Ответ. Уважать духовных лиц со всем должным почтением, как служителей Бога и ходатаев, ходатайствующих за нас перед Богом; особенно тех, которые, как наши духовные отцы, принимают наши исповеди и с которыми мы должны советоваться о нашем спасении. Об этой заповеди так говорит Писание: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). И в другом месте: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Фес. 5:12–13 ). И в другом месте: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:13–14 ). И еще: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). Поэтому мирянам запрещено вмешиваться в духовные дела, по слову Апостола: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» ( Гал. 6:1 ) 59 . Вопрос 90. Какая четвертая церковная заповедь? Ответ . Исповедовать свои грехи правильно и законно рукоположенному священнику четыре раза в год. А те, кто преуспевают в благочестии и благоговении, пусть исповедаются каждый месяц 60 . Простолюдины же должны хотя бы один раз в год исповедоваться в своих грехах, а именно, в Святую Четыредесятницу. И пусть больные прежде всего очистят свою совесть исповедью и приобщатся Святому Таинству [Евхаристии], приняв сначала со всяким благоговением Святое Елеосвящение. Вопрос 91. Какая пятая церковная заповедь? Ответ. Не читать книг еретиков, не слушать их учений, не вступать с ними в разговор и ни приятельствовать с ними тем, кто необучен в Священном Писании и науках. Как предупреждает нас Псалмопевец, «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных» ( Пс. 1:1 ). И в другом месте Писание предписывает нам: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3:10 ). Вопрос 92. Какая шестая церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ибо «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ). Во-вторых, поскольку человеческая природа испытывает отвращение к вкушению сырой плоти (τν μν σαρκοφαγαν) и поскольку необходимо было, чтобы через причащение Плоти и Крови Христа человек соединился со Христом, то, чтобы гнушающийся [такой пищей] человек не отверг этого [соединения], Промысл Божий, по снисхождению, Свою собственную Плоть и Кровь дает верным в пищу и питье под покровом хлеба и вина. Об этом подробно рассуждает Григорий Нисский и священный Дамаскин 74 . Причащаться же этого Таинства, как духовенство, так и миряне должны под обоими видами хлеба и вина. Ибо Христос, не исключая никого, так заповедал, говоря: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:53–56 ). Поэтому и святые Апостолы, как приняли это Таинство от Христа, так и передали его для принятия и мирянами, и духовными лицами, в обоих видах. Как пишет апостол Павел к Коринфянам: «Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:23–25 ). Кроме того, честь, которую надлежит воздавать этим страшным Тайнам, должна быть такой же, как и честь, воздаваемая Самому Христу (о чем сказано выше). И как сказал о Нем устами всех Апостолов Петр: «Ты – Христос, Сын Бога живаго» ( Мф. 16:16 ), так и каждый из нас с благоговением должен говорить: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый» 75 . Это святое Таинство также приносится как Жертва 76 за всех православных христиан, как за живых, так и за усопших в надежде Воскресения вечной жизни; и эта Жертва не прекратится до Последнего Суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

И кто хочет быть Ее благочестивым почитателем, пусть читает акафист, параклисы 32 и другие составленные в Ее честь церковные песнопения. Вопрос 43. Какой четвертый член веры? Ответ. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. Вопрос 44. Чему учит этот член? Ответ. Шести предметам. Во-первых, что Слово пострадало за нас на кресте собственно и истинно, и умерло истинно той истинной человеческой природой, которую Оно приняло от Девы Марии, что видно из слов Священного Писания : «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» ( Лк. 23:46 ). Оно истинно излило за нас Свою Честную Кровь, и искупило нас ею, как говорит Апостол: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа.. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф. 1:5:7 ). Вопрос 45. Во-вторых, что содержит этот член? Ответ. Что Христос пострадал за наши грехи, не имея греха в Себе, как свидетельствует апостол Петр: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:18 ). Так же и Иоанн Креститель свидетельствует, что Иисус, будучи Сам совершенно невинен и безгрешен, пострадал за наши грехи. Ибо он говорит так: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира» ( Ин. 1:29 ). Он пострадал добровольно, как Он Сам говорит: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин. 10:18 ). Вопрос 46. В-третьих, чему учит этот член? Ответ. Что Христос пострадал на кресте по плоти, а не по Божеству. Ибо Божество не страдало, не было пригвождено к кресту, не принимало ни оплеваний, ни пощечин, и не умирало. О том, что Он страдал только плотью, ясно говорит Апостол: «Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» ( Кол. 1:22 ). Впрочем, Божество, после того как оно приняло на себя человечество, уже никогда не отделялось от Него, ни во время страдания или смерти на кресте, ни после смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Вопрос 109. Каким образом совершается сакраментальное Священство? Ответ. Таинство Священства заповедано апостолам от Христа, и через возложение их рук до сих пор совершается рукоположение, по преемству епископов, наследовавших апостолам, чтобы раздавать Божественные Тайны, и совершать служение спасения человека, как сказал Апостол: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). Эта должность заключает в себе две [принадлежности]. Во-первых, силу и власть отпускать грехи людей, потому как сказано об этом: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). Во-вторых, власть и силу учить, что выражается в следующих словах: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). Итак, Христос послал на проповедь апостолов, а апостолы, рукоположившие других, послали их на то же самое дело, что видно из слов святого Луки: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Также: «Когда они служили Господу (то есть, когда приносили Бескровную Жертву Богу) и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13:2–3 ). И Павел: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ). Благодаря этому рукоположению и никогда непрерывающемуся преемству, только те имеют власть наставлять в спасительном учении, кто послан на это дело; а те, кто не посланы и не избраны на это [служение], те не должны приступать к нему, по словам Павла: «Как им проповедать, не будучи посланными?» ( Рим. 10:15 ). Вопрос 110. Что необходимо соблюдать при этом Таинстве? Ответ. Надлежит испытать лица, приступающие к этому Таинству, чтобы они были пригодны в трех отношениях 77 . Во-первых, чтобы они имели добрую и чистую совесть и были свободны от всех тех преступлений, которые делают их неспособными к получению священного сана 78 . Во-вторых, чтобы они были украшены мудростью и опытностью (πιστμην κα σοφαν), как в распорядительстве Тайнами Божиими, так и в назидании и наставлении простого народа своими поучениями 79 . В-третьих, чтобы они были здоровы и совершенны во всех своих конечностях и членах, необходимых для этого 80 . Вопрос 111. Даются ли какие-либо другие степени, прежде Священства?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. Вопрос 56. О чем говорит нам этот член веры? Ответ. Этот член учит четырем догматам. Во-первых, что Иисус Христос вознесся на небеса и сел по правую сторону Отца со славой и честью в том самом теле, в котором истинно пострадал и воскрес из мертвых. Во-вторых, что Он вознесся на небо только как Человек, потому что как Бог, Он всегда был на небе и [вообще] везде. В-третьих, учит, что Он никогда не оставлял человеческую природу, которую однажды принял от Девы Марии, но опять с ней придет судить, как Ангелы возвестили Апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). В-четвертых, этот член учит тому, что вместе со Своей плотью, носимой во время земной жизни, Христос находится только на небе, а не на земле. Но присутствуя таинственным образом в Божественной Евхаристии, Сам Сын Божий, Бог и Человек, присутствует и на земле по пресуществлению (κατ μετουσωσιν). Ибо существо хлеба прелагается в существо Его Святого Тела, и существо вина в существо Его честной Крови. Поэтому нам надлежит прославлять и поклоняться (ν δοξζωμεν κα ν λατρεωμεν) Святой Евхаристии, как Самому нашему Спасителю Иисусу. Вопрос 57. Какой седьмой член веры? Ответ. И вновь грядущего со славой судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. Вопрос 58. Чему учит нас этот член веры? Ответ. Трем предметам. Во-первых, что Христос опять придет, чтобы судить живых и мертвых, как говорит Он Сам: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» ( Мф. 25:31 ). И это пришествие будет быстрым, «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). О дне же и часе этого пришествия никто не знает, даже Ангелы ( Мф. 24:36 ). Но этому должно предшествовать следующее: будет проповедано Евангелие всем народам ( Мф. 24:14 ), придет антихрист, произойдут великие войны, голоды, моры, и тому подобное. Кратко сказать, будет великая скорбь, по слову Господа: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Об этом суде Апостол ясно говорит: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» ( 2Тим. 4:1 ). Вопрос 59. Во-вторых, чему учит этот член?