«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф. 3:16–17 ). 78. Что является действием веры в Бога? Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры. 79. Что означает исповедовать веру в Бога? Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. 80. Необходимо ли открыто исповедовать свою веру? Апостол Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения: «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим. 10:10 ). 81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрёкся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. 82. Почему в Символе веры говорится о вере в единого Бога? В Символе веры не сказано: верую в Бога, но прибавлено: во единаго Бога – для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая творение Божие Богом, думали, что богов много. 83. Как Священное Писание говорит о единстве Божием? Слова учения Священного Писания о единственности Бога внесены в Символ веры из изречения апостола Павла: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:4–6 ). 84. Возможно ли познание существа Божия? Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов. 85. Об этом в Священном Писании через апостола Павла сказано, что Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Такое беззаконие вытекает из совершенно еретического, протестантского или, выражаясь современным языком, экуменического учения «Фиатирского Исповедания» о Святой Церкви. Оно не видит у нее никаких границ. «Дух Святой, – читаем мы там, – действует как внутри Церкви, так и вне Церкви. Поэтому пределы ее всегда расширены, и границ ее нет нигде. У Церкви есть дверь, но нет стен» (стр. 77). Но если Дух Божий одинаково действует как внутри Церкви, так и вне ее, зачем же нужно было Спасителю приходить на землю и ее основывать? Забота о соблюдении и исповедании подлинной истины, преподанной нам Господом нашим Иисусом Христом, св. Апостолами и св. Отцами, при этой концепции оказывается излишней. Хотя «Исповедание» и говорит на стр. бо, что Православная Церковь «справедливо признает себя в настоящее время истории единой Церковью, которую Христос, Сын Божий, основал на земле», оно не видит необходимости в неповрежденном хранении ее веры, допуская этим сожительство истины и заблуждения. Вопреки словам Апостола, что Христос представил ее Себе «славною Церковью, не имеющей пятна или порок или чего-либо подобного» ( Еф. 5:27 ), «Фиатирское Исповедание» представляет Церковь , как совмещающую в себе и истину, и то, что само оно признает отступлением от нее, т. е. ересью, хотя тут и не употребляется последнего выражения. Опровержение такого учения ясно высказано в знаменитом Послании Восточных Патриархов о Православной Вере: «Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий через верно служащих Отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (чл. 12). Подчиняясь новому догмату угождения современности, автор «Фиатирского исповедания», видимо, забывает наставление Спасителя о том, что если брат твой «и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ), и такое же поучение Апостола: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Филим. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Всякий апостол, епископ, игумен, учитель носят в себе образ гостинника, которым дано два сребреника, то есть два Завета: Ветхий и Новый, – на времена, а не до Второго Пришествия, следовательно, и священство основано в Церкви только на времена, а не вечно. Значит, Церковь может быть и без священства и заключаться в одном правом исповедании. В Благовестнике читаем: «...сие исповедание, еже исповеда (апостол Петр), основание хощет быти верующим» 28 . И Максим Исповедник говорит: «Христос Господь кафолическою Церковию нарече быти правое и спасеное веры исповедание...» Святый Златоустый учит: « Церковь бо не стены и покров есть, но вера и житие» 29 . Так вот Церковь может быть у людей с одним правым исповеданием, с верой и житием, без священства. Такова Церковь у нас и есть. Если же вы хотите судить о правоте Церкви только по трехчинной иерархии, то, значит, РимскоКатолическая Церковь тоже православна, потому что и она имеет трехчинную иерархию». Первое место, по Благовестнику, составляет толкование на стих: «...зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Мф.5:15 ). Разберем прежде сей текст по Евангелию, а потом уже и толкование на него из Благовестника. Буквальный, точный смысл приведенного евангельского текста такой: свет, то есть добрые дела апостолов, не должны быть скрываемы под сосудом, но чтобы светили всем в доме и в мире. Впрочем, сияние добрых апостольских дел не должно быть напоказ. Что в разбираемом 15м стихе говорится не о чемлибо другом, a о свете добрых дел, этому служит подтверждением и разъяснением ближайший 16й стих: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела», а не благодать священства, «и прославляли Отца вашего Небесного». В Благовестнике, в толковании на 15й стих, Феофилакт Болгарский употребил такое выражение: «...