И ниже, стих 14: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежд и свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь ( Откр. 7, 14–15 ). СПРОСИТЕ ЗДЕСЬ: Что означает быть душам убиенных под жертвенником? ОТВЕЧАЮ: Под жертвенником понимайте Христа, поэтому когда Иоанн говорит: я видел под жертвенником души убиенных за слово Божие, то следует это понимать, как то, что он видел души убиенных за исповедание имени Христа. Другие говорят, что Христос есть жертвенник, а души святых мучеников, убиенных за слово Божие, под жертвенником, то есть под Христом, гораздо ниже Его, победившие благодаря помощи и защите Христа и отдающие Ему свои заслуги. НА ПЯТЫЙ: вызывает только смех ваше утверждение о том, что души святых спят и будут спать вплоть до Судного Дня. Но человек спит целиком, а не только душой. Ибо что такое естественный сон, как не заключение внешних телесных чувств, как учит физиология. Но душа, вышедшая из тела, не имеет телесных чувств и не имеет тела, поэтому спать ей не свойственно и спать она не может. Но и из Писания ясно, что души не спят. Если же они спят, то как души праведных, в древности находившихся в преисподней, были охвачены огромным желанием вырваться оттуда ( 3Ездр. 4 )? Как пророчествовал Самуил после своего успения и предвозвестил царю Саулу его смерть ( Сир. 46 ; 1Цар. 28 )? Как явились Моисей и Илия после Преображения Господня ( Мф. 17 )? Как Иоанн видел на Небесах сидящих старцев, облаченных в белые одежды ( Откр. 4 )? Как души убиенных просили отмщения у Бога, и даны были каждой из них белые одежды ( Откр. 6 )? И снова: много людей стояло пред престолом и пред Агнцем, облаченных в белую одежду, о которых сказано: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца ( Откр. 7, 14–15 ). Из этого и других текстов Писания ясно, что души не спят. Мы знаем, что часто и душа впадает а греховный сон, то есть уныние и небрежение о своем спасении, о котором Псалмопевец говорит: Впала в дремоту душа моя от уныния ( Пс. 218, 39 ). Но такой сон душам святых не присущ, особенно после выхода из тела, когда уже невозможно ни грешить, ни делать добро. А если в Евангелии говорится: задремали все и уснули, то это сказано о людях, а не только о душах.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую церковь , ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской церкви вполне применимы слова апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания : «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?» ( 2Кор.6:14–15 ). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ). 2 УМСА (Young Men’s Christian Assosiation) – надконфессиональная молодежная организация, возникшая в XIX в. с целью внедрения надконфессиональной экуменической идеологии среди христианской молодежи. Для осуществления своей деятельности она пользуется финансовой и политической поддержкой масонства, широко пропагандируя его принципы: 1) равноценность всех вероисповеданий; 2) отрицание Божественного естества Спасителя и объявление Его обыкновенным человеком; 3) объединение всех людей в единую религию; 4) осуществление «царства Божия» на земле, в искаженном светском смысле, т. е. установление царства антихриста – прим. ред. 13 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной. Часть I. СПб., 1840. Ответ на вопрос 105, с. 80. 14 Митрополит Makapiй. Догматическое богословие. Т. II. СПб., 1868, с. 348–352; Митрополит Филарет. Пространный xpucmuahckiй катихизис, с. 54; Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904, с. 248; Св. Маркъ Подвижник и св. иноки Каллист и Urhamiй. М., 1889, с. 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Частные изложения веры или символические книги в Восточной Греко-Российской церкви суть следующие: 1 . Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. Составлено оно было киевским митрополитом Петром Могилой или по его благословению и при его участии. Рассмотренное и принятое сначала на Соборах Киевском (1640 г.) и Ясском (1643 г.), а затем одобренное и всеми четырьмя восточными патриархами, оно единодушно принято было всей Греческой Церковью, как «исповедание правое и чистое, не имеющее в себе ни малейшей примеси от новизн каких- нибудь других исповеданий». Для Русской Церкви оно одобрено и утверждено патриархами Иоакимом (в 1685 г.) и Адрианом (в 1696 г.) и затем всероссийским Синодом. Составлено «Исповедание» главным образом для охранения чистоты православия от мнений р.