Закрыть itemscope itemtype="" > Георгий Фурсей: Странно, что мы вынуждены доказывать очевидное Известный ученый об изъянах проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» 12.09.2011 1049 Время на чтение 4 минуты В связи с активным обсуждением православной и патриотической общественностью страны проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и последовавшего на него квалифицированного отклика докторов юридических наук Игоря Понкина и Михаила Кузнецова , направленного Президенту РФ, мы попросили высказать свое мнение по проблеме доктора физико-математических наук, вице-президента РАЕН, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Государственной премии СССР Георгия Николаевича Фурсея. В экспертном заключении, составленном И.Понкиным и М.Кузнецовым, выделено шесть фундаментальных недостатков проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект действительно обладает всеми этими недостатками, поэтому я в данном интервью подробно остановлюсь на каждом из этих изъянов. Я полностью согласен с тем, что законопроект в недостаточной мере гарантирует бесплатность образования. Эти опасения высказывались преподавателями, профессурой и многими людьми. Я писал статью по этому поводу для «Народного собора». Она смягчена несколько по сравнению с тем, что мы слышали в заявлениях руководства по поводу того, как будет выглядеть наше образование. Действительно это так, оно не гарантирует бесплатное даже школьное обучение. Были разъяснения, что школьное образование будет бесплатным, пытались очень сильно ограничить количество предметов, которые будут бесплатно преподаваться. Ясности полной я здесь не вижу. Опасения в связи с этим законопроектом по поводу того, что постепенно образование у нас превращается в платное, существуют очень серьезные. Моё мнение, моих коллег, научной общественности и педагогической сводится к тому, что образование должно быть общедоступным. Бесплатное образование – это просто неправильная терминология, у нас нет ничего бесплатного на самом деле. Это та часть бюджета, из денег налогоплательщиков, которая тратится на образование. Поскольку образование является одной из фундаментальных базовых областей формирования будущего наших детей, то оно, безусловно, должно быть общедоступным и государственным. Образование не должно коммерциализироваться. Должно быть общее для всех образование высокого уровня, без дополнительных затрат со стороны населения. Нет ничего более важного для государства, чем забота о формировании будущего нашего населения, забота о детях.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/12/ge...

Архив Пн Протоиерей Максим Козлов: Необходимо оценить общее «состояние здоровья» нашей системы духовного образования 20 марта 2013 г. 16:52 В конце 2012 года инспекционные группы сотрудников Учебного комитета , административных работников и преподавателей ведущих духовных учреждений Русской Православной Церкви посетили с проверками 36 духовных школ. С какой целью были организованы инспекции, в чем они состояли и каков их итог, рассказал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов . Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» ( 3, 2013 ). — Отец Максим, в минувшем году Учебный комитет провел проверку во всех без исключения семинариях Русской Православной Церкви на территории России. Пожалуйста, расскажите о целях и задачах, которые стояли перед вами. — Со времени формирования современной системы духовного образования, то есть той, которая начала складываться с конца 1980-х — начала 1990-х годов, это первый подобный опыт, когда в хронологически весьма сжатый период Учебным комитетом были проинспектированы все духовные семинарии на территории Российской Федерации, а таковых у нас 36. Ранее инспекции проводились, но не в таких масштабах. Как правило, это были единичные проверки в случаях, когда требовалось принять решение об открытии духовной школы, изменении ее статуса (скажем, с духовного училища на семинарию), или в ситуациях, когда внутри духовной школы происходили процессы (и положительные, и негативные), которые требовали взгляда из центрального церковного учреждения. Нынешний цикл проверок проходил — и об этом сказал Святейший Патриарх Кирилл в докладе на минувшем Архиерейском Соборе — в рамках реформирования системы духовного образования и был связан с необходимостью оценить общее, скажем так, «состояние здоровья» нашей системы духовного образования. С момента возникновения новых реалий жизни, в которые наша Церковь вступила на границе 1980-1990-х годов, прошло более 20 лет. С одной стороны, в различных областях церковной жизни, в том числе в сфере духовного образования, за это время был пройден большой путь и накоплен значительный опыт. С другой стороны, сама система духовного образования претерпевала неоднократные изменения и корректировки (кстати, как и система высшего светского образования в нашем государстве). Назрела необходимость понять, что мы имеем сейчас и в каком направлении нам двигаться дальше, какой опыт можно считать позитивным и на нем базироваться, а в чем нужна корректировка курса.

http://patriarchia.ru/db/text/2859085.ht...

