Формы и проблемы брака в современном обществе. Чем церковный брак отличается от церковного. Христианское понимание супружества. Реклама: С.39. Числа: Октябрь (Церковные даты октября)/Подготовила Екатерина Прогнимак//Фома. - – октябрь 2006. – С.40-41. – (рубрика « Числа »). Названы и прокомментированы даты: 5 октября (22 сентября по старому стилю). Праздник в честь иконы Божией Матери «Услышательница» (Зографская); 14 октября (1 октября). Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; 19 октября (6 октября). Память святого апостола Фомы ; 22 октября (9 октября). Память праведного Авраама ; 28 октября (15 октября). Димитриевская родительская суббота . Иерей Константин Польсков , проректор по научной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Россия и Афон: тысячелетие духовного единства. Фото Сергея Медведчикова//Фома. - – октябрь 2006. – С.41. – (рубрика « Числа »). 1-4 октября 2006 г. в Москве состоится Международная научно-богословская конференция «Россия – Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления преподобного Максима Грека)» Возрождение: Спасо-Преображенский собор в городе Рыбинске , Ярославская область. Настоятель протоиерей Михаил Халюто. Фото Евгения Балагурова, Максима Пакидько, из приходского архива//Фома. - – октябрь 2006. – С.42-43. – (рубрика « Возрождение »). Мир Библии: Дошел ли до нас оригинал Библии? / Автор - Андрей Десницкий . Иллюстрации Артема Безменова//Фома. - – октябрь 2006. – С.44-46. – (рубрика « Мир Библии »). Лики и лица: Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913). « Давно, в дни юности минувшей , во мне горел огонь святой …». Стихотворение старца Варсонофия; Биографическая справка /Подготовила Анастасия Верина//Фома. - – октябрь 2006. – С.47. – (рубрика « Лики и лица »). Вопрос – ответ: Не стоит бояться сомнений . На вопросы читателей, касающиеся «связи» верующих с Богом и обретения благодати, особых «ощущений» в церкви, отвечают игумен Петр ( Мещеринов ), руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, и протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, клирик храма Троицы Живоначальной в Хорошеве (Москва). Фото Евгения Глобенко//Фома. - – октябрь 2006. – С.48. – (рубрика « Вопрос – ответ »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-42-...

Хотел бы выразить слова благодарности Министерству науки и образования Российской Федерации, Союзу ректоров, Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету, Синодальному отделу религиозного образования и катехизации, Фонду просвещения «Мета» и Благотворительному фонду святителя Василия Великого, которые совместными усилиями сделали возможным проведение этой олимпиады. Но в первую очередь я благодарю всех участников олимпиады, особенно тех, кто блистательно дошел до финала в городе Москве. С радостью открываю процедуру награждения победителей олимпиады по Основам православной культуры. Храни вас всех Господь!» Святейший Патриарх Кирилл и Н.А. Цветков вручили грамоты и подарки двенадцати победителям VII Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» и II межпредметной олимпиады  Российского православного университета  «В начале было Слово…». Были награждены: Святейший Владыка поблагодарил организаторов олимпиады и вручил награды благотворителям. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 55-летием со дня рождения председатель Совета директоров финансовой корпорации «Уралсиб» Н.А. Цветков был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви председатель правления фонда просвещения «Мета» В.А. Сигаева была награждена орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви председатель Совета директоров ОАО «Императорский фарфоровый завод» Г.В. Цветкова была награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени. По окончании официальной части церемонии театр «Глас» представил сценическое действо «Вот повести минувших лет о том, как была крещена Русь». Олимпиаду по Основам православной культуры с 2008 года проводит  Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет  при поддержке  Синодального отдела религиозного образования и катехизации , семейного фонда Цветковых — фонда просвещения «Мета», фонда святого Василия Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/4011302.ht...

Проявляя полную готовность к активному сотрудничеству в подготовке Собора, Русская Православная Церковь незамедлительно назначила своих представителей во Всеправославный секретариат и Организационный комитет Собора (письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею 01/818 от 26 февраля 2016 года), но в Организационный комитет представителя Русской Православной Церкви, несмотря на напоминания, пригласили к участию лишь с 7 июня (письмо Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу от 31 мая 2016 года). В апреле 2016 года Священным Синодом Русской Православной Церкви был определен (журнал 34) состав делегации Русской Православной Церкви на Всеправославный Собор, о чем письмом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был уведомлен Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. Одновременно с этим в отношении проектов соборных документов вскоре после их публикации стали высказываться критические замечания со стороны епископата, духовенства и мирян Русской Церкви. В Московскую Патриархию, Отдел внешних церковных связей и другие синодальные учреждения во множестве поступали письма православных верующих с критикой соборных текстов и самого процесса подготовки Собора. В ответ на смущения в пастве Отдел внешних церковных связей выступил с необходимыми разъяснениями и комментариями, опубликовав соответствующее заявление. С целью более широкого обсуждения проектов документов Собора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19 апреля в Москве в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась конференция на тему " Всеправославный Собор: мнения и ожидания " . По итогам конференции были подготовлены и переданы на рассмотрение Священноначалию поправки к соборным документам " Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром " и " Миссия Православной Церкви в современном мире " . Несмотря на всё сокращающийся срок до созыва Собора, сохраняется множество нерешенных проблем, которые ставят под вопрос возможность достижения на Соборе общеправославного консенсуса.

