Ответ. Учит каждого христианина, чтобы он всегда держал в своем уме четыре [предмета]: смерть, последний суд, адское наказание, и вечное Царство Небесное. Вопрос 123. Какую пользу получает человек от размышления об этих четырех [предметах]? Ответ. От этого рождается в нем благочестие, хранение от греха, страх к Богу, страх адской геенны, любовь к Небесному Царству. Размышляя о них, следует готовиться к смерти. Ибо, размышляя о последнем дне, он будет внимателен к тому, чтобы быть готовым к отчету, который должен будет дать о своих мыслях, словах и действиях. Размышляя об аде, он должен остерегаться, чтобы не упасть в него; а размышляя о Царстве Небесном, он должен стремиться к его достижению. Вопрос 124. Какой двенадцатый член веры? Ответ . И жизни будущаго века. Вопрос 125. Чему учит Святая Церковь в этом члене веры? Ответ. Что в будущем веке благословение Божие придет на избранных Его, и наступит для них вечная жизнь, с духовными радостями и весельями, которым не будет конца, как свидетельствует Писание: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Также говорит и в другом месте: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Вопрос 126. Будет ли только душа, или и тело вместе с душой наслаждаться вечным весельем? Ответ. Так как душа творит добро для вечной награды вместе с телом, то душа будет наслаждаться радостью и весельем вместе с телом, а не по отдельности. Потому что не будет одна радость у души, а другая у тела, так как тело будет прославлено, и человек будет состоять из души и прославленного тела. Тогда он будет подобен ангелам, по словам Писания: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22:30 ). Тело будет прославлено, бессмертно, нетленно, не будет требовать пищи и питья, будет подобно духу, по свидетельству Писания: «Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:52–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Состояние безгрешности, то есть невинности (согласно святому Василию) двояко 17 . Во-первых, это добровольное удаление от грехов, то есть когда человек по собственной решимости удаляется от грехов, познав зло через опыт и долговременный навык к нему. Во-вторых, это незнание и неопытность во зле, то есть когда человек не знает зла, и совершенно не испытал его, или по причине своего возраста или по другим причинам. Невинность и безгрешность в Адаме, прежде чем он согрешил, была этого второго рода, и была соединена с полным совершенством, с врожденной праведностью, как со стороны ума, так и со стороны воли. В его разуме было заключено все знание, а в его воле – вся честность и доброта. Ибо Адам знал Бога совершеннейшим образом, (сколько в то время ему было дано, и сколько было нужно), поэтому, познав Бога, он познал все остальное через Него. На это среди прочего мы имеем такое доказательство: когда Бог привел к Адаму всех животных для того, чтобы он дал им имена, он назвал каждое своим именем. И это произошло потому, что он знал их природу – не от какого-то обучения, но потому только, что мыслил и рассуждал о Боге и Его благости. Что касается воли, то она всегда покорялась разуму, хотя всегда была свободна, и человек был властен грешить или не грешить, как говорится в Писании: «Не говори: «ради Господа я отступил»; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» ( Сир. 15:11–17 ) 18 . И немного после: «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» (15:20). В таком состоянии невинности и безгрешности человек был подобен ангелам. Но когда, преступив [заповедь], он согрешил, то немедленно в самом раю вошел в состояние греха (τν κατστασιν τς μαρτας), и сделался смертным. Священное Писание так передает [нам это учение]: «Возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ). И тогда он тотчас лишился совершенства разума и знания, и его воля склонилась больше к злу, чем к добру. Таким образом, по причине того, что человек сделал зло, состояние невинности и безгрешности изменилось в состояние греха, и совершенный человек был так унижен, что может сказать с Давидом: «Я же червь, а не человек» ( Пс. 21:7 ). Вопрос 24. Все ли люди подлежат этому греху?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

338. Как следует приступать к Таинству Причащения? Приступающий к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить её покаянием в грехах, чему способствуют пост и молитва . «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» ( 1Кор. 11:28–29 ). 339. Что с нами происходит в Таинстве Причащения? Причащающийся Тела и Крови Христовой соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нём приобщается к вечной жизни. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:54 ). 340. Как часто следует причащаться Святых Тайн? Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четырежды в год или каждый месяц, а всем – обязательно раз в год (см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90). 341. Каким образом участвуют в Литургии те, кто не причащается Святых Тайн? Не приступающие ко Святому Причащению могут и должны участвовать в Литургии своей верой, молитвой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). 