На Екатерининских чтениях основное внимание было уделено семье Екатеринбург, 13 декабря 2005 г . В Екатеринбурге прошли VIII Екатерининские образовательные чтения " Духовные основы образования. Семья, Церковь и государство – общие задачи воспитания в школе " , сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Основное внимание участников чтений было уделено семье и родителям. Особенностью нынешнего форума стало широкое представительство структур министерства образования области. С духовным словом к участникам чтений обратился архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. В работе пленарного заседания участвовал министр общего и профессионального образования заслуженный учитель России Валерий Вениаминович Нестеров. Собравшиеся с интересом слушали доклады директора Института развития регионального образования Оксаны Владимировны Гайнановой и директора центра " Учебная Книга " Людмилы Андреевны Абрашкиной. Эти организации - являются ведущими подразделениями областного министерства образования, с которыми сотрудничает Екатеринбургская епархия в программном обеспечении курсов повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ " Основы Православной культуры " и в вопросах переподготовки преподавателей. После пленарного заседания была организована работа многочисленных тематических секций. Выступление архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на VIII Екатерининских образовательных чтениях " Духовные основы образования. Семья, Церковь и государство – общие задачи воспитания в школе " . «Уважаемый Валерий Вениаминович, дорогие братья и сестры! Наши VIII Екатерининские образовательные чтения посвящены, в первую очередь рассмотрению такого важного вопроса, как участие семьи, то есть родителей в духовно-нравственном и религиозном воспитании, которое доступно нам сейчас в рамках светской образовательной системы. Не случайно на наши чтения мы пригласили нашего уважаемого министра образования, заслуженного учителя России Валерия Вениаминовича Нестерова и попросили его сделать обращение к вам, дорогие наши родители, чтобы разъяснить те возможности, которые вы имеете в нашей светской системе образования для реализации духовно-нравственного воспитания своих детей.

http://pravoslavie.ru/15490.html

Утверждены списки секций и конференций Рождественских чтений Москва, 14 ноября 2005 г . На заседании Оргкомитета XIV Международных Рождественских образовательных чтений, состоявшемся 9 ноября 2005 года, были утверждены списки секций, конференций и круглых столов чтений и их краткая программа, сообщает Prokimen.Ru. Чтения откроются 29 января торжественным патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя. Пленарные заседания пройдут 30 и 31 января в Государственном Кремлевском дворце. На этот раз Чтения будут посвящены теме «Школа и Церковь – традиции и реформы образования». Чтения проводит Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при участии Министерства образования и науки России, Российской Академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, других светских и церковных учреждений. Среди целей и задач Чтений – уяснение важности совершенствовании системы российского образования на основе разумного сочетания многовековых отечественных образовательных традиций и мирового педагогического опыта; осмысление воспитания подрастающего поколения как важнейшей задачи развития общества и укрепления государства, изучение опыта духовного воспитания личности, формирование персональной ответственности человека за свои дела и образ жизни; воспитание гражданственности и патриотизма, ориентации учащихся на национальные этические ценности; формирование личности, осознающей свои права и свободы, обладающей высокой гражданственностью, уважением к языку, традициям и культуре своего народа; интеграция личности в российскую и мировую культуру. Предполагается, что на Чтениях выступят министр образования и науки России Андрей Фурсенко, министр культуры России Александр Соколов, министр регионального развития России Владимир Яковлев, президент Российской Академии наук Юрий Осипов, президент Российской Академии образования Николай Никандров, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректор Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова архимандрит Иоанн (Экономцев), полномочный представитель президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, председатель Российского Фонда культуры Никита Михалков, а также представители Поместных Православных Церквей, другие участники и гости.

http://pravoslavie.ru/15117.html

  разделы   рассылка  распечатать " Интеграция образовательного пространства России " . Доклад епископа Гатчинского Амвросия на XVIII Международных Рождественских чтениях Ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий выступил с докладом на втором пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений. Сегодня, в начале III тысячелетия от Рождества Христова, одним из важнейших и сложнейших вопросов религиозного и духовного образования является вопрос интеграции духовного и религиозного образования в единое образовательное пространство России. Проблема интеграции чрезвычайно актуальна для Русской Православной Церкви, ибо Православие – религия культурообразующая, и в России именно Церковь традиционно была силой, объединяющей различные народы и культуры в единое духовное пространство. Мы говорим именно об " интеграции " православного духовного образования и образования государственного чтобы подчеркнуть, что речь идет не о нивелировании очевидных различий двух систем, не о преобразовании одной системы по образцу другой, но о сложном процессе, который требует анализа всего многообразия сложившихся в России на сегодняшний день образовательных практик и дифференцированного подхода в решении каждой ситуации на основе единой системы принципов. Интеграция осуществляется там, где принимаются во внимания различия. Где различия игнорируются – там происходит не интеграция, а унификация. Итак, в этой проблеме можно выделить несколько принципиальных моментов: Первый – лицензирование и аккредитация учебных заведений Русской Православной Церкви – православных духовных академий, семинарий, училищ; Второй – ведение в государственных школах предмета " Православная культура " в составе нового комплексного предмета " религиозная культура и этика " ; Третий – государственная поддержка дополнительного образования, осуществляемого кадрами Русской Православной Церкви и на православной мировоззренческой основе (в форме лицензирования, финансирования, как дополнительного образования детей, так и постдипломного дополнительного образования, в частности, педагогического).