http://religare.ru/2_109110.html

Когда после революции начались гонения на Церковь, богословское образование было запрещено, все духовные семинарии и академии закрыты. В послевоенный период было разрешено открыть несколько духовных школ, но в 1960-е годы часть из них снова была закрыта. Лишь после 1988 года, когда Русская Церковь широко отметила 1000-летие Крещения Руси, началось стремительное возрождение церковной науки. Сейчас система духовного образования в Русской Православной Церкви достаточно развита и разветвлена. В настоящее время только в России функционируют одна Общецерковная аспирантура и докторантура, две духовных академии, четыре православных университета и института, 34 духовных семинарии, 24 духовных училища. Ряд духовных академий, институтов, семинарий, училищ Русской Православной Церкви функционирует в Украине, в Белоруссии, в Молдове, Латвии, Казахстане, Узбекистане, Франции, Японии и США. Вся система духовного образования в нашей Церкви на настоящий момент выстроена в соответствии с болонской системой. Выпускники семинарий получают степень бакалавра. В Московской духовной академии , Санкт-Петербургской духовной академии , Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете , а также в ряде семинарий дипломированные бакалавры имеют возможность продолжить образование в рамках магистерских программ. В 2009 по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сразу после восшествия его на Патриарший престол, была создана Общецерковная аспирантура и докторантура. Мне было поручено Святейшим Патриархом возглавить ее в качестве ректора. Главная цель Общецерковной аспирантуры и докторантуры — подготовка научных, педагогических, административных и дипломатических кадров высшей квалификации для исследовательских, образовательных и управляющих структур Русской Православной Церкви. Фактически Общецерковная аспирантура и докторантура венчает всю современную систему богословского образования Русской Православной Церкви. Поэтому я считаю важным рассказать о ней несколько подробнее.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210024...

Объявленный же нами конкурс должен определить лучшие разработки по каждому из вошедших в новый Стандарт предметов. Для начальной ступени это Священная Библейская история, Устройство православного храма и богослужение, Церковнославянский язык, Основы христианской нравственности, Основы хорового и церковного пения, История христианской Церкви; для основной — Священное Писание (отдельно по Ветхому и Новому Заветам), Основы православного вероучения, Православное Богослужение, Общая церковная история, История Русской Церкви, Христианская этика. Таким образом, получается 13 предметов, по каждому из которых требуется пять частей комплекта — то есть всего 65 конкурсных позиций. По условиям нашего конкурса участник может не разрабатывать целиком предметный комплект, ограничившись его частями. Но, конечно, шансов оказаться лучшей у такой работы будет меньше: мы заинтересованы работать с готовыми полноценными комплектами. — Мы получили заявки от шести авторов. Над самими комплектами или их частями работа еще продолжается (по условиям конкурса готовые материалы мы должны получить к 15 ноября), но уже можно констатировать: некоторые разработки окажутся крайне интересными. Так, настоятель петербургского храма святых равноапостольных Константина и Елены, заместитель председателя ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии, магистр богословия протоиерей Михаил Браверман взялся за разработку всего учебно-методического комплекта по курсу Православного богослужения. Его землячка Ольга Антипова, директор воскресной школы при храме св. Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове, дополняет этот комплект оригинальными наглядными пособиями по этому же курсу. Надеюсь, в полной мере оправдает наши ожидания и доцент факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат филологических наук Марина Кравцова, создающая сейчас практически полный комплект (за исключением медиа-приложения) по курсу Церковнославянского языка. Еще один целый учебно-методический комплект педагога церковно-приходской школы московского храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском Ольги Кирьяновой, скорее всего, будет рассматриваться как внеконкурсный.

http://patriarchia.ru/db/text/3194266.ht...

