И «от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» ( Ос.13:14 ). «Уврачую отпадение их; возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них ( Ос.14–5 ). «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»! ( Ос.6:6 ). Так пророк Осия, от лица Божия, обличает и устрашает нечестивого Израиля и ободряет его благими обетованиями, в случае раскаяния. Не относятся ли и к нам, к нашему народу, обличения, укоризны, угрозы пророческие? Ах, к великому прискорбию, братия и сестры, мы едва ли лучше Израиля, обличаемого пророком. Между православными россиянами, конечно, нет кланяющихся идолам, приносящих жертвы Ваалам и Ону – богу солнца ( Ос.5:8 ), как это делали современники Осии – преступные израильтяне, забывавшие Бога истинного ради идолов. Но как много и между именующими себя православными людей, едва ли не худших покланявшегося идолам Израиля, – людей, даже отрицающих бытие Бога истинного, глумящихся над христианством, и преклоняющих колена свои пред ваалом материи, богатства, греховных наслаждений! Как мало, слабо распространено истинное боговедение в среде народа русского! Мнящиеся быть мудрыми, и хвалящиеся своим образованием и знанием, часто являются добровольными невеждами в боговедении, не желая ничего знать и действительно не зная о Боге и делах Его. А масса народная продолжает ещё коснеть в совершенном неведении Бога, – поражая своим невежеством. Пьянство – почти всеобщий порок русского народа; жестокость, часто зверская, доводящая до убийства родителей, жён, детей, – явление нередкое; нечистая жизнь, нарушение священных обязанностей супружеских, даже грубый разврат становятся явлением, весьма обыкновенным. Не бояться Бога и не чтить Царя, – жить без Бога и без Царя – и на это преступление дерзали покушаться отверженцы русского народа. Глубока испорченность многих, многих в новом Израиле – народе русском! Как бы не возгорелся гнев Божий на нас! Как бы не обрушились на нас бедствия, подобные тем, какими угрожал пророк Осия преступному народу израильскому, и которые обрушились на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Календарь Материалы 12 января 2007 г. [Интернет-журнал/Книжная закладка] Владимир Крупин Мысли батюшки улетают в Вифлеем. За всю жизнь батюшка так и не смог побывать на Святой земле. Может, оттого так обостренно и трогательно он старается представить всю ее: и Назарет, и эти ступени, которые вели к источнику Благовещения, и ступени к пещере, в которой, повитый пеленами, лежал Богомладенец и куда вела звезда, и неграмотных пастухов, и образованных волхвов, и ступени на Голгофу. [Гость сайта] Ольга Кирьянова В свое время святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что интеллигенция наша больна неверием, а народ – суеверием. Это пагубное явление сегодня приобретает новые нетрадиционные формы. Весьма часто современные представления о болезнях и здоровом образе жизни влияют на те устремления, с которыми наши соотечественники отправляются в паломнические поездки. [Встреча с Православием/Православная библиотека] «После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу». Затем он стал упрекать Моисея и Аарона в том, что они отваживают народ от работы, и решил заставить евреев работать еще больше, чтобы они «не занимались пустыми речами». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] В чем жизнь христианина? Чтобы не иметь ничего и иметь Христа в сердце; или чтобы, имея земные блага, не привязываться к ним нимало и всем сердцем прилепляться к Христу. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Публикации] Можно открыто сказать, что только благодаря сильному и стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии, несмотря на небывалые погромы, геноцид и этнические чистки в течение прошедших 8 лет, некоторая часть сербов все-таки осталась в Косово и Метохии. Сербская Православная Церковь продолжает выполнять свою высокую миссию. В Косово и Метохии это удается благодаря многочисленному монашеству и преданному священству. Новости 12 января 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070112

