И в книге Екклесиаста есть похожий стих о наследнике: «…кто знает: мудрый ли будет он или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем…» (Еккл 2:18-19). Таков мир саддукеев, людей образованных, интеллектуальных, обладающих безупречным вкусом, прекрасно знающих и греческую и римскую литературу. В Библии они видят поэзию, а религия для них — символ национальной идентичности. И вот такие люди приходят к Иисусу и говорят: «Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял её второй, и умер, и он не оставил детей; так же и третий. Брали её за себя семеро, и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою» (Мк 12:20-23). Саддукеям этот вопрос кажется забавным и смешным. Вот Ты веришь в воскресение мёртвых. А чьей она будет женой, когда мёртвые воскреснут? В этом вопросе — вся логика этих умных, образованных, тонких, насмешливых, ни во что не верящих, во всём разочаровавшихся людей. Итак, саддукеи — это одна группа собеседников, совопросников Спасителя, с которыми, в общем-то, Он почти не спорит. Другая группа — это люди, с которыми Он, напротив, постоянно дискутирует. Фарисеи, или перушим, что на иврите означает «отделённые». Их было примерно шесть тысяч. Фарисеи как бы отделили себя от народа, от обычных, простых, не знающих Закона и живущих не по заповедям людей. Они подчёркивали эту свою отделённость: вот мы — настоящие верующие, а остальные — это всякая дрянь, которая ни во что не верит и ничего не знает. Фарисеи, в отличие от саддукеев, — не священнического происхождения. Это простые люди, очень часто мелкие ремесленники — сапожники, портные и т. п. Но они независимо от своего социального положения обладают большим религиозным и моральным авторитетом. Складывается интересная ситуация: духовное лицо, в пышном одеянии совершающее церемонию в храме, такого авторитета не имеет, на него смотрят как на представителя чисто официальной религиозности, с ним никто не советуется..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Как правило, люди, получившие гуманитарное образование, несут на себе своего рода «печать» их учителя или профессиональной школы. Они воспитаны в определенных традициях и действуют в рамках заданного направления, как сказано об этом в Евангелии: Ученик не бывает выше своего учителя; но, и, усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его ( Лк.6:40 ). Уровень подготовленности выпускника гуманитарной сферы (в отличие от специалиста технической сферы) гораздо сложнее определить на основании формальных процедур и критериев компетентностного подхода. Для этого требуется прежде всего общение с другой личностью-профессионалом или коллективом профессионалов, которые сквозь призму своего экзистенциального опыта смогут увидеть уровень мастерства выпускника гуманитарной школы. Духовное преображение человека Русское слово «образование» происходит от слова «образ» и подразумевает православную идею воссоздания образа Божьего в человеке. Это предельный уровень образования – духовное преображение человека, происходящее под воздействием благодати Божией, и никто из людей своими силами осуществить его не в состоянии. Здесь сфера особого духовно-педагогического понимания, согласно которому учителем для человека в его духовном возрастании является Сам Бог , по слову Спасителя: Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья ( Мф.23:8 ). Преображение человека совершается при добровольном содействии воли человеческой и воли Божией. Этот духовный принцип называется в богословии принципом синергии, или соработничества. Слово «синергия» (συνεργα) встречается в Священном Писании и обозначает сознательное соработничество, сотрудничество личностей в достижении общей цели: мы соработники у Бога, – говорит апостол Павел ( 1Кор.3:9 ). В духовном плане словом «синергия» обозначается важнейший принцип духовного взаимодействия Бога и разумных тварей. Суть его в том, что Бог при всем Своем всемогуществе, премудрости и силе, управляя миром посредством Своей благодати, совершает преображение людей только при их свободном и сознательном обращении к Нему. То есть когда воля Божия и воля человеческая совпадают в направлении своего движения и действия. «Воля человеческая, – говорит прп. Макарий Великий , – есть как бы существенное условие. Если нет воли, то Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему совершение дела Духом зависит от воли человека» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/a...