еже не угаснути благодати, сущей в вас, на вашем подвизе будет се...» Такое выражение Благовестника и подало повод нашему собеседнику видеть здесь благодать священства, которая будто бы может и угаснуть.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Правило веры Христианская вера есть откровенное Иисусом Христом исповедание Бога, Ею уяснена и пополнена древняя вера, последовательно откровенная Богом первому человеку, патриархам, Моисею и пророкам. «Бог, говорит Апостол Павел, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр. 1:1–2 ). Поклонение Богу во Иисусе Христе – чаемом и уповаемом Мессии – составляло сущность древней веры: поклонение Богу во Иисусе Христе – Спасителе и Искупителе человечества – составляет сущность и христианской веры. «Не думайте, сказал Иисус Христос , что я пришел нарушить закон, или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Ев. от Мф. 5:17–18 ). По совершении Иисусом Христом дела Своего посланничества, упразднилось все то, что было установлено для Его прообразования и для поддержания надежды на Его пришествие. Остальное же сохранилось: потому что откровенное Богом может быть только истиною – единою и непреложною. Итак, чрез Иисуса Христа Богом уяснены только прежние откровения в том, что сообщалось ими прикровенно, и пополнены новыми откровениями в том, что не долженствовало быть открытым ранее. Христианская вера, как откровенная, может утверждаться только на слове Божием. Апостолы, посланные Иисусом Христом, учили только тому, чему сами от Него научились. «Идите, сказал им Божественный Учитель, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел Вам». (Ев. от Мф. 28:19–20 ). «Бог, говорит Апостол Павел, в свое время явил Свое слово в проповеди , вверенной мне, по повелению Спасителя нашего Бога» ( Тит. 1:3 ). Итак, единственный источник веры заключается в Божием слове. Оно было сообщено Иисусом Христом устно, а не письменно; Апостолами же оно передано отчасти устно, отчасти письменно. «Братия, говорит Апостол Павел, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Еккл.5:3-4 «Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится; если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее. Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся; если же муж ее, услышав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, [то они не состоятся, потому что запретил ей муж ее,] и Господь простит ей». Чис.30:4-9 «Грешат все те, которые при Крещении обязываются соблюдать православную веру в Бога до смерти своей, но после по каким-нибудь собственным причинам отступают от нее, или опасаясь потерять честь свою или имение, или страшась лишиться жизни; почему явным образом изменяют клятве, и отрекаются от того, что с клятвой обещали Богу». Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной «Те, кто преступает свои обещания и обеты Богу, а в особенности те, кто дает обет стать монахом и не становится им, губят и себя, и свои дома и ничуть не преуспевают в этой жизни. Ведь прежде чем дать обет, надо рассмотреть, способен ли ты исполнить его, а после того, как один раз уже дал обет, больше не можешь его преступить, потому что иначе ты искушаешь Бога и насмехаешься над Ним, как говорит Сирах, прежде, нежели дашь обет, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа ( Сир.18:23 ). А если ты не хочешь давать обетов, в этом нет греха, и Бог тебя не принуждает». прп. Никодим Святогорец Литература по теме Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста:

http://azbyka.ru/obet

Ответ. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Вопрос 7. Какое учение содержится в этом члене веры? Ответ. Этот член включает в себя два догмата. Во-первых, мы должны верить и исповедовать, что Бог един ( Втор. 6:4 ), поклоняемый в Пресвятой Троице, и что в Божестве Отец – начало и корень Сына и Святого Духа. Во-вторых, что этот Триединый Бог сотворил все из ничего, как видимое, так и невидимое, как свидетельствует Псалмопевец: «Он сказал – и стало, повелел – и создалось» ( Пс. 32:9 ). Вопрос 8. Как я должен мыслить о Боге? Ответ. Ты должен верить, что Бог един в Пресвятой Троице, согласно этим словам Писания: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:6 ). Тот, Кто, по Своей бесконечной благости, сотворил этот мир из ничего, чтобы другие существа, прославляя Его, могли приобщиться к Его Благости; не так, чтобы Он нуждался в чем-либо, ибо Он Сам в Себе всесовершенен и преславен. Однако ни одно