Не так давно в Интернете на одном из межконфессиональных христианских форумов между участниками произошла полемика, связанная с попыткой понять смысл слов апостола Павла Будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор.11:1 ). Один из участников этого диалога пишет: «Иисус учит равенству среди братьев и специально многократно обращает внимание на то, чтобы не было превознесения одного человека над другим. И показывает, что всё, что любят книжники и фарисеи, ученики Его делать не должны». В качестве примера автор приводит следующие цитаты из Библии: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи... также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф.23:2, 6–8, 11–12 ). А такие слова апостола Павла, как: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт ( Евр.13:17 ) и я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу ( 1Кор.4:15–16 ), по мнению автора, противоречат учению Христа, и с них начинается разделение на тех, кто «командует», и тех, кто «подчиняется». И далее, по поводу выражения апостола Павла Будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор.11:1 ) автор пишет: «Вот это начало испорченного телефона. Никто не в состоянии сравниться с Христом, и если копировать не с Христа, а друг с друга, то с каждым копированием копия становится всё более худшего качества. Вот и докопировались и до Римского Папы... и до пасторов-помазанников, и до инквизиции... А были братья...» 223 . Никто никак не возразил автору данного комментария, и дальше эта тема на форуме не развивалась. Данный случай является ярким свидетельством того, что у молодых людей и в наше время сохраняется интерес к Священному Писанию , в частности к наследию святого апостола Павла, но огорчает крайне низкий уровень их образованности в вопросах православной экзегетики. Невнимательные и недобросовестные читатели нередко используют Священное Писание для доказательства или оправдания тех или иных мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несмотря на то что альтеризм признает все имеющиеся научные данные, он сталкивается с большими трудностями философского характера из-за необходимости признания существования двух разных вселенных. Эти два мира не могут иметь друг с другом ничего общего, и если мы живем в одном из них, то не можем ничего сказать о другом. Тем не менее первые две главы Книги Бытия содержат, согласно альтеристской концепции, описание этого «другого» (не нашего) мира; и, что самое удивительное, в этом описании используются понятия «нашего» мира: «небо», «земля», «вода», «суша», «трава», «деревья», «птицы», «гады» и т.д. Надо обладать поистине извращенным сознанием, чтобы думать, что в словах: Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла… (Быт. 2, 4) — речь идет совсем не о той земле, по которой мы ходим ногами, и не о том небе, которое мы видим у себя над Христианский эволюционизм Как мы уже видели, мысль о возможности согласовать библейское описание творения мира и эволюционистские сценарии истории Земли возникла в православной среде еще в XIX веке, почти сразу после распространения теории Дарвина. К первым попыткам реализовать эту идею можно отнести две апологетические работы, созданные в советский период, — это «Очерки христианской апологетики» Н.Н. и «Апологетика» протоиерея Василия Позже эта апологетическая традиция была продолжена и развита протоиереем Николаем и митрополитом Ярославским Иоанном геологом по образованию. В течение всего советского периода в России жили и работали православные ученые-естествоиспытатели, которые стремились осмыслить, с одной стороны, свою профессиональную деятельность в свете православной веры, а с другой стороны — Откровение в свете последних данных своей науки. Одним из наиболее ярких представителей этого направления мысли был протоиерей Глеб Каледа ( 1921–1994) — профессор геологии, тайно принявший священный сан в 1972 году, а с 1991 года — заведующий сектором просвещения и катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

http://pravmir.ru/kak-pisat-istoriyu-mir...

Но наша Русь Святая издревле хранит обычай каждое доброе дело начинать молитвой. Благочестивый русский человек приступает ли к посеву, начинает ли постройку нового дома, открывает ли торговлю, отправляется ли в далекий путь, начинает ли обучение детей – во всех более или менее важных случаях и событиях житейских испрашивает Божие благословение. И хорошо делает, ибо, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его ( Пс.126:1 ), – чего не благословит Господь, в том не бывает успеха. Молитесь же и вы, братие мои, пред началом открываемых собеседований, молитесь источнику мудрости и света подателю – Христу, да изольет Он свет Свой в сердца наши во благо и спасении душ наших. Архипастырское обращение Киевского митрополита Владимира к своей пастве 52 Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин.17:11, 21 ). В настоящее время у каждого православного христианина, понимающего знамение времен ( Мф.16:3 ), не может не болеть душа при виде всех тех опасностей для нашей православной веры и нравственности, какие на каждом шагу встречаются. Свободное воспитание юношества, материалистическое направление образования, удаляющее от Бога и религии, свободная печать, осмеивающая самое святое и дорогое для православного христианина, – всё это более и более приближает нас к тому времени, о котором Спаситель сказал: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ( Лк.18:8 ). Действительно, увеличивается всё больше и больше число людей, совершенно не понимающих ни высоты христианской религии, ни духа ее. Какие же от этого последствия? У пророка Осии мы читаем: Слушайте слово Господне... ибо суду Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней ( Ос.4:1–3 ). Мир преисполнен богохуления, обманов, эгоизма, ненависти, безнравственности, так как люди не хотят знать о Боге и Его заповедях. Несомненно, наступит время, когда многие из совершающих подобное горько пожалеют, что они забыли о своем высоком звании и назначении христианина, о преступности греха, о любви и милосердии к нам Господа Иисуса Христа, о благодатных средствах Церкви Христовой, о силе молитвы, о небесном венце правды ( 2Тим.4:8 ), и дай Бог, чтобы скорее пришел для них этот час, – в этом их счастье, так как Господь по Своему милосердию помилует их, но многие, при своей несмышлености и косности сердец, идут к неминуемой погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