-католических и потому в нем заметен полемический элемент. Форма изложения – вопросо-ответная. 2 . Исповедание православной веры Восточной Церкви, составленное патриархом иерусалимским Досифеем, рассмотренное и признанное выражением истинной православной веры на соборе иерусалимском в 1672 г. Соответствие истинной вере, чистота этого изложения, были засвидетельствованы всеми восточными патриархами и другими многочисленными архипастырями Греко-Восточной Церкви, когда они послали его от себя в 1723 году великокобританским христианам, как истинное изложение православной веры. В то же время первосвятители восточные послали его русскому Св. Синоду вместе с своими грамотами об утверждении его. Принятое нашим Св. Синодом, как точное изложение православной веры, это изложение позднее (в 1838 г.), было издано Св. Синодом на русском языке под сохраняющимся и в настоящее время у нас заглавием: «Послание патриархов православно-кафолической церкви о православной вере». Послание отличается полемическим характером (против протестантов); содержащееся в нем учение православной веры изложено в 18-ти членах. 3 . Пространный христианский катихизис православной кафолической Восточной Церкви Филарета, митр. московского. В нем дается положительное, точное, отчетливое и сжатое, вместе с ясностью и удобопонятностью, по вопросам и ответам, изложение православного учения. По тщательном рассмотрении, катихизис этот получил одобрение Св. Синода. Символическое значение он имеет только в русской православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В протестантстве понятие «католический» было и остается заброшенным, и редко слово это встречается в терминологии протестантской. В ученом протестантском мире, разумеется, есть стремление ухватить его древний, основной смысл. Вот как определяет его один из современных протестантских ученых, сторонник сближения этих исповеданий с древними историческими церквами, в немецком протестантском богословском словаре. «Кафоличность Церкви состоит для кафолического сознания в божественном универсализме видимо-невидимого, естественно-сверхъестественного организма, который явлен Христом; в организме Церкви он продолжает свою мистическую любовь. Кафолический обозначает для кафолического сознания полноту, целость, всесторонность, гармонию, равновесие. Кафолический человек есть тот, кто – несмотря на раскрытие своих индивидуальных качеств – постоянно ориентируется на целое, подчиняет себя общему и смиренно склоняется перед сверх-индивидуальными, объективными нормами истины и жизни.» «Как противоположность кафолическому сознанию представляется кафоликам сознание еретиков, которое ставит выше общего церковного опыта индивидуальный опыт». «Глубокая трагедия кафоличности, как многие глашатаи кафолической идеи признают сами, состоит в том, что эмпирические (т. е. фактически существующие) церкви представляют божественную кафоличность и универсальность только неполно и в помутненном виде, отчего кафоличность существеннр страдает. Вне-римские кафолики убеждены в том, что в нынешней Римской Церкви невозможно полное развитие кафолической идеи. Специфически римское в нем, юридически-иерархическое начало является для него, с одной стороны, согласимся, вспомогательным средством церковной универсальности и единства; с другой стороны, однако, оно становится тормозом для кафолического и затемняет сокровенные элементы христианской идеи. Несоответствие между «Римский» и «кафолический» служит причиной постоянного кризиса в Римо-Католической Церкви» (Гейлер). Истолкование понятия «кафолический» в смысле «внутренней связи» находим и в новейшей римско-католической литературе, именно, в недавно вышедшем труде пат. де-Любак «Католицизм». Здесь автор истолковывает католицизм как социальную идею , только такую социальную идею, цели которой лежат в вечности, и противопоставляет ее утопической земной идее коммунизма. Вот некоторые из его мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Это, однако ж, не значит, будто с прекращением вселенских Соборов прекратилось дальнейшее раскрытие догматов в православной Церкви. Оно не прекратилось: потому что не прекратились заблуждения и ереси. Главнейшие из таковых заблуждений были, во-первых, заблуждения церкви римской, отделившие ее от Церкви вселенской, и на православном Востоке не раз составлялись против них соборы и писались точнейшие вероизложения; а во-вторых, заблуждения протестантов в их