2. Образовать Редакционную коллегию по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы в следующем составе: 1. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургский духовной академии; 2. протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 3. иеромонах Димитрий (Першин), руководитель просветительских программ Всероссийского православного молодежного движения, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи; 4. протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии – председатель Редакционной коллегии; 5. Беглов Алексей Львович, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук – по согласованию; 6. Довгий Татьяна Петровна, заместитель директора департамента образования Смоленской области – по согласованию; 7. Журинская Марина Андреевна, редактор журнала " Альфа и Омега " ; 8. Зубов Андрей Борисович, профессор, заведующий кафедрой истории религий Российского православного института святого Иоанна Богослова; 9. Никитин Валентин Арсентьевич, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии; 10. Светозарский Алексей Константинович, профессор, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии; 11. Фокин Алексей Русланович, главный редактор Центра библейско-патрологических исследований Синодального отдела по делам молодежи; 12. Янушкявичене Ольга Леонидовна, профессор Вильнюсского педагогического университета – по согласованию. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Источник:  Патриархия. ру СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Споры вокруг преподавания ОПК и ДНК в школах персоналии: Патриарх Кирилл ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_66583.html

В 11-м «А» последним уроком в расписании значится «Правосл.» («Православная культура» то есть). - У нас свои учебники, - раскладывает яркие обложки педагог Елена Савостина. - Автор - Скоробогатов. Одна из лучших книг по этому предмету! Елена Борисовна ведет «Правосл.» недавно. Раньше преподавала МХК (мировая художественная культура. - Ред.). Потом училась в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве. Теперь религиовед по специальности. - Сами посмотрите: никаких догм, только культура. Листаю добротные книжки. «Православные праздники», «Святость земли Русской», «Иконография Божией Матери», «Устав монашеской жизни» - шелестят страницы с красочными иллюстрациями. - Никаких проповедей мы не читаем... Ну все, урок! - мягко выпроводила меня учительница. В класс завалились старшеклассники. Выходит, что уроки нравственности неотделимы от знаний о своих истоках. Или все-таки вера? В школьном коридоре пестро выведено масляной краской: «Это ты, моя Русь державная, моя Родина Православная!» Яркий постер: губернатор Савченко вместе с Иоанном, архиепископом Белгородским и Старооскольским, что-то вручают детишкам. Тут же стенд «Кодекс выпускника». На пожелтевшей бумаге отпечатано: «Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и светлая вера Православная. Прп. Феодосий Печерский». Вздрагиваю от прикосновения. Немолодая женщина тянет за рукав: -  У меня есть что сказать... В пустом классе усаживаюсь за парту. Разглядываю свою инициативную собеседницу. Золотые зубы, крашеные пряди волос... Галина Викторовна Сторожева, учитель начальных классов до появления «Православной культуры» вела в школе «Народную культуру Белогорья». Там тоже был раздел о православии. Перечисляя штрихи своей педагогической биографии, Галина Викторовна вдруг выдала: - Я сама верующий человек, но не воцерковлена. Как же я могу прививать детям веру? Вот какая проблема... Учителя-ремесленники - Да, перегибают, - согласилась Светлана КАЛАШНИКОВА, замначальника управления образования Белгородской области. Светлана Николаевна разрабатывала местный закон, который сделал уроки православной культуры обязательными.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В этой связи перед Русской Православной Церковью стоят две наиболее важные задачи: Первое, это создание системы непрерывного православного образования от детского сада до высшей школы, о чем неоднократно говорилось в выступлениях Его Святейшества, на что направлены объединенные усилия Отдела религиозного образования и катехизации, Учебного комитета, всех образовательных структур Русской Православной Церкви. И вторая задача – интеграция воспитательного компонента на основе религиозных традиций в светскую школу. Вводимые в экспериментальном порядке конфессионально-ориентированные предметы, в том числе, Основы православной культуры, призваны стать органической составляющей образовательного процесса в общеобразовательной школе, создать условия для духовно-нравственного воспитания на основе православного мировоззрения. И от того, насколько активным будет участие Церкви в этом проекте, во многом зависит, что будут изучать дети, как будет вестись преподавание, на какие результаты мы сможем в итоге рассчитывать. С целью обобщения и распространение опыта преподавания ОПК в июле 2009 года при ОРОиК РПЦ создана Комиссия по православной культуре и духовно-нравственному воспитанию. В состав Комиссии вошли заместитель Министерства образования и науки РФ И. И. Калина, представители епархий РПЦ, РАО, педагоги, сотрудники ОРОиК. На этапе подготовки эксперимента Русская Православная Церковь, наряду с другими традиционными российскими религиями представила свой учебник. Эта работа потребовала объединения усилий церковной, научной и педагогической общественности. Серьезную поддержку Отделу религиозного образования и катехизации оказали специалисты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии образования. Такое соработничество православной общественности позволило создать целостный учебно-методический комплекс по экспериментальному курсу. В мае 2010 года в Отделе религиозного образования и катехизации был создан Сектор основ православной культуры, который в настоящее время непосредственно занимается вопросами преподавания ОПК, в том числе в рамках реализации экспериментального проекта. В задачи Сектора входит взаимодействие с епархиями, государственными органами управления образованием, мониторинг хода Эксперимента.

http://pravmir.ru/episkop-zarajskij-merk...

