Краткую редакцию Закона большинство исследователей связывает с деятельностью во 2-й пол. IX в. (до 885 г.) в Великой Моравии св. равноап. Мефодия (среди болгарских ученых распространено мнение о создании памятника в кон. IX в. в Болгарии). Пространная и Сводная редакции текста созданы на Руси. Библиографию исследований памятника см.: Кирилометодиевска енциклопедия. София, 1985. Т. 1. С. 717. О применении и изменении норм Уставов кнн. Владимира и Ярослава в различных регионах Руси в XIII–XV вв. подробнее см.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI–XIV вв. М., 1972; Флоря Б. Н. Отношение государства и Церкви у восточных и западных славян. М., 1992. С. 22–26, 35–36, 40–41. Новейшее издание текстов Уставов и подтвердительных грамот см.: Древнерусские княжеские уставы XI–XIV вв./Подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С практикой применения княжеских уставов и определением прав Церкви связан и такой текст, как «Правосудье митрополичье», обнаруженный во время выхода в свет «Истории Русской Церкви» митр. Макария и известный в единственном списке нач. XVI в. Памятник частично восходит к Русской Правде и Уставу Ярослава и рассматривает случаи, входящие в судебную юрисдикцию князя и епископа. Единое мнение по поводу датировки, места создания и применения Правосудия у исследователей отсутствует. Памятник относят к XIII–XIV вв. (Юшков С. В. Правосудие митрополичье//ЛЗАК. 1929. Т. 35), связывают с судебной политикой в отношении Новгорода свт. Киприана в кон. XIV в. (Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы/XIV–XV вв. М.—Л., 1951. Ч. 2. С. 25–29) или же свт. Киприана и Фотия, до 1420-х гг. (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. М., 1964. Т. 3. С. 22–24), с Пермской епархией XV в., где епископы представляли власть митрополита и великого князя московского (Тихомиров М. Н. «Правосудье митрополичье»//АЕ 1963. М., 1964. С. 44–54). Состав сборника, содержащего памятник, недавно подробно проанализирован И. В. Ипатовым («Правосудье митрополичье»//ВИД.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ II (Охрид (?) - Зографский мон-рь на Афоне), последний Архиепископ Охридский (1763 - 16 янв. 1767). До вступления на Охридский престол - митр. Пелагонийский Охридской Архиепископии (после 1759-1763). В мае 1763 г., после кончины Охридского Архиепископа Иеремии , К-польский Патриарх Иоанникий III предпринял попытку поставить на вакантную кафедру к-польского ставленника - своего протосинкелла иером. Ананию, подготовив его избрание Свящ. Синодом. Однако кандидатура Анании была отвергнута в Охриде, и Архиепископом был избран А. Новый К-польский Патриарх Самуил продолжил политику централизации и подчинения болг. епархий К-польскому Патриархату. По доносу противников из числа подчиненных А. иерархов он был обвинен османскими властями в сношениях с Россией (по др. сведениям, с Венецией), что дало Патриарху Самуилу формальный повод вынудить А. подписать грамоту об отречении от Охридской кафедры. 16 янв. 1767 г. болг. епархии на правах Преспанской митрополии были переданы К-польскому Патриархату, А. была оставлена только Пелагонийская епархия, 24 июня 1767 г. также вошедшая в состав К-польского Патриархата. Вскоре А. был сослан в Зографский мон-рь на Афоне, где прожил до своей кончины в большом почете у болг. монахов Св. горы. Об А. сохранилось множество преданий на Афоне и в Болгарии, во 2-й пол. XIX в. его имя стало знаменем борьбы за учреждение Болгарского Экзархата. В 70-х гг. XIX в. поэт Г. Пырличев написал 2 песни о борцах за восстановление национальной Болгарской Церкви как продолжателях дела А., к-рые были настолько популярны среди болгар, что считались народными. Ист.: Снегаров. История. С. 515-519. Лит.: Български книжници. 1860. Кн. 13; Григорович В. И. Очерк путешествия по европейской Турции. М., 18772. С. 103-104; Снегаров И. Унишожението на Охридската архиепископия//Годишник на Софийски Ун-т: Богосл. фак-т. 1926. Т. 3. С. 134; он же. История. С. 515-519; Кратка българска енциклопедия. София, 1963. Т. 1. С. 125; Пенев Б. История на новата българска литература. София, 1976. Т. 1. С. 161, 609; С. К. Святыни древнего Асеновграда//ЖМП. 1975. 3. С. 48-49. И. А. Корж Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76274.html