Любящее сердце Наверное, нет среди русских людей ни одного читателя, который не знал бы замечательной сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Удивительно легко вошла она в русскую литературу и в народную память. Аленький цветочек… Символ любящего жертвенного сердца, он прижился в нашем сознании, словно был там всегда, от рождения. Родительская любовь всегда жертвенна. Должна быть такой. Это любовь, о которой Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). Но родительская любовь не должна быть любовью без памяти. Без памяти о Боге. Здоровье, образование, нравственное воспитание, достаток — все это добрые спутники на жизненном пути, и родители не зря отдают так много сил и средств для того, чтобы дитя имело их. Но здоровье может утратится от случайности или недуга; образование — остаться невостребованным для жизни; да и нравственность часто претерпевает изменения в нашем обществе с условной моралью. О имуществе, что и говорить, дело известное — сегодня есть, а завтра нет. Потери и страдания ждут на жизненном пути каждого человека. Но живущий в Боге не страдает бесплодно, его страдания не бессмысленны. Он знает, что от «скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» ( Рим. 5:3-5 ), не обманывает. Верующий человек может сказать про себя словами апостола Павла: «Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа…» ( 2 Кор. 12:10 ). Верующий в Бога действительно не боится жизни, он всегда благодушествует. Теряя, он не впадает в уныние, приобретая — не привязывается сердцем. «Ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк. 12:15 ). Православного человека отличает удивительная внутренняя свобода, позволяющая ему жить полной жизнью, а не выживать. Господь каждому человеку вложил в душу дар любви, веры, милосердия, стремления к познанию, сострадания, благодарности… Верующий в Бога не прячет свои таланты, боясь оскудения, но напротив, он ищет, как развить и приумножить их. Апостол говорит: «Они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью» ( 2 Кор. 8:2 ). Церковная жизнь, жизнь с Богом для нас — постоянный источник радости.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАДЕЖДА [Евр.   греч. λπς], одна из главных христ. добродетелей. Добродетель - это свободное, сознательное и искреннее исполнение нравственного закона, данного Богом. Христ. добродетель в отличие от естественной добродетели, следующей указаниям разума или совести, которые могут ошибаться, основывается на Свящ. Писании, осуществляется усилием воли, укрепленной благодатной силой Святого Духа, приводит человека ко Христу, вселяя в него Н. на спасение. В Библии Для выражения понятия «надежда» в ВЗ в основном используются существительные, образованные от глагольного корня   со значением «надеяться» -   и   Слово   употребляется в ВЗ лишь 5 раз в 3 книгах (3 раза в Книге пророка Иеремии, а также в 1 Езд 10. 2 и 1 Пар 29. 15), в то время как   используется 32 раза в 9 библейских книгах, причем чаще всего - в книгах Иова и Притчей. Для обозначения Н. в ВЗ используются иногда и слова, образованные от др. корней: «...на слово Его уповаю» (глагол породы Hiphil от корня   - Пс 129. 5); «И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя» (существительное   от корня   - Пс 38. 8); «Боже мой! на Тебя уповаю...» (глагол   - Пс 24. 2). Частая мысль, звучащая в библейских книгах,- Бог не постыдит Н. страдальцев и праведников: «И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои» (Иов 5. 16); «И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно» (Иов 11. 18); «В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч 14. 26). В то же время Н. лицемеров и грешников тщетна: «А глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет» (Иов 11. 20); «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» (Иов 27. 8). Н. праведников - Сам Бог: «Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда» (Пс 70. 7). Псалмопевец прославляет надеющихся на Бога: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его...» (Пс 145. 5).