342. Что означает шествие с Евангелием во время Литургии? Когда на Литургии совершается шествие с Евангелием, вспоминается Господь Иисус Христос, явившийся на проповедь . Поэтому, во время чтения Евангелия следует иметь такое же внимание и благоговение, как если бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа. 343. Как воспринимать шествие с приготовленными Святыми Дарами? Когда совершается на Литургии вход в алтарь с приготовленными Святыми Дарами, следует вспоминать шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертву на заклание, между тем как более двенадцати легионов Ангелов готовы были охранять Его как своего Царя. Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися (песнь на Литургии в Великую Субботу).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

4. Еще монахи спросили, возможно ли давать панагию армянским и латинским паломникам. Мы же говорим, чтобы вы давали им и антидор, потому что они христиане и из-за этого идут из столь дальних стран для поклонения Господнему гробу. Если они и отделены от нас из-за некоторых вопросов веры и неправославны, но как христиане с верою и благоговением ищут освящения нашего, то мы должны дать им. А изречение «не давайте святыни псам» и проч. разумеет неверных, т.е. иудеев, сарацин, эллинов, манихеев и других, которые притворяются христианами, не будучи таковыми. Поэтому и прибавляет: «Чтобы они, обернувшись, не потоптали ее и не растерзали вас». Ведь топчущие – действительно псы и свиньи, а ищущие святыни с верой и благоговением и принимающие ее не суть таковые. Слушайте, как и Господь говорит: «Всякий, кто не против вас, тот за вас,» и «Приходящего ко мне не изгоню вон». Только великое таинство причастия не давайте им, не только из-за величия таинства, но из-за того, что таинство это представляет все Божественное домостроительство, предшествуемое исповеданием истинной веры, поэтому не должно его давать тем, кто ложно мыслит относительно Божественного домостроительства или богословия и противоречит кафолической Церкви. Если же кто из них, возжелав остаться на этом месте или заболев, откажется от своей отеческой веры и исповедует веру вселенской Церкви, то сподобьте его и такового общения. Таков обычай вселенской христианской Церкви. Так и святейшие патриархи, когда совершали по праздникам литургию, то приходящих армян и латинян, со всяким благоговением пребывающих на литургии, не изгоняли, но и благословляли их, приходящих с православными, совершающих коленопреклонения и целующих патриаршую руку, и преподавали им антидор. Так и ученики Христовы не изгоняли вон приходящих к ним. Достаточно и того, что вы сами не ищете и не берете освящения от них, как неправославных и отделенных. Но если они сами ищут освящения от вас, то вы должны не отсылать их, как мы об этом наперед сказали.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Что можем мы перед лицом этой великой Тайны? Разве что – молитвенно вздохнуть вслед за благоразумным разбойником: «Господи, помяни мя, грешнаго, егда приидеши во Царствии Си» ( Лк. 23, 42 )! 763 «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас»: 768 Снабдение ( περιποησις) – сохранение, спасение, остаток, достояние, удел; наблюдение, исполнение ( Дьяченко Г. , прот. Полный церковнославянский словарь. С. 624). По Вейсману, περιποησις – сохранение, спасение; приобретение чего-либо; приобретенное, достояние (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899, стб. 987). 774 Как пишут литургисты, «после великого входа, перенесенное во святой алтарь тело Господа Иисуса дает нам видеть самое погребение и положение Его во гроб; тогда антиминс представляет гроб, святой престол – вертоград, покров чаши, вместо воздуха – плащаница, или синдон, коим обвили тело Господне, покров дискоса означает сударий, покрывавший лицо Спасителя во гробе.... Затворением царских врат означается сошествие Иисусово во ад, задергиванием же завесы – кустодиа, или стража, которую иудеи приставили ко гробу Иисуса.... Звездица остается над дискосом в ознаменование печати, которую, по укреплении гроба, положили на камне» (Вениамин, архиепископ. Новая скрижаль. [Почаев,] 2003. С. 215–216, со ссылкой на святого Германа). 779 «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим»: 788 Как учит нас Церковь , Бог «и в существе, и в силах, и в действиях Своих определяется только Сам Собою, а не чем-либо сторонним, и есть самодовольный ( ατρκης, νενδες), самовластный ( ατεξουσς), самодержавный ( ατοκρατς)» [ Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 110, с отсылкой на: Филарет (Дроздов) , святитель. Пространный христианский катехизис. Вопросоответ 86, и на: Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. Вопросоответ 14/Догматические послания. С. 18–19]. Господь вседоволен – это славянское слово, как пишет о. Помазанский, «нельзя понимать как – довольный собой; оно означает полноту обладания, полное богатство, полноту всех благ» (Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. С. 50), не требующую ничего для Себя извне.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