творение, будь то видимое или невидимое, даже сами ангелы, не может постичь природу Бога, поскольку между Творцом и творением не может быть никакого сравнения. Достаточно для нас, как говорит святой Кирилл Иерусалимский , «если мы знаем, что имеем Бога Единого, Бога существующего и вечного, Который всегда подобен Самому Себе, и есть Тот же» 4 , и что, кроме Него нет другого Бога, как говорит Сам Бог через Пророка: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ). Таким же образом и Моисей, увещевая Израильский народ, так говорит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6:4 ). Вопрос 9. Но если Бог один, то, по-видимому, необходимо, чтобы и Лицо у Него было одно. Ответ. Нет никакой необходимости. Ибо хотя Бог по своей природе и сущности один, однако, в Лицах Он Троичен, как учит Сам наш Спаситель, говоря своим апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). Отсюда ясно, что в одном и том же Божестве три Лица: Отец, Сын и Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Наиболее яркое высказывание о великом и священном достоинстве каждого христианина перед Богом мы находим у апостола Петра: Сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом... Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет.2:5,9 ). Царями и священниками называются все члены Церкви также в Апокалипсисе (1,6; 5,10). Освященность христианина, его сыновняя принадлежность к Богу находят свое выражение в том, что он обладает возможностью независимо от времени и места ( Ин.4:21–23 ) обращаться к своему Отцу Небесному с полной уверенностью в Его любви и милосердии ( 1Ин.4:19 ); пользоваться спасительными благодатными средствами Церкви, среди которых первое место принадлежит Таинствам; быть совершенно уверенным, что и при грехопадениях и отступлениях он не лишается любви Божией, но в любой момент может покаяться и любящим всепрощением Божиим будет принят и восстановлен в прежнем состоянии сыновней близости к Богу ( Лк.15:7,10,11–32 ; Мф.6:14; 18:21–35 ; Рим.14:4 ; 1Ин.1:9 ). «В силу такой именно близости к Богу, – писал профессор В. Экземплярский , – все христиане должны быть рассматриваемы как священники, в известном смысле слова, способные лично и непосредственно служить Богу, что, действительно, и утверждает слово Божие и учение нашей Церкви». В авторитетном вероучительном документе Православной Церкви – «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (1643) – говорится: «Священство духовное имеют все христиане, как учат апостолы Петр ( 1Пет.2:9 ) и Иоанн в Откровении (5, 9–10). Таковому священству сообразные бывают и приношения, а именно: молитвы, благодарения, умерщвления плоти, предание себя на мученичество за Христа и другие, сим подобные» (ответ на вопрос 108). Это учение Слова Божия о всеобщем священстве является основой нашей убежденности в особом положении, которое занимает христианин в сфере духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

415. О чем ещё мы просим под именем насущного хлеба? «Поскольку человек состоит из телесного и духовного существа, а существо души значительно важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода» (см. Святой Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное, 4, 15; Православное исповедание, ч. 2, вопрос 19). 416. Что является насущным хлебом для души? Насущный хлеб для души – это слово Божие , и Тело и Кровь Христова . «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). «Плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие» ( Ин. 6:55 ). О пятом прошении 417. Что мы понимаем под долгами нашими? В молитве Господа под наименованием долгов наших следует понимать наши грехи. Грехи называются долгами, потому что мы всё получили от Бога и должны всё отдать Богу, то есть подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то остаемся должниками перед Его правосудием. 418. Кто такие должники наши? Должники наши – это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по закону Божию, например, проявили не любовь, а вражду. 419. Каким образом мы можем надеяться на прощение долгов наших? На суде Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших через ходатайство Господа Иисуса Христа. «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:5–6 ). 420. Из-за чего мы можем лишиться прощения долгов наших? Если мы просим у Бога прощения наших грехов, а сами при этом других не прощаем, то не получим прощения. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:14–15 ). 