различных сектах, не раз также подвергавшиеся в православной Церкви восточной соборному рассмотрению пастырей, которые в то же время издавали против этих заблуждений, в охранение чистоты Православия, точнейшие вероизложения. Таким-то образом составились два обстоятельнейшие исповедания православной Церкви восточной, в которых вероопределения 3 древних вселенских Соборов развиты в подробностях, применительно к заблуждениям и ересям, возникшим впоследствии. Разумеется: «Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной» и «Послание Патриархов православно-кафолической Церкви о православной вере». По образцу этих исповеданий и особенно по образцу первого из них, как на православном Востоке, так и в России, с той же целью в последующее время составлялись и другие изложения веры или катихизисы, между которыми в нашем отечестве первое место занимает: «Пространный христианский катихизис православной кафолической восточной Церкви, рассмотренный и одобренный св. правительствующим Синодом». Нельзя утверждать, чтобы раскрытие христианских догматов прекратилось даже теперь: оно не прекратится дотоле, пока не прекратятся заблуждения против догматов, следовательно – пока не прекратится в Церкви потребность, применительно к новым заблуждениям, определять и объяснять свои догматы в охранение Православия. Что же сказать вообще о значении этого развития или раскрытия догматов в Церкви? Оно не есть какое-либо  умножение числа догматов; нет, догматов и теперь остается в Православной Церкви столько, сколько их открыто Самим Богом в начале.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Посему желающие согласоваться с нами в божественных догматах православной веры должны с простотой, послушанием, без всякого исследования и любопытства, последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием Отцов, и утверждено святыми и Вселенскими Соборами, со времени Апостолов и их преемников, богоносных Отцов нашей Церкви.» . Это, однако, не значит, будто с прекращением вселенских Соборов прекратилось дальнейшее раскрытие догматов в православной Церкви. Оно не прекратилось, потому что не прекратились заблуждения и ереси. Главнейшие из таковых заблуждений были, во-первых, заблуждения церкви римской, отдлившие ее от Церкви вселенской, — и на православном Востоке не раз составлялись против них соборы и писались точнейшие вероизложения; а во-вторых — заблуждения протестантов в их различных сектах, не раз также подвергавшиеся в православной Церкви восточной соборному рассмотрению пастырей, которые в тоже время издавали против этих заблуждений, в охранение чистоты Православия, точнейшие вероизложения. Таким-то образом составились два обстоятельнейшие исповедания православной Церкви восточной, в которых вероопределения древних Вселенских Соборов развиты в подробностях применительно к заблуждениям и ересям, возникшим впоследствии. Разумеем: Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной и Послание Патриархов православно-кафолической Церкви о православной вере . По образцу этих исповеданий и особенно по образцу первого из них, как на православном Востоке, так и в России, с той же целью в последующее время составлялись и другие изложения веры или катихизисы, между которыми в нашем отечестве первое место занимает: Православный христианский катихизис православной кафолической восточной Церкви , рассмотренный и одобренный святейшим правительствующим Синодом. Нельзя утверждать, чтобы раскрытие христианских догматов прекратилось даже теперь: оно не прекратится дотоле, пока не прекратятся заблуждения против догматов, и след., пока не прекратится в Церкви потребность, применительно к новым заблуждениям, определять и объяснять свои догматы в охранение Православия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

