зографским (сыном Захарии Зографа ) и Д. Дупничанином. Фрески содержат композиции на сюжеты ВЗ, циклы Страстей Господних и Христовых праздников, изображения слав. первоучителей и болг. святых (сцены жития прп. Иоанна Рильского, в т. ч. его встреча с болг. царем Петром, св. Михаила Воина Болгарина) и подписаны на церковнослав. языке. Совместно с Образописовым во 2-й пол. XIX в. над росписями стен и иконами работал болг. живописец К. Геров. В 1899 г. М. Белостойнев изобразил на зап. фасаде храма композицию «Рождество Пресв. Богородицы». В 1879 г. во дворе церкви была установлена чешма, каменное сооружение с краном для отведенной воды источника, в 1892 г. для нее построили павильон. Лит.: Семерджиев Хр. Град Самоков и околността му. [Б. м.], 1913; Захариев В. Годишнини, свързани с българското възрожденско изобразително изкуство//Изв. на Ин-та за история. София, 1962. Кн. 5; Цончева М. Българско възраждане. София, 1962; Коева М. Паметници на културата през българското възраждане: Архитектура и изкуство на българските църкви. София, 1977. С. 23, 29. Прил. 1, 2, 11; Енциклопедия на изобразителни изкуства в България. София, 1980. Т. 1. С. 87; Българската възрожденска интелигенция; Енциклопедия. София, 1988. С. 154, 479; Темелски Хр. Църкви и манастири в Самоков и Самоковско//Духовна култура. 1993. Кн. 12. С. 11-12. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ II (Охрид (?) - Зографский мон-рь на Афоне), последний Архиепископ Охридский (1763 - 16 янв. 1767). До вступления на Охридский престол - митр. Пелагонийский Охридской Архиепископии (после 1759-1763). В мае 1763 г., после кончины Охридского Архиепископа Иеремии , К-польский Патриарх Иоанникий III предпринял попытку поставить на вакантную кафедру к-польского ставленника - своего протосинкелла иером. Ананию, подготовив его избрание Свящ. Синодом. Однако кандидатура Анании была отвергнута в Охриде, и Архиепископом был избран А. Новый К-польский Патриарх Самуил продолжил политику централизации и подчинения болг. епархий К-польскому Патриархату. По доносу противников из числа подчиненных А. иерархов он был обвинен османскими властями в сношениях с Россией (по др. сведениям, с Венецией), что дало Патриарху Самуилу формальный повод вынудить А. подписать грамоту об отречении от Охридской кафедры. 16 янв. 1767 г. болг. епархии на правах Преспанской митрополии были переданы К-польскому Патриархату, А. была оставлена только Пелагонийская епархия, 24 июня 1767 г. также вошедшая в состав К-польского Патриархата. Вскоре А. был сослан в Зографский мон-рь на Афоне, где прожил до своей кончины в большом почете у болг. монахов Св. горы. Об А. сохранилось множество преданий на Афоне и в Болгарии, во 2-й пол. XIX в. его имя стало знаменем борьбы за учреждение Болгарского Экзархата. В 70-х гг. XIX в. поэт Г. Пырличев написал 2 песни о борцах за восстановление национальной Болгарской Церкви как продолжателях дела А., к-рые были настолько популярны среди болгар, что считались народными. Ист.: Снегаров. История. С. 515-519. Лит.: Български книжници. 1860. Кн. 13; Григорович В. И. Очерк путешествия по европейской Турции. М., 18772. С. 103-104; Снегаров И. Унишожението на Охридската архиепископия//Годишник на Софийски Ун-т: Богосл. фак-т. 1926. Т. 3. С. 134; он же. История. С. 515-519; Кратка българска енциклопедия. София, 1963. Т. 1. С. 125; Пенев Б. История на новата българска литература. София, 1976. Т. 1. С. 161, 609; С. К. Святыни древнего Асеновграда//ЖМП. 1975. 3. С. 48-49. И. А. Корж Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76274.html