421. Почему Бог нас не простит, если мы не простим должников наших? Бог не прощает нас, если мы не прощаем других потому, что мы становимся из-за этого злыми и тем удаляем от себя благость и милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В-третьих: жертва должна приноситься во исповедание превысочайшего Владычествия Божия. чтобы показать нашу зависимость от Него. Убивать животных можно и для того, чтобы поесть, и употребить их для здоровья, но кто назовет это жертвой? На­стоящая жертва должна приноситься с таким намерением: «Я приношу эту жертву Тебе. Господу Богу моему, потому что я знаю, что Ты Господь и Бог мой. благодаря Которому я имею все, что имею, прими же от меня эту дань моего рабства и послушания, которую я должен Тебе, Господу и Творцу Моему». В-четвертых: истинная жертва должна приноситься священником, имеющим для этого полномочия, который от имени всех приносит жертву Богу, ибо Апостол говорит: Ибо всякий первосвященник (или священник), из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. (...) И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 1–4). И поэтому в Ветхом Завете никому нельзя было приносить жертвы, кроме священников от колена Ааронова. Поэтому не является жертвой то, что мы сами кладем перед иконой или кадилом или свечой, или еще где-либо, это дар и простое приношение. В-пятых: Чтобы можно было говорить о принесении жертвы, необходимо некое со­ответствующее видимое чиноуправление, совершаемое жрецом или молитвой, или пок­лонами, или воздеянием рук. возложением или неким служением и освящением. Такими действиями приносимый в жертву предмет отделяется от земного и мирского и стано­вится из земного и мирского посвященным Богу и приличествующим Ему. Так, в Ветхом Завете священник брал руками кровь животных или птиц, или муку, или хлеб, и возносил горе пред Господом Богом, и полагал на жертвеннике по некоему видимому и ощутимому чину. Если он не мог объять руками приносимое, например, тельца или нечто в этом роде, то возлагал на него свои руки, произнося некие слова, должные при освящении, и отделяя эту жертву от земного и мирского, и после этого приношение может называться святым. В-шестых: Настоящая жертва требует и того, чтобы употребить ее во Славу Бога и превратить в небытие. Так, в древности жившие по закону Моисея умерщвляли или сжигали животных или птиц. Кровь, вино или вода проливались на землю. Если при­носились мясо или хлеб, их употребляли в пищу и съедали, превращая их в небытие во Славу Господа Бога. И в этом состоит вся сущность жертвы. Поэтому золото, серебро, медь и драгоценные камни, принесенные для создания храма Божия. не были истинной и сущей жертвой, так как не превращались в небытие, но служили для употребления и украшения. Также и левиты, и сыны Ароновы, которых Моисей определил для службы Господу Богу, не были настоящей жертвой, так как их не убивали и не умерщвляли во Славу Господа Бога. Исаак, которого его отец Авраам хотел принести в жертву и убить для Господа Бога, вот он был истинной и сущей жертвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Ответ. Эту Тайну нельзя вполне объяснить, используя какое-либо сравнение, так чтобы мы ясно поняли, как Бог , Который по Существу только один, Троичен в Лицах. А что никакое подобие не может в достаточной мере выразить Его, об этом Бог, имя Которого Иегова 8 , Сам свидетельствует через Пророка: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» ( Ис. 46:5 ). Так что никакой ум, не только человека, но и ангела, неспособен постичь или выразить [Его] языком; а потому мы должны мудро сказать вместе с Апостолом: «Мы сокрушаем умствования и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор. 10:5 ). Мы твердо верим, что Бог Отец, сущий от века и в век, и ни от кого не происходящий, рождает Сына и производит Духа Святого, как свидетельствует более подробно в своем Символе святой Афанасий. И, довольствуясь этой простотой веры, не будем исследовать [этот догмат] глубже, потому что любопытное исследование сокровенного в Боге запрещено в Писании: «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто» ( Сир. 3:21–22 ). Довольно для нас, что то же самое Священное Писание Ветхого Завета, свидетельствуя нам о едином Боге, учит нас и троичности Лиц: «Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). И: «Вот, Адам стал как один из Нас» ( Быт. 3:22 ). Также: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:7 ). И Пророк ясно показывает это, говоря: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). И Священный Псалмопевец сказал: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). Об этом многократно говорят и Священное Писание и учители Церкви. Вопрос 11. Какие есть свойства Бога? Ответ. Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. И все же, насколько мы можем узнать о них из Священного Писания и от учителей Церкви, настолько можем размышлять и говорить о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010