131 . Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. М., 2001. 132 . Кириллин В.М. «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого //Записки отдела рукописей РГБ. Вып. 51. М., 2000. 133 . [Кириченко О.В.] «Келейный летописец» святителя Димитрия Ростовского // Димитрий Ростовский , свт. Келейный летописец с прибавлением его жития, чудес, избранных творений. Иннокентий Гизель, архим. Киевский синопсис. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. С. 3–32. 134 . Киселёва М.С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII в.: от древнерусской книжности к европейской учёности. М., 2011. 135 . Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. 136 . Kлiмob В.В. Святитель Kuib. 1995. 137 . Kлiмob В.В. Туптало (Тупталенко) Данило в XVII-XVIII ст. Енциклопедичне видання. 2001. 138 . Корзо М.А. Проблемы нравственного реформирования общества в эпоху раннего Нового времени//Этическая мысль. Вып. 4. М., 2003. С. 89–102. 139 . Корзо М.А. Педагогическая система иезуитов//История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения. М., 2004. С. 469–532. 140 . Корзо М.А. Украинская и белорусская катехическая традиция XVI–XVII вв. М., 2007. 141 . Корзо М.А. Внешняя традиция как источник вдохновения. К вопросу об авторстве киевских и московских православных текстов XVII в. Два примера//Studi Slavistici VI (2009). Firenze, 2009. S. 59–84. 142 . Корзо М.А. Иннокентий Гизель. Сочинения//Православная энциклопедия. Т. XXII. М., 2009. С. 747–749. 143 . Корзо М.А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого : освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. М., 2011. 144 . Круминг А.А. Сборник произведений св. Димитрия Ростовского : (рукопись. Ростовского музея 828)//ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 69–91. 145 . Круминг А.А. Подлинные рукописи св. Димитрия Ростовского в собр. Ростова//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 18–24. 146 . Круминг А.А. Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского : очерк истории издания//Филевские чтения: тезисы конференции. 1994. Вып. 9. С. 5–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАТОШЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [болг. Батошевски девически манастир «Въведение Богородично»] Велико-Тырновской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен в с. Батошево Севлиевского р-на, на левом берегу р. Росица. Основание мон-ря связано с обетом, данным батошевским свящ. Миню Коевым, в случае выздоровления тяжело заболевшей младшей дочери Марии посвятить ее Богу. Девочка выздоровела, и в 1870 г. ее отец купил неск. дворов и нанял мастеров для постройки монастырских зданий. 21 нояб. 1871 г., в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, свящ. Миню торжественно объявил собравшимся в сельской ц. св. Димитрия односельчанам о своем обете. Мария была пострижена в монашество с именем Магдалена иером. Батошевского муж. мон-ря Севастианом и поселилась в одной из келий. Число сестер общины росло. В 1872 г. рядом была построена маленькая деревянная церковь, освященная 1 окт. того же года севлиевским архиерейским наместником экономом Марином (Софрониевым). Первой игуменией Б. м. стала мон. Магдалена (Минева; 1876-1933). В 1905 г. в мон-ре была выстроена каменная церковь, куда из ц. Св. Троицы в г. Севлиево были перенесены иконы работы С. Доспевского, созданные им в 1871-1872 гг. (св. Илии, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, св. Иоанна Крестителя). Монахини возделывали небольшой участок земли, о к-ром велись постоянные споры с местными жителями, занимались рукоделием. В наст. время в мон-ре подвизаются 2 монахини. Лит.: Бакалов Й. Г. Бележки за девическия манастир в с. Батошево. Севлиево, 1933; Василиев Ас. Български възрожденски майстори. София, 1965. С. 406; Българската възрожденска интелигенция: Енциклопедия. София, 1988. С. 385. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77672.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ СТРУМИЦКИЙ [Анастасий, Спас Струмски (Солунски); греч. Αναστσιος κ Βουλγαρας] (1774, с. Радовиш, пров. Струмица - 8.08 или 29.08.1794, Фессалоника), мч. (пам. болг., македон. 29 авг., пам. греч. 8 авг.), пострадавший от турок. Занимался оружейным ремеслом, по сведениям из греч. источников, торговал одеждой. В возрасте 20 лет отправился в Фессалонику к мастеру, к-рый попросил его облачиться в тур. одежду, чтобы при продаже товара не платить налог, обычный для всех христиан. Юноша согласился, однако тур. таможенники потребовали от него произнести мусульм. исповедание веры. Святой отказался, за что его заточили в темницу и жестоко истязали. А. С. остался непреклонным и был приговорен к повешению за «поношение Магомета». Скончался от ран на пути к виселице. Лит.: Филарет [Гумилевский], архиеп. Святые южных славян. Чернигов, 1865; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 141; Μικρν Εχολγιον. Σ. 450, 455; Асимилаторската политика на турските завоеватели//Сборник от документи за помохамеданчвания и потурчвания XV-XIX в. София, 1964. С. 259-261; Meinardus O. Saints of Greece. P. 15; Περαντνης. Λεξικν. Σ. 68-69; Партений, еп. Левкийски. Жития на българските светии. София, 1979. Т. 2. С. 98-100; Спас Струмски//Енциклопедия България. София, 1988. Т. 6. С. 349; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 37. И. И. Калиганов Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/114900.html

И остаточное явление греха... Православный: – « что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни». ( 1Пет 1:18 ) Баптистский пастор: – А почему это о телах? В контексте тела.. Православный: – А «вы», что имеется в виду – о душе? Баптистский пастор:- Конечно Православный священник: – А разве человек – это только душа? Вот еще: «Разве не знаете, что тела Ваши суть члены Христовы» ( 1Кор. 6:15 )? Этого мало, что ли? Тела, тела – члены Христовы! Баптистский пастор: – А искупление здесь каким боком? Православный священник: – А, Христос нас не искупил, простите? Баптистский пастор: – Но здесь не написано, что тела искуплены. Православный священник: – Тела – члены Христовы. Христос искупил нас. Баптистский пастор: – Стоп, стоп. «Предоставьте тела ваши в жертву святую» ( Рим. 12:1 ). Это написано, да. То есть, вы должны их предоставить. Православный священник: – Это другая цитата. Это Римлянам, 12:1 Баптистский пастор: – Я знаю. Я соединяю их вместе. Православный священник: – Не надо соединять, это разные места. Баптистский пастор: – Я понимаю, но речь-то об одном и том же. Православный священник: – Да нет же. Баптистский пастор: – Да, да… Православный священник: – Давайте еще раз: 1-ое Коринфянам, 6:15: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»? Через четыре стиха, 6.19 «не знаете ли, что тела Ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, который вы имеете от Бога, вы не свои». Или еще. Та же глава, следующий стих: «Прославите Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии». Баптистский пастор: – Да. Православный священник: – Но разве не очевидно, что здесь... Баптистский пастор: – Не очевидно. Православный священник: – Я услышал. Вам не очевидно, нам очевидно. Хорошо, не буду с Вами спорить. Баптистский пастор: – Не очевидно. Православный: – Мы ушли от темы, давайте снова вернемся. Баптистский пастор 2: – Тема у нас – Евхаристия. Мне очень интересно все-таки, что человек православный получает от причащения, от участия в Евхаристии. Он получает Самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Но я не сомневаюсь в своем спасении. Я имею вечную жизнь уже сейчас. Я бы хотел Вам пожелать, чтобы у Вас была такая вера, живая, в распятого, воскресшего Христа, который дает Духа Святого. И этот Дух Святой должен жить в сердце человека. Православный (из зала): – А почему вы думаете, что у нас другая вера… Баптистский пастор 2: – А потому что вы же сомневаетесь, что вы попадете в рай. Православный(из зала): – Почему? мы не сомневаемся, мы имеем надежду на это… Баптистский пастор 2: – У вас есть надежда, но нет уверенности. А хлебопреломление помогает утверждать эту веру до конца. Православный (из зала): – Так же у и нас проповедуют, так же все верят. Вся наша Божественная Литургия – это воспоминание не только распятого Христа, а вообще всего Домостроительства Божьего. Вообще всей истории. Баптистский пастор 2: – Вы так молитесь, Господи, благодарю Тебя, что Ты мой Спаситель, и я имею вечную жизнь. Вы можете так сказать? Православный (из зала): – Если бы Вы посмотрели наше всё богослужение... Баптистский пастор 2: – Вы лично, реально, Вы так молитесь, благодарю Тебя за вечную жизнь, которую я уже имею? Православный (из зала): – Нет. Баптистский пастор 2: – А почему? Православный (из зала): – Ну, я как-то по-другому думаю. Баптистский пастор 2: – Ну, а там написано, «свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную. И сия жизнь в сыне Его». Вот, «имеющий сына Божия имеет жизнь вечную. В нынешнем времени написано. «Не имеющий сына Божий не имеет жизни». Православный (из зала): У нас вот эта неуверенность, больше связана с тем, что, что мы можем оступиться и согрешить, и пока мы не умерли, у нас есть возможность идти как в ту сторону, так и в другую. Православный священник: – Давайте так. Сын Божий, действующий в человеке, действует всемогуще и безупречно. Православный (из зала): – Да. Православный священник: – Постольку, поскольку мы ни в вас, ни в себе не видим безупречного и полного действия Сына Божия, мы можем, конечно, обольщать себя тем, что Он в нас и действует в нас в полноте. Но мы же понимаем, что это будет обольщение себя. А мы люди… стараемся быть трезвыми духовно, и поэтому мы видим действия Его в себе, но лишь отчасти, постольку поскольку мы Ему не препятствуем. А поэтому мы не говорим, что Он в нас действует, как должно действовать в вечности, а просто мы стремимся к Нему. А Он любит нас, терпит нас, помогает нам, укрепляет нас и прочее…

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

27 марта 2007 года на заседании Священного Синода была утверждена «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной разработанная Синодальным Миссионерским отделом Московского Патриархата. Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей. Текст Концепции основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917–1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996–2002 годы. Наконец, в 2009 году, по благословению и под общей редакцией Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, издательством БПДС (с м/н) был издан первый в истории Русской Православной Церкви учебник по миссиологии, в который вошли статьи 23 авторов – миссионеров, богословов и преподавателей, составленные специально для данной работы. 1.3. Богословское понимание миссии Церкви 1.3.1. Библейское понимание миссии Все принципы православной миссионерской деятельности основываются и выводятся из Священного Писания , как самого авторитетного источника вероучения Православной Церкви. Они или даны непосредственно Господом Иисусом Христом, или же выработаны апостолами в процессе проповеднического служения. Наставления Спасителя ученикам при послании их на проповедь (до Воскресения Его из мертвых) изложены в Мф. 10 гл. и Лк. 10 гл. Основные темы наставлений: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 10.7 ; Ср.: Лк. 10.9 ); «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10.16 ; Ср.: Лк. 10.3 ); «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10.27–28 ); «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10.16 ; Ср.: Мф.10.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Баптист: Он в раю или нет? Православный: Да, конечно. Он же обрезанный. Он умер до Пятидесятницы. Способ вхождения еврея в Завет Бог -обрезание. Баптист: А откуда мы знаем, что это еврей? Может быть, это был язычник. Православный: Ну ладно Вам, что Вы! Если он по Писанию… Баптист: Я к тому все веду, что спасение существует и без вхождения в Церковь . Православный: Я услышал. Баптист: Человек напрямую, через веру в жертву Христа, через чтение Евангелия может покаяться и войти в рай. И там будет таких миллионы. А те, которые были воцерковлены, многие будут в аду. Православный: Это понятно. Баптист: И баптисты будут в аду. Те, которые были ложными баптистами, которых мы крестили, а потом оказалось, они не возрожденные. Они будут все в аду. Православный: Так вот, пример с евнухом, все-таки, это пример не иллюзорный, а реальный. Если человек ищет пути спасения, Бог подаст ему спасение. И пожизненно осужденному подаст амнистию или еще что-то. Обязательно, если он ищет, просит об этом. Как Господь говорит? Просите и дастся вам, толкайте и откроется ( Мф. 7:7 ). Если же он прочитал, понял, что он уже спасен, и ничего больше искать не надо, и помер с этой надеждой, то, конечно, он не просил о крещении и не получил крещения. Больше того, смотрите, как дальше получается. А вот вы просите о том, чтобы ваши грехи были прощены? Баптист: В тот момент, когда я каялся, мне было около 16 лет, я попросил прощения у Господа за все грехи, которые я сделал с момента рождения. Православный: Это понятно. Баптист: И сразу же поблагодарил, приняв верою в то, что он меня прощает. Потому что так написано, его обещание: «Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» ( 1Ин. 1:9 ). Православный: Я понял. Баптист: А теперь я каюсь за текущие грехи. Православный: Я понял. Хорошо. Но вы понимаете, что грехи нас отделяют от Бога. А вот вы просите, чтобы Господь вас не наказал за эти грехи и даровал бы вам спасение несмотря на грехи? Баптист: Я благодарю за спасение, но сожалею о том, что я еще не всегда послушный сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Патриаршее приветствие участникам XVII Международного симпозиума по православной духовности 9 сентября 2009 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам XVII Международного симпозиума по православной духовности «Духовная борьба в Православной традиции», который проходит в итальянском городе Бозе с 9 по 12 сентября. Участникам и гостям XVII Международного симпозиума по православной духовности «Духовная борьба в Православной традиции» 9-12 сентября 2009 года, Бозе (Италия) Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума! Сердечно приветствую всех участников XVII Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе и посвященного теме: «Духовная борьба в Православной традиции». Эта тема затрагивает самую суть жизни каждого, кто хочет до конца следовать за Христом. В словах, обращенных к ученикам, Спаситель указывает на то, что подлинно христианский путь сопряжен с борьбой, от исхода которой зависит вечная жизнь человека: « Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее » (Мк. 8:34-35). Образ христианской жизни как брани, военного подвига, восходит к словам святого апостола Павла: « Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных » (Еф. 6:11-12). Своей крестной смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос уже победил силы зла и воссел одесную Бога Отца « превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства » (Еф. 1:21). Но окончательное торжество добра над злом в этом мире еще не достигнуто: хотя замысел Бога о спасении во Христе уже явлен, силы зла еще пытаются помешать конечному преображению мира. И сегодня мы наблюдаем постоянную и непрекращающуюся борьбу между силами добра и зла. Когда мы видим, как в современном мире черное выдается за белое, ложь рядится в одежды правды, а то, что на протяжении всей истории человечества считалось грехом, теперь таковым не признается, мы понимаем, что под угрозу поставлены самые основы духовного и нравственного здоровья общества. Церковь Христова в полном сознании своей спасительной миссии никогда не переставала силою Духа Святого, пребывающего в ней, обличать мир « о грехе и о правде и о суде » (Ин. 16:8), призывая к покаянию и деятельно противостоя силам зла в самых разных сферах общественной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/735067.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010