Отец, Который прежде веков рождает Сына из Своей сущности, и производит Духа Святого; Сын, родившийся от Отца прежде веков, и единосущный Ему; Дух Святой, от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну, как поясняет Божественный Дамаскин в словах о том, что Сын и Святой Дух происходят от одной и той же причины, а именно от Отца 5 . И в другом месте [говорит], что Сын от Отца имеет бытие образом рождения. Дух Святой также от Отца, но не образом рождения, а исхождения 6 . Кроме того, Григорий Богослов на слова Апостола к Римлянам: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (11:36), говорит так: «Первое – Отцу, второе – Сыну, третье – Святому Духу» 7 . Из этого видно, что в Божестве есть Троичность. При этом мы без всякого различия и исключения крестимся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Ибо то, чем Отец является по Своей природе, тоже самое есть Сын и Святой Дух. Отец же по Своей природе – истинный и вечный Бог , Творец всего видимого и невидимого. Таковы, следовательно, совершенно без какого-либо различия, Сын и Дух Святой, и Они единосущны друг другу, согласно учению Евангелиста Иоанна: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5:7 ). В этих словах исключается только то, что Отец в Божестве – причина Сына и Святого Духа, что эти два Лица имеют бытие от Него, а Сам Он ни от кого. Так мы научены самой вечной Истиной, Иисусом Спасителем нашим. Так мы приняли от святых Апостолов. Так, и только так, учили, провозглашали и утверждали Вселенские и Поместные соборы, и учители Церкви. Так исповедует наша Православная и Кафолическая Церковь . За эту веру святые мученики пролили свою кровь, и предпочли смерть этой жизни. Так и мы должны веровать от всего нашего сердца, не имея сомнения, и сохранять эту веру твердо и непоколебимо, даже, когда необходимость потребует умереть за нее, в надежде спасения, при помощи наших добрых дел, за которые мы получим вечные награды на небесах. Вопрос 10. Я хотел бы, чтобы Тайна Святой Троицы была мне объяснена более полно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Церковь «дарует им, в соответствии с верой, единую и простую, неделимую и нераздельную связь... возводя всех к всеобщности и соединяя их в ней. … Все срастаются и соединяются друг с другом одной простой и нераздельной благодатью и силой веры». (Прп. Максим Ucnobeдhuk. Mysmagogia. I. PG. vol. 91. col. 664, 668). Внутри Церкви верующие обретают общение и единство с Триединым Богом. В послании к Ефесянам апостол Павел учит, что через Иисуса Христа все собранные в Церкви, кто были иудеями и язычниками, «дальние и близкие», имеют «доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). В день Пятидесятницы Бог освятил Церковь ниспосланием Святого Духа, и «егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва». Есть только «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, через всех и во всех нас» (Еф. 4:5-6). Есть только одна «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). В этой Церкви подаются «дары различны, но Дух один и тот же», «различные служения, а Господь — Один и Тот же». Апостол Павел ввел учение о Церкви, как о Теле Христовом, которое впоследствии стало фундаментом святоотеческой экклезиологии. Церковь составляет единое Тело, глава которого — Христос, а все верующие в Него — члены, «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:12-13). Сущность христианского учения о Церкви ad intra можно свести к словам Первосвященнической молитвы Спасителя, которую передал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, — «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). Пребывая в сотворенном Богом мире, будучи распространенной среди многочисленных народов по лицу Земли, Единая Вселенская Церковь имеет эмпирическую структуру союза Поместных Церквей, объединенных единым исповеданием православной веры и общением в Таинствах, прежде всего — в Святой Евхаристии. Каждая из этих Поместных Церквей, пребывающая на территории определенного города, местности и возглавляемая законно поставленным епископом, находящимся в общении со своими собратьями из других Церквей, является в полном смысле Единой Кафолической Церковью Христовой для всех обитателей данного места.

http://patriarchia.ru/db/text/5824910.ht...