Кирило-Методиевска енциклопедия. София, 1985–2003. 4 т. Культура Византии. [I-III]. M., 1984–1991. Православная энциклопедия. М., 1999–2010-. Т. 1–23– [до буквы И]. A [Blackwell] Companion to Byzantium/Ed. L.James. Oxford, 2010. A [Blackwell] Companion to Greek Rhetoric. Oxford, 2007. The Blackwell Companion to Late Antiquity. Oxford, 2009. The Blackwell Companion to the Eastern Christianity/Ed. K. Perry. Oxford, 2010. The Cambridge History of Christianity. I-II, Cambridge, 2006–2007. The Cambridge History of Early Christian Literature. Cambridge, 2004. The Cambridge History of Greek and Roman Warfare. Cambridge, 2007. 2 vol. The Cambridge History of Iran. Ill: The Seleucid, Parthian and Sasanian periods. Cambridge, 1983. 2 vol. The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambridge, 1967. The Cambridge History of the Byzantine Empire, с 500–1492/Ed. J. Shepard. Cambridge, 2008. The Cambridge Medieval History, IV: The Byzantine Empire/Ed. J.M. Hussey. Cambridge, 1966–1967. 2 vol. Dictionnaire d " histoire et de geographie ecclesiastique. Paris, 1912–2009-. T 1–29– [до слова Lombardi]. Di Berardino A. (ed.). Patrology: The Golden Age of Latin Patristic Literature from the Council of Nicea to the Council of Chalcedon. Westminster, 1986. Di Berardino A. (ed.). Patrology: The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus († 750). Cambridge, 2006. Encyclopedia of the Early Church/Ed. A. di Berardino. Cambridge, 1992. 2 vol. Late Antiquity: a guide to the postclassical world/Ed. G.W. Bowersock e.a. Cambridge (Mass.), 1999. Le Monde byzantin, I-II (330–1204). Paris, 2004–2007. Lexikon der antiken christlichen Literatur/Hrsg. S. Döpp, W. Geerlings. Freiburg, 1998. Lexikon der Byzantinistik/Hrsg. J. Irmscher. Amsterdam, 1998–1999. Bd. 1–2 [прервался на слове Elfenbein]. Lexikon der christlichen Ikonographie/Hrsg. E. Kirschbaum u.a. Rom u.a., 1968–1976 (Nachdr., 1994). 8 Bde. Lexikon des Mittelalters. München, 1977–1999 (Nachdr.: 2009). 8 Bde.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гошев 1956 – Гошев И. Рилски глаголически листове. София, 1956. Грашева 2003 – Грашева Л. Черноризец Храбър//Кирило-Методиевска енциклопедия. Т. IV. София, 2003. С. 497–505. Даль I–IV – Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I– IV. М., 1998. Десницкая 1983 – Десницкая А. В. К вопросу о раннеисторических языковых связях восточных славян с балканским лингвистическим ареалом//Славянское языкознание. IX Международный съезд славистов. Киев, сентябрь 1983 г. М., 1983. С. 76–95. Дмитриевский 1993 – Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. м., 1993. Еремин 1947 – Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского //ТОДРЛ. Т. V. М.-Л., 1947. С. 159–184. Желтов, Максимович 2001 – Желтов М. С., Максимович К. А. АЛМАЗОВ А.И. //Православная энциклопедия. Т. II. Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 38–39. Живов 2003 – Живов В. М. ХОУ-ть-И . Об идеосинкретических факторах при выборе морфологических вариантов//Festschrift für Werner Lehfeldt zum 60. Geburtstag [=Die Welt der Slaven. Sammelbände. Bd. 19]. München, 2003. С. 320–329. Зализняк 2004 – Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. м., 2004. Заозерский, Хаханов 1903 – Заозерский Н. А. , Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой, славянской//ЧОИДР. 205. 1903. Кн. 2. ЭСЛ ПР и СР – Тихомиров М. Н., Милов Л. В. [изд.]. Закон Судный людем Пространной и Сводной редакции. Под ред. акад. М. Н. Тихомирова. М., 1961. Климент Охридски III – Климент Охридски. Събрани съчинения. Том III. Пространни жития на Кирил и Методии. Подготвили за печат Боню Ст. Ангелов и Христа Кодов. София, 1973. Кон. – Димитровски Т., Корубин Б., Стаматоски Т. Речник на македонскиот jaзuk со српскохрватски Т. I–III. Ред. Б. Конески. Ckonje, 1950. Коневецкий 1991 – Коневецкий А. К. Наречия в древнерусском языке//Древнерусский язык домонгольской поры. Л., 1991. с. 173–182. Лобк. прол. – Лобковский пролог. ГИМ, Хлуд. 187. 1262 или 1282 г. 148 л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

В завершение встречи С.Л. Кравец вручил участникам презентации по экземпляру Энциклопедического словаря «Большой Российской энциклопедии». Затем на стенде церковно-научного центра «Православная энциклопедия» ее руководитель преподнес митрополиту Илариону авторский экземпляр 26-го тома одноименного издания, в котором опубликована статья владыки о преподобном Исааке Сирине. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в виставки сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в м. Москви Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи з ключовими словами виставки, конкурси –   новини У пройде виставка-форум Слова» робоча голови Ради з керуючим Бердянською чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. У Баку пройшла двомовного молитвослова азербайджанською та мовами У пройде виставка-форум Слова» Вийшла друком книга Кирила «Щоб був на На допомогу тим, хто На «Спас» пройшов телемарафон, присвячений Дню книги Видано повний переклад Великого покаянного канону Критського тайською мовою На перекладу книги Царств табасаранською мовою У книги «Благочиння як церковного та   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1619499...