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все сотворено. Вопрос 33. Чему учит православных этот член веры? Ответ. Излагает два [предмета]. Во-первых, что Сын Божий Иисус Христос – Вечный Бог, рожденный от собственной природы Отца, равный Ему по славе и чести, как Он Сам о Себе говорит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Во-вторых, этот член учит, что Иисус Христос является Творцом не только одних предметов, но и самого времени и века, в котором все сотворено, как сказал Апостол: «Чрез Которого и веки сотворил» ( Евр. 1:2 ). О [вещах] же существующих (τν ντων) Евангелист Иоанн говорит: «Мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин. 1:10 ). Вопрос 34. Что означают слова «Иисус Христос», которые мы встречаем в данном члене? Ответ. «Иисус» значит «Спаситель», как объяснил Архангел, говоря Иосифу: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1:21 ). Поэтому, это имя не может собственно принадлежать никому в этом мире, кроме нашего Господа и Спасителя, Который освободил весь род человеческий от вечного рабства демону. «Христос» же означает «Помазанник», так как в Ветхом Завете, те, которые были помазаны, назывались христами, а именно: священники, цари и пророки. Христос был помазан на три этих [служения], не по общему обыкновению, как остальные, но преимущественно перед всеми помазанными, как говорит о Нем Псалмопевец: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44:8 ). Под этим помазанием следует понимать помазание от Святого Духа, поскольку Он был помазан Святым Духом, по словам пророка Исаии: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня» (61:1). Эти слова Христос относит к Самому Себе: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Для большей же достоверности и славы славного Воскресения Христа, иудеи встревожились и, придя к Пилату, сказали: «Итак прикажи охранять гроб до третьего дня» ( Мф. 27:64 ). И он отвечал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (27:65–66). Эта иудейская стража послужила ясным свидетельством того, что Христос воскрес из мертвых, поскольку в то время они испугались, как говорит Писание: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» ( Мф. 28:2–4 ). Придя после этого в город, они донесли первосвященникам обо всем случившемся (28:11) и вынуждены были говорить слова, сказанные женщинам Ангелом Господним: «Знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» ( Мф. 28:5–7 ). Итак, место погребения нашего Господа для того было известно, чтобы все были уверены, что ученики не украли Его и не похоронили в неизвестном месте, как объявили развращенные иудеи, подкупив воинов деньгами. Но подобное подозрение уничтожали: гроб, в котором Он лежал, печать на камне, и иудейская стража. Также и Иосиф и Никодим, уважаемые среди иудеев. Кроме этого: плащаница, которой было обернуто мертвое тело Господа нашего, и плат, который был на Его голове, оставшийся после Его воскресения свернутым в гробнице ( Ин. 20:7 ). Все это ясно показывает, что тело не было украдено учениками, но восстало. К этому учению следует добавить и то, что согласно пророчеству надлежало тому быть, чтобы Гроб Господень был почитаемым, каким он является и до сих пор. Ибо Пророк говорит: «И покой его будет слава» ( Ис. 11:10 ). И приходящий к нему в вере и любви Христовой, получает прощение множества грехов, так как через него он приходит к Христу. Вопрос 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

В такой помощи нуждаются и крещаемые. И как тогда Святой Дух сошел на Апостолов в виде огня и излил на них Свои дары, так и сейчас, когда священник помазывает крещаемого Святым Миром, на него изливаются свыше дары Святого Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении этого Таинства: «Печать Дара Духа Святого. Аминь». Он как бы так говорит: «Через помазание этим Святым миром ты запечатлен и утвержден в дарах Святого Духа, которые ты получаешь для утверждения (ες βεβαωσιν) твоей христианской веры». Это согласно и со словами Апостола: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Это помазание миром, или, лучше сказать, это действие помазания, совершалось во времена апостолов через возложение рук, по словам Писания: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Впоследствии оно стало совершаться через помазание миром, как мы знаем от священного Дионисия Ареопагита , ученика блаженного Павла 70 . Вопрос 105. Что требуется для этого Таинства? Ответ. Во-первых, требуется, чтобы это миро было освящено верховным епископом. Во-вторых, чтобы оно имело надлежащую материю, то есть: елей, бальзам и другие масти. В-третьих, требуется, чтобы непосредственно после Крещения священник помазал определенные члены крещаемого, произнося эти слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». От этого Таинства происходят следующие плоды. Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: «Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:5–6 ). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе. Это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме, то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греха (τν κατστασιν τς μαρτας). Поэтому человеческий род стал не только подвержен греху, но и вследствие греха – наказанию (τν τιμωραν) 19 . Это наказание объявлено в следующем определении Бога: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ). То же самое говорит и Апостол: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили» ( Рим. 5, 12 ). Так что с этим грехом 20 мы и зачинаемся в чреве матери, и рождаемся, как говорит Священный Псалмопевец: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ). Он называется «прародительским» грехом, во-первых, потому что прежде него человек был свободен от всякого греха. Хотя дьявол был уже растлен и пал, его соблазном возник в человеке этот прародительский грех, которому подвержен и Адам, поскольку он его совершил, и мы, поскольку происходим от него. Во-вторых, потому что никто из смертных не зачинается иначе, как в грехе. Вопрос 25. Если Бог знал, что Адам согрешит, то для чего Он сотворил его? Ответ. Бог вполне предвидел и грехопадение Адама, и злобу Люцифера, прежде чем сотворил и того, и другого, и самые маловажные мысли и поступки, которые кто-либо из них мог бы помыслить или совершить. Однако Он не хотел, чтобы грех человека или злоба дьявола победили Его Божественную благость 21 . Но, чтобы обнаружить Свою чрезвычайную благость, Бог сотворил дьявола добрым ангелом, который по своей собственной воле и выбору стал злым. Подобным образом [сотворил] и человека, который согрешил, благодаря искушению того [врага]. Впрочем, Бог так устроил о человеке, чтобы по причине его греха гораздо больше засияла благость Божия, через ниспослание Единородного Сына Своего в долину этой земли, чтобы Он, восприняв плоть от Пречистой Девы по действию Святого Духа, искупил человека и ввел его в Свое Царство гораздо в большей славе, чем какую он имел в раю, к посрамлению дьявола. Поэтому этот грех не воспрепятствовал Богу сотворить человека. Вопрос 26. Если Бог знал все, прежде чем сотворил, то предопределил ли Он все так, что и доброе и злое не может быть иначе, а только так, как есть?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Он сошел с небес, не изменив места, потому что как Бог, Он находится везде и все наполняет. Но, поскольку так угодно было Его величию – смирить Себя, Он принял человеческую природу. Во-вторых, этот член учит, что Господь наш Иисус Христос принял истинную человеческую природу, а не мнимую, или призрачную. Его Тело было образовано в утробе Блаженнейшей Девы в то время, когда Она сказала в ответ Ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:38 ). Тогда Он вдруг сделался совершенным человеком, со всеми его членами и разумной душой, соединившейся с Божеством. И в одной и той же Ипостаси был истинный Бог и истинный Человек 30 . И непорочная Дева была узнана (γνωρζετο) как Богородица, как сказала Ей Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк. 1:43 ). Кроме того нужно знать и то, что ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая в Божественную, но то и другое осталось совершенным в единой Ипостаси, со всеми своими свойствами, кроме греха, относящегося к человеческой природе. Вопрос 39. В-третьих, чему учит этот член веры? Ответ. Что воплощение Христа совершилось содействием Святого Духа, и что Дева была Девой прежде зачатия, также и во время зачатия, и после зачатия, и в самом рождении осталась Девой. Ибо [Христос] родился от Нее, сохранив невредимой печать Ее девства, поэтому Она и после рождения остается Девой вовек. Вопрос 40. Что еще содержится в этом члене? Ответ. [Учение] о Пречистой Деве Богородице Марии, Которая удостоилась исполнить такое таинство; все православные обязаны должным образом прославлять Ее и чтить, как Матерь Господа нашего Иисуса Христа, или, лучше сказать, как Богородицу. Поэтому Церковь составила Ей приветствие из слов Архангела и святой Елисаветы, присоединив к ним и несколько своих слов: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария: Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших». Вопрос 41. Что мы должны думать об этом приветствии? Ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010