Для почитания подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской очень важно знать точные данные, так как написать историю гонений без числовых оценок волн репрессий по сути невозможно. Историки до сих пор спорят о количестве пострадавших за веру в ХХ веке. Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, изучил статистику, собранную в базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . В первую очередь, исследователь обратился к дореволюционной статистике православного духовенства. В 1915 году численность православного клира и монашествующих составляла больше 200 тысяч человек. Из них 50 тысяч священников, 16 тысяч диаконов, 3,2 тысячи протоиереев, 46 тысяч псаломщиков. В мужских монастырях состояло порядка 12 тысяч монашествующих и 10 тысяч послушников; в женских монастырях — 17 тысяч монашествующих и 56 тысяч послушниц. На территории Российской империи было около тысячи монастырей, примерно одинаковое количество мужских и женских. Всего, по расчетам отца Александра, за веру репрессиям подверглось не больше 86 тысяч человек. Если же учитывать членов их семей, которые претерпевали гонения и лишения, то число пострадавших во время гонений верующих увеличится до 500 тысяч. Наиболее жестокие репрессии обрушились на духовенство и монашествующих: к 1942 году их почти не осталось. Исходя из этого, тот факт, что Церковь выжила — это действительно чудо Божие. Участники дискуссии затронули тему признания новомучеников и исповедников святыми на основании протоколов НКВД. Прозвучало мнение, что к таким документам нужно относиться с большой осторожностью, потому что они могут содержать недостоверную информацию. Вызывает ужас тот факт, что приговоры приводили в исполнение с молчаливого согласия большинства. Это привело к таким колоссальным потерям. Могут ли православные верующие быть активными гражданами с социально активной гражданской позицией? Вопрос остается актуальным и сегодня. На примере жизни и деятельности новомучеников Ярославской области его р ассмотрел священник Иннокентий Кулаков, руководитель Межъепархиальной коллегии Ярославской митрополии по канонизации. Он рассказал, что новомученики были по-настоящему активными гражданами. «Они собирали вокруг себя людей, делали то, что считали нужным, проповедовали делами. Их не останавливали испытания, вражда и даже угрозы смерти. В 1930-е годы они работали со школьниками, собирали вокруг себя людей, спасали от алкоголизма и других зависимостей. Это ли не проявление гражданской инициативы?» — подчеркнул отец Иннокентий.

http://patriarchia.ru/db/text/5489544.ht...

Затем перед собравшимися выступили вице-консул РФ в Милане П.Н. Рацкевич, настоятель болгарского православного прихода в Милане протоиерей Стефан Поликаров и другие. В ходе конференции были рассмотрены различные направления монашеского служения как в древности, так и в современном мире. В частности, с докладом на тему «Монашеское служение в Древней Церкви и современное монашество» выступил доктор канонического права, профессор, настоятель прихода Амвросия Медиоланского г. Милана архимандрит Амвросий (Макар). О малоизвестных страницах истории Афона и его связях с отечественным монашеством рассказал директор Международного института афонского наследия в Украине (МИАНУ) Сергей Шумило. Тема становления и развития православного монашества в Грузии была отражена в докладе доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ирины Багратион-Мухранели. О проповедническом и переводческом наследии преподобного Паисия Величковского рассказал секретарь Макаровского викариатства Киевской епархии архимандрит Филарет (Егоров). Редактор литературно-богословского альманаха «Христианос» Наталья Большакова из Риги выступила с докладом о монашеском опыте канонизированной Константинопольским Патриархатом преподобномученицы Марии (Скобцовой). Тему «Почитание монашества в народной традиции» раскрыл в своем докладе кандидат физико-математических наук протоиерей Богдан Огульчанский. Митрополит Полтавский и Миргородский Филипп, выступая перед присутствующими, поделился свидетельствами об обретении в Нямецком монастыре в Румынии мощей преподобного Паисия Величковского и сообщил, что по договоренности с Синодом Румынской Православной Церкви частица мощей выдающегося подвижника в ноябре этого года будет передана на родину преподобного — в г. Полтаву. Как сообщил владыка, Синод Румынской Церкви определил, что мощи преподобного Паисия не будут раздаваться различным храмам и монастырям, однако сделал исключение для Полтавской епархии , дабы и на родине преподобного пребывала частица его мощей.

http://patriarchia.ru/db/text/4614999.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010