И во-вторых, в каждый класс непременно требовать от учеников строгого отчёта в том, что преподано им в предыдущий класс». В том же 1845 году, как сказано в бумаге из Духовно-Учебного Управления во все Академические и Семинарские Правления,— «Св. Синод, имея в виду, что книга: Православное Исповедание... положена в числе учебных предметов в Семинариях с тою именно целью, чтобы с нею поверяемы были все подробности Богословского учения, определением от 8-го Августа положил: вменить в обязанность всем Семинарским Правлениям, чтобы они... приняли за правило, по переходе учеников в высшее отделение, перед самым началом Богословских курсов, повторять вновь означенную книгу».    См. Царская и Патриаршие грамоты о учреждении св. Синода с изложением православного исповедания восточно-кафолической Церкви. СПб. 1838.    Вот слова бумаги из Духовно-Учебного Управления при св. Синоде в Академические и Семинарские Правления по этому случаю от 28 Августа 1845 г.: «Св. Синод, приняв во внимание, что изданная, по распоряжению его, Грамота Царская и грамоты Патриаршие о учреждении св. Всероссийского Синода, с изложением православного исповедания восточные каф. Церкви, по важности её в отношении к догматам православной веры и Церкви, в особенности же к Российской иерархии, весьма полезна и даже необходима для Духовных воспитанников, как при слушании Богословских наук, так и по поступлении затем в места священнические, определением от 2531 минувшего Июля положил снабжать сею книгою безвозмездно всех воспитанников Семинарий при переводе их из среднего отделения в высшее, с тем, чтобы, по окончанию курса и по выходу из Семинарии, они удерживали книгу сию у себя для всегдашнего употребления...»    Вообще надобно помнить, что символической книгой какой-либо Церкви можно назвать только Изложение Веры, изданное от лица всех, правительствующих в ней иерархов, и, следовательно, от лица всей Церкви, а отнюдь не исповедание какого-либо частного Верующего или даже Иерарха, как бы он знаменит ни был. А потому ошибаются иностранные богословы, когда к символическим книгам восточной Церкви относят, например, Исповедание православной Веры — Геннадия, Константина Патриарха, хотя оно, точно, православное, и имеет свою относительную важность. Исповедание православной Веры (более обстоятельное, но не чуждое некоторых погрешностей в учении о таинствах) — Митрофана Критопула, бывшего впоследствии Патриархом Александрийским. И Исповедание Веры (совершенно Кальвинистское), известное под именем Кирилла Лукариса, Патриарха Цареградского, но вовсе ему не принадлежащее (как поступил недавно Киммель, издавши книгу под заглавием: Libri Symbolici Ecclesiae Orientalis, Jenae, 1843) Часть третья. О системе православного богословия...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

«Между изложениями веры, появившимися в Церкви Восточной Православной, одни суть общие для всей этой Церкви, а другие принадлежат собственно Церкви Русской. Из общих известнейшие: два нарочито составленные исповедания православной веры в руководство всем православным: а) одно – около половины XVII века (1640 г.) в Киеве для охранения чистоты Православия как от мнений лютеран и кальвинистов, так еще более от мнений римских католиков и бывших униатов. Это «Православное исповедание кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Сперва оно рассмотрено на соборе Киевском и вскоре (в 1643 г.) – на соборе Ясском; потом рассмотрено и одобрено всеми четырьмя восточными патриархами и единодушно принято всей греческой Церковью; наконец, и для всей Церкви Русской одобрено и утверждено патриархами Иоакимом (в 1685 г.) и Адрианом (в 1696 г.), который даже назвал эту книгу «богодухновенной», разумеется, не в строгом смысле, и Святейшим Правительствующим Всероссийским Синодом, который, кроме того, что многократно издавал ее для всеобщего руководства православным, подтвердил в 1840 году особое распоряжение бывшей Комиссии духовных училищ о преподавании этой книги по всем семинариям (в низших отделениях), а в 1845 году постановил, чтобы для обстоятельнейшего изучения ее уделен был еще один класс в неделю, и чтобы воспитанники при переходе в высшее отделение перед самым началом курса нарочито повторяли ее как необходимое руководство при изучении богословия; б) другое – в последней половине того же века (в 1672 г.) на соборе Иерусалимском для охранения чистоты Православия от заблуждений Кальвинских под названием: «Изложение православной веры Восточной Церкви». Истину и чистоту этого Изложения снова засвидетельствовали все святейшие патриархи и другие архипастыри Церкви Восточной когда послали его от себя (1723 г.) в ответ христианам великобританским как истинное изложение и мудрование православной веры и тогда же сообщили для той же самой цели и нашему Св. Синоду; принял и засвидетельствовал и Св. Синод Всероссийский, издав в 1838 году это исповедание на русском языке под заглавием «Послание патриархов Православно-кафолической Церкви о православной вере» для руководства всем православным, а в 1845 году постановив безмездно раздавать эту книгу всем духовным воспитанникам для всегдашнего употребления не только в семинариях, но и по выходе из семинарий».