О начале человеческой жизни в момент оплодотворения однозначно говорят данные эмбриологии и генетики, согласно которым жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. Единственным объективным и научно-обоснованным признаком того, является ли конкретное живое существо человеком, является его человеческий геном. Человеческий эмбрион, начиная со стадии зиготы, безусловно, удовлетворяет этому условию, а это значит, что получая от организма матери в нужном количестве кислород и питательные вещества, он со временем разовьется в, так называемую, «полноценную личность». В этом смысле эмбрион ничем не отличается от уже рожденного ребенка и с точки зрения науки. Согласно вероучению Православной Церкви началом человеческой жизни в единстве ее телесной, душевной и духовной составляющих является именно зачатие-оплодотворение. Об этом свидетельствуют Священное Писание, каноны Вселенских соборов, труды святых отцов, литургика, церковные праздники Благовещенья, Зачатия Пресвятой Богородицы, Зачатия св. Иоанна Предтечи, современные документы, такие как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Одним из самых ярких свидетельств этого является евангельское повествование о встрече Приснодевы Марии и св. праведной Елизаветы, о внутриутробном таинственном общении младенцев Иисуса и Иоанна, которые произошли через несколько дней после Благовещения – воплощения и вочеловечивания Предвечного Бога. Кто из православных христиан станет отрицать бытийность при этом Господа Иисуса Христа во всей полноте его Божественной и человеческой природ, последняя из которых была на стадии бластоциста до имплантации? «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем». ( Лук.1:41-44 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/abortivnoe-dej...

Опасаясь, что когда подданные его будут ходить в Иудею, в Иерусалим, где находился храм Божий, могут перейти под власть царя иудейского, Иеровоам поставил у себя в царстве идолов и сказал им: «Не нужно вам ходить в Иерусалим, Вот вам боги, которые вывели вас из Египта». В один из языческих праздников в Вефиле, когда сам царь подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение, по повелению Божию пришел сюда пророк Иоад и, обратившись к жертвеннику, сказал, что по времени Иосия, из рода Давидова, принесет на нем в жертву самих жрецов, а что это действительно сбудется, то он сейчас распадется. Так и случилось. Тогда царь разгневался и протянул руку с приказанием схватить пророка; но рука его вдруг одеревенела, так что он не мог поворотить ее к себе. Обратился к пророку, чтобы тот исцелил руку. Пророк помолился, и рука исцелилась. Иеровоам приглашал Иоада к себе в дом, но он отказался, так как Господь запретил ему пить и есть в земле Израильской. Случилось же, что пророк Иоад поверил престарелому пророку из Вефиля, что будто тот получил приказание от ангела пригласить его к себе в дом и угостить, и вошел к нему, но на возвратном пути был убит львом. Св. пророк Иоад жил за 990 лет до Р. Х. Преподобный Иоанн безмолвник, прежде бывший епископ, родился в армянском городе Никополе и получил хорошее образование. Со смертью своих родителей, 18-летним юношей он оставил мир. Одну половину своего имения раздав бедным, а на другую соорудив храм, начал подвизаться при этом храме. Когда освободилась епископская кафедра в городе Колонии, то жители упросили его принять на себя сан епископа. В это время управлял Арменией Пазаник, человек гордый. Он начал вмешиваться в церковные дела и притеснял святого епископа. Иоанн вразумлял Пазаника, но это не исправляло его. Тогда святитель тайно оставил город и, скрыв свой сан, поселился в обители св. Саввы, близ Иерусалима, в виде простого инока. Тут он посвятил себя подвигу безмолвия. Некоторые из святых принимали на себя подвиг совершенного молчания на основании слов Спасителя: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут ответ в день суда ( Мф. 12:36 ) и слов Его апостола: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ( Иак. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

От служителей Церкви требуются смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен» (Тит. 1:7-8). Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас. Вел. 43; 5 прав. Григ. Нисск.). Согласно 14-му правилу Василия Великого, ростовщик только в том случае может быть принят в клир, «аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти.» От кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых. В Послании к Титу сказано апостолом, что епископ должен быть «Силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). А для этого нужны основательная подготовка, твердое знание вероучения. Во 2-м правиле VII Вселенского Собора говорится: «...Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священныя правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание, и постулата по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ.» Требования относительно начитанности епископов в Священном Писании и канонах, выраженные в данном правиле, не высоки. Вальсамон объяснял это в своем толковании на рассматриваемое правило трудными обстоятельствами, в которых жила Православная Церковь в иконоборческую эпоху, предшествовавшую созыву VII Вселенского Собора. В настоящее время кандидаты священства в основном готовятся в духовных школах, однако необходимость заставляет поставлять на священные степени и лиц, не получивших специального богословского образования, хотя и не без соответствующего испытания их на знание догматов, основных правил и богослужебного устава. Препятствия социального характера. Одни из них касаются семейного положения ставленника, другие - его обязанностей перед государством, третьи - его общественной репутации.