В отличие от жития прп. Сергия, где в качестве митрополичьего посланца выступает Радонежский чудотворец, Рогожский летописец, восходящий к московскому своду 1409 г., сообщает, что эта миссия была возложена свт. Алексием на архим. Павла и игумена Герасима (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 74–75), имя прп. Сергия здесь не упомянуто. (О соотношении известий источников см.: Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 119–120.) Павла и Герасима как владычних апокрисариев упоминает и прп. Епифаний Премудрый в житии прп. Сергия Радонежского (ПЛДР. М., 1981. С. 372) — они были присланы митр. Алексием к преподобному, чтобы уговорить его вернуться с Киржача в Троицкую обитель (поскольку событие более позднее, и Павел и Герасим названы архиманд- ритами). В настоящее время свидетельство грамоты короля Казимира о Галицких митрополитах признается исследователями достоверным (см. комм. Говоря о происхождении свт. Киприана, автор следует за традицией XVI в. (проложная повесть об успении митрополита, Степенная книга). Сейчас считается установленным, что Киприан был болгарином (см.: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 21; Мейендорф. Византия и Московская Русь. С. 158–160; Словарь книжников. М., 1987. Вып. 2. Ч. 1. С. 464), несомненным доказательством этому служит правописание Лествицы, собственноручно переписанной свт. Киприаном в 1387 г. в Константинополе (РГБ, собр. МДА. 152) — Князевская О. А., Чешко Е. В. Рукописи митрополита Киприана и отражение в них орфографической реформы Евфимия Тырновского//Търновска книжовна школа. София, 1980. Кн. 2. С. 282–292). Свт. Киприан считается ныне одним из крупнейших деятелей славяно-византийского мира XIV – нач. XV вв. (библиографию работ, посвященных его деятельности и творческому наследию, см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 473–475; Старобългарска литература: Енциклопедичен речник. София, 1992. С. 221–222).

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

11 . Вашица Й. Кирилло-мефодиевские юридические памятники//Вопросы славянского языкознания. – М., 1963. – Вып. 7. 12 . Голубинский Е. Е. По поводу перестрой В. И. Ламанским истории и деятельности Константина-Философа, первоучителя славянского//Изв. Отд-я рус. яз. и словесности. – СПб., 1907. – Т. 12. Кн. 2. – С. 368–380. 13 . Горский А. В. О свв. Кирилле и Мефодии//Москвитянин. – 1843. – 6. – Ч. 3. – С. 405–434. 14 . Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? – М.: Яз. слав, культуры, 2003. 15 .  Иванцов-Платонов А. М. Памяти Кирилла и Мефодия//Православное обозрение. – 1871. – Т. 3. 5. – С. 617–628. 16 . Ильинский Г. А. Опыт систематической Кирилло-Мефодиевской библиографии. – София, 1934. 17 . Жития паннонские как источник биографии свв. Кирилла и Мефодия//Православное обозрение. – 1885. – Т. 1. 2. – С. 267–294. 18 . Жуковская Л. П. Об объеме первой славянской книги, переведенной с греческого Кириллом и Мефодием//Вопросы славянского языкознания. – М., 1963. – Вып. 7. – С. 73–81. 19 . Кирило-Методиевска енциклопедия/Гл. ред. П. Динеков. Т. 1–2. – София, 1985–1995. 20 . Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в XI-XII вв. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. 21 . Львов А. С. О пребывании Константина-Философа в монастыре Полихрон//Советское славяноведение. – 1971. – 5. – С. 80–86. 22 . Лихачев Д. С. Древнеславянские литературы как система//VI Международный съезд славистов: Доклады советской делегации. – М., 1968. – С. 5–48. 23 . Мареш В. Ф. Древнеславянский литературный язык в Великоморавском государстве//Вопросы языкознания. – 1961. – 2. – С. 12–23. 24 . Медынцева А. А. У истоков славянской письменности//Наука и жизнь. – 1985. – 12. – С. 91–96. 25 . Можаева И. Е. Библиография по кирилло-мефодиевской проблематике, 1945–1974 гг. – М.: Наука, 1980. 26 . Петрушка В. И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. – М.: ПСТГУ, 2005. 27 . Пиккио Р. История древнерусской литературы. – М.: Круг, 2002. 28 . Туницкий Н. Л. Материалы для истории жизни и деятельности учеников свв. Кирилла и Мефодия. – Сергиев Посад, 1918. – Вып. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010