Вопрос 11. Сколько прошений заключается во второй части сей молитвы Господней? Ответ. Семь прошений. О первом прошении Вопрос 12. Какое первое прошение в молитве Господней? Ответ. Да святится имя Твое. Вопрос 13. Что содержит в себе сие прошение? Ответ. Во-первых, сим просим Господа и Бога нашего, чтобы Он дал нам жизнь благочестивую, украшенную добродетелями и благими делами, дабы люди благочестивою жизнию нашею возбуждались к прославлению имени Божии, как сказано: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех» ( Мф. 5, 16 ). Во-вторых, сими словами просим не только того, чтобы наша жизнь была во славу Божию, но чтобы и все те, которые не веруют в истинного Бога, и не знают Его, обратились и познали Его, так чтобы и в них и чрез них славилось имя Божие. Сверх сего молим Господа нашего и Бога за тех, которые носят на себе титло истинного Христианства, но ведут жизнь худую и беспорядочную, чрез что хулится вера и Бог наш; о них так говорит Апостол: «имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися» ( 2Тим. 3, 5 ). И в другом месте: «Имя бо Божие вами хулится во языцех» ( Рим. 2, 24 ). В сей части молитвы мы молим за них, чтобы они обратились и оставили распутную жизнь, живя впредь благочестиво и воздержно, дабы таким образом имя Божие могло святиться. При сем надлежит знать, что имя Божие само в себе есть свято: но говорится, что оно святится в нас и чрез нас, когда мы освящаем самих себя благочестивою и добродетельною жизнию, во славу имени Божия. О втором прошении Вопрос 14. Какое второе прошение? Ответ. Да приидет Царствие Твое. Вопрос 15. Что содержится в сем втором прошении? Ответ. Просим Бога, чтобы Он Сам, Своею благодатию, правдою и благостию, царствовал во всем существе нашем, и преимущественно в сердце, а не грехе, как сказано: «Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его» ( Рим. 6, 12 ). Во-вторых, прошение сие содержит то, что человек, получивший благодать Божию, и ощутивший небесную радость, ни во что вменяет мир, и желает единственно наследовать Царствие Божие, как говорил Апостол: «желание имый разрешитися и со Христом быти» ( Флп. 1, 23 ). В-третьих, просим Бога, чтобы скорее наступило второе Его пришествие, в которое Сын человеческий явится во славе Своей, и настало воскресение мертвых и последний суд; после чего царство мира сего и враг душ наших упразднятся, и приидет Царство Небесное, «да будет Бог всяческая во всех», как говорит Апостол ( 1Кор. 15, 28 ). О третьем прошении

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

И то и другое принадлежит только всемогуществу Бога. А то, что Бог всемогущ, Он Сам показывает это в Откровении: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1:8). То же самое говорит Архангел Гавриил: «У Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1:37 ). Тем не менее, это вседержительство и всемогущество Бога определяются Его волей и благоволением, поэтому Он делает не все то, что может, но делает и может делать только то, что хочет. Как говорит Священный Псалмопевец: «Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет» ( Пс. 113:11 ). Несомненно, если бы Он захотел, то создал бы бесчисленное множество миров так же легко, как и этот, но Он не захотел. Кроме того, мы должны рассматривать Божественное Всемогущество в сочетании с совершенством, лишенным всякой, даже малейшей слабости или несовершенства, как это покажет данный пример. Бог не может быть злым, Он не может грешить, не может лгать или отречься Себя ( 2Тим. 2:13 ; Евр. 6:18 ), как говорит Павел, поскольку это несовершенства. Если бы Бог мог быть злым, или бы грешил, или бы отрекался Самого Себя, то Он не был бы всемогущим, так как это признаки несовершенств. Итак, Бог всемогущ согласно с Его волей и совершеннейшей благостью, как воспевает Его Пророк-песнопевец: «Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты – Бог , творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов» ( Пс. 76:14–15 ). Наконец, Он назван Всемогущим или Вседержителем, потому что все находится в Его власти, и, потому что Он сотворил мир без всякого препятствия и без всякого труда, но одним Своим желанием. Вопрос 15. Если Бог безграничен и вездесущ, то почему говорится, что Он живет на небесах и в некоторых известных местах земли преимущественно? Ответ. Это говорится не потому, что будто бы небо, или Сион, или какое-нибудь другое место могло вмещать в себе нематериальное и бестелесное Божество – Бог не занимает никакого места, а Сам для Себя является местом. Но поскольку Он действует в этих местах особенным образом, и по причине того, что Его действия и благодать являются там очевиднее и многократнее, то говорится, что Он обитает там.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

«Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). 94. Каково различие лиц Святой Троицы? Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца. 95. Какое достоинство имеют лица Святой Троицы? Три ипостаси, или лица Святой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог , так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог. 96. Почему Бог называется Вседержителем? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. Почему Бога мы именуем Творцом? Слова Символа веры : Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол 1:16 ). 99. Кого мы подразумеваем под названием «невидимых»? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы . 100. Кто такие Ангелы? Ангелы – духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя. 103. Кто сотворен раньше: люди или Ангелы? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы – прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об это можно найти в Священном Писании . В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов. 38:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной говорит о рае: " Вопрос 67. Какое место назначено собственно для душ тех людей, кои умирают с благодатию Божиею? Ответ. Души тех людей, которые отходят от мира сего с благодатию Божиею и с покаянием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо Священное Писание так говорит: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Прем. 3, 1). Называется также место их раем, как Христос Господь сказал на кресте к разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Оно именуется и лоном Авраамовым, как написано: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16, 22), и Царствием Небесным, по слову Господа: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8, 11). Посему, каким бы кто именем из числа упомянутых нами ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души пребывают в благодати Божией в Царствии Небесном, и, как гласят Церковные песни, на небеси " . ГДЕ НАХОДИТСЯ РАЙ. Географическое положение Эдемского сада в настоящее время определить с точностью очень трудно. Указывая на него, Священное Писание говорит о реке, вытекавшей из Эдема для орошения рая и разделявшейся потом на четыре реки, именно: Фисон, Гихон (Геон), Хеддекел (Тигр) и Евфрат (Быт 2, 10-14). Очевидно, что страна Эдемская и рай находились в местности, лежащей близ рек Тигра и Евфрата. Иеромонах Серафим Роуз пишет о местонахождении рая: " Говоря о рае, где обитал Адам до грехопадения, мы подходим к предмету тонкому и таинственному, который в то же время является необходимым ключом к пониманию всего христианского учения. Этот рай, как мы увидим, не просто то, что существовало до грехопадения; он есть также (в несколько отличной форме) цель всей нашей земной жизни - блаженное состояние, в которое вернуться мы подвизаемся и которым мы будем наслаждаться вполне (если окажемся в числе спасенных) с концом этого падшего мира.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=195...

Божии соединились между собою узами мира, утвердили изложение веры, составленное блаженными отцами в Никее, и уничтожили все возникшие соблазны, мы старались убедить единомысленных с Кириллом египетским и подписавших составленные им еретические главы епископов, чтобы они, сохранив изложение составленное в Никее, осудили эти явно противные православной вере главы, как определено было от христолюбезнейших наших императоров. Но, не в состоянии быв убедить их в этом, по причине их нечестивых предубеждений, мы, следуя правой вере отцов и не дозволяя примешивать к ней ничего чуждого, принуждены были изложить ее письменно и утвердить наше исповедание подписанием. Ибо изложения в сих немногих словах достаточно для полного уразумения благочестия, для указания пути истины и для обличения нечестивого еретического заблуждения. Это изложение веры состоит в следующем. Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, творца всего видимого и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, т. е. от сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через коего сотворено все на небе и на земле, который ради нас людей и ради нашего спасения сошел, воплотился и вочеловечился, пострадал и в третий день воскрес, и возшел на небеса, и воссел одесную Отца, и имеет придти судить живых и мертвых, и в Духа Святого. А тех, которые говорят, что было некогда время, когда Его не было и Его не было прежде, нежели родился, и что Он сотворен из ничего, или из какой-либо субстанции, или сущности, или утверждают, что Сын Божий изменяем или прелагаем, анафематствует кафолическая и апостольская церковь . От знаменитейшего Кандидиана, уведомившего наше благочестие, мы узнали, что в ефесской митрополии некоторые дела произведены в беспорядке и не так, как следовало. Ибо и не все, как предписано было, сошлись благочестивейшие епископы, когда епископ великого града Антиохии с другими митрополитами уже приближался, и те, которые собрались, не совещались вместе, не соглашались между собою, и дела, касающегося веры, не исследовали должным образом, или как предписывалось в посланных нами священных посланиях, так что ясно видно, что одни другими были оскорблены, по причине сильного пристрастия всех к своим мнениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Еще вопрос: как быть в случае маловерия? Два ответа. Маловерие бывает разное. Ин. 6:30 – “Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?” Это одно маловерие (вы помните, в связи с чем). Второе маловерие: “Верую, Господи, помози моему неверию” ( Мк. 9:24 ). Такое маловерие – то спасительное, которое благоприятствует действенности таинства. 2. Желание. Откр. 3:20 – “Се, стою у двери (имеются в виду двери сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною”. Конечно, речь идет о том, что надо пожелать, чтобы Господь вошел, только в этом случае Он войдет. Обычно Господь спрашивает: веруешь ли, что Я могу это сделать? Но вот один пример, когда Он об этом не спрашивал. Это исцеление расслабленного у купели, когда Господь спрашивает, хочешь ли выздороветь? То есть желание выздороветь поставлено на первое место. Я тебя исцелю, если ты хочешь этого. Таинство Крещения Понятие таинства Крещения «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую” (Православный катехизис). “Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие” ( Ин. 3:5 ). Вопрос 102 Православного исповедания: что такое Крещение? “Крещение есть омытие и истребление первородного греха посредством троекратного погружения в воде с произнесением от священника сих слов: “Во имя Отца (аминь) и Сына (аминь) и Святаго Духа (аминь)” (“аминь” должен произносить восприемник). После сего от рождения водою и Духом бывает примирение человека с Богом, и человеку отверзается вход в Царство Небесное, по словам Спасителя нашего: “Аще кто не родится водою и Духом, не может в нити в Царствие Божие”. Из Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (член 16-й): “Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: “Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие” ( Ин. 3:5 ). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху, и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякаго исключения, просто: “кто не родится”; то есть по пришествии Спасителя Христа, все имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся, и посему не получившие отпущения в прародительском грехе, необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и, следовательно, не спасаются. И так младенцам необходимо нужно крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно младенцы необходимо должны креститься”.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Хотя и поныне к нашей благочестивой вере обращаются многие идолопоклонники и еретики, но они имеют учителей, которые прежде крещения достаточно учат началам святой веры и подобающему почитанию святых икон, а не их обожествлению. У вас может быть некоторый страх, основывающийся отнюдь не на камне правого исповедания, но не у нас. Чермное море было для Израильтян для того, чтобы переплыть его и обрести славу, Египтянам же для того, чтобы утонуть и погибнуть. Так и для нас святые иконы на пользу и прославление, для вас же на поругание и вечную гибель. ОТВЕЧАЮ, В-ТРЕТЬИХ: Если вы, противники, отвергаете иконы из страха идолослужения, почему не извлечете их из ваших сокровищ? Не на монетах ли, золотых и серебряных, изображены иконы с лицом кесаря? Прежде всего, отвергните их, если боитесь идолопоклонства. Знаю, что вы скажете: «Мы им не кланяемся и не почитаем их». Но разве вы не слышали, что Апостол лихоимство называет идолослужением: Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). И снова: Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Христа и Бога (Еф. 5, 5). Отсюда вы видите, что лихоимство является идолослужением, по слову Павла. Вы же, возводя на нас поклеп об идолослужении, престаньте нас пугать. И прежде всего прекратите ваше самое настоящее идолослужение, выньте бревно из своего глаза, если в нашем глазу видите сучок. СКАЖЕТЕ, мне известно, что этим изображениям на золоте и серебре вы не служите. Но послушайте святого Златоуста в толковании на Послание Павла к Римлянам, главу 3, в Беседе 6: «Да не говорите мне того, что не поклоняетесь золотому идолу. Но покажите мне тогда, что вы не делаете того, что повелевает вам золото. Ибо образы идолослужения могут быть разными. И либо мамона становится на место Господа, либо желудок, либо же другая жесточайшая похоть. Вы не пожираете волов, как Еллины, но гораздо более жестоко убиваете свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