http://pravenc.ru/text/2564604.html

Может ли ум подвергнуться греховной порче? Да, конечно, и еще как! Точно так же, как и любое другое свойство падшего человека. И точно так же он может просвещаться и освящаться Духом Божиим. Святой Иоанн Богослов пишет об уме, имеющем мудрость (см. Откр.17:9 ), и это подводит нас к подлинному гимну мудрости, который является основным содержанием ветхозаветной книги Притч Соломона, которую не случайно читают на паримиях Великим постом. Ум, мудрость… и глупость Собственно говоря, обо всем, что нас сейчас интересует, сказано уже в самом начале этой замечательной книги, в первых семи ее стихах, отвечающих на вопрос, зачем вообще нужны притчи: …чтобы познать мудрость… понять изречения разума; …простым дать смышленость…; послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; …глупцы только презирают мудрость и наставление ( Притч.1:2-7 ). И далее: Премудрость… проповедует: «доколе, невежды, будете любить невежество? …доколе глупцы будут ненавидеть знание? …упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их» ( Притч.1:20-32 ). Заметим, что богодухновенный автор не отождествляет простоту и глупость. Духовный, душеспасительный смысл ума раскрывается во второй главе: если будешь призывать знание и взывать к разуму… то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум ( Притч.2:3-6 ). Начиная с десятого стиха объясняется, что спасают мудрость, знание, рассудительность, разум, а в главе третьей и далее воспевается мудрость как одухотворение разума. Книгу Притч можно приводить почти целиком, но ограничимся еще только одной цитатой: Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму ( Притч.8:5 ). Ум и образование Считается, что ум дается образованием (не потому ли в словах «образованные больно стали» звучит еще более жгучее презрение, нежели в случае с умом?), но это очередная маска, потому что ум — от Бога, и образование может его разве что развить. Если может. А бывает, что человек увешан дипломами и даже учеными степенями, но это не прибавляет ему ни ума, ни душевной красоты, ни зрелости; возрастают только черствость и самомнение.

http://azbyka.ru/stoit-li-kanonizirovat-...

Мы начнем анализ учения св. Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно–Римской империи IV века. Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. 1. Ученость и философия Мы начнем анализ учения св. Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно–Римской империи IV века. Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. Ученость Христианство с самого начала своего существования противопоставило себя " " мудрости человеческой " " — " мудрости мира сего " " . Об этом много говорил апостол Павел: " И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией " " .   Согласно Павлу, для человеческой мудрости христианство есть безумие, юродство; но и сама мудрость века сего обращается в безумие при встрече с христианством: " Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо когда мир в своей мудрости не познал Бога в премудрости Божией, благоволил Бог юродством проповеди спасти верующих " " .   Под человеческой мудростью в данном случае подразумевается многообразное наследие античной учености, которой противопоставляется учение и искупительный подвиг Христа: " Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов же безумие " " .

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Но, вошедши в сношение, мы стали заимствовать от него вместе с полезным и качествующий там дух языческого образования, который и у нас начал производить то же, что и там; то есть кто только касается его и сродняется с ним, тотчас восстает против Христа Спасителя и Святой Церкви Его. И у нас образовался класс людей, которые твердят, что все церковное, все христианское есть ветхость, которую надо отбросить, а образование европейское есть обновление, которое следует усвоить. Узнав теперь, что такое европейское образование, легко понять, что нам советуют. Апостол Павел говорит, что Господь Бог послал Своих апостолов, облеченных благодатию Святого Духа, в мир затем, чтоб они всех верующих привели из тьмы к свету, из области сатанины к Богу, а эти советуют нам из света опять идти в тьму и от Бога в область сатанину, где качествует не обновление жизни, а смерть, убивающая все зародыши жизни истинной. Видите, какие благожелатели! Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри; не бывайте младенцы, влающеся ветром новых учений; истинствующе же в любви, все возращайте в Того, Иже есть глава Христос (Еф.4:14-15; 5:15).  Мы, христиане внешне, без духа Христова, без сердца, всецело преданного Господу, без ревности об угождении Ему единому, часто ставим себя в ряд истинных любителей Божиих, и тех, которые еще здесь, на земле, и тех, которые уже там, на небе. Но от их богопросвещенных очей не скрыто - кто мы, и, глядя на нас, они верно говорят: вот люди, которые по видимому и от нас, но не наши. Кажется, и простое, но какое страшное слово! Если мы не их, то и они не наши, и ничто ихнее не наше; стало быть, и Христос не наш, и все обетования Его не наши, и рай не наш, и вечное блаженство не наше. А если все это не наше, так что же после этого должно быть нашим? Видите, какая беда! А между тем, посмотрите-ка кругом - у нас почти все христианское: порядки христианские или полухристианские, понятия христианские, речи христианские, много правил и дел христианских.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Патриаршее поздравление с престольным праздником Санкт-Петербургских духовных школ 9 октября 2008 г. 12:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира , преподавателей и учащихся Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии с престольным праздником духовных школ. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, профессорско-преподавательской корпорации, сотрудникам и студентам СПБДАиС Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую Вас в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — престольный праздник Петербургских духовных школ. Апостол Иоанн Богослов, именуемый в православной традиции апостолом любви, был самовидцем и служителем воплощенного Спасителя мира и явил людям таинственное ведение судеб Божиих через приобщение к неизреченной Премудрости Бога-Слова. Посему и ныне все, кто трудится на ниве богословского образования, неизменно ощущают благодатную помощь, ниспосылаемую от Господа Вседержителя по молитвам его возлюбленного ученика и наперсника Его на Тайной Вечери. Богообщение, которое мы достигаем в молитве и участии в Таинствах церковных, во все времена является главным средоточием жизни каждого истинного последователя Христова. Посему призываю всех вас, дорогие мои, быть ревностными молитвенниками, стремясь предстоять престолу Божию с кротостью и благоговением, дабы исполнились слова апостола языков, говорящего: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Петербургские Духовные школы традиционно отличались высоким уровнем духовного образования и богословским дерзновением, свойственным христианам, прочно укорененным в святоотеческой традиции богомыслия и не боящимся отвечать на самые сложные вопросы современности. Желаю вам, Высокопреосвященнейший владыка митрополит, досточтимые отцы, уважаемые преподаватели, дорогие воспитанники и студенты, неоскудевающей помощи Божией в трудах на ниве духовного просвещения. «Да укрепит Вас Господь и Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2 Фес. 1:11-12)». +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/471232.htm...