http://religare.ru/2_72334.html

По традиции Чтения откроются 29 января торжественным патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя. Пленарные заседания пройдут 30 и 31 января в Государственном Кремлевском дворце. С приветственным Словом к участникам Чтений обратится Святейший Патриарх Алексия II. Предполагается, что на Чтениях выступят: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, президент Российской Академии образования Николай Никандров, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Союза ректоров России, академик РАН Виктор Садовничий, сопредседатель Союза писателей России Валентин Распутин, депутат Государственной Думы Наталья Нарочницкая, а также представители Поместных церквей и другие докладчики. Затем, 1 и 2 февраля, в различных учебных заведениях, храмах и монастырях столицы будут работать секции. Если в прошлом году было свыше 70 секций, то в этом — свыше 100. В Рождественских чтениях примут участие более 6000 участников — представителей органов государственной власти, священнослужителей, ученых, деятелей культуры, педагогов и руководителей образования. Число участников Чтений за эти годы возросло в 10-15 раз. Если в начале приезжали просто все желающие, то теперь количество участников приходится ограничивать и согласовывать с правящими архиереями епархий. 3 февраля мы проведем закрытие Чтений в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Отчитаются руководители некоторых секций. Будет принят итоговый документ Чтений. Состоится праздничный концерт. 4 февраля, после закрытия Чтений, запланирована поездка в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, встреча с преподавателями Московских духовных академии и семинарии. Чтения проводит Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Управления делами и Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии и других светских и церковных учреждений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202569...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   21 серпня 2009 р. 17:00 Протоиерей Владимир Воробьев: «Кадры для преподавания основ православной культуры должна готовить прежде всего Церковь» [Ihmepb " ю] В интервью корреспонденту портала Патриархия.ru ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев прокомментировал итоги состоявшегося 21 июля совещания по вопросам религиозного образования и введения института армейского духовенства, прошедшего под председательством Президента РФ. 7 серпня 2009 р. 16:00 Религия в школе: как объединить неравнодушных? Интервью епископа Зарайского Меркурия [Ihmepb " ю] Епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ответил на вопросы корреспондента интернет-портала «Татьянин день» Даниила Сидорова. 27 липня 2009 р. 13:28 Епископ Зарайский Меркурий: «В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования — от детского сада до вуза» [Ihmepb " ю] Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий прокомментировал решения о развитии в школе религиозного образования, принятые на встрече лидеров традиционных конфессий страны с Президентом РФ Дмитрием Медведевым. 13 травня 2009 р. 18:18 Перспективы общецерковной аспирантуры. Интервью архиепископа Волоколамского Илариона [Ihmepb " ю] В интервью порталу «Богослов.ru» председатель ОВЦС и ректор Общецерковной аспирантуры архиепископ Волоколамский Иларион поделился своим видением перспектив развития духовного образования и церковной науки в контексте новообразованной структуры Московского Патриархата. 2 травня 2009 р. 18:11 Протоиерей Владимир Воробьев: Олимпиада по Основам православной культуры выявила огромный интерес всего нашего общества к вопросам религиозного образования [Ihmepb " ю] В Свято-Тихоновском университете прошел финальный этап I Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

Почётный председатель секции — епископ Барнаульский и Алтайский Максим. Сопредседатели — настоятель храма Свт. Николая Чудотворца в Пыжах, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества», духовный руководитель нашего издательского проекта протоиерей Александр Шаргунов, председатель Международного духовно-просветительского центра «Ортодоксия», сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иерей Сергий Соколов. В работе секции примут участие известные учёные, деятели искусства и культуры, руководители образования, предприниматели и политические деятели. Ожидаем мы и почётных гостей — архиепископов Владивостокского и Приморского Вениамина и Рязанского и Касимовского Павла, епископа Элистинского и Калмыкского Зосиму. Секция начнет свою работу 1 февраля в общеобразовательной школе 979 столицы. Здесь пройдет научно-практическая конференция «Основы православной культуры в системе образования». 2 февраля в Центральном доме литераторов состоится  пресс-конференция и вечер «Основы православной культуры – концепция жизни и творчества». Ведущий вечера — Игорь Блудилин (Игорь Аверьян), член Союза писателей России, руководитель Клуба «Новая книга». А 3 февраля  в Библиотеке Русского зарубежья — научно-практическая конференция «Основы православной культуры и связь поколений». Какими будут граждане нашей страны, чем предпочтут заниматься, сохранится ли традиционная семья, как дети будут заботиться о своих родителях — все эти вопросы, как и многие другие, которые мы вновь поднимем на Чтениях,  крепко связаны с прошлым России, с ее культурой и историей. — Сегодня существуют силы, стремящиеся снизить значимость финансирования сферы образования и обновления содержания образовательных программ. В результате получается огромный разрыв между отечественным законодательством и реальным положением дел в системе образования. — Как никто другой это понимают наши учителя. Несмотря ни на что, люди, преданные своей профессии, продолжают терпеливо, с любовью охранять образовательные и культурные традиции. Им приходится спасать детей от тех мощнейших ударов, которые в последние годы методично, с использованием всех рычагов государственной системы образования и средств массовой информации направляются на разрушение нравственного и физического здоровья молодёжи, на уничтожение их интеллектуального и творческого потенциала.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202583...