http://sedmitza.ru/lib/text/432392/

«Прозелитизм, ведущийся в уже христианских странах, и во многих случаях даже православных, с помощью либо материальных соблазнов, либо различных форм принуждения отравляет отношения между христианами и разрушает их путь к единству» (Послание Предстоятелей Поместных Православных Церквей). Апостолы всячески старались избегать такого нарушения единства. Ап. Павел так пишет: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе» ( 2Кор. 10.15–16 ). Прозелитизм использует самые разные средства для достижения своих целей, такие как открытая проповедь своего исповедания через средства массовой информации, через выступления в концертных залах и на стадионах, распространение литературы, организация издательств и основание газет, создание приходов и епархий, финансирование образования молодежи, оказание широкой гуманитарной помощи, которая сопровождается проповедью своего учения, и т. д. Практикуется и форма скрытого прозелитизма – через организацию профессионального обучения, обучение иностранным языкам, медицинскую помощь и т. д. Часто проповедь таких «миссионеров» носит агрессивный характер и построена в духе превосходства в культурном, политическом и экономическом отношении, а также сопровождается намеренной дезинформацией людей. Она способствует отчуждению людей от родной церковной и культурной традиции, в то время как истинная миссия наполняет национальную культуру христианским содержанием, тем самым одухотворяя ее, и этот динамический процесс идет на протяжении всей истории. Прозелитическая деятельность современных вероучительных систем осуществляется в насыщенном различными религиями культурном пространстве, в котором продекларирована свобода совести. Это зачастую приводит к тому, что данная деятельность более похожа на борьбу за рынок сбыта религиозной продукции между различными системами, а сами «миссионеры» являются если не «продавцами» духовных «товаров», то, по крайней мере «агитаторами» в сфере ритуальных «услуг».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Рассказывают, что один приволжский мулла выучился в Саудовской Аравии, нашёл спонсоров и мог бы, вернувшись в Россию, построить не одну мечеть. Но он этого не делает. Он выпускает газету, одну из лучших в городе, адресованную прежде всего молодёжи и настолько миссионерскую, что в ней слово Аллах заменено на привычное Бог. Это популярное издание знакомит с исламом, демонстрируя то, что может привлечь: монотеизм, стойкость к эпидемии компьютерных игр и “мультяшек”, экзотичность традиции, совместимость с жизненными удовольствиями. И этот мулла-издатель везде заявляет, что он очень даже рад тому, что Русская Православная Церковь повсеместно возводит храмы и часовни и восстанавливает монастыри. Во-первых, потому, что средства вкладываются не в людей, которые могли бы приводить к Православию, а во-вторых, потому что через тридцать лет в этих храмах дети нынешних прихожан будут молиться уже не Христу. Вот почему пока мы “прорабст­ву­ем”, он издаёт… Разумеется, судьбы Православия решает Господь, а не образованный мулла. Но какую-то правду он усмотрел. Мы недостаточно занимаемся миссией, между тем как миссия — это сама природа Церкви. В предыдущей статье 3 речь шла о том, что православная церковно-приходская жизнь охватывает все возрасты, все способности и увлечения человека и о том, как в связи с этим может вестись миссионерская работа на приходе и в епархии. Данная статья затрагивает тему миссионерской “сверх­за­дачи”: свидетельства внешним, предполагающего соответствующую подготовку. Миссия — это пасхальный завет Спасителя: идите, научите все народы (Мф 28:19). Воскресший Христос просит Своих учеников последовать Ему и стать учителями. И коль скоро Церковь есть Тело Христово, она не может не свидетельствовать. Господь пришёл спасти, но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим 10:14). Наконец, апостол Павел восклицает в непритворном ужасе: Горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9:16). От Отца через Сына в Духе исходят милость и истина: милость к нашим немощам и падениям и истина о нас, призванных сбыться, унаследовать Царство, уготованное от создания мира (см. Мф 25:34). Как у Цветаевой: Господи, душа сбылась, умысел Твой самый тайный.

http://pravmir.ru/missiya-v-epohu-global...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010