О, паства развращенная! Не слышим ли гром, пробуждающий нас ото сна, у Пророка Иезекииля: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закололи, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали (Иезек. 34, 3–4). Поэтому, пастыри, послушайте слово Господне: Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их ( Иез. 34, 10 ). Таково предупреждение нерадивым пастырям. Подробнее об этом написано в предисловии к Беседам Златоуста, так что можете там и прочесть. Здесь же я написал кратко, желая опровергнуть обвинение соблазняющих еретиков в нашем невежестве или лености. Ибо клевещут на нас, что боготворим святые иконы и поучать или ленимся, или не умеем, хотя все знают, что горе клевещущим и говорящим неправду. Но и тем горе, от кого приходит соблазн и из-за чьего нерадения погибают овцы. Не могу же я здесь обойти вас забвением и молчанием. О, иереи, служители Божественных Тайн! Не думайте, что пастыри словесного стада Христова – это одни только архиереи. Знайте, что и на вас также наложено бремя усердного попечения и заботы о христианских душах. Дерзну даже сказать, что в этом деле на вас лежит еще большая ответственность, чем на архиереях. Они, как представители общества, руководят Церковью Христовой, как верховные блюстители стада, а каждый из вас знает недостатки и особенности своей Церкви, каждый из вас знает своих овец по имени. Каждый из вас испытывает совесть своих прихожан во исповедание грехов, обличает, исправляет, врачует: больных исцеляет, малодушных укрепляет, жестокосердечных покоряет, заблуждающихся наказывает, падших поднимает, отвергающих иго Закона Божия смиряет и разными способами служит, по своей обязанности, врученным вам для спасения овец. Вам дано быть служителями Христовых Тайн. Вы крестите, миром помазуете, честный брак венчаете, грехи кающихся на себя принимаете, разделяете животворящие трапезы с теми, кто уходит из этой маловременной жизни, а тем, кто хочет шествовать посреди сени смертной, показывает спасительный путь с надеждой на вечные блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010