«По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» ( Лк.10:31–35 ). Объявляю: «Ребята, следующая неделя – милосердия!» Через некоторое время прибегает мама: «Батюшка, прекратите эксперимент! Четыре бомжа за неделю. И всех отмой, одень, накорми!» Начинаю разъяснительную работу: «Если бы ты сам это делал, а то говоришь: «Мама, давай!» Это не по-самарянски, тот свои собственные деньги на гостиницу тратил...» Тем не менее все эти домашние задания, которые направлены на добрые дела, очень ценны. Они преображают сердце человека. И тогда наши детки из интеллектуальных раздутых как шары голов действительно становятся настоящими православными людьми. Опасные знания Почему образование в России постепенно превращается в сферу услуг? Что такое Болонская конвенция? Когда самые добрые знания становятся для человека вредными и опасными? Этим и другим темам была посвящена беседа в день открытия в Москве XVIII Рождественских образовательных чтений. Сегодня (24 января 2010 года – Ред.) в Кремлевском Дворце съездов начались XVIII Международные Рождественские образовательные чтения. Мы только что оттуда приехали. Это действительно крупнейший образовательный форум года, в Кремлевском Дворце сегодня собралось около 6 тысяч слушателей, почти полный зал. Чтения проходят по семи направлениям: катехизация и Таинства Церкви; Церковь и школа, Воспитание и образование детей, молодежи; Семья в современном мире; Пути Промысла Божиего и святоотеческое наследие; Церковь и общество; Церковь и культура; Христианство и наука. Семь направлений, в каждом по несколько десятков секций, всего около ста.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. 1. Ученость и философия Мы начнем анализ учения св. Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно–Римской империи IV века. Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. Ученость Христианство с самого начала своего существования противопоставило себя " " мудрости человеческой " " — " мудрости мира сего " " . Об этом много говорил апостол Павел: " И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией " " .   Согласно Павлу, для человеческой мудрости христианство есть безумие, юродство; но и сама мудрость века сего обращается в безумие при встрече с христианством: " Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо когда мир в своей мудрости не познал Бога в премудрости Божией, благоволил Бог юродством проповеди спасти верующих " " .   Под человеческой мудростью в данном случае подразумевается многообразное наследие античной учености, которой противопоставляется учение и искупительный подвиг Христа: " Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов же безумие " " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010