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Так, они опровергли все ложные учения и взгляды на это событие, высказанные различными современными им лжеучителями и еретиками, как, напр., манихеями, гностиками, энкратитами, офитами, пелагианами и т. п. Они доказали неверность мнения некоторых, бывшего, впрочем, довольно распространенным, будто бы в самом древе познания добра и зла заключалось нечто вредоносное для человека и погубившее его. Они всесторонне разъяснили нам, как на основании Божественного Откровения, так и на основании соображений человеческого разума, что виновником зла, господствующего в мире, был не Бог, как Творец мира, а сам человек, под влиянием искушений со стороны диавола злоупотребивший дарованною ему свободою. Наконец, со всею подробностью, путем глубокого психологического анализа, они раскрыли пред нами и те все последствия, которые повлекли за собою грехопадение прародителей, как в отношении к ним самим – их уму, сердцу и воле, их горестной и тяжелой жизни, исполненной скорбями, бедствиями и страданиями, так и в отношении ко всей окружающей нас внешней природе, уяснив нам, насколько это возможно для человеческого разума, и самый способ наследственного перехода всех последствий грехопадения Адама и Евы на их потомство. Учение отцов и учителей вселенской церкви, будучи частным пониманием, в то же время оказывается вполне согласным и с общим голосом или вероучением Православной Христовой Церкви, как оно выражено, напр., в Православном исповедании Кафолической Апостольской Восточной Церкви или в Послании восточных патриархов. «Веруем, – читаем мы в этом Послании 64 – что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю в то время, когда преслушал заповедь Божью, последовав коварному совету змия, и что отсюда распространяется прародительский грех преемственно на все потомство, так что нет никого из рожденных по плоти, кто бы свободен был от того бремени, и не ощущал следствий падения в настоящей жизни». «Поскольку, говорится в православном исповедании кафолической апостольской восточной церкви 65 в состоянии невинности все люди были в Адаме, то, как скоро он согрешил, согрешили с ним и все, и стали в состояние греховное, быв не только греху подвержены, но и наказанию за грех».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

270. Ответ на 260., Абазинский: .Россия скорее продукт веры. " " Тогда Китай, Индия, США и все прочие чего продукты?!) Российское существование поставлено в прямую зависимость от Христа.Со Христом - будет жить ,нет - не будет.В распыл. Потому-то Сталин так удивительно упорно возрождал Израиль.Евреи отказались от Христа и были за это лишены государственности.А Сталин возродил своим желанием!Он померялся силой с Богом,с историей мира.Что можно евреям отказаться от Христа,но быть в таком антихристианском государстве. Другие мнения будут? А Китай что Китай?Творение Бога,как и Индия,Америка,папуасы... 269. Re: Россия - часть нашей православной веры! http://youtu.be/0bSyBKhDyLY 268. Ответ на 266., Абазинский: А с чего Вы взяли, что Россия была православной? ??? Свод Законов Российской Империи : " ...Глава седьмая О вере62. Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть христианская православная кафолическая восточного исповедания. 63. Император, престолом всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной (ст.62). 64. Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в церкви святой благочиния... " " " Россия была страной с ведущими русским этносом и религией - православием. При этом полиэтничной и много конфессиональной по факту. Разве не так? Так. Но определяющим все было другое. http://wwedenie.ucoz.com/13/13_11.jpg http://www.proza.ru/pics/2018/10/16/1252.jpg http://youtu.be/moyBlTti2_g 267. Ответ на 264., р.Б. Алексий: А с чего Вы взяли, что Россия была православной? ??? Свод Законов Российской Империи : " ...Глава седьмая О вере62. Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть христианская православная кафолическая восточного исповедания. 63. Император, престолом всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной (ст.62). 64. Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в церкви святой благочиния... "

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/29/ro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010