«…Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом…» ( 1Кор. 7, 34 )… «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления…» ( 1Кор. 15, 50 )… «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти…» ( Гал. 5, 16–17 )… «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную…» ( Гал. 6, 8 )… «Наша брань не против крови и плоти, но против… духов…» ( Еф. 6, 12 )… и т.д. Итак смысл всех мест Священного Писания, в которых говорится о душе – духе, таков, что в понятии сотворенного духа никак не может мыслиться никакая степень вещественности, никакая причастность к материи, а следовательно необходимо признать, что, с точки зрения Слова Божия, в споре двух святителей, истина находилась на стороне преосвященного епископа Феофана. Эта истина была запечатлена и общецерковным сознанием. Седьмой Вселенский Собор на своем четвертом заседании, на основании свидетельств Слова Божия и богомудрых рассуждений Святых Отцов, провозгласил невещественность ангелов, а следовательно и души, указав, что они «чужды всякой телесной оболочки» 24 . В «Православном Исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» говорится: «Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела, дабы… видно было, что Он же есть Творец и обоих миров, и невещественного и вещественного…» 25 . «…Тело человеческое происходит от семени Адамова, а душа дается от Бога, как говорит Писание: «Господь, прострый небо, и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем…» ( Зах. 12, 1 ) 26 . Оба преосвященных автора в доказательство своих взглядов обильно приводят и многочисленные выписки из творений святых Отцов. Один – в пользу вещественности души, духа, ангелов; другой – в пользу их невещественности, нематериальности. Цитаций этих очень много. Остановимся сначала на тех местах, которые являются наиболее «острыми», краеугольными камнями обоих взглядов. Епископ Игнатий в «Слове о смерти» приводит следующие слова святого Макария Великого : «Как ангелы имеют образ и зрак (вид), и как внешний человек имеет образ, так и внутренний имеет образ, подобный ангелу, и зрак, подобный внешнему человеку…» 27 . Приводится в некотором перифразе и иное место: «Всякая тварь – и ангел, и душа, и демон по собственной природе своей есть тело; потому что, хотя и утончены они, однако ж в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем дебело. Так и душа, будучи утонченною, облеклась оком, которым смотрит, и ухом, которым слышит, а подобно сему языком, которым говорит, и рукою; и одним словом, всем телом и членами его облекшись, душа срастворяется с телом, вследствие чего и совершаются все жизненные отправления…» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  Тропарь, глас 3: Божественныя веры исповеданием, другаго Павла тя церковь ревнителя во священницех показа, свозопит ти и Авель ко Господу, и Захариина кровь праведная: отче преподобне, Христа Бога моли, дароватися нам велией милости.   Кондак, глас 2: Облиставый на земли, яко звезда небосветлая, кафолическую просвещаеши церковь ныне, о нейже и страдальчествовал еси, душу твою Павле предложив: и якоже Захариина и Авелева, ясно вопиет твоя кровь ко Господу. Житие преподобного отца нашего Варлаама, Новгородского чудотворца. Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. С раннего возраста он избегал детских игр, отказывался от всяких мирских удовольствий и был избранным сосудом Святого Духа. Часто он размышлял так: «Воистину, жизнь наша кратка и непостоянна. В ней всё изменяется, всё вертится колесом. Она подобна сонному видению». Святой отрёкся от мира и от всего, что в мире, и удалился в пустынное место. За ним последовали Прокопий Малышевич, постригшийся потом под именем Порфирия, его брат Феодор, и другие жители Новгорода, желавшие подвизаться в тишине и безмолвии. Святой Варлаам принял иноческое пострижение от некоторого священноинока. Он устроил себе небольшую клеть, где непрестанно день и ночь возносил молитвы Господу. Святой ревностно подвизался в посте и трудах, сам рубил дрова, пилил лес, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Каждую ночь он бодрствовал и молитвой отгонял бесов. Нечистые духи то сами пытались смутить святого мужа, то побуждали кого-либо из людей досаждать блаженному. Святой терпеливо переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией. Слава о его подвигах стала распространяться повсюду. Многие начали стекаться к нему: князья, бояре, богатые и бедные. Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Перед вами, противники, Православное исповедание учителя вселенского о просьбах молитв других. Прочтите его Беседу целиком, которая не поместилась здесь из-за объема книги. Прочтите и устыдитесь, что возводите поклеп на такого светильника, и вырываете только те места, которые будто бы говорят в вашу пользу, а остальное, как обычно, умалчиваете, и тем самым хотите омрачить темным облаком ваших напрасных наветов немерцающее солнце благочестия. Приведу здесь еще одно место из творений Златоуста, чтобы пристыдить и научить вас, противники. Читайте Беседу 26 на Второе Послание к Коринфянам, на главу 12, ближе к концу, где говорится следующее: «И гробы рабов Распятого блистательнее царских дворцов, не только по величине и красоте строений, – хотя и в этом отношении они превосходнее, – но, что гораздо важнее, по ревности стекающихся к ним. Сам облеченный в багряницу приходит лобызать эти гробы, и, отложивши гордость, стоит пред ними, и молит святых, чтобы предстательствовали за него пред Богом. В предстательстве умерших скинотворца (Павла) и рыбаря (Петра) имеет нужду облеченный в диадему. Итак, скажи мне, ужели дерзнешь называть мертвым их Владыку, когда рабы Его и по смерти предстательствуют за царей вселенной?» Прочтите там остальное и устыдитесь того, что отвергаете призывание святых и не почитаете святые мощи. Вы же, Православные, утвердитесь в святом благочестии. Претыкание шестое Призывание святых есть признак малодушия, и отсутствия дерзновения к Богу и упования на благость Божию. Всех их надо отвергнуть, ибо Бог готов послушать нас, молящихся Ему, без призывания святых, и любит нас больше, чем другие святые. Поэтому Христос говорит: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ( Лк. 11, 9 ). И снова: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин. 16, 23 ), и Апостол Павел говорит: Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы обрести милость и обрести благодать для благовременной помощи ( Евр. 4, 16 ). Исправление претыкающимся

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Это же Православное исповедание утверждается Священным Писанием. Вначале расскажем об Ангелах Божиих, потом о других святых. Ангелы знают и узнают о молитвах земнородных. ВО-ПЕРВЫХ: Узнают о наших молитвах. Ангел говорит Товии: Когда ты молился со слезами, я приносил молитву твою Господу Богу ( Тов. 12 ). ВО-ВТОРЫХ: Узнают о внутреннем покаянии и обращении грешника к Богу: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15, 10 ). В-ТРЕТЬИХ: Узнают о возносимой нами славе Богу: и пред Ангелами воспою Тебя ( Пс. 137, 1 ). В-ЧЕТВЕРТЫХ: Узнают о человеческих поступках: потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков ( 1Кор. 4, 9 ). В-ПЯТЫХ: Узнают о честности женской одежды, насколько она несоблазнительна, особенно в молельных храмах: Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов ( 1Кор. 11, 10 ). А если сказано это об Ангелах, то это же скажу и о других святых. Святые знают и узнают о молитвах земных жителей: ВО-ПЕРВЫХ: В чине блаженства и видения Лика Божия и чести небесной святые равны Ангелам. Так говорит Сам Христос: а сподобившиеся достигнуть того века (...) равны Ангелам (Лк. 20, 35–36). Если же Ангелы, пребывая в чине вечного блаженства, узнают о наших молитвах, то и святые, пребывая в равноангельском ублажении, также, как и Ангелы, узнают о наших молитвах. И это ясно из Апокалипсиса, где двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Откр. 5, 8 ). Здесь старцы знаменуют святых Ветхого и Нового Завета, которые в то время, когда Иоанн Богослов писал эти Апокалипсические слова, находились со Христом во славе Небесной. Они приносили Богу молитвы живущих на земле, как это делают и Ангелы: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8, 3–4 ; Тов. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Писание говорит к ним: «Научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу» ( Ис. 1, 17 ). Если же они о сем нимало не пекутся, то угнетаемые – алчущие и жаждущие правды – получат блаженство, а судей оных постигнет гнев Божий; ибо Писание говорит: «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле» ( Пс. 9, 38–39 ). О пятой заповеди блаженства Вопрос 38. Какое пятое блаженство? Ответ. «Блажени милостивии: яко тии помиловани будут» ( Мф. 5, 7 ). Вопрос 39. Чему учит блаженство сие? Ответ. Учит, что блаженны те люди, которые творят дела милосердия и человеколюбия. Вопрос 40. Какие дела милосердия? Ответ. Дела милосердия двоякого рода: одни из них относятся к телу, другие к душе (Феофилакт на 25-ю гл. Мф.). Вопрос 41 . Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу? Ответ. Семь. Первое – дать алчущему пищу, как сказал Христос: «взалкахся бо, и дасте Ми ясти» ( Мф. 25, 35 ), т.е. бедным и немощным, которые не могут пропитать себя собственными трудами. Таковую милостыню должно уделять из тех благ, которые приобретены честным образом, собственным и праведным трудом, по словам Писания: «Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды» ( Притч. 3,9 ). Притом должно подавать милостыню не только тем бедным, которые в большом множестве открыто просят, или которые находятся в богадельнях; но также и тем, которые по своей стыдливости не могут просить милостыни. Впрочем, надобно остерегаться, чтобы дело милосердия не сделалось известно другим людям, и не заслужило похвалу и одобрение, как Христос говорит: «Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищих и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою» ( Мф. 6, 2 ). Ответ. Навещать больных. Таковое дело каждый должен исполнять, не разбирая того, сродник ли болящий, домашний ли ему, друг ли, сверстник ли его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010