К сожалению, должен сообщить и о печальном событии. Один из соискателей Макариевской премии известный ученый, профессор Московского государственного академического художественного института им. Сурикова Н Н. Третьяков скоропостижно скончался 2 февраля этого года на 81 году жизни. В соответствии с Положением о Макариевских премиях решением Экспертного совета его работа была исключена из числа сочинений, участвующих в Макариевском конкурсе. Экспертный Совет был сформирован Комитетом и утвержден учредителями Фонда в составе: декан исторического факультета МГУ, член-корреспондент РАН С.П. Карпов (председатель), А.Л. Савельев (секретарь), доцент Московской Духовной Академии магистр богословия архимандрит Макарий (Веретенников), преподаватель МДА и Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиерей Валентин Асмус, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, член-корреспондент РАН Я.Н. Щапов, член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря, доктор искусствоведения А.В. Рындина, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Ю.Н. Емельянов, заведующий кафедрой Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук В.Ф. Козлов, директор Государственного исторического музея А.И. Шкурко, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Н.В. Синицына, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук С.А. Беляев, доцент исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, кандидат физико-математических наук А.Ю. Андреев. Для объективной оценки поступивших работ Экспертным советом были подготовлены специальные анкеты-тесты с четкими критериями оценок научного уровня представленного сочинения по пятибалльной шкале и определены рецензенты. Каждая работа читалась двумя рецензентами, при получении полярных оценок назначался третий рецензент. Такие работы обсуждалась на заседании Экспертного совета, и по каждой следовало особое заключение Экспертного совета. В рецензировании и оценке конкурсных сочинений принимали участие ведущие специалисты в данной области. Среди них – 2 действительных члена РАН, 3 – члена-корреспондента РАН, 31 доктор наук, 37 кандидатов наук, 3 кандидата и 1 доктор богословия. В экспертной работе приняли участие 14 лауреатов Макариевской премии. По ведомственной принадлежности среди рецензентов было 26 сотрудников МГУ, 14 – Института российской истории РАН, 11 – других институтов РАН, 1 – Российской Академии образования, 4 – РГГУ, 6 – ПСТБИ, 2 – МДА, двое сотрудников Государственной Третьяковской галереи, 4 – ГИМа, 2 – Московской Государственной консерватории, 1 – Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, 1 – Государственного архива РФ, 1 – Российского государственного архива древних актов, 1 – Дипломатической академии МИДа.

http://sedmitza.ru/text/397830.html

Немалую роль играют в православном интернете и различные порталы, где можно заниматься самым настоящим богословием. Общение на богословских и философских форумах по уровню значительно выше салонных бесед. Стало возможным даже получить серьезное богословское образование на дому, например, на сайте дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в программу которого входит и выполнение контрольных работ в реальном времени, и коллективное участие в телесеминарах. Целое пространство групп в «В Контакте» объединяет священников, православных миссионеров и обозревателей, специализирующихся в области сектоведения и активной борьбе с современными ересями. Здесь дадут совет, что делать, если близкий человек попал в секту; здесь решаются сложные вопросы полемики с иноверцами. Кроме вопросов сектоведения, богословия, библеистики, в последнее время в этой же соцсети развилось движение территориально-приходского объединения пользователей: создаются группы приходов, которые объединяются в группы епархий. Интересна краеведческая деятельность в рамках таких сообществ (например, группа священника Алексия Луговского, прихода в поселке Войбокало Ленинградской области). Быть вежливым... и в интернете Новое пространство общения порождает и новые сложности взаимоотношений между людьми, и новое прочтение христианской морали. Общение в соцсетях порой превращается в свалку различных мнений, так что от верующего требуется и спокойная рассудительность, чтобы «отделить мух от котлет», и особое чувство такта, чтобы ненароком не обидеть собеседника. Слагаются даже целые своды правил поведения в сети по аналогии с Декалогом. Например, «Не сотвори из блога кумира», «Не кради контента чужого», «Не используй интернет, чтобы изменять супруге или супругу» и так далее. Пока еще православное сетевое общество не сформировало систему норм общения в интернете, которая позволила бы охватить весь громадный спектр тематик и специфик, возникающих в каждом конкретном случае. Не создавалось и никакой концепции ведения интернет-деятельности и со стороны священноначалия.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/5/90...

Немалую роль играют в православном интернете и различные порталы, где можно заниматься самым настоящим богословием. Общение на богословских и философских форумах по уровню значительно выше салонных бесед. Стало возможным даже получить серьезное богословское образование на дому, например, на сайте дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в программу которого входит и выполнение контрольных работ в реальном времени, и коллективное участие в телесеминарах. Целое пространство групп «ВКонтакте» объединяет священников, православных миссионеров и обозревателей, специализирующихся в области сектоведения и активной борьбе с современными ересями. Здесь дадут совет, что делать, если близкий человек попал в секту; здесь решаются сложные вопросы полемики с иноверцами. Кроме вопросов сектоведения, богословия, библеистики, в последнее время в этой же соцсети развилось движение территориально-приходского объединения пользователей: создаются группы приходов, которые объединяются в группы епархий. Интересна краеведческая деятельность в рамках таких сообществ (например, группа священника Алексия Луговского, прихода в пос. Войбокало Ленинградской области). Быть вежливым… и в интернете Новое пространство общения порождает и новые сложности взаимоотношений между людьми, и новое прочтение христианской морали. Общение в соцсетях порой превращается в свалку различных мнений, так что от верующего требуется и спокойная рассудительность, чтобы «отделить мух от котлет», и особое чувство такта, чтобы ненароком не обидеть собеседника. Слагаются даже целые своды правил поведения в сети по аналогии с Декалогом. Например, «Не сотвори из блога кумира», «Не кради контента чужого», «Не используй интернет, чтобы изменять супруге или супругу» и так далее. Пока еще православное сетевое общество не сформировало систему норм общения в интернете, которая позволила бы охватить весь громадный спектр тематик и специфик, возникающих в каждом конкретном случае. Не создавалось и никакой концепции ведения интернет-деятельности и со стороны священноначалия.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=61895

— Но ведь первый диссертационный совет уже создан, даже раньше вашего экспертного совета! — Да, на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия , Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Возглавил его митрополит Волоколамский Иларион. Первый диссертационный совет — моноконфессиональный, но в дальнейшем нам, возможно, придется открывать и поликонфессиональные советы. Вообще всяческого радикализма в нашей очень важной работе следует избегать. Например, глубоко ошибочно мнение, что вот, мол, сейчас свалят науку с религией в одну кучу, а в результате не останется ни того, ни другого. Надеюсь, так не случится. Мы находимся в светском образовательном пространстве, и достоинства и недостатки диссертационных работ нас интересуют исключительно в научной плоскости. Оценивая их, мы, конечно, учтем мнение конфессиональных сообществ, но определяющим станет качество именно научно-исследовательской работы. — С какой примерно периодичностью будет собираться экспертный совет? — Аналогичные органы ВАКа по другим специальностям заседают дважды в месяц. Но, думаю, на первых порах для нас такая частота излишня: пока диссертаций по теологии написано еще мало. Присутствие теологии в образовании и науке — признак гражданского взросления общества Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия: Мы закрепляем присутствие теологии в современном научном пространстве. Богословы, как и во многих других странах, будут иметь возможность по результатам защиты получать признаваемые государством ученые степени кандидата и доктора наук. Присутствие теологии в образовании и науке — признак гражданского взросления общества, осознания им своей структурной сложности и одновременно значимости духовных и культурных корней российской цивилизационной идентичности. В условиях современных вызовов и угроз в сфере безопасности растущая роль теологии в решении задач, связанных с будущим нашей страны, очевидна.

http://e-vestnik.ru/society/stepeni_po_t...

Он построен в 2002 году по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона на пожертвования студентов, преподавателей и выпускников вуза, а также тех, кто неравнодушен к духовным и нравственным проблемам современной молодёжи. Покрово-Татианинский храм является местом, где молодые люди - будущие учителя - приобщаются к русской духовной традиции, имеющей тысячелетний опыт воспитания личности на основах христианской нравственности. В рамках круглого стола, прошедшего в диссертационном зале РГУ, состоялся содержательный разговор, в ходе которого московские педагоги ознакомились с богатым опытом рязанцев в области духовно-нравственного воспитания. В частности, было сказано и об особенностях кафедры теологии. В 2002 году университет получил лицензию и открыл на базе факультета русского языка и литературы подготовку по специальности 020500 - теолог, преподаватель (обучение бесплатное). Выпускники кафедры получают диплом о высшем образовании государственного образца и работают в структурах государственного аппарата различного ранга, преподавателями общественных дисциплин (религиоведения, обществознания, граждановедения, истории религии и др.), консультантами по вопросам религии при администрации различного уровня, специалистами в социальных центрах; в средствах массовой информации. Учебные занятия проводятся как силами самого РГУ, так и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, учёными-богословами Рязанской епархии. В дискуссии по обсуждаемым вопросам приняли участие: доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Ю.В. Орлова, зав. кафедрой теологии игумен Лука (Степанов), методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы Т.И. Петракова, доцент кафедры теологии протоиерей Александр Добросельский, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук А.А.Петренко, выпускница университета Н.Ю. Бойкова, студентка 4 курса Дарья Уварова, ведущий специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации А.С.Алексеева, преподаватели московских колледжей Л.Э. Кураченкова, Л.Н. Алпатова, Е.И.Твалтвадзе, Ю.А. Лоншакова, А.М. Александров, С.А. Омельченко, А.В. Никитина, Л.И. Серёгина, В.В. Ткачёв.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/19/...

Отвечает протоиерей Николай Емельянов , проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета//Фома. - – январь 2016. – С.37. – (раздел « Вера », рубрика « Вопрос священнику »). Цифра:   Все 1080 сочинений Баха будут выложены в открытый доступ в Интернете Фото allofbach.com//Фома. - – январь 2016. – С.37. – (раздел « Вера », рубрика « Цифра »). Нидерландское Баховское общество записывает и выкладывает в Интернет все известные на сегодняшний день сочинения И. С. Баха для хора, оркестра, солистов. Каждую пятницу на сайте общества http://allofbach.com появляется новое произведение для бесплатного скачивания и прослушивания. Толковый словарь: Апостасия: что приближает конец света? Автор – Юрий Пущаев. Ил.: Воины Апокалипсиса. Виктор Васнецов. 1887//Фома. - – январь 2016. – С.38. - (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь» ). Реклама : С.39.    ЛЮДИ (раздел). – С.40-61. Наталья Лосева . Серый ангел ; Неонила Фото Ангелины Чистовой. Рисунки Татьяны Песковой//Фома. - – январь 2016. – С.40-43. – (раздел « Люди »). не связанные ни жанром, ни сюжетом истории на самом деле об одном –        дорога к вере и от веры непростая и петляющая. Главное – идти и          возвращаться. И о том, что, если кончается вера, всё равно остаются любовь и      надежда. Путешествие с «Фомой»: Алексей Новоселов , директор Тотемского музейного объединения. Тотьма. Метрополия Русской Америки Фото Андрея Нестеренко и фото со страницы «Тотьма Версия» в социальной сети «ВКонтакте»//Фома. - – январь 2016. – С.44-51. – (раздел « Люди », рубрика « Путешествие с “Фомой” »). опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города –            герои России». При реализации проекта используются средства         государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с          распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 и на      основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России. У вас будет ребенок: Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Министерство образования и науки Архангельской области - Региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-153-...

Перевезенцев Сергей Вячеславович, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова; Хандорин Владимир Геннадиевич, доктор исторических наук, профессор Московской финансово-юридической академии; Володихин Дмитрий Михайлович, доктор исторических наук, доцент, профессор исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; Лавров Владимир Михайлович, доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской духовной семинарии; Волков Сергей Владимирович, доктор исторических наук, профессор; Янин Игорь Трофимович, доктор исторических наук; Лобанов Вячеслав Викторович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН; Белякова Надежда Алексеевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; Беглов Алексей Львович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; Родионов Олег Алексеевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; Ванькова Анна Борисовна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; Круглов Владимир Николаевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН; Мультатули Петр Валентинович, кандидат исторических наук, начальник Сектора анализа и оценок ЦГИ Российского института стратегических исследований; Завадская Светлана Викторовна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки; Хутарев-Гарнишевский Владимир Владимирович, кандидат исторических наук, председатель совета МГО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры; Ефремов Александр Валентинович, кандидат исторических наук, доцент МГГУ им. М. А. Шолохова и другие . Голосование по переименованию идет на портале «Активный гражданин» http://ag.mos.ru/poll/view/1428 Для участия необходимо пройти регистрацию. 17 ноября 2015

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Прикоснуться к сокровенным глубинам бытия Сегодня семинария — это высшее духовное образовательное учреждение, предназначенное для подготовки молодых людей к служению в Церкви в качестве священнослужителей и церковных работников, которое включает в свой состав отделения священноцерковно­служителей, регентов, иконописцев и отделение дополнительного религиозного образования и катехизации. Созданная учебно-материальная база семинарии позволяет успешно решать самые сложные образовательные задачи. Семинарское общежитие обеспечивает проживание семинаристов не только очной формы обучения, но и студентов, прибывающих на сессии заочного обучения. В условиях карантинных мероприятий учебный процесс продолжался в строгом соответствии с расписанием занятий. Использование дистанционных технологий обогатило арсенал учебно-методических приемов преподавателей. Этот опыт решено использовать в последующем обучении тех студентов, кто в силу необходимости вынужден приобретать знания удаленно. Попечением ректора Пермской семинарии в стенах учебного заведения проходят ­научно-практические конференции с участием представителей профессорского состава ведущих вузов России. К настоящему времени в Пермской духовной семинарии сформирован профессорско-преподавательский состав, способный решать главную задачу — достойную подготовку священно- и церковнослужителей по программе высшего богословского образования. Сегодня среди преподавателей семинарии есть те, кто имеют ученые степени, в том числе по богословию, доктора наук, священнослужители. Набирает силу научно-исследовательская работа, которая тесно связана с учебно-воспитательным процессом и находит выражение в повышении уровня выпускных квалификационных работ, в защите диссертационных исследований преподавателями в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , а также в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете . Стали традиционными две научно-богословских конференции: в ноябре — «Духовное пространство России: история и современность» и в мае — «Язык и духовность», участие в которых принимают ученые-богословы из церковных учебных заведений, ведущих вузов страны, а также из других стран. Непременным участником всех научных мероприятий является митрополит Мефодий — ректор семинарии, который всегда выступает лично, касаясь основных моментов научно-образовательного процесса, в том числе вопросов эффективности ведения исследовательской работы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5843865...

С другой стороны, имеются определенные вопросы, связанные с востребованностью тех, кто окончили теологические факультеты и кафедры. Куда им идти? Где преподавать? Есть, конечно, система преподавания в религиозных конфессиях.  Но, как правило, эта система сама воспроизводит своих преподавателей: сначала человек учится в духовной семинарии, в духовной академии, потом где-то стажируется, и затем туда же возвращается преподавателем. Система светского теологического образования, конечно, тоже имеет потенциал воспроизводства кадров, однако этим нельзя ограничивать возможности для выпускников теологических вузов и кафедр. Поэтому педагогический аспект мне представляется очень важным для дальнейшего развития теологического образования, и я бы хотел призвать ректоров, представителей тех наших вузов, которые имеют педагогическую составляющую, обратить особое внимание на этот фактор, который может помочь сделать теологию востребованной в системе высшего и среднего образования. За последние годы мы смогли создать каркас теологического образования, необходимый для планомерного развития нашей отрасли. Во-первых, мы добились признания этой отрасли как научной специальности. Мы создали диссертационные советы, которые присуждают научные степени по теологии; и эти научные степени признаются государством. В качестве примера хотел бы привести работу диссовета, который создан на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и двух церковных вузов — Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Этот межвузовский диссертационный совет уже регулярно выпускает докторов теологии и кандидатов теологии. Их дипломы признаются государством. Таким образом, мы вносим свой вклад в наполнение воссозданной научной отрасли необходимыми для нее научными знаниями, причем работа ведется на высоком современном уровне. Своим правом присуждать ученые степени пользуется ведущий российский университет с особым статусом — Санкт-Петербургский. В СПбГУ также прошли уже защиты по теологии.

http://patriarchia.ru/db/text/5733157.ht...

Такой документ был подготовлен в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, которая является главным исполнителем работ по этому Плану и согласован у нас в Синодальном отделе, наши специалисты приняли участие в его доработке. Вторым перспективным направлениям я выделю подготовку учителей, профильную подготовку школьных учителей православной культуры. На этом направлении также согласно указанному Плану работ по обеспечению введения ОРКСЭ в 2012 году в Федеральном институте развития образования подготовлена программа педагогического образования (бакалавриат), предусматривающая возможность по выбору вуза готовить профильных специалистов, преподавателей православной культуры в школе. В этой работе также приняли участие наши сотрудники, Синодального отдела, и специалисты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , специалисты по высшей школе, педагогическому образованию. Мы понимаем, что эти вопросы связаны друг с другом. Готовить учителя в вузе для преподавания курса на 30 часов бессмысленно. И образовательные, воспитательные результаты такого краткого курса конечно минимальные. Учителя надо готовить для преподавания по всем годам обучения и курс должен быть такой же. И подготовка должна быть профильной, это тоже наша принципиальная позиция — учитель не должен преподавать все религиозные культуры, он может преподавать неконфессиональные модули и близкую ему религиозную культуру, это максимально. Но не все религиозные культуры одновременно. Эти оба документа были переданы заказчику — в Министерство образования и науки еще в начале декабря прошедшего года. Мы естественно ожидаем, что они должны быть реализованы и, не затягивая этот процесс, потому что концепция расширения ОРКСЭ предусматривает начало работ по ней уже с начала 2013 года. Подготовку необходимых материалов для преподавания ОРКСЭ, в том числе православной культуры по выбору согласно этой разработанной концепции можно было бы начинать уже сейчас, так она предусматривает.

http://patriarchia.ru/db/text/2750545.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010