СЪЕЗД СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ 26 января в гостиничном комплексе “Даниловская” состоялся съезд Всероссийского Совета директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования (Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования - общественный орган  взаимодействия православных средних учебных заведений, сформированный в декабре 1997 г. при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. 29  января  1999 г. в рамках VII Рождественских образовательных  Чтений  Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования Москвы и Подмосковья был преобразован во Всероссийский). В съезде приняли участие директора православных учебных заведений, приехавшие практически из всех епархий Русской Православной Церкви, располагающихся на территории РФ. Работу съезда открыл председатель Совета директоров, директор православной классической гимназии “Ясенево” иерей Алексий Сысоев, который прочел программный доклад о проделанной работе Совета за последние 2 года. Иерей Алексий отметил, что деятельность Совета в течение короткого времени уже дала результаты. В первый год после своего создания Совет разработал проект “Положения о православном учреждении общего и дополнительного образования”. Это важнейший документ, который регламентирует работу православных учебных заведений. Именно на его основе должны приниматься другие нормативные акты школьной системы православного образования. Совет также принял участие в подготовке торжественного акта, состоявшегося 26 июня в Храме Христа Спасителя, на котором после совместной молитвы за Божественной Литургией председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев) вручил аттестаты зрелости и Похвальные листы ста тридцати выпускникам православных гимназий г. Москвы. Среди гимназий, в которых состоялись выпуски, - Православная классическая гимназия “Ясенево”, Традиционная гимназия " Братства Всемилостивого Спаса " , Общеобразовательная православная школа Свято-Владимирского учебного центра, Лицей духовной культуры, Православная школа искусств, Православная классическая гимназия “Крылатское”, Учебно-педагогический комплекс Московская городская учительская семинария - педагогический лицей и Православный музыкальный центр “Воскресение”.

http://pravoslavie.ru/archiv/syezd.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > «Совершенствование системы духовного образования - не " единовременный " акт, а постоянный процесс» - проректор по учебной работе Московской духовной академии 18.11.2008 418 Время на чтение 5 минут Проректор по учебной работе Московской духовной академии и семинарии, заслуженный профессор Михаил Степанович Иванов в беседе с корреспондентом портала " Богослов.Ru " иеромонахом Адрианом (Пашиным) рассказал о реформе системы духовного образования и сотрудничестве с " Православной энциклопедией " . Иеромонах Адриан (Пашин): Прошло уже несколько лет с начала реформы духовных школ Русской Православной Церкви. Вы с самого начала находитесь внутри этого процесса. Каковы, на Ваш взгляд, результаты этих преобразований? Михаил Степанович Иванов: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший с 24 по 27 июня 2008 года, положительно оценил итоги этой реформы. Вместе с тем, члены Собора выразили пожелание, чтобы совершенствование системы духовного образования было продолжено. С этой целью ими был предложен целый ряд мер по улучшению этой системы. Учитывая это пожелание и эти предложения, с моей точки зрения, реформу духовного образования можно понимать не только как процесс, ограниченный временем, после завершения которого наступает некий статус-кво. Любая реформа в своей основе заключает идею развития и совершенствования. Ради осуществления этой идеи она и совершается. Развитие и совершенствование чего бы то ни было, в том числе и системы духовного образования, - это не " единовременный " акт, а постоянный процесс, сопровождающий духовную школу и предохраняющий её от косности и застоя. В Московских духовной академии и семинарии этот процесс начался фактически со времени так называемой перестройки, когда слова " реформа " ни у кого ещё не было на устах. Сначала на повестку дня была поставлена кадровая проблема, поскольку в советские годы её решение было осложнено идеологическими препонами. Затем в Семинарии и Академии был введён целый ряд новых учебных курсов с одновременным исключением из перечня таких дисциплин, как История СССР и Конституция СССР. Впоследствии период обучения в Семинарии был увеличен с 4 до 5 лет, а выпускники этой школы стали